Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности _Путешествие в страну лекарственных растений_ на 2023-2024 учебный год

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
На территории Приморского края произрастает большое количество
различных

видов

применяются

лекарственных

растений.

Лекарственные

растения

как лечебные и профилактические средства с целью

сохранения и укрепления здоровья, а также для борьбы с различными
стрессами.
Знакомство

детей

с

миром

целебных

растений

формирует

представление о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья
человека, приучает детей к экологической культуре, а также учит заботиться
о растениях, наблюдать за их ростом, уметь узнавать лекарственные растения
и знать их названия.
Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы
непрерывного экологического просвещения.
Направленность программы: естественнонаучная.
Уровень освоения программы: стартовый.
Программа

разработана

с

учётом

специфики

образовательного

учреждения на основе нормативных документов:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. №
196

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

от

04.09.2014 г. № 1726-р;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№

09-3242

«Методические

рекомендации

дополнительных общеразвивающих программ;

2

по

проектированию

- Постановления Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Устава Учреждения, другими локальными актами.
Адресат программы: учащиеся МОБУ Струговская ООШ в возрасте
6-7 лет.
Состав группы: постоянный, конкурсный отбор не предусмотрен.
Программа составлена с учетом интересов и запросов учащихся и их
родителей.
Особенности организации образовательного процесса
Срок освоения программы – 1 год. Объём программы – 34 ч.
Учебная нагрузка (в неделю) – 1 академический час.
Продолжительность академического часа – 20 минут.
Количество человек в группе 10-12.
Формы обучения – очная. Совместное взаимодействие педагога,
ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной
реализации способностей ребёнка.
Режим занятий
Занятия
образования

по

общеобразовательной

программе

в

лекарственных

«Путешествие

страну

дополнительного
растений»

на

протяжении всего курса обучения проводятся:
для детей 6-7 лет – 1 раз в неделю по 1 академическому часу, в год – 34
ч.

3

1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: Ознакомление детей с лекарственными растениями
Приморского края через игровую деятельность.
Задачи программы:
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
2. Воспитывать ценностное отношение к миру растений.
Развивающие:
1. Развивать

наблюдательность,

воображение,

ассоциативное

мышление, креативность.
2. Развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие
общение, совместную игровую деятельность в группе, сотрудничество.
Обучающие:
1. Знакомить

детей

с

лекарственными

растениями,

местом

их

произрастания.
2. Знакомить детей с правилами сбора и хранения лекарственных
растений.
3. Учить определять лекарственное растение по запаху и внешнему
виду.
4. Учить определять и называть отдельные части лекарственных
растений.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Количество часов
Название темы

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Группы лекарственных
растений

5

2

3

3.

Лекарственные
растения
леса
Лекарственные растения
луга

5

2

3

5

2

3

4.

4

Формы
аттестации/
контроля
Входная
диагностика
Наблюдение, игра
Текущий
контроль
Опрос
Игра
Опрос
Игра

Текущий
контроль
Опрос
Игра
Текущий
контроль
Опрос
Игра

5.

Лекарственные травы
рядом с нами

5

2

3

5.

Культурные растения,
имеющие лекарственные
свойства

5

2

3

Факторы внешней среды,
необходимые для роста и
развития растений
Сбор семян,посев,
проращивание, посадка
лекарственных растений
Подведение итогов

5

2

3

Наблюдение
Игра

2

1

1

1

0

1

Наблюдение
Игра
Эксперимент
Викторина
Выставка

Итого:

34

13,5

20,5

6.

8.

9.

Текущий
контроль

Содержание учебного плана
1. Тема: Группы лекарственных растений
Теория. Многообразие видов дикорастущих и культурных растений
нашего края. Значение растений в жизни человека. В чём заключается польза
растений для человека. Какой вред человеку могут нанести растения.
Лекарственные и ядовитые растения. Отличительные особенности. Признаки
ядовитого растения. Правила безопасности. Дикорастущие съедобные травы.
Отличие

съедобных растений

от

несъедобных.

Как

отличать

одно

лекарственное растение от другого: по внешнему виду, по запаху.
Медоносные

растения,

их

отличительные

особенности.

Строение

лекарственных растений – стебель, корень, листья.
Практика.
Фенологические наблюдения за цветами и деревьями на участке
школы, рассматривание карточек родной природы. Лепка «Лекарственных
трав хоровод» (коллективная работа). Дидактические игры: «Вершки –
корешки», «Определи по запаху». Работа с комплектом карточек о природе.
2. Тема: Лекарственные растения леса
5

Теория. Деревья: дуб, берёза, липа, ель, сосна, кедр. Кустарники:
рябина, шиповник.

Строение. Места произрастания. В чем заключается

польза для человека. Рассказ Ю. Дмитриева «Кто в лесу живёт и что в лесу
растёт».
Практика. Вопросы по карточкам с изображением лекарственных
растений леса. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Найди листок,
какой укажу», «Найди листок».Составление рассказа«Дерево»по картинкам.
3. Тема: Лекарственные растения луга
Теория. Лекарственные растения луга: череда, ромашка, душица,
мелисса, зверобой, шалфей, девясил, тысячелистник. Внешний вид, места
произрастания, целебные свойства. Польза, которую приносят лекарственные
растения луга людям, животным и насекомым.
Практика. Вопросы по карточкам с изображением лекарственных
растений луга. Дидактические игры: «Расскажи о лекарственном растении»,
«Узнай растение по картинке».
4. Тема: Лекарственные травы рядом с нами
Теория. Рассказ А. Онегова «Тропинка полевая». Беседа о растениях:
подорожник, репейник, одуванчик, лопух, крапива, пустырник, полынь.
Места произрастания, внешний вид, строение, полезные свойства.
Практика.

Настольно-печатная

игра

«Лекарственные

растения».

Составление рассказов от имени растений (перевоплощение): «Я –
подорожник...», «Я – одуванчик…», «Я – репейник…».
5. Тема: Культурные растения, имеющие лекарственные свойства
Теория. Культурные растения, их многообразие. Овощи: свёкла, редька,
морковь, картофель, капуста, тыква, лук, чеснок, помидор, огурец, кукуруза.
Ягоды: смородина, малина, вишня. Комнатные растения: каланхоэ, алоэ,
каллизия душистая («золотой ус»). Свойства: форма, цвет, вкус, запах,
твёрдость, мягкость. В чём заключается польза для человека. Способы
употребления.
Практика. Дидактические игры: «Съедобное, несъедобное», «Вершки
6

и корешки», «Овощи», «Назови картинки», «Отгадай по вкусу, запаху»,
«Ягоды».
6. Тема: Факторы внешней среды, необходимые для роста и
развития растений
Теория. Роль воды в жизни растений. Правила полива. Использование
воды при посадке. Как вода поступает к листьям. Есть ли вода внутри
растения. Почему растение «плачет». Роль воздуха в жизни растений. Как
«дышит» растение. С какой стороны листа в растение проникает воздух.
Зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев. Роль
света в жизни растений. Как свет влияет на: рост растений, цвет листьев,
размер плода.
Практика. Полив растений. Дидактические игры: «Движение листа к
растению», «Как растение ищет свет», «Дыхание листа».
7. Тема: Сбор, хранение, сушка лекарственных растений
Теория. Правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений. В
каких местах можно собирать лекарственные растения. Правила бережного
сбора лекарственных растений. Виды сушки, температурный режим. Места
и сроки хранения травы, листьев, цветков, почек, плодов, корней.
Практика. Сбор растений на участке школы. Эксперимент «Как
правильно хранить лекарственные растения» (влажные листья сложить в
целлофановые, бумажные, тканевые пакетики; проверить через неделю).
8. Тема: Сбор семян, посев, проращивание, посадка лекарственных
растений
Теория. Для чего нужны семена. Какие бывают семена. Семена
дикорастущих растений. Способы размножения дикорастущих растений.
Семена культурных растений (фасоль, горох, тыква, подсолнечник, арбуз,
абрикос). Правила сбора семян. Способы проращивания семян. Условия для
набухания семян. Где люди выращивают семена. Подготовка семян к посеву.
Способы посева семян в зависимости от их величины (по одному в лунку, по
одному в бороздку).
7

Практика. Дидактическая игра «Чьи семена?». Составление рассказа
«Путешествие семечки». Эксперимент: «Как прорастает семя», «Подготовка
семян к посеву», «Процесс посева».
9. Тема: Подведение итогов
Практика. Викторина «Знатоки лечебных трав». Оформление выставок
«Чудо – растения», «Ромашковое поле».
1.4. Планируемые результаты:
Личностные результаты:
У обучающихся будут:
− Сформированы знания о пользе растений;
− Сформированы знания о

последствиях негативных действий

человека на окружающий мир;
− сформировано бережное и заботливое отношение к природе;
− сформировано желание оберегать растения и ухаживать за ними.
Метапредметные результаты:
У обучающихся будут:
− приобретены первоначальные умения в исследовании окружающего
мира;
− приобретены умения наблюдать, размышлять, творчески мыслить;
− приобретены

умения

и

навыки,

обеспечивающие

общение,

совместную деятельность в группе, сотрудничество.
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
− лекарственные растения, места их произрастания;
− правила сбора и хранения лекарственных растений.
Обучающиеся будут уметь:
− определять лекарственные растения по запаху и внешнему виду;
− определять и называть отдельные части лекарственных растений.

8

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение
Занятия

проводятся

в

специально

организованном

помещении,

оборудованном: мебелью (столы, стулья) в соответствии с ростом и
индивидуальными особенностями детей; магнитной доской; шкафом для
хранения методических пособий и раздаточного материала.
Для проведения занятий по данной программе используется природное
окружение школы:
Дидактические материалы:
− наборы карточек, открыток и иллюстраций;
− картины родной природы;
− иллюстрированные книги, атласы;
− наглядные методические пособия по экологическому воспитанию;
− схемы, таблицы для индивидуальной работы;
− муляжи фруктов и овощей;
− образцы поделок из бумаги;
− тематические (обучающие) видеофильмы.
Для

качественного

освоения

обучающимися

образовательной

программы рекомендуется наличие следующего оборудования: ноутбук,
мультимедийная техника.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Список литературы для педагога:
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6лет. Воронеж:
Учитель, 2004.
2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж:
Учитель, 2006.
3. Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир: дидактический
материал к занятиям со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель,
2017.
9

4. Иванова А.И. Мир растений: Эксперименты и наблюдения в детском
саду. М.: ТЦ Сфера, 2017.
5. Креева Л.Г., Бережнова С.В. Формирование экологической культуры
дошкольников. Волгоград: Издательство, 2015.
6. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.
Волгоград: Учитель, 2019.
7. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. СПб.: ООО «Издательство
«Детство-Пресс», 2014.
8. Шорыгина

Т.А.

Беседа

о

Дальнем

Востоке:

методические

рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2019. – 96 с. (Детям о природе России).
Электронные ресурсы:
1. Будак Т.М. Проект «Удивительный мир растений» [Электронный
ресурс] // URL:https://goo.su/08PoH5.
2. Дидактические игры для расширения представлений о растительном
мире - информационный портал о дефектах речи и речевом развитии
«Академия речи» [Электронный ресурс] // URL: https://goo.su/Qc15.
3. Ожитова Н.Г. Сборник дидактических игр для детей 6-7 лет для
ознакомления с растениями [Электронный ресурс] // URL: https://goo.su/futfI.
4. Фудулова
дошкольников

Н.В.
с

Дидактические
растениями

игры

для

[Электронный

ознакомления
ресурс]

//

URL:https://goo.su/LBjH.
2.2. Оценочные материалы и формы аттестации
Аттестация организуется с целью определения уровня и качества
освоения

обучающимися

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы.
При реализации программы используются текущий контроль и
промежуточная аттестация. Текущий контроль осуществляется в процессе
каждого занятия.

10

Наблюдение – форма контроля, которая показывает уровень усвоения
нового материала в обучении ребенка в то время, когда он работает или
играет (один или вместе с другими детьми).
Опрос– проверка теоретических знаний пройденных тем.
Игра – метод проверки теоретических знаний в виде дидактических
игр, викторин, опросов.
Промежуточная аттестация – проводится по итогам освоения части
программы. В это время проводятся: викторина, выставка детских работ.
Викторина – игра, заключающаяся в ответах на вопросы.
Выставка – публичное представление достижений по результатам
освоения программы (аппликации, рисунки).
2.3. Методические материалы
Тема, раздел

Электронный ресурс

Тема 1. Группы
лекарственных
растений

http://dsuporovo.ru/metod_kopilka/kartoteka_nabljudenij_za_zhivoj_i_nezhivoj_p
rirodo.pdf - Картотека наблюдений за объектами живой и неживой
природы с детьми дошкольного возраста;
https://rodnaya-tropinka.ru/wp-content/uploads/2017/01/zhivaya-inezhivaia-priroda-kartochki-k-igre.pdf - Карточки живая и неживая
природа для дидактических игр с детьми;
https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/2597 - Дидактические
игры(«Вершки – корешки»,«Съедобное, несъедобное»);
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/02/01/didakticheskie-igraopredeli-po-zapahu- Дидактическая игра «Определи по запаху»

Тема2. Лекарственные
растения леса

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/08/06/kartotekadidakticheskikh-igr-po-oznakomleniyu - Игры по ознакомлению детей с
деревьями и кустарниками («Найди листок, какой укажу», «Найди
листок» и др.);
https://chudo-udo.info/sostavjrasskazpokartinkam#/page/1 - Составь
рассказ «Дерево» по картинкам;
https://урок.рф/library/didakticheskaya_igra_«ugadaj_rastenie»_111600.h
tml - Дидактическая игра «Угадай растение»

Тема 3. Лекарственные https://nsportal.ru/user/1019216/page/2020g-kartoteka-didakticheskih-igrрастения луга
lekarstvennye-rasteniya - - Картотека «Лекарственные растения»
(загадки, пословицы, дидактические игры «Узнай растение по
картинке», «Расскажи о лекарственном растении» и др.);
https://infourok.ru/didakticheskiy-material-albomdetyam-o-lekarstvennihrasteniyah-3836345.html- Лекарственные растения с описанием для
детей
11

Тема 4. Лекарственные https://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/o_podorozhnike_de
травы рядом с нами
tyam/ - Рассказ детям о подорожнике;
https://infourok.ru/kratkosrochniy-proekt-v-starshey-gruppelekarstvennie-rasteniya-3467756.html - Краткосрочный проект в
старшей группе «Лекарственные растения»;
https://урок.рф/library/nastolnopechatnaya_igra_lekarstvennie_rasteniya_
203845.html - Настольно-печатная игра «Лекарственные растения»
Тема 5. Культурные
растения,
имеющие
лекарственные
свойства

https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/2597 - Дидактические
игры: «Съедобное, несъедобное». «Вершки и корешки»;
https://chudo-udo.info/sostavjrasskazpokartinkam#/page/1 - Составь
рассказ по картинкам «Огурец», «Капуста»;
https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2021/05/14/kartoteka-igr-proovoshchi-kartinki - Картотека игр про овощи (картинки);
https://logoped18.ru/logopedist/files/zadaniya-detey-5-7-let-po-temeovoshhi.pdf - Назови картинки;
https://детскийсад134.рф/wp-content/uploads/2020/12/Дид.игры.pdf
Дидактические игры «Овощи»;
https://akademiarechi.ru/didakticheskie-igry/yagody/ - Дидактические
игры«Ягоды»

Тема
6.
Факторы
внешней
среды,
необходимые для роста
и развития растений

https://www.peremenka31.ru/4349.html# - Как дышат растения;
https://ruzcheek19arm.ru/wp-content/uploads/2019/12/сборник-опытовэкспериментов.pdf - Как развивается растение;
https://www.klass39.ru/zanimatelnye-eksperimenty-dlya-detej-opyty-srasteniyami/ - С водой и без воды;
https://pandia.ru/text/81/167/72493.php - Картотека опытов и
экспериментов в старшей группе;
https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/eksperimentalnaya-deyatelnostv-detskom-sadu.html - Опыты в ДОУ

Тема 7. Сбор, хранение, https://znanio.ru/media/metodicheskaya-razrabotka-zanyatiya-na-temuсушка лекарственных pravila-sbora-i-hraneniya-lekarstvennogo-rastitelnogo-syrya-2614225 растений
Правила сбора и хранения лекарственного сырья;
http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/8212/2/Nagumanova2.pdf - Сбор,
сушка, хранение лекарственных растений;
https://my-nevalyashki.ru/index.php/eksperimenty-i-opyty-v-detskomsadu/2843-eksperimenty-na-temu-isparenie-vlagi-s-listev-rastenij Эксперимент с листьями
Тема 8. Сбор семян,
посев, проращивание,
посадка лекарственных
растений

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/04/05/nod-semena-i-usloviyaih-prorastaniya - Семена и условия прорастания;
https://infourok.ru/proekt-puteshestvie-semechki-5790175.html - Проект
«Путешествие семечки»;
https://urok.1sept.ru/articles/623100 - Проект «Мир семян»;
https://урок.рф/library/nastolnaya_igra_chi_semena_192154.html Дидактическая игра «Чьи семена»;
https://mdou96lip.ru/files/2016/04/15/2.pdf - Эксперимент «Всё
начинается с семени»

12

Тема 9. Подведение
итогов

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/11/proekt-lekarstvennyerasteniya - проект «Лекарственные растения;
https://docs.google.com/viewerng/viewer?embedded=false&url=simdou47
.crimeaschool.ru/sites/default/files/files/docs/proekt_lekarstvennye_rasteniya.doc
x - Лекарственные травы;
https://imesta.ru/lepbuk-lekarstvennye-rasteniya-dlya-doshkolnikov/
Лекарственные растения для дошкольников

2.4. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
Продолжительность учебного года, неделя
Количество учебных дней
Продолжительность учебных периодов
Возраст детей, лет
Продолжительность
академический час
Режим занятий
Годовая учебная нагрузка, час

занятия,

1 год
34
34
01.09.2023 - 28.12.2023
11.01.2024 - 28.05.2024
6-7 лет
1
1 раз в неделю
34

2.5 Календарный план воспитательной работы
№

Мероприятия

1

«Уровень воспитанности
учащихся».

сентябрь, 2023 г.

Беседа

2

« Один за всех и все за одного»

октябрь, 2023 г.

Беседа

3

ноябрь, 2023 г.

Беседа

декабрь, 2023 г.

Беседа

5

«Порядочность и честность- вот
ваши спутники»
«Умей увидеть в другом человеке
хорошее»
«Край, в котором мы живём»

январь, 2024 г.

Беседа, викторина

6

«Воспитанность и вежливость»

февраль,2024 г.

Беседа, игра

7

март, 2024 г.

Беседа, викторина

8

«дели хлеб пополам, хоть и
голоден сам»
«С чего начинается дружба»»

апрель, 2024 г.

Беседа, квест

9

«Без труда не будет и плода»

апрель, 2024 г.

Беседа, игра

10

«Меры предосторожности в
каникулярное время»

май, 2024 г.

Беседа

4

Сроки проведения Форма проведения

13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Опытническая работа: учебные исследования обучающихся. Первые
шаги к выполнению индивидуального проекта. Региональный аспект:
Учебно-методическое пособие / авт. сост.В.В. Кондрашкина, Т.Н. Киртаева,
Н.М. Белоусова. Владивосток, 2021.
2. Привалов А. А. и др. Роль летних школ в естественнонаучном
образовании детей. //Наука и Образование. 2022.N 8. с. 230-233.
3. Тарасова С. В., Татаринова Е. А. Естественнонаучная подготовка
обучающихся в центре развития компетенций детей Мичуринского ГАУ
//Наука и образование. 2021.N 1. С. 117-121.
4. Удивительные растения Приморского края: монография /авт.
сост.А.С. Коляда, Д.А. Ключников, А.Н. Белов. Владивосток: Изд-во
Дальневосточного федерального университета, 2021.
5. Чеканова, Д.С. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании
безопасного поведения детей в природе. Инновации и рискологическая
компетентность педагога// Наука и Образование. 2020.N 5. с. 178-185

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».