1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Музыка. 5-8 классы» разработана в соответствии с: - требованиями ФГОС ООО ( Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) - Примерной основной образовательной образования (одобрена решением федерального программой основного общего учебно- методического объединения, протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15) - авторской программой Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой « Музыка». М.: Просвещение. 2015г. - С учетом программы воспитания; Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов. При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника. Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Поэтому в содержание рабочей программы для 5 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Вокальная музыка», «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими 2 видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы - формирование основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоциональноценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкальнотворческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуальноличностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Цели изучения предмета « Музыка»: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; памяти развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса; освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; 3 овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкальнопластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем: научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру; воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях; способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства; научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретѐнных знаний; сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений; развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве; воспитывать культуру мышления и речи. Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы: метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод художественного контекста; 4 метод создания «композиций»; метод междисциплинарных взаимодействий; метод проблемного обучения; метод сравнения (впервые); Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который, выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты; выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах; хоровое и сольное пение. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Выпускник научится: наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своѐ отношение к искусству; понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования; раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей, высказывать суждения об основной идее и форме еѐ воплощения в музыке; понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности; осуществлять исследовательскую деятельность художественно- эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; 5 проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.; разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, использовать специальную терминологию ,называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи); определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох; применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве Интернета. Выпускник получит возможность научиться: понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира; понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема; понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта; определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья; распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки; различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов; выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись; 6 активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе. Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор-поэт-художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы. 7 Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона. Отечественная многообразие и зарубежная (импрессионизм, музыка композиторов XX неофольклоризм и в., неоклассицизм). ее стилевое Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-нролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый. Содержание программы: 5 класс Раздел 1. “Музыка и литература” Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. 8 Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки). Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Взаимопроникновение взаимоотношения в «легкой» различных и пластах «серьезной современного музыки», особенности музыкального их искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические). Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. 9 Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития. Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Народные истоки русской профессиональной музыки. Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерно – инструментальной музыке. 6 класс Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство Поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония. 10 Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии поразного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцу развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений. 7 класс Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Разнообразие жанров опер, балетов, мюзиклов (историкоэпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении. 11 Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений. Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений. 8 класс Многообразие интонационно-образных построений, интонация в музыке, как звуковое воплощение художественных идей. Разнообразие вокальной, инструментальной, камерной и симфонической музыки. Композиторское творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке. Стиль, как отражение мироощущения композитора. Значение музыки в жизни человека. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох. Танец, его значение в жизни человека. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости. Взаимодействие жанров как основа воплощения разного эмоционально – образного содержания в классической и популярной музыке. 12 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Количе Тема раздела ство часов 5 класс 1 Музыка и литература 16 1.1 Что роднит музыку с литературой 1 1.2 Вокальная музыка. 3 1.3 Фольклор в музыке русских композиторов 2 1.4 Жанры инструментальной и вокальной музыки 5 1.5 Путешествие в музыкальный театр 5 2 Музыка и изобразительное искусство 18 2.1 Музыка и изобразительное искусство 2 2.2 Звать через прошлое к настоящему 2 2.3 Музыкальная живопись и живописная музыка 2 2.4 Колокольность в музыке и изобразительном искусстве Изобразительность в музыке 2.5 2 10 6 класс Мир образов вокальной и инструментальной 1 музыки 16 1.1 Удивительный мир музыкальных образов 8 1.2 Образы духовной музыки 6 1.3 Искусство XX века 2 2 Мир образов камерной и симфонической музыки 18 2.1 Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки 5 2.2 Образы симфонической музыки 8 2.3 Мир музыкального театра 5 1 Особенности драматургии сценической музыки 16 1.1 Классика и современность 1 7 класс 13 1.2 В музыкальном театре. Русская музыка 7 1.3 В музыкальном театре. Зарубежная музыка 8 2 Особенности драматургии камерной и 18 симфонической музыки 2.1 Музыкальная драматургия – развитие музыки 6 2.2 Симфоническая музыка 9 2.3 Музыка народов мира 3 14 Тематическое планирование 5 класс № Тема урока урока Кол-во часов 1 Что роднит музыку и литературу? 1 2 Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей... 1 3 Песня русская в березах, песня русская в хлебах... Звучащие 1 картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно... 4 Фольклор в музыке русских композиторов. 1 5 Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной 1 звучат печаль и радость... Песнь моя летит с мольбою... 6 Вторая жизнь песни Живительный родник творчества. 1 7 Всю жизнь мою несу родину в душе... «Перезвоны». 1 8 Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота? 1 9 Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. 1 10 Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам того не 1 знаешь... 11 Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам того не 1 знаешь... 12 Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. 1 Опера-былина «Садко». 13 Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости 1 заморские! 14 Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балет-сказка 1 «Щелкунчик». 15 Музыка в театре, в кино, на телевидении. 1 16 Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. 1 17 Мир композитора. 1 18 Что роднит музыку с изобразительным искусством? 1 19 Небесное и земное в звуках и красках. Три вечные струны: 1 молитва, песнь, любовь. Любить. Молиться, Петь. Святое назначенье. 15 20 В минуты музыки печальной.. Есть сила благодатная в созвучье 1 слов живых... 21 Звать прошлое к настоящему. Александр Невский. За отчий дом, 1 за русский край... Ледовое побоище. После побоища 22 Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне, 1 природа объятья... Мои помыслы - краски, мои краски - напевы.. 23 И это все - весенних дней приметы! 1 24 Дыхание русской песенности. 1 25 Колокольность в музыке и изобразительном искусстве Весть 1 святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко... 26 Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки 1 так дивно звучали... Неукротимым духом своим он побеждал зло. 27 Волшебная палочка дирижера. 1 28 Образы борьбы и победы в искусстве. 1 О, душа моя, ныне - Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет... 29 Застывшая музыка. Содружество муз в храме. 1 30 Полифония в музыке и живописи. 1 В музыке Баха слышатся мелодии космоса... 31 Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке. Композитор- 1 художник. Музыка ближе всего к природе... Звучащие картины. 32 О подвигах, о доблести, о славе... 1 О тех, кто уже не придет никогда, - помните! Звучащие картины. 33 В каждой мимолетности вижу я миры. Прокофьев. Музыка и 1 молодость в расцвете... Музыкальная живопись Мусоргского. 34 Мир композитора. С веком наравне. (обобщающий урок) 1 16 Тематическое планирование 6 класс Кол-во № урока Тема урока 1 Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный часов 1 русский романс. 2 Мир чарующих звуков. Песня-романс. 1 3 Два музыкальных посвящения. 1 4 Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. 1 5 «Уноси моѐ сердце в звенящую даль…» 1 6 Музыкальный образ и мастерство исполнителя. 1 7 Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. 1 8 Образы 1 песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. 9 Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» 1 10 Народное искусство Древней Руси. 1 11 Образы русской народной и духовной музыки. Духовный 1 концерт. 12 «Фрески Софии Киевской» В. Кикта. 1 13 Симфония «Перезвоны». В.А. Гаврилина. Молитва. 1 14 Образы духовной музыки Западной Европы.Небесное и земное 1 в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. 15 Образы скорби и печали. 1 16 Авторская песня: прошлое и настоящее. 1 17 Джаз – искусство 20 века. 1 18 Вечные темы искусства и жизни. 1 19 Инструментальная баллада. 1 20 Ночной пейзаж. 1 21 Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». 1 22 «Космический пейзаж». Картинная галерея. 1 23 Образы симфонической музыки. Г.В.Свиридов «Метель». 1 17 24 Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель». 1 25 Симфоническое развитие музыкальных образов. 1 26 «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен 1 27 Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». 1 28 Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». П.И.Чайковский. 1 29 Мир музыкального театра. 1 30 Мюзикл «Вестсайдская история» Л.Бернстайна 1 31 Опера «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка. Рок-опера. 1 32 Образы киномузыки. 1 33 Музыка в отечественном кино. 1 34 Обобщение темы «Мир образов камерной и симфонической 1 музыки». Тематическое планирование 7 класс № Урока Количество Тема урока часов 1 Классика и современность 1 2 В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинка. 1 3 В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинка. особенности музыкального произведения. 4 А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь». 5 А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь . 1 «Плач Ярославны» Молитва. 6 1 Образ единого развивающего танца в музыке М.Равеля. 1 1 Динамическое и оркестровое развитие музыки. 7 В музыкальном театре. Балет «Ярославна»Б.Тищенко. 1 8 Героическая тема в музыке. 1 9 В музыкальном театре. Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина. 1 18 10 Развитие традиций оперного спектакля. 11 Опера «Кармен» Ж.Бизе. 12 Опера «Кармен» Ж.Бизе. Образы Хозе и Эскамильо. 1 13 Балет «Кармен-сюита».Р.Щедрина 1 14 Сюжеты и образы духовной музыки. 1 15 Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени». 1 16 Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». 1 17 Музыка к драматическому спектаклю. 1 18 Музыкальная драматургия – развитие музыки. 1 19 Два направления музыкальной культуры 1 20 Камерная инструментальная музыка. 1 21 Этюд. Транскрипция - как жанр классической музыки. 1 22 Циклические формы инструментальной музыки. 1 23 Циклические формы инструментальной музыки 1 24 Соната. Сонатная форма. 1 25 Соната. Принципы музыкального развития. 1 26 Симфоническая музыка. 1 27 Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена. 1 28 Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. 1 1 1 29 Д.Д. Шостакович. Симфония №7 («Ленинградская») 1 30 Симфоническая картина . Инструментальный концерт. 1 31 Инструментальный концерт. 1 32 Музыка народов мира. 1 33 Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. 1 34 Музыкальная викторина. Обобщение материала 1 19 Тематическое планирование 8 класс: № Кол-во Тема урока урока часов Раздел 1. « искусство в жизни современного человека» -3ч 1 Искусство вокруг нас. 1 2 Художественный образ- стиль- язык. 1 3 Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. 1 4 Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. 1 5 Пейзаж- поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка. 1 6 Человек в зеркале искусства: жанр портрета. 1 7 Портрет в искусстве России. 1 8 Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея. 1 9 Музыкальный портрет. 1 10 « Александр Невский». 1 11 Портрет композитора в литературе и в кино. 1 Раздел 3. « искусство как универсальный способ общения» 12 Мир в зеркале искусства. 1 13 Роль искусства в сближении народов. 1 14 Искусство художественного перевода – искусство общения. 15 Искусство- проводник духовной энергии. 1 16 Как происходит передача сообщения в искусстве? 1 17 Знаки и символы искусства. 1 18 Художественные послания предков. 1 19 Разговор с современником. 1 20 Символы в жизни и искусстве. 1 21 Звучащий цвет и зримый звук. 1 22 Музыкально- поэтическая символика огня. 1 1 20 Раздел 4. « Красота в искусстве жизни»- 10ч 23 Что есть красота? 1 24 Откровение вечной красоты. 1 25 Застывшая музыка. 1 26 Есть ли у красоты свои законы. 1 27 Всегда ли люди одинаково понимали красоту. 1 28 Великий дар творчества: радость и красота созидания. 1 29 Как соотносятся красота и польза. 1 30 Как человек реагирует на различные явления в жизни и в 1 искусстве. Раздел 5. « Прекрасное пробуждает доброе»-1ч 31 Преобразующая сила искусства. 1 Раздел 6. « Исследовательский проект» ( мини- проект) 32 Искусство, как духовный опыт человечества. 1 33 Современные технологии в искусстве. 1 34 Защита проектов. 1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Учебная программа 1. Программа курса музыки для общеобразовательных учреждений Г.П Сергеева и Е.Д Критская для учащихся 1-7 классов.- Москва: Просвещение, 2015г 2. Сборник рабочих программ, предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, учебное пособие для общеобразовательных организаций, 4-е издание, Москва: Просвещение, 2016г 21 Учебники, учебные пособия Учебник 1. « Музыка» для обучающихся 5 класса под редакцией Критская Е.Д; Шмагина Т.С Сергеева М.: Г.П; Просвещение, 2015г Учебник 2. « обучающихся редакцией Музыка» для класса под 6 Критская Е.Д; Сергеева Г.П; Шмагина Т.С М.: Просвещение, 2015г Учебник 3. обучающихся редакцией « Музыка» для класса под 7 Критская Е.Д; Сергеева Г.П; Шмагина Т.С М.: Просвещение, 2015г Демонстрационные и печатные пособия Изображения великих композиторов мира. Интернет- ресурсы Collection.cross-edu.ru/catalog/rubr www//music.edu/ru www//viki.rdf.ru Дополнительная литература « Книга о музыке и великих музыкантах», В. Васина-Гроссман, Москва, Современник,1999. Краткий учащихся, музыкальный Ю. словарь Булучевский. для Ленинград, Музыка,1989г. Оборудование и материалы Телевизор Проектор Экран Музыкальный центр 22 23