ОРКСЭ, 4 класс, 2021-2022 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль
«Основы православной культуры» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от
31.12.2015);
- Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в
Приморском крае;
-

Примерной

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Авторской программы учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики», модуль «Основы православной культуры» А. Кураева (Сборник рабочих программ
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение);
- с учетом рабочей программы воспитания.
Цель курса: формирование у школьников поликультурной компетентности,
которая понимается как интегративное качество личности ребѐнка, приобретаемое в
результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных
интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и
правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном
обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с
представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп.
Основные задачи учебного курса:


познакомить обучающихся с основами религиозных культур и светской этики;



развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и

ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;


обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали,

полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых

мировоззренческих

основ,

обеспечивающих

целостное

восприятие

отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени
основной школы;



развивать способности младших школьников к общению в политичной и

многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Планируемые результаты изучения курса
Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных
культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному
предмету) и результаты по каждому учебному модулю
.
Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни
личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе
совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в
российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к
нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов
России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и
современности, становлении

российской государственности, российской

светской

(гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах
человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
Планируемые результаты по учебным модулям.
Основы православной культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской
культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места,
сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы
отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться

в

истории

возникновения

православной

христианской

религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на

примере

православной

религиозной

традиции

понимать

значение

традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов,
российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
– соотносить

нравственные

формы

поведения

с

нормами

православной

христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения
по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать

отношения

с

представителями

разных

мировоззрений

и

культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях
общего образования.
Содержание курса
Россия — наша Родина. Россия — многонациональное государство. Духовный мир
человека. Культурные традиции и вечные ценности. Семейные ценности. Внеурочная
деятельность: экскурсия в исторический или краеведческий музей. Культурное
многообразие России.
Культура и религия. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Что такое культура? Что такое религия? Как человек создаѐт культуру. Истоки русской
культуры — в православной религии.
Человек и Бог в православии. Бог — Творец, который создал весь мир и
человеческий род. Дары Бога человеку. Вера в Бога и еѐ влияние на поступки людей.
Православная молитва. Что такое православие. Что значит молиться. Три вида

православных молитв: молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие. Кто
такие святые. Священное Предание. Молитва «Отче наш». Искушение, испытания,
трудности.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Христианство. Священное Писание
Ветхого Завета. Христос. Библия — книга книг. Части Библии. Священное Писание Нового Завета. Апостолы. Притчи. Евангелие.
Проповедь Христа. Учение Христа. Нагорная проповедь. О мести. О богатстве.
Духовные сокровища. «Царствие Божие внутри вас». Завет Христа.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком (Богочеловек Христос). Голгофа.
Царство Божие, Царство Небесное. Жертва Христа. Распятие. Символика креста. Крест —
символ любви к людям.
Пасха. Воскресение Христа. Пасха Христова. Встреча Пасхи. Пасхальный гимн.
Празднование Пасхи.
Православное учение о человеке. Библия о происхождении души. Душа и тело.
Внутренний мир человека. Образ Божий в человеке. «Подумай о душе». Болезни души.
Совесть и раскаяние. Добро. Зло. Грех. Работа совести. Раскаяние. Три шага в
раскаянии.
Заповеди. Десять заповедей, данных Моисею Богом. Почитай отца твоего и матерь
твою. Не убий. Не укради. Не прелюбодействуй. Не лги. Не завидуй (как зависть гасит
радость).
Милосердие и сострадание. Милосердие — забота о слабых, взаимопомощь.
Милосердие и дружба. Милосердие и плата. Ближний. Милостыня. Учение Христа о
милосердии. Благотворительная деятельность христианской церкви.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений — не делай
другим того, чего ты не хотел бы для себя. Неосуждение. Люби грешника и ненавидь грех.
Храм. Православный храм — его устройство и убранство. Иконы. Иконостас.
Царские врата. Алтарь. Что люди делают в храме. Благословение. Правила поведения в
различных общественных местах.
Икона. Зачем изображают невидимое. Чем икона отличается от картины. Свет
иконы. Нимб. Икона и молитва. О чѐм молятся православные христиане перед иконой.
Творческие

работы

учащихся.

Содержание

деятельности

определяется

выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и
жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к
выполнению проекта. Выполнение одного из заданий в рамках работы над проектом.
Презентации результатов работы и их обсуждение.

Как христианство пришло на Русь. Церковь. Крещение Руси. Князь Владимир.
Крещение — это присоединение к Церкви. Вера в Единого Бога. Святая Русь. Как
изменилась жизнь киевлян после их крещения.
Подвиг. Что такое подвиг. Жертва ради другого человека. Жертва Богу.
Подвижник. Внешний и внутренний мир человека: какой труднее изменить?
Заповеди блаженств. Заповеди блаженств. Нищие духом. Царство Небесное.
«Царство Божие внутри нас». «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». «Блаженны кроткие». «Блаженны милостивые». «Блаженны алчущие и жаждущие правды». «Блаженны
чистые сердцем».
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Самоотверженность. Святой.
Почему христиане благодарны Христу.
Чудо в жизни христианина. Святая Троица. Добродетель. Главные христианские
добродетели — вера, надежда, любовь.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Легенда о Христофоре.
Вера христиан в бессмертие. Как вера в Божий суд влияет на поступки людей.
Таинство Причастия. Тайная вечеря. Христианские таинства — Крещение и Причастие. Литургия. Главное назначение Церкви.
Монастырь. Монастырь — образ Царствия Божия на земле. Кто такие монахи. Кто
такие иноки. Почему люди идут в монахи. Главное правило монашеской жизни: «Трудись
и молись». Послушание. Монашество. Монашеские обеты. Постриг монаха.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Книга
природы и Библия. Ответственность за мир. Христианское милосердие. Милосердие к
животным.
Христианская семья. Семья — это маленький ковчег, призванный ограждать детей
от беды. Венчание в храме. Тактичность и любовь в отношениях членов семьи. Взаимное
прощение и терпение членов семьи. Какое поведение называется хамским. Семейные
праздники и семейные традиции.
Защита Отечества. Война справедливая — оборонительная. Святые защитники
Отечества. Дмитрий Донской. Александр Невский. Фѐдор Ушаков
Христианин в труде. Заповеди Творца первым людям. Нарушение четвѐртой заповеди - заповеди о посте. Труд - это лекарство, которое прописано человечеству Богом
Любовь и уважение к Отечеству. Этапы становления духовных традиций России.
Любовь — основа человеческой жизни. Служение человека обществу. Родине.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Творческие

работы

учащихся.

Содержание

деятельности

определяется

выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и
жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к
выполнению проекта. Выполнение одного из заданий в рамках работы над проектом.
Презентации результатов работы и их обсуждение.
Тематическое планирование курса
№
урока

Тема

Количество
часов

1

Россия — наша Родина

1

2

Культура и религия

1

3

Человек и Бог в православии

1

4

Православная молитва

1

5

Библия и Евангелие

1

6

Проповедь Христа

1

7

Христос и Его крест

1

8

Пасха

1

9

Православное учение о человеке

1

10

Совесть и раскаяние

1

11

Заповеди

1

12

Милосердие и сострадание

1

13

Золотое правило этики

1

14

Храм

1

15

Икона

1

16-17

Творческие работы учащихся. Презентация проектов

2

18

Как христианство пришло на Русь

1

19

Подвиг

1

20

Заповеди блаженств

1

22

Зачем творить добро?

1

23

Чудо в жизни христианина

1

24

Православие о Божием суде

1

25

Таинство Причастия

1

26

Монастырь

1

27

Отношение христианина к природе

1

28

Христианская семья

1

29

Защита Отечества

1

30

Христианин в труде

1

31

Любовь и уважение к Отечеству

1

32-33

Творческие работы учащихся. Презентация проектов

2

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Учебная

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных

программа

культур и светской этики». М.: Просвещение

Учебники,

Основы религиозных культур и светской этики. Основы

учебные пособия

православной культуры. 4 класс: учебн. для общеобразоват.
организаций/ А.Кураев. - М.: Просвещение

Методические

- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для

материалы

учителя. Справочные материалы для общеобразовательных
учреждений. – М.: Просвещение
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для
родителей. – М.: Просвещение
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы
православной культуры. Методическое пособие 4 класс: пособие
для учителей общеобразоват. организаций/ Г.А. Обернихина. - М.:
Просвещение
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы
православной культуры. Рабочая тетрадь для учащихся. 4 класс. /
Г.А. Обернихина. - М.: Просвещение
- Основы православной культуры. Рабочая тетрадь. Ч. 1,2. / Т.В.
Комарова. – М.: Изд-во ПСТГУ

Дидактические

Основы религиозных культур и светской этики. Основы

материалы

православной культуры. 4 класс. Электронное пособие к
учебнику. – М.: Просвещение
Разработки учителя

Материалы

Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания

для контроля

проектных и творческих работ, составленные учителем


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».