Биология, ОВЗ, 7-9 классы

1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по биологии для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-

Примерной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4\150.
- На основании УМК учебной линии З.А.Клепинина;
- С учетом рабочей программы воспитания.
Основные цели обучения биологии - создание условий для формирования знаний
об окружающем мире: умения ориентироваться в мире растений; использовать
полученные знания в повседневной жизни; применять биологические знания.
Основные задачи изучения биологии:
― формировать элементарные научные представления о компонентах живой
природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
― показать практическое применение биологических знаний: учить

приемам

выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними
животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные
знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать
экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому
воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать,
сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать
причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную
речь и другие психические функции.
2. Планируемые результаты
Минимальный уровень:
- давать представления об объектах и явлениях неживой и живой природы,
организма человека;
- знать особенности внешнего вида изученных растений и животных, узнавать и
различать изученные объекты в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;

- знать общие признаки изученных групп растений и животных, правил поведения в
природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
- выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные
программой;
- описывать особенности состояния своего организма;
- знать названия специализации врачей;
- применять полученные знания и сформированных умений в бытовых ситуациях
(уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой
доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
- давать представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;
- осознавать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и
человеком, органами и системами органов у человека;
- устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта
(единство формы и функции);
- знать признаки сходства и различия между группами растений и животных;
выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
- узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты,
муляжи, слайды, рисунки, схемы);
- знать названия, элементарных функций и расположения основных органов в
организме человека;
- знать способы самонаблюдения, описания особенностей своего состояния,
самочувствия, знать основные показатели своего организма (группа крови, состояние
зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
- знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их
для объяснения новых ситуаций;
- выполнять практические работы самостоятельно или при предварительной
(ориентировочной) помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной
помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
- владеть сформированные знания и умения в учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых ситуациях.
Содержание учебного предмета «Биология»
7 класс «Растения. Бактерии. Грибы» (68 ч)
Введение Повторение основных сведений из курса природоведения о неживой и
живой природе. Живая природа: растения, животные, человек.
Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).

Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека.
Значение растений и их охрана.
Общие сведения о цветковых растениях
Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового
растения. Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка,
анютины глазки или др.).
Подземные и наземные органы растения
Корень. Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой,
придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений.
Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).
Стебель. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли.
Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в
пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина,
сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от
корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ).
Образование стебля. Побег.
Лист Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные
листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни
растения — образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды
листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у
растений. Листопад и его значение.
Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление). Опыление
цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и
семян.
Строение семени (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Условия, необходимые
для прорастания семян. Определение всхожести семян.
Растения леса
Некоторые биологические особенности леса.
Лиственные деревья: береза, дуб, липа, осина или другие местные породы.
Хвойные деревья: ель, сосна или другие породы деревьев, характерные для данного
края.
Особенности

внешнего

строения

деревьев.

Сравнительная

характеристика.

Внешний вид, условия произрастания. Использование древесины различных пород.
Лесные кустарники. Особенности внешнего строения кустарников. Отличие
деревьев от кустарников.
Бузина, лещина (орешник), шиповник. Использование человеком. Отличительные
признаки съедобных и ядовитых плодов.

Ягодные кустарнички. Черника, брусника. Особенности внешнего строения.
Биология этих растений. Сравнительная характеристика. Лекарственное значение
изучаемых ягод. Правила их сбора и заготовки.
Травы. Ландыш, кислица, подорожник, мать-и-мачеха, зверобой или 2—3 вида
других местных травянистых растений. Практическое значение этих растений.
Грибы леса. Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница.
Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка
съедобных грибов перед употреблением в пищу. Грибные заготовки (засолка,
маринование, сушка).
Охрана леса. Что лес дает человеку? Лекарственные травы и растения. Растения
Красной книги. Лес — наше богатство (работа лесничества по охране и разведению
лесов).
Комнатные растения
Разнообразие комнатных растений.
Светолюбивые (бегония, герань, хлорофитум).
Теневыносливые (традесканция, африканская фиалка, монстера или другие,
характерные для данной местности).
Влаголюбивые (циперус, аспарагус).
Засухоустойчивые (суккуленты, кактусы).
Особенности

внешнего

строения

и

биологические

особенности

растений.

Особенности ухода, выращивания, размножения. Размещение в помещении. Польза,
приносимая комнатными растениями. Климат и красота в доме. Фитодизайн: создание
уголков отдыха, интерьеров из комнатных растений.
Цветочно-декоративные растения
Однолетние растения: настурция (астра, петуния, календула). Особенности
внешнего строения. Особенности выращивания. Выращивание через рассаду и прямым
посевом в грунт. Размещение в цветнике. Виды цветников, их дизайн.
Двулетние растения: мальва (анютины глазки, маргаритки). Особенности внешнего
строения. Особенности выращивания. Различие в способах выращивания однолетних и
двулетних цветочных растений. Размещение в цветнике.
Многолетние растения: флоксы (пионы, георгины).
Особенности внешнего строения. Выращивание. Размещение в цветнике. Другие
виды многолетних цветочно-декоративных растений (тюльпаны, нарциссы). Цветы в
жизни человека.

Растения поля
Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие злаковые
культуры. Труд хлебороба. Отношение к хлебу, уважение к людям, его выращивающим.
Технические

культуры:

сахарная

свекла,

лен,

хлопчатник,

картофель,

подсолнечник.
Особенности внешнего строения этих растений. Их биологические особенности.
Выращивание полевых растений: посев, посадка, уход, уборка. Использование в народном
хозяйстве. Одежда изо льна и хлопка.
Сорные растения полей и огородов: осот, пырей, лебеда.
Внешний вид. Борьба с сорными растениями.
Овощные растения
Однолетние овощные растения: огурец, помидор (горох, фасоль, баклажан, перец,
редис, укроп — по выбору учителя).
Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста, петрушка.
Многолетние овощные растения: лук.
Особенности внешнего строения этих растений, биологические особенности
выращивания. Развитие растений от семени до семени.
Выращивание: посев, уход, уборка.
Польза овощных растений. Овощи — источник здоровья (витамины).
Использование человеком. Блюда, приготавливаемые из овощей.
Растения сада
Яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник, земляника (абрикосы, персики —
для южных регионов).
Биологические особенности растений сада: созревание

ПЛОДОВ.

особенности

размножения. Вредители сада, способы борьбы с ними.
Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза свежих фруктов и ягод.
Заготовки на зиму.
8 класс «Животные» (68 ч)
Введение
Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и
домашние животные.
Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни (форма тела,
покров, способ передвижения, дыхание, окраска: защитная, предостерегающая).
Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.
Беспозвоночные животные
Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего
скелета).

Многообразие беспозвоночных; черви, медузы, раки, пауки, насекомые.
Дождевой червь.
Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания,
способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Насекомые.
Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различие по внешнему виду,
местам обитания, питанию.
Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница,
куколка). Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница,
адмирал и др. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред.
Меры борьбы.
Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения,
польза, разведение.
Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие.
Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или
другие — по выбору учителя).
Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.
Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи).
Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные
свойства меда, пыльцы, прополиса).
Муравьи — санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни.
Польза. Правила поведения в лесу. Охрана муравейников.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных. Наличие позвоночника и внутреннего
скелета.
Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Рыбы
Общие признаки рыб. Среда обитания.
Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.
Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.
Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб),
дыхание, способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее
охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование.
Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение,
температура воды). Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление
(виды корма), уход.

Земноводные
Общие признаки земноводных.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения.
Питание, дыхание, размножение (цикл развития).
Знакомство

с

многообразием

земноводных

(жаба,

тритон,

саламандра).

Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в природе.
Черты сходства и различия земноводных и рыб.
Польза земноводных и их охрана.
Пресмыкающиеся
Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание.
Размножение пресмыкающихся (цикл развития).
Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.
Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика:
гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки).
Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.
Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание,
размножение и развитие.
Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему
виду, образу жизни, циклу развития).
Птицы
Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле.
Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.
Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к
среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).
Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
Хищные птицы: сова, орел.
Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.
Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.
Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или
другие местные представители пернатых.
Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве.
Охрана птиц.
Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.
Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения,
питания, размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за
домашними птицами. Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.

Млекопитающие животные
Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки
млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).
Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные,
хищные, пушные и морские звери, приматы) и сельскохозяйственные.
Дикие млекопитающие животные
Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни,
питание, размножение.
Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности
каждого животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности
человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни,
питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные
особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пиши. Черты сходства
и различия.
Псовые (собачьи): волк, лисица.
Медвежьи: медведи (бурый, белый).
Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.
Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение
на зверофермах.
Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось.
Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание,
места обитания. Охрана животных.
Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид,
среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности,
распространение и значение.
Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ
передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных.
Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную
книгу (нерпа, пятнистый тюлень и др.).
Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями
различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.
Сельскохозяйственные животные
Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание
кроликов. Разведение.

Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания.
Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые
местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят.
Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание.
Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и
соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание
овец в зимний и летний периоды.
Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова
(жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.
Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном
хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.
Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к
условиям жизни. Значение. Оленеводство.
Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям
жизни. Значение для человека.
Домашние питомцы
Собаки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарногигиенические требования к их содержанию. Заболевания и оказание первой помощи
животным.
Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарногигиенические требования. Заболевания и оказание им первой помощи.
Животные в живом уголке (хомяки, черепахи, белые мыши, белки и др.). Образ
жизни. Уход. Кормление. Уборка их жилища
9 класс «Человек» (68 ч)
Введение
Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении
здоровья.
Общее знакомство с организмом человека
Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека.
Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле
человека.
Опора и движение
Скелет человека
Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп,
скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.

Череп.
Скелет туловища. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки
человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее
значение.
Кости

верхних

и

нижних

конечностей.

Соединения костей:

подвижные,

полуподвижные, неподвижные.
Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава,
перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах.
Мышцы
Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции
растений, движение животных и человека).
Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и
спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица.
Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.
Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение
физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика
и красота человеческого тела.
Кровообращение
Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система
человека.
Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина,
положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение
крови по сосудам. Группы крови.
Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность).
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и
нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение
нагрузки.
Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на
сердечно - сосудистую систему.
Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно.
Дыхание
Значение дыхания для растений, животных, человека.
Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи,
легкие.
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.

Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней
через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение
(ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.).
Влияние никотина на органы дыхания.
Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение
атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.
Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для
здоровья человека.
Питание и пищеварение
Особенности питания растений, животных, человека.
Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи:
белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов
для здоровья человека. Авитаминоз.
Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа,
печень, кишечник.
Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение).
Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием
слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.
Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов
разных стран. Культура поведения во время еды.
Заболевания

пищеварительной

системы

и

их

профилактика

(аппендицит,

дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние
вредных привычек на пищеварительную систему.
Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Выделение
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и
выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).
Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения
мочи.
Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.
Размножение и развитие
Особенности мужского и женского организма.
Культура межличностных отношений (дружба и любовь; культура поведения
влюбленных; добрачное поведение; выбор спутника жизни; готовность к браку;
планирование семьи).
Биологическое
человека.

значение

размножения.

Размножение

растений,

животных,

Система органов размножения человека (строение, функции, гигиена юношей и
девушек в подростковом возрасте). Половые железы и половые клетки.
Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Материнство.
Уход за новорожденным.
Рост и развитие ребенка.
Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности. Предупреждение
нежелательной беременности. Современные средства контрацепции. Аборт.
Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, воздействий
инфекционных и вирусных заболеваний.
Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.
Покровы тела
Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения
пота и жира, терморегуляции.
Производные кожи: волосы, ногти.
Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры,
влажные обтирания).
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и
химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.
Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.).
Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика.
Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.
Нервная система
Значение и строение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).
Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и значение.
Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.
Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную
систему.
Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия).
Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.
Органы чувств
Значение органов чувств у животных и человека.
Орган зрения человека. Строение, функции и значение. Болезни органов зрения, их
профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.
Орган слуха человека. Строение и значение. Заболевания органа слуха,
предупреждение нарушений слуха. Гигиена.

Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа,
кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и
значение этих органов.
Охрана всех органов чувств.
4. Тематическое планирование 7 класс
№

1
2
3
4

5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26

Тема
Введение –2 часа

Часы

Инструктаж по технике безопасности. Разнообразие растений
Значение растений.
Охрана растений.
Общее знакомство с цветковыми растениями - 22 часа
Общее понятие об органах цветкового растения: цветок,
стебель, лист, корень). Лабораторная работа №1 «Органы
цветкового растения»
Строение цветка (на примере цветка вишни). Лабораторная
работа №2 «Строение цветка».
Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка).
Опыление цветков.
Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные.
Распространение плодов и семян.
Строение семени (на примере фасоли и пшеницы).
Лабораторная работа №3 «Определение строения семени с
двумя семядолями (фасоль)».
Условия прорастания семян. Распространение семян.
Практическая работа №1 «Определение всхожести семян».
Правила заделки семян в почву.
Разнообразие корней, корневые системы (стержневая,
мочковатая.
Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней.
Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и
сложные.
Из каких веществ состоит растение
Образование из воды и углекислого газа органических
питательных веществ в листьях на свету.
Испарение воды листьями, значение этого явления.
Дыхание растений. Листопад и его значение.
Строение стебля.
Значение стебля в жизни растений.
Разнообразие стеблей
Растение - целостный организм
Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой
обитания.
Повторительно – обобщающий урок по разделу
«Растительный мир Земли» Тест.

1
1
1

Многообразие растительного мира – 40 часов
Понятие о мхе как о многолетнем растении. Места
произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

27
28
29
30
31
32
33
34
35

36
37
38
39
40

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

59

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места
произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель - хвойные растения. Отличие их от
лиственных деревьев.
Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на
классы.
Однодольные растения. Особенности внешнего строения
злаковых растений.
Хлебные злаковые культуры (пшеница, рожь, ячмень, овес,
кукуруза).
Выращивание зерновых посев, уход, уборка.

1

Использование злаков в народном хозяйстве.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого
грунта. Общая характеристика.
Лук, чеснок – многолетние овощные растения. Выращивание,
посев, уборка. Лабораторная работа № 4 «Строение
луковицы»
Дикорастущие лилейные. Ландыш – общая характеристика.
Обобщающий урок «Однодольные растения».
Двудольные покрытосеменные растения. Пасленовые. Общие
признаки пасленовых.
Дикорастущие пасленовые. Паслен.
Овощные и технические пасленовые. Картофель.
Выращивание картофеля. Лабораторная работа №5
«Строение клубня картофеля»
Овощные пасленовые. Томат.
Овощные пасленовые. Баклажан и перец.
Цветочно-декоративные пасленовые. Петуния, душистый
табак.
Бобовые. Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые
растения.
Фасоль и соя - южные бобовые культуры.
Кормовые бобовые растения
Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник растение группы розоцветных.
Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. Груша.
Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. Малина.
Плодово-ягодные розоцветные. Земляника.
Южные плодовые розоцветные – персик и абрикос.
Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных.
Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник.
Календула и бархатцы - однолетние цветочно-декоративные
сложноцветные.
Маргаритка и георгин – двулетнее растение – многолетние
цветочно-декоративные сложноцветные.
Повторительно - обобщающий урок по теме «Многообразие
цветковых растений (покрытосеменных)».
Уход за комнатными растениями. Практическая работа № 2
«Перевалка комнатных растений»
Практическая работа №3 «Пересадка комнатных
растений»

1
1

Осенняя перекопка почвы. Практическая работа № 4
«Осенняя перекопка почвы»

1

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

60

61
62
63
64
65
66
67
68

Обработка почвы и приствольных кругах плодового дерева
Практическая работа №5 «Обработка почвы и
приствольных кругах плодового дерева»
Подготовка сада к зиме. Практическая работа №6
«Подготовка сада к зиме»
Весенний уход за садом. Практическая работа №7
«Весенний уход за садом»
Весенняя обработка почвы. Практическая работа №8
«Весенняя обработка почвы»
Уход за посевами и посадками. Практическая работа №9
«Уход за посевами и посадками»
Растения - живой организм

1

Общее понятие. Бактерии - особая группа живых организмов.
Значение бактерий в природе и жизни человека.
Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы
съедобные и ядовитые.
Повторительно - обобщающий за курс «Растения. Бактерии.
Грибы»

1

1
1
1
1
1

1
1

Тематическое планирование 8 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема
Введение –2 часа
Инструктаж по технике безопасности. Многообразие животного
мира
Значение животных и их охрана.
Беспозвоночные животные. Черви - 4 часа
Общие признаки беспозвоночных животных.
Общие признаки червей. Дождевой червь.
Круглые черви – паразиты человека.
Черви – санитары пресных водоемов. Черви-сосальщики.
Насекомые - 8 часов
Общие признаки насекомых.
Бабочка – капустница
Яблонная плодожорка
Майский жук.
Комнатная муха.
Медоносная пчела. Пчелиная семья и ее жизнь.
Тутовый шелкопряд.
Тест по теме: «Беспозвоночные животные»
Позвоночные животные. Рыбы - 8 часов
Общие признаки позвоночных животных.
Внешнее строение и скелет рыб.
Внутреннее строение рыб. Органы дыхания, кровообращения.
Нервная система рыб.
Размножение рыб.
Речные рыбы (окунь, щука, карп).
Морские рыбы (треска, сельдь).
Урок-игра по теме: «Рыбы»
Земноводные - 5 часов
Общие признаки. Среда обитания и внешнее строение.
Внутреннее строение земноводных.
Размножение и развитие лягушки.
Жаба. Значение и охрана земноводных.
Тест по теме: «Земноводные»
Пресмыкающиеся - 4 часа
Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее
строение пресмыкающихся.
Внутреннее строение пресмыкающихся.

Часы

Размножение и развитие пресмыкающихся. Охрана
пресмыкающихся.
Тест по теме: «Пресмыкающиеся»
Птицы - 9 часов
Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения.
Особенности скелета птиц. Особенности внутреннего строения
птиц.
Размножение и развитие птиц.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе.
Птицы леса. Хищные птицы.
Птицы пресных водоемов и болот.
Птицы, обитающие возле жилья человека. Домашние птицы.
Птицеводство.
Викторина по теме: «Птицы»
Млекопитающие - 16 часов
Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение.
Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.
Внутренние органы млекопитающих.
Грызуны. Значение и охрана грызунов.
Зайцеобразные.
Разведение домашних кроликов.
Хищные звери.
Дикие пушные хищные звери.
Звероводческие фермы
Домашние хищные звери.
Ластоногие.
Китообразные.
Парнокопытные животные.
Непарнокопытные животные.
Приматы.
Млекопитающие. Общие признаки и отличительные
особенности.
Сельскохозяйственные млекопитающие - 11 часов
Корова. Содержание коров на фермах и выращивание телят.
Овцы, их содержание и выращивание ягнят.
Верблюды.

1
1
1
1
1
1

Северные олени.
Домашние свиньи.
Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание
поросят.
Домашние лошади.
Содержание лошадей и выращивание жеребят.
Значение лошадей в народном хозяйстве.
Млекопитающие. Сельскохозяйственные животные.
Охрана животных и бережное отношение к ним.
Повторение - 1 час
Что мы знаем о животных. Викторина.

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование 9 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема
Введение –1 час
Место человека среди млекопитающих
Общий обзор организма человека - 2 часа
Строение клеток и тканей организма
Органы и системы органов человека
Опорно-двигательная система - 14 часов
Основные части скелета.
Состав и строение костей
Соединение костей
Череп
Скелет туловища
Скелет верхних конечностей
Скелет нижних конечностей
Первая помощь при растяжении, переломах, вывихах.
Значение и строение мышц
Основные группы мышц
Работа мышц. Утомление
Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие
Значение опорно-двигательной системы. Роль физических
упражнений в ее формировании.
Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»
Кровь и кровообращение - 8 часов
Значение крови и кровообращения.
Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.
Лабораторная работа №1 «Микроскопическое строение крови»
Органы кровообращения: сердце и сосуды.
Сердце, его строение и работа.
Большой и малый круги кровообращения.
Предупреждение сердечно - сосудистых заболеваний.
Первая помощь при кровотечениях
Урок-обобщение "Кровь и кровообращение"
Дыхание - 6 часов
Значение дыхания.
Органы дыхания. Их строение
Газообмен в легких и тканях
Гигиена дыхания
Болезни органов дыхания и их предупреждение
Обобщающий урок по теме «Дыхание»
Пищеварение - 5 часов
Пищеварение. Значение и состав пищи
Питательные вещества.

Часы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Витамины

1
1
1

35

Органы пищеварения.

1

36

Ротовая полость. Строение и значение зубов.

1

37

Пищеварение в желудке.

1

38

Пищеварение в кишечнике. Печень.

1

39

Гигиена питания. Норма питания.
Уход за зубами и ротовой полостью
Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.
Предупреждение инфекционных заболеваний
Пищевые отравления.
Обобщающий урок по теме «Пищеварение».
Почки - 2 часа
Строение и значение почек.
Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа - 2 часа
Значение и строение кожи.
Уход за кожей
Волосы и ногти. Уход.
Закаливание организма
Первая помощь при тепловых и солнечных ударах.
Первая помощь при ожогах и обморожениях.
Нервная система - 6 часов
Головной и спинной мозг.
Нервы.

1

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

Нервная система. Значение.

1
1
1

56

Режим дня, гигиена труда.

1

57

Сон и его значение.

1

58

Вредное влияние курения и алкоголя на нервную систему.

1

Органы чувств - 6 часов
59

Органы зрения. Гигиена

1

60

Орган слуха. Гигиена.

1

61

Органы обоняния.

1

62

Орган вкуса

1

63

Гигиена органов обоняния

1

64

Гигиена органов вкуса

1

65

1

66
67

Обобщающий урок «Системы органов»
Охрана здоровья человека в Российской Федерации - 2 часов
Охрана здоровья человека
Система учреждений здравоохранений в Российской Федерации

68

Повторение - 1 час
Контроль и систематизация знаний. Биология. Человек 9 класс.

1
1
1

5. Материально-техническое обеспечение
1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. Биология. 7 класс «Растения. Бактерии. Грибы».
Просвещение, 2017 .г З.А.Клепинина
2. Никишов А.И. Биология. Животные. 8 класс: учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.:
Просвещение, 2017.г.
3. Никишов А.И. Биология. Животные. Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса
специальных
(коррекционных) образовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2017.
4. Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек. 9 класс. Рабочая тетрадь для
учащихся

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные

общеобразовательные программы.- М.: Просвещение, 2017.
5. Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек. 9 класс:
общеобразовательных

организаций,

реализующих

общеобразовательные программы.- М.: Просвещение.

адаптированные

учебник для
основные


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».