Принято на пед. совете
№ 4 от 29.03.2021
УТВЕРЖДАЮ
Директор Струговской ООШ
____________Вештемова Е.Н.
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе с одаренными детьми
(формы поддержки и сопровождения развития одаренных детей)
МОБУ Струговская ООШ
1.
Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №1239
«Об
утверждении
Правил
выявления
детей,
проявивших
выдающиеся
способности,
сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» с изменениями и дополнениями
от 6 мая 2016 г., 24 июня 2017 г.
Под
одаренностью
в данном
Положении
подразумевается
высокий
уровень
развития
каких-либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые
устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в школе.
1.1 Цель и задачи работы с одарёнными детьми.
Цель работы: создать условия для выявления, поддержки и развития индивидуальности
одарённого
ребёнка
в
различных
видах
деятельности,
его
самореализации,
профессионального самоопределения в соответствии с интеллектуальными, физическими,
творческими способностями обучающегося.
Задачи работы:
-
выявление
одарённых
детей
в
различных
сферах
деятельности
(предметнонаучное,
культура, спорт, искусство, техническое творчество и др.);
- выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение
типов одаренности учащихся;
-
использование
на
уроке
дифференциации на
основе индивидуальных
особенностей
детей;
- создание единой базы данных одаренных детей на всех уровнях образования в школе;
-
отбор
средств
обучения,
способствующих
развитию
самостоятельности
мышления,
инициативности
и
научно-исследовательских
навыков,
творчества
в
урочной
и
внеурочной деятельности;
- организация разнообразной внеурочной деятельности;
- разработка эффективной системы подготовки одарённых детей к участию в олимпиадах,
конкурсах,
научных
конференциях,
викторинах,
смотрах,
спортивных
соревнованиях,
фестивалях, состязаниях;
- развитие системы внеурочной работы и дополнительного образования, направленной на
развитие способностей обучающихся;
- подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по работе с одарёнными
детьми;
- поощрение одарённых учащихся за достигнутые результаты.
2.0рганизация работы с одаренными детьми
2.1 0сновными принципами работы с одаренными детьми являются:
- принцип индивидуализации обучения;
- принцип развивающего обучения и воспитания;
- принцип комфортности в любой деятельности;
-
принцип
разнообразия
предлагаемых
возможностей
для
реализации
способностей
учащихся;
- возрастание роли внеурочной деятельности;
- принцип добровольности.
2.2 0сновными формами работы с одаренными детьми являются:
- групповые и индивидуальные занятия;
- курсы по выбору, элективные курсы;
- олимпиадное движение;
- творческие конкурсы;
- проведение диспутов, круглых столов, помогающих развивать диалогическое мышление,
определять свой взгляд на мир;
-проведение экскурсий, путешествий и других активных форм, способствующих развитию
одаренных обучающихся;
- проведение предметных недель.
3.
Функциональное обеспечение работы с одаренными детьми
Функционально
обеспечивают
работу
с
одаренными
детьми
следующие
участники
образовательного процесса:
- администрация (директор, заместители директора)
- руководители школьных методических объединений;
- учителя-предметники;
- классные руководители;
- руководители спортивных секций;
- библиотекарь;
- родители (законные представители) учащихся.
Функции директора
-
утверждение
работы
с
одарёнными
детьми;
заслушивание
отчета
по
его
выполнению;
- оснащение необходимым оборудованием и материалами для организации работы с
одаренными детьми;
- расстановка кадров в работе с одаренными детьми;
Функции заместителей директора
- разработка школьной документации по работе с одаренными детьми: план работы,
информационные, аналитические справки по итогам работы с одарёнными детьми;
- координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми;
- обеспечение связей с учреждениями дополнительного образования;
- ведение банка данных по одаренным детям;
- анализ и обобщение результатов работы с одаренными детьми;
- определение критериев эффективности работы;
- внедрение современных педагогических технологий;
- организация внутришкольного контроля.
Функции библиотекаря:
- обеспечение необходимыми библиотечными ресурсами работы с одаренными детьми:
методической литературой, сборниками олимпиадных заданий и др.,
- предоставление материалов по запросам учителей и учащихся;
- подбор информации и аналитических материалов;
- создание банка проектных и исследовательских работ учащихся;
- проведение консультаций по поиску материалов по темам исследовательских работ.
Функции руководителей ШМО:
- рассмотрение на заседаниях вопросов качества и результативности проделанной работы;
- планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад;
-
разработка
материалов,
вопросов
и
заданий
повышенного
уровня
сложности
по
предметам;
- разработка рабочих программ образовательных курсов, направленных на обучение и
развитие одаренных детей;
- оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте школы (результаты
олимпиад, итоги посещённых мероприятий и т.д.);
-
обобщение
результатов
научно-исследовательской
деятельности
и
участия
в
олимпиадном движении;
- руководство подготовкой
творческих отчётов
учителей, работающих
с одарёнными
детьми.
Функции учителей-предметников:
- выявление одарённых детей;
- планирование и организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
-
подготовка
учащихся
к
олимпиадам,
конкурсам,
викторинам,
конференциям
всех
уровней;
- внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- представление на педсовете своего опыта работы с одарёнными детьми, описание и
распространение опыта работы с одарёнными детьми по предмету;
- консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их
детей по предмету;
- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Функции классных руководителей:
-
выявление
детей
с
тем
или
иным
видом
одарённости,
обозначенным
в
данном
Положении;
- обеспечение взаимосвязи с руководителями творческих объединений дополнительного
образования;
- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Функции руководителей кружков, секций, элективных курсов:
- выявление одарённых детей;
- организация учебно-развивающей и творческой деятельности детей;
- предоставление необходимой информации классным руководителям;
- консультирование родителей;
- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
Функции родителей (законных представителей):
-
создание
комфортных
условий
для
развития
способностей
ребенка;
оказание
своевременной эмоциональной и моральной поддержки;
- определение социального запроса для школы;
-
сотрудничество
с
участниками
образовательного
процесса
в
работе
с
одаренными
детьми.
4.
Мониторинг результатов работы с одаренными детьми
Результаты
работы
педколлектива
с
одаренными
детьми
отслеживаются
в
течение
учебного года в следующих формах:
- результативность участия в олимпиадном движении;
- результативность участия в конференциях муниципального и регионального уровня;
- результативность участия в других внешкольных мероприятиях;
- динамика личностного развития одаренных детей;
- результаты учебной деятельности по итогам года.