Обществознание, 6-9 классы, 2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Обществознание», составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г., с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11
декабря 2020 г.);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Авторской программы к линии УМК «Обществознание» для 6-9 классов серии
«СФЕРЫ» авторов О.А.Котовой, Т.Е. Лисковой для 6-7 классов;

- Авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова для 8-9 классов;
- с учетом рабочей программы воспитания.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека
(10-15 лет), еѐ познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения
собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закреплѐнным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых
для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной

среде;

сферах

человеческой

деятельности;

способах

регулирования

общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных
задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношений; семейно-бытовых отношений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и
основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
 характеризовать

и

иллюстрировать

конкретными

примерами

группы

потребностей человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия
группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать
роль природы в жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и
процессы общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества,
раскрывать причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество
и личность;
 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных
сферах общественной жизни;
 выявлять

причинно-следственные

связи

общественных

явлений

и

характеризовать основные направления общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и
поведения человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера,
полученную

из

разнообразных

источников,

систематизировать,

анализировать

полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной
позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;

 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося
поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое
мнение о явлениях культуры;
 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах
развития культуры из адаптированных источников различного типа;
 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное
отношение к ним;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
 раскрывать роль религии в современном обществе;
 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать
основные социальные общности и группы;

 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их
разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи
в обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно
выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
историзма;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов;выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
 формировать

положительное

отношение

к

необходимости

соблюдать

здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с
требованиями безопасности жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
семейных конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной
политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их
примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные
признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных
примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть
органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
 аргументированно обосновыватьвлияние происходящих в обществе изменений
на положение России в мире;
 использовать знания и умения для формирования способности уважать права
других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства
Выпускник научится:
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в
трудовых отношениях;
 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать

и

осмысливать

информацию

правового характера,

полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные
данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального
поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный
возможный вклад в их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми
способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

 различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать
действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
 объяснять

роль

государства

в

регулировании

рыночной

экономики;

анализировать структуру бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать

информацию

об

экономической

жизни

общества

из

адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические
данные, отражающие экономические явления и процессы;
 формулировать

и

аргументировать

собственные

суждения,

касающиеся

отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и
личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической

деятельности;

оценивать

этические

нормы

трудовой

и

предпринимательской деятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать

экономику

семьи;

анализировать

структуру

семейного

бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики;

 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся
практики и модели поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять
свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий
человека и животного.Индивид, индивидуальность, личность. Основные
возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями.
Особенности

подросткового

возраста.

Способности

и

потребности

человека.Особые потребности людей с ограниченными возможностями.
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд,
учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль
деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе.
Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство.
Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества
и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы
жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей
стран

и

народов.

Глобальные

проблемы

современности.

Опасность

международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу
жизнь.Современное российское общество, особенности его развития.

Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные
нормы.

Общественные

ценности.

Гражданственность

и

патриотизм.

Уважение социального многообразия.Мораль, ее основные принципы.
Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в
жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм.
Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в
жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и
мораль:

общее

социализации

в

и

различия.

подростковом

Социализация
возрасте.

личности.

Особенности

Отклоняющееся

поведение.

Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный
контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни
современного общества. Научно-технический прогресс в современном
обществе. Развитие науки в России.Образование, его значимость в условиях
информационного общества. Система образования в Российской Федерации.
Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация.
Самообразование.Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль
религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент
духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы.
Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли
в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные
отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли
членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями.
Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского

государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его
существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя
политика

государства.

территориального

Формы

устройства.

правления.

Формы

государственно-

Политический

режим.

Демократия,

ее

основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей.
Участие

граждан

в

политической

жизни.

Опасность

политического

экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни.

Гражданское

общество.

Правовое

государство.

Местное

самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные
конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской
Федерации – основной закон государства. Конституционные основы
государственного строя Российской Федерации. Государственные символы
России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.Органы
государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент
Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание
Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство
Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и
гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности
гражданина

Российской

Федерации.

Взаимоотношения

органов

государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью
посредством электронного правительства.Механизмы реализации и защиты
прав и свобод человека и гражданина в РФ.Основные международные
документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система

российского

законодательства.

Источники

права.

Нормативный

правовой

акт.

Правоотношения.

Правоспособность

и

дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и
функции

юридической

Гражданские
договоров.

ответственности.

правоотношения.
Право

Основные

Презумпция
виды

невиновности.

гражданско-правовых

собственности. Права потребителей,

защита прав

потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые
правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании
трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и
обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся
без

попечения

родителей.

Особенности

административно-правовых

отношений. Административные правонарушения. Виды административного
наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды
преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.
Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их
защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в
возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в
возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования.
Особенности

уголовной

ответственности

и

наказания

несовершеннолетних.Международное гуманитарное право. Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и
услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа

экономики.

Распределение.

Обмен.

Потребление.

Факторы

производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация.
Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции.
Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный
механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.
Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть
современный

работник.

Выбор

профессии.

Заработная

плата

и

стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и
функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов,
функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит,
платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты.
Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный
банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья,
имущества, ответственности.Инвестиции в реальные и финансовые
активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от
финансовых

махинаций.

Экономические

функции

домохозяйства.

Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и
расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.
Инфляция.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
6 класс
№ урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14-15
16
17-18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Тема
Введение – 1 час
Вводный урок. Что изучает курс «Обществознание»?
Глава 1. Что связывает людей в общество – 11 часов
Человек. Биологическое и социальное в человеке
Деятельность человека: ее структура и разнообразие видов
Способности человека
Как человек познает мир и самого себя.
Познание и самопознание
Труд и образ жизни. Виды труда
Семья в жизни человека
Человек и общество.
Межличностные отношения
От чего зависит положение человека в обществе. Социальный
статус
Практикум по теме «Что связывает людей в общество»
Глава 2. Сферы общественной жизни – 8 часов
Общественная жизнь и общественное развитие
Экономическая сфера жизни общества
Социальная сфера современного общества
Что такое государство
Богатство духовной культуры
Практикум по теме «Сферы общественной жизни»
Глава 3. Как развивается общество – 5 часов
Типы обществ
Информационное общество
Глобальные проблемы человечества
Международные организации для решения глобальных
проблем
Практикум по теме «Как развивается общество»
Глава 4. Современное российское общество – 8 часов
Российское общество в начале нового века
Ресурсы и возможности экономики нашей страны
Как в Конституции РФ определены основы строя нашего
государства
Современное российское государство
Государственные символы России
Духовные ценности российского народа
Место нашей Родины среди современных государств
Заключительный урок. Итоговое повторение

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
7 класс
№ урока

Тема

Количество
часов

Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе – 7 часов
1

По каким правилам живет общество

1

2

Общественные ценности и общественное сознание

1

3

Как мораль влияет на жизнь человека и общества

1

4

Как право регулирует жизнь общества

1

5

Нормы и отрасли права

1

6

Правоотношения

1

7

Практикум по теме «Регулирование поведения людей в

1

обществе»
Глава 2. Права и свободы человека и система их защиты – 6 часов
8

Основные права и свободы человека и гражданина России

1

9

Правоохранительные органы России

1

10

Как осуществляется правосудие в России

1

11

Способы защиты прав человека в России

1

12

Международная система защиты прав человека

1

13

Практикум по теме «Права и свободы человека и система их

1

защиты»
Глава 3. Гражданские правоотношения в России – 4 часа
14

Правоспособность и дееспособность гражданина России

1

15

Какие права и законные интересы граждан защищает

1

гражданское право
16

Как решаются гражданско-правовые споры

1

17

Практикум по теме «Гражданские правоотношения в России»

1

Глава 4. Семейные правоотношения в России – 4 часа
18

Заключение и расторжение брака

1

19

Права и обязанности супругов

1

20

Права и обязанности родителей и детей

1

21

Практикум по теме «Семейные правоотношения в России»

1

Глава 5. Трудовые правоотношения в России – 4 часа
22

Право на труд и трудовые отношения в России

1

23

Права и обязанности работника и работодателя

1

24

Особенности трудоустройства несовершеннолетних

1

25

Практикум по теме «Трудовые правоотношения в России»

1

Глава 6. Юридическая ответственность в России – 8 часов
26

Понятие правонарушения. Виды правонарушения

1

27

Понятие юридической ответственности

1

28

Виды юридической ответственности

1

29

Административные правонарушения и виды
административных наказаний

30

Преступления и наказания в уголовном праве

1

31

Особенности юридической ответственности

1

несовершеннолетних
32

Практикум по теме «Юридическая ответственность в России»

1

33

Итоговое повторение

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
8 класс
№ урока

Тема

Количество
часов

Глава 1. Личность и общество – 6 часов
1

Что делает человека человеком?

1

2

Человек, общество, природа

1

3

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

4

Развитие общества

1

5

Как стать личностью

1

6

Урок практикум по главе 1

1

Сфера духовной культуры – 8 часов
7

Сфера духовной жизни

1

8

Мораль

1

9

Долг и совесть

1

10

Моральный выбор – это ответственность

1

11

Образование

1

12

Наука в современном обществе

1

13

Религия как одна из форм культуры

1

14

Урок практикум по главе 2

1

Глава 2. Социальная сфера – 5 часов
15

Социальная структура общества

1

16

Социальные статусы и роли

1

17

Нации и межнациональные отношения

1

18

Отклоняющееся поведение

1

19

Урок практикум по главе 3

1

Глава 3. Экономика – 5 часов
20

Экономика и ее роль в жизни общества

1

21

Главные вопросы экономики

1

22

Собственность

1

23

Рыночная экономика

1

24

Производство – основа экономики

1

25

Предпринимательская деятельность

1

26

Роль государства в экономике

1

27

Распределение доходов

1

28

Потребление

1

29

Инфляция и семейная экономика

1

30

Безработица, ее причины и последствия

1

31

Мировое хозяйство и международная торговля

1

32

Урок практикум по главе 3

1

33

Итоговое повторение

2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
9 класс
№ урока

Тема

Количество
часов

Глава 1. Политика – 10 часов
1

Политика. Роль политики в жизни общества. Политическая

1

власть.
2

Государство и его признаки. Происхождение государства

1

3

Формы государства (формы правления и формы

1

государственно-территориального устройства
4

Политические режимы

1

5

Правовое государство. Признаки правового государства

1

6

Гражданское общество и государство

1

7

Участие граждан в политической жизни

1

8

Избирательное право в РФ

1

9

Политические партии и движения

1

10

Практикум по теме «Политика»

1

Глава 2. Право – 24 часа
11

Право, его роль в жизни общество и государства

1

12

Норма права. Закон. Система законодательства

1

13

Правоотношения и субъекты права

1

14

Правоспособность и дееспособность субъектов права

1

15

Правонарушения и юридическая ответственность

1

16

Правоохранительные органы

1

17

Конституция РФ

1

18

Основы конституционного строя РФ

1

19

Права и свободы человека и гражданина. Международные

1

документы по правам человека
20

Права и свободы человека и гражданина в РФ

1

21

Право, его роль в жизни общество и государства

1

22

Права ребенка

1

23

Гражданские правоотношения

1

Виды договоров.
24

Гражданская дееспособность несовершеннолетних

1

25

Защита прав потребителей

1

26

Право на труд. Трудовые правоотношения

1

27

Семейные правоотношения.

1

28

Административные правоотношения

1

29

Уголовно-правовые отношения. Понятие преступления.

1

30

Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

31

Социальная политика государства. Социальные права.

1

32

Международно-правовая защита жертв вооруженных

1

конфликтов
33

Итоговое повторение

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
6 класс
Учебная
программа
Учебники,
учебные пособия
Методические
материалы

Дидактические
материалы
Материалы
для контроля

Рабочая программа к линии УМК «Обществознание» для 6-9
классов серии «Сферы» авторов О.А.Котовой, Т.Е. Лисковой. М.
Просвещение
Учебник. Обществознание. 6 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е.:
Просвещение
Тетрадь- тренажер. Обществознание. 6 класс. Котова О.А.,
Лискова Т.Е. М: Просвещение Поурочное тематическое
планирование. Обществознание. 6 класс. Котова О.А., Лискова
Т.Е.: Просвещение
Разработки учителя
Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л. Обществознание. Тестовые
задания. 6 класс. М.: Просвещение
Промежуточное тестирование. Обществознание. 6 класс. ФГОС/
Е.Н. Калачева. М.: Издательство «Экзамен»

7 класс
Учебная
программа
Учебники,
учебные пособия
Методические
материалы

Дидактические
материалы
Материалы
для контроля

Рабочая программа к линии УМК «Обществознание» для 6-9
классов серии «Сферы» авторов О.А.Котовой, Т.Е. Лисковой. М.
Просвещение
Учебник. Обществознание. 7 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е.:
Просвещение
Тетрадь- тренажер. Обществознание. 7 класс. Котова О.А.,
Лискова Т.Е. М: Просвещение
Поурочное тематическое планирование. Обществознание. 7 класс.
Котова О.А., Лискова Т.Е.: Просвещение
Разработки учителя
Промежуточное тестирование. Обществознание. 7 класс. ФГОС/
Е.Н. Калачева. М.: Издательство «Экзамен»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
8 класс
Учебная
программа

Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия
учебников под редакцией JI. Н. Боголюбова. 5-9 классы : пособие
для учителей общеобразоват. организаций / JI. Н. Боголюбов, Н.
И. Городецкая, JI. Ф. Иванова и др.]. - 3-е изд. - М.: Просвещение,
2014. - 63 с.

Учебники,
учебные пособия

Учебник. Обществознание. 8 класс. Боголюбов Л. Н.,
Городецкая Н. И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Л. Н.
Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2018

Методические
материалы

Рабочая тетрадь. Обществознание. 8 класс. Котова О. А.,
Лискова Т. Е. М.Просвещение
Поурочные разработки. Обществознание. 8 класс. Боголюбов Л.
Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др М. Просвещение
Поурочные разработки по обществознанию. 8 класс. / Сорокина
Е.Н. – М.: ВАКО

Дидактические
материалы

Электронное приложение к учебнику Обществознание. 8 класс /
под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой
Разработки учителя

Материалы
для контроля

Промежуточное тестирование. Обществознание. 8 класс. Е.Н.
Колачева. М.: Издательство «Экзамен»
Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику обществознания
под ред. Л.Н. Боголюбова. Автор С.В. Краюшкина М.:
Издательство «Экзамен»
Обществознание. 8 класс: экспресс-диагностика. / Е.С.
Королькова, Т.В. Коваль.- М.: Издательство «Экзамен»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
9 класс
Учебная
программа

Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия
учебников под редакцией JI. Н. Боголюбова. 5-9 классы : пособие
для учителей общеобразоват. организаций / JI. Н. Боголюбов, Н.
И. Городецкая, JI. Ф. Иванова и др.]. - 3-е изд. - М.: Просвещение

Учебники,
учебные пособия

Учебник. Обществознание. 9 класс. Боголюбов Л. Н.,
Городецкая Н. И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Л. Н.
Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение

Методические
материалы

Рабочая тетрадь. Обществознание. 9 класс. Котова О. А.,
Лискова Т. Е. М.: Просвещение
Поурочные разработки. Обществознание. 9 класс. Боголюбов Л.
Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др М. Просвещение
Поурочные разработки по обществознанию. 9 класс. / Сорокина
Е.Н. – М.: ВАКО

Дидактические
материалы

Электронное приложение к учебнику Обществознание. 9 класс /
под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой
Разработки учителя

Материалы
для контроля

Промежуточное тестирование. Обществознание. 9 класс. Е.Н.
Колачева. М.: Издательство «Экзамен»
Тесты по обществознанию: 9 класс: к учебнику обществознания
под ред. Л.Н. Боголюбова. Автор С.В. Краюшкина М.:
Издательство «Экзамен»
Обществознание. 9 класс: экспресс-диагностика. / Е.С.
Королькова, Т.В. Коваль.- М.: Издательство «Экзамен»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».