ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа (АООП) по курсу «Информатика» составлена на основе: Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от № 22 декабря 2015 г. № 4/15). Авторской программы Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой «Информатика и ИКТ» Рабочей программы воспитания. Цель реализации адоптированной программы курса информатики для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся на основе средств и методов информатики, формирование общеучебных умений и навыков, в том числе овладение информационно-коммуникационными технологиями, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Изучение информатики направлено на решение следующих задач: освоение представлений об информации, информационных процессах, овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. В результате изучения курса информатики у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приѐмами работы с компьютером и другими средствами икт, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с с учетом их индивидуальных возможностей. Данная рабочая программа реализует курс информатики в 7-9 классах по 1 часу в неделю (34 часа в год), рассчитана на 102 учебных часа. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень: представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приѐмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.). Достаточный уровень: представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приѐмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами; пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации; запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приѐмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших текстов. Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в графическом редакторе, программах WORD И POWER POINT. Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок. Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № урока 1 2 Тема 1. Информация и информационные процессы Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация и еѐ свойства. Представление информации Информационные процессы: обработка, хранение и передача информации 4 Всемирная паутина. Безопасность в сети Интернет 5 Поиск в Интернете 6 Понятие количества информации 7 Проверочная работа № 1 «Информация и информационные процессы». 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией 8 Основные компоненты компьютера и их функции 9 Персональный компьютер. 10 Программное обеспечение компьютера 11 Файлы и файловые структуры 12 Пользовательский интерфейс Проверочная работа № 2 «Компьютер как универсальное устройство 13 для работы с информацией» 3. Обработка графической информации» 14 Формирование изображения на экране монитора 15 Компьютерная графика и сферы ее применения 16 Создание графических изображений 17 Редактирование графических изображений 18 Проверочная работа № 3 «Обработка графической информации» 4. Обработка текстовой информации 19 Текстовые документы и технологии их создания 20 Создание текстовых документов на компьютере 21 Прямое форматирование 22 Стилевое форматирование 23 Визуализация информации в текстовых документах Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Работа 24 со сканером 25 Оформление текста по заданным параметрам 26 Создание текстового файла на заданную тему 27 Проверочная работа № 4 «Обработка текстовой информации». 5. Мультимедиа 28 Технология мультимедиа. Компьютерные презентации 29 Создание мультимедийной презентации 30 Создание мультимедийной презентации. Переходы и анимация. 31 Создание мультимедийной презентации. Гиперссылки 32 Проверочная работа № 5 «Мультимедиа» 33 Итоговый мини-проект 34 Представление мини-проектов 3 Кол-во часов 7ч 1 1 1 1 1 1 1 6ч 1 1 1 1 1 1 5ч 1 1 1 1 1 9ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7ч 1 1 1 1 1 1 1 8 КЛАСС № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Тема урока ВВЕДЕНИЕ Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. 1. Математические основы информатики Общие сведения о системах счисления Двоичная система счисления. Двоичная арифметика Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Представление целых чисел Представление вещественных чисел Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений Свойства логических операций. Решение логических задач Логические элементы Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа 2. Основы алгоритмизации Алгоритмы и исполнители Способы записи алгоритмов Объекты алгоритмов Алгоритмическая конструкция следование Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. Неполная форма ветвления Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы Цикл с заданным условием окончания работы Цикл с заданным числом повторений Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа 3. Начала программирования Общие сведения о языке программирования Паскаль Организация ввода и вывода данных Программирование линейных алгоритмов Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений. Различные варианты программирования циклического алгоритма. Кол-во часов 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № урока Тема урока Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа. 4. Итоговое повторение Обобщение и систематизация основных понятий курса. Итоговое тестирование. 32. 33. 34. Кол-во часов 1 2 1 1 9 КЛАСС Номер урока 1. 2. 3. 4. 2. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Тема урока 1. Введение. Актуализация изученного курса Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность Актуализация изученного материала по теме «Количественные характеристики информационных процессов» Актуализация изученного материала по теме «Математические основы информатики. Системы счисления» Актуализация изученного материала по теме «Математические основы информатики. Логические операции» Математические основы информатики. Моделирование и формализация Моделирование как метод познания Словесные модели Математические модели Графические модели. Графы Использование графов при решении задач Табличные модели Использование таблиц при решении задач База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных Система управления базами данных Создание базы данных. Запросы на выборку данных Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация» Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация» 3. Алгоритмы и программирование Этапы решения задачи на компьютере. Задача о пути торможения автомобиля Решение задач на компьютере Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов Различные способы заполнения и вывода массива Вычисление суммы элементов массива Последовательный поиск в массиве Сортировка массива Решение задач с использованием массивов Проверочная работа «Одномерные массивы» Анализ алгоритмов для исполнителей. Последовательное построение алгоритма Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот Кол-во часов 4 1 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Номер урока 29. 30. 31. Тема урока Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры Функции Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование» 32. Контрольная работа по теме «Алгоритмы и программирование» 4. Обработка числовой информации в электронных таблицах 33. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы 34. Основные режимы работы ЭТ 35. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки 36. Встроенные функции 37. Логические функции 38. Организация вычислений в ЭТ 39. Сортировка и поиск данных 40. Диаграмма как средство визуализации данных 41. Построение диаграмм 42. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах» 43. Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах» 5. Коммуникационные технологии 44. Локальные и глобальные компьютерные сети 45. Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера 46. Доменная система имѐн. Протоколы передачи данных 47. Всемирная паутина. Файловые архивы 48. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет 49. Безопасность в Интернете 50. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта 51. Оформление сайта 52. Размещение сайта в Интернете 53. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии» 54. Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии» 6. Итоговое повторение 55. Информация и информационные процессы 56. Файловая система персонального компьютера 57. Системы счисления и логика 58. Таблицы и графы 59. Обработка текстовой информации 60. Передача информации и информационный поиск. 61. Вычисления с помощью электронных таблиц 62. Обработка таблиц: выбор и сортировка записей 63. Алгоритмы и исполнители 64. Программирование 65 Итоговое тестирование 66-68 Индивидуальные мини-проекты Кол-во часов 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Аппаратные средства • Компьютер, ноутбук (1 ученик – 1 компьютер) • Проектор • Принтер • Устройства, обеспечивающие подключение к сети Интернет, локальной сети • Устройства вывода звуковой информации – динамики, наушники,; • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера, микрофон; Программные средства • Операционная система (Windows 7); • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.); • Антивирусная программа; • Программа-архиватор; • Интегрированное офисное приложение (Open Office), включающее текстовый редактор, табличный процессор, система управления базами данных, программа для создания презентаций; • растровый и векторный графические редакторы; • редактор звуковой информации; • Звуковой редактор; • Простая геоинформационная система; • Система автоматизированного проектирования; • Виртуальные компьютерные лаборатории; • Программа-переводчик; • Система оптического распознавания текста; • Клавиатурный тренажер; • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.); • Система программирования (Кумир, ABC Packal, Python); • Браузер (входит в состав операционных систем или др.); • Программа интерактивного общения; • другие свободно распространяемые программные средства. Учебно-методическое обеспечение 1. Босова Л.Л. Информатика: Учебники для 7, 8,9 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочие тетради для 7, 8, 9 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика.7 (8, 9) класс: Самостоятельные и контрольные работы. – М.:«БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. 4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 5. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Аквилянов Н.А. Информатика. 7–9 классы: Сборник задач и упражнений М.:«БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. 6. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ 8. Электронные приложения к УМК Босова Л.Л. и др. https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor9.php 9. Интернет сервис Яндекс.Учебник. Учебный модуль «Информатика» для 7,8 классов.