Литературное чтение на родном языке, 1-4 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке» составлена
на основе следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009г. № 373, (в ред.
Приказом Минобрнауки России от 26.11.2010г. №1241, от 22 сентября 2011 №2357, от 18
декабря 2012г. № 1060, от 29 декабря 2014г. №1643).
-Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 “О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009г. № 373
-Примерной основной образовательной программы начального общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15).
-С учетом рабочей программы воспитания.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой,
обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир
нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими
поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи программы:
-развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, учить детей
чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные
средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся.
-формировать
умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать
поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной
словесности, воспитывать художественный слух.
-формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к
литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства,
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и
природе.
-формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике
художественной литературы.
-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного
уровня сложности.
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
-обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые
умения.
-работать с различными типами текстов. Создавать условия для формирования
потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой и читательской деятельности.

Выпускник научится:
-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
-воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного
опыта;
-понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта
чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
-прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку,
автору, жанру и осознавать цель чтения;
-читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
-различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,
справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
-читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
-использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное,
выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения.
Для всех видов текстов
-ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного
текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
Для художественных текстов:
-определять главную мысль и героев произведения;
-воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни,
изображенные автором;
-этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям
произведения;
-определять основные события и устанавливать их последовательность;
-озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
-находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания),
заданную в явном виде;
-задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ
примерами из текста;
-объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой
справочной литературы;
Для научно-популярных текстов:
-определять основное содержание текста;
-озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;
-находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания
явлений, процессов), заданную в явном виде;
-задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ
примерами из текста;
-объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой
справочной литературы;
-использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
Для художественных текстов:
-устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы,
последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
Для научно-популярных текстов:
-устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями,
описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

Для художественных текстов:
-формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;
-составлять характеристику персонажа;
-интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые
особенности;
-устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например,
соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на
содержание текста;
-формулировать простые выводы, основываясь на тексте;
-устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например,
объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием
текста;
-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать
выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
-различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
-передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в
виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
-участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и
правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
-осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;
-высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении,
доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
-устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия
других видов искусства;
-составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов).
Выпускник научится:
-осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по
заданной тематике или по собственному желанию;
-вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной
деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
-составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному
образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
-работать с тематическим каталогом;
-работать с детской периодикой;
-самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
-распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на
примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
-отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить
примеры прозаических и стихотворных текстов;
-различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка,
загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

-находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение,
эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
-воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры
проявления художественного вымысла в произведениях;
-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание,
метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
-определять
позиции героев художественного текста, позицию
автора
художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов).
Выпускник научится:
-создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
-восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его
событиями;
-составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного
опыта;
-устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной
задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
-вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного
произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное
литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного
предмета;
-писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
-создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного
(прослушанного) произведения;
-создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями; -работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное
(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в
виде мультимедийного продукта (мультфильма).
-воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении
учителя, учащихся;
-осмысленно, правильно читать целыми словами;
-подробно пересказывать текст;
-составлять устный рассказ по картинке;
-заучивать наизусть небольшие стихотворения;
-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
-различать рассказ и стихотворение
-отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
-осмысленно, правильно читать целыми словами;
-отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1.МИР ДЕТСТВА

2.РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей
и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о
природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социальнонравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными
понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе писателе, о
теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка,
пословица). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных
возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и
музыкальности стихотворной речи).
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребѐнка, умения вести диалог,
участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их
правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер
речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для
самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи,
рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о растениях, о приключениях.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы
книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ,
о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения,
выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке.
Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя.
Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии
авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению
детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книгсборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке
классный уголок чтения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС –17 ч.
№

Тема урока

Колво
часов

МИР ДЕТСТВА. Я И КНИГИ
1

С.А. Баруздин. Самое простое дело.

1

2

Л.В. Куклин. Как я научился читать.

1

3
4
5
6
7
8
9
10

Я взрослею
С.Л. Прокофьева. Самый большой друг.
М.Л. Михайлов. Лесные хоромы.
И.А. Мазнин. Давайте будем дружить друг с другом …
Л.Н. Толстой. Лгун. Враль. Русская народная сказка.
Я фантазирую и мечтаю
А.С. Пушкин. … Воротился старик ко старухе… Р.С. Сеф. Чудо. В.В. Лунин.
Я видела чудо.
М.С. Харитонов. Учитель вранья. В.Ф. Тендряков. Весенние перевертыши.
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Что мы родиной зовем.
В.А. Осеева. Колыбельная песенка. П.А. Синявский. Рисунок. С.А. Махотин.
Этот дом со скрипучим крыльцом.
Ф.П. Савинов. Родное. В.Ф. Боков. Откуда начинается Россия? К.Д.
Ушинский. Наше отечество.

1
1
1
1
1
1
1
1

О родной природе
11
12
13
14
15
16
17

А.Н. Толстой. Петушки. С.В. Сахарнов. Мезень.
Е.В. Григорьева. Осенью рыжей… В.М. Катанов. Жар-птица
И.А. Бунин. Серп луны под тучкой длинной … В.П. Крапивин. Сказки Севки
Глущенко. Ю.И. Коваль. Поздним вечером ранней весной.
С.В. Востоков. Месяц. Е.В. Липатова. Луна похожа на ежа. Г.М. Кружков.
Звезды.
Я.П. Полонский. По горам две хмурых тучи … Г.В. Сапгир. Тучи.
С.В. Востоков. Два яблока. Г.М. Кружков. Зеркала. Д.Шуб. Облачные
великаны.
Проверка и оценка знаний по изученному материалу.

1
1
1
1
1
1
1

2 КЛАСС- 17 ч.
№

Тема урока

Колво
часов

МИР ДЕТСТВА. Я И КНИГИ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Не торопись отвечать, торопись слушать.Е.Н. Егорова. Нянины сказки . Т.А.
Луговская. Как я знаю, как помню, как умею.
Л.К. Чуковская. Память детства. Мой отец Корней Чуковский.
Я взрослею
Л.И. Кузьмин. Дом с колокольчиком. В.В. Бианки. Сова. Б.В. Шергин.
Плотник думает торопом.
Е.А.Пермяк. Маркел-Самодел и его дети. В.В. Голявки. Этот мальчик.
С.П. Алексеев. Медаль. Пословицы.
Семья крепка ладом
Л.Н. Толстой. Отец и сыновья. М.В. Дружинина. Очень полезный подарок.
В.В. Голявкин. Мой добрый папа.
Я фантазирую и мечтаю
Н.К. Абрамцева. Заметное желание. Е. В. Григорьева. Мечта.
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Люди земли Русской
В.А. Бахревский. Рябово. М. А. Булатов, В.И. Порудоминский. Собирал
человек слова.
М.Л. Яковлев. Сергий Радонежский приходит на помощь. И.К. Языкова.
Преподобный Сергий Радонежкий.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Народные праздники связанные с временами года
11
12
13
14
15
16
17

И.С. Шмелев. Масленица. Песни – веснянки.
Л.Ф. Воронкова. Праздник весны. В.А. Жуковский. Жаворонок. А.С. Пушкин.
Птичка.
А.А. Коринфский. Август- собериха. А.А. Коринфский. Спожинки.
О родине природе
И.С. Никитин. « В чистом поле тень шагает». Л. Ф. Воронкова. Подснежники.
Ф.Ю.Коваль. Фарфоровые колокольчики. М.С. Пляцковский. Колокольчик.
В.А. Солоухин. Трава. Е. А. Благинина. Журавушка.
Проверка и оценка знаний по изученному материалу.

1
1
1
1
1
1
1

3 КЛАСС – 17 ч.
№
урока

Тема урока

Колво
часов

Мир детства. Я и книги.
1

В. И. Воробьев. Мой дневник. И. Краева. Письмописательное искусство.

1

2

1

3

В.П. Крапивин. День рождения. Т.В. Толстая. Детство Лермонтова.
Я взрослею
Л.Л. Яхнин. Последняя рубашка. Ю.А. Буковски. О Доброте – злой и добрый.

4

П.В. Засодимский. Гришина милостыня. Н.Г. Волкова. Дреби-Дон.

1

5

В.Н. Крупин. Сушеная малина. Пословицы.
В дружной семье и в холод тепло.
В.М. Шукшин. Как зайка летал на воздушных шариках.
А.Л.Решетов. Зернышки спелых яблок. О.Ф. Кургузов. Душа нараспашку.
Я фантазирую и мечтаю
В.П. Крапивин. Зеленая грива. Л.К. Чуковская. Память детства. Мой отец Корней Чуковский.
В.П. Крапивин. Что такое стихия. Г.А. Скребицкий. Чему научила сказка.
РОССИЯ- РОДИНА МОЯ. Люди земли Русской.
Н.М. Коняев. Правнуки богатырей. Л.М. Демин. Рассказывает бывалый
человек. В.А. Бахревский. Семен Дежнев.
О.М. Гурьян. Мальчик из Холмогор.М.В. Ломоносов. Вечернее размышление.
О Божием величестве. А.Н. Майков. Ломоносов.
От праздника к празднику
В.А. Никифоров-Волгин. Серебряная метель. Е.В. Григорьева. Радость. А.А.
Коринфский. Христославы. А.Н. Майков. Христос Воскрес!
А.И. Куприн. Пасхальные колокола, Саша Черный. Пасхальный визит.
К.М. Фофанов. «Под напев молитв. Пасхальных..»
О родной природе
И.С. Никитин. Лес. К.Г. Паустовский. Клад. Загадки.
М.М. Пришвин. Река. тВ.П. Астафьев. Ночь темная-темная. И.П. Токмакова.
Туман. В.П. Астафьев. Зорькина песня.
Проверка и оценка знаний по изученному материалу.

1

6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

4 КЛАСС – 17ч.
№

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

тема урока

МИР ДЕТСТВА. Я и книги
Д.Н. Мамин- Сибиряк. Книжка с картинками. И.А. Гончаров. Фрегат
«Паллада»
С.Т. Аксаков. Детские годы Багрова- внука. С.Т. Григорьев. Детство Суворова.
Я взрослею
Л.Л.Яхнин. Храбрец. И.П. Токмакова. Разговор Татаркина. И Спорыша. Е.В.
Клюев. Шагом шарм.
Б.П. Екимов. Ночь исцеления. И.А. Мазнин. Летний Вечер.
Я и моя семья
К.В. Лукашевич. Мое милое детство.

Колво
часов
1
1
1
1
1

М.В. Водопьянов. Полярный летчик. Е.Н. Верейская. Наташа пишет ночью
письмо и затем его сжигает.
Я фантазирую и мечтаю
Т.В. Михеев. Асино лето.

1

В.П. Крапивин. Голубятня в Орехове.
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Люди земли Русской.
Е.В. Мурашова. Каффа.
К.И. Кунин. За три моря. Путешествие Афанасии Никитина. Хождение за три
моря.
В.А. Гагарин. Сто восемь минут. Г.С. Титов. Наш Гагарин.
Что мы Родиной зовем
А.Д. Дорофеева. Веретено.. М.Я Бородицкаяя. В гостях у лесника.
Г.Я. Снегирев. Карликовая береза. В.Г. Распутин. Саяны.
О родной природе
Загадки и пословицы. Морозко. Отрывок из русской народной сказки. В.Ф.
Одоевский. Мороз Иванович.
Н.Н. Асеев. Такой мороз. В.Д. Берестов. Мороз. М.М. Зощенко. Гроза. Н.Г.
Гарин- Михайловский. Детство Темы.
А.А. Блок. Перед грозой. После грозы. В.А. Солоухин. Ветер.
Проверка и оценка знаний по изученному разделу.

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литературное чтение на родном русском язык. О.М.Александрова, М.И.
В.Ю.Романовой. Москва « Просвещение» « Учебная литература» 2021 1 класс
Литературное чтение на родном русском язык. О.М.Александрова, М.И.
В.Ю.Романовой. Москва « Просвещение» « Учебная литература» 2021 2 класс
Литературное чтение на родном русском язык. О.М.Александрова, М.И.
В.Ю.Романовой. Москва « Просвещение» « Учебная литература» 2021 3 класс
Литературное чтение на родном русском язык. О.М.Александрова, М.И.
В.Ю.Романовой. Москва « Просвещение» « Учебная литература» 2021 4 класс

Кузнецовой,
Кузнецовой,
Кузнецовой,
Кузнецовой,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».