Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2021 УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ Струговская ООШ _______Вештемова Е.Н. Приказ № 97-О от 30.08.2021 ПОЛОЖЕНИЕ о внутренней системе оценки качества образования МОБУ Струговская ООШ СОГЛАСОВАНО родительским комитетом МОБУ Струговская ООШ СОГЛАСОВАНО советом лидеров МОБУ Струговская ООШ _________ Грига Л.В. _________ Шарахматова П. с. Струговка 2021 год Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Уставом школы. 1.2. ВСОКО является составной частью системы оценки качества образования МОБУ Струговская ООШ и служит информационным обеспечением образовательной деятельности образовательной организации. 1.3.Данное Положение принимается на заседании педагогического коллектива, согласуется с Управляющим советом, утверждается директором школы. В течение учебного года ВСОКО функционирует в соответствии с утвержденным Положением до начала следующего учебного года. 1.4. В настоящем положении используются следующие термины: Мониторинг - систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям. Система мониторинга качества образования – система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет судить о состоянии системы образования МОБУ Струговская ООШ в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования ее развития. Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. 1.5. Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования МОБУ Струговская ООШ и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития системы образования в территории, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования. 1.6. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата. максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования. 2. Порядок функционирования ВСОКО 2.1. Организационной основой осуществления процедуры оценки качества является график внутришкольного мониторинга, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения мониторинга, ответственные исполнители. График утверждается приказом директора и обязателен для исполнения работниками МОБУ Струговская ООШ. 2.2. Мониторинг осуществляется в двух формах: постоянный (непрерывный) мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и обработки информации) и периодический мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с графиком мониторинга. 2.3. Для проведения мониторинга назначается комиссия, состав которой утверждается приказом директором образовательной организации. 2.4. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации. 2.5. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий: определение и обоснование объекта мониторинга; сбор данных, используемых для мониторинга; структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации; обработка полученных данных в ходе мониторинга; анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга; подготовка документов по итогам анализа полученных данных; распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга. 2.6. Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются валидность, надежность, удобство использования, доступность для различных уровней управления, стандартизированность и апробированность. 2.7. Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта. 2.8. В отношении характеристик, которые вообще или практически не поддаются измерению, система количественных оценок дополняется качественными оценками. 2.9. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются: анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ). 2.10. При оценке качества образования в МОБУ Струговская ООШ основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (зачетов, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым в ОУ образовательным программам. 2.11. Реализация ВСОКО учреждения осуществляется через процедуры оценки качества: государственную аккредитацию учреждения; независимые формы итоговой аттестации по уровням образования; мониторинг качества образования; внутренний мониторинг учреждения и педагогической деятельности; конкурсы. 2.14.К методам проведения мониторинга относятся: экспертное оценивание, тестирование, анкетирование, ранжирование, проведение контрольных и других квалификационных работ, статистическая обработка информации и др. 2.15. В соответствии с принципом иерархичности построения мониторинга показатели и параметры, заданные на вышестоящем уровне, включаются в систему показателей и параметров мониторинга нижестоящего уровня. 3.Содержание внутренней системы оценки качества образования 3.1. Внутренняя система оценки качества образования в МОБУ Струговская ООШ осуществляется по следующим трём направлениям, которые включают перечисленные объекты мониторинга: 1. Качество образовательных результатов: предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики ); метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики); личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся); здоровье обучающихся (динамика); достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов. 2. Качество реализации образовательного процесса: основные образовательные программы (соответствие структуре ФГОС и контингенту обучающихся); реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие ФГОС); качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися; качество внеурочной деятельности (включая классное руководство); удовлетворённость учащихся и родителей уроками и условиями в школе. 3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс: материально-техническое обеспечение; информационно-развивающая среда (включая средства ИКТ и учебно-методическое обеспечение); санитарно-гигиенические и эстетические условия; медицинское сопровождение и общественное питание; психологический климат в образовательном учреждении; использование социальной сферы поселения; кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов) общественно-государственное управление (Управляющий совет ОУ, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление) и стимулирование качества образования; документооборот и нормативно-правовое обеспечение (включая программу развития образовательного учреждения). (Приложение № 1,2). 3.2. Система мониторинга качества образования может быть представлена двумя частями базы данных: инвариантная часть (набор одинаковых для всех субъектов образовательного процесса по структуре, составу и методологии расчета показателей); вариативная часть (показатели, отражающие специфику образовательного процесса по предметам, направлениям воспитательнообразовательного процесса и сопутствующих процессов, дающие оценку выполнения отдельных задач, нововведений и их эффективность). 3.3. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения педагогического коллектива, учредителя, родителей, общественности. 3.4. Результаты мониторинга являются основанием для принятия административных решений на уровне образовательной организации. 4. Принципы внутренней системы оценки качества образования 4.1. Программно-целевой подход в формировании системы оценки и управления качеством образования. 4.2. Доступность информации о состоянии качества образования в школе в целом и каждого учащегося школы. 4.3. Реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости. 4.4. Научность в подходах к разработке диагностического инструментария и процессов оценки качества образования. 4.5. Гласность путем включения в систему общественной экспертизы всех участников образовательного процесса на всех этапах, открытости, прозрачности процедур оценки качества образования, доступности информации о состоянии и качестве образования для потребителей. 4.6. Преемственность за счет единства требований, предъявляемых на этапах начального, общего образования. 5. Составляющие внутренней системы оценки качества образования 5.1.Оценка качества образования осуществляется посредством: системы внутришкольного мониторинга образовательных результатов; внутришкольной экспертизы качества образования, которая осуществляется на регулярной основе администрацией школы (внутренний аудит); внешней оценки образовательных результатов. 5.2. Методический совет педагогов школы по итогам оценки качества образования в школе на каждом этапе проводит экспертизу эффективности педагогических стратегий и технологий, направленных на совершенствование качества образования в школе, формулируют предложения в Программу развития школы по совершенствованию качества образования. 5.3. Администрация школы формирует концептуальные подходы к оценке качества образования, обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образования, координируют работу педколлектива, деятельность которого связана с вопросами оценки качества образования, определяет состояние и тенденции развития школьного образования, принимают управленческие решения по совершенствованию качества образования. 5.4.Управляющий совет школы заслушивает руководителя школы по реализации ВСОКО, даёт оценку деятельности руководителя и педагогов школы по достижению запланированных результатов в реализации Программы развития школы. Члены Управляющего совета могут непосредственно привлекаться для экспертизы качества образования Приложение №1 Перечень объектов мониторинга и характеризующих их показателей ВСОКО Каждый из показателей по направлению «Результаты» определяется для класса. № Объекты Показатели п/п мониторинга I. Результаты Для каждого предмета учебного плана определяется: 1 Предметные результаты -доля неуспевающих, обучения -доля обучающихся на «4» и «5», -средний процент выполнения заданий административных контрольных работ (для выпускников начальной, основной школы формируется отдельная таблица с данными предметных результатов обучения для всех учеников). Сравнение с данными независимой диагностики для части предметов. 2 Метапредметные Уровень освоения планируемых метапредметных результатов в результаты соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, обучения средний, низкий). Сравнение с данными независимой диагностики. Уровень сформированности планируемых личностных результатов в 3 Личностные результаты соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, (мотивация, средний, низкий). самооценка, Сравнение с данными независимой диагностики. нравственноэтическая ориентация) Динамика в доле учащихся, имеющих отклонение в здоровье. 4 Здоровье обучающихся Доля обучающихся, которые занимаются спортом. Методы оценки Ответственны й Сроки Промежуточный и итоговый контроль Директор школы Конец четверти Промежуточный и итоговый контроль Классный руководитель Конец четверти Мониторинговое исследование Классный руководитель Конец четверти Наблюдение Классный руководитель Конец четверти Процент пропусков уроков по болезни. Доля участвовавших в конкурсах, олимпиадах по предметам на уровне: Наблюдение школы, округа, области, России, международном. Доля победителей (призеров) на уровне: школы, округа, края, России, международном Доля участвовавших в спортивных соревнованиях на уровне: школы, округа, края, России Доля победителей спортивных соревнований на уровне: школы, округа, края, России. Удовлетворённо Доля родителей, положительно высказавшихся по каждому предмету и Анонимное сть родителей отдельно в личностным и метапредметным результатам обучения. анкетирование качеством образовательных результатов II. Реализация образовательного процесса Основные Соответствие образовательной программы ФГОС и контингенту Экспертиза образовательные обучающихся. программы Дополнительные -Статистические данные о запросах и пожеланиях со стороны родителей и Анонимное образовательные обучающихся. анкетирование программы -Доля обучающихся, занимающихся по программам дополнительного образования. Реализация Соответствие учебных планов и рабочих программ ФГОС Экспертиза учебных планов и рабочих программ Качество уроков -Число взаимопосещений уроков учителями. Экспертиза, и -Для каждого класса число часов дополнительных занятий с отстающими. наблюдение индивидуальной работы с обучающимися Качество Доля родителей каждого класса, положительно высказавшихся по Анонимное внеурочной каждому предмету и отдельно о классном руководстве анкетирование деятельности (включая классное руководство); 5 Достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах Классный руководитель Конец учебного года 6 Классный руководитель Конец учебного года Директор школы Конец учебного года Конец учебного года 7 8 9 10 11 Директор школы Директор школы Начало учебного года Директор школы Конец учебного года Директор школы Конец учебного года 12 Удовлетворённо Доля учеников и их родителей (законных представителей) каждого класса, Анонимное сть учеников и положительно высказавшихся по каждому предмету и отдельно о анкетирование их родителей различных видах условий жизнедеятельности школы уроками и условиями в школе III. Условия Директор школы Конец учебного года -Соответствие материально-технического обеспечения требованиям ФГОС Экспертиза, 13 Материальнотехническое -Удовлетворенность родителей анкетирование обеспечение 14 Информационно- -Соответствие информационно-методических условий требованиям ФГОС Экспертиза, методическое -Удовлетворенность родителей анкетирование обеспечение (включая средства ИКТ) Доля учеников и родителей, положительно высказавшихся о санитарноАнонимное 15 Санитарногигиенические и гигиенических и эстетических условиях в школе анкетирование эстетические условия Доля учеников и родителей, положительно высказавшихся о медицинском Анонимное 16 Медицинское сопровождение и сопровождении и общественном питании анкетирование общественное питание 17 Психологически Доля учеников, родителей и педагогов, высказавшихся о психологическом Анонимное й климат в климате (данные собираются по классам) анкетирование образовательном учреждении 18 Взаимодействие Доля учеников, родителей и педагогов, положительно высказавшихся об Анонимное с социальной уровне взаимодействия с социальной сферой поселения анкетирование сферой поселения -Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими Экспертиза 19 Кадровое обеспечение необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана; -Доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную Директор школы Конец учеб. года Директор школы Конец учеб. года Директор школы Конец учебного года Директор школы Конец учебного года Директор школы Конец учебного года Директор школы Конец учебного года Директор школы Конец учеб. года Директор школы категорию; -Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию; -Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации; -Доля педагогических работников, получивших поощрения в различных конкурсах, конференциях; -Доля педагогических работников, имеющих методические разработки, печатные работы, проводящих мастер-классы -Доля учеников, родителей и педагогов, положительно высказавшихся об Анонимное 20 Общественногосударственное уровне общественно-государственного управления в школе. анкетирование, управление и -Доля обучающихся, участвующих в ученическом самоуправлении. экспертиза стимулирование -Доля родителей, участвующих в работе родительских комитетов качества -Доля педагогов, положительно высказавшихся о системе морального и образования. материального стимулирования качества образования Экспертиза 21 Документообо- -Соответствие требованиям к документообороту. рот и -Полнота нормативно-правового обеспечения нормативноправовое обеспечение Директор школы Конец учебного года Директор школы Конец учебного года Приложение 2 Анкета 1 (учащихся и родителей) Анонимное оценивание Цель: выявление удовлетворенности участников образовательного процесса его качеством Оценка качества обучения по предметам Класс_____ Оцените уровень работы школы по аспектам оценивания, указанным в последних 4-х столбцах таблицы, для предметов, изучаемых в данном классе. Кодировка уровней оценки: 4 – высокий уровень, 3 – достаточный уровень, 2 – недостаточный уровень, 1 – низкий уровень. Оцениваются: Качество Профессионали Интересно ли на Объективность № Учебный предмет обучения по зм учителя уроках? оценок Код предмету РУ 1 Русский язык МА 2 Математика ФИ 3 Физика ХИ 4 Химия ИН 5 Информатика и ИКТ БИ 6 Биология ИС 7 История 8 География 9 Иностранный язык (английский) 12 Обществознание (включая экономику и право) 15 Основы безопасности жизнедеятельности 16 Окружающий мир (Человек, природа, общество) 17 Литературное чтение 18 Литература 19 Физическая культура 20 Искусство (ИЗО, Музыка) 21 Технология (Труд) ГГ ЯА ОБ БЖ ОМ ЧТ ЛИ ФК ИК ТХ Анкета заполняется родителями и учащимися школы (желательно на компьютере). При заполнении таблицы, прежде чем указывать коды оценок (4,3,2 или 1) нужно указать класс. Анкета 2 (учащихся и родителей) Анонимное оценивание Цель: Оценка уровня работы школы Оценка качества образовательного процесса Класс____ Оцените уровень работы школы по показателям, указанным в таблице. Кодировка уровней оценки: 4 – высокий уровень, 3 – достаточный уровень, 2 – недостаточный уровень, 1 – низкий уровень. № 1 2 3 4 5 Показатели Безопасность учащихся в школе Качество подготовки по учебным предметам Возможности получения дополнительного образования Условия для развития (раскрытия способностей) учеников Психологический климат в школе Оценка 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Поведение учащихся школы Организация досуга учащихся в школе Качество питания учащихся в школе Санитарно-гигиенические условия Медицинское сопровождение Работа классного руководителя Информатизация образовательного процесса Материально-техническая оснащенность школы Работа администрации школы Возможность участия родителей в управлении школой Доступность информации об учебном процессе Развитие самоуправления учащихся Успехи на конкурсах и другие достижения школы Педагогический коллектив школы