Рабочая программа с ОВЗ (ЗПР 7.2), испытывающих трудности при освоении ООП НОО

Пояснительная записка
В связи с изменениями в системе образования, в общеобразовательную школу, на
сегодняшний день, поступает разный контингент детей: как с нормой развития, так и с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях нашего учреждения, чаще всего,
среди школьников с ОВЗ, встречаются дети с тяжелыми речевыми расстройствами, со
смешанными специфическими расстройствами психологического развития или сочетанными
нарушениями.
Большинство детей с ОВЗ имеют первичные, либо вторичные нарушения речи
различной степени тяжести. Зачастую, у школьников с речевыми проблемами, в зависимости
от причин отставания в развитии и индивидуальных особенностей, могут возникать
сенсорные, интеллектуальные, речевые и другие психические нарушения (Е.Ф. Архипова,
М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова и др.), затрудняющие процесс обучения
детей. Наибольшие сложности в школьной и социальной адаптации испытывают ученики 1-4
классов.Трудности обучения данной группы школьников с нарушениями речи первичного
или вторичного характера определяются не только тем, какие компоненты речи страдают и в
какой степени. Коррекцию речи затрудняет недоразвитие высших психических функций,
особенно познавательной деятельности. Всѐ это, в совокупности, препятствует общению с
окружающими, мешает овладению грамотой и усвоению школьных программ по всем
предметам.
Дети с ОВЗ, зачастую затрудняются в дифференциации фонем, восприятии и усвоении
развернутых
логико-грамматических
конструкций,
установлении
временных,
пространственных, причинно-следственных связей. Также наблюдаются грамматические
неточности в сочетании с ограниченностью словарного запаса, недостаточное представление
об окружающей действительности, низкий уровень аналитико-синтетической деятельности,
нарушенное звукопроизношение, являющееся последующей опорой в написании графем;
трудности
в
понимании
основного
смысла
прочитанного.Таким
образом,
несформированность всех компонентов устной речи, вместе с недоразвитием психических
функций, является серьезным препятствием для усвоения обучающимися с ОВЗ
программного материала и, чаще всего, находит отражение в письменной речи. Это
проявляется в дизорфографии, смешанных формах дисграфии и дислексии. Затруднения на
письме, как правило, связаны: с недостатками программирования структуры речевых
высказываний, с невозможностью подчинить речевую деятельность единому логическому
замыслу; с появлением побочных ассоциаций, обусловленных жизненным опытом ребенка; с
отсутствием мотивации к активной речевой деятельности.
Настоящая программа написана с учѐтом особенностей речевых и психических
нарушений школьников с ОВЗ, а также комплексного подхода к их коррекции. Планирование
рассчитано на учащихся 1-4 классов с ОВЗ с предпосылками или наличием нарушений
устной и (или) письменной речи. Основой содержания программы являются авторские
материалы и методические рекомендации Мазановой Е. В., Ефименковой Л. Н.,
Садовниковой И. Н., Лалаевой Р. И..
Целью реализации программы является предупреждение и коррекция нарушений устной и
письменной речи у школьников 1-4 классов с ОВЗ, предупреждение дезадаптации,
формирование жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ.
В связи с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями
здоровья
посредством
индивидуализации
и
дифференциации
образовательного процесса выделяются определенные задачи:
- своевременное выявление, обследование и отбор детей с ОВЗ в логопедические группы;
- определение особенностей организации образовательного процесса, для рассматриваемой
категории детей, в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребѐнка,
структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- составление индивидуальных планов логопедической работы с детьми с ОВЗ;

- организация индивидуальных и (или) групповых (подгрупповых) занятий по
предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи путем формирования
всех составляющих языковой системы;
- формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программ по русскому языку и
другим предметам;
- практическое усвоение лексико-грамматических норм русского языка;
- проведение профилактических мероприятий, позволяющих избежать неблагоприятного
развития в речевом статусе ребенка;
- организация совместной деятельности ряда специалистов и родителей, популяризация
логопедических знаний; оказание консультативной и методической помощи педагогам и
родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание планирования коррекционно-развивающей работы определяют
следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребѐнка. Принцип определяет позицию специалиста, который
призван решать проблему ребѐнка с максимальной пользой и в интересах ребѐнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е.
системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с
ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в
решении проблем ребѐнка; участие в данном процессе всех участников образовательного
процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребѐнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к еѐ решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения
образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом
развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования,
образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о
направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Логопедическая работа также ориентируется на основные дидактические принципы общей
педагогики: научность, систематичность и последовательность, доступность и наглядность,
учет возрастных и индивидуальных особенностей, формирование сознательности и
активности ученика.
Учет данных принципов и задач позволяет говорить о применении комплексного подхода,
как необходимой составляющей при реализации коррекционно-развивающей работы и
включает в себя взаимосвязанные направления:
- диагностическая работа обеспечивает выявление детей с нарушениями речи, проведение их
комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медикопедагогической помощи;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную
логопедическую помощь по профилактике и устранению речевых нарушений у детей;
- консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с
детьми с нарушениями речи и их семьями по вопросам реализации психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации
обучающихся;
- информационно-просветительская работа связана с распространением опыта
логопедической работы с детьми и взаимосвязью со всеми участниками образовательного

процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими
работниками.
Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их
адресность создают необходимые предпосылки для предупреждения и устранения
нарушений речи у детей с ОВЗ. На каждом году обучения, можно выделить
следующие основные этапы: диагностический, подготовительный, коррекционноразвивающий, оценочный.
На диагностическом этапе происходит систематизация сведений о педагогическом и
психологическом статусе ребенка. У школьников с ОВЗ исследуются все структурные
компоненты языковой системы, общая, артикуляционная моторика, состояние дыхательной и
голосовой функций, чтение и письмо. Далее определяются причины возникновения
нарушений письменной речи, особенности развития устной речи, зона ближайшего развития
ребенка и содержание коррекционной помощи. За учебный год проводится входная,
промежуточная (при необходимости) и итоговая диагностика. Такая работа позволяет
определить стратегию поведения: педагог – логопед – родитель, как необходимое условие
для достижения максимального результата коррекционной деятельности. По результатам
диагностики, на основании однородности нарушений речи, формируются группы или
подгруппы детей, наполняемость которых зависит от тяжести речевого дефекта (ОНР – 3-5
человек, ФФНР – до 6 человек) и особенностей психического развития каждого ребенка
(Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации
логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).
На подготовительном этапе основными задачами являются: развитие или уточнение
созданных в процессе обучения предпосылок овладения орфографией, формирование
готовности школьников к коррекционно-развивающей работе.
В соответствии с возрастными особенностями детей на коррекционно-развивающем
этапеведется работа, направленная на предупреждение и преодоление нарушений речи.
Занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме 2-3 раза в неделю с
соблюдением особых образовательных потребностей детей. Продолжительность групповых
занятий составляет 30-40 мин., индивидуальных – 20-30 мин., в зависимости от возраста,
индивидуальных особенностей детей, от тяжести речевых нарушения. Коррекционноразвивающая работа включает различные виды логопедического воздействия по развитию и
коррекции речевых и неречевых функций, что способствует нормализации устной речи и
созданию базы для успешного усвоения письма и чтения. Выбор приемов и средств
обучения, рассчитан на вовлечение в активное условно-речевое общение, на развитие умения
планировать учебное сотрудничество, учитывать интересы других и т.д. Так, предполагая
вовлечение учащихся в активную речевую деятельность, логопедическая работа имеет
ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует развитию у
них коммуникативных универсальных учебных действий и речемыслительных
способностей. Особенностью логопедической работы со школьниками 1-4 классов с ОВЗ,
является наличие на данном этапе регулятивно-корректировочной деятельности, что
подразумевает внесение необходимых изменений в образовательный процесс и
корректировку условий и форм обучения, методов и приѐмов работы.
На оценочном этапе отслеживается эффективность проведенной коррекционноразвивающей работы, проводится повторная проверка уровня развития устной речи, навыков
письма, анализируются различные виды письменных работ детей. Оптимальным способом
оценки могут служить проверочные работы, включающие в себя:
- зрительные, слуховые диктанты с грамматическими заданиями;
- задания, по которым оценивается уровень сформированности пространственно-временных
представлений, усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической
стороны речи;
- устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней
аграмматизмов;
- наблюдение в ходе какой-либо деятельности.

Предполагаемым результатом реализации программы является: развитие устной и
письменной речи у школьников 1-4 классов с ОВЗ.
Особенность программы – не строгое ограничение времени реализации, т. к. речь идет о
детях с ОВЗ. Программа рассчитана, приблизительно, на 2 года обучения, где на
коррекционно-развивающую работу отводится 150 часов. Тематический план имеет
примерное содержание и меняется в зависимости от особенностей, возраста ребенка или
группы детей. Основной формой работы являются групповые (подгрупповые) занятия, реже
– индивидуальные.
Содержание программы
1 год обучения
I. Подготовительный этап.
II. Звук и буква. Звукобуквенный анализ и синтез.
III. Слоговой анализ и синтез. Работа над словом.
2 год обучения
I. Подготовительный этап.
II. Слово и словосочетание.
III. Предложение и текст.
№

Основные
Предполагаемые
направления и
результаты обучения
п/п содержание работы
I. Подготовительный
этап.
1 Развитие зрительного -узнавать изображения
восприятия, анализа и предметов (по контурным,
синтеза.
пунктирным линиям,
наложенных друг на друга) и
называть их

2 Развитие оптикопространственного
гнозиса и праксиса.

Методы, приемы и средства
реализации программы

Назвать контурные
(дорисованные,
недорисованные,
перечеркнутые) изображения
предметов. Выделить
контурные изображения
наложенные друг на друга.
Игры «Геометрическое лото» и
«Найди парную карточку».
-дифференцировать правую Показать (поднять) левую
и левую части тела;
(правую) руку, ногу, ухо и т.д.
Левую руку отвести в сторону,
а правую вытянуть вперед.
-ориентироваться в
окружающем пространстве; Дотронуться правой рукой до
левого глаза и т.д. Показать
полоску, на которой справа
-уметь конструировать и
красный цвет, а слева синий.
реконструировать фигуры,
дополнять их недостающими Задания с использованием
аппликаций (по инструкции
элементами;
логопеда). Показать или сказать
где находится заданный
-определять
предмет в комнате. Рассмотреть
пространственные
и составить из палочек
соотношения элементов
графических изображений и предметы. Игры «Чего не
хватает?», «Что не
букв
дорисовано?». Найти заданную
фигуру среди изображений.
Дорисовка контуров и

3 Развитие
пространственновременных
отношений.

-ориентироваться во времени

4 Дифференциация
речевых и неречевых
звуков.
Развитие зрительнослухового и моторного
восприятия и ритма.

-различать речевые и
неречевые звуки;
-знать органы речи и понятие
«речь»;
-запоминать и
воспроизводить ритмический
рисунок на слух;
-перекодировать зрительную
схему ритмического рисунка
в звуковую с подключением
моторного компонента

II. Звук и буква.
Звукобуквенный
анализ и синтез.
5 Звук и буква. Развитие - различать звук и букву;
навыков
элементарного
- выделять звук на фоне
звукового анализа.
слова и первый звук в слове

6 Дифференциация
гласных первого и
второго ряда. Схема
слова.

7 Дифференциация
гласных А-Я
изолированно, в
слогах, в словах.
8 Дифференциация
гласных А-Я в
предложениях и
текстах.

симметричных картинок.
Графический диктант.
Назвать дни недели, части
суток. Вставить недостающие
слова (дни недели, части суток)
в предложение или текст.
Определять
последовательность: вчера,
сегодня, завтра, послезавтра.
Назвать времена года. Игра
«Когда это бывает?» Игра
«Запомни и воспроизведи ряд
цветных квадратиков».
Игра «Повтори – не ошибись»
(повторение ритмического
рисунка по подражанию
логопеда). Игра «Угадай что
звучит». Различать звуки речи
от неречевых звуков. Игра
«Запомни и воспроизведи ряд
геометрических фигур».

Игры на развитие простого
звукового анализа.
Сопоставление звука и буквы.
Дифференциация понятий звукбуква. Правило о звуке и букве
(с помощью наглядного
материала). Игра «Запомни и
воспроизведи ряд букв».
-узнавать гласный из ряда
Сопоставление гласного звука
гласных, выделять первый
и обозначающей его буквы.
гласный из слов, в середине Дифференциация понятий звукодносложных слов;
буква. Различение гласных 1-2
-различать звук и букву;
ряда. Познакомиться со схемой
-воспроизводить с помощью слова и методом обозначения в
взрослого пары гласных
нем гласных. Игра «Запомни и
воспроизведи слово».
-дифференцировать А-Я в
Сопоставление гласного звука
словах;
и обозначающей его буквы.
Дифференциация понятий звукбуква. Различение гласных по
звуковому компоненту букв.
-дифференцировать А-Я в
Работа с карточками: вставка
текстах;
пропущенных букв и слов,
нахождение ошибок, игра

9 Дифференциация
гласных У-Ю
изолированно, в
слогах.
10 Дифференциация
гласных У-Ю в
словах, в
предложениях и
тексте.
11 Дифференциация
гласных О-Ё
изолированно, в
слогах.
12 Дифференциация
гласных О-Ё в словах,
в предложениях и
тексте.
13 Дифференциация
гласных Ы-И
изолированно, в
слогах.
14 Дифференциация
гласных Ы-И в словах,
в предложениях и
тексте
15 Дифференциация
гласных Э-Е
изолированно, в
слогах.
16 Дифференциация
гласных Э-Е в словах,
в предложениях и
тексте.
17 Лабиализованные
гласные. Звуки О-У.

-дифференцировать У-Ю в
словах;

-дифференцировать У-Ю в
текстах;

«Третий лишний» и т.д.
Визуальное выделение в словах
общей буквенной части.
Повторение парных гласных
русского языка. Игра «Запомни
и воспроизведи ряд букв
(слово)».

-дифференцировать О-Ё в
словах;

-дифференцировать О-Ё в
текстах;

-дифференцировать Ы-И в
словах;

-дифференцировать Ы-И в
текстах;

-дифференцировать Э-Е в
словах;

-дифференцировать Э-Е в
текстах;

-дифференцировать О-У в
словах, предложениях и
текстах
18 Лабиализованные
-дифференцировать Ё-Ю в
гласные. Звуки Ё-Ю. словах, предложениях и
текстах;
-запоминать и
воспроизводить ряд из 5-7
печатных букв
19 Смягчение согласных -выделять из слов мягкие
перед гласными
согласные;
второго ряда.
-выделять заданный
Формирование
согласный звук в начале и
навыков сложного
конце слов
звукового анализа.
20 Повторение.
-знать парные гласные
Дифференциация А-Я, русского языка и уметь их

Игра «Запомни и воспроизведи
слово». Выделение мягкого
согласного на фоне слова, в
начале, середине и конце.
Определять соседей заданного
звука.
Дифференциация понятий звукбуква. Различение гласных по

У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е.
Проверочная работа.

различать;

звуковому компоненту букв.
Работа с карточками: вставка
-дифференцировать понятия пропущенных букв и слов,
нахождение ошибок, игра
«звук» и «буква»;
«Третий лишний» и т.д.
Повторение парных гласных
-запоминать и
русского языка. Игра «Запомни
воспроизводить слова из
и воспроизведи слово».
печатных букв;

21 Мягкий знак для
-знать роль мягкого знака в
обозначения мягкости слове;
согласных на письме. -употреблять словапредметы в ед. и мн. числе с
использованием мягкого
знака (кони – конь);
-знать особенности
написания мягкого знака в
середине и конце слов
22 Разделительный
-знать правило написания
мягкий знак.
разделительного мягкого
знака в словах;

23 Разделительный
твердый знак.

24 Дифференциация
мягкого и твердого
знака.

25 Дифференциация
гласных и согласных
звуков.

26 Звуки Б-П, Б’-П’

Определение роли мягкого
знака в написании слов.
Составление слов-предметов в
ед. и мн. ч. с мягким знаком.
Нахождение мягкого знака в
словах. Работа с карточками:
вставка Ь в слова, нахождение
ошибок и т.д.

Изучение правила написания
разделительного Ь. Работа с
карточками: нахождение
ошибок, вставка Ь в слова.
-различать разделительный Образование слов с
мягкий знак и Ь – показатель разделительным мягким
знаком. Зарисовка схемы
мягкости
работы. Различение слов с
разделительным мягким знаком
и Ь – показателем мягкости.
-знать правило написания
Изучение правила написания
разделительного твердого
разделительного Ъ. Работа с
знака в словах;
карточками: нахождение
ошибок, вставка Ъ в слова.
-различать разделительный Образование слов с
разделительным твердым
мягкий знак и
знаком. Зарисовка схемы
разделительный твердый
работы. Различение слов с
знак
разделительным мягким знаком
и твердым знаком.
-дифференцировать понятия Закрепление правил написания
«разделительный Ь» и
разделительного Ь и Ъ,
«разделительный Ъ»;
различение их в словах и
предложениях. Упражнения на
различение разделительного Ь
-различать на письме
и Ъ (карточки).
разделительный Ь и Ъ
-различать понятия
Упражнения на различение и
«гласные» и «согласные»
сопоставление гласных и
звуки;
согласных звуков и букв. Игры
на развитие простых и сложных
форм звукового анализа.
-различать гласные и
согласные буквы на письме Звукобуквенный анализ слов
(схема слова).
-дифференцировать звонкие Изучение орфограммы:

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

изолированно, в
слогах, в словах.
Звуки Б-П, Б’-П’ в
предложениях и
текстах. Оглушение
звонкого согласного в
середине и в конце
слова.
Звуки В-Ф, В’Ф’изолированно, в
слогах, в словах.
Звуки В-Ф, В’-Ф’ в
предложениях и
текстах. Оглушение
звонкого согласного в
середине и в конце
слова.
Звуки Г-К-Х, Г’-К’-Х’
изолированно, в
слогах, в словах.
Звуки Г-К-Х, Г’-К’-Х’
в предложениях и
текстах. Оглушение
звонкого согласного в
середине и в конце
слова.
Звуки Д-Т, Д’-Т’
изолированно, в
слогах, в словах.
Звуки Д-Т, Д’-Т’ в
предложениях и
текстах. Оглушение
звонкого согласного в
середине и в конце
слова.
Звуки 3-С, З’-С’
изолированно, в
слогах, в словах.
Звуки 3-С, З’-С’ в
предложениях и
текстах. Оглушение
звонкого согласного в
середине и в конце
слова.
Звуки Ж-Ш
изолированно, в
слогах, в словах.
Звуки Ж-Ш в
предложениях и
текстах. Оглушение

и глухие, твердые и мягкие
согласные;
-знать правило оглушения
звонких согласных в слове;
-дифференцировать
согласные в следующей
последовательности: п-б, вф, т-д, г-к, з-с, ж-ш.

оглушение звонких согласных в
середине и конце слова.
Звукобуквенный анализ слов
(схема слова). Игры на
развитие простых и сложных
форм звукового анализа. Игры:
«Самый внимательный»,
«Поезд» (с картинками), «Эхо и
другие. Проверочные работы в
виде опросов, тестов, заданий и
т.д.

-дифференцировать звонкие Изучение орфограммы:
и глухие, твердые и мягкие оглушение звонких согласных в
согласные;
середине и конце слова.
Звукобуквенный анализ слов
(схема слова). Игры на
-знать правило оглушения
звонких согласных в слове; развитие простых и сложных
форм звукового анализа. Игры:
«Самый внимательный»,
-дифференцировать
«Поезд» (с картинками), «Эхо и
согласные в следующей
последовательности: п-б, в- другие. Проверочные работы в
виде опросов, тестов, заданий и
ф, т-д, г-к, з-с, ж-ш.
т.д.

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

звонкого согласного в
середине и в конце
слова.
Повторение.
Дифференциация
звонких и глухих
согласных.
Проверочная работа.
Дифференциация
звуков С-Ш
изолированно, в
слогах, в словах.
Дифференциация
звуков С-Ш в
предложениях и
текстах.
Дифференциация
звуков З-Ж
изолированно, в
слогах, в словах.
Дифференциация
звуков З-Ж в
предложениях и
текстах.
Дифференциация
звуков С-Ц
изолированно, в
слогах, в словах.
Дифференциация
звуков С-Ц в
предложениях и
текстах.
Дифференциация
звуков Ц-ТС
изолированно, в
слогах, в словах.
Дифференциация
звуков Ц-ТС в
предложениях и
текстах.
Дифференциация
звуков Ч-Ц
изолированно, в
слогах, в словах.
Дифференциация
звуков Ч-Ц в
предложениях и
текстах.
Дифференциация
звуков Ч-Щ

Характеристика каждого звука
и буквы, схематическая запись
отличий и сходств.
-уметь характеризовать звук Звукобуквенный анализ слов
(схема слова). Игры на
с позиции: твердостиразвитие простых и сложных
мягкости, звонкостиглухости, положения языка и форм звукового анализа. Игры:
«Самый внимательный»,
губ;
«Поезд» (с картинками), «Эхо и
другие. Упражнения на
-дифференцировать
различение сходных согласных
согласные звуки и буквы в
звуков и букв, работа с
следующей
последовательности: с-ш, з- карточками. Карточки «Вставь
ж, с-ц, ц-тс, ч-ц, ч-щ, ч-ш, ч- пропущенную букву»,
«Охарактеризуй букву»,
т’, р-л, р’-л’, л-л’-й, л-в.
«Сделай звуковой разбор» и
т.д. Проверочные работы в виде
опросов, тестов, заданий и т.д.
-дифференцировать
акустически сходные звуки;

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

изолированно, в
слогах, в словах.
Дифференциация
звуков Ч-Щ в
предложениях и
текста.
Дифференциация
звуков Ч-Т’
изолированно, в
слогах, в словах.
Дифференциация
звуков Ч-Т’ в
предложениях и
текстах.
Дифференциация
звуков Ч-Ш
изолированно, в
слогах, в словах.
Дифференциация
звуков Ч-Ш в
предложениях и
текстах.
Дифференциация
звуков Р-Р'-Л-Л'
изолированно, в
слогах, в словах.
Дифференциация
звуков Р-Р'-Л-Л' в
предложениях и
текстах.
Дифференциация
звуков Л-Л'-Й
изолированно, в
слогах, в словах.
Дифференциация
звуков Л-Л'-Й в
предложениях и
текстах.
Дифференциация
звуков Л-В
изолированно, в
слогах, в словах.
Дифференциация
звуков Л-В в
предложениях и
текстах.
Обобщение и
повторение
изученного.
Проверочная работа.

Характеристика каждого звука
и буквы, схематическая запись
отличий и сходств.
-уметь характеризовать звук Звукобуквенный анализ слов
(схема слова). Игры на
с позиции: твердостиразвитие простых и сложных
мягкости, звонкостиглухости, положения языка и форм звукового анализа. Игры:
«Самый внимательный»,
губ;
«Поезд» (с картинками), «Эхо и
другие. Упражнения на
-дифференцировать
различение сходных согласных
согласные звуки и буквы в
звуков и букв, работа с
следующей
последовательности: с-ш, з- карточками. Карточки «Вставь
ж, с-ц, ц-тс, ч-ц, ч-щ, ч-ш, ч- пропущенную букву»,
«Охарактеризуй букву»,
т’, р-л, р’-л’, л-л’-й, л-в.
«Сделай звуковой разбор» и
т.д. Проверочные работы в виде
опросов, тестов, заданий и т.д.
-дифференцировать
акустически сходные звуки;

62

63

III. Слоговой анализ
и синтез. Работа над
словом.
Слог. Слоговой анализ
одно-, двух- и
трехсложных слов.
Схема слова.
Дифференциация
одно-, двух- и
трехсложных слов.
Развитие слогового
анализа и синтеза.
Схема слова.
Родственные слова.
Корень слова.
Однокоренные и
родственные слова.

-повторять сочетания 2-3
слогов различной сложности;

Повторение рядов из 2-3
слогов, с одинаковыми и
разными гласными, с
фонематически далекими и
- уметь составлять слова из
близкими согласными.
слогов;
Слоговой анализ и синтез слов
-уметь делить слова на слоги разной сложности. Составление
слов из слогов, данных в
беспорядке, данных в порядке,
но на слух.

-уметь находить корень
Нахождение в словах корня.
слова;
Выделение из группы слов
-знать понятие «родственные только родственных. Деление
65
слова»;
родственных слов на группы.
-различать однокоренные и
Определение родственных и
родственные слова
однокоренных слов. Игра
«Рассели слова по домикам».
66 Ударение. Ударные и
-находить ударные и
Выделять голосом и на письме
безударные гласные
безударные гласные в слогах
ударные гласные в словах.
в корнеслова.
и словах;
Прослушать ряд из 2-3 слогов,
повторить и назвать ударный.
Повторить ряд слогов с
-выделять ударные слоги и
67 Ударение.
выделением ударного.
гласные в словах;
Фонетическая и
Придумать слово с заданной
смыслоразличительная
ударной гласной. Игра
-различать смысл слов с
роль ударения.
«Слоговая азбука Морзе»
одинаковым буквенным
68 Форморазличительная
(запись слогов символами под
составом, но различным
роль ударения.
диктовку). Игра «Зашифруй
ударением;
слово». Различать слова с
одинаковым буквенным
составом, но различным
ударением (упражнения, работа
с карточками и картинками).
Игра «Поставь ударение и
объясни значение слова».
69 Приставки
-разбирать слова как части Разобрать слова как части речи
речи с использованием
с использованием памятки.
70 Суффиксы
памятки;
Материал: день, пришел,
71 Окончания
красная, под (2класс); карта,
72 Сложные слова.
обходчик, темный, холодно,
-находить корни и
Соединительные
над (3 класс). Игра «Собери
соединительные гласные в
гласные о, е.
слово». Выделять корни и
сложных словах;
соединительные
гласные в
73 Морфологический
сложных словах. Игра
-преобразовывать слова с
состав слова. Схема
«Разгадай словечко»
использованием
приставок
и
слова.
(пар+ходит=пароход).
суффиксов
74 Морфологический
Составление слов с помощью
состав слова.
приставок и суффиксов.
Проверочная работа.
Выделять части слова.
64

75 Предлоги в, на, с (со),
из. Дифференциация
предлогов.
76 Предлоги с, из.
Дифференциация
предлогов.
77 Предлоги из, за, из-за.
Дифференциация
предлогов.
78 Предлоги из, под, изпод. Дифференциация
предлогов.
79 Предлоги на, над, под.
Дифференциация
предлогов.
80 Предлоги между,
через, около.
Закрепление
предлогов.
Дифференциация
предлогов.
81 Дифференциация
предлогов и
приставок.
82 IV. Слово и
словосочетание.
83 Слова-предметы
(существительные).
84 Практическое
употребление
существительных в
форме единственного
и множественного
числа.
62 Практическое
употребление
существительных
разного рода.
63 Употребление
существительных в
косвенных падежах.
64 Слова-признаки
(прилагательные).
Подбор словпризнаков к словампредметам.
65 Согласование
прилагательных с

-понимать значения
предлогов в словосочетаниях
и предложениях;

Учить правило о том, что
короткие (маленькие) слова
служат для связи слов в
словосочетании и
предложении, пишутся со
-знать о правописании
словами отдельно. Объяснение
предлогов;
значений предлогов. Игра
«Найди маленькое слово» (с
-дифференцировать схожие
использованием графических
предлоги;
схем). Игра «Предлог или
приставка?»
(письменно по
-дифференцировать предлоги
индивидуальным карточкам).
и приставки

-знать определение
Игра «Найди слова,
«существительное» (3 класс); отвечающие на вопросы кто? И
что?». Работа с
деформированными
-находить существительное в
предложении, выделять его; предложениями. Работа с рядом
слов. Отгадывание загадок и
-определять род, падеж (3-4 определение одушевленныхнеодушевленных предметов.
класс), число;
Игра «Рассели слова в домики»
(он, она, оно, они). Игра «Задай
-знать понятия
вопрос к слову» (вопросы
«одушевленныйкосвенных падежей).
неодушевленный»;
Дописывание окончаний слов.
Нахождение главных и
-определять
второстепенных членов
существительное как часть
предложения.
Определение
речи и выделять его (3-4
рода, числа и падежа слов.
класс)
-знать определение
«прилагательное» (3 класс);

Игра «Найди слова,
отвечающие на вопросы
какой?(-ая, -ое, -ие). Работа с
деформированными
-находить прилагательное в
предложении, выделять его; предложениями. Работа с рядом
слов. Игра «Рассели слова в
домики» (он, она, оно, они).
-определять род, падеж (3-4

существительными в
роде и числе.
66 Согласование
прилагательных с
существительными в
падеже.

класс), число;
-определять прилагательное
как часть речи и выделять
его (3-4 класс);
-согласовывать и
дифференцировать
прилагательное с
существительным

Игра «Задай вопрос к слову»
(вопросы косвенных падежей).
Дописывание окончаний слов.
Нахождение главных и
второстепенных членов
предложения. Определение
рода, числа и падежа слов. Игра
«Вставь в предложения слова
по смыслу». Подбор признаков
к предметам. Образование
притяжательных и
относительных
прилагательных.
Отгадывание загадок и подбор
глаголов к словам отгадкам.
Составление предложений с
использованием
существительных,
прилагательных и глаголов.
Игра «Что делает?» (с мячом).
Игра «Задай вопрос к слову».
Игра «Рассели слова в домики»
(по вопросам или по частям
речи). Называние предмета и
его действия по образцу. Работа
с карточками в группе и
индивидуально.

67 Слова-действия.
-знать определение «глагол»
Подбор слов-действий
(3 класс);
к словам-предметам.
-находить глаголы в
68 Согласование глагола
с существительными в предложении, выделять их;
числе.
-определять род, время (3-4
69 Согласование глагола
класс), число;
с существительными в
роде.
-определять глагол как часть
70 Согласование глагола
речи и выделять его (3-4
с существительными
класс);
во времени.
-согласовывать и
дифференцировать главные
части речи
71 Имя числительное.
-согласовывать
Игра «Сколько предметов?»,
Согласование
числительные с
«Посчитай», «Соедини
числительных с
существительными и
подходящие друг другу слова».
существительными и
прилагательными
Составление предложений по
прилагательными.
схемам. Деформированные
предложения. Нахождение
числительных в предложении и
тексте. Узнавать слова по
описанию.
72 Слова-антонимы
-уметь подбирать и находить Работа со схемой-правилом
(слова-неприятели).
слова-антонимы и слова(объяснение значений словсинонимы
неприятелей
и слов-близнецов).
73 Слова-синонимы
Узнавать слова по описанию.
(слова-близнецы).
Расширение словарного запаса
с помощью игр: «Скажи
наоборот», «Слова-друзья».
Задания по карточкам: «Найди
лишнее слово», «Посчитай и
запиши», «Допиши слово
(окончание)» и т.д.
IV. Предложение и
текст.

74 Языковой анализ и
синтез предложения.
75 Связь слов в
предложении.
Согласование слов в
роде, числе, падеже.
76 Состав предложения.
Схема предложения.

-определять количество слов
в предложении;
-составлять предложения из
разрозненных слов;
-согласовывать слова в
предложении в роде, числе и
падеже;
-уметь пользоваться схемой
предложения, составлять
самостоятельно (3-4 класс)

77 Виды предложений по
интонации.

-различать предложения по
интонации:
повествовательное,
вопросительное,
восклицательное;
-уметь использовать знаки
препинания для выражения
интонации

78 Грамматическое
оформление
предложений и его
распространение.
79 Составление
предложений из
разрозненных слов.
Деформированные
предложения.
80 Составление плана
рассказа. Пересказ по
плану.
81 Описательный
рассказ.
82 Рассказ по серии
сюжетных картинок.
83 Рассказ по сюжетной
картинке.
84 Творческий рассказ.
85 Деформированные
тексты.

-уметь составлять
предложения из
разрозненных слов;
- уметь распространять
предложения с помощью
данных слов

-уметь составлять
графический или словесный
план рассказа;
- уметь пересказывать по
плану;
-уметь составлять связанные
между собой по смыслу
предложения
-уметь составлять рассказы
из деформированных текстов

Нахождение слов-синонимов,
антонимов, омонимов.
Составление предложений,
определение количества слов в
предложение. Игра «Исправь
ошибку в предложении».
Задание «Запиши цифру
равную количеству слов в
предложении» (на слух).
Задание «Вставь пропущенное
слово (словосочетание)».
Использование готовых схем
предложения и
самостоятельное составление.
Театральные постановки,
сценки для выражения
интонации. Использование
знаков препинания для
выражения интонации
повествования, восклицания и
вопроса. Игра «Скажи так, как
надо» (в зависимости от знака
препинания одно и то же
предложение произносится с
разной интонацией). Запись
предложений или текста с
опорой на интонацию педагога.
Заменять словосочетания
одним словом и наоборот.
Работа с пословицами и
поговорками. Составление
деформированных
предложений с грамматически
правильным оформлением и с
начальной формой.
Распространение предложений
(работа с карточками). Игра
«Допиши предложение».
Составление плана рассказа.
Пересказ по плану и без него.
Рассказывание по серии
картинок или по сюжетной
картинке с опорой на план.
Творческий рассказ с помощью
педагога или плана. Задание
«Самый интересный рассказ».
Рассказ по готовому плану, по
данному началу. Объяснение
незнакомых слов, их запись.
Составление предложений из
разрозненных слов, данных в
начальной форме. Составление

86 Краткий пересказ.

87 Обобщение и
повторение
изученного.
Проверочная работа.

рассказов из данных
деформированных текстов.
Объяснение незнакомых слов,
их запись.
-уметь кратко пересказывать
Краткие пересказы по
с опорой на план и без нее прослушанному, прочитанному
тексту, с помощью плана и без
него. Объяснение незнакомых
слов, их запись.
-знать пройденный материал
Повторение и закрепление
изученного материала. Помощь
отстающим детям.

Тематическое планирование
групповых (подгрупповых) занятий по предупреждению и коррекции нарушений речи
у школьников 1-4 классов с ОВЗ
№

Название
разделов, тем
занятий

Предупреждение и
Развитие неречевых функций
коррекция
Дыхательные и
Игры на
оптической
голосовые
развитие
дисграфии
упражнения
памяти,
внимания и
мышления

Кол-во
ча-сов/
дата

1 год обучения
I.
Подготовительный
этап.
1

2

5

Развитие слухового
и зрительного
восприятия, памяти.

Знакомство с
геометрическими
фигурами.
(«Составление
узоров из
геометрических
фигур»).
Соотнесение
предмета с цветом,
величиной и формой
(«Составление фигур
из разрозненных
деталей»).

Развитие оптикопространственногог
нозиса и праксиса

Сравнение
предметов по
величине, ширине,
глубине и т.д.
(«Использование
игра с постройками
из кубиков»)

Упражнение
«Подуй на
бабочек»

Загадки.

1/

Игра «Что
лишнее?»

2/

3

Дифференциация
речевых и
неречевых звуков.

Знакомство с такими
понятиями как: день
недели, сутки, вчера,
сегодня, завтра
(«Что было, что
будет?»).

4

Развитие навыков
элементарного
звукового анализа.
Соотнесение звука
и буквы.

Развитие
пространственных
представлений:
верх-низ, слевасправа, между, под,
над (Игра
«Водитель»,
«Разноцветные
точки»)

5

6

II. Звук и буква.
Звукобуквенный
анализ и синтез.
Звук и буква. Схема Знакомство с такими
слова.
понятиями как: год,
Формирование
месяц. Расширение
навыков сложного
объема зрительной
звукового анализа. памяти (Игра «Чего
не стало?»)
Дифференциация

Упражнение
«Футбол»

Игра «Что
1/
звучит?»
(определить на
слух какой
предмет звучал)
Загадки.
1/

60

Пускание
мыльных
пузырей

Корректурные 1/
задания
(например, найди
все буквы А и
выдели их)
Загадки.
1/

гласных первого и
второго ряда.
7

Дифференциация
гласных А-Я
изолированно, в
слогах, в словах.

8

Дифференциация
гласных А-Я в
предложениях и
текстах.

9

Дифференциация
гласных У-Ю
изолированно, в
слогах.

Соотнесение буквы Упражнение на
Корректурные 1/
со звуком и
выработку
задания
символом.
дифференцирова
(например,
Конструирование и нного плавного выдели все буквы
реконструирование
выдоха
У кружком, а 1/
букв (в соответствии
буквы Ю
с темой).
квадратом).
Загадки.
(Игры «Повтори
1/
узор», «Составь свой
узор», «Измени
узор».)

10 Дифференциация
гласных У-Ю в
словах, в
предложениях и
тексте.

1/

11 Дифференциация
гласных О-Ё
изолированно, в
слогах.

Упражнение на
Корректурные 1/
выработку
задания
медленного
(например, найди
удлиненного
все буквы Ы и
выдоха
подчеркни их, а 1/
буквы И зачеркни).

12 Дифференциация
гласных О-Ё в
словах, в

предложениях и
тексте.

Загадки.

13 Дифференциация
гласных Ы-И
изолированно, в
слогах.

1/

14 Дифференциация
гласных Ы-И в
словах, в
предложениях и
тексте

1/

15 Дифференциация
гласных Э-Е
изолированно, в
слогах.

Упражнение на
Корректурные 1/
сочетание
задания
дыхания с
(например, найди
движениями
все буквы Э и
подчеркни их, а 1/
буквы Е зачеркни).
Загадки.

16 Дифференциация
гласных Э-Е в
словах, в
предложениях и
тексте.
17 Лабиализованные
гласные. Звуки О-У.
18 Лабиализованные
гласные. Звуки ЕЮ.
19 Смягчение
согласных перед
гласными второго
ряда.

Дифференциация
букв. Работа с
квазиомонимами.
Развитие образного
мышления.
Графический
диктант.

1/

Сравнение
элементов букв.
Развитие оптикопространственных
представлений.
(Игра «Пуговица»)

Упражнение на
Игра «Чего не 1/
сочетание
стало?». Загадки.
дыхания с
произнесением
звука М

1/

20 Повторение.
Развитие зрительноДифференциация Амоторных
Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, координации. (Игра
Э-Е. Проверочная
«Дополни до»)
работа.
Дифференциация
букв во всех
позициях.

1/

21 Мягкий знак для
Соотнесение буквы с Упражнение на
Игра «Муха»
обозначения
символом и звуком.
сочетание
(по начерченному
мягкости согласных Развитие зрительнодыхания с
полю на листе
на письме.
моторных
контролем за
бумаги
координации. (Игра
грудной
перемещают
22 Разделительный
«Сделай
также»)
клеткой.
пуговицу по
мягкий знак.
Произнесение заданию логопеда
23 Разделительный
звука М.
в нужный
твердый знак.
квадрат)
24 Дифференциация

1/

2/
2/
2/

мягкого и твердого
знака.
25 Дифференциация
гласных и
согласных звуков.
26 Звуки Б-П, Б’-П’
изолированно, в
слогах, в словах.
27 Звуки Б-П, Б’-П’ в
предложениях и
текстах. Оглушение
звонкого согласного
в середине и в
конце слова.

Конструирование и
реконструирование
букв. (Игра «На что
это похоже?»)

Упражнение на
отработку
ребернобрюшного
дыхания.
Развитие оптических
представлений и
оптикопространственных
отношений.

Игра
1/
«Перепутанные
линии» (глазами
без помощи рук
найти дорожку 1/
ведущую от
одной цифры к
другой)
1/

Графический
диктант.

28 Звуки В-Ф, В’Ф’изолированно, в
слогах, в словах.

1/

29 Звуки В-Ф, В’-Ф’в
предложениях и
текстах. Оглушение
звонкого согласного
в середине и в
конце слова.

Упражнение Игра «Как было?» 1/
«Дышим носом»
(запомнить
начальное
расположение
вещей и после
изменений
вернуть
все на 1/
30 Звуки Г-К-Х, Г’-К’- Конструирование и
свои места)
Х’ изолированно, в реконструирование
слогах, в словах.
букв. Установление
связей между
31 Звуки Г-К-Х, Г’-К’Упражнение
Игра «Найди
1/
графемой и
Х’ в предложениях
отличия»
артикулемой. (Игра «Ныряльщик»
и текстах.
«Чудесный
Оглушение
мешочек»)
звонкого согласного
Произношение
в середине и в
на твердой атаке
конце слова.
звука М
32 Звуки Д-Т, Д’-Т’
1/
изолированно, в
слогах, в словах.
33 Звуки Д-Т, Д’-Т’ в
предложениях и
текстах. Оглушение
звонкого согласного
в середине и в
конце слова.
34 Звуки 3-С, З’-С’
изолированно, в
слогах, в словах.
35 Звуки 3-С, З’-С’ в
предложениях и
текстах. Оглушение

Упражнение

Игра «Путаница» 1/
(отыскать
несколько
«Свеча»
наложенных одно
на другое
Произношение
контурных
на твердой атаке
изображений
звука М
1/
разных
предметов,
животных и др.)
Упражнение

Игра «Запомни
как можно
больше слов»

1/

звонкого согласного
в середине и в
конце слова.

«Заморозим
подбородок»
Тренировки в
произнесении
слогов с звуком
М

36 Звуки Ж-Ш
изолированно, в
слогах, в словах.
37 Звуки Ж-Ш в
предложениях и
текстах. Оглушение
звонкого согласного
в середине и в
конце слова.

Упражнение

40 Дифференциация
звуков С-Ш в
предложениях и
текстах.
41 Дифференциация
звуков З-Ж
изолированно, в
слогах, в словах.
42 Дифференциация
звуков З-Ж в
предложениях и
текстах.
43 Дифференциация
звуков С-Ц
изолированно, в
слогах, в словах.
44 Дифференциация
звуков С-Ц в
предложениях и
текстах.
45 Дифференциация
звуков Ц-ТС
изолированно, в
слогах, в словах.
46 Дифференциация
звуков Ц-ТС в

Игра «Найди
1/
отличия в ряду»

«Заморозим
ладошки»
Тренировки в
произнесении
слогов с звуком
М

38 Повторение.
Дифференциация
звонких и глухих
согласных.
Проверочная
работа.
39 Дифференциация
звуков С-Ш
изолированно, в
слогах, в словах.

1/

Соотнесение буквы
со звуком и
символом.
Конструирование и
реконструирование
букв.

Соотнесение буквы
со звуком и
символом.
Сравнение
элементов букв.

Упражнение
«Погреем
ладошки»
Тренировки в
произнесении
слогов с звуком
М
Упранение
«Цветочный
магазин»

1/

Игра «Сложи 1/
узор» (составьте
дорожку или узор
из фигур)
1/

Игра «Обезьянки» 1/
(сделать фигуру
из палочек или
кирпичей по
образцу)
1/

Соотнесение буквы
Игра «Топ-хлоп» 1/
Упражнение
со звуком и
(педагог говорит
символом. Развитие «Буль-бульки».
фразу; если
оптиковыражение
пространственных
верное, дети
Тренировки в
1/
представлений.
хлопают,
если не
произнесении
(Игра «Кубики»)
правильное –
слогов с звуком
топают)
М
Упражнение

1/

«Осенний
ветер».
Произношение

1/

предложениях и
текстах.

47 Дифференциация
звуков Ч-Ц
изолированно, в
слогах, в словах.
48 Дифференциация
звуков Ч-Ц в
предложениях и
текстах.
49 Дифференциация
звуков Ч-Щ
изолированно, в
слогах, в словах.
50 Дифференциация
звуков Ч-Щ в
предложениях и
текста.
51 Дифференциция
звуков Ч-Т’
изолированно, в
слогах, в словах.
52 Дифференциация
звуков Ч-Т’ в
предложениях и
текстах.
53 Дифференциация
звуков Ч-Ш
изолированно, в
слогах, в словах.
54 Дифференциация
звуков Ч-Ш в
предложениях и
текстах.
55 Дифференциация
звуков Р-Р'-Л-Л'
изолированно, в
слогах, в словах.
56 Дифференциация
звуков Р-Р'-Л-Л' в
предложениях и
текстах.
57 Дифференциация
звуков Л-Л'-Й

слогов с
использованием
звонких
согласных
Соотнесение буквы
Игра «Топ-хлоп» 1/
Упражнение
со звуком и
2 вариант
символом. Развитие
(педагог говорит
«Ветер»
зрительно-моторных
слова; хлопать
координации (Игра
нужно если
1/
Произношение
«Лабиринты»)
услышишь
слогов с
название
использованием
животного, топать
звонких
в остальных
согласных
случаях)
Упражнение
«Ежик»
Соотнесение буквы Произношение
слогов с
со звуком и
использованием
символом.
звонких
Дифференциация
согласных
букв. Работа с
квазиомонимами.
Упражнение

Игра
1/
«Запрещенные
движения»
(повторять все
движения кроме 1/
одного)

Игра «На стол! 1/
Под стол!
Стучать!»
«Удивимся»
(ребенок
выполняет
Произношение
1/
задания на слух,
пар слогов на
одном выдохе с но не путаясь, т.к.
педагог делает
ударением на
другие
движения)
втором слоге
Упражнение
«Семафор»

Развитие образного Произношение
пар слогов на
мышления
Установление связей одном выдохе с
ударением на
между графемой и
втором слоге
артикулемой.
Упражнение
Конструирование и
«Подуй на
реконструирование
бабочек»
букв. Сравнение
элементов букв.
Тренировки в
произнесении
слогов с звуком
М
Упражнение

Загадки. Ребусы 1/
(в соответствии с
возрастом)
1/

1/

1/

Игра «Продолжи 1/
дорожку»

изолированно, в
слогах, в словах.
58 Дифференциация
звуков Л-Л'-Й в
предложениях и
текстах.
59 Дифференциация
звуков Л-В
изолированно, в
слогах, в словах.
60 Дифференциация
звуков Л-В в
предложениях и
текстах.
61 Обобщение и
повторение
изученного.
Проверочная
работа.

«Футбол»

(дорожку из
цветных палочек
необходимо
Развитие зрительно- Произношение
1/
продолжить
по
слогов
с
моторных
образцу)
использованием
координации.
звонких
Развитие оптических
согласных
представлений (Игра
«Заполни пробел»). Упражнение на
1/
выработку
медленного
удлиненного
выдоха
1/
Произношение
слогов с
использованием
звонких
согласных

III. Слоговой
анализ и синтез.
Работа над словом.
62 Слог. Слоговой
Сравнение
Упражнение на
анализ одно-, двухэлементов
сочетание
и трехсложных
смешиваемых букв.
дыхания с
слов. Схема слова. Соотнесение буквы с движениями
символом и звуком.
63 Дифференциация
Графический
одно-, двух- и
диктант.
трехсложных слов.

1/

25

Необычные
1/
примеры
(например, уколкол+гол=угол)
1/

Развитие слогового
анализа и синтеза.
Схема слова.
64 Родственные слова.
Корень слова.
65
66

67
68
69
70

Работа с
Упражнение на
квазиомонимами.
сочетание
Сравнение
дыхания с
Однокоренные и
элементов
произнесением
родственные слова.
смешиваемых букв.
звука
Ударение. Ударные Соотнесение буквы с
и безударные
символом и звуком.
гласные в корне
Развитие
слова.
кинетических
Приставки
представлений.
Упражнение на
(Игра
«Заверши
Суффиксы
сочетание
слово»)
дыхания
с
Окончания
контролем за
Сложные слова.
грудной
Соединительные
клеткой.
гласные о, е.

71 Морфологический

Загадки.
1/
Необычные
примеры
2/
(например, уколкол+гол=угол)
2/

Кроссворды.
Загадки.

2/
2/
2/
1/

Упражнение на Игра «Четвертый 1/

состав слова. Схема
слова.
72 Морфологический
состав слова.
Проверочная
работа.
73 Предлоги с (со).
Дифференциация
предлогов.
74 Предлоги с, из.
Дифференциация
предлогов.
75 Предлоги из, за, изза.
Дифференциация
предлогов.
76 Предлоги из, под,
из-под.
Дифференциация
предлогов.
77 Предлоги на, над,
под.
Дифференциация
предлогов.
78 Предлоги между,
через, около.

79 Закрепление
предлогов.
Дифференциация
предлогов.
80 Дифференциация
предлогов и
приставок.

сочетание
дыхания с
произнесением
звуковой
цепочки

лишний» (по
картинкам и на
слух)

1\

Конструирование и
Игра «Запомни 10 1\
реконструирование. Упражнение на
слов»
отработку
(Игра «Собери
реберноузор»)
1/
брюшного
дыхания.
Игра «Ряд чисел» 1/
Упражнение
(найти в ряде
«Дышим носом»
чисел все
заданные,
Произношение
например 2)
пар слогов на
1/
одном выдохе с
ударением на
втором слоге
Соотнесение буквы с Упражнение
Игра «Запомни – 1
символом и звуком.
нарисуй»
Работа со схемой
«Ныряльщик» (ребенок за 1 мин
предложения.
запоминает узор
или фигуру, а 1
Произношение
затем по памяти
пар слогов на
рисует)
одном выдохе с
ударением на
втором слоге
Произношение
трех слогов на
одном выдохе с
ударением на
одном слоге

Загадки. Игра 1
«Лабиринт»
(выйти из
лабиринта
быстрее всех, на 2
листе бумаги)
90

2 год обучения
I.
Подготовительный
этап.
81 Развитие слухового Узнавание предмета Упражнение на
и зрительного
по контурному
выработку
восприятия, памяти.
изображению и
дифференцирова
деталям рисунка
нного плавного
(«Что это?»).
выдоха
82 Развитие
Соотнесение
пространственнопредмета с цветом,
временных
величиной и
отношений.

4

Загадки.

1

Игра «Что
лишнее?»
Игра «Что
звучит?»
(определить на
слух какой

1

формой.
83 Звуковой
(фонематический)
анализ слов.
84 Звукобуквенный и
слоговой анализ и
синтез слов.

Развитие
пространственных
представлений:
верх, низ, слева,
справа, между, под,
над... Расширение
объема зрительной
памяти. (Игра
«Офицер-солдат»)

II. Слово и
словосочетание.
85 Ударение.
Фонетическая и
смыслоразличитель
ная роль ударения.

87 Ударные и
безударные гласные
(А-О, Е-И, И-Я).

91 Употребление
существительных в
косвенных падежах.

Упражнение на
сочетание
дыхания с
движениями

Загадки.

Упражнение
«Погреем
ладошки»
Произнесение
семи слогов с
перемещающим
ися ударениями

Корректурные 1
задания
(например,
выдели все буквы
У кружком, а 1
буквы Ю
квадратом).
Загадки.

Упражнение
«Цветочный
магазин»

Корректурные 2
задания
(например, найди
все буквы Ы и 1
подчеркни их, а
Произнесение
буквы И семи слогов с
зачеркни).
перемещающим
Загадки.
ися ударениями

88 Слова-предметы.

90 Практическое
употребление
существительных
разного рода.

Упражнение на
Корректурные 1
выработку
задания
медленного
(например, найди
удлиненного
все буквы А и 1
выдоха
выдели их)

33

Дифференциация
сходных по
начертанию букв в
слогах, словах,
86 Форморазличительн словосочетании.
ая роль ударения.

89 Практическое
употребление
существительных в
форме
единственного и
множественного
числа.

предмет звучал)
Загадки.

Дифференциация
сходных по
начертанию букв в
слогах, словах,
словосочетании.
Сравнение
элементов
смешиваемых букв.

Упражнение

Игра «Чего не 2
стало?». Загадки.

«Буль-бульки»
Сочетаний
гласных звуков с
сонантом [j]
Игра «Муха»

Упражнение
«Осенний
ветер».

2

Игра
4
«Перепутанные
линии»

92 Слова-признаки.
Дифференциация
Игра «Как было?» 1
Подбор словсходных по
Сочетаний
признаков к словам- начертанию букв в
гласных звуков с
предметам.
слогах, словах,
сонантом [j]

93 Согласование
прилагательных с
существительными
в роде и числе.
94 Согласование
прилагательных с
существительными
в падеже.

словосочетании.

97 Согласование
глагола с
существительными
в роде.
98 Согласование
глагола с
существительными
во времени.
99 Имя числительное.
Согласование
числительных с
существительными
и прилагательными.
100 Слова-антонимы
(слова-неприятели).

Игра «Найди
отличия»

Упражнение
«Ежик»
Дифференциация
сходных по
начертанию букв в
слогах, словах,
словосочетании.

Игра «Запомни
как можно
больше слов»

1

Длительное
произнесение
гласных фонем

Игра «Найди
2
отличия в ряду»

Упражнение

Игра «Сложи 2
узор» (составьте
дорожку или узор
из фигур)

Развитие
«Удивимся»
кинетических
представлений
Длительное
Игра «Обезьянки» 2
(Игра «Чудесный
произнесение
мешочек»). Работа с гласных фонем
квазиомонимами.
Упражнение

Игра «Топ-хлоп» 4

«Семафор»
Длительное
произнесение
гласных фонем

101 Слова-синонимы
(слова-близнецы).

Игра «Топ-хлоп» 2
2 вариант
Игра
«Запрещенные
движения»

III. Предложение и
текст.
102 Языковой анализ и
синтез
предложения.

2

Развитие зрительно«Ветер»
моторных
координации
Сочетаний
Игра «Путаница» 2
(«Копирование
гласных звуков с
точек»).
сонантом [j]

95 Слова-действия.
Подбор словдействий к словампредметам.
96 Согласование
глагола с
существительными
в числе.

Упражнение

Дифференциация
Упражнение
сходных по
начертанию букв в
«Ушки»
словосочетании,
103 Связь слов в
предложении,
длительное
предложении.
произнесение
Согласование слов в тексте. Развитие
зрительно-моторных
гласных
фонем
роде, числе, падеже.
координации.
104 Состав
Упражнение
предложения.
«Горка»
Схема
предложения.
«Катание»
гласных фонем
105 Виды предложений
по горке
по интонации.

2

23
Игра «На стол!
Под стол!
Стучать!»

2

Загадки. Ребусы 2
(в соответствии с
возрастом)
Игра «Продолжи 2
дорожку»

Необычные
примеры

1

(например, уколкол+гол=угол)
106 Грамматическое
оформление
предложения и его
распространение.
107 Составление
предложений из
разрозненных слов.
Деформированные
предложения.
108 Составление плана
рассказа. Пересказ
по плану.
109 Описательный
рассказ.
110 Деформированные
тексты.

111 Краткий пересказ.

112 Рассказ по серии
сюжетных
картинок.

Дифференциация
сходных по
начертанию букв в
словосочетании,
предложении,
тексте. Развитие
оптических
представлений и
оптикопространственных
отношений.

Упражнение «В
гости»

Загадки.
1
Необычные
примеры
(например, уколДлительное
кол+гол=угол)
пение закрытых
слогов
Кроссворды.
2
Загадки.

Дифференциация
Упражнение
Игра «Четвертый 2
сходных по
«Шарик»
лишний» (по
начертанию букв в
картинкам и на
словосочетании, Пение гласных и
слух)
предложении,
согласных
Игра «Запомни 10 2
тексте. Развитие
слов»
зрительно-моторных
координации.
Дифференциация
Упражнение
Игра «Ряд чисел» 2
сходных по
«Ниточка»
(найти в ряде
начертанию букв в
чисел все
словосочетании, Пение гласных и
заданные,
предложении,
например 2)
согласных
тексте. Развитие
Игра «Запомни – 2
зрительно-моторных
нарисуй»
координации.
(ребенок за 1 мин
запоминает узор
Работа с
или фигуру, а
квазиомонимами.
затем по памяти
рисует)

Дифференциация Упражнение «За- Игра «Лабиринт»
сходных по
са»
(выйти из
начертанию букв в
лабиринта
словосочетании, Пение гласных и быстрее всех, на
предложении,
листе бумаги)
согласных
тексте. Развитие
113 Рассказ по
Загадки.
оптических
сюжетной картинке.
представлений и
114 Творческий рассказ.
Упражнение
Загадки. Ребусы.
оптико«Повтори
Кроссворды.
115 Обобщение и
пространственных
песню»
повторение
отношений.
изученного.
Пение гласных и
Проверочная
согласных
работа.

1

2
1
1

60

Программно-методическое и материально-техническое обеспечение
Реализация данной программы требует полного технического оснащения логопедического
кабинета. В соответствии с особенностями детей с ОВЗ все пособия, а также непостоянно
используемое оборудование должны легко переноситься и, при необходимости, убираться,
чтобы не отвлекать школьников.
В процессе реализации программы могут быть использованы методические рекомендации
(Мазановой Е. В., Ефименковой Л. Н., Садовниковой И. Н., Лалаевой Р. И.), диагностический
и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления
профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, учителя-дефектолога,
учителя-логопеда.
Желательно наличие системы широкого доступа педагогов, детей с речевыми нарушениями,
родителей (законных представителей) к сетевым источникам информации, предполагающим
наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам
деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов, а также
доступа к информационно-методической литературе, логопедическим стендам.
Методические рекомендации к организации коррекционно-развивающей работы со
школьниками 1-4 классов с ОВЗ
Коррекционно-развивающая работа должна проводиться дифференцированно с учетом
возраста ребѐнка, формы заболевания и (или) заключения ПМПК.
Особенностями логопедической работы с детьми с ОВЗ является использование специальной
дифференцированной индивидуальной наглядности, выбор методов и приемов с учетом
возрастных и индивидуальных возможностей, смена деятельности, как обязательная часть
любого занятия.
Во время занятий важно соблюдать принцип многообразного предъявления одного и того же
предмета, речевого материала в вариациях, с учетом постепенности перехода от простого к
сложному. Такое разнообразие в работе будет способствовать формированию обобщенных
представлений о предметах. Например, один и тот же наглядный и словесный материал
может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях,
чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.
Для более продуктивной работы, способствующей быстрейшему восстановлению
нарушенных функций, важно включать в деятельность все анализаторные системы ребенка:
зрительную, слуховую, тактильную, двигательную и даже, при возможности, обоняние и
вкус.
Особое внимание необходимо уделяется развитию речевой моторики, голосовой и
дыхательной мускулатуры, что является особенно значимым для коррекции
звукопроизношения. Для этого можно использовать специальные логопедические
упражнения, которые подбираются индивидуально с учетом речедвигательных нарушений у
каждого ребенка. На начальных этапах работу лучше проводить с максимальным
подключением сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). В
коррекционную работу может входить логопедический массаж, целью которого является
устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата.
Спецификой работы с детьми с ОВЗ является необходимость индивидуального подбора
заданий. В одних случаях, задания давать в тестовой форме, позволяющие ребенку не давать
развернутый речевой ответ, в других – предъявлять речевой образец для ответа. На занятии

требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса,
необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.
Структура занятия по коррекции устной и письменной речи и его компоненты могут
меняться и комбинироваться не только в зависимости от целей и задач, но и от выбранных
методов работы.
Методические рекомендации по работе логопеда с педагогами и родителями детей с
ОВЗ
Неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ является
интеграция работы специалистов школы. Например, в семинарах-практикумах по
организации логопедической работы, активное участие могут принимать: педагогипсихологи, учителя и др. педагогические работники. Кроме семинаров, логопед должен
проводить индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам
развития и коррекции устной и письменной речи.
Взаимосвязь в работе логопеда и учителей начальной школы осуществляется также на
совместных методических объединениях, совещаниях, педсоветах, где решаются
разнообразные организационные вопросы, предоставляются доклады по работе с детьми с
ОВЗ, проводятся дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов.
Просветительская и консультативная деятельность по вопросам, связанным с особенностями
логопедической работы с детьми, распространяется не только на педагогических работников
школы, но и на родителей школьников с ОВЗ. Без активного участия семьи ребенка,
коррекционно-развивающая работа будет более продолжительной и менее эффективной.
К формам работы с родителями в условиях школы можно отнести: родительские собрания,
индивидуальные и тематические консультации, семинары-практикумы, открытые занятия и
др.. В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
специальные «логопедические уголки», информационные стенды, тематические выставки
книг и пособий, памятки, образцы выполненных заданий.
Примерная структура группового занятия
со школьниками 1-4 классов с ОВЗ










Создание мотивационного поля.
Развитие неречевых функций (голос, дыхание, память, внимание, мышление).
Развитие тонкой моторики пальцев рук или координация движений с речью.
Актуализация знаний и фиксация затруднения.
Открытие нового знания.
Физминутка или релаксационные упражнения.
Закрепление полученного знания на практике с помощью учителя.
Самостоятельное применение знания на практике.
Рефлексия.

- каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий.

Список литературы
1. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 –
4-х классах вспомогательной школы. – М., 1991.
2. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.
Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные
упражнения. – М.: Ось – 89, 1997. – 224 с. (Практическая психология).
3. Бессонова Т. П. Методические рекомендации «Содержание и организация
логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения». – М.,
АПКиППРО РФ, 2008.
4. Елецкая О. В. , Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М.
– 2006.
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
– М.: Владос, 2001. – 336с.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи
у детей. – Екатеринбург: Литур, 2011. – 320.
7. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся//
Вопросы психологии. – 1990, № 6. – С.86 - 82.
8. Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического
развития: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/Р. И. Лалаева, Н. В.
Серебрякова, С. В. Зорина. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 303 с. —
(Коррекционная педагогика).
9. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.:
Лениздат; Издательство "Союз". 2002. - 224 с. - (Коррекционная педагогика).
10. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов
дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5
кн. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
11. Мазанова Е.В. Коррекция акустическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов.
2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
12. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
13. Мазанова Е.В. Коррекция оптическойдисграфии. Конспекты занятий с младшими
школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 88 с.
14. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и
синтеза. Конспекты занятий для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
15. Мазанова Е.В. Школьныйлогопункт. Документация, планирование и организация
коррекционной работы. - ГНОМ и Д, 2009.
16. Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам
школьныхлогопунктов по организации коррекционной работы. – М.: Просвещение,
2005.
17. Никульшин С. М., Роготнева А. В., Тарасова Л. Н. Формирование универсальных
учебных действий (начальная школа). Методическое пособие. Ч.1. – Томск:
ТОИПКРО, 2012. – 84 с.
18. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.
19. Рабочая (рецензированная) программа по предупреждению и коррекции нарушений
устной и письменной речи у детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Составитель:
учитель-логопед Сапегина Е. С. – Новокузнецк: ППМС-центр «ДАР», 2012. – 24 с.
20. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших
школьников. - М.: Владос,1997.- 256с.

21. Соболева А.В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей
и родителей / Под ред. проф. Т.Б. Филичевой. - М.: ―Издательство ГНОМ и Д‖, 2000. 96с. (В помощь логопеду).
22. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе
учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. –
97с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».