Рабочая программа по читательской грамотности_1 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
МКУ "Управление образования Октябрьского муниципального округа"
МОБУ Струговская ООШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

На заседании педсовета Заместитель директора
по УВР
Разумная Н.В.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Вештемова Е.Н.
Приказ № 63 - О
от «29» августа 2024 г.

Протокол №1
от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Читательская грамотность»
для обучающихся 1 класса

Струговка 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Читательская грамотность» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы. Пояснительная
записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются
для обязательного изучения в 1 классе на уровне начального общего образования.
Содержание обучения завершается перечнем универсальных учебных действий
(познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать
средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по читательской грамотности на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Это один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования,
который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление
базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого,
эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.
Читательская грамотность - это предмет, который призван ввести обучающегося в
мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения,
способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской
литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося,
реализацию творческих способностей обучающегося.
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть
направлено на овладение ими навыками и приёмами понимания информации,
содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований
поступков героев, причинно-следственных связей явлений и событий. Вместе с тем,
смысловое чтение художественного произведения должно обеспечивать включение
читателя в эмоциональный настрой текста, в его эстетическую и нравственную
составляющую. Формирование этих навыков легло в основу программы «Читательская
грамотность».
Цель – формирование информационно – коммуникативной и читательской
компетентности школьника – блока умений, направленных на самостоятельное
приобретение знаний с использованием различных по характеру и знаковым системам

источников информации. Достижение этой цели предполагает решение следующих
задач:
 формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной
читательской деятельности (овладение навыком осознанного, правильного, беглого
и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников
- смысловое чтение) и приёмов понимания и анализа текста– правильного типа
читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому
процессу чтения, потребности читать;
 формирование первичных навыков работы с содержащейся в текстах информацией
в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций;
 формирование умения осознанно читать тексты с целью удовлетворения
познавательного интереса, освоения и использования информации;
 создание условий для овладения элементарными навыками чтения информации,
представленной в наглядно-символической форме, приобретение опыта работы с
текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы;
 развитие таких читательских действий, как поиск информации, выделение нужной
для решения практической или учебной задачи информации, систематизация,
сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их
интерпретация и преобразование;
 формирование умения использовать полученную из разного вида текстов
информацию для установления несложных причинно-следственных связей и
зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в
простых учебных и практических ситуациях;
 создание условий для формирования умения самостоятельно организовывать поиск
информации. Приобретение первичного опыта критического отношения к
получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом;
 обогащение нравственного опыта младших школьников (оценивание усваиваемого
содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее
личностный моральный выбор);
 создание условий для освоения коммуникативной культуры: умению высказывать
оценочные суждения о прочитанном; аргументировать свою позицию в
коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
контролировать свою деятельность;
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 1 классе на реализацию программы «Читательская грамотность» отводится 1 час
в неделю, всего 33 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
п/
п

Раздел

Кол-во
часов

1

Здравствуй,
книга

2

2

Книги о
Родине и
родной
природе

2

3

Писатели
детям

3

4

Народная
мудрость.
Книгисборники
По
страницам
книг В.
Сутеева

3

6

Сказки
народов
мира

3

7

Книги
русских
писателейсказочников

3

5

3

Содержание

Учебная книга. Элементы структуры
учебной книги (обложка, титульный лист,
оглавление). Аппарат ориентировки.
Правила пользования книгой. Книгапроизведение (большеформатная, в
типовом оформлении). Обложка книги:
информация о книге (название книги),
иллюстрация (определение темы и жанра).
Классификация книг по темам и жанрам.
Домашняя библиотека, классная
библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе детских
писателей (книга-произведение и книгасборник). Структура книги, справочный
аппарат книги. Читальный зал: культура
самостоятельной работы с выбранной
книгой.
Книги детских писателей-классиков
Детские книги с рассказами современных
писателей. Выставка книг детских
писателей. Художники-иллюстраторы
детских книг.

Формы внеурочной
деятельности
Игровая
деятельность.
Работа в группах.
Чтениерассматривание.

Рассматривание,
чтение, слушание.

Слушание и
рассматривание
книги.
Инсценирование
картин-эпизодов из
выбранной книги.
Книги-сборники малых жанров фольклора. Игровая
Особенности детских книг с
деятельность.
фольклорными произведениями для детей Творческая работа
(оформление, тексты).
«Сочини загадку».
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги- Игровая
произведения). Структура книги-сборника. деятельность.
В. Сутеев - автор и художник-оформитель. Самостоятельная
Библиографическая справка (информация) поисковая работа в
об авторе в структуре книги-сборника.
группах.
Книги-сборники «Русские народные
Конкурс,
сказки». Книги-произведения. Сказки
инсценирование.
народов России и народов мира.
Коллективная
Оформление выставки книг. Домикипроектная
сказки.
деятельность.
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого Слушание.
«Приключения Буратино».
Инсценирование
отдельных историй.
Творческая работа
(работа в группах).

8

Детские
писатели

3

9

Сказки
зарубежных
писателей

3

10

Книгисборники
стихотворен
ий для детей

2

11

Дети - герои
книг

3

12

Книги о
животных

4

13

Итоговая
викторина
«В мире
книг»
Итого

1

33

Книги С. Маршака для детей. Сказки,
стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения,
книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг
Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений
современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка»,
«Зёрнышко». Произведения детских
писателей на страницах журналов.
Книги сказок Ш. Перро. Автор,
переводчик, оформитель. Справочный
аппарат книги. Книга Дж. Харриса
«Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник
историй. Герои книги.
Стихотворения о детях и для детей. Книгисборники А. Барто, В. Берестова, С.
Михалкова.

Русские народные сказки: «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка»,
«Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого
«Приключения Буратино», Ш. Перро
«Красная шапочка».
Дети — герои рассказов (В. Осеева
«Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В.
Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина
каша», В. Драгунский «Денискины
рассказы»). Дети — герои стихотворений
(А. Барто «В школу», С. Михалков
«Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я.
Аким «Жадина»).
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»:.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и
книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь
животных»
Час читателя: самостоятельное чтение
произведений о животных из детских
журналов.
Итоговое занятие.

Самостоятельная
поисковая работа в
группах.

Слушание и чтение
отдельных историй.
Инсценирование.
Поиск нужного
произведения в
книге-сборнике по
содержанию.
Игровая
деятельность.
Конкурсы.
Конкурсы.
Игровая
деятельность.

Слушание,
рассматривание(раб
ота в группах).
Творческая работа.

Игровое занятие

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Читательская грамотность» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса являются следующие умения и
качества:


Оценивать (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с
точки зрения общепринятых норм и ценностей;
 Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
 Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к
предпочтениям других людей;
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
Ученик получит возможность научиться:
 находить книгу в открытом библиотечном фонде;
 выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
 формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
 характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную
тему;
 сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
 слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
 овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
 систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке;
Ученик научится:
 Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
 Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Планировать (проговаривать) последовательности шагов алгоритма для
достижения цели (поиска необходимой информации) с помощью учителя;
 Учиться работать по предложенному учителем плану;
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
 Учиться находить ошибки в плане действий и вносить в него изменения;



Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей;

Познавательные УУД:
 ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты;
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 выразительно читать и пересказывать текст;
 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного
чтения и организация работы в парах и малых группах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

0

0

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Учебные книги первоклассника. Правила
работы с книгой.

2

Художественные книги. Большеформатная
книга в типовом оформлении (книгапроизведение).

3

Книги о Родине и природе. Экскурсия в
школьную библиотеку. Правила поведения в
библиотеке.

1

0

0

4

Книги о Родине и природе.

1

0

0

5

Элементы книги. Книга-произведение и книгасборник.

1

0

0

6

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

1

0

0

Библиотека ЦОК

7

Книги современных писателей о детях.

1

0

0

Библиотека ЦОК

8

Потешки, шутки и считалки.

1

0

0

Библиотека ЦОК

9

Книги-сборники «Весёлые потешки»,
«Скороговорки и считалки».

1

0

0

10

Загадки о животных.

1

0

0

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

1

0

0
Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

11

По страницам книг В. Сутеева (книгисборники, книги-произведения).

1

0

0

12

В. Сутеев — автор и оформитель книг для
детей.

1

0

0

13

Литературная игра «По страницам сказок В.
Сутеева».

1

0

0

14

Народные сказки (цепочки).

1

0

0

15

Книга-сказка. Большеформатные книги с
одним произведением.

1

0

0

16

Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.

1

0

0

1

0

0

Книга сказок (сборники сказочных историй).
17

А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

18

По страницам книги А.Н. Толстого
«Приключения Буратино». Книга историй и
приключений героев-кукол. Инсценирование
отдельных историй.

Библиотека ЦОК
1

0

0

19

Книги С. Маршака.

1

0

0

Библиотека ЦОК

20

ниги-сборники произведений К. Чуковского.

1

0

0

Библиотека ЦОК

21

Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих
книг.

1

0

0

22

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных
изданиях.

1

0

0

23

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки
Римуса».

1

0

0

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

24

В гостях у сказки.

1

0

0

Библиотека ЦОК

25

Стихотворения для детей. Книги-сборники.

1

0

0

Библиотека ЦОК

26

Дети — герои сказок.

1

0

0

Библиотека ЦОК

27

Дети — герои книг детских писателей.

1

0

0

Библиотека ЦОК

28

Литературная игра «Вопросы и ответы».

1

0

0

Библиотека ЦОК

29

Книги В. Бианки, Г.Скребицкого.

1

0

0

Библиотека ЦОК

30

Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и
зайцы».

1

0

0

31

Выставка «По страницам любимых книг»

1

0

0

32

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских
поэтов».

1

0

0

33

Итоговая викторина «В мире книг»

1

0

0

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое
пособие. М., 2014г.
2. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен
Открытого
образования
(теоретико-методологические
основы
исследования).
Монография. – СПб., 2017 г.
3. Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для
учащихся: методические рекомендации для библиотекарей. – М., 2017г.
4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2021.
5. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы
для учителя. М., 2021.
6. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое
пособие для учителя. М.,2021.
7. Полная хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов
и родителей. В 2-х томах / Сост. Е.В. Посашкова. М, 2021.
8. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать
вдумчивого читателя: Метод.пособие для учителя. Екатеринбург, 2022.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. https://resh.edu.ru/ - Российская электронная школа
2. https://urok.1sept.ru/ - Открытый урок «Первое сентября»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».