Изобразительное искусство, 5-7 классы 2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Программа составлена на основе документов:


Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования (утвержден приказом Министерства образования

основного

общего

и науки РФ от 17

декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29
декабря 2014 г. № 1644)


Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в
федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного

общего

образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"

 Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического
объединения по общему образованию)


Авторской программы «Изобразительное искусство. 5-8 классы» (под редакцией Б. М.
Неменского.»



с учетом рабочей программы воспитания.
Цель программы учебного предмета «Изобразительное искусство»: развитие

компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в
различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся
целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной
культуры.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:


формирование

опыта

смыслового

и

эмоционально-ценностного

восприятия

визуального образа реальности и произведений искусства;


формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы;



развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным
действиям в ситуации неопределенности;



формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;



воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимании красоты человека;



развитие способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры;



овладение средствами художественного изображения как способом развития умения
видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального
образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;



овладение основами культуры практической работы различными художественными
материалами и инструментами для эстетической организации и оформления
школьной, бытовой и производственной среды.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество

посредством

овладения

художественными

материалами,

зрительское

восприятие

произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет
«Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем
рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность,
аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы
разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры,
дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и
киноискусства.
Данная рабочая

программа реализует курс изобразительного искусства

в 5–7

классах: по 34 учебных часа. Полный объѐм курса - 102 часа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник научится:


характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение

традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать
декоративные изображения на основе русских образов;


раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве

и в современной жизни;


создавать эскизы декоративного убранства русской избы;



создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;



определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;



создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на

народные традиции;


создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом

решении;


умело

пользоваться

языком

декоративно-прикладного

искусства,

принципами

декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для
данного возраста уровне);


выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного

искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;


владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,

формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объемных декоративных композиций;


распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов;

осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной
формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;


характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных

традиций;


различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;



различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов

России;


находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных

декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных
промыслов;


различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;



называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит

различие временных и пространственных видов искусства;


классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для

анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;


объяснять

разницу

между

предметом

изображения,

сюжетом

и

содержанием

работе

с

различными

изображения;


композиционным

навыкам

работы,

чувству

ритма,

художественными материалами;


создавать

образы, используя все выразительные возможности

художественных

материалов;


простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;



навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная

утварь);


изображать

сложную

форму

предмета

(силуэт)

как

соотношение

простых

геометрических фигур, соблюдая их пропорции;


создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из

геометрических тел;


строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;



характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного

искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;


передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в

композиции натюрморта;


творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на

картоне;


выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;



рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как

выражении различных мировоззренческих смыслов;


применять перспективу в практической творческой работе;



навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;



навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и

воздушной перспективы;


видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и

настроения в природе;


навыкам создания пейзажных зарисовок;



различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;



пользоваться правилами работы на пленэре;



использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;

осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного
произведения;


навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации

плоскости изображения;


различать основные средства художественной выразительности в изобразительном

искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);


определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата,

выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение
каждого фрагмента в его метафорическом смысле;



пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами

(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;


различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж

настроения, пленэр, импрессионизм;


различать и характеризовать виды портрета;



понимать и характеризовать основы изображения головы человека;



пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;



видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер

освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;


видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и

объемного изображения предмета и группы предметов;


использовать графические материалы в работе над портретом;



использовать образные возможности освещения в портрете;



пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;



называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и

определять их произведения;


навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;



навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;



навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;



рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров

изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;


приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры

человека, используя разнообразные графические материалы;


характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ,

как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;


объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой

живописи;


изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;



узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;



перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;



характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных

событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;


узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена

великих русских мастеров исторической картины;


характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;



рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа

народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;


называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их

наиболее известные произведения;


творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный

исторический сюжет;


творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на

историческую тему;


творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;



представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об

их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;


называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские

темы;


узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на

библейские темы;


характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;



рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой

Отечественной войны;


описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли,

посвященные Великой Отечественной войне;


творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию

или историческому герою;


анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного

искусства XX века;


культуре зрительского восприятия;



характеризовать временные и пространственные искусства;



понимать разницу между реальностью и художественным образом;



представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг.

И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;


опыту

художественного

иллюстрирования

и

навыкам

работы

графическими

материалами;


собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев,

характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);


представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве

художников-анималистов;


опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;



систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и

дизайна;


распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;



понимать сочетание различных объемов в здании;



понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;



иметь

общее

представление

и

рассказывать

об

особенностях

архитектурно-

художественных стилей разных эпох;


понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;



различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;



характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве

городской среды;


понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов

при взгляде на них сверху;


осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг

– цилиндр, шар и т. д.;


применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и

вспомогательные соединительные элементы;


применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре

(макеты из бумаги, картона, пластилина);


создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;



создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;



получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и

дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве
архитектурно-дизайнерского объекта;


приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;



характеризовать основные школы садово-паркового искусства;



понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;



называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;



понимать основы краткой истории костюма;



характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов

дизайна одежды;


применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании

букета по принципам икэбаны;


использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными

материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;



отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный

замысел;


использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе

создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;


узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская.

Фрески. Мозаики;


различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля.

Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;


различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение

иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;


узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;



характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-

на-Рву;


раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по

характерным особенностям икону и парсуну;


работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные

творческие композиции в материалах по различным темам;


различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;



создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими

материалами и др.;


работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,

монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании
архитектурного пространства;


сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;



рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;



ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного

искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;


использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве

и архитектуре XVIII – XIX веков;


выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII

века;


характеризовать признаки и особенности московского барокко;



создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

Выпускник получит возможность научиться:



активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные

материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы,
окружающего мира, технологии и др.);


владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку

зрения в процессе изучения изобразительного искусства;


различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,

эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать
общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;


выделять

признаки

для

установления

стилевых

связей

в

процессе

изучения

изобразительного искусства;


понимать специфику изображения в полиграфии;



различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);



различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое,

живописное, компьютерное, фотографическое);


проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;



создавать художественную композицию макета книги, журнала;



называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;



называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры

русских художников XVIII – XIX веков;


называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять

скульптурные памятники;


называть

имена

выдающихся

художников

«Товарищества

передвижников»

и

определять их произведения живописи;


называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять

произведения пейзажной живописи;


понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической

живописи;


активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать

разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведениям искусства;


определять

«Русский

стиль»

в

архитектуре

модерна,

называть

памятники

архитектуры модерна;


использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре

(макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на
предметной плоскости и в пространстве;



называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и

определять памятники монументальной скульптуры;


создавать

разнообразные

творческие

работы

(фантазийные

конструкции)

в

материале;


узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;



узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском

искусстве и время их развития в истории культуры;


осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-

творческой деятельности, создавать выразительные образы;


применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания

композиции на определенную тему;


понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века.

Модерн. Авангард. Сюрреализм;


характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;



создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими

материалами и др.;


работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,

монументальная скульптура);


использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;



характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;



получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших

музеев мира;


использовать

навыки

коллективной

работы

над

объемно-

пространственной

композицией;


понимать основы сценографии как вида художественного творчества;



понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;



называть имена российских художников(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);



различать особенности художественной фотографии;



различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план,

ракурс, свет, ритм и др.);


понимать изобразительную природу экранных искусств;



характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;



различать понятия: игровой и документальный фильм;



называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А.

Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;


понимать основы искусства телевидения;



понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;



применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного

спектакля;


применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по

созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;


добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его

стилевого единства со сценографией спектакля;


использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор

объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств
фотографии;


применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки

композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;


пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных

недочетов и случайностей;


понимать и объяснять синтетическую природу фильма;



применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;



применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;



использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и

компьютерного монтажа;


применять

сценарно-режиссерские

навыки

при

построении

текстового

и

изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;


смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского

искусства фильмы мастеров кино;


использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования

школьного телевидения;


реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания

видео-этюда.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой
деятельности:


ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;



изобразительная деятельность (основы художественного изображения);



декоративно-прикладная

деятельность

(основы

народного

и

декоративно-

прикладного искусства);


художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);



художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.

Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами
является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и
создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение

предмета

«Изобразительное

искусство»

построено

на

освоении

общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического
применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России»,
«Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами
является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и
создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).
Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора.
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.
Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм –
целостный художественный

образ. Обрядовые действия народного праздника, их

символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и
орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская
игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в
изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово,
роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь
времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном
искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок
– основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия,
пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы.
Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего
мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж

настроения.

Природа

и

художник.

Пейзаж

в

живописи

художников

–

импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение
головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок.

Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты
прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в
изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в
истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и
строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры.
Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества
(В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.
Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт,
Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве
(С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А.
Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века
(К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н.
Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города
(исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой
жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи.
Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П.
Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А.
Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин).
Образы

животных

в

современных

предметах

декоративно-прикладного

искусства.

Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к
объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие
архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени.
Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в
архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).
Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города
(город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы
садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство
флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада.
История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

Изобразительное искусство и архитектура РоссииXI –XVII вв.
Художественная

культура

и

искусство

Древней

Руси,

ее

символичность,

обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота
и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода.
Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы
Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе
Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века»
(парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги,
журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии
(графическое,

живописное,

компьютерное

фотографическое).

Искусство

шрифта.

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки
книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и
архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов,
Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в СанктПетербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И.
Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И.
Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А.
Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи).
Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И.
Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в
архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на
Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века
(М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард,
сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной
архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре
(Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей,
Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Художественно-творческие проекты.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная
фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.
Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска.
Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский).
Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в
искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные
средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в
фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика
киноизображения:

кадр

и

монтаж.

Кинокомпозиция

и

средства

эмоциональной

выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и
анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер,
оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф.
Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и
возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Тема урока
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве.
Декор русской избы.
Внутренний мир русской избы. Практическая работа
Внутренний мир русской избы. Представление работ
Конструкция и декор предметов народного быта.
Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.
Народный праздничный костюм. Практическая работа
Народный праздничный костюм. Представление работ
Связь времен в народном искусстве
Народные праздничные обряды, праздники
Древние образы в современных народных игрушках.
Древние образы в современных народных игрушках. Практическая
работа
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Золотая хохлома. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни
Декор, человек, общество, время
Зачем людям украшения.
Декор и положение человека в обществе.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества искусства
Одежда говорит о человеке. Практическая работа

Кол-во
часов
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1

Одежда говорит о человеке. Представление работ
Проектная работа «Бал в интерьере дворца»
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
Символы и эмблемы в современном обществе
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Зачем людям украшения.
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер ДПИ (витраж)
Ты сам - мастер ДПИ (витраж). Представление работ
Ты сам - мастер ДПИ (тряпичная кукла)
Ты сам - мастер ДПИ (тряпичная кукла). Представление работ
Ты сам - мастер ДПИ (мозаичное панно)
Ты сам - мастер ДПИ (мозаичное панно). Представление работ
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (обобщение и
систематизация знаний)

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1

6 класс
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Тема урока
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Рисунок – основа изобразительного искусства.
Линия и ее выразительные возможности.
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека – главная тема искусства.
Конструкция головы человека и ее пропорции.
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Портрет в графике
Портрет в скульптуре.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Портрет в живописи.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты.
Человек и пространство в изобразительном искусстве
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила линейной и воздушной перспективы.

Кол-во
часов

8
1
1
1
1
1
1
1
1

8
1
1
1
1
1
1
1
1

10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8
1
1
1

30.
31.
32.
33.
34.

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
Пейзаж-настроение. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графики. Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и
смысл.

1
1
1
1
1

7 класс
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Тема урока
Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или
«Внесем порядок в хаос»
Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна
Искусство шрифта
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне
Макетирование плаката (открытки)
Многообразие форм графического дизайна. Макет журнала
Художественный язык конструктивных искусств
От плоскостного изображения к объемному макету
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля
Проектирование объемно-пространственного объекта
Форма и материал. Проект «Из вещи - вещь». Планирование и
подготовка
. Проект «Из вещи - вещь». Выполнение и выставка работ
Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
Роль цвета в формотворчестве.
Пути развития современной архитектуры и дизайна
Живое пространство города. Городской дизайн
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды
интерьера
Природа и архитектура
Организация архитектурно-ландшафтного пространства
Замысел архитектурного проекта.
Осуществление архитектурного проекта
Образ жизни и индивидуальное проектирование
Дизайн и архитектура сада: пугало в огороде, или… Под шепот
фонтанных струй
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают
по одежке
Автопортрет на каждый день
Изменение образа средствами внешней выразительности.
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении
Театральное искусство и художник
Костюм, грим и маска, или магическое «если бы»
Художник в театре кукол
Синтетическая природа фильма и монтаж.
Пространство и время в кино.
Чудо движения6 увидеть и снять

Кол-во
часов
8
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1

33. Живые рисунки на компьютере
34. Урок-игра (итоговое обобщение материала)

1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА




Состав УМК



«Изобразительное
искусство.
5—8 классы»
(некоторые темы
курса 8 класса вошли
в курс 7 класса)


Интернет-ресурсы

Учебники:

• Изобразительное искусство. 5 класс. Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека / Н.А. Горяева, О.В. Островская;
• Изобразительное искусство. 6 класс. Искусство в жизни человека./
Л.А. Неменская;
• Изобразительное искусство. 7 класс. Дизайн и архитектура в
жизни человека./ А.С. Питерских, Г.Е. Гуров;
• Изобразительное искусство. 8 класс. Изобразительное искусство в
театре, кино на телевидении/ А.С. Питерских.
Поурочные разработки:

• Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в
театре, кино, на телевидении. Поурочные разработки. 5 класс
Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в
театре, кино, на телевидении. Поурочные разработки. 6 класс
• Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в
театре, кино, на телевидении. Поурочные разработки. 7 класс
• Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в
театре, кино, на телевидении. Поурочные разработки. 8 класс
• Сайт интернет-поддержки издательства «Просвещение»
https://www.prosv.ru/umk/history-bgazhnokova.html
• Сайт ЦНХО «Управление непрерывного художественного
образования» http://cnho.ru/
• Учительский портал https://uchitelya.com/izo/
• Портал «Виртуальный Русский музей» https://rusmuseumvrm.ru/,
• графические он-лайн сервисы;

Нагляднодемонстрационный
материал:
Оборудование
Расходные
материалы

репродукции
картин;
изделия
из
глины;
альбомы
с
демонстрационными материалами, составленными в соответствии с
содержанием учебной программы; видеофильмы, презентации,
аудиозаписи.
Компьютер учители, проектор, экран, музыкальные колонки,
компьютер ученика / планшет (1 компьютер-1 ученик), , компьютер,
графические программы (Paint, Gimp и др.).
клей, бумага (цветная, папиросная, цветной картон и др.),
карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.),
фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски),
бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».