Изобразительное искусство, 1-4 классы, 2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена
на основе следующих нормативных документов:
-

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основе

начального общего образования(утвержден Приказом Минобрнауки России от 06
октября 2009г. № 373,(в ред. Приказом Минобрнауки России от 26.11.2010г.
№1241, от 22 сентября 2011 №2357, от 18 декабря 2012г. № 1060, от 29 декабря
2014г. №1643).
-Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 ―О внесении
изменений

в

федеральный

начального

общего

государственный

образования,

образовательный

утвержденный

приказом

стандарт

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373
-Примерная основная образовательная программа начального общего
образования

(одобрена

решением

федерального

учебно-методического

объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15).
- С учетом рабочей программы воспитания.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом,
его

уникальность

и

значимость

определяется нацеленностью

на развитие

способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативнообразного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников
развивается

способность

восприятия

сложных

объектов

и

явлений,

их

эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами,
развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство
направлено

в

художественного

основном
типа

на

мышления,

формирование
что

является

эмоционально-образного,
условием

становления

интеллектуальной деятельности растущей личности.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание
нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и
других стран;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей
деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира;
умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-

освоение

первоначальных

знаний

о

пластических

искусствах:

изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в
жизни человека и общества;
-

овладение

элементарной

художественной

грамотой;

формирование

художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;
совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
-

совершенствование

эмоционально-образного

восприятия

произведений

искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной
жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное
искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя
различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи
собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу,
человека, различные стороны (разнообразие, д.) окружающего мира и жизненных

явлений; т. красоту, трагизм и приводить примеры ведущих художественных музеев
России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и
назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении
их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых
произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура,
д.), в природе, на улице, в быту; высказывать аргументированное т. скульптура и
суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в
различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы
для воплощения собственного художественно творческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица,
фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений
человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета; изображать предметы различной формы;
- использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи,
скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта;
- использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
-передавать в собственной художественно творческой деятельности специфику
стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом
местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного

искусства,

художественного

конструирования

в

собственной художественно-творческой деятельности;
- передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки
цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и
построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно
творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к
ним;
- решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта —
природы, человека, сказочного д. т. героя, предмета, явления и — в живописи,
графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с
опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о
красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам
и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
-изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (33 ч)
Ты учишься изображать (9 ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей
повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребѐнок тоже немножко художник, и,
рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть –
осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно;
именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью
линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.
Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая
оценка их выразительных возможностей.
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь (8 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются
красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни
человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей,
помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками
(аппликация, бумага пластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной
деятельности.
Мир полон украшений.
Цветы.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Красивые рыбы. Монотипия.

Украшения птиц. Объѐмная аппликация.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь (11 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и
ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной
деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения
рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е.
построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками
конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия,
цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах
искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника
и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие
природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
2 класс (34 ч)
Чем и как работают художники (8ч)
Три основные краски –красная, синяя, желтая.

Белая и чѐрная краски
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение по теме)
Реальность и фантазия (7ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе
(обобщение темы).
О чѐм говорит искусство (11ч)
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чѐм говорят украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства,
мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (9ч.)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и
холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.

Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
3 класс (34ч)
Искусство в твоем доме (8 ч)
Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из
них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их
участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Твои игрушки.
Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки,
народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.
Посуда у тебя дома.
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и
роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и
Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из
пластилина с росписью по белой грунтовке.
Мамин платок
Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию,
ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.
Обои и шторы в твоем доме.
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня,
гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.
Твои книжки.
Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица.
Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Поздравительная открытка.
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам).
Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической
монотипии.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали
наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого
из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать
игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ
выполненных в течение четверти.

Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие
предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома
предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с
нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного,
декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом
и одновременно открытием.
Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Памятники архитектуры – наследие веков.
Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.
Парки, скверы, бульвары.
Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи,
детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
Ажурные ограды.
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный
ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной
цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".
Фонари на улицах и в парках.
Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный,
торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари –
украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Витрины магазинов.
Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины
любого магазина (по выбору детей).
Транспорт в городе.
В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен.
Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из
бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы).
Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "БратьяМастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из
отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может
быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде
диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется
диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в

"экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о
роли художников, которые создают художественный облик города.
Художник и зрелище (11 ч)
В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних
времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно
объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к
которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы,
афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное
представление.
Театральные маски.
Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на
празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Художник в театре.
Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы
персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Театр кукол.
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые,
марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее
конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Театральный занавес.
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю
(коллективная работа, 2–4 человека).
Афиша, плакат.
Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.
Художник и цирк.
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение
циркового представления и его персонажей.
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий
урок).
Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки"
помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в
классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и
пригласить гостей и родителей.
Художник и музей (8 ч)
Музеи в жизни города.

Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие
художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им.
А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.
Искусство, которое хранится в этих музеях.
Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ
о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Картина-пейзаж.
Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи,
В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным
настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж;
нежный и певучий пейзаж.
Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и
теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.
Картина-портрет.
Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет
подруги, друга).
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров.
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая
скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой
скульптуры.
Исторические картины и картины бытового жанра.
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по
представлению исторического события (на тему русской былинной истории или
истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в
семье, мы играем и т.д.).
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих
художников (обобщение темы).
"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим
собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого
человека.
4 класс (34ч)
Истоки родного искусства (8 ч).
Пейзаж родной земли.
Образ традиционного русского дома.

Украшения деревянных построек и их значение. Сочинение и выполнение рисунков
орнаментальных хороводов.
Деревня – деревянный мир. Частушка как иллюстрация быта русского человека.
Образ красоты человека. Образ русской женщины в трудовых, игровых и
орнаментальных хороводах.
Народные праздники. Создание видеоряда к плясовым песням: выполнение
набросков фигуры человека в движениях, характерных для русских плясок.
Символика образов и цвета в лирических песнях. Отражение идей русской
лирической песни в живописи.
Древние города нашей земли (7ч)
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники.
Древние города Русской земли.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах.
Каждый народ-художник (11ч)
Образ художественной культуры Древней Греции.
Образ художественной культуры Японии.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие художественных культур в мире.
Искусство объединяет народы (8ч)
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание – великая сила искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№ урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Тема урока

Количество
часов
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9ч.)
Инструктаж по ТБ и ОТ. Изображения всюду вокруг нас.
1
Мастер изображения учит видеть.
1
В гостях у золотой осени. В.Поленов «Осень в Абрамцеве». 1
Изображать можно пятном.
1
Изображать можно в объеме.
1
Изображать можно линией.
1
Разноцветные краски.
1
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
1
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу 1
"Художники и зрители".

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8ч.)
Мир полон украшений.
1
Красоту надо уметь замечать.
1
Узоры на крыльях.
1
Красивые рыбы.
1
Украшение птиц.
1
Узоры, которые создали люди.
1
Как украшает себя человек.
1
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу 1
"Мастер Украшения помогает сделать праздник".
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. (11ч.)
18.
Постройки в нашей жизни.
1
19.
Дома бывают разными.
1
20.
Домики, которые построила природа.
1
21.
Дом снаружи и внутри.
1
22.
Строим город.
1
23.
Все имеет свое строение.
1
24.
Строим вещи.
1
25.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
1
26.
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
1
27.
«Сказочная страна». Создание панно.
1
28.
«Праздник
весны».
Конструирование
из
бумаги 1
(Обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. (5ч.)
29.
Праздник птиц.
1
30.
Разноцветные жуки.
1
31.
Времена года в картинах художников.
1
32.
Урок любования. Умение видеть
1
33.
Здравствуй, лето! (обобщение темы)
1
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№ урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема урока
кол-во
часов
1

Инструктаж по ОТ и ТБ. Три основных цвета –
жѐлтый, красный, синий
Белая и чѐрная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные
возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объѐме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы. (обобщение темы).
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия».
Братья – Мастера Изображения, Украшения и
Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
Проверочная работа по изученному материалу.
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение животных в движении.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чѐм говорят украшения.
Образ здания.
Образ здания. Повторение по теме.
В изображении, украшении и постройке человек
выражает свои чувства, мысли, настроение, своѐ
отношение к миру (обобщение темы). Проверочная
работа по изученному материалу.
Тѐплые и холодные цвета. Борьба тѐплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий.
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции –средства
выразительности.
Обобщение темы. Ритм линий и пятен, цвет,
пропорции –средства выразительности.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

количество
часов

Тема урока
Инструктаж по ОТ и ТБ. Твои игрушки.
Посуда у тебя дома..
Мамин платок.
Обои и шторы у тебя дома.
Твои книжки.
Поздравительная открытка.
Пригласительная открытка.
Труд художника для твоего дома(Обобщение темы).
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары..
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и парках.
Витрины магазинов.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего
города(села).(Обобщение темы). Проверочная работа по
изученному материалу.
Художник в цирке.
Афиша в цирке.
Художник в театре.
Афиша в театре.
Театр кукол.
Маски.
Театральный занавес.
Плакат.
Художник и зрелище.
Праздник в городе.
Школьный карнавал(Обобщение темы). Проверочная
работа по изученному материалу.
Музеи в жизни города.
Картина - особый мир.
Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка(Обобщение темы).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема урока
Истоки родного искусства (8ч)
Инструктаж по ОТ и ТБ. Природа нашей планеты.
Пейзаж родной земли.
Деревня –деревянный мир.
Образ традиционного русского дома.
Образ красоты человека. Женский портрет.
Образ красоты человека. Мужской портрет.
Народные праздники. Коллективное панно.
Обобщение темы «Истоки родного искусства».
Древние города нашей земли (9ч)
Родной угол.
Древние соборы.
Города русской земли.
Великий Новгород.
Кремль города Псков.
Дмитриевский собор в городе Владимир.
Московский Кремль.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах. Обобщение темы. Проверочная работа по
изученному материалу.
Каждый народ – художник (11 ч)
Страна восходящего солнца. Японский сад.
Праздник в Японии. Образ японской женщины.
Народы гор и степей. Степной пейзаж.
Орнамент узоров степного народа.
Города в пустыне.
Макет среднеазиатского города. Коллективная работа.
Древняя Эллада.
Древнегреческие праздники.
Европейские города Средневековья.
Портрет средневекового жителя.
Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы.
Искусство объединяет народы (6ч)
Материнство .
Мудрость старости.
Сопереживание .
Герои - защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира. Обобщение темы.
Итого

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и
строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред.
Б. М. Неменского. – М. : Просвещение.
2. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному
искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е.
И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение.
3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие
программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».