Окружающий мир, 1-4 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе
следующих нормативных документов:
−

Федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009г. №
373, (в ред. Приказом Минобрнауки России от 26.11.2010г. №1241, от 22 сентября 2011
№2357, от 18 декабря 2012г. № 1060, от 29 декабря 2014г. №1643).
−

Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 ―О внесении

изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373
−

Примерной основной образовательной программы начального общего

образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15).
−

Авторской программы А. А. Плешаков и др. «Окружающий мир. Рабочие

программы 1-4 класс» (из сборника рабочие программы «Школа России») – М;
«Просвещение», 2014 г.
−

С учетом рабочей программы воспитания.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
−
основе

формирование целостной картины мира и осознание места в нѐм человека на
единства

рационально-научного

познания

и

эмоционально-ценностного

осмысления ребѐнком личного опыта общения с людьми и природой;
−

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России

уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и
культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
−

формирование уважительного отношения к семье, населѐнному пункту,

региону, в котором проживают дети, к России, еѐ природе и культуре, истории и
современной жизни;
−

осознание ребѐнком ценности, целостности и многообразия окружающего

мира, своего места в нѐм;
−

формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной

жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

−

формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения

эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В ходе изучения раздела «Человек и природа» выпускник научится:
−

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

−

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления

живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
−

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних

признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию
изученных объектов природы;
−

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты,

используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать
инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
−

использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных

носителях и в том числе в интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы,
объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
−

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,

определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и
компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
−

использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений

или описания свойств объектов;
−

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,

взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;
−

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить

примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность
человека;
−

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил

безопасного поведения;
−

использовать знания о строении и функционировании организма человека

для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:
−

использовать

при

проведении

практических

работ

инструменты

ИКТ(фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации,
готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов.
−

моделировать

объекты

и

отдельные

процессы

реального

мира

с

использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора.
−

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за

ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту
(раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
−

пользоваться простыми

навыками самоконтроля самочувствия для

сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и
личной гигиены;
−

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной

среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
−

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе

познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
В ходе изучения раздела «Человек и общество» выпускник научится:
−

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего

региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте
мира Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный
город;
−

различать

прошлое,

настоящее,

будущее;

соотносить

изученные

исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных
событий на «ленте времени»;
−

используя дополнительные источники информации (на бумажных и

электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся
знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
−

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных

группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических
чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания
чувств других людей и сопереживания им;

−

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии,

включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска
познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных
устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
−

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими

социальными группами;
−

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах

прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем
самым чувство исторической перспективы;
−

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека

в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного
учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
−

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные

договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде;
−

определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения,

договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч)
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и
живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).
Примеры явлений природы: смена времѐн года, снегопад, листопад, перелѐты птиц, смена,
времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль,
сахар, вода, природный газ. Твѐрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические
работы с веществами, жидкостями, газами.
Звѐзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для
всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли.

Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца
как причина смены времѐн года. Смена времѐн года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, еѐ составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы

земной

поверхности:

равнины,

горы,

холмы,

овраги

(общее

представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности
родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоѐмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование
человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений,
животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, еѐ распространение в природе, значение
для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение
людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, еѐ состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни
человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод,
семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение
роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания
разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на
примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в
природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного
края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоѐм — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух,
вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители
плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные
сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны
(природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни
природы посредством практической деятельности. Народный календарь( приметы,
поговорки,

пословицы),определяющий

сезонный

труд

людей.

Положительное

и

отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере
окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств:
воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники,
национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, еѐ значение,
отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в
охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры
тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние
своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как
складывается и развивается культура общества и каждого еѐ члена. Общее представление
о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями
разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи,
умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее
представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья

—

самое

близкое

окружение

человека.

Семейные

традиции.

Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи
взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство
семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного
древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов
России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к
учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учѐба, игры, отдых. Составление
режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в
школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо
владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей
обстановке.
. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная
ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и
водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф,
телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства

массовой

информации:

радио,

телевидение,

пресса,

Интернет.

Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения
духовно-нравственного здоровья.
Наша

Родина

—

Россия,

Российская

Федерация.

Ценностно-смысловое

содержание понятий: « Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика
России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный
гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной
закон Российской Федерации. Права ребѐнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности
и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год,
Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День
России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и

памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному
празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва

—

столица

России.

Святыни

Москвы

—

святыни

России.

Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание
Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец,
памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города
Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного
края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России:
православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим
народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе
традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (населѐнный пункт), регион
(область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры,
спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные
особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.
Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счѐт лет в истории. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в
охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого
человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов,
религий на Земле. Знакомство с 3-4 несколькими странами с контрастными
особенностями: название, расположение на политической карте, столица, главные
достопримечательности.

Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая
помощь при лѐгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на
транспорте(наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на
водоѐме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила
обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Введение (1ч.)
1

Учимся задавать вопросы.

1
Что и кто? (20ч.)

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

Что такое Родина?
Что мы знаем о народах России?
Что мы знаем о Москве?
Проект «Моя малая Родина»
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Что общего у разных растений?
Что растет на подоконнике?
Что растет на клумбе?
Что это за листья?
Что такое хвоинки?
Кто такие насекомые?
Кто такие рыбы?
Кто такие птицы?
Кто такие звери?
Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер?
Что вокруг нас может быть опасным ?
На что похожа наша планета?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
Презентация проекта «Моя малая Родина».
Как, откуда и куда? (12ч.)
Как живет моя семья. Проект «Моя семья».
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество?
Как путешествует письмо?
Как текут реки?
Откуда берутся снег и лед?
Как живут растения?
Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?
Откуда берется и куда девается мусор?
Откуда в снежках грязь?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и
куда?» Презентация проекта «Моя семья»
Где и когда? (11ч.)
Когда учиться интересно?
Проект «Мой класс и моя школа»
Когда придет суббота?
Когда наступит лето?
Где живут белые медведи?
Где живут слоны?

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

40
41
42
43
44

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослыми?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»
Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
Почему и зачем? (22ч.)
Почему Солнце светит днѐм, а звѐзды ночью?
Почему луна бывает разной?
Почему идет дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?
Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак?
Проект «Мои домашние питомцы»
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нам автомобили?
Зачем нам поезда?
Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты?
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила
безопасности?
Почему на корабле и в самолѐте нужно соблюдать правила
безопасности?
Зачем люди осваивают космос?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и
зачем?».
Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

Тема урока
Где мы живём (3ч).
Родная страна.
Стартовая
Диагностика .Город и село.
Природа и рукотворный мир.
Природа (21ч).
Живая и неживая природа.
Явления природы.
Что такое погода
В гости к осени.
Звездное небо.
Заглянем в кладовые Земли.
Про воздух…
…И про воду.
Какие бывают растения
Какие бывают животные
Невидимые нити
Дикорастущие и культурные растения.
Дикие и домашние животные
Комнатные растения.
Животные живого уголка.
Про кошек и собак.
Красная книга России.
Животные родного края.
Проект «Возьмѐм под защиту».
Будь природе другом.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Тест
№1.
Жизнь города и села(10ч).
Родной край- частица России.
Родное село.
Из чего что сделано.
Как построить дом.
Какой бывает транспорт.
Культура и образование.
Все профессии важны. Особенности труда людей Приморского края.
В гости к зиме.
Проект «Профессии».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города
и села». Тест №2.
Здоровье и безопасность (10ч).
Строение тела человека.
Если хочешь быть здоров.
Берегись автомобиля!
Правила безопасного поведения на дорогах, в транспорте.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Домашние опасности. Основные правила обращения с газом,
электричеством, водой.
Пожар. Правила противопожарной безопасности.
Лесные опасности. Правила безопасного поведения в природе.
Как нужно купаться. Правила безопасного поведения на воде.
Здоровье и безопасность окружающих людей..
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и
безопасность». Тест №3.
Общение (6ч).
Наша дружная семья. Проект «Моя родословная».
В школе.
Правила вежливости.
Ты и твои друзья.
Мы – зрители и пассажиры.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».
Тест №4.
Путешествия (18ч).
Посмотрите вокруг.
Ориентирование на местности.
Формы земной поверхности.
Водные богатства..
В гости к весне.
Путешествие по родной стране. Россия на карте.
Что такое карта и как еѐ читать.
Путешествие по Москве.
Московский Кремль.
Город на Неве.
Путешествие по Оке.
Путешествие по планете.
Путешествие по материкам.
Страны мира.
Проект «Города России».
Тест № 5за учебный год.
Обобщающий урок по разделу «Путешествие».
Итоговая диагностическая работа.
Впереди лето.
Презентации проектов «Страны мира».

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тема урока

Кол-во
часов

Как устроен мир? (7 ч)
Природа. Ценность природы для людей.
Человек. Стартовая диагностика.
Общество.
Российская Федерация.
О чѐм расскажет план.
Природа в опасности! Охрана природы.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как устроен
мир». Презентация проекта «Богатства, отданные людям».

1
1
1
1
1
1
1

Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы.
Разнообразие веществ.
Воздух и его охрана.
Вода.
Превращения и круговорот воды.
Берегите воду!
Что такое почва.
Разнообразие растений.
Солнце, растения и мы с вами.
Размножение и развитие растений.
Охрана растений.
Разнообразие животных.
Кто что ест.
Разнообразие природы родного края.
Размножение и развитие животных.
Охрана животных.
В царстве грибов.
Великий круговорот жизни.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Эта
удивительная природа».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Мы и наше здоровье (10 ч)
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

Организм человека.
Органы чувств.
Надежная защита организма.
Опора тела и движение.
Наше питание.
Наши проекты «Школа кулинаров».
Дыхание и кровообращение.
Умей предупреждать болезни.
Здоровый образ жизни.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше
здоровье». Презентация проекта «Школа кулинаров».
Наша безопасность (8 ч)
Огонь, вода и газ. Правила обращения с газом ,электричеством, водой.
Чтобы путь был счастливым.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Дорожные знаки. Правила безопасного поведения на дорогах.
Маленький справочник дорожных знаков.
Опасные места.
Природа и наша безопасность.
Экологическая безопасность.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша
безопасность». Презентация проектов «Кто нас защищает».
Изучаем родной край (12 ч)
Родной край-частица России.
Главный город родного края.
Достопримечательности родного края.
Народы проживающие в родном крае.
Святыни родного края.
Особенности труда людей Приморского края.
Профессии людей родного края.
Праздники и памятные даты региона.
Родное село-частица Приморского края.
Выдающиеся люди Приморского края.
Оформление плаката к общественному празднику.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Изучаем родной
край».
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Золотое кольцо России (Сергиев Пасад , Переславль- Залесский,
Ростов).
Золотое кольцо России (Углич, Ярославль, Кострома).
Золотое кольцо России (Плѐс, Суздаль, Владимир).
Музей путешествий.
Наши ближайшие соседи.
На севере Европы.
Что такое Бенилюкс.
В центре Европы.
По Франции и Великобритании.
На юге Европы. Итоговая диагностическая работа.
По знаменитым местам мира.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествие по
городам и странам».

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

Тема урока
Земля и человечество (9 ч).
Мир глазами астронома
Планеты Солнечной системы.
Звездное небо – Великая книга Природы
Входная диагностика.
Мир глазами географа.
Мир глазами историка.
Когда и где?
Сокровища Земли под охраной человечества
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и
человечество».
Природа России (11ч).
Равнины и горы России
Моря, озера и реки России
Природные зоны России
Зона арктических пустынь
Тундра
Леса России
Лес и человек
Зона степей
Пустыни
У Черного моря
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа
России».
Родной край – часть большой страны (14ч).
Наш край частица России.
Поверхность нашего края
Поверхность нашего края (экскурсия)
Водные богатства нашего края
Наши подземные богатства
Земля – кормилица
Лес- природное сообщество.
Луг-природное сообщество.
Водоѐм- природное сообщество.
Растениеводство в нашем крае. Красная книга Приморского края.
Животноводство в нашем крае.
Заповедники и заказники Приморского края.
Особенности труда людей Приморского края.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край –
часть большой страны».
Страницы всемирной истории (6ч).
Начало истории человечества
Мир древности: далекий и близкий
Средние века: время рыцарей и замков
Новое время: встреча Европы и Америки
Новейшее время: история продолжается сегодня

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы
всемирной истории».
Страницы истории России (20ч).
Государство Русь.
Страна городов
Из книжной сокровищницы Руси.
Трудные времена на Русской земле
Русь расправляет крылья
Куликовская битва
Иван Третий
Россия в правление царя Ивана Грозного.
Патриоты России
Петр Великий
Михаил Васильевич Ломоносов
Екатерина Великая
Отечественная война 1812 года
Страницы истории 19 века
Россия вступает в ХХ век
Страницы истории 1920-1930-х годов
Великая Отечественная война
Великая Победа
Страна, открывшая путь в космос
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы
истории России».
Современная Россия (8ч).
Основной закон России и права человека.
Мы – граждане России.
Славные символы России.
Такие разные праздники.
Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России).
Путешествие по России (по Волге, по югу России).
Проверим себя и оценим свои достижения за год
Презентации проектов

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНИКИ
1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение;
2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. М.: Просвещение;
3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. М.: Просвещение;
4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. М.: Просвещение.
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. М.:
Просвещение;
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. М.:
Просвещение;
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. М.:
Просвещение;
4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. М.:
Просвещение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».