Природоведение, ОВЗ, 5-6 классы

1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по природоведению для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-

Примерной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4\150.
- На основании УМК предметной линии «Природоведение» Т.М.Лифановой,
Е.Н.Соломиной;
- С учетом рабочей программы воспитания
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить
учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
― воспитание социально значимых качеств личности.
2. Планируемые результаты
Природоведение (V-VI класс)
Минимальный уровень:
- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
- давать представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем
мире;
- относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное
дерево леса);
- называть сходные объекты, отнесенных к одной и той же изучаемой группе
(полезные ископаемые);
- соблюдать режим дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни,
понимание их значение в жизни человека;

- соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе
(под контролем взрослого);
- выполнять несложные задания под контролем учителя;
- давать адекватную оценку своей работы, проявлять к ней ценностное отношение,
понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных
условиях; знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по
заданию педагога;
- понимать представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте
в окружающем мире;
- относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение
луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
- называть сходные по определенным признакам объектов из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
- выделять существенные признаки групп объектов;
- знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила
здорового образа жизни;
- участвовать в беседе; обсуждать изученный материал; проявлять желание
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
- совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
- выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
- осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.
2. Содержание учебного курса «Природоведение»
5 класс «Природоведение» (68 ч)
Введение (2 ч.)
Что такое природоведение. Знакомство с учебником и

рабочей тетрадью. Зачем

надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.

Вселенная (6 ч.)
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос.
Современные исследования.
Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от

Солнца.

Сезонные изменения в природе.
Наш дом — Земля (2 ч.)
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера,
биосфера.
Воздух (7 ч.) Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование
упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в
быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый
воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз.
Движение воздуха.
Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство
поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека.
Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать
горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер.
Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).
Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Полезные ископаемые (13 ч.)
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы
добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет,
пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть,
твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча
нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование.
Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов:
цвет,

блеск,

твердость,

упругость,

пластичность,

теплопроводность,

ржавление.

Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных
металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность,
теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства
меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее
применение. Охрана недр.
Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
Вода (17 ч.)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как
жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении,
расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль,
сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые
вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование
растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три
состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус.
Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер,
оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе.
Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской
воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
Охрана воды.
Поверхность суши. Почва (7 ч.)
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва — верхний слой земли. Ее образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы.
Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и
глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение
песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в
народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Есть на Земле страна — Россия (13 ч.)
Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические
объекты, расположенные

на территории

нашей страны: Черное и Балтийское моря,

Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.
Повторение по курсу «Неживая природа» (1 ч.)
6 класс «Природоведение» (68 ч)
Введение (1ч.)
Растительный мир Земли (17ч.)
Разнообразие растительного мира. Части растения.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Деревья, кустарники, травы. Части растения.
Дикорастущие и культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения).
Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник,
жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп,
петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места
произрастания.
Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование.
Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.
Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).
Животный мир Земли (33ч.)
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери
(млекопитающие).
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение.
Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение.
Охрана.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы,
морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга.
Человек (14ч.)
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила
гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах,
порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Обобщающий урок. Неживая природа (1ч.)
Обобщающий урок. Живая природа (1 ч.)
Контрольно-обобщающий урок за курс 6 класса (1 ч.)
3. Тематическое планирование 5 класс
№

Тема

Часы

Введение – 2 часа
1

Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу.

1

2

Явления живой и неживой природы

1

Вселенная - 6 часов
3

Небесные тела: планеты, звезды

1

4

Солнце. Солнечная система.

1

5

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли

1

6

Полеты в космос.

1

7

Смена дня и ночи.

1

8

Смена времен года. Сезонные изменения.

1

Наш дом – Земля – 2 часа
9

Планета Земля. Форма Земли

1

10

Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.

1

Воздух – 7 часов
11

Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха.

1

12

Давление и движение воздуха.

1

13

Температура воздуха.

1

14

Ветер

1

15

Состав воздуха. Кислород и его значение. Углекислый газ и

1

азот.
16

Охрана воздуха.

1

17

Практическая работа №1. «Построение графиков

1

температуры и розы ветров».
Полезные ископаемые – 13 часов
18

Виды полезных ископаемых.

1

19

Гранит. Известняк. Песок. Глина.

1

20

Торф. Каменный уголь.

1

21

Использование каменного угля.

1

22

Нефть.

1

23

Использование нефти.

1

24

Газ использование.

1

25

Обращение с газом в быту.

1

26

Черные металлы. Сталь. Чугун.

1

27

Цветные металлы.

1

28

Благородные металлы.

1

29

Охрана полезных ископаемых.

1

30

Обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые»

1

Вода - 17 часов
31

Вода в природе.

1

32

Свойства воды.

1

33

Растворимые и нерастворимые вещества.

1

34

Питьевая вода.

1

35

Прозрачная и мутная вода.

1

36

Три состояния воды.

1

37

Расширения и сжатие воды.

1

38

Работа воды в природе.

1

39

Значение воды в природе.

1

40

Использование воды в промышленности и сельском

1

хозяйстве.
41

Вода в природе. Осадки. Воды суши.

1

42

Круговорот воды в природе.

1

43

Воды суши. Реки.

1

44

Воды суши. Озера.

1

45

Моря и океаны.

1

46

Охрана воды.

1

47

Практическая работа №2 «Свойства воды».

1

Поверхность суши. Почва – 7 часов
48

Формы поверхности суши.

1

49

Горы.

1

50

Почвы - состав почвы.

1

51

Разнообразие почв.

1

52

Основное свойство почв.

1

53

Охрана почв.

1

54

Повторение по теме «Поверхность суши»

1

Есть на Земле страна-Россия– 13 часов
55

Место России на земном шаре.

1

56

Моря и океаны омывающие Россию.

1

57

Равнины и горы.

1

58

Реки и озѐра.

1

59

Москва- столица России. ГП на карте.

1

60

Санкт- Петербург.

1

61

Золотое кольцо России. Ярославль, Владимир

1

62

Ростов Великий.

1

63

Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород,

1

Казань, Волгоград.
64

Города России. Новосибирск, Владивосток.

1

65

Население нашей страны.

1

66

Экскурсия. Важнейшие географические объекты нашего

1

города.
67

Контрольно-обобщающий урок по теме «Наша Россия»

1

68

Повторение по курсу «Неживая природа»

1

Тематическое планирование 6 класс
№
Часы

Тема
Введение – 1 час
1

Живая природа: растения, животные, человек

1

Растительный мир Земли - 17 часов
2

Разнообразие растительного мира на нашей планете.

1

3

Среда обитания растений.

1

4

Части растения

1

5

Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники,

1

травы.
6

Лиственные деревья

1

7

Хвойные деревья.

1

Практическая работа № 1 «Зарисовка образцов хвойных
растений с натуральных образцов»
8

Дикорастущие и культурные кустарники

1

9

Культурные растения

1

10

Травы.

1

11

Декоративные растения.

1

12

Лекарственные растения.

1

Практическая работа.
13

Комнатные растения. Охрана растений.

1

Практическая работа.
14

Растительный мир разных районов Земли

1

15

Растения нашей страны

1

16

Растения нашей местности: дикорастущие культурные

1

17

Красная книга России и нашей местности

1

18

Повторительно – обобщающий урок по разделу «Растительный

1

мир Земли» Тест.
Животный мир - 33 часа
19

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных.
Животные

суши

и

водоемов.

Виртуальная

1

экскурсия

«Животные России»
20

Понятие животные:

насекомые,

рыбы,

земноводные,

1

пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
21

Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид.

1

22

Насекомые. Кузнечики. Муравьи. Пчелы. Внешний вид. Место

1

в природе.
23

Рыбы. Внешний вид. Морские и речные.

1

24

Земноводные. Лягушки. Жабы.

1

25

Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, крокодилы

1

26

Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение.

1

27

Ласточки. Скворцы. Снегири. Орлы

1

28

Лебеди. Журавли. Чайки

1

29

Птицы Приморского края. Охрана птиц.

1

30

Млекопитающие- звери Внешний вид. Среда обитания. Образ

1

жизни. Значение. Охрана.
31

Млекопитающие суши.

1

32

Млекопитающие морей и океанов.

1

33

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и

1

деревне.
34

Сельскохозяйственные животные: лошади

1

35

Сельскохозяйственные животные: коровы

1

36

Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы

1

37

Домашние птицы: куры, утки, индюки

1

38

Уход за животными в живом уголке или дома

1

39

Аквариумные рыбы. Правила ухода и содержания.

1

Практическая работа
40

Попугаи, певчие птицы Правила ухода и содержания.

1

Практическая работа.
41

Морская

свинка,

хомяк,

черепаха.

Правила

ухода

и

1

содержания. Практическая работа.
42

Домашние кошки. Правила ухода и содержания.

1

Практическая работа.
43

Собака. Правила ухода и содержания.

1

Практическая работа.
44

Животные холодных районов Земли.

1

45

Животные умеренного пояса.

1

46

Животные жарких районов Земли

1

47

Животный мир нашей страны.

1

48

Охрана животных. Заповедники и заказники

1

Виртуальная экскурсия.
49

Красная книга России.

1

50

Животные Приморского края.

1

51

Тест по разделу «Животный мир Земли».

1

Человек - 14 часов
52

Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние

1

органы.
53

Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие

1

органов.
54

Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.

1

д.)
55

Тест по темам «Как устроен наш организм» и «Как работает

1

наш организм»
56

Осанка (гигиена, костно-мышечная система).

1

57

Органы чувств

1

58

Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика

1

нарушений слуха. Правила гигиены.
59

Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания.

1

Меню на день. Витамины
60

Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены

1

61

Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи).

1

62

Профилактика простудных заболеваний

1

63

Специализация врачей

1

64

Медицинские учреждения своего города (поселка, населенного

1

пункта). Телефон экстренной помощи.
65

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек». Тест

1

66

Обобщающий урок. Неживая природа

1

67

Обобщающий урок. Живая природа.

1

68

Контрольно-обобщающий урок за курс 6 класса

1

5. Материально-техническое обеспечение
1. Учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. Природоведение. 5 класс. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.
2. Рабочая тетрадь. Природоведение. 5-6 класс. Лифанова Т.М., Дубровина О.А.
3. Методические рекомендации. Природоведение. 5-6 класс общеобразовательных
организаций реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Соломина
Е. Н., Лифанова Т. М.
4. Электронное приложение к учебнику для общеобразовательных организаций реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. Природоведение. 5-6 класс. Лифанова
Т.М., Соломина Е.Н.
5. Учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. Природоведение. 6 класс. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».