Пояснительная записка Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015); - Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в Приморском крае; - Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); - Авторской программы учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» А. Кураева (Сборник рабочих программ учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение); - с учетом рабочей программы воспитания. Цель курса: формирование у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребѐнка, приобретаемое в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Основные задачи учебного курса: познакомить обучающихся с основами религиозных культур и светской этики; развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Планируемые результаты изучения курса Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по каждому учебному модулю . Общие планируемые результаты. В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится: – понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; – поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях; – осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию; – развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации; – ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; Планируемые результаты по учебным модулям. Основы православной культуры Выпускник научится: – раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); – ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России; – на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; – излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; – устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; – акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Содержание курса Россия — наша Родина. Россия — многонациональное государство. Духовный мир человека. Культурные традиции и вечные ценности. Семейные ценности. Внеурочная деятельность: экскурсия в исторический или краеведческий музей. Культурное многообразие России. Культура и религия. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Что такое культура? Что такое религия? Как человек создаѐт культуру. Истоки русской культуры — в православной религии. Человек и Бог в православии. Бог — Творец, который создал весь мир и человеческий род. Дары Бога человеку. Вера в Бога и еѐ влияние на поступки людей. Православная молитва. Что такое православие. Что значит молиться. Три вида православных молитв: молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие. Кто такие святые. Священное Предание. Молитва «Отче наш». Искушение, испытания, трудности. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Христианство. Священное Писание Ветхого Завета. Христос. Библия — книга книг. Части Библии. Священное Писание Нового Завета. Апостолы. Притчи. Евангелие. Проповедь Христа. Учение Христа. Нагорная проповедь. О мести. О богатстве. Духовные сокровища. «Царствие Божие внутри вас». Завет Христа. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком (Богочеловек Христос). Голгофа. Царство Божие, Царство Небесное. Жертва Христа. Распятие. Символика креста. Крест — символ любви к людям. Пасха. Воскресение Христа. Пасха Христова. Встреча Пасхи. Пасхальный гимн. Празднование Пасхи. Православное учение о человеке. Библия о происхождении души. Душа и тело. Внутренний мир человека. Образ Божий в человеке. «Подумай о душе». Болезни души. Совесть и раскаяние. Добро. Зло. Грех. Работа совести. Раскаяние. Три шага в раскаянии. Заповеди. Десять заповедей, данных Моисею Богом. Почитай отца твоего и матерь твою. Не убий. Не укради. Не прелюбодействуй. Не лги. Не завидуй (как зависть гасит радость). Милосердие и сострадание. Милосердие — забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие и дружба. Милосердие и плата. Ближний. Милостыня. Учение Христа о милосердии. Благотворительная деятельность христианской церкви. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений — не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Неосуждение. Люби грешника и ненавидь грех. Храм. Православный храм — его устройство и убранство. Иконы. Иконостас. Царские врата. Алтарь. Что люди делают в храме. Благословение. Правила поведения в различных общественных местах. Икона. Зачем изображают невидимое. Чем икона отличается от картины. Свет иконы. Нимб. Икона и молитва. О чѐм молятся православные христиане перед иконой. Творческие работы учащихся. Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполнению проекта. Выполнение одного из заданий в рамках работы над проектом. Презентации результатов работы и их обсуждение. Как христианство пришло на Русь. Церковь. Крещение Руси. Князь Владимир. Крещение — это присоединение к Церкви. Вера в Единого Бога. Святая Русь. Как изменилась жизнь киевлян после их крещения. Подвиг. Что такое подвиг. Жертва ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник. Внешний и внутренний мир человека: какой труднее изменить? Заповеди блаженств. Заповеди блаженств. Нищие духом. Царство Небесное. «Царство Божие внутри нас». «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». «Блаженны кроткие». «Блаженны милостивые». «Блаженны алчущие и жаждущие правды». «Блаженны чистые сердцем». Зачем творить добро? Как подражают Христу. Самоотверженность. Святой. Почему христиане благодарны Христу. Чудо в жизни христианина. Святая Троица. Добродетель. Главные христианские добродетели — вера, надежда, любовь. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Легенда о Христофоре. Вера христиан в бессмертие. Как вера в Божий суд влияет на поступки людей. Таинство Причастия. Тайная вечеря. Христианские таинства — Крещение и Причастие. Литургия. Главное назначение Церкви. Монастырь. Монастырь — образ Царствия Божия на земле. Кто такие монахи. Кто такие иноки. Почему люди идут в монахи. Главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Послушание. Монашество. Монашеские обеты. Постриг монаха. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Книга природы и Библия. Ответственность за мир. Христианское милосердие. Милосердие к животным. Христианская семья. Семья — это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Венчание в храме. Тактичность и любовь в отношениях членов семьи. Взаимное прощение и терпение членов семьи. Какое поведение называется хамским. Семейные праздники и семейные традиции. Защита Отечества. Война справедливая — оборонительная. Святые защитники Отечества. Дмитрий Донской. Александр Невский. Фѐдор Ушаков Христианин в труде. Заповеди Творца первым людям. Нарушение четвѐртой заповеди - заповеди о посте. Труд - это лекарство, которое прописано человечеству Богом Любовь и уважение к Отечеству. Этапы становления духовных традиций России. Любовь — основа человеческой жизни. Служение человека обществу. Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Творческие работы учащихся. Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполнению проекта. Выполнение одного из заданий в рамках работы над проектом. Презентации результатов работы и их обсуждение. Тематическое планирование курса № урока Тема Количество часов 1 Россия — наша Родина 1 2 Культура и религия 1 3 Человек и Бог в православии 1 4 Православная молитва 1 5 Библия и Евангелие 1 6 Проповедь Христа 1 7 Христос и Его крест 1 8 Пасха 1 9 Православное учение о человеке 1 10 Совесть и раскаяние 1 11 Заповеди 1 12 Милосердие и сострадание 1 13 Золотое правило этики 1 14 Храм 1 15 Икона 1 16-17 Творческие работы учащихся. Презентация проектов 2 18 Как христианство пришло на Русь 1 19 Подвиг 1 20 Заповеди блаженств 1 22 Зачем творить добро? 1 23 Чудо в жизни христианина 1 24 Православие о Божием суде 1 25 Таинство Причастия 1 26 Монастырь 1 27 Отношение христианина к природе 1 28 Христианская семья 1 29 Защита Отечества 1 30 Христианин в труде 1 31 Любовь и уважение к Отечеству 1 32-33 Творческие работы учащихся. Презентация проектов 2 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса Учебная Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных программа культур и светской этики». М.: Просвещение Учебники, Основы религиозных культур и светской этики. Основы учебные пособия православной культуры. 4 класс: учебн. для общеобразоват. организаций/ А.Кураев. - М.: Просвещение Методические - Основы религиозных культур и светской этики. Книга для материалы учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение - Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение - Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Г.А. Обернихина. - М.: Просвещение - Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Рабочая тетрадь для учащихся. 4 класс. / Г.А. Обернихина. - М.: Просвещение - Основы православной культуры. Рабочая тетрадь. Ч. 1,2. / Т.В. Комарова. – М.: Изд-во ПСТГУ Дидактические Основы религиозных культур и светской этики. Основы материалы православной культуры. 4 класс. Электронное пособие к учебнику. – М.: Просвещение Разработки учителя Материалы Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания для контроля проектных и творческих работ, составленные учителем