Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности _Шахматы_ на 2023-2024 учебный год

1

РАЗДЕЛ № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы. Современная концепция общего образования
во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его
творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему
этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре
в шахматы.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного
развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у
детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для
школы), развитию мышления, суждений, умозаключений. Шахматы учат
ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей
деятельности. Они содействует формированию таких ценнейших качеств, как
усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость,
собранность, изобретательность и др.
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление.
На первых занятиях кружковцы узнают о происхождении шахмат, знакомясь с
историей и легендами. Затем начинают приобщаться к самой игре, узнают
правила игры и ходы фигур, знакомятся с чемпионами мира по шахматам. В
дальнейшем прорабатывается элементарный шахматный материал, основной
упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой
фигуры, ее игровых возможностей.
Стержневым моментом занятий является деятельность самих детей, когда
они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы,
выясняют закономерности. Внимание уделяется простейшим методам
реализации материального и позиционного преимущества. Важная роль
отводится развитию комбинационного зрения, базовым принципам
планирования. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается
более доступный и максимально ориентированный на развитие детей материал.
К практической части подключаются сеансы одновременной игры,
тематические матчи, консультационные партии. На занятиях планируется
анализировать сыгранные партии, находить и искоренять допущенные ошибки.
Далее дети участвуют в шахматных викторинах, конкурсах и турнирах.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Уровень освоения – стартовый.
Язык реализации программы– русский.
Форма обучения - очная.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей 9-14 лет, МОБУ
Струговская ООШ в соответствии с их возрастными и физиологическими
особенностями.
2

Объем и срок освоения ДООП. Продолжительность образовательного
процесса в количестве 34 часа в год.
Срок реализации программы – 1 год.
Особенности организации образовательного процесса.
Набор в объединение происходит по желанию детей, имеет свободный,
добровольный характер.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете с наличием
необходимой материально – технической базы.
Занятия носят коллективный, групповой характер, работа в парах; иногда –
индивидуальная работа либо с одарёнными детьми, либо с замкнутыми,
отстающими детьми.
Объединение имеет постоянный состав, количество обучающихся в группе 12
человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Для дошкольников: 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность занятия –
1 академический час. Один академический час – 45 мин.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование у детей 9-14 лет МОБУ Струговская
ООШ целостного представления о шахматах и шахматной игре.
Задачи программы:
Воспитательные:
Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность,
уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
Развивающие:
Изучать и развивать эффективное использование основных приемов
шахматной игры.
Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность,
воображение.
Обучающие:
Обучить основополагающим принципам ведения шахматной партии.
Способствовать освоению обучающимися основных шахматных понятий.
Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе
игровой практики за шахматной доской.

3

1.3 Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

1

Вводное занятие

1.1

Задачи
и
цели.
Знакомство с детьми.
Инструктаж по технике
безопасности.
Знакомство с шахматной
доской и шахматными
фигурами.
Шахматная доска.

2

2.1

Количество часов
Всего
Теория Пра
кти
ка
1
0.5
0.5

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдения.

1

0.5

0.5

5

2

3

-

1,5

0,5

1

Устная
проверка
знаний.

1,5

0,5

1

2.2

Шахматные фигуры.
Ценность
шахматных
фигур.

2.3

Ходы фигур.

2

1

1

3

Шахматные понятия.

10

3

7

Устная
проверка
знаний.
Игра.
Наблюдение.
Устная
проверка
знаний.
Зачёт.
-

3.1

Что такое шах, мат и пат.

1,5

0,5

1

Тестирование.

Защита.

2,5

0,5

2

Наблюдение.
Устная
проверка
знаний.

3.3

Рокировка.

1,5

0,5

1

Наблюдение.
Тестирование.

3.4

Проходная пешка.

1,5

1

Устная

3.2

4

проверка
знаний.

0,5

3.5

Ничья.

1,5

0,5

1

Тестирование.

3.6

Нотация.

1,5

0,5

1

Устная
проверка
знаний.

Шахматная партия.

16

5

11

-

4.1

Шахматный дебют.

3

1

2

Наблюдение.
Зачёт.

4.2

Детский мат.

3

1

2

Устная
проверка
знаний.

4.3

Миттельшпиль.

3

1

2

Наблюдение.
Устная
проверка
знаний.

4.4

Эндшпиль.

3

1

2

Устная
проверка
знаний.

4.5

Шахматная комбинация.

4

1

3

Внутригруппо
вые
соревнования.

5

Участие в
турнирах,
подведение итогов.

2

0.5

1.5

Внутригруппо
вые
соревнования.

34

11

23

-

4

Итого часов:

Содержание учебного плана
1. Раздел: Вводное занятие.
1.1 Тема: Задачи и цели кружка. Знакомство с детьми. Инструктаж
по технике безопасности.
Теория: Обсуждение задач и цели кружка. Знакомство с детьми.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Формирование группы, введение в программу. Микро-игра
«Снежный ком».
5

2. Раздел: Знакомство с шахматной доской и шахматными фигурами.
2.1 Тема: Шахматная доска.
Теория: Поле боя и войско. Знакомство с шахматной доской. Белые и
черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске.
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей.
Практика: Название шахматных полей. Работа с демонстрационной
доской. Игровая практика.
2.2 Тема: Шахматные фигуры. Ценность шахматных фигур.
Теория: Начальная позиция фигур на шахматной доске. Белые и черные.
Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Ценность фигур. Сравнительная сила
фигур. Достижение материального перевеса.
Практика: Расстановка фигур перед шахматной партией. Игровая
практика.
2.3 Тема: Ходы фигур.
Теория: Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь
любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальным положением фигур. Ходы и взятие фигур. Шахматные мудрости.
Работа со слайдами.
Практика: Расстановка фигур перед шахматной партией. Ходы и взятие
фигур. Игровая практика.
3. Раздел: Шахматные понятия.
3.1 Тема: Что такое шах, мат и пат.
Теория: Открытый шах. Двойной шах. Дидактическая игра «Первый
шах». Что такое пат? Что такое мат?
Практика: Дидактическое задание «Мат или пат». Игровая практика.
3.2 Тема: Защита.
Теория: Способы защиты.
Практика: Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной
фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.
3.3 Тема: Рокировка.
Теория: Рокировка и ее правила. Длинная и короткая рокировка. Правила
рокировки.
Практика: Дидактическое задание «Рокировка». Игровая практика.
3.4 Тема: Проходная пешка.
Теория: Пешки – охрана короля (пешечное прикрытие). Место пешки в
начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская
пешка. Ход пешки, взятие. Превращение пешки.
Практика: Дидактическое задание «Проходная пешка». Игровая
практика.
3.5 Тема: Ничья.
Теория: Варианты игры в ничью.
Практика: Игровая практика.
3.6 Тема: Нотация.
Теория: Что такое нотация?
Практика: Запись шахматной партии. Запись начального положения
шахматной партии.
6

4. Раздел: Шахматная партия.
4.1 Тема: Шахматный дебют.
Теория: Основные правила шахматного дебюта.
Практика: Игра «на мат» с первых ходов партии. Защита. Дидактические
задания «Защитись от мата». Игровая практика.
4.2 Тема: Детский мат.
Теория: Варианты детского мата.
Практика: Игровая практика.
4.3 Тема: Миттель шпиль.
Теория: Основы миттельшпиля. Рекомендации о том, как играть в
миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.
Практика: Игра в миттельшпиле.
4.4 Тема: Эндшпиль.
Теория: Основы эндшпиля Тактические приемы. Открытое нападение.
Открытый шах. Двойной шах.
Практика: Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игра в
эндшпиле.
4.5 Шахматная комбинация.
Теория: Типы матовых комбинаций.
Практика: Игра с использованием матовых комбинаций. Игровая
практика.
5. Раздел: Участие в турнирах, подведение итогов.
Теория: Правила проведения шахматного турнира.
Практика: Игровая практика.
1.4. Планируемые результаты
Личностные, у обучающегобудут сформированы:
- навыки коммуникабельности;
- навык усидчивости, самоорганизованности;
- позитивное отношение к групповой деятельности;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные, обучающийся будет уметь:
- логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию
соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.
Предметные, обучающийся будет знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие,
шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигурой.
В результате обучения по программе обучающийся будет уметь:
- проводить элементарные комбинации;
7

- планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих фигур;
- ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете с наличием
необходимой материально - технической базы (наборы шахмат,
демонстративная доска).
Кабинет 34 кв.м., шкафы для методических пособий, дидактического и
выставочного материала, стол для педагога, столы для учащихся – 6 шт., стулья
14 шт.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение: аудио, видео,
фото, интернет источники, литература: учебные пособия, справочные пособия,
наглядный материал и др.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Оценочные материалы.
Результативность освоения учащимися программы осуществляется через
использование различных способов проверки.
Мониторинговые исследования уровня обученности учащихся, объема
полученных знаний, умений и навыков, эффективности обучения по программе
проводятся три вида контроля:
- вводный контроль: исследование знаний детей в начале года до начала
занятий (тест, педагогическое наблюдение практических умений по ТБ, беседа);
- промежуточный контроль: исследование уровня обученности детей в
середине учебного года (тест, практическое задание);
- итоговый контроль – апрель-май учебного года (тестирование на знание
теоретического материала, учебное и практическое итоговое занятие).
Формы аттестации.
Используются
следующие
формы
аттестации:
педагогическое
наблюдение, игра, устная проверка знаний, тестирование, зачёт, участие в
шахматных турнирах.
Педагогическое наблюдение - одна из самых распространённых и
наиболее доступных форм аттестации. Наблюдение требует от исследователя
точной фиксации фактов, объективного педагогического анализа. Наблюдая за
игрой детей, педагог выявляет ошибки обучающихся, степень усвоения
полученных знаний, умений и навыков.
Игра - одна из важнейших форм при проведении аттестации. Виды игр для
детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют
развитию памяти, внимания, творческого воображения и аналитических
8

способностей. Игры воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке,
учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый
план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно
соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды
дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные
программой знания, умения и навыки. Данный вид контроля наиболее подходит
для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Устная проверка знаний (устный опрос) — метод контроля,
позволяющий не только опрашивать и контролировать знания обучающихся, но
и сразу же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки.
Опрос может быть индивидуальным и фронтальным. Но время
индивидуального опроса отвечает один ребёнок, остальные дети слушают его,
наблюдают за его действиями. Во время фронтального опроса организуется
беседа, в которую педагог включает всех детей. При этом происходит
непосредственный контакт педагога с детьми.
Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину усвоенных
понятий, но зато в течение короткого времени педагог уточняет, насколько вся
группа усвоила основные представления об изучаемом материале или объекте,
умеют ли дети обобщать и систематизировать знания, устанавливать
простейшие связи.
Тестирование позволяет объективно оценивать качество усвоения
полученных знаний, используя тесты. Тесты – это задание, состоящее из ряда
вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае
одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об
уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков
учащихся по применению знаний в различных ситуациях.
Зачет - это форма текущего или итогового контроля с целью
отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на
сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета
обучающиеся
выполняют
индивидуальные
контрольные
задания
(теоретические и практические) в устной или письменной форме (тестирование,
анкетирование). Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в
мини-группах, проводится фронтальная беседа со всем коллективом.
Участие в шахматных турнирах позволяет выявить победителей,
определить сильные и слабые стороны ребят, проанализировать ошибки и
сделать выводы.
Соревновательный элемент помогает поддерживать устойчивый интерес
обучаемых к получению новых знаний, которые немедленно находят
практическое применение в шахматных партиях между детьми.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, методические
разработки, портфолио, грамоты, дипломы, фото, отзывы детей и родителей
(законных представителей), статьи и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
диагностические и аналитические материалы по итогам проведения
9

диагностики, портфолио, планы-конспекты открытых занятий, методические
разработки.
2.3 Методические материалы
Формы организации творческого коллектива могут быть разными: работа
по группам;
индивидуально-коллективная работа.
Основной методический прием – обучающий, практический семинар, на
котором дети имеют возможность задать вопрос педагогу и самостоятельно
решать посильные шахматные задачи.
На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный
материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на
занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной
фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на
первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу
шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а
ферзь сильнее ладьи.
Работа с детьми проводится в рамках целостного педагогического
процесса, основанного на принципах:
- доступности в обучении и воспитании, согласно которому работа строится с
учетом возрастных особенностей, уровня их обученности и воспитанности (от
простого к сложному);
- наглядности – использование демонстрационной доски, шахматных часов,
дидактического материала, помогающего глубокому усвоению учебной
программы;
- индивидуальности – подхода в воспитании с учетом характера, способностей,
интересов;
коллективности – использования индивидуальной, фронтальной и групповой
работы;
- сотрудничества – создание благоприятных условий для самореализации
личности в коллективе;
- связи теории и практики – применение знаний на практике (ведение партии,
решение задач);
сочетание уважения к личности ребенка с разумной требовательностью.
Основные формы работы:
- Краткие увлекательные рассказы об истории шахмат и шахматных фигурах;
- Занимательные вопросы из жизни шахмат;
- Шахматные партии;
- Работа со словарем шахмат;
- Турниры;
- Презентации.
Методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный;
- проблемный;
- поисковый;
- эвристический.
10

Объяснительно – иллюстративный метод предполагает объяснение
педагогом темы занятия на демонстрационной доске.
Проблемный
метод
предполагает
активизацию
самостоятельной
познавательной деятельности детей посредством решения задач, требующих
преодоления трудностей в решении, способствует глубокому и прочному
усвоению приобретенных знаний, создает условия для продуктивного
мышления и комплексного развития личности воспитанника.
Поисковый метод применяется очень часто. Детям предоставляется
возможность самостоятельного решения сложной проблемы: оценка позиции,
составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности.
Метод способствует творческому развитию юного шахматиста.
Эвристический метод используется для развития познавательной
активности. Метод способствует формированию объективности самооценки,
критичности мышления.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

34

Количество учебных дней

34

Продолжительность
учебных периодов

1 полугодие

01.09.202329.12.2023

2 полугодие

08.01.2024-25.05.2024

Возраст детей, лет

9-14

Продолжительность занятия, час

1

Режим занятия

1 раз/нед.

Годовая учебная нагрузка, час

34

2.5 Календарный план воспитательной работы
№ п/п
1.

Название мероприятия
«Посвящение в

Форма проведения
Игры, конкурсы.

Сроки
проведения
Сентябрь2023
11

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

кружковцы».
«Правила поведения
на дороге».
«Известные русские
шахматисты».
Новогодний утренник.
Здоровым быть!
День защитника
Отечества.
День космонавтики.
День Победы.

Беседа.

Октябрь 2023

Презентация.

Ноябрь 2023

Игры, конкурсы.
Беседа.
Конкурсы.

Декабрь 2023
Январь 2024
Февраль 2024

Беседа. Презентация.
Встреча с
ветеранами.

Апрель 2024
Май 2024

Список использованной литературы
1. Гурвич А.С. Этюды. // Физкультура и спорт. 2018.
2. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Рабочие программы: уч.
пособие для общеобразовательных организаций. Москва: Изд-во
«Просвещение», 2019.
3. Сокольский А.П. Внимание, ловушка! Москва: Изд-во «Русский
Шахматный Дом»,2019.
4. Просянников В.Р. Шахматы: уч.пособие. Москва: Изд-во «Просвещение»,
2019.
5. Якубов Т.С. Шахматы в школе: уч.пособие. Москва: Изд-во
«Просвещение», 2019.

12

Приложение 1
Первичная диагностика детей
Цель анкетирования - выяснить знание ребят о шахматах.
1. Слышал ли ты когда-нибудь об игре «Шахматы»?
1.да;
2.нет.
2. Умеешь ли ты играть в шахматы?
1.да;
2.нет;
3.нет, но хотел бы научиться.
3. Шахматы — это спортивное состязание?
1.да;
2.нет.
4. Какую страну считают родиной шахмат?
5. Как называется игровое шахматное поле?
Мониторинг стартового уровня детей
Состояние начало года Возраст 9-14 лет
№ Список Элементарные Ориентировка Представление Умение
Итог
детей
знания об
на плоскости о шахматных
определять
игре
фигурах
начальное
положение
фигур

Уровни: Высокий (В), Средний (С), Низкий (Н) в процентном эквиваленте.
Мониторинг усвоения детьми образовательной программы
Состояние первое полугодие Возраст 6 - 8 лет
№ Список Знание
Ход каждой «Взятие» Итог
детей
каждой
фигуры в
каждой
шахматной
фигуры в
отдельности фигуры партии
отдельности

Общий
уровень

13

Уровни: Высокий (В), Средний (С), Низкий (Н) в процентном эквиваленте.
Мониторинг усвоения детьми образовательной программы
Состояние второе полугодие Возраст 9-14 лет
№ Список Ход каждой Знание
Ценность Умение
детей
фигуры в
дебюта,
фигур
ставить
отдельности миттельшпиля,
шах и
эндшпиля
мат

Общий
уровень

Уровни: Высокий (В), Средний (С), Низкий (Н) в процентном эквиваленте.
Промежуточная аттестация.
Теоретические задания.
1. Знание понятия «шах».
«Шах» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
2.
Знание понятия «мат».
«Мат» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
3. Знание понятия «пат».
«Пат» - это:
- это нападение на короля, от которого нет спасения;
- это положение в шахматной партии, при котором сторона, имеющая право
хода, не может им воспользоваться;
- это нападение на короля.
4. Знание понятия «вилка».
«Вилка» - это…:
- это двойной удар любой из фигур;
- это двойной удар, который делает конь или пешка;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку,
за которой спрятана другая фигура.
5.
Умение определить, когда партия закончилась выигрышем белых.
Выбрать тот ответ, который доказывает, что партия закончилась выигрышем
белых:
- 1-0;
- ½-½;
-0-1.
14

Практические задания.
1.
Умение ходить фигурами.
Показать ход той или иной фигуры на доске из положения, которое поставил
педагог.
2.
Умение убивать шахматные фигуры соперника.
Учащимся предлагается простая позиция на доске, где они должны выяснить,
можно ли убить какую-нибудь фигуру соперника или нет, например, может ли
белая ладья убить слона?:

3.
Умение ставить «шах».
Шах королю:

4.
Умение ставить «мат».
Мат в 1 ход:

5.
Умение видеть «пат».
Определить шах или мат на доске.
Оценка результатов:
За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов.
8-10 баллов – высокий уровень;
5-7 баллов – средний уровень;
0-4 балла – низкий уровень.
15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».