Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности _Эстрадный вокал_ на 2023-2024 учебный год

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность

программы.

Эстрадный

вокал

обладают

большим

здоровьесберегающим потенциалом. Постоянная тренировка диафрагмального
певческого дыхания способствует общему оздоровлению организма, заряжает
бодрым настроением и энергией, воспитывает самостоятельную двигательную и
певческую

активность,

формирует

привычку

к

здоровому

образу

жизни.

Сценическое движение частично решает проблему гиподинамии современных
людей. Развитие слуха и памяти на занятиях вокалом помогает решению некоторых
проблем в учебной деятельности учащихся. Речевой тренинг воспитывает культуру
речи. Подготовка и участие в концертной деятельности, конкурсах развивает
коммуникативные навыки, облегчающие процесс адаптации в обществе. Публичные
выступления формируют психологическую стойкость учащихся, а социальнозначимая деятельность творческого коллектива помогает сформировать их
активную жизненную позицию, чувство ответственности за личный и коллективный
результаты. Реализация творческих амбиций формирует в учащемся качества,
помогающие достигать успешности не только в творчестве, но и в обычной жизни.
Направленность программы: художественная.
Язык реализации программы: государственный язык РФ - русский.
Уровень освоения: стартовый.
Занятия в вокальной студии «Эстрадный вокал»
вокала»,

это

свободное

творческое

– это не просто «уроки

самовыражение.

Нет

«правильного

и

неправильного» исполнения, хотя и решаются образовательные задачи – это
возможность свободно выразить свои мысли, чувства, идеи, фантазии, переживания,
снять эмоциональное и физическое напряжение в различных видах певческой
деятельности. Миссия педагога показать, познакомить ребенка с различными
видами техник. А обучающийся самостоятельно определяет форму, способ
самовыражения.

Заметно

отличаются

стиль

общения,

методы

и

приемы

взаимодействия детей и педагога, детей друг с другом, детей и родителей, родителей
2

и педагога, т.к. педагог - равноправный партнер, а за каждым участником студии
остается право выбирать меру участия в групповом взаимодействии.
Такой подход педагога к организации занятий отличает работу вокальной
студии от других объединений.
Программа разработана с учётом специфики образовательного учреждения на
основе нормативных документов:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
- Приказ Минпросвещения РФ от 30.09.2020 N 533 “О внесении изменений в
Порядок

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 N 196”;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945Р "Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии
развития воспитания в РФ до 2025 года";
- Письмо

Министерства

образования

и

науки

РФ

от

18.11.2015 г.

№ 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
«Гигиенические нормативы по устройству содержанию и режиму работы
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Устава Учреждения, другими локальными актами.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей 9-15 лет Струговской школы.
Состав группы: постоянный, конкурсный отбор не предусмотрен.
3

Программа составлена с учетом интересов и запросов учащихся и их
родителей.
Количество детей в группе - 15 человек.
Особенности организации образовательного процесса
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 учебный год (34 недели, 68ч.)
Формы обучения –очная. Совместное взаимодействие педагога, ребенка и
семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации
способностей ребёнка.
Режим занятий
Занятия по общеобразовательной программе дополнительного образования
«Эстрадный вокал» на протяжении всего курса обучения проводятся:
для детей 9-15 лет – 1 раз в неделю по 2 академических часа (45 минут), в год
– 68ч
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие вокальных способностей учащихся

МОБУ

Струговская ООШ 9-15 лет через занятия эстрадным вокалом.
Задачи программы:
Воспитательные:
-

воспитывать

эстетический

вкус

учащихся,

интереса

к

певческой

деятельности и к музыке в целом, чувства коллективизма;
- способствовать

формированию

воли,

дисциплинированности,

взаимодействия с партнёрами;
- воспитывать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность.
Развивающие:
- развивать

музыкальные

способности

учащихся:

музыкальный

слух,

музыкальную память, чувство ритма;
- развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре
исполнительского мастерства.
Обучающие:
4

- сформировать начальные навыки техники вокального и сценического
исполнительства (работа над словом, художественным содержанием произведения);
- сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память; расширить
диапазон голоса; развить умение держаться на сцене;
- изучить стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы
стилизации в контексте эстрадной песни;
- освоить приёмы сольного и ансамблевого пения
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Название темы

Количество
часов
Всего Теория Практика

1

Вводное занятие

2

2

0

2

Вокально-хоровая работа

36

6

30

3

Учебно-тренировочный
материал

24

4

20

4

Массовая деятельность

4

0

4

5

Итоговое занятие

2

0

2

Итого

68

12

56

Формы
аттестации
/контроля
Опрос,
Опрос,
музыкальное
занятие, занятиеконцерт,
педагогическое
наблюдение.
Репетиция,
музыкальное
занятие,
Выступление на
праздниках
Отчетный
концерт

Содержание учебного плана
1. Тема: 1. Вводное занятие
Теория: Особенности работы вокального объединения «Основы вокала».
Правила ТБ на занятиях.
2. Тема: Вокально-хоровая работа
5

Теория: Музыкальная теория. Понятия «выразительные средства музыки».
Понятие «настроение» и «характер» музыки. Профилактика и гигиена голоса.
Многоголосные

хоровые

произведения.

Выразительность

исполнения,

сопереживание смыслу песни. Понятие «настроение» и «характер» музыки. Понятие
«логические ударения» в музыкальных фразах. Ровное звучание унисона. Понятие
«легато», «нон легато», «стаккато». Приемы звукообразования (мягкая атака).
Средства

музыкальной

выразительности

(твердая

атака).

Типы

дыхания.

Особенности импровизации. Аккомпанемент, фонограмма. Правила охраны голоса
в предмутационный и мутационный период.
Практика: Упражнения на владение голосовым аппаратом при пении
различных упражнений и песен.

Пение произведения. Приемы дыхания в

произведениях разного характера. Формирование навыков исполнения бэк – вокала
певческое вибрато. Приемы дыхания в произведениях разного характера.
Исполнения на три голоса (ансамблевая работа). Пение по фразам. Работа над
чистотой

интонирования

по

интервалам.

Исполнение

без

сопровождения.

Исполнение группой, по ролям. Цепное дыхание. Совершенствование правильного
дыхания. Пение по интервалам. Взаимосвязанная работа над технической стороной
и художественным образом.
3. Тема: Учебно-тренировочный материал.
Теория: Связь музыкальной грамоты с пением учебно – тренировочного
материала.

Постановка голоса,

дыхание,

многоголосие,

техника,

диапазон.

Практика: Постановка корпуса. Певческая установка стоя и сидя. Ритмические
вокальные упражнения. Упражнения для расширения диапазона. Дыхательные
упражнения для формирования певческого дыхания. Снятие психологических
зажимов. Отработка умения контактировать с публикой. Сценическое мастерство
(сценическая речь, сценическое движение, актерское мастерство). Пение учебнотренировочного материала: Вокальные упражнения для правильного формирования
звука. Дикционные упражнения. Пение импровизаций. Пение импровизация на
стихотворные тексты, вопросы-ответы. Инсценирование песен. Музыкальноритмические упражнения. Пение импровизаций – вариаций, на заданную тему в
6

различном

характере,

с

различным

ритмическим

рисунком.

Коллективное

исполнение песен. Метод сценической импровизации. Ансамблевая импровизация.
Пластические, мимические этюды.
4. Тема: Массовая деятельность.
Практика: Культура сцены. Выход, воздействие на зрителя, умение
контактировать с залом, самодисциплина, ощущение сцены. Передача образа
исполняемого музыкального произведения.
5. Тема: Итоговое занятие.
Практика:

Подведение итогов обучения. Выступление на отчетном

мероприятии.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающихся будут:
- сформированы музыкально- исполнительские навыки;
- сформирован стабильный интерес к занятиям эстрадным вокалом;
-сформирована потребность в бережном отношении к своему голосу;
- сформирован навык умения самостоятельно анализировать и корректировать
собственную деятельность.
Метапредметные результаты
У обучающихся будут развиты:
- стремление в самореализации на сцене и обществе;
- устойчивый интерес к мировой вокально- исполнительской культуре;
- навыки самостоятельной организации работы на занятиях и вне занятий;
-навык самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне
информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
- цикл упражнений на дыхание, звукообразование, артикуляцию, дикцию и
смогут применять приобретѐнные навыки на практике;
- основные жанры вокальной музыки;
7

Обучающиеся будут уметь:
- правильно применять певческую установку;
- определять структуру и понимать смысл вокального произведения;
Обучающиеся будут владеть:
- основными навыками исполнения одноголосных эстрадных вокальных
произведений в ансамбле;
- техникой работы с микрофонами под фонограмму «-1» в группе и соло;
Раздел № 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение дополнительной
общеобразовательной программы
Занятия по данной программе проводятся в просторном, хорошо освещенном
помещении, которое отвечает всем установленным санитарно-гигиеническим
требованиям.
кабинет должен быть оборудован:
- медиапроектором,
- компьютером, экраном, акустической системой.
Для практических занятий будет использоваться:
- музыкальная и акустическая аппаратура;
-микрофоны проводные, беспроводные;
-носители с минусовыми и плюсовыми фонограммами;
- ноутбук, флеш-карта
Материал
Ноутбук
Акустическая система
Проводные
и
беспроводные
микрофоны
Принтер

Количество
1
1
3

Примечание
Для работы педагога
Для занятий вокалом
Для репетиционной
детей

работы

Для распечатки материала

1

Учебно- методическое и информационное обеспечение
8

Список литературы для педагога
1. Гонтаренко Н. Сольное пение: секреты вокального мастерства.- М.:Изд.
«Феникс», 2006.
2. Мир вокального искусства. Сост. Г.а. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Учите детей петь. Сост. Т.Орлова, С.Бекина, - М: Просвещение, 2010.
4. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковых, 2008.
5. Иванников В.Ф. Методика поточного пения. -М.: 2005.
6. Кристин Линклэйтер Освобождение голоса.
7. Охомуш Т.В. Чистый голос (Методика обучения эстрадному вокалу). –
Иваново: 2002.
8. Пекерская Е.М. Вокальный букварь. - М.: Изд. «Музыка», 2001.
9. Рамзина И., А. Васильев «Вокальная механика ч.1 Дыхание и поддержка
вокального дыхания» (электронный учебник).
10. Рамзина И., А. Васильев «Вокальная механика ч.2 Органы вокального
тракта и управление ими» (электронный учебник).
11. Егорычева М. Упражнения для развития вокальной техники.
12. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста: методические
рекомендации для руководителей и педагогов студии эстрадного вокала.- Тюмень,
2008.
Для учащихся:
1. Грив Б.Т. Когда тебе грустно… Как поднять настроение. – М.: ООО
«Издательство «Добрая книга», 2003.
2. Свияш А.Г. 90 шагов к счастливой жизни. От Золушки до принцессы. – М.:
ЗАО Центрполиграф, 2007.
3. Григорий Абрамян Кто взял фальшивую ноту, - М: Детская литература,
2011.
4. Д. Хоуп Когда можно аплодировать, - АСТ, Астрель, ВКТ, 2010.
Для родителей (законных представителей) учащихся:
1. Юрченко О. Не хочу и не буду! Как бороться с детской ленью? – СПб.:
Речь.- М.: Сфера, 2011.
9

2.

Ледлофф

Ж.Л.

Как

вырастить

ребенка

счастливым.

Принцип

преемственности — Мю: Генезис, 2003.
3. Н.Л. Меньшикова Зелёная аптека детям, - Челябинск: Лилия, 2010.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Для выявления индивидуальных особенностей слуха и голоса проводится
первичная (входная) диагностика вокальных возможностей в форме прослушивания:
- певческий диапазон;
- сила звука;
-особенности тембра;
- продолжительность дыхания;
-точность интонирования;
-звуковысотный слух;
-чувство ритма.
Цель - выявление основных свойств певческого голоса, к которым относятся
звуковой и динамический диапазон, качество тембра и дикции.
Свойства певческого голоса во многом определяются природными данными
ребенка. Методика диагностирования предложена К.В. Тарасовой. Она заключается
в следующем:
1. Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса в речи
— тембр, динамику, приблизительную высоту основного тона. Для этого ребенок
может рассказать любое стихотворение, или педагог может побеседовать с ним.
2. Ребёнок поет песню по своему выбору самостоятельно, без музыкального
сопровождения.

Педагог

подхватывает тональность

и поддерживает пение

обучающегося аккордами (для определения природного регистра голоса).
3. Ребёнок поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по
полутонам вверх и вниз (для определения верхней и нижней границ общего
диапазона голоса). Можно к предложенной диагностике добавить тестирование
глубины дыхания по секундомеру и определение уровня развития звуковысотного
слуха. Результаты диагностики заносятся в таблицу. В конце года проводится
10

повторное диагностирование, дающее возможность наметить план дальнейшей
работы. ( см. таблица 1)
Таблица 1
Первичная диагностика певческих способностей обучающихся
Дата диагностирования______________

ритма

Чувство

слух

Звуковысотный

интонирования

Точность

дыхания

Продолжительность

тембра

Особенности

звука

Сила

Имя

Фамилия

п/п

Певческий диапазон

№

Диагностика проводится 2 раза в год:
-первичная;
- итоговая;
Таблица 2
Определение уровней развития голоса и вокально-хоровых навыков
Ф.И. обучающегося_________________________________________
Дата______________________________________________________
№

1

Критерии

Особенност

Показатели

Сила звука

Уровень
Низкий

Средний

Высокий

Голос слабый

Голос не очень

Голос

сильный, но

сильный

и
11

голоса

Ребенок может петь
непродолжительное
Время достаточно
Громко.

2

3

Особенности

В голосе

Нет ярко

Голос

тембра

слышен хрип

выраженного

звонкий,

И сип. Голос

тембра, но

яркий.

Тусклый, не

старается петь

выразительный

выразительно.

Певческий

Певческий

Диапазон в

Широки

диапазон

диапазон в

пределах

й

пределах 2-3х

возрастной нормы

диапазон

13-15 сек.

Более 15

звуков
4

Развитие

Продолжительно

дыхания

сть (звковая

Менее 13 сек.

сек.

проба «М»)

Задержка

5

Менее 14 сек.

14-16 сек.

дыхания на

Более 15
сек.

вздохе
(гипоксическа
я проба)
6

Развитие

Муз. слуховые

звуковысотн Представления
ого
слуха

.

Пение

Пение знакомой

Пение

знакомой

мелодии при

знакомой

мелодии с

незначительной

мелодии

поддержкой

поддержке

самостоя

голосом

педагога.

тельно.

педагога.

Пение

Пение

Неумение

малознакомой

малознак

12

пропеть

попевки с

омой

незнакомую

сопровождением

попевки

мелодию с

после 3-4

с

сопровождение

прослушиваний

сопрово

м после

ждением

многократного

после 1-2

повторения

прослуш
иваний

7

Точность

Интонирование

Интонирует общее

Чистое

интонировани

мелодии

направление

пение

я

голосом

движения мелодии,

отдельн

отсутствует,

чистое

ых

Ребенок

интонирование 2-3

фрагмен

воспроизводит

звуков.

тов

только слова

мелодии

песни в ее

на фоне

ритме или

общего

интонирует 1-2

направле

звука.

ния
движени
я
мелодии.

Различение

8

Не различает

звуков

Различает в

Различае

пределах октавы и

тв

септимы.

пределах
сексты и
квинты.

9

Вокально-

Певческая

Поза

Способность

Способн

хоровые

установка

расслабленная,

удерживать

ость

13

навыки

плечи

правильную позу

удержив

опущены.

при пении

ать

непродолжительное правильн
время.

ую позу
при
пении
длительн
ое время
без
напомин
ания
педагога.

10

Звуковеление.

Пение

Пение

Пение

отрывистое,

естественным

естестве

крикливое.

голосом, но иногда

нным

переходящим на

голосом

крик.

без
напряже
ния,
протяжн
о.

11

Дикция.

Непонятное

Достаточно четкое

Умение

произношение,

произношение

правильн

значительные

согласных и

о

речевые

правильное

произнос

нарушения.

формирование

ить

гласных, но

гласные

неумение их

и

правильно

согласны

14

произносить при

е в конце

пении.

ив
середине
слов при
пении.

12

Дыхание.

Дыхание

Дыхание

Умение

берется

произвольное, но не

брать

непроизвольно.

всегда берется

дыхание

между фразами

между
фразами

13

14

Умение петь в

Неумение петь,

Стремление

Умение

ансамбле

слушая

выделиться в

начинать

товарищей

хоровом

и

исполнении

заканчив

(раньше вступить,

ать

громче петь)

вместе

Старается петь

Поет

Выразительно

Пение не

сть

эмоциональное

исполнения

выразительно, но на выразите
лице мало эмоций

льно,
передава
я
характер
песни
голосом
и
мимикой

Низкий - 1 балл
средний – 2 балла
высокий – 3 балла
15

При определении общего уровня развития голоса и овладения вокально –
хоровыми навыками все баллы суммируются.
14 – 22 – низкий уровень
23 – 33 – средний уровень
34 – 44 – высокий уровень
Текущий контроль – проводится на всех этапах изучения и развития знаний,
умений, их закрепления.
Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие
разнообразные формы проверки:
-беседа по пройденному материалу;
- самостоятельная работа;
- выполнение практического или теоретического задания.
Тематический контроль – проводится по итогам изучения отдельных тем и
разделов

учебного

курса,

когда

знания

в

основном

сформированы,

систематизированы.
-анализ проделанной работы;
-участие в массовых мероприятиях;
Промежуточный контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися
дополнительной общеразвивающей программы по итогам полугодий в форме
открытых мероприятий, на которых определяется уровень освоения программы;
информационная карта освоения дополнительной общеобразовательной программы
учащимися.
Итоговый контроль – подведение итогов обучения за полугодие, год.
-персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на
итоговом занятии);
-участие в итоговом отчетном концерте;
Диагностика вокальных и музыкально-ритмических способностей учащихся проходит в начале учебного года, середине и в конце учебного года.
Оценочные материалы
16

Диагностические задания для определения эффективности и
результативности обучения детей.
Критерий «Вокальные навыки»
Первичная диагностика – Спеть любую песню (куплет и припев), повторить за
педагогом попевку, повторить за педагогом ритмический рисунок.

Диагностика в конце 1 полугодия учебного года – спеть упражнения,
выученные к концу 1 полугодия
Диагностика на конец года – спеть любую песню, выученную в течение
учебного года.
Параметры диагностики критерия «Вокальные навыки»
Ба
лл
ы

Музыкальный
слух

Качество
звукообразо Диапазон
вания, тембр

Дикция

3

Нечистое
интонирование
по
всему
диапазону,
неверное
воспроизведение
ритмического
рисунка
произведения

неумение
пользоваться
видами атак,
красота
тембральной
окраски
голоса
не
выражена

диапазон
учащегося
ограничен
пределами
примарной
зоны

нечеткое
воспроизве
дение
текста,
пестрота
звуков

неустойчивое
умение
пользоваться
видами атак,
красота
тембральной
окраски
голоса
проявляется
эпизодически

диапазон
учащегося
ограничен
для
исполнени
я щироких
песен

недостаточ
но четкое
воспроизве
дение
текста

4

неустойчивое
интонирование
на
примарных
звуках,
но
правильное, без
ошибок
воспроизведение
ритмического
рисунка
музыкального
произведения

17

Дыхание

дыхание
неровное,
неумение
использовать
смешанное
дыхание
в
младшем
возрасте
и
костноабдоминальное –
в
старшем
возрасте
неустойчивое
управление
дыханием
при
пении, дыхание
шумное,
вдох
перегруженный ,
выдох
ускоренный

5

чистое
интонирование
по
всему
диапазону,
правильное, без
ошибок
воспроизведение
ритмического
рисунка
музыкального

умение
пользоваться
видами атак,
красота
тембральной
окраски
голоса ярко
выражена

произведения
согласно
возрастным
и
физиологически
м особенностям
учеников

учащийся
обладает
широким
диапазоно
м
в
соответств
ии
со
своими
возрастны
ми
особеннос
тями

умение брать
чёткая,
спокойное, тихое
ясная
дыхание
дикция,
правильна
я
артикуляц
ия.
Активные,
твёрдые
согласные,
гласные
округлые,
но
не
расплывча
тые

Параметры диагностики достижений и развития качеств учащихся по
критериям
 Творческая активность
 Эмоционально-художественная настроенность
 Организационно-волевые качества - терпение (способность переносить
нагрузки в течение определенного времени), воля (способность активно
побуждать себя к практическим действиям), самоконтроль (умение
контролировать свои поступки)
 Ориентационные качества– самооценка, (способность оценивать себя
адекватно реальным достижениям), интерес к занятиям в объединении
(осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы)

18

Диагностическая карта
учета достижений и развития качеств учащихся объединения

Ориентационные качества

Организационно-волевые
качества

Эмоциональнохудожественная

Творческая активность

№
п\
п

Фамилия, имя
учащегося

«Эстрадный вокал»

Общий
балл
по
критерию
в целом по
объединен
ию

19

Показатели

твор На
ческ уровн
ого е села
объе
дин
ения

достижений
уровне

на Итого

район края всерос
а
сийско
м,
между
народн
ом

:

КАРТА КОНТРОЛЯ
Уровень освоения учащимися образовательной программы
«Эстрадный вокал»
Уровень ознакомительный
Начальная (промежуточная) диагностика: _______уч. г. (

месяц)

Цель: определение уровня творческого развития учащихся
№
п/п

ФИ
учащегося

Критерии
Вокальные навыки
Музык
альны
й слух
(чисто
та
интон
ирова
ния,
умени
е
верног
о
воспр
оизвед
ения
ритми
ческог
о
рисун
ка)

Владе
ние
навык
ами
тембр
ового
звукоо
бразов
ания

Влад
ение
навы
ками
четко
й
дикц
ии

Влад
ение
уровн
ем
голос
ового
диапа
зона

Влад
ение
навы
ком
костн
оабдо
мина
льног
о
дыха
ния

Твор
ческа
я
актив
ность

Эмоц
ионал
ьнохудо
жеств
енная
настр
оенно
сть

Умен
ие
слаже
нно
работ
ать в
колле
ктиве

Овла
дение
навы
ками
участ
ия в
меро
прият
иях,
конку
рсах

Ито
го
по
каж
дом
у
обуч
ающ
емус
я

Общий балл по
критерию
в
целом
по
объединению

2.3. Методические материалы
Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как
последовательность освоения вокальной техники определяет педагог в зависимости
20

от уровня подготовки учащегося и времени, необходимого для решения
профессиональных задач.
Учебной основой для занятий служат различные музыкально-вокальные
упражнения и эстрадные песни. Большое внимание уделяется формированию
певческих навыков и развитию музыкальных способностей.
На распевание и разучивание упражнений, способствующих развитию
звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство ритма, дикции, артикуляции и
мимике, тембрового слуха и певческого дыхания отводится 15-20 минут. В
некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время,
отводимое на распевание и развитие певческих навыков, может быть увеличено. На
каждом занятии целесообразно проводить работу над 2 песнями, различными по
характеру и сложности, чѐтко представляя цели и задачи каждой из них.
В работе над песней можно выделить следующие этапы:
- показ песни, сопровождаемый беседой, разбором характера и содержания
песни;
- разучивание мелодии песни по фразам, предложениям, куплетам (чистое
интонирование мелодии, точность ритма, расстановка дыхания, стилистические
моменты);
- работа по тексту (дикция, идея произведения, характер, актѐрские задачи);
- исполнение песни под минусовую фонограмму (контроль за процессом
«впевания», работа с микрофоном);
- сценическое движение (жест, мимика, раскрытие образа).
Для освоения учащимися программного материала применяются такие
методы обучения как:
- словесные;
-наглядные;
-практические;
- частично-поисковые;
- стимулирования и мотивации.
Словесные: объяснение, рассказ, сравнение, замечание, анализ.
21

Например, объяснение вокально-технических приѐмов, новых терминов и
понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д. В работе этот метод
должен быть доступен для детского восприятия.
Наглядные: показ иллюстративного материала, например, при изучении
строения гортани, работы диафрагмы; использование аудио и видео материалов при
демонстрации образца исполнения, исполнение педагогом музыкального материала.
Практические: тренинги, вокальные упражнения.
Их можно разделить на две группы:
К первой относятся те, которые применяются вне связи к каким-либо
конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению
техникой эстрадного пения.
Упражнения второй группы направленны на преодоление конкретных
трудностей при разучивании песен.
Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует
укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости.
Частично-поисковые:
исполнительских

индивидуальный

средств

(вокальных

и

и

коллективный

пластических)

для

поиск
создания

художественного образа исполняемого эстрадного произведения.
Стимулирования

и

мотивации:

создание

ситуации

успешности,

возможности самовыражения, самореализации, поощрение, творческие задания.
На занятиях используются следующие приѐмы:
- настройка на тональность перед началом пения;
-пение по «цепочке»;
-пение «про себя»;
-игровые

приѐмы

«Импровизационный

(«Ритмическое

концерт»,

«Свечи»,

эхо»,

«Парад

«Одуванчик»,

звѐзд»,

«Эхо»,

«Артикуляционная

разминка» и др.);
-использование

детских

музыкальных

инструментов

слухового внимания и развития чувства ритма;
-моделирование высоты звука движениями руки;
22

для

активизации

-отражение направления движения мелодии при помощи ручных знаков;
-сочетание запевов солистов с группой;
-динамическое развитие;
-сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
-устные диктанты;
-задержка звучания ансамбля на отдельных звуках по руке дирижѐра;
-выделение

особо

трудных

интонационных

оборотов

в

специальные

упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или
вокализацией.
Все методы и приѐмы музыкального обучения находятся в тесной
взаимосвязи. Их разнообразие определяется спецификой вокального искусства и
особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не
изолированно, а в различных сочетаниях в зависимости от музыкального опыта
детей.
Распределение учебного материала в программе довольно условно и зависит
от уровня подготовки обучающихся и времени, необходимого на решение
поставленных задач.
На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у детей тембровое
чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных
произведений, создавать условия, в которых ребѐнок испытывает радость ощущения
исполнительской свободы и творческого комфорта.
Вокальные упражнения, работу над техникой рекомендуется не останавливать,
учитывая особенности каждого голоса, и работая в возможностях диапазона
учащегося. Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся
материале.

При

составлении

репертуарного

плана

необходимо

учитывать

возрастные особенности и вокальные данные воспитанников, на их основе
подбирать репертуар, руководствуясь несколькими принципами:
-идейной

значимостью

исполняемого

ценностью;
-воспитательным значением;
23

произведения:

художественной

-доступностью музыкального и литературного текста;
-разнообразием жанровой и музыкальной стилистики;
-логикой компоновки будущей концертной программы;
-качеством фонограммы, записанной с применением сложной техники.
Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны
быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так
как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными
движениями или актѐрской игрой.
Правильно

подобранный

репертуар

будет

способствовать

духовному

и

техническому росту ребенка, а так же определит его творческое лицо, позволит
верно, решать воспитательные задачи.
Основные методы, применяемые для реализации программы:
- словесный
-наглядный
-практический
Успешной реализации поставленных целей и задач можно добиться, исходя из
следующих принципов:
1.

От простого к сложному.

2.

Дифференцированность и вариативность. (Индивидуальный подход на
занятиях дает

педагогу возможность на основе внимательного

всестороннего

изучения

индивидуальных

возможностей

и

учеников

дифференцированно подходить к вопросам обучения и воспитания.
Однако, это не исключает создания временных ансамблей, дуэтов, трио, а
также участия учащегося в коллективном пении во время массовых
праздничных мероприятий.)
3.

Единство художественного и технического развития вокальных навыков
учащегося.

4.

Индивидуальный подход к обучению (подбор репертуара, гибкость в
подборе тональностей, интенсивность занятия с учетом индивидуальных,
возрастных и психологических особенностей учащегося). Этот принцип
24

особо важен, так как эстрадный вокал отличается многообразием
индивидуальных

исполнительских

манер.

Для

мотивированных

и

одаренных учащихся составляется индивидуальный образовательный
маршрут.
5.

Демократический стиль общения (Отношения педагога с учащимися
строятся на взаимоуважении и взаимопонимании; в доверительной форме
проводятся беседы на волнующие учащихся личные темы.)
В качестве главных методологических подходов программы избраны:

1.

Стилевой подход - нацелен на постепенное формирование у учеников
осознанного

стилевого

восприятия

вокального

произведения.

Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик
произведений.
2.

Творческий подход - важнейший художественно - педагогический метод,
определяющий

качественно

-

результативный

показатель

ее

практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо
своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда
новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной
деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении,
ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В
связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена
учеников

проявляется

индивидуальность,

неповторимость

инициативность,

и

оригинальность,

индивидуальные

склонности,

особенности мышления и фантазии.
3.

Системный подход - направлен на достижение целостности и единства
всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный
материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный
подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном
случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием
всей структуры вокальной программы). Использование системного
подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
25

4.

Метод импровизации и сценического движения - один из основных
производных программы. Требования времени – умение держаться и
двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения,
раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам
предпосылки

для

умелого

нахождения

на

сцене,

сценической

импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие
исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет
поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный
уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Методические рекомендации обучения эстрадному пению
Дыхание
Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого
вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что
неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к
зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а
это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт
пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит
сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.
На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений:
следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались
плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить
ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть
активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не
напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.
Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким
«музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму
(брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную
полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох
произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.
Дыхательные упражнения
26

Спокойный

равномерный

вдох

без

рывка,

без

задержки.

Выдыхая,

расслабляйтесь.
Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь
набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
«Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу.
Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение
следует делать уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не
должна напрягаться.
Интонирование
Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы
возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так
важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, когда человек не попадает в
ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту,
находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим,
улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться
попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве
посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем
разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и
воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с
теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая:
петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах
«в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего
гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал
«кварта».
При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы
прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот
или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.
Упражнения на интонирование
Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до) Поём нисходящую
гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
27

Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си,
до-до).
Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по
белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по
белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы,
которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и
мажорного лада.
Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:
Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые
образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем попробуйте
соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это вырабатывает у вас
«чувство тональности»: вы запоминаете интервалы, включается не только наша
обычная память, но и мышечная память.
Резонаторы
Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему
силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр- это
индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец
обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех
других.
Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного,
спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие
обертоны голоса.
Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда
же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.
Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном
отделах, иногда в лопатках и спине.
Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности
пользоваться резонаторами автоматически.
Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства
звучание основано на релаксации.
28

Упражнения для резонаторов
Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать попробуйте
крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то
вдалеке. Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже
расслаблены.
Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок
крикните Эээй.
Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно
несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам
будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать
мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.
Упражнения для развития мышц лица
Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь Поднимите и
опустите правую щеку, затем левую
Поднимите и опустите сначала верхнюю, потом нижнюю губу Оттяните и
опустить в сторону правый угол рта, затем левый Сморщите переносицу, двигайте
ею вверх, потом вниз.
Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие
резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно
скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в
самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.
Алгоритм

учебного

занятия:

организационно-мотивационная

часть,

актуализация знаний по теме постановка проблемы, информационная часть,
усвоение новых знаний и способов действий, проверка понимания, практические
задания с объяснением соответствующих правил, тренировочные упражнения,
обобщение и систематизация знаний, анализ успешности достижения цели,
рефлекция, итоговая часть.
Каждое занятие насыщенно работой по полноценному интеллектуальному
развитию детей, а именно:
- рабочие тетради;
29

- методическая литература;
- индивидуальное рабочее место;
- ноутбук;
- проектор.
- микрофон
Инструкция по технике безопасности для детей
Техника безопасности при занятии вокалом:
1. Общие требования безопасности:
1. На занятиях по вокалу, хоровому пению допускаются обучающиеся
без заболеваний органов дыхания, без видимых дефектов артикуляционного
аппарата.
2. Обучающиеся, занимающиеся постановкой певческого голоса обязаны
соблюдать правила охраны голоса во время пения, знать меры восстановления
голосового режима во время и после респираторных заболеваний, способствовать
профилактике

заболеваний

дыхательных

путей.

При

неправильной

работе

голосового аппарата ребёнка, перегрузке во время концертных выступлений
возможны боль в горле, кашель, потеря голоса. Педагог должен знать особенности
анатомии и физиологии голосового аппарата человека, владеть методикой
постановки

голоса,

предусматривать

щадящие

репетиционные,

концертные

нагрузки для обучающихся.
3. Обучающиеся не выполняющие правила охраны голоса на занятиях и вне,
подвергаются повторному прохождению инструктажа по охране голосового
аппарата и внеочередной проверке знаний, норм и правил охраны голоса. При
возникновении проблем со здоровьем голосового аппарата необходима помощь
врачей для выяснения и устранения причин, а также помощь педагога и
перестроение режима занятий.
2. Требования безопасности во время проведения учебного занятия
1. Обучающийся должен выполнять все указания педагога во время занятия,
особенно на начальном этапе постановки голоса.
2. Обучающийся должен знать и правильно пользоваться основными
30

вокально-хоровыми ЗУН (певческая установка, дыхание, дикция, ансамблевый
строй), знать исполнительско-певческие средства выразительности.
3. На занятии, репетиции запрещается крик, форсирование звука, частое
чередование звука, частое чередование певческого с речевым режимом
голоса, употребление пищи и напитков (кроме воды, сока, чая).
4. Запрещается заниматься вокалом натощак – приём пищи идеально
должен быть за 1 час до занятий; для уменьшения сухости в горле возможно
полоскание горла теплой водой (минеральной).
3.Требования безопасности в аварийных ситуациях
- При возникновении боли, кашля, першения в горле обучающийся
незамедлительно должен сообщить педагогу.
- при возникновении пожара немедленно прекратить занятие, организованно,
под руководством педагога покинуть место проведения занятия через запасные
выходы согласно плану эвакуации;
4.Требования безопасности по окончании занятий
- Устная установка педагога для обучающихся относительно валеологического
подхода к своему здоровью.
- под руководством педагога убрать инвентарь в места его хранения;
- переодеться в раздевалке;
- организованно покинуть место проведения занятия.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

34

Количество учебных дней

34

Продолжительность 1 полугодие

12.09.2023-26.12.2023

учебных периодов

12.01.2024-27.05.2024

2 полугодие

Возраст детей, лет

9-15

Продолжительность занятия, час

2

Режим занятия

1раз\нед
31

Годовая учебная нагрузка, час

68ч

2.5 Календарный план воспитательной работы
№

Мероприятия

Сроки
Форма проведения
проведения
октябрь, 2023 г.
концерт

1

День учителя

2

День матери

ноябрь, 2023г.

концерт

3

Участие в новогодней

декабрь,2023 г.

концерт

Участие в концертной программе, февраль- март,
2024 г.
приуроченной 23 февраля и 8

концерт

развлекательной программе на
местном уровне
4

Марта
5

Участие в районном мероприятии февраль, 2024 г.

концерт

« Сыны и дочери Отчизны»
6

«Как рационально организовать

апрель, 2024 г

беседа

апрель, 2024 г.

концерт

своё время вокалисту для участия
в школьных и классных
мероприятиях»
7

Музыкально - песенное
сопровождение мероприятия
«Здоровым быть здорово»

8

Вахта памяти

май, 2024 г.

Концерт, митинг

9

Родительское собрание с

май, 2024г.

Беседа, отчетный
концерт

концертом обучающихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста: уч.пособие. СанктПетербург: Изд-во «Планета музыки», 2018.
32

2. Безант А. Вокалист. Школа пения: Уч.пособие . Санкт-Петербур: Изд-во
«Планета музыки», 2019
3. Лысенко Н.П. Упражнения для усовершенствования голоса: учебное пособие /
Н.П. Лысенко, В.В.Пак, Л.В. Рогожина и др. Санкт-Петербург: Изд-во
«Планета музыки», 2018
4. Рудзик М. Специальные методики музыкально-певческого воспитания. Издво: Курск КГУ, 2019
5. Сафронова О.И. Распевки: Хрестоматия для вокалистов / О.И. Сафронова.
Москва: Изд-во: «Лань», 2019

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».