Чтение (литературное чтение), ОВЗ, 5-9 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по курсу «Чтение

(Литературное чтение)»

составлена на основе:
1. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
2. Примерной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).

Одобрена

решением

федерального

учебно-методического

объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4\150.
3.

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII

вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой.
4.

С учетом рабочей программы воспитания.

Чтение и развитие речи является эффективным средством всестороннего развития
личности обучающегося с ОВЗ. На уроках чтения в 5-9 классах продолжается
формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности
на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся
старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того,
изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его
чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и
при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Обучающиеся с ОВЗ трудно воспринимают биографические данные писателей, тем
более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию
писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В
исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не
всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного
факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания
содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи
учащихся и их мышлению.
Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно,
последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные
события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать
им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать

несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том
числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому
художественному произведению, способствует решению проблемы
воспитания

обучающихся,

понимания

ими

соответствия

нравственного

описываемых

событий

жизненным ситуациям.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Чтение и развитие речи (Литературное чтение)
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества
(сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения
отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и
путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная
литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических
подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг
другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях
(добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды,
рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:


литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка,

былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.


присказка, зачин, диалог, произведение.



герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.



стихотворение, рифма, строка, строфа.



средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).



элементы книги: переплѐт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление,

предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование
умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение
главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка
поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к

событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений
классиков русской и отечественной литературы.
Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные
сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и
нравственных качеств личности подростка.
Произведения А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, И.С.
Тургенева, А.Н. Толстого, В.Г. Короленко, А.П. Чехова.
Произведения А.М. Горького, Н.А. Островского, А.Т. Твардовского, С.Я. Маршака, С.В.
Михалкова, Н.П. Кончаловской, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, А. Рыбакова, А.Г.
Алексина, Е.И. Носова, Ч.И. Айтматова, Р.П. Погодина.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со
знаками препинания.
Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание
их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами
текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного
чтения (самостоятельное или с помощью учителя). Внеклассное чтение
Знание основных сведений из жизни писателей.
Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах
и детских журналах.
Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов. Умение передать главную
мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Рекомендуемая литература (на выбор)

Астафьев В.П. «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье»,
«Капалуха».
Беляев А.Р. «Чудесное око».
Бианки В.В. «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый Бочок», «Мышарик»,
«Вести из леса».
Гайдар А.П. «Судьба барабанщика».
Горький А.М. «Детство».
ДефоД. «Робинзон Крузо».
Жюль Верн «Дети капитана Гранта».
Кассиль Л. «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит».
Катаев В.П. «Хуторок в степи».
Короленко В.Г. «Купленные мальчики», «Чудная», «Последний луч», «Дети подземелья».
ЛагинЛ.Н. «Старик Хоттабыч».
Паустовский К.Г. «Ручьи, где плещется форель», «Старый повар», «Степная гроза»,
«Жильцы старого дома».
Свифт Дж. «Путешествие Гулливера».
Сурков АЛ. Стихотворения из цикла «Победители» («В громе яростных битв», «Под вечер
в гестапо ее привели», «Утро в окопе», «Песня о слепом баянисте»,» Защитник
Сталинграда»).
Чехов А.П. «Спать хочется», «Каштанка».
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Чтение
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи,
доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
определение темы произведения (под руководством учителя);
ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими
словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и
разобранного под руководством учителя текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью
учителя);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;

составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и
по вопросам учителя;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с
помощью учителя;
заучивание стихотворений наизусть (7-9);
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию
произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых
усвоенных норм орфоэпии;
ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным
обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение
собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием
примеров из текста (с помощью учителя);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и
смысла с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с
помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;
знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
Тематическое планирование уроков чтения в 5 классе

№

Тема урока

п/п

Кол-во
часов

1.

Вводный урок. УНТ. Считалки. Заклички - приговорки. Потешки.
Развитие устной связной речи.

1

2.

Пословицы и поговорки. Развитие памяти

1

3.

Загадки. Коррекция умения рассказывать загадки.

1

4.

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».
Заучивание пословиц, поговорок, загадок

1

5.

«Никита Кожемяка» (Русская сказка). Пересказ отрывков из текста.

1

6.

Внеклассное чтение «Русские народные сказки». Развитие связной
речи.

1

7.

«Как наказали медведя» (Тофаларская сказка). Пересказ отрывков
из сказки.

1

8.

«Золотые руки» (Башкирская сказка). Коррекция умения
пересказывать сказку.

1

9.

«Морозко» (Русская сказка). Развитие умения пересказа отрывков
из текста

1

10.

«Два Мороза» (Русская сказка). Коррекция навыков
монологической речи.

1

11.

«Три дочери» (Татарская сказка). Развитие умения пересказа
отрывков из текста

1

12.

Внеклассное чтение. Обобщение по разделу «Сказки народов мира»

1

13.

А.С. Пушкин «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях».
Обзорное чтение. Волшебство в сказке

1

14.

А.С. Пушкин «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях».
Герои сказки

1

15.

А.С. Пушкин «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях».
Добро и зло в сказке.

1

16.

Д. Мамин -Сибиряк «Серая Шейка». Чтение 1 части сказки

1

17.

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка». Чтение 2 части сказки.
Развитие умения пересказа на материале сказки

1

18.

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка». Работа с текстом 3 части
сказки

1

19.

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Чтение и анализ 4 части

1

20.

Д. Мамин -Сибиряк «Серая Шейка». Чтение и разбор 5 части
сказки

1

21.

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка». Работа с текстом 6 части
сказки.

1

22.

Контрольная работа по теме «Сказки русских писателей».

1

23.

Лето. Г. Скребицкий «Июнь». Совершенствование техники чтения

1

24.

И. Суриков «Ярко солнце светит…». Отработка выразительного
чтения

1

25.

А. Платонов. Биография. «Июльская гроза» .Чтение1 части.

1

26.

А. Платонов «Июльская гроза». Чтение и анализ 2 части

1

27.

А. Платонов «Июльская гроза». Разбор 3 части

1

28.

А. Платонов «Июльская гроза». Чтение и анализ 4 части сказки.

1

29.

А. Прокофьев «Берѐзка». Расширение словарного запаса

1

30.

Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»Развитие
познавательного интереса.

1

31.

Контрольная работа по теме «Картины родной природы. Лето в
стихотворениях русских поэтов»

1

32.

Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь». Коррекция
грамматического строя речи

1

33.

По И. Соколову-Микитову «Золотая осень». Развитие
познавательного интереса.

1

34.

К. Бальмонт «Осень».Коррекция навыков выразительного чтения

1

35.

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!» Совершенствование
техники чтения

1

36.

По В. Астафьеву «Осенние грусти…». Расширение словарного
запаса.

1

37.

И. Бунин «Первый снег» Совершенствование техники чтения путем
отработки выразительности. Коррекция навыков выразительного
чтения

1

38.

Контрольная работа по теме «Картины родной природы.
Осень».

1

39.

Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг».Коррекция
умения пересказа прочитанного текста

1

40.

Ю. Яковлев «Колючка». Чтение и анализ 1 части

1

41.

Ю. Яковлев «Колючка».Разбор 2 части .Характер главного героя

1

42.

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася».Мечты и действительность.

1

43.

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок).Дружба героев
рассказа.

1

44.

В. Медведев «Фосфорический» мальчик». Качества характера
героя.

1

45.

Л. Воронкова «Дорогой подарок». Чтение и анализ 1 части.
Постановка вопросов к содержанию

1

46.

Л. Воронкова «Дорогой подарок». Анализ 2 части. Работа над
содержанием.

1

47.

Л. Воронкова «Дорогой подарок».Подробный пересказ 3 части
рассказа

1

48.

Л. Воронкова «Дорогой подарок».4 часть. Краткий пересказ
рассказа по плану.

1

49.

Я. Аким «Твой друг» Учитель и ученики в стихотворении

1

50.

Контрольная работа по теме «О друзьях-товарищах». Развитие
познавательного интереса.

1

51.

Внеклассное чтение Н.Носов «Фантазѐры».Совершенствование
техники чтения

1

52.

И. Крылов «Ворона и Лисица» .Совершенствование техники чтения
путем отработки выразительности

1

53.

И. Крылов «Щука и Кот» Развитие познавательного интереса.

1

54.

И. Крылов «Квартет» Коррекция навыков выразительного чтения.
Заучивание текста басни. Совершенствование техники чтения
путем отработки выразительности

1

55.

Контрольная работа по теме «Басни И. Крылова»

1

56.

Н. Хмелик «Будущий олимпиец». Развитие связной речи через
пересказ

1

57.

О. Бондарчук «Слепой домик».Развитие умения пересказа текста по
вопросам

1

58.

В. Осеева «Бабка». 1 часть. Герои произведения

1

59.

В. Осеева «Бабка». 2 часть. Работа над содержанием

1

60.

В. Осеева «Бабка». 3 часть. Черты характера главного героя

1

61.

В. Осеева «Бабка». 4 часть. Особенные черты произведения

1

62.

А. Платонов «Сухой хлеб». Герои рассказа.

1

63.

А. Платонов «Сухой хлеб». Особенности рассказа.

1

64.

В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний
срок»Развитие умения пересказа по плану

1

65.

В. Брюсов «Труд» Совершенствование техники чтения путем
отработки выразительности

1

66.

Р. Рождественский «Огромное небо» Коррекция навыков
выразительного чтения.

1

67.

Контрольная работа по теме «Спешите делать добро».
Развитие связной речи через пересказ

1

68.

Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине». Развитие умения
самостоятельного пересказа

1

69.

Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» Совершенствование
техники чтения путем отработки выразительности

1

70.

Г. Скребицкий «Декабрь» Коррекция навыков выразительного
чтения.

1

71.

К. Бальмонт «К зиме». Развитие познавательного интереса

1

72.

Г. Скребицкий «Всяк по-своему». Герои произведения.

1

73.

Г. Скребицкий «Всяк по-своему». Особенности содержания

1

74.

С. Есенин «Поѐт зима – аукает…» Совершенствование техники
чтения путем отработки выразительности

1

75.

С. Есенин «Берѐза» Коррекция навыков выразительного чтения.

1

76.

А. Пушкин «Зимняя дорога»». Развитие познавательного интереса

1

77.

Контрольная работа по теме «Картины родной природы.
Зима» Развитие связной речи через заучивание стихотворений

1

78.

Весна. Г. Скребицкий «Март»». Развитие познавательного интереса

1

79.

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»
Совершенствование техники чтения путем отработки
выразительности

1

80.

Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки
Мазая».Развитие навыков самостоятельного пересказа текста

1

81.

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»
(отрывки).Родина и родная природа в произведении

1

82.

Г. Скребицкий «Весна - красна» Развитие познавательного
интереса

1

83.

Г. Скребицкий «Грачи прилетели» Коррекция навыков
выразительного чтения.

1

84.

Г. Скребицкий «Заветный кораблик» Совершенствование техники
чтения путем отработки выразительности

1

85.

Г. Скребицкий «В весеннем лесу».Родная природа в поэтическом
тексте

1

86.

А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство
Никиты»)

1

87.

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» Совершенствование
техники чтения путем отработки выразительности

1

88.

А. Блок «Ворона». Развитие познавательного интереса

1

89.

Е. Серова «Подснежник». Коррекция навыков выразительного
чтения.

1

90.

И. Соколов – Микитов «Весна». Приметы весны.

1

91.

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелѐном…». Чувства и мысли
героев стихотворения

1

92.

С. Есенин «Черѐмуха». Сравнения в поэзии Есенина

1

93.

Я. Аким «Весна, Весною, о весне». Улыбка автора стихотворения

1

94.

Контрольная работа по теме «Картины родной природы.
Весна»Развитие воображения.

1

95.

Внеклассное чтение Б.С. Житков
«Наводнение».Совершенствование словесной системы мышления

1

96.

Н. Гарин – Михайловский «Тѐма и Жучка» (отрывки из повести
«Детство Тѐмы»).Герои произведения.

1

97.

Н. Гарин – Михайловский «Тѐма и Жучка» (отрывки из повести
«Детство Тѐмы»). Особенности содержания

1

98.

А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство
Никиты»)Развитие связной речи через пересказ

1

99.

К. Паустовский «Кот Ворюга». Герои рассказа. Развитие
зрительного восприятия.

1

100.

Б. Житков. Биография автора. «Про обезьянку»

1

101.

Б. Житков «Про обезьянку».Герои произведения

1

102.

Б. Житков «Про обезьянку».Особенности содержания

1

103.

Э. Асадов «Дачники».Чтение и анализ 1части

1

104.

Э. Асадов «Дачники».Разбор 2 части текста. Настроение,
переданное автором

1

105.

Ф. Абрамов «Из рассказов Олѐны Даниловны». Главная черта
характера героини.

1

106.

С. Михалков «Будь человеком». Оценка поступка героя
стихотворения.

1

107.

Контрольная работа по теме «О животных». Человек и его
домашние питомцы

1

108.

Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик». Развитие связной речи
через пересказ

1

109.

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает
войско».Русское войско в тексте .Анализ 1 части

1

110.

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская
битва»Защита Родины в тексте 2 части

1

111.

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям».Значение
Куликовской битвы

1

112.

По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи
Конец похода».Защита Родины. Краткий пересказ по плану

1

113.

Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы
«Мороз, Красный нос») Совершенствование техники чтения путем
отработки выразительности

1

114.

А. Куприн. Биография писателя. «Белый пудель»

1

115.

А. Куприн «Белый пудель» .Герои произведения

1

116.

А. Куприн «Белый пудель» Особенности содержания.

1

117.

А. Куприн «Белый пудель» .. Обобщающий урок. Развитие
познавательного интереса.

1

118.

По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!». Смертельный бой
за Родину

1

119.

Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата». Память героев
войны.

1

120.

Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок» Краткий пересказ по
плану

1

121.

Контрольная работа по теме «Из прошлого нашего народа».
Рассказ о любимом герое

1

122.

В.Гюго «Гаврош» (отрывки). Маленький герой произведения.

1

123.

В.Гюго «Гаврош».Особенности содержания. Гаврош опекает
малышей.

1

124.

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки). Пересказ по
плану

1

125.

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои. Том Сойер.

1

126.

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Как
проявляется характер в момент опасности.

1

127.

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Подробный
пересказ по плану

1

128.

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Обобщающий урок по
произведению. Пересказ запомнившегося эпизода.

1

129.

С. Лагерлѐф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Чтение и анализ 1 части текста

1

130.

С. Лагерлѐф «Чудесное путешествие Нильса с дикими
гусями».Разбор 2 части..Нильс и гном.

1

131.

С. Лагерлѐф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Анализ 3 части. Отношение к главному герою произведения.

1

132.

Г.Х. Андерсен. «Русалочка» (отрывки). Пересказ содержания по
плану.

1

133.

Г.Х. Андерсен .Сказки по выбору учащихся. Чем вызван интерес к
сказкам Андерсена?

1

134.

Контрольная работа по теме: «Зарубежная литература»
Пересказ самых запоминающихся эпизодов.

1

135.

Внеклассное чтение В.А. Осеева «Волшебное слово». Отработка
навыков осознанного чтения.

1

136.

Итоговый урок по чтению. Задание на лето

1

Тематическое планирование уроков чтения в 6 классе
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема урока
Вводный урок. В. Песков «Отечество» Объяснение выражения
корни родины
М. Ножкин «Россия» Определение главной мысли стихотворения
М. Пришвин «Моя Родина» Определение темы рассказа, ответы на
вопросы.
В. Бианки «Сентябрь» Выборочный пересказ понравившегося
эпизода
И. Бунин «Лес, точно терем расписной» Определение настроения
стихотворения.
Ю. Качаев «Грабитель» Рассказ своими словами
Б. Житков «Белый домик». Поведение детей.
Б. Житков «Белый домик». Преодоление детьми трудностей.
А. Белорусец «Звонкие ключи». Жизнь мальчика в деревне.
А. Белорусец «Звонкие ключи». Решение мальчика.
А. Белорусец «Звонкие ключи». Испытание мальчика в ночном
лесу.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33.
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

К. Паустовский «Заячьи лапы». Ваня у ветеринара.
К. Паустовский «Заячьи лапы». Помощь Карла Петровича.
К. Паустовский «Заячьи лапы». Рассказ деда.
К. Паустовский «Заячьи лапы». Доброта и отзывчивость людей.
И. Тургенев «Осенний день в берѐзовой роще»
Е. Носов «Хитрюга». Просьба сына.
Е. Носов «Хитрюга». Таинственное появление ежа.
В. Бианки «Октябрь».Приметы осени
Урок внеклассного чтения.
В. Бианки «Голубые лягушки», «Дробинка».Герои рассказов
В.Бианки.
С. Михалков «Будь человеком».Что такое быть человеком?
Б. Заходер «Петя мечтает».Качества, за которые уважают.
По Д. Биссету «Слон и муравей» Секрет птицы-чакалки
По Д. Биссету «Кузнечик Денди».Большие прыжки- это еще не все
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».
Знакомство Клавдио со стариком.
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой» Игры мальчика с
палкой. Добрый человек – это…..
Дж. Родари «Пуговкин домик». Мечта Пуговки.
Дж. Родари «Пуговкин домик». Доброта Пуговки.
Урок внеклассного чтения. Дж. Родари «Путешествие голубой
стрелы» (отдельные главы). Герои Д.Родари.
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник».Значение
родительского благословения.
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Герои былины
Ф. Глинка «Москва». Описание столицы нашей Родины.
В. Бианки «Ноябрь». Народные приметы ноября.
Контрольная работа. Книги о природе.
По А. Алексееву «Без Нарвы не видать моря».молодой царь Петр
По А. Алексееву «На берегу Невы». Поездка с Меньшиковым.
По А. Алексееву «На берегу Нарвы». Решение Петра I
По А. Алексееву «Медаль». Орден Суворова.
По А. Алексееву «Гришенька». Орден Кутузова.
Е. Холмогорова. «Серебряный лебедь».Маленький Николенька
Раевский
Е. Холмогорова. «Боевое крещение». Молодой офицер.
«День рождения Наполеона». Раевский и Наполеон
Е. Холмогорова. «В дни спокойные». Портреты героев 1812 года
Урок внеклассного чтения. Н. Носов «Приключения Незнайки и
его друзей», «Фантазѐры». Герои Н.Носова
По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». Особенности героев.
По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». Неудачные сочинения
Незнайки.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78

Е. Пермяк «Тайна цены». Сказка или быль.
Е. Пермяк «Тайна цены». Корень ценностей.
По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте». Правила этикета.
В. Бианки «Декабрь». День рождения солнца
Е. Благинина «Новогодние загадки».Умение загадывать загадки.
А. Никитин «Встреча зимы»Чем нас радует зима?
А. Дорохов «Тѐплый снег».Описание зимнего леса
А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…». Определение настроения
стихотворение.
Д. Хармс «Пушкин». Детские годы Пушкина.
Д. Хармс «Пушкин». Знакомство с Державиным.
Урок внеклассного чтения. Сказки А. С. Пушкина «Сказка о
золотом петушке», «Сказка о мѐртвой царевне»
В. Бианки «Январь».Народные приметы в стихотворении.
Х.-К. Андерсен «Ель». Мечты Ёлочки.1 часть
Х.-К. Андерсен «Ель». Рождество Ёлочки.2 часть
Х.-К. Андерсен «Ель».Чтение и анализ 3 части Жизнь на чердаке.
Х.-К. Андерсен «Ель». Чтение и анализ 4 части. Несбыточные
мечты Ёлочки.
А. Чехов «Ванька». Жизнь Ваньки у сапожника.
А. Чехов «Ванька». Воспоминания Ваньки.
И. Никитин «Весело сияет» (отрывок). Выразительные средства в
стихотворении
И. Суриков «Белый снег пушистый». Красоты зимы.
М. Зощенко «Лѐля и Минька» Ёлка. Подготовка к празднику.
М. Зощенко «Лѐля и Минька» Ёлка. Поведение детей на празднике.
Урок внеклассного чтения. В. Астафьев «Белогрудка». Природа в
рассказе.
Ю. Рытхэу «Пурга». Предостережения мамы.
Ю. Рытхэу «Пурга». Счастливое возвращение Йоо домой.
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость». Рассказ о
переживаниях автора
В. Бианки «Февраль». Народные приметы в феврале
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
Отношение Мачехи и дочери к Падчерице.
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Отношение Месяцев к
Падчерице.
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Нравственные ценности,
утверждаемые народной мудростью в сказке.
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Красота русской природы в
сказке.
Урок внеклассного чтения. А. Н. Толстой «Приключения
Буратино». Герои сказки.
По Х.-К. Андерсену «Снежная королева». Чтение и анализ 1 части.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
113
114
115

По Х.-К. Андерсену «Снежная королева». Чтение по ролям
По Х.-К. Андерсену «Снежная королева». Разбойница - хороший
друг?
По Х.-К. Андерсену «Снежная королева». Характеристика Снежной
Королевы.
По Х.-К. Андерсену «Снежная королева». Чертоги Снежной
королевы
По Х.-К. Андерсену «Снежная королева». Дружба Кая и Герды
По Х.-К. Андерсену «Снежная королева». Главная мысль сказки
С. Смирнов «Первые приметы». Выразительные средства в
стихотворении.
В. Бианки «Март». Главная мысль рассказа
По В. Песков. «Весна идѐт». Наблюдение за птицами.
М. Пришвин «Жаркий час».Описание леса.
Г. Скребицкий «Весенняя песня». Желание птиц помочь Весне.
Г. Скребицкий «Весенняя песня». Помощь жаворонка.
Г. Скребицкий «Весенняя песня». Красота весенних лугов лесов.
В. Жуковский «Жаворонок». Словесное рисование
А. Толстой «Детство» .Главная мысль отрывка.
А. Твардовский «Как после мартовских метелей»
А. Плещеев «И вот шатѐр свой голубой»
В. Бианки «Апрель». Народные приметы апреля.
Урок внеклассного чтения. А. Н. Мамин – Сибиряк «Приѐмыш»
К. Паустовский «Стальное колечко». Подарок Варюше от бойцов.
К. Паустовский «Стальное колечко». Варина беда.
К. Паустовский «Стальное колечко». Ожидание весны.
Контрольная работа по пройденным произведениям о весне.
По В. Астафьеву «Злодейка». Поведение Фишки в лесу.
По В. Астафьеву «Злодейка». Случай возле Красной глинки.
По Е. Барониной «Рассказы про зверей». Обитатели зоосада.
По Е. Барониной «Рассказы про зверей»
Приѐмы ветеринара при лечении больных животных.
По Е. Барониной «Рассказы про зверей». Качества тех, кто рядом с
животными.
В. Драгунский «Кот в сапогах». Создание костюма «Кота в сапогах»
В. Драгунский «Кот в сапогах». Настоящая дружба ребят.
Д. Хармс «Заяц и Ёж». Встреча Зайца и Ежа.
Д. Хармс «Заяц и Ёж». Обучение храбрости.
И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»
Урок внеклассного чтения. Е. Пермяк «Волшебные истории»
Дружба мангуста.
По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». Знакомство Рикки с садом
и его обитателями.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». Избавление мангуста от
Карайт.
По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». Битва с Нагом.
По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». Битва с Нагайной.
По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». Победа мангуста.
Контрольная работа по сказке Р. Киплинга «Рикки – Тикки –
Тави».
В. Набоков «Дождь пролетел…». Образные выражения в
стихотворении
В. Бианки «Май». Народные приметы мая.

116
117
118
119
120
121
122

М. Дудин «Наши песни спеты о войне». Образные выражения.
В. Медведев «Звездолѐт «Брунька». Аня по прозвищу Брунька.
В. Медведев «Звездолѐт «Брунька». Совет Ани от лени.
В. Медведев «Звездолѐт «Брунька». Совет Ани от трусости.
В. Медведев «Звездолѐт «Брунька». Заветная мечта Бруньки.
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». Знакомство
композитора с Дагни. Обещание Э. Грига.
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». Ожидание
долгожданной встречи.
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». Получение
удивительного подарка.
По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Разочарование
Маленького принца.
По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Встреча с Лисом.
По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». «Мы в ответе за
тех, кого приручили»
В. Астафьев «Зорькина песня» Урок внеклассного чтения. В. П.
Астафьев «Васюткино озеро»
Н. Рыленков «Нынче ветер…». Образы в стихотворении.
Контрольная работа по прочитанным произведениям.
Рекомендации на лето по внеклассному чтению.

123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование уроков чтения в 7 классе
Тема урока

Кол-во
часов

1.

Вводный урок. Сказка как жанр устного народного творчества.

1

2.

Особенности волшебной сказки. Сказка «Сивка-Бурка».

1

3.

Особенности сказок о животных. Русская народная сказка
«Журавль и Цапля».
«Умный мужик» (русская народная сказка). Особенности
бытовых сказок.

1

№ п/п

4.

1

1

6.

Былина как жанр устного народного творчества. Былина «Три
поездки Ильи Муромца».
Народная песня «Ах, кабы на цветы не морозы».Героиня песни.

7.

Народная песня «По улице мостовой».Настроение песни.

1

8.

1

9.

Внеклассное чтение. Астафьев В.П. «Осенние грусти и
радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха»
(на выбор).
Пословицы, загадки. Прямой и переносный смысл пословиц

10.

Контрольная работа по устному народному творчеству.

1

11.

Биография и творчество А.С.Пушкина. Детство поэта.

1

12.

1

13.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Особенности жанра
сказки.
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Герои сказки

14.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Роль повторов.

1

15.

А.С.Пушкин «Зимний вечер».Выразительный строй
стихотворения
А.С.Пушкин
«У Лукоморья дуб зелѐный…». Выразительный строй

1

17.

А.С.Пушкин
«У Лукоморья дуб зелѐный…». Устаревшая лексика

1

18.

Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина.

1

19.

1

21.

Внеклассное чтение. Бианки В.В. «Бешеный бельчонок»,
«Приказ на снегу», «Лупленый Бочок», «Мышарик», «Вести из
леса» (на выбор). Герои рассказов В.Бианки
М.Ю. Лермонтов. Биография, творчество поэта. Знакомство с
основными сведениями.
М.Ю.Лермонтов «Бородино». Описание боевого настроения

22.

М.Ю.Лермонтов «Бородино». Основная мысль стихотворения

1

23.

М.Ю.Лермонтов «Бородино». Образ русского солдата.

1

24.

Биография и творчество И.А.Крылова. Основные сведения.

1

25.

И.А.Крылов. «Кукушка и Петух». Описание героев басни.

1

26.

И.А.Крылов. «Волк и Журавль».Герои басни

1

27.

И.А. Крылов. «Слон и Моська». Отличие басни и сказки.

1

28.

Внеклассное чтение. Гайдар А.П. «Судьба барабанщика».
Герои рассказа
Н.А.Некрасов. Биография и творчество писателя. Основные

1

5.

16.

20.

29.

1

1

1

1

1
1

1

30.

сведения
Н.А.Некрасов. «Несжатая полоса». Художественные описания

1

31.

Н.А.Некрасов. «Генерал Топтыгин». Чтение и анализ 1 части

1

32.

Н.А.Некрасов. «Генерал Топтыгин». Герои стихотворения

1

33.

1

34.

Н.А.Некрасов. «Генерал Топтыгин». Особенности
стихотворения.
Л.Н.Толстой. Биография и творчество писателя.

35.

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».I часть. Пленение Жилина.

1

36.

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».II часть. В горском
поселении.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». III часть. Отношение
окружающих к Жилину.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». IV часть. Жилин
планирует побег.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».V часть. Неудачный побег.

1

1

41.

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».VI часть. Дружба Жилина
и Дины.
Контрольная работа по произведениям Л.Н. Толстого.

42.

Внеклассное чтение. Дефо Д. «Робинзон Крузо».

1

43.

А.П.Чехов. Биография писателя, его творчество.

1

44.

А.П.Чехов. «Хамелеон».Герои рассказа

1

45.

А.П.Чехов. «Хамелеон». Юмор в рассказе

1

46.

В.Г.Короленко. Биография писателя, его творчество.

1

47.

В.Г.Короленко. «Дети подземелья».1 часть. Главный герой.

1

48.

В.Г.Короленко. «Дети подземелья».2 часть. Валек и Маруся

1

49.

В.Г.Короленко. «Дети подземелья».3 часть. Соня

1

50.

В.Г.Короленко. «Дети подземелья».4 часть. Пан Тыбурций

1

51.

В.Г.Короленко. «Дети подземелья».5 часть. Отец Васи

1

52.

1

54.

В.Г.Короленко. «Дети подземелья».6 часть. Особенности
повествования
Контрольная работа по повести В.Короленко. Отзыв о
произведении.
А.М.Горький. Биография и творчество писателя.

55.

А.М.Горький. «Детство». Жизнь в доме деда глазами Алеши.

1

37.
38.
39.
40.

53.

1

1
1
1

1

1
1

56.

А.М.Горький. «Детство». История с напѐрстком.

1

57.

А.М.Горький. «Детство». Наказание Алѐши.

1

58.

А.М.Горький. «Детство». Бабушка и Цыганок.

1

59.

1

60.

Контрольная работа по теме. А.М.Горький. «Детство».
Отзыв о произведении.
Внеклассное чтение. Жюль Верн «Дети капитана Гранта».

61.

А.М. Горький «В людях». В доме чертѐжника. 1часть. Чтение

1

62.

1

65.

А.М. Горький «В людях». В доме чертѐжника. 2 часть. Анализ
эпизодов
Обобщающий урок по произведениям А.М. Горького. Судьбы
героев Горького
М.В. Исаковский – поэт-песенник. «Детство». Стихотворные
приемы.
М.В. Исаковский. «Ветер». Описание природы.

66.

М.В. Исаковский. «Весна». Приметы весны

1

67.

К.Г. Паустовский. Биография и творчество писателя.

1

68.

К.Г. Паустовский «Последний чѐрт». Герои рассказа

1

69.

К.Г. Паустовский «Последний чѐрт». Дед Митрий и жители
деревни.
К.Г. Паустовский «Последний чѐрт». Характеристика героя
произведения
К.Г. Паустовский «На глухом озере» Герои произведения

1

Контрольная работа по произведениям К.Г. Паустовского.
Мой любимый герой
Внеклассное чтение. Кассиль Л. «Ночная ромашка»,
«Огнеопасный груз», «Солнце светит» (на выбор).
М.М.Зощенко. Биография и творчество писателя.
Вступительная статья
М.М.Зощенко «Великие путешественники».Герои произведения

1

М.М.Зощенко «Великие путешественники».Главная мысль
текста
К.М.Симонов. Жизнь и творчество поэта.

1

1

80.

К.М.Симонов. «Сын артиллериста»,Чтение и анализ I части.
Герои-воины
К.М.Симонов. «Сын артиллериста», II часть. Работа с
пословицами
К.М.Симонов. «Сын артиллериста»,Чтение по ролям

81.

В.П. Катаев. Биография и творчество писателя.

1

63.
64.

70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.

1

1
1
1

1
1

1
1
1

1

1
1

82.

В.П. Катаев. Флаг. 1 часть. Герои рассказа.

1

83.

В.П. Катаев. Флаг. 2 часть. Самостоятельный пересказ текста

1

84.

В.П. Катаев. Флаг. Герои Великой отечественной войны в
рассказе.
Н.И. Рыленков. Биография поэта. Стихотворение «Деревья»

1

Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки…». Картины
природы.
Н.И. Рыленков «Всѐ в тающей дымке…». Природа и человек

1

1

89.

Внеклассное чтение. Короленко В.Г. «Купленные мальчики»,
«Чудная», «Последний луч», «Дети подземелья» (на выбор).
Любимый герой.
Ю.И. Коваль. Биография писателя. «Капитан Клюквин».

90.

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Герои рассказа

1

91.

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». План характеристики.

1

92.

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Главная мысль рассказа

1

93.

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Чтение и анализ 1 части

1

94.

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Описание внешнего вида
главного героя
Ю.И. Коваль «Картофельная собака». 2 часть .Герои рассказа.

1

1

97.

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Чтение и анализ 3 части.
Основная мысль рассказа
Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Смысл названия рассказа

98.

Контрольная работа по произведениям Ю.И. Клюквина.

1

99.

Внеклассное чтение. Паустовский К.Г. «Ручьи, где плещется
форель», «Старый повар», «Степная гроза», «Жильцы старого
дома» (на выбор).

1

100.

Ю.Я. Яковлев. Биография. «Багульник». Рассказ о главном
герое по плану.
Ю.Я. Яковлев. «Багульник». Герои рассказа.

1

Ю.Я. Яковлев «Багульник». Секрет Кости.
Ю.Я. Яковлев «Багульник». Верность собак и отношение к ним
людей.
Ю.Я. Яковлев «Багульник».Особенности повествования
Контрольная работа по произведениям Ю.Я. Яковлева.
Мы в ответе за тех, кого приручили . Составление отзыва о
любимой книге
Р.П. Погодин. Биография писателя.
Р.П. Погодин. «Время говорит – пора» Чтение и анализ 1 части.
Герои рассказа

1
1

85.
86.
87.
88.

95.
96.

101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1

109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133
134
135
136

Р.П. Погодин «Время говорит – пора» 2 часть. Выразительные
средства.
Р.П. Погодин «Время говорит – пора» 3 часть. Выделение
главной мысли
А.Г. Алексин. Биографические сведения. «Двадцать девятое
февраля».План рассказа.
А.Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля». Чтение и анализ
1часть.
А.Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля».Главный герои во
2части .
А.Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля».3 часть. Красив тот
,кто красиво поступает
А.Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля». 4часть. Отзыв о
рассказе
Внеклассное чтение. Сурков АЛ. Стихотворения из цикла
«Победители» - «В громе яростных битв»
Стихотворения из цикла «Победители» «Под вечер в гестапо ее
привели».
Сурков АЛ. «Утро в окопе», «Песня о слепом баянисте»

1

Сурков АЛ. «Защитник Сталинграда» и другие стихотворения
на выбор.
К.Я. Ваншенкин. Биография. Стихотворение «Мальчишка».
К.Я. Ваншенкин. Снежки.
Контрольная работа К.Я. Ваншенкин.
Внеклассное чтение по интересам. Составление отзыва о книге
Б.Екимов. Ночь исцеления. Драма героини рассказа
Б.Екимов. Ночь исцеления. Главный герои- мальчик.
В.Гаршин. Сигнал. Военные конфликты. Составление отзыва о
книге
В.Катаев На даче. Последствия вооруженных конфликтов
В. Конецкий. Тамара. Ленинградские будни времен войны
М.Шолохов. Судьба человека(отрывок) Детство, опаленное
войной
М.Булгаков. Стальное горло. Милосердие в годы первой
мировой войны
И.Тургенев. Памяти Ю.П.Вревской. Жизненный выбор
С.Сергеев-Ценский. Первая русская сестра. Севастополь времен
первой мировой войны.
Урок-зачет по изученному материалу.
Проверка техники беглого выразительного чтения
Контрольная работа по курсу чтения 7 класса
Итоговый урок. Задание на лето

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование уроков чтения в 8 классе
№ п/п

1

Тема урока

Устное народное творчество. Сказка «Волшебное кольцо»

Кол-во
часов
1

2

Сказка «Волшебное кольцо». Герои

1

3

Сказка

1

4

Сказка «Волшебное кольцо». Итоги

1

5

Пословицы и поговорки

1

6

Русские народные сказки.

1

7

Баллады

8

В.А. Жуковский, биографические сведения.

1

9

В.А. Жуковский «Перчатка».

1

10

Техника чтения

1

11

Внеклассное чтение

1

«Волшебное кольцо». Сказочные приемы

Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
12

И.З. Суриков. Биографические сведения. «Нашла коса на камень».

1

13

И.З. Суриков. «Нашла коса на камень». Выразительное чтение.

1

14

Былины

1

15

Былина «Садко».Герой былин.

1

16

Былина «Садко»

1

17

Внеклассное чтение «Устное народное творчество»

1

18

А.С. Пушкин Биографические сведения.

1

19

М. Басина «Публичное испытание»

1

20

И. Пущин «Записки о Пушкине»

1

21

А.С.Пушкин «Памятник», «Во глубине сибирских руд»

1

22

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

1

23

А.С.Пушкин «И.И.Пущину»

1

24

А.С.Пушкин « Няне»

1

25

А.С.Пушкин «Сожженное письмо», «Я вас любил»

1

26

А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

1

27

А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

1

28

Сказки А.С.Пушкина.

1

29

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

1

30

М.Ю. Лермонтов. Биографические сведения. «Смерть поэта».

1

31

М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта».

1

32

М.Ю. Лермонтов «Родина», «Сосна»

1

33

М.Ю. Лермонтов «Парус»

1

34

М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» 1 ч

1

35

М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова».Герои
произведения

1

36

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова. «Песня
про купца Калашникова» .

1

37

Повторение по теме: «Произведения русских писателей 19 века»
литературная гостиная

1

38

И.А. Крылов. Биографические сведения. Басня «Волк на псарне»

1

39

И.А. Крылов.

1

Басня «Волк на псарне»
40

И.А. Крылов. Басня «Осел и Соловей»

1

41

И.А. Крылов. Басня «Муха и Пчела»

1

42

Вн. чт. И.А. Крылов .Басня "Кот и Повар"

1

43

Н.А. Некрасов. Биографические сведения.

1

44

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда».

1

45

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская»

1

46

Н.А. Некрасов. «Мороз, красный нос»

1

47

Н.А. Некрасов «Русские женщины». Подготовка к сочинению.

1

48

И.Никитин. Биографические сведения

1

49

И.Никитин «Русь»

1

50

И.Никитин «Утро на берегу»

1

51

И.С. Тургенев, Биографические сведения. Виртуальная экскурсия.

1

52

И.С. Тургенев «Муму» 1 часть.

1

53

И.С. Тургенев, « Муму» 2 часть

1

54

И.С. Тургенев, « Муму» 3 часть

1

55

И.С. Тургенев, « Муму» 4 часть

1

56

И.С. Тургенев, « Муму» 5 часть

1

57

И.С. Тургенев, « Муму» 6 часть

1

58

И.С. Тургенев, « Муму» 7 часть

1

59

И.С. Тургенев, « Муму» 8 часть Подготовка к сочинению

1

60

Контрольная работа по творчеству И.С.Тургенева.

1

61

И.С.Тургенев"Бежин луг". Портреты мальчиков.

1

62

И.С.Тургенев"Бежин луг". Невероятные истории рассказчиков.

1

63

И.С.Тургенев "Бежин луг". Обобщающий урок.

1

64

Л.Н. Толстой Биографические сведения. «После бала».

1

65

Л.Н. Толстой «После бала». Портреты и характеры героев.

1

66

Л.Н. Толстой «После бала». Обобщающий урок.

1

67

А.П.Чехов. Биографические сведения.

1

68

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»

1

69

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

1

70

В.Г. Короленко Биографические сведения

1

71

«Слепой музыкант» 1 гл.

1

72

«Слепой музыкант» 2 гл

1

73

«Слепой музыкант» 3 гл

1

74

«Слепой музыкант» 4 гл

1

75

«Слепой музыкант» 5 гл

1

76

«Слепой музыкант» 6 гл

1

77

«Слепой музыкант» 7 гл

1

78

«Слепой музыкант» 8 гл

1

79

«Слепой музыкант» 9 гл

1

80

«Слепой музыкант» 10 гл

1

81

«Слепой музыкант» 11 гл

1

82

«Слепой музыкант» 12 гл

1

83

Контрольная работа по теме пройденного материала.
Подготовка к сочинению.

1

84

Написание сочинения по творчеству В.Г.Короленко.

1

85

А.М. Горький. Биографические сведения

1

86

А.М. Горький. «Макар Чудра» .Герои произведения

1

87

А.М. Горький. «Макар Чудра»

1

88

Вн. чт. М.Горький. "Сказки об Италии".

1

89

С.А. Есенин. Биографические сведения

1

90

С.А. Есенин.«Спит ковыль»

1

91

С.А. Есенин. «Пороша»

1

92

С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая»

1

93

А.П. Платонов. Биографические сведения

1

«Разноцветная бабочка».
94

А.П. Платонов. «Разноцветная бабочка». Персонажи и характеры.

1

95

Вн.чт. А.П. Платонов. Рассказы.

1

96

А.Н. Толстой. Биографические сведения.

1

97

А.Н. Толстой «Русский характер».

1

98

А.Н. Толстой. «Русский характер».

1

99

А.Н. Толстой. «Русский характер».

1

100

К.Г. Паустовский Рассказ о писателе. «Телеграмма»

1

101

К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». Часть I. Авторская
позиция. История создания рассказа, его композиция.

1

102

К. Г. Паустовский. «Телеграмма». Отношение Насти к матери.
Смысл названия рассказа.
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой любви».

1

103

1

Знакомство с героями
104

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой любви»

1

105

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой любви»

1

106

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой любви»

1

107

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой любви»

1

108

Р.И. Фраерман«Дикая собака Динго или повесть о первой любви».
Составление плана пересказа текста.

1

109

Р.И. Фраерман

1

«Дикая собака Динго» или повесть о первой любви». 5ч.
110

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго» или повесть о первой
любви». Письменный ответ на вопрос.

1

111

Л.А. Кассиль «Пекины бутсы» 1ч.

1

112

Л.А. Кассиль «Пекины бутсы» 2ч.

1

113

Л.А. Кассиль «Пекины бутсы» 3ч.

1

114

А.Т. Твардовский. Биографические сведения. Твардовский –
военный корреспондент.

1

115

А.Т. Твардовский «Василий Теркин» «Гармонь»

1

116

А.Т. Твардовский «Василий Теркин» «Кто стрелял?»

1

117

А.Т. Твардовский «Василий Теркин» «В наступлении»

1

118

В.М. Шукшин. Биографические сведения. Писатель из народа.

1

119

В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин» 1 часть

1

120

В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин» 2 часть

1

121

В.М. Шукшин.«Гринька Малюгин» 3 часть

1

122

Вн. чт. В.М. Шукшин. «Критики»

1

123

В.П. Астафьев. Биографические сведения.

1

124

В.П. Астафьев. «Далекая и близкая сказка»

1

125

В.П. Астафьев. «Далекая и близкая сказка» Пересказ отрывка по
плану.

1

126

А.А. Сурков. Биографические сведения.

1

127

А.А. Сурков. «Родина». Обучение выразительному чтению.

1

128

Вн. чт. Поэты о родной природе. Конкретные пейзажные зарисовки
обобщѐнный образ России.

1

129

Р.П. Погодин Биографические сведения.

1

130

Р.П. Погодин «Алфред» 1, 2 часть

1

131

Р.П. Погодин.«Алфред» 3,4 ч.

1

132

Р.П. Погодин.«Алфред» 5 ч. Обобщающий урок.

1

133

Внеклассное чтение. Произведения Л. Кассиля.

1

134

Контрольная работа по произведениям русских писателей 2
половины XX века.

1

135

Техника чтения

1

136

Итоговый урок. Обсуждение списка произведений для чтения
летом.

1

Тематическое планирование уроков чтения в 9 классе
№
п/п
1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тема
Инструктаж по ОТ. Виды устного народного творчества.
Русские народные песни. «Колыбельная».
Народная песня. «За морем синичка не пышно жила…»
Былины. «На заставе богатырской». Роль преувеличений.
Былина «На заставе богатырской». Образы героев в былине.
Сказки. «Сказке про Василису Премудрую» (русская народная
сказка). Смысл зачина сказки.
Пословицы и их значение в сказке.
«Сказка про Василису Премудрую». Образы и характеры героев в
волшебных сказках.
Обобщение по «Сказке про Василису Премудрую». Язык
волшебных сказок.
«Лиса и Тетерев» (русская народная сказка). Характеристика
героев. Признаки жанра сказки.
В.А. Жуковский Биография. Баллада «Перчатка».
Баллада «Перчатка». Характеристика героев баллады, особенности
речи.
В. Жуковский «Три пояса». Знакомство с героями.
В. Жуковский «Три пояса». Благодарность старушки.
В. Жуковский «Три пояса». Точка зрения автора и народа на
проявление добра и зла.
Урок внеклассного чтения. В. Жуковский

Количест
во часов
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Народные и авторские сказки.
Русская народная сказка «Чудесные сыновья». М.Е. СалтыковЩедрин «Богатырь»
И.А. Крылов. Биография баснописца.
И.А. Крылов. «Кот и Повар». Мораль басни.
Жизненность басен И. Крылова.
Урок – викторина (обобщающий).
А.С. Пушкин. Биография поэта.
Воспоминания друзей о поэте.
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила».
Предсказание старца.
А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила».
Жизнь Людмилы в замке Черномора.
А. С.Пушкин. «Руслан и Людмила».
Отношение автора к Людмиле.
А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила».
Встреча Руслана с головой.
А. С.Пушкин. «Руслан и Людмила».
История жизни головы.
Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» в произведениях
художников и композиторов.
Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин
Контрольная работа по пройденным произведениям А.С.
Пушкина.
А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Знакомство с героями. I
глава.

1

31

А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Встреча Лизы-Акулины.
Размышления героев.

1

32

А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Примирение соседей –
II глава.

1

33

А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Отношение автора к
героине повести.
Контрольная работа по повести А.С. Пушкина «Барышня –
крестьянка». Авторское отношение к героям.
М.Ю. Лермонтов. Биография поэта.
М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Раздумье поэта о своей судьбе.
М. Ю. Лермонтов «Баллада». Настроение моря и трагедия
влюбленного.
М.Ю. Лермонтов. «Морская царевна». Состояние главного героя.
Урок внеклассного чтения. А.С.Пушкин «Дубровский»
Сравнения произведений «Барышня-крестьянка», «Дубровский».
Тема любви в произведениях.

1

Н.В. Гоголь. Биография писателя.
Н.В. Гоголь. Биография писателя. Самостоятельное изучение
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Знакомство с
героями повести.
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Ганна.
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Любовь главных
героев повести.

1
1
1

16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80

Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Красота и
романтичность вечера. Утопленница.
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Сон Левко.
Русалочки. Пробуждение.
Контрольная работа по повести Н.В. Гоголя «Майская ночь,
или Утопленница»
Описание ночи автором и картины художников; Русалки в повести
и на картине И. Крамского «Русалки».
Урок внеклассного чтения. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Урок внеклассного чтения. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
(отдельные главы).
Н.А. Некрасов. Биография.
Н. А. Некрасов «Рыцарь на час». Размышления о судьбе матери.
Н. А. Некрасов «Саша». Художественные средства, используемые
поэтом.
Н. А. Некрасов «Саша». Герои поэмы
Урок внеклассного чтения.
Н. Некрасов. Поэма «Мать». Тема и главная мысль поэмы.
А.А. Фет. Биография автора.
А. А Фет. «На заре ты еѐ не буди». Тема и идея стихотворения.
А. А Фет. «Помню я: старушка няня…». Настроение поэта.
Основные образы.
А. А Фет «Это утро, радость эта». Тема и идея стихотворения.
А.П. Чехов. Биография писателя.
Биография писателя. Самостоятельное изучение фактов биографии
А. П. Чехов. «Злоумышленник». Выразительное чтение по ролям.

1

А. П. Чехов. «Злоумышленник». Авторская позиция в рассказе.
А. П. Чехов «Пересолил». Выразительное чтение по ролям.
А. П. Чехов «Пересолил». Авторское отношение к героям.
Урок внеклассного чтения. А.П. Чехов «Переполох».
Характеристика героев.
А.М. Горький. Биография писателя.
А.М. Горький. Биография писателя. Самостоятельное изучение
фактов биографии
М. Горький «Песня о Соколе». Выразительное чтение.
Образы героев в «Песне о Соколе» М. Горького.
В.В. Маяковский. Биография поэта. Произведения для детей.
В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с В.
Маяковским летом на даче». Выразительное чтение.
«Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на
даче». Определение жанра стихотворения.
М. Цветаева. Биография.
Вера в добро и бескорыстие человека.
М. Цветаева «Красною кистью…» Идея стихотворения. Образные
слова и выражения.
М. Цветаева. «Вчера ещѐ в глаза глядел…». Тема и идея
стихотворения. Роль противопоставления.
Урок внеклассного чтения. М. Цветаева «Две песни».
М.Цветаева.«Другие-с очами и с личиком светлым», «Любовь!
Любовь!…»

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

81

К.Г. Паустовский. Биография.

1

82
83
84
85
86
87
88

К.Г. Паустовский. Биография. Самостоятельное изучение фактов
К. Паустовский «Стекольный мастер». Письмо бабки Гаши.
К. Паустовский «Стекольный мастер».Герой Паустовского
К. Паустовский «Стекольный мастер». Образ автора в рассказе.
К. Паустовский «Стекольный мастер». Главная идея произведения.
С.А. Есенин. Биография поэта.
С.А. Есенин «Нивы сжаты». Природа в стихотворении поэта и на
полотнах русских художников.
С.А. Есенин «Собаке Качалова». Тема любви в стихотворении.
М.А. Шолохов. Биография писателя.
М.А. Шолохов «Судьба человека». Герои Шолохова
М.А. Шолохов «Судьба человека». Жизнь в фашистском плену.
М.А. Шолохов «Судьба человека». Герои произведения
М.А. Шолохов «Судьба человека». Побег из плена.
Урок внеклассного чтения. В. Быков «Альпийская баллада» (в
сокращении).
В. Быков «Альпийская баллада» Герои произведения В.Быкова
Е.И. Носов. Биография писателя.
Е.И.Носов «Трудный хлеб».
«Трудный хлеб».Герои произведения
Е.И.Носов «Трудный хлеб». Образ Чанга в рассказе.
Н.М. Рубцов. «Тихая моя Родина».
«Тихая моя Родина» в других произведениях русских писателей
Н. М.Рубцов «Русский огонѐк».
Н.М. Рубцов «Зимняя песня».
Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Глава: «В деревне
Сычи»
«Тертый калач».Характеристика героя по главе
Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Главы: «Парочка
поросят»
«Темная ночь».Герои в главе
Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Глава «Рыжий»
«Приключения Васи Куролесова». Главы: «Обыкновенный мешок»,
«Вася бьет черноусого».
Обобщающий урок по повести
Ю.И. Коваля «Приключения Васи Куролесова».
Урок внеклассного чтения .В.М. Шукшин «Кляуза».
.М. Шукшин «Кляуза».Герои произведения
Контрольная работа по разделу (литература ХХ века).
Роберт Луис Стивенсон.Биография
«Вересковый мѐд».
Р. Стивенсон «Вересковый мѐд».
Образ пиктов и короля в балладе.

1
1

89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121

Эрнест Сетон-Томпсон. Биография.
Эрнест Сетон-Томпсон. «Снап. Герои текста

122
123

История бультерьера».
Эрнест Сетон-Томпсон «Снап».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Знакомство с братьями Пенруф.
Эрнест Сетон-Томпсон «Снап».
Снап на ферме (3 глава).
Джеральд Даррелл. Биография писателя.
Д. Даррелл. «Живописный жираф» (в сокращении)
Д. Даррелл. «Живописный жираф».Герои произведения
Загон жирафа и дом Питера и Билли.
Взаимоотношения Питера и Билли.
Урок внеклассного чтения. Жюль Верн «Таинственный остров»
(в сокращении).
Контрольная работа за курс 9 класса.
Итоговый урок.Итоги изучения предмета

124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебная

1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа

Программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г.
№4\150.
2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII
вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой.
Учебники

Чтение, 5 класс, автор - составитель: Малышева З.Ф.- М.:Просвещение,
2016г.
Чтение, 6 класс, автор-составитель: Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.- М.:
Просвещение, 2016г.
Чтение, 7 класс,

автор-составитель

А.К. Аксѐнова, учебник для

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. –
М.: Просвещение, 2016 г.
Книга для чтения , 8 класс, автор-составитель: Малышева З.Ф.- М.:
Просвещение, 2016г
Чтение, 9 класс, автор-составитель: А.К. Аксѐнова, М.И.Шишкова Просвещение, 2016г.
Интернетресурсы

Сайт издательства «Просвещение»

М.:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».