Пояснительная записка Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов Россиии», составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г., с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); - Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; - Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); - Авторской программы под редакцией Н.Ф. Виноградовой (авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков); - с учетом рабочей программы воспитания. . Общая характеристика учебного предмета В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе направлено на достижение следующих целей: • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами России духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию; • углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования; • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.; • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. Место предмета в учебном плане Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе изучается в 5-6 классах. Общее количество времени составляет 68 часов. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1 час. Содержание курса 5 класс Введение Зачем изучать предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Отношение к культуре родного народа, Родины как отражение патриотических чувств человека. Что такое культура общества. Культура как совокупность интеллектуальных, нравственных, этических и эстетических достижений общества. Многообразие культуры. Культура материальная и духовная. Как развивается и обогащается культура. Материальная и духовная культура. Расширение кругозора. Примеры культурной жизни народов в разные исторические времена; зарождение культуры в первобытном обществе. В мире культуры Величие многонациональной российской культуры. Российская культура — сплав культур народов, проживающих на территории РФ. Фольклор и декоративно-прикладное творчество народов России. Деятели науки и культуры — представители разных национальностей (ученые, писатели, художники, композиторы, архитекторы, актеры, представители других творческих профессий). Человек — творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности — часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. Нравственные ценности российского народа «Береги землю родимую, как мать любимую». Патриотические чувства — характеристика культурного человека. Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Былинные герои русского эпоса. Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.) Патриоты — представители разных конфессий (Сергей Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Герои Великой Отечественной войны. В труде — красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен». Традиционные религии о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники, геологи, космонавты и др.). Бережное отношение к природе. Бережное отношение к природе — нравственная ценность. Одушевление природы нашими предками. Создание заповедников, заказников как часть природоохранной деятельности. Заповедные места и природные памятники на карте России. Семья — хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, уважение, взаимопомощь и поддержка — главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение семейных ценностей в фольклоре разных народов. Семья — первый трудовой коллектив. Коллективный труд в семье. Традиции и семейные праздники, совместное проведение досуга. 6 класс Введение. Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России Что такое культура общества, что такое индивидуальная культура человека. Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российской культуры. Истоки возникновения культуры. Влияние традиций и религиозных идей на развитие культуры. Человек — носитель и творец культуры. Деятели науки, литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра и их вклад в развитие российской культуры. Религия и культура Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Примеры интеллектуальных, нравственных, художественных культовых ценностей культуры. Представления о сотворении мира в разных религиях. Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на развитие общества и становление культуры народа. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Роль монастырей в развитии образования. Традиции православной религии в воспитании детей. Художественные ценности христианства. Православный храм как культовое произведение архитектуры. Икона - художественное произведение. Духовная музыка. Богослужебное пение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Православные праздники. Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России. VII-XII вв. - золотое время исламской культуры. Успехи науки и образования. Мечеть - архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. Роль мечети в развитии культуры и образования мусульман. Традиции ислама в воспитании детей. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Орнамент, каллиграфия в искусстве ислама. Исламский календарь. Мусульманские праздники. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Иудаизм в России. Тора — Пятикнижие Моисея. Иудейская история в произведениях живописи. Мифы, легенды о сотворении мира. Синагога — дом окнами на Восток, прообраз мироздания, молельный дом евреев. Еврейский календарь. Праздники в иудаизме. Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. Распространение буддизма в России. Буддийские монастыри — очаги культуры, буддийские школы для детей. Жизнь буддийских монахов. Разнообразие и особенности буддийских культовых сооружений. Искусство танка. Буддийский календарь. Буддийские праздники. Как сохранить духовные ценности Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права граждан на свободу исповедования. Трудные периоды в истории религий. Расцвет традиционных религий России. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Твой духовный мир Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир. Интересы, склонности, убеждения человека. Культура человека и его образованность. Влияние образования на повышение уровня культуры. Расширение представлений об истории, научных открытиях, событиях общественной жизни. Эмоциональное отношение к окружающему миру, проявление чувств. Развитие в себе чувства прекрасного, желание общаться с природой, произведениями искусства. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. Планируемые результаты обучения Личностные результаты: - осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своѐ Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); - понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; - проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; - стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Универсальные учебные действия. Познавательные: - характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; - различать культовые сооружения разных религий; - формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные: - рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; - кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: - оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»; - анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: - анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся: • Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. • Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. К концу обучения учащиеся смогут научиться: • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. • Работать с историческими источниками и документами. Тематическое планирование 5 класс № Тема урока 1 Введение. Что изучает курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России Раздел 1. В мире культуры 2 Величие многонациональной российской культуры 3 Практикум. Выдающиеся представители российской культуры – люди разных национальностей 4 Человек – творец и носитель культуры 5 Законы нравственности – часть культуры общества Раздел 2. Нравственные ценности 6 «Береги землю родимую, как мать любимую» 7 Практикум. Герои эпоса народов России 8 Жизнь ратными подвигами полна 9 Практикум. Герои нашего Отечества 10 В труде – красота человека 11 Практикум. Житейская мудрость в сказках о труде народов России 12 «Плод добрых трудов славен» 13 Люди труда 14 Практикум. Трудовые подвиги моего народа, села, семьи 15 Бережное отношение к природе 16 Практикум. Заповедники Приморского края 17 Семья – хранитель духовных ценностей 18 Любовь – главная семейная ценность 19 Практикум. Хранители семейных ценностей. Как составить генеалогическое древо своей семьи Раздел 3. Религия и культура 20 Роль религии в развитии культуры 21 Как христианство пришло на Русь 22 Культурное наследие христианской Руси. 23 Возникновение ислама. Культура ислама 24 Практикум. Мечеть – часть исламской культуры 25 Иудаизм и культура 26 Практикум. Иудейская история в произведениях живописи 27 Культурные традиции буддизма 28 Практикум. Буддийские священные сооружения Раздел 4. Как сохранить духовные ценности 29 Забота государства о сохранении духовных ценностей 30 Практикум. Музеи-заповедники на территории нашей сраны 31 Хранить память предков Раздел 5. Твой духовный мир 32 Твой духовный мир 33 Практикум. Твоя культура поведения Количество часов 1 4 1 1 1 1 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 Тематическое планирование 6 класс № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема Введение Что мы уже знаем о духовно-нравственной культуре народов России Человек – творец и носитель культуры Культура общества Что такое культура общества? Человек и вера Что такое религия Традиционные религии России Нравственные ценности российской культуры Гражданин и государство Кого называют патриотом? Героические страницы истории нашей страны Практикум. Герои Отечественной войны 1812 г. Практикум. Герои Великой Отечественной войны Нравственные ценности личности Семья – создатель и хранитель духовно-нравственных ценностей Семья – ячейка общества Семейные ценности Традиционные религии о семейных ценностях Роль образования в развитии культуры общества Общество и образование Страницы истории развития образования. Начальное образование на Руси Образование в России в 18-19 веках Практикум. Великие ученые и выдающиеся открытия 18-20 веков Христианская вера и образование на Руси Влияние ислама на развитие образования Влияние буддизма и иудаизма на развитие образования Художественная культура народов России Области художественной культуры Мифология и фольклор как пласт культуры Декоративно-прикладное творчество народов России Выдающиеся деятели культуры народов России Художественная культура, рожденная религией. Православный храм Мечеть – исламский храм Буддийские храмы и монастыри Православная художественная культура Художественная культура ислама Вклад буддизма и иудаизма в мир искусства Как сохранить культуру общества Итоговое повторение Количество часов 2 1 1 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 3 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебная программа Учебники, учебные пособия Методические материалы 5 класс Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Москва. Просвещение Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Методические рекомендации. Наталья Виноградова. Просвещение Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС. Наталья Виноградова. Москва. Просвещение Дидактические материалы Материалы для контроля Разработки учителя Разработки учителя 6 класс Учебная программа Учебники, учебные пособия Методические материалы Дидактические материалы Материалы для контроля Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Просвещение Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э. Основы духовнонравственной культуры народов России. 6 класс. Москва.: Просвещение Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5-6 класс. Программа. Поурочно-тематическое планирование. Наталья Виноградова. Москва.: Просвещение Разработки учителя Разработки учителя Оценка усвоения комплексного учебного курса «ОДНКНР» включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств. Критерии результатов усвоения курса Инструментарий Предметные результаты: - знание и принятие ценностей; - понимание светской и - тесты, религиозной - составление словарей терминов и морали для выстраивания конструктивных понятий, отношений; - осознание и - контрольно - измерительные материалы, принятие нравственной - защита проектов. нравственности и духовности в жизни. Метапредметные результаты - творческие работы, - участие в конференциях, - диспуты, - ролевые игры, - тесты, - тренинги. Личностные качества - карта наблюдений, - диагностика качеств личности, - портфолио.