Химия 8-9 классы

1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по химии, составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря
2014 г. № 1644);
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в
федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/151);
- на основании УМК предметной линии «Химия» «Сферы». 8–9 классы: пособие
для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Журин. — М.: Просвещение, 2012;
- с учетом рабочей программы воспитания
Изучение курса химии направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной
картины мира;
2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них гуманистического отношения и экологически
целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;
3) выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также
формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической
деятельности;
4) формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в
повседневной жизни.
Основными задачами обучения курса 8 – 9 классов являются:
1. Формирование знаний основ химической науки – важнейших фактов, понятий,
химических законов и теорий, химического языка.
2. Развитие умений сравнивать, вычленять в изученном существенное, устанавливать
причинно-следственную зависимость в изучаемом материале, делать обобщения, связанно
и доказательно излагать учебный материал.
3. Формирование умений наблюдать, фиксировать, объяснять химические явления,
происходящие в природе, лаборатории, повседневной жизни.
2

4. Формирование специальных навыков обращения с веществами, выполнения несложных
опытов с соблюдением правил техники безопасности в лаборатории.
5. Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
6. Раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера и вклада химии в
научную картину мира.

3

2. Планируемые результаты
Выпускник научится:
 характеризовать

основные

методы

познания:

наблюдение,

измерение,

эксперимент;
 описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
 раскрывать смысл основных химических понятий

«атом»,

«молекула»,

«химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность»,
«химическая реакция», используя знаковую систему химии;
 раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава,
атомно-молекулярной теории;
 различать химические и физические явления;
 называть химические элементы;
 определять состав веществ по их формулам;
 определять валентность атома элемента в соединениях;
 определять тип химических реакций;
 называть признаки и условия протекания химических реакций;
 выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при
выполнении химического опыта;
 составлять формулы бинарных соединений;
 составлять уравнения химических реакций;
 соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
 пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
 вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
 вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
 вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе
реагентов или продуктов реакции;
 характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода
и водорода;
 получать, собирать кислород и водород;
 распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
 раскрывать смысл закона Авогадро;
 раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
 характеризовать физические и химические свойства воды;
 раскрывать смысл понятия «раствор»;
4

 вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
 приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
 называть соединения изученных классов неорганических веществ;
 характеризовать

физические

и

химические

свойства

основных

классов

неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
 определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
 составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
 проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов
неорганических веществ;
 распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски
индикатора;
 характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
 раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
 объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
 объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в
пределах малых периодов и главных подгрупп;
 характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их
положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их
атомов;
 составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы
Д.И. Менделеева;
 раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
 характеризовать

зависимость

физических

свойств

веществ

от

типа

кристаллической решетки;
 определять вид химической связи в неорганических соединениях;
 изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами
химических связей;
 раскрывать

смысл

понятий

«ион»,

«катион»,

«анион»,

«электролиты»,

«неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления»
«восстановитель», «окисление», «восстановление»;
 определять степень окисления атома элемента в соединении;
 раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
 составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
 объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций
ионного обмена;
5

 составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
 определять возможность протекания реакций ионного обмена;
 проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
 определять окислитель и восстановитель;
 составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
 называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
 классифицировать химические реакции по различным признакам;
 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами
неметаллов;
 проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств
газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
 распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами
металлов;
 называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол,
этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота,
олеиновая кислота, глюкоза;
 оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм
человека;
 грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
 определять возможность протекания реакций некоторых представителей
органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах
веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические
реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
 составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным
уравнениям;
 прогнозировать

способность

вещества

проявлять

окислительные

или

восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его
состав;
 составлять

уравнения

реакций,

соответствующих

последовательности

превращений неорганических веществ различных классов;
 выдвигать

и

проверять

экспериментально
6

гипотезы

о

результатах

воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
 использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в
окружающей среде;
 использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов
и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;
 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
 критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной
рекламе в средствах массовой информации;
 осознавать значение теоретических знаний по химии для практической
деятельности человека;
 создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по
использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

7

3. Содержание учебного предмета «Химия»
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение,
измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси.
Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических
элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава
вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная
массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы
веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания
химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Кислород. Водород
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха.
Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода.
Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.
Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства
водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности.
Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на
газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических
реакциях.
Вода. Растворы
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства
воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля
растворенного вещества в растворе.
Основные классы неорганических соединений
Оксиды.
Химические

Классификация.

свойства

оксидов.

Номенклатура.
Получение

и

Физические
применение

свойства
оксидов.

оксидов.
Основания.

Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований.
Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация.
Номенклатура.

Физические

свойства

кислот.

Получение

и

применение

кислот.

Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных
средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и
применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами
неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических
реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая
химическая грамотность.
8

Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны,
нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового)
номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы.
Строение

энергетических

уровней

атомов

первых

20

химических

элементов

периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов
химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе
Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая
связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические
свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы
кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость
физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.
Химические реакции
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость
химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по
различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению
степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и
анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления.
Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях.
Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.
Неметаллы IV – VII групп и их соединения
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства.
Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера:
физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды
серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и
химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.
Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V),
ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства.

9

Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды
углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.
Металлы и их соединения
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева.Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические
свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами,
кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и
их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность
оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды,
гидроксиды и соли железа (II и III).
Первоначальные сведения об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан,
этан,

этилен.

Источники

углеводородов:

природный

газ,

нефть,

уголь.

Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые
кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты).
Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение
окружающей среды и его последствия.

10

4. Тематическое планирование 8 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема
Введение в химию 17 часов
Предмет химии
Практическая работа №1 «Оборудование химической лаборатории»
Чистые вещества и смеси
Практическая работа №2 «Разделение смеси»
Превращение веществ
Практическая работа №3 «Признаки химической реакции»
Химический элемент
Химические формулы. Лабораторный опыт №1
Простые и сложные вещества. Лабораторный опыт №2
Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность. Лабораторный опыт №3
Урок-практикум «Валентность»
Химические уравнения. Лабораторный опыт №4
Урок-практикум «Химические уравнения»
Атомно-молекулярное учение в химии
Повторение и обобщение по теме «Введение в химию»
Контрольная работа №1 по теме «Введение в химию»

41

Важнейшие классы неорганических веществ 24 часа
Анализ контрольной работы. Простые вещества металлы и неметаллы.
Лабораторный опыт №5
Кислород. Лабораторный опыт №6
Химические свойства кислорода.
Практическая работа №4 «Химические свойства кислорода»
Оксиды. Лабораторный опыт №7
Водород.
Химические свойства водорода.
Практическая работа №5 «Химические свойства водорода»
Оксид водорода – вода
Взаимодействие воды с металлами.
Взаимодействие воды с оксидами металлами. Лабораторный опыт №10
Взаимодействие воды с оксидами неметаллами. Лабораторный опыт №11
Состав кислот. Соли. Лабораторный опыт №12,13
Свойства кислот.
Физические свойства кислот.
Практическая работа №6 «Химические свойства кислот»
Свойства оснований. Лабораторный опыт №14,15
Свойств амфотерных гидроксидов. Лабораторный опыт №16
Классы неорганических веществ. Оксиды. Кислоты. Основания и соли.
Генетический ряд типичного металла. Лабораторный опыт №17
Генетический ряд типичного неметалла. Лабораторный опыт №18
Урок-практикум «Генетический ряд металла, неметалла»
Повторение и обобщение по теме «Важнейшие классы неорганических
веществ»
Контрольная работа №2 «Важнейшие классы неорганических веществ»

42

Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева
Анализ контрольной работы. Строение атома.

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

11

Часы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Электронные оболочки атомов.
Закономерности изменений в строении электронных оболочек атомов
Строение электронных оболочек атома.
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
Периоды
Практическая работа № 7 «Изменение свойств гидроксидов с увеличением
зарядов атомных ядер химических элементов»
Группы
Периодический закон
Предсказание свойств химических элементов и их соединений на основе
периодического закона.
Научный подвиг Д.И.Менделеева
Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и периодическая
система химических элементов Д.И.Менделеева»
Контрольная работа №3 «Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева»
Количественные отношения в химии 11 часов
Анализ контрольной работы. Количество вещества
Расчет количества вещества по известному числу единиц
Молярная масса
Расчет массы вещества по известному количеству и обратные расчеты
Расчеты по химическим уравнениям
Закон Авогадро
Расчеты по химическим уравнениям
Объемные отношения газов при химических реакциях
Решение расчетных задач
Решение задач «Закон Авогадро»
Контрольная работа №4 «Количественные отношения в химии»
Заключение 3 часа
Анализ контрольной работы. Предмет химической науки. Лабораторный опыт
№19, 20
Источники химической информации
Обобщение знаний по курсу 8 класса

12

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование 9 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

Тема
Строение вещества 8 часов
Повторение материала за 8 класс
Ковалентная связь
Полярность связи
Ионная связь
Степень окисления
Кристаллические решетки.
Повторение и обобщение по теме «Строение вещества». Подготовка к
контрольной работе
Контрольная работа №1 «Строение вещества»
Многообразие химических реакций 12 часов
Анализ контрольной работы. Окислительно-восстановительные реакции
Окислительно-восстановительные реакции
Скорость химических реакций.
Обратимые химические реакции
Электролитическая диссоциация
Свойства растворов электролитов
Условия течения реакций в растворах электролитов до конца. Практическая
работа №1 «Условия течения реакций в растворах электролитов до конца»
Кислоты и основания
Соли. Свойства растворов солей.
Классификация химических реакций
Повторение и обобщение по теме «Многообразие химических реакций»
Контрольная работа №2 «Многообразие химических реакций»
Многообразие веществ. Неметаллы и их соединения 30 часов
Анализ контрольной работы. Общие свойства неметаллов.
Галогены
Хлороводород и соляная кислота
Фтор, бром, йод
Кислород и сера
Сульфиды
Оксиды серы
Серная кислота и ее соли
Повторение и обобщение по теме «Многообразие веществ»
Контрольная работа № 3 «Многообразие веществ»
Анализ контрольной работы. Неметаллы VI-VII групп и их соединения
Решение экспериментальных задач
Азот и фосфор
Аммиак
Получение аммиака и изучение их свойств. Практическая работа №2
«Получение аммиака и изучение их свойств»
Оксиды азота
Азотная кислота и нитраты
Важнейшие соединения фосфора
Углерод
Водородные соединения углерода
Органические соединения
Оксиды углерода
Угольная кислота и ее соли
Карбонаты
13

Часы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Практическая работа № 3 «Карбонаты»
Кремний и его соединения
Неметаллы IV-V групп и их соединения
Решение экспериментальных задач «Неметаллы IV-V групп и их соединения»
Повторение и обобщение по теме «Неметаллы»
Контрольная работа № 4 «Неметаллы»
Многообразие веществ. Металлы и их соединения
Анализ контрольной работы. Общие физические свойства металлов
Общие химические свойства металлов
Практическая работа № 3 «Общие химические свойства металлов»
Щелочные металлы
Кальций
Жесткость воды
Алюминий
Соединения алюминия
Железо
Соединения железа (II)
Соединения железа (III)
Сплавы металлов
Металлы и их соединения
Решение экспериментальных задач
Повторение и обобщение знаний по теме «Металлы»
Контрольная работа по теме «Металлы»
Анализ контрольной работы
Контрольно-обобщающий урок за курс 9 класса

14

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5. Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое

обеспечение

учебного

процесса

предусматривает

использование УМК (учебно-методических комплексов) по химии с 8 по 9 класс.
1. А.А.Журин. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательном учреждений
2. Химия. 8 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А.Журина
3. А.А.Журин

Химия.

Тетрадь-практикум. 8

класс.

Пособие

для

учителей

образовательных организаций
4. Н.Н.Гара.

Химия.

Тетрадь-тренажер.

8

класс.

Пособие

для

учащихся

образовательных организаций
5. А.А.Журин Химия. Поурочное тематическое планирование. 8 класс. Пособие для
учащихся образовательных организаций
6. А.А.Журин. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательном учреждений
7. Химия. 9 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А.Журина
8. А.А.Журин Химия. Тетрадь-практикум. 9 класс. Пособие для учащихся
образовательных организаций
9. Н.Н.Гара.

Химия.

Тетрадь-тренажер.

9

класс.

Пособие

для

учащихся

образовательных организаций
10. О.Л.Бобылева, Е.В.Бирюлина, Е.Н.Дмитриева, Н.А. Тараканова, Химия. Тетрадьэкзаменатор. 9 класс. Пособие для учащихся образовательных организаций
11. А.А.Журин Химия. Поурочное тематическое планирование. 9 класс. Пособие для
учителей образовательных организаций

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».