ОДНКНР 5-6 классы

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов Россиии»,
составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г., с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря
2020 г.);
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373»;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Авторской программы под редакцией Н.Ф. Виноградовой (авторы: Н.Ф.
Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков);
- с учетом рабочей программы воспитания.
.

Общая характеристика учебного предмета
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской
этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность
данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с
воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности
поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в
обществе.

Изучение курса

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» в

основной школе направлено на достижение следующих целей:
•

совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами

России духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и

конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к
нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
•

углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности

родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные,
семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные
верования;
•

осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека

является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в
повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
•

становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения

в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному
этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и
деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их
культуре и традициям.

Место предмета в учебном плане
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе
изучается в 5-6 классах. Общее количество времени составляет 68 часов. Общая недельная
нагрузка обучения составляет 1 час.
Содержание курса
5 класс
Введение
Зачем изучать предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Отношение к культуре родного народа, Родины как отражение патриотических чувств
человека.
Что такое культура общества. Культура как совокупность интеллектуальных,
нравственных, этических и эстетических достижений общества. Многообразие культуры.
Культура материальная и духовная. Как развивается и обогащается культура. Материальная
и духовная культура.
Расширение кругозора. Примеры культурной жизни народов в разные исторические
времена; зарождение культуры в первобытном обществе.

В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура — сплав
культур народов, проживающих на территории РФ. Фольклор и декоративно-прикладное
творчество народов России. Деятели науки и культуры — представители разных
национальностей (ученые, писатели, художники, композиторы, архитекторы, актеры,
представители других творческих профессий).
Человек — творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна.
Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы
нравственности — часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Патриотические чувства —
характеристика культурного человека. Представления о патриотизме в фольклоре разных
народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и
др.). Былинные герои русского эпоса.
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических
чувств в истории России (Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван
Сусанин, Надежда Дурова и др.) Патриоты — представители разных конфессий (Сергей
Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Герои Великой Отечественной войны.
В труде — красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен». Традиционные религии о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на
благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники, геологи, космонавты и др.).
Бережное отношение к природе. Бережное отношение к природе — нравственная
ценность. Одушевление природы нашими предками. Создание заповедников, заказников как
часть природоохранной деятельности. Заповедные места и природные памятники на карте
России.
Семья — хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, уважение, взаимопомощь и поддержка — главные семейные
ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии,
буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение семейных
ценностей в фольклоре разных народов. Семья — первый трудовой коллектив.
Коллективный труд в семье. Традиции и семейные праздники, совместное проведение
досуга.

6 класс
Введение. Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России
Что

такое

культура

общества,

что

такое

индивидуальная

культура

человека.

Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российской культуры. Истоки
возникновения культуры. Влияние традиций и религиозных идей на развитие культуры.
Человек — носитель и творец культуры. Деятели науки, литературы, живописи, музыки,
архитектуры, театра и их вклад в развитие российской культуры.
Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества. Примеры интеллектуальных, нравственных, художественных
культовых ценностей культуры. Представления о сотворении мира в разных религиях.
Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на
развитие общества и становление культуры народа. Христианская вера и образование в
Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Роль
монастырей в развитии образования. Традиции православной религии в воспитании детей.
Художественные ценности христианства. Православный храм как культовое произведение
архитектуры. Икона - художественное произведение. Духовная музыка. Богослужебное
пение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Православные праздники.
Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России. VII-XII вв. - золотое время
исламской культуры. Успехи науки и образования. Мечеть - архитектурный шедевр,
ценность исламской и мировой культуры. Роль мечети в развитии культуры и образования
мусульман. Традиции ислама в воспитании детей. Вклад мусульманской литературы в
сокровищницу

мировой

культуры.

Декоративно-прикладное

искусство

народов,

исповедующих ислам. Орнамент, каллиграфия в искусстве ислама. Исламский календарь.
Мусульманские праздники.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Иудаизм в России. Тора —
Пятикнижие Моисея. Иудейская история в произведениях живописи. Мифы, легенды о
сотворении мира. Синагога — дом окнами на Восток, прообраз мироздания, молельный дом
евреев. Еврейский календарь. Праздники в иудаизме.
Культурные

традиции

буддизма.

Возникновение

буддизма.

Распространение

буддизма в России. Буддийские монастыри — очаги культуры, буддийские школы для
детей. Жизнь буддийских монахов. Разнообразие и особенности буддийских культовых
сооружений. Искусство танка. Буддийский календарь. Буддийские праздники.

Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права
граждан на свободу исповедования. Трудные периоды в истории религий. Расцвет
традиционных религий России.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир. Интересы,
склонности, убеждения человека. Культура человека и его образованность. Влияние
образования на повышение уровня культуры. Расширение представлений об истории,
научных открытиях, событиях общественной жизни. Эмоциональное отношение к
окружающему миру, проявление чувств. Развитие в себе чувства прекрасного, желание
общаться с природой, произведениями искусства. Культура поведения человека. Этикет в
разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своѐ Отечество, российский
народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
-

проявление

гуманного

отношения,

толерантности

к

людям,

правильного

взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности,
вероисповедания участников диалога или деятельности;
-

стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Универсальные учебные действия.
Познавательные:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
-

сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,

искусстве, религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
-

кратко

характеризовать

нравственные

ценности

человека

(патриотизм,

трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе
графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
•

Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных

текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений
учителя.
•

Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
Проводить

аналогии

между

героями,

сопоставлять

их

поведение

с

общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
•

Участвовать

в

диалоге:

высказывать

свои

суждения,

анализировать

высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
•

Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.

•

Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.

•

Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной
задачей.

•

Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:
•

Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного)
поведения человека.

•

Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.

•

Работать с историческими источниками и документами.

Тематическое планирование
5 класс
№
Тема
урока
1
Введение. Что изучает курс «Основы духовно-нравственной
культуры народов России
Раздел 1. В мире культуры
2
Величие многонациональной российской культуры
3
Практикум. Выдающиеся представители российской культуры –
люди разных национальностей
4
Человек – творец и носитель культуры
5
Законы нравственности – часть культуры общества
Раздел 2. Нравственные ценности
6
«Береги землю родимую, как мать любимую»
7
Практикум. Герои эпоса народов России
8
Жизнь ратными подвигами полна
9
Практикум. Герои нашего Отечества
10
В труде – красота человека
11
Практикум. Житейская мудрость в сказках о труде народов России
12
«Плод добрых трудов славен»
13
Люди труда
14
Практикум. Трудовые подвиги моего народа, села, семьи
15
Бережное отношение к природе
16
Практикум. Заповедники Приморского края
17
Семья – хранитель духовных ценностей
18
Любовь – главная семейная ценность
19
Практикум. Хранители семейных ценностей. Как составить
генеалогическое древо своей семьи
Раздел 3. Религия и культура
20
Роль религии в развитии культуры
21
Как христианство пришло на Русь
22
Культурное наследие христианской Руси.
23
Возникновение ислама. Культура ислама
24
Практикум. Мечеть – часть исламской культуры
25
Иудаизм и культура
26
Практикум. Иудейская история в произведениях живописи
27
Культурные традиции буддизма
28
Практикум. Буддийские священные сооружения
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
29
Забота государства о сохранении духовных ценностей
30
Практикум. Музеи-заповедники на территории нашей сраны
31
Хранить память предков
Раздел 5. Твой духовный мир
32
Твой духовный мир
33
Практикум. Твоя культура поведения

Количество
часов
1
4
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1

Тематическое планирование
6 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема
Введение
Что мы уже знаем о духовно-нравственной культуре народов
России
Человек – творец и носитель культуры
Культура общества
Что такое культура общества?
Человек и вера
Что такое религия
Традиционные религии России
Нравственные ценности российской культуры
Гражданин и государство
Кого называют патриотом?
Героические страницы истории нашей страны
Практикум. Герои Отечественной войны 1812 г.
Практикум. Герои Великой Отечественной войны
Нравственные ценности личности
Семья – создатель и хранитель духовно-нравственных
ценностей
Семья – ячейка общества
Семейные ценности
Традиционные религии о семейных ценностях
Роль образования в развитии культуры общества
Общество и образование
Страницы истории развития образования. Начальное образование
на Руси
Образование в России в 18-19 веках
Практикум. Великие ученые и выдающиеся открытия 18-20 веков
Христианская вера и образование на Руси
Влияние ислама на развитие образования
Влияние буддизма и иудаизма на развитие образования
Художественная культура народов России
Области художественной культуры
Мифология и фольклор как пласт культуры
Декоративно-прикладное творчество народов России
Выдающиеся деятели культуры народов России
Художественная культура, рожденная религией. Православный
храм
Мечеть – исламский храм
Буддийские храмы и монастыри
Православная художественная культура
Художественная культура ислама
Вклад буддизма и иудаизма в мир искусства
Как сохранить культуру общества
Итоговое повторение

Количество
часов
2
1
1
4
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
3
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебная
программа
Учебники,
учебные пособия
Методические
материалы

5 класс
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы
духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс.
Москва. Просвещение
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5
класс. Методические рекомендации. Наталья Виноградова.
Просвещение
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5
класс. Рабочая тетрадь. ФГОС. Наталья Виноградова. Москва.
Просвещение

Дидактические
материалы
Материалы
для контроля

Разработки учителя
Разработки учителя

6 класс
Учебная
программа
Учебники,
учебные пособия
Методические
материалы

Дидактические
материалы
Материалы
для контроля

Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.
– М.: Просвещение
Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э. Основы духовнонравственной культуры народов России. 6 класс. Москва.:
Просвещение
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5-6
класс. Программа. Поурочно-тематическое планирование.
Наталья Виноградова. Москва.: Просвещение
Разработки учителя
Разработки учителя

Оценка усвоения комплексного учебного курса «ОДНКНР» включает предметные,
метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.
Критерии результатов усвоения курса

Инструментарий

Предметные результаты:
- знание и принятие ценностей;
-

понимание

светской

и

- тесты,
религиозной

-

составление

словарей

терминов

и

морали для выстраивания конструктивных понятий,
отношений;
- осознание и

- контрольно - измерительные материалы,
принятие нравственной

- защита проектов.

нравственности и духовности в жизни.
Метапредметные результаты

- творческие работы,
- участие в конференциях,
- диспуты,
- ролевые игры,
- тесты,
- тренинги.

Личностные качества

- карта наблюдений,
- диагностика качеств личности,
- портфолио.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».