ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу «Обществознание», составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г., с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); - Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); - Авторской программы к линии УМК «Обществознание» для 6-9 классов серии «СФЕРЫ» авторов О.А.Котовой, Т.Е. Лисковой для 6-7 классов; - Авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова для 8-9 классов; - с учетом рабочей программы воспитания. Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей: - развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), еѐ познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплѐнным в Конституции Российской Федерации; - освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; - формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Человек. Деятельность человека Выпускник научится: использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; приводить примеры основных видов деятельности человека; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы. Общество Выпускник научится: демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; конкретизировать примерами опасность международного терроризма. Выпускник получит возможность научиться: наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; осознанно содействовать защите природы. Социальные нормы Выпускник научится: раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; различать отдельные виды социальных норм; характеризовать основные нормы морали; критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; характеризовать специфику норм права; сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; раскрывать сущность процесса социализации личности; объяснять причины отклоняющегося поведения; описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. Выпускник получит возможность научиться: использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; оценивать социальную значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Выпускник научится: характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; описывать явления духовной культуры; объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; оценивать роль образования в современном обществе; различать уровни общего образования в России; находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; раскрывать роль религии в современном обществе; характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. Выпускник получит возможность научиться: описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода. Социальная сфера Выпускник научится: описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; выделять параметры, определяющие социальный статус личности; приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; описывать основные социальные роли подростка; конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; характеризовать межнациональные отношения в современном мире; объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; раскрывать основные роли членов семьи; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа. Политическая сфера жизни общества Выпускник научится: объяснять роль политики в жизни общества; различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; давать характеристику формам государственно-территориального устройства; различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться: осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Гражданин и государство Выпускник научится: характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; раскрывать достижения российского народа; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; характеризовать конституционные обязанности гражданина. Выпускник получит возможность научиться: аргументированно обосновыватьвлияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Основы российского законодательства Выпускник научится: характеризовать систему российского законодательства; раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать гражданские правоотношения; раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. Выпускник получит возможность научиться: на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. Экономика Выпускник научится: объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; называть и конкретизировать примерами виды налогов; характеризовать функции денег и их роль в экономике; раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. Выпускник получит возможность научиться: анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Человек. Деятельность человека Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека.Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Общество Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.Современное российское общество, особенности его развития. Социальные нормы Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия.Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее социализации в и различия. подростковом Социализация возрасте. личности. Особенности Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование.Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. Социальная сфера жизни общества Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства. Политическая сфера жизни общества Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. территориального Формы устройства. правления. Формы государственно- Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Гражданин и государство Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства.Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Основы российского законодательства Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической Гражданские договоров. ответственности. правоотношения. Право Основные Презумпция виды невиновности. гражданско-правовых собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.Международное гуманитарное право. Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов. Экономика Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 6 класс № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14-15 16 17-18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Тема Введение – 1 час Вводный урок. Что изучает курс «Обществознание»? Глава 1. Что связывает людей в общество – 11 часов Человек. Биологическое и социальное в человеке Деятельность человека: ее структура и разнообразие видов Способности человека Как человек познает мир и самого себя. Познание и самопознание Труд и образ жизни. Виды труда Семья в жизни человека Человек и общество. Межличностные отношения От чего зависит положение человека в обществе. Социальный статус Практикум по теме «Что связывает людей в общество» Глава 2. Сферы общественной жизни – 8 часов Общественная жизнь и общественное развитие Экономическая сфера жизни общества Социальная сфера современного общества Что такое государство Богатство духовной культуры Практикум по теме «Сферы общественной жизни» Глава 3. Как развивается общество – 5 часов Типы обществ Информационное общество Глобальные проблемы человечества Международные организации для решения глобальных проблем Практикум по теме «Как развивается общество» Глава 4. Современное российское общество – 8 часов Российское общество в начале нового века Ресурсы и возможности экономики нашей страны Как в Конституции РФ определены основы строя нашего государства Современное российское государство Государственные символы России Духовные ценности российского народа Место нашей Родины среди современных государств Заключительный урок. Итоговое повторение Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 7 класс № урока Тема Количество часов Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе – 7 часов 1 По каким правилам живет общество 1 2 Общественные ценности и общественное сознание 1 3 Как мораль влияет на жизнь человека и общества 1 4 Как право регулирует жизнь общества 1 5 Нормы и отрасли права 1 6 Правоотношения 1 7 Практикум по теме «Регулирование поведения людей в 1 обществе» Глава 2. Права и свободы человека и система их защиты – 6 часов 8 Основные права и свободы человека и гражданина России 1 9 Правоохранительные органы России 1 10 Как осуществляется правосудие в России 1 11 Способы защиты прав человека в России 1 12 Международная система защиты прав человека 1 13 Практикум по теме «Права и свободы человека и система их 1 защиты» Глава 3. Гражданские правоотношения в России – 4 часа 14 Правоспособность и дееспособность гражданина России 1 15 Какие права и законные интересы граждан защищает 1 гражданское право 16 Как решаются гражданско-правовые споры 1 17 Практикум по теме «Гражданские правоотношения в России» 1 Глава 4. Семейные правоотношения в России – 4 часа 18 Заключение и расторжение брака 1 19 Права и обязанности супругов 1 20 Права и обязанности родителей и детей 1 21 Практикум по теме «Семейные правоотношения в России» 1 Глава 5. Трудовые правоотношения в России – 4 часа 22 Право на труд и трудовые отношения в России 1 23 Права и обязанности работника и работодателя 1 24 Особенности трудоустройства несовершеннолетних 1 25 Практикум по теме «Трудовые правоотношения в России» 1 Глава 6. Юридическая ответственность в России – 8 часов 26 Понятие правонарушения. Виды правонарушения 1 27 Понятие юридической ответственности 1 28 Виды юридической ответственности 1 29 Административные правонарушения и виды административных наказаний 30 Преступления и наказания в уголовном праве 1 31 Особенности юридической ответственности 1 несовершеннолетних 32 Практикум по теме «Юридическая ответственность в России» 1 33 Итоговое повторение 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 8 класс № урока Тема Количество часов Глава 1. Личность и общество – 6 часов 1 Что делает человека человеком? 1 2 Человек, общество, природа 1 3 Общество как форма жизнедеятельности людей 1 4 Развитие общества 1 5 Как стать личностью 1 6 Урок практикум по главе 1 1 Сфера духовной культуры – 8 часов 7 Сфера духовной жизни 1 8 Мораль 1 9 Долг и совесть 1 10 Моральный выбор – это ответственность 1 11 Образование 1 12 Наука в современном обществе 1 13 Религия как одна из форм культуры 1 14 Урок практикум по главе 2 1 Глава 2. Социальная сфера – 5 часов 15 Социальная структура общества 1 16 Социальные статусы и роли 1 17 Нации и межнациональные отношения 1 18 Отклоняющееся поведение 1 19 Урок практикум по главе 3 1 Глава 3. Экономика – 5 часов 20 Экономика и ее роль в жизни общества 1 21 Главные вопросы экономики 1 22 Собственность 1 23 Рыночная экономика 1 24 Производство – основа экономики 1 25 Предпринимательская деятельность 1 26 Роль государства в экономике 1 27 Распределение доходов 1 28 Потребление 1 29 Инфляция и семейная экономика 1 30 Безработица, ее причины и последствия 1 31 Мировое хозяйство и международная торговля 1 32 Урок практикум по главе 3 1 33 Итоговое повторение 2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 9 класс № урока Тема Количество часов Глава 1. Политика – 10 часов 1 Политика. Роль политики в жизни общества. Политическая 1 власть. 2 Государство и его признаки. Происхождение государства 1 3 Формы государства (формы правления и формы 1 государственно-территориального устройства 4 Политические режимы 1 5 Правовое государство. Признаки правового государства 1 6 Гражданское общество и государство 1 7 Участие граждан в политической жизни 1 8 Избирательное право в РФ 1 9 Политические партии и движения 1 10 Практикум по теме «Политика» 1 Глава 2. Право – 24 часа 11 Право, его роль в жизни общество и государства 1 12 Норма права. Закон. Система законодательства 1 13 Правоотношения и субъекты права 1 14 Правоспособность и дееспособность субъектов права 1 15 Правонарушения и юридическая ответственность 1 16 Правоохранительные органы 1 17 Конституция РФ 1 18 Основы конституционного строя РФ 1 19 Права и свободы человека и гражданина. Международные 1 документы по правам человека 20 Права и свободы человека и гражданина в РФ 1 21 Право, его роль в жизни общество и государства 1 22 Права ребенка 1 23 Гражданские правоотношения 1 Виды договоров. 24 Гражданская дееспособность несовершеннолетних 1 25 Защита прав потребителей 1 26 Право на труд. Трудовые правоотношения 1 27 Семейные правоотношения. 1 28 Административные правоотношения 1 29 Уголовно-правовые отношения. Понятие преступления. 1 30 Уголовная ответственность несовершеннолетних 1 31 Социальная политика государства. Социальные права. 1 32 Международно-правовая защита жертв вооруженных 1 конфликтов 33 Итоговое повторение 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 6 класс Учебная программа Учебники, учебные пособия Методические материалы Дидактические материалы Материалы для контроля Рабочая программа к линии УМК «Обществознание» для 6-9 классов серии «Сферы» авторов О.А.Котовой, Т.Е. Лисковой. М. Просвещение Учебник. Обществознание. 6 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е.: Просвещение Тетрадь- тренажер. Обществознание. 6 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М: Просвещение Поурочное тематическое планирование. Обществознание. 6 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е.: Просвещение Разработки учителя Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л. Обществознание. Тестовые задания. 6 класс. М.: Просвещение Промежуточное тестирование. Обществознание. 6 класс. ФГОС/ Е.Н. Калачева. М.: Издательство «Экзамен» 7 класс Учебная программа Учебники, учебные пособия Методические материалы Дидактические материалы Материалы для контроля Рабочая программа к линии УМК «Обществознание» для 6-9 классов серии «Сферы» авторов О.А.Котовой, Т.Е. Лисковой. М. Просвещение Учебник. Обществознание. 7 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е.: Просвещение Тетрадь- тренажер. Обществознание. 7 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М: Просвещение Поурочное тематическое планирование. Обществознание. 7 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е.: Просвещение Разработки учителя Промежуточное тестирование. Обществознание. 7 класс. ФГОС/ Е.Н. Калачева. М.: Издательство «Экзамен» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 8 класс Учебная программа Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией JI. Н. Боголюбова. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / JI. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, JI. Ф. Иванова и др.]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 63 с. Учебники, учебные пособия Учебник. Обществознание. 8 класс. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2018 Методические материалы Рабочая тетрадь. Обществознание. 8 класс. Котова О. А., Лискова Т. Е. М.Просвещение Поурочные разработки. Обществознание. 8 класс. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др М. Просвещение Поурочные разработки по обществознанию. 8 класс. / Сорокина Е.Н. – М.: ВАКО Дидактические материалы Электронное приложение к учебнику Обществознание. 8 класс / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой Разработки учителя Материалы для контроля Промежуточное тестирование. Обществознание. 8 класс. Е.Н. Колачева. М.: Издательство «Экзамен» Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику обществознания под ред. Л.Н. Боголюбова. Автор С.В. Краюшкина М.: Издательство «Экзамен» Обществознание. 8 класс: экспресс-диагностика. / Е.С. Королькова, Т.В. Коваль.- М.: Издательство «Экзамен» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 9 класс Учебная программа Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией JI. Н. Боголюбова. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / JI. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, JI. Ф. Иванова и др.]. - 3-е изд. - М.: Просвещение Учебники, учебные пособия Учебник. Обществознание. 9 класс. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение Методические материалы Рабочая тетрадь. Обществознание. 9 класс. Котова О. А., Лискова Т. Е. М.: Просвещение Поурочные разработки. Обществознание. 9 класс. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др М. Просвещение Поурочные разработки по обществознанию. 9 класс. / Сорокина Е.Н. – М.: ВАКО Дидактические материалы Электронное приложение к учебнику Обществознание. 9 класс / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой Разработки учителя Материалы для контроля Промежуточное тестирование. Обществознание. 9 класс. Е.Н. Колачева. М.: Издательство «Экзамен» Тесты по обществознанию: 9 класс: к учебнику обществознания под ред. Л.Н. Боголюбова. Автор С.В. Краюшкина М.: Издательство «Экзамен» Обществознание. 9 класс: экспресс-диагностика. / Е.С. Королькова, Т.В. Коваль.- М.: Издательство «Экзамен»