Основы безопасности жизнедеятельности, 8-9 классы, 2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», составлена
на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от
17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России
от 29 декабря 2014 г. № 1644);
- ПриказаМинобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования,

утвержденный

приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
Авторская программа-Н.Ф.Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В.Сидоренко,
А.Б.Таранин.
С учѐтом рабочей программы воспитания.
В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской
Федерации и федеральных законов «О безопасности», «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О
безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О
пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарноэпидемиологическом

благополучии

населения»,

Стратегии

национальной

безопасности Российской Федерации.
В своей предметной ориентации предлагаемая программа направлена на
достижение следующих целей:
- усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья
как личной и общественной ценности;
- уяснение и принятие учащимися достижений гражданского общества: права
человека,

правовое

государство,

ответственность органов власти;

семейные

ценности,

справедливость

и

- антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение
учащихся, их нетерпимость к действиям и намерениям, представляющим угрозу для
жизни человека;
- отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том
числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;
- готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс предназначен для решения следующих задач:
- освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об
опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их
возникновении;
- обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и
правильно

действовать

в

случае

их

наступления,

использовать

средства

индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;
- развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения
здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных
и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства
ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к
своему здоровью и жизни;
- формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической
личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и
асоциальному поведению.
Учебный материал структурирован в три раздела:
раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и государства»;
раздел 2 «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи»;
раздел 3 «Основы здорового образа жизни».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Выпускник научится:

 классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
 использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ
в атмосфере, воде и почве;
 использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и
продуктов питания с использованием бытовых приборов;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций
при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов
питания;
 безопасно использовать бытовые приборы;
 безопасно использовать средства бытовой химии;
 безопасно использовать средства коммуникации;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного
характера;
 предвидеть

причины

возникновения

возможных

опасных

ситуаций

криминогенного характера;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации
на улице;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
подъезде;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
лифте;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
квартире;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
 безопасно

вести

и

применять

способы

самозащиты

при

попытке

мошенничества;
 адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
 безопасно применять первичные средства пожаротушения;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
 соблюдать

правила

транспортного средства;

безопасности

дорожного

движения

пассажира

 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций
на воде;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
 использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
 адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
 подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного
характера для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях
техногенного характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера;
 безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
 безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
 комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов)
в случае эвакуации;
 классифицировать

и

характеризовать

явления

терроризма,

экстремизма,

наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
 классифицировать

мероприятия

по

защите

населения

от

терроризма,

экстремизма, наркотизма;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении
неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или
захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по
освобождению заложников;
 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных
актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого
скопления людей;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах
большого скопления людей;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового
скопления людей;

 оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
 характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и
значение для личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие
здоровье;
 планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению
своего здоровья;
 адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению
здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
 выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
 безопасно использовать ресурсы интернета;
 анализировать состояние своего здоровья;
 определять состояния оказания неотложной помощи;
 использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
 классифицировать средства оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
 извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
 оказывать первую помощь при ушибах;
 оказывать первую помощь при растяжениях;
 оказывать первую помощь при вывихах;
 оказывать первую помощь при переломах;
 оказывать первую помощь при ожогах;
 оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
 оказывать первую помощь при отравлениях;
 оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
Выпускник получит возможность научиться:
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций в туристических поездках;
 готовиться к туристическим поездкам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;

 анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
 безопасно вести и применять права покупателя;
 анализировать

последствия

проявления

терроризма,

экстремизма,

наркотизма;
 предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных
привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
 характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на
здоровье человека;
 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных
актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
 владеть

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при
формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
 классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
 оказывать первую помощь при коме;
 оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
 использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и
другие базы данных;
 усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные
и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные
эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
 творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области
безопасности жизнедеятельности.

Содержание курса.

Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности»
«Информатика»,

с

такими

предметами

«Обществознание»,

как

«Биология»,

«Физика»,

«Химия»,

«История»,
«Экология»,

«Экономическая и социальная география», «Физическая культура» способствует
формированию

целостного

представления

об

изучаемом

объекте,

явлении,

содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных
связей учащегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению
развивающей и культурной составляющей программы, а также рационального
использования учебного времени.
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с
неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации
вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества
окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми
приборами

и

инструментами,

средствами

бытовой

химии,

персональными

компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила поведения на транспорте
(наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за
их

нарушения.Правила

безопасного

поведения

пешехода,

пассажира

и

велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его
причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные
средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила
поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических
походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия,
способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях
криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража,
мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты.
Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них
(землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури,
смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный

гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные,
торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по
безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации
техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных,
химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики,
транспорте,

гидротехнических

сооружениях).

Рекомендации

по

безопасному

поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования
ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила
поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в
Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности
личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую,
экстремистскую

и

наркотическую

деятельность.

Ответственность

несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при террористических
актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при
взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке
похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная
безопасность при посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и
факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня,
гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания
употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных
смесей), их влияние на здоровье.Профилактика вредных привычек и их факторов.
Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав
ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и
внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных
путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая
помощь

при

ожогах,

отморожениях

и

общем

переохлаждении.

Основные

неинфекционные и инфекционные заболевания,их профилактика. Первая помощь при
отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при
укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности.
Первая помощь при коме.Особенности оказания первой помощи при поражении
электрическим током.
Рабочая программа 8 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема урока

Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать
Здоровый образ жизни. Что это?
Зависит ли здоровье от образа жизни..
Физическое здоровье человека.
Правильное питание.
Психическое здоровье человека.
Социальное здоровье человека.
Репродуктивное здоровье подростков и его охрана.
Опасности ,подстерегающие нас в повседневной жизни.
Как вести себя при пожаре.
Чрезвычайные ситуации в быту.
Разумная предосторожность..
Опасные игры.
Лес – это серьезно.
Водоѐм зимой и летоим..
Современный транспорт и безопасность.
Транспорт в современном мире.
Чрезвычайные ситуации на дорогах.
Опасные ситуации в метро.
. Авиакатастрофы.
Железнодорожные катастрофы.
Безопасный туризм.
Обеспечение безопасности в туристских походах.
Обеспечение безопасности в водном туристском походе.
Когда человек сам себе враг.
Курение убивает.
Алкоголь разрушает личность.
Скажем наркотикам »нет».
Токсикомания -С-страшная зависимость.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного
характера.
Природные чрезвычайные ситуации
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Итоговое контрольное тестирование
Итоговое повторение и обобщение

Кол.час.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Рабочая программа 9 класс
№
1

Тема урока
Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние
курения на растущий организм.

2

Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению
спиртных напитков. Воздействие алкоголя на организм человека
Психологическая готовность к неприятию алкоголя. Первая помощь
при отравлении алкоголем.

1

Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на
организм человека. Токсикомания
Определение чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера».
Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения. Общие
правила эвакуации
Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн
Прогнозирование землетрясений. Признаки землетрясения. Правила
поведения во время землетрясения
Извержение вулкана — грозное стихийное явление. Признаки начала
извержения. Поведение во время извержения вулкана.
Что такое сели и оползни. Причины их образования
Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней.
Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение
при угрозе их приближения
Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение
при угрозе их приближения
Причины возникновения наводнений
Меры по предупреждению последствий наводнений.
Эвакуация перед наводнением и во время его. Действия перед
наводнением и при наводнении
Природные пожары, их причины
Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре.
Причины и виды техногенных ЧС
. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с
утечкой химических и радиоактивных веществ.
. Аварии на гидродинамических объектах
Правила поведения при авариях различного вида
Что такое экстремизм и терроризм
Правила поведения во время взрыва и после него.
. Взятие в заложники и правила поведения в этом случае.
Государственная политика противодействия экстремизму и
терроризму в России.
Законодательство России о противодействии экстремизму и
терроризму.
Законодательство России о противодействии экстремизму и
терроризму
Особенности проведения спецопераций
Что такое национальная безопасность Российской Федерации

1

3

4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Кол.час.
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Условия обеспечения национальной безопасности в Российской
Федерации
Взятие в заложники и правила поведения в этом случае.
Итоговое контрольное тестирование
Итоговое повторение и обобщение

31
32
33
34

1
1
1
1

Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности
Основы безопасности
жизнедеятельности: 7-9
классы:
учебник
для учащихся общеобразовательных организаций {Н.Ф.
Виноградовой, Д.В. Смирнова, Л.В. Сидоренко и др.} М.: Вента-Граф, 2014 –
272 с.: ил.
•
•
•
•
•
•
•

Нормативно -правовые документы'
Конституция Российской Федерации
Правила дорожного движения Российской Федерации
Семейный кодекс Российской Федерации
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.
Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон «О гражданской обороне»
Закон «Об образовании»
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения*
Все нормативно-правовые документы
редакции.

•

необходимо иметь

в последней

Федеральный закон «Опожарной безопасности»

 Федеральный закон «О безопасности дорожного
движения»
Федеральный
закон
«О
противодействии терроризму»
•
Федеральный закон «О противодействии экстремистской
деятельности»
Периодические издания
•
Подшивки журналов и газет «Гражданская зашита»,
«Основы безопасности жизнедеятельности», «Служба спасения 01»,
«Спасатель» и др.
Учебная литература
•
Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения.
5—9 классы»
• Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности.
Методические рекомендации. 5— 11классы»
• Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 классы: методическое
пособие / Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов.,М.: Вента-Граф, 2014 – 272 с.:
ил.
• Пособие для учителя
«Основы безопасности жизнедеятельности.
Поурочные разработки. 5—9 классы»

• Пособие для обучающихся «Дорожное движение Безопасность пешеходов,
пассажиров, водителей. 5—9 классы»
• Пособия для обучающихся о противодействии терроризму и
экстремистской деятельности
• Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность
дорожного движения»
• Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности»
• Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся
5—9 классов1 •Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету
ОБЖ на магнитных и оптических носителях


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».