Литературное чтение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе
следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009г. № 373, (в ред.
Приказом Минобрнауки России от 26.11.2010г. №1241, от 22 сентября 2011 №2357, от 18
декабря 2012г. № 1060, от 29 декабря 2014г. №1643).
-Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 ―О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009г. № 373
-Примерной основной образовательной программы начального общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15).
-С учетом рабочей программы воспитания.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников.
-совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с
разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского
кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений.
-формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное
произведение.
-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности.
-воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов
многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в
решении задач не только обучения, но и воспитания:
-освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста, воспитание интереса к
чтению и книге.
-овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
-воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной
литературе.
-формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника.
-понимание духовной сущности произведений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать

чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта.
-понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта
чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации.
-прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору,
жанру и осознавать цель чтения.
-читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.
-различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный),
опираясь на особенности каждого вида текста.
-читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и
декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки.
-использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное,
выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов
текстов).
-ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно популярного текста,
понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
Для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;
воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни,
изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к
героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность;
озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую
информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы
по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной
литературы;
Для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать
текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте
требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в
явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ
примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей
и другой справочной литературы; использовать простейшие приемы анализа различных видов
текстов.
Для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами,
поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста.
Для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами,
событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на
его содержание; использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
Для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании
текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его
жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные
в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять)
поступки героев, опираясь на содержание текста;
Для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте;
устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять
явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы,

соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный),
опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или
краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила
работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
-Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать суждение;
-Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;
-Высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении,
доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
-Устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других
видов искусства;
-Составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
-осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной
тематике или по собственному желанию.
-вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной
деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения.
-составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному
образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
-работать с тематическим каталогом.
-работать с детской периодикой.
-самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
-распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на
примерах художественных образов и средств художественной выразительности).
-отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить
примеры прозаических и стихотворных текстов.
-различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка,
пословица), приводить примеры этих произведений.
-находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
-воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры
проявления художественного вымысла в произведениях.
-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя
ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста,

герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора,
олицетворение, сравнение, эпитет).
-определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного
текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
-создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки. восстанавливать текст,
дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями; составлять устный рассказ по
репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта. Составлять устный рассказ на
основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
-вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного
произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное
литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета.
-писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва.
-создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного
(прослушанного) произведения.
-создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой
и пояснениями.
-работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное,
созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного
продукта.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой и читательской деятельности. Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание
цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научнопознавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за
выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них
коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению
целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение
скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений
с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по
виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха.
Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические
ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объѐму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,

выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание еѐ особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение
ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность
поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по еѐ названию и оформлению. Самостоятельное определение
темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые
части, их озаглавливание.
Умение работать с разными видами информации. Участие в
коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления
товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и
иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее
представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная,
справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация,
иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.Виды информации в книге: научная,
художественная (с опорой на внешние показатели книги, еѐ справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического
каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой
справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание
понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на
примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное
воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов,
сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по
иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных
средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет,
характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе
анализа текста, авторских помет, имѐн героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой
части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли

фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных
предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний)
и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание
места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на
основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности
ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при
чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета,
последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации).
Знакомство с простейшими приѐмами анализа различных видов текста: установление причинноследственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение
микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по
воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.
Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно
выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение
проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой
на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство
с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение
построить монологическое речевое высказывание небольшого объѐма с опорой на авторский текст,
по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной
речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в
высказывании. Передача содержания, прочитанного или прослушанного с учѐтом специфики
научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из
повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе
(описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного
высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с
учѐтом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных
линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),
рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими
ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные
жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных
стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, JI. Н. Толстого, А. П. Чехова
и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы,
произведениями современной отечественной (с учѐтом многонационального характера России) и
зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Тематика чтения
обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной
литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая,
научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе,
детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств
выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их
значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,
искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания:
повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя,
диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни,
потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика,
построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня —
общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными
средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с
различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление
причин следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения,
создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии),
репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного
опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение
людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Обучение грамоте (чтение)
№

Тема урока

Кол-во
уроков
Добукварный период (16ч)

1

Инструктаж по ТБ И ОТ. Здравствуй, школа. Речь устная и письменная. Предложение.

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Слово и предложение. Люби всѐ живое.
Слово и слог.
Не нужен и клад, когда в семье лад. Ударение. Ударный слог.
Согласие крепче каменных стен.
Звуки в окружающем мире и в речи.Край родной, навек любимый.
Звуки в словах. Гласные и согласные звуки. Век живи, век учись.
Слог-слияние. Как образуется слог?
Повторение – мать учения. Повторение и обобщение пройденного материала.
Азбука к мудрости ступенька. Гласный звук [а], буквы А, а.
Кто скоро помог, тот дважды помог.Гласный звук [о], буквы О, о.
Гласный звук [и], буквы И и. Нет друга – ищи, а нашѐл – береги.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14
15
16

Гласные звуки [й], [э], буквы Е е.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Гласный звук [ы], буква ы.
Ученье – путь к уменью. Гласный звук [у], буквы У, у.
Букварный период (57ч)

1
1
1

17

Труд кормит, а лень портит. Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н

18
19

Старый друг лучше новых двух. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.
Чтение слогов и слов с буквами С, с. Восклицательные предложения.

1
1

20
21
22
23
24

Каков мастер, такова и работа. Согласные звуки [к], [к’], буквыК, к.
А.С. Пушкин. Сказки. Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т.
Заглавная буква. Чтение слов и предложений.
К.И. Чуковский. Сказки.Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л.
Заглавная буква. Взаимосвязь слов в предложении. Повествовательное предложение.
Предметы.
А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.Согласные звуки [р], [р’], буквыР, р.
Век живи – век учись.Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.
Русская народная сказка.Звуки [й’ э], [’э], буквы Е, е.
Лето. Взаимосвязь слов в предложении. Действие предметов.
Красуйся, град Петров!Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.

1
1
1
1
1

25
26
27
28
29
30
31
32

Покупки. Работа с предложением. Многозначные слова.
Москва – столица России. Согласные звуки [м], [м’], буквы
текстов. Работа с предложениями.
Утром. Чтение текстов. Работа с предложениями.

1
1
1
1
1

1
М, м. Утром. Чтение 1
1

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73

О братьях наших меньших. Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.
Сопоставление слогов и слов с буквами З, з и С, с.
А.С. Пущкин. Сказка о царе Салтане.Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.
Сопоставление слогов и слов с буквами Б, б и П, п.
Терпенье и труд всѐ перетрут. Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.
Сопоставление слогов и слов с буквами Д, д и Т, т.Один-много. Профессии.
Россия – Родина моя.Звуки [й’ а], [’а], буквы Я, я.
Земляника. Сад. Чтение в ролях. Диалог.
Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.
Связь слов в предложении. Весна. Работа с текстом.
Подарки к празднику. Сопоставление слогов и слов с буквами Г, г и К, к.
Делу время, а потехе час.Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.
Мы учимся. Правило письма: ча – чу, чк – чн.
Выразительное чтение стихотворений.
Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква Ь (мягкий знак) – как показатель
мягкости предшествующих согласных звуков.
Работа с текстами. Тема и оглавление текста.
Мало уметь читать, надо уметь думать.Твѐрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.
Сочетание ши. Словосочетания.
Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Твѐрдый согласный звук [ж], буквыЖ, ж.
Правило письма:жи-ши. Составление пары слов.
Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Чтение сказок.
Люби всѐ живое. Звуки [й’ о], [’о], буквы Ё, ѐ.
Чтение стихотворений. Скороговорки.
Предложения. Взаимосвязь слов в предложении. Признаки предмета.
Жить – Родине служить. Согласный звук [й’], буквы Й, й.
Правила дорожного движения. Признаки предмета.
Без труда хлеб не родится никогда.
Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.
Хлеб – всему голова. Составление рассказа. Выразительное чтение стихотворений.
С.Я. Маршак. Сказка о глупом мышонке. Звуки [й’ у], [’у], буквы Ю, ю.
Повторение пройденного материала. Словосочетания. Предмет и признак предмета.
Предмет и действие предмета.
Делу время, потехе час. Твѐрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.
Выразительное чтение стихотворений. Анализ содержания. Рифма.
Буква Ц. Тонкая работа. Слова, в которых буква ы стоит в конце слова.
Как человек научился летать. Гласный звук [э], буквы Э, э. Чтение стихотворений.
Герой стихотворений
Жучка. Работа с рассказом. Характеристика содержания.
Русская народная сказка. «По щучьему велению» Мягкий глухой звук [щ’ ], буквы
Щ, щ.
Назначение предметов, их классификация. Два товарища. Характеристика поступков
героев рассказа.
Играют волны, ветер свище. Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.
Светофор. Отработка техники чтения.
В тесноте, да не в обиде. Мягкий и твѐрдый разделительные знаки.
Чтение стихотворений по ролям.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

74

Русский алфавит. Зима. Зимние стихотворения. Выразительное чтение.

1

Послебукварный период (13ч)
75

Как хорошо уметь читать. Читалочка. Определение основной мысли

1

76

Одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Наше Отечество. Наблюдение за
значением слова.
История славянской азбуки. Первоучители словенские.
История первого русского букваря. Первый букварь.
Составление рассказа о своей первой учебной книге.
А.С. Пушкин – гордость нашей Родины. Слова, отвечающие на вопросы «Какой?»,
«Какая?», «Какое?»
Рассказы Л.Н. Толстого для детей. Инсценировка рассказа.
Произведения К.Д. Ушинского для детей. Чтение по ролям.
Рассказы В.В. Бианки о животных. Пересказ текста по опорным словам. Стихи С.Я.
Маршака. Чтение стихотворений наизусть.
Рассказы М.М. Пришвина о природе. Словесное рисование. Творчество А.Л. Барто.
Стихотворение «Помощница»
Игра в слова. Составление вопросов к стихотворению.
Стихи С.В. Михалкова. Передача настроения стихотворения при чтении. Стихи В.Д.
Берестова. Словесное рисование.
Знакомство с тестовой работой. Знакомство с работой над проектом.
Творческий проект «Живая азбука».

1

77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1 КЛАСС

2
3
4

Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником. Система условных обозначений обложка
Жили-были буквы (9ч)
В.Данько«Загадочные буквы».
И.Токмакова«Аля, Кляксич и буква «А»».
С.Чѐрный«Живая азбука»

5

Ф.Кривин«Почему «А» поѐтся, а «Б» нет»

1

6

Г.Сапгир«Про медведя»,
М.Бородицкая«Разговор с пчелой»

1

7
8

И.Гамазкова«Кто как кричит?», И.Гамазкова, Е.Григорьева«Живая азбука»
С.Маршак«Автобус номер двадцать шесть»

1
1

9

Из старинных книг. Разноцветные страницы.

1

10

Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы».

1

1

11
12
13

Сказки, загадки, небылицы (6 ч)
Русская народная сказка Е.Чарушин «Теремок» .
Русская народная сказка «Рукавичка».
Загадки. Песенки. Потешки.

1
1
1
1

1
1

14

Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки 1
Гусыни».

15
16

20
21

Александр Сергеевич Пушкин. Русская народная сказка «Петух и собака»
Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»
Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч)
А.Майков «Ласточка примчалась…», «Весна» А.Плещеев «Сельская песенка»
Т Белозѐров «Подснежники» С.Маршак «Апрель»
Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой.
Стихотворения
В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг
Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…»

22

И в шутку и всерьѐз (8ч)
И.Токмакова«Мы играли в хохотушки», Я.Тайц«Волк»,

1

23

Г. Кружков «РРРЫ!» Н.Артюхова «Саша-дразнилка»

1

24
25

К.Чуковский«Федотка», О. Дриз«Привет» О.Григорьев«Стук»
И. Токмакова«Разговор Лютика и Жучка» И.Пивоварова«Кулинаки-пулинаки».

1
1

26

К.Чуковский«Телефон»

1

27
28

М. Пляцковский«Помощник».
Из старинных книг.

1
1

29

Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез»
Я и мои друзья (8ч)
Ю.Ермолаев«Лучший друг» Е.Благинина«Подарок»
В.Орлов«Кто первый?» С.Михалков«Бараны»
Р. Сеф«Совет». В.Берестов«В магазине игрушек», В Орлов «Если дружбой
дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик»,
Я. Аким «Моя родня»

1

1

40
42
43
44

С.Маршак«Хороший день»
М. Пляцковский«Сердитый дог Буль» Ю. Энтин«Про дружбу»
Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».
Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».
О братьях наших меньших (7ч)
С.Михалков «Трезор» Р. Сеф «Кто любит собак…»
В.Осеева«Собака яростно лаяла (Плохо)», И. Токмакова«Купите собаку» М
Пляцковский«Цап Царыпыч», Г.Сапгир«Кошка»
М Пляцковский«Цап Царыпыч», Г.Сапгир«Кошка»
В.Берестов «Лягушата» В.Лунин «Никого не обижай», С.Михалков«Важный совет»
Д.Хармс «Храбрый ѐж»
Н.Сладков «Лисица и Еж» С.Аксаков«Гнездо»

45

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших»

1

17
18
19

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

2 КЛАСС (136 часов)
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27

Тема урока
«Устное народное творчество» (14ч)
Инструктаж по ТБ И ОТ. Знакомство с учебником «Литературное чтение» (2 класс).
Введение в тему «Самое великое чудо на свете»
Проект «О чѐм может рассказать школьная библиотека?»
Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества
Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма
Потешки и прибаутки. Их отличия. Слово как средство создания образа
Считалки и небылицы. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы
Загадки. Распределение загадок по тематическим группам
Сказки. Русские народные сказки. Сказка «Петушок и бобовое зѐрнышко»
Сказка «У страха глаза велики»
Сказка «Лиса и тетерев»
Сказка Лиса и журавль». Сказка «Каша из топора
Сказка «Гуси-лебеди».
Внеклассное чтение. «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка»
Обобщение и проверка и оценка знаний по разделу «Устное народное творчество».
«Люблю природу русскую. Осень» (7ч)
Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение
загадки и отгадки
Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
К.Бальмонт «Поспевает брусника…»
А.Плещеев «Осень наступила…»
А.Фет «Ласточки пропали…»
А.Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». С.Есенин «Закружилась
листва золотая…». М.Пришвин «Осеннее утро»
В.Брюсов «Сухие листья…». И.Токмакова «Опустел скворечник…». М.Пришвин
«Осеннее утро»
В.Берестов «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст «Грибы». Обобщение,
проверка и оценка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Осень»
«Русские писатели» (13ч)
А.С.Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила»
А.С.Пушкин. Отрывок из поэмы «Евгений Онегин» «Вот север, тучи нагоняя…»
А.С.Пушкин. Отрывок из поэмы «Евгений Онегин» «Зима! Крестьянин,
торжествуя…»
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок.
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения
И.А.Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак»
И.А.Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»
Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»
Л.Н.Толстой «Филипок»
Л.Н.Толстой «Правда всего дороже»
Л.Н.Толстой «Котѐнок». Обучение подробному пересказу
Внеклассное чтение. В.И.Даль «Старик-годовик»
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Русские писатели»
«О братьях наших меньших» (11ч)
Весѐлые стихи о животных. Н.Сладков «Они и мы». А.Шибаев «Кто кем становится»
Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…». И.Пивоварова «Жила-была собака…»
В.Берестов «Кошкин щенок»
М.Пришвин «Ребята и утята»
М.Пришвин «Ребята и утята». Обучение выборочному пересказу
Е.Чарушин «Страшный рассказ»
Б.Житков «Храбрый утѐнок»
В.Бианки «Музыкант»
В.Бианки «Сова»
Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Внеклассное чтение. Е.Чарушин «Про Томку»
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «О братьях наших меньших»

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

53

«Из детских журналов» (7ч)
Проект «Мой любимый детский журнал»
1
Д.Хармс «Игра», «Вы знаете?»
1
Д.Хармс, С.Маршак «Весѐлые чижи»
1
Д.Хармс «Что это было?». Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». 1
Ю.Владимиров «Чудаки»
А.Введенский «Учѐный Петя», «Лошадка»
1

54
55
56

Внеклассное чтение. Детские журналы
Проект «Мой любимый детский журнал»
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Из детских журналов»

49
50
51
52

57
58
59
60
61

1
1
1

«Люблю природу русскую. Зима» (9ч)
Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой
1
Стихотворения русских поэтов на тему «Первый снег». И.Бунин «Зимним холодом 1
пахнуло…»
К.Бальмонт «Снежинка» (в сокращении)
1
Я.Аким «Утром кот принѐс на лапках…»
1
Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…»
1

62
63
64
65
66

С.Есенин «Берѐза», «Поѐт зима – аукает…» (в сокращении)
Сказка «Два Мороза»
С.Михалков «Новогодняя быль». Обучение выборочному пересказу
А.Барто «Дело было в январе…». С.Дрожжин «Улицей гуляет…»
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Зима»

1
1
1
1
1

«Писатели - детям» (18ч)
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85

К.И.Чуковский «Путаница»
К.И.Чуковский «Путаница»
К.И.Чуковский «Радость»
К.И.Чуковский «Федорино горе»
К.И.Чуковский «Федорино горе»
С.Я.Маршак «Кот и лодыри»
С.В.Михалков «Мой секрет»
С.В.Михалков «Сила воли»
С.В.Михалков «Мой щенок»
А.Л.Барто «Верѐвочка»
А.Л.Барто «Мы не заметили жука»
А.Л.Барто «В школу»
А.Л.Барто «Вовка – добрая душа»
Н.Носов «Затейники»
Н.Носов «Живая шляпа»
Н.Носов «Живая шляпа». Обучение выборочному пересказу
Н.Носов «На горке»
Внеклассное чтение. Н.Носов «Мишкина каша», «Заплатка»
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Писатели - детям»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

«Я и мои друзья» (10ч)
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97

В.Берестов «За игрой»
1
В.Берестов «Гляжу с высоты на обиду». Э.Мошковская. Стихотворение «Я ушѐл в 1
свою обиду»
В.Лунин. Стихотворение «Я и Вовка»
1
Н.Булгаков «Анна, не грусти!»
1
Ю.Ермолаев «Два пирожных»
1
В.Осеева «Волшебное слово»
1
В.Осеева «Волшебное слово». Обучение выборочному пересказу
1
В.Осеева «Хорошее»
1
В.Осеева «Почему?»
1
Внеклассное чтение. С.Михалков «Дядя Стѐпа»
1
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Я и мои друзья»
1
«Люблю природу русскую. Весна» (10 ч)
Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок
1

98
99
100
101
102
103
104
105
106
107

Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»
Ф.Тютчев «Весенние воды»
А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка»
А.Блок «На лугу». С.Маршак «Снег теперь уже не тот…»
И.Бунин «Матери» (в сокращении)
А.Плещеев «В бурю»
Е.Благинина «Посидим в тишине»
Э.Мошковская «Я маму мою обидел…»
С.Васильев «Белая берѐза». Проект «Газета «День победы – 9 мая»
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

«И в шутку и всерьѐз» (14 ч)
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122

123
124
125
126
127
128
129
130
131

Б.Заходер. «Товарищам детям»
1
Б.Заходер «Что красивее всего?»
1
Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха»
1
Э.Успенский «Чебурашка» (из сказки «Крокодил Гена и его друзья»)
1
Э.Успенский «Чебурашка». Обучение подробному пересказу по коллективно 1
составленному плану
Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…»
1
Э.Успенский «Над нашей квартирой»
1
Э.Успенский «Память»
1
В.Берестов «Знакомый»
1
В.Берестов «Путешественники», «Кисточка»
1
И.Токмакова «Плим», «В чудной стране»
1
Г.Остер «Будем знакомы»
1
В.Драгунский «Тайное становится явным»
1
Внеклассное чтение. Н.Носов «Фантазѐры»
1
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «И в шутку и всерьѐз»
1
«Литература зарубежных стран» (13ч)
Литература зарубежных стран. Выставка книг. Восстановление сюжета знакомых
сказок по иллюстрациям
Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»
Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» (перевод К.Чуковского),
«Храбрецы» (перевод С.Маршака)
Французская народная песенка «Сюзон и мотылѐк». Немецкая народная песенка
«Знают мамы, знают дети»
Ш.Перро «Кот в сапогах»
Ш.Перро «Кот в сапогах»
Ш.Перро «Кот в сапогах». Обучение выборочному пересказу
Ш.Перро «Красная шапочка»
Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»

1
1
1
1
1
1
1
1
1

132
133
134
135
136

Э.Хогарт «Мафин и паук»
Э.Хогарт «Мафин и паук»
Внеклассное чтение. Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Литература зарубежных стран»
Подведѐм итоги за год. Викторина по изученным произведениям.

1
1
1
1
1

3 КЛАСС (136 часов)

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема урока

Кол-во
часов

«Устное народное творчество». (15ч)
Инструктаж по ТБ И ОТ. Книга-источник необходимых знаний. Элементы книги. 1
Рукописные книги Древней Руси.
Начало книгопечатания. Первопечатник Иван Фѐдоров.
1
Русские народные песни.
Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства.
Докучные сказки.
Знакомство с р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Р.н.с. «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка». Характеристика героев. Деление на
части.
Знакомство с р.н.с. «Иван-царевич и Серый Волк».
Р.н.с. «Иван-царевич и Серый Волк». Характеристика героев.
Деление на части сказки «Иван-царевич и Серый Волк».
Знакомство с р.н.с. «Сивка- Бурка».
Характеристика героев р.н.с. «Сивка-Бурка».
Деление на части р.н.с. «Сивка-Бурка».
Вн.чт. «Русские народные сказки».
Обобщение по разделу «Устное народное творчество».
Поэтическая тетрадь 1 (10ч)
Как научиться читать стихи(на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского).
Ф.Тютчев «Весенняя гроза».
Ф.Тютчев «Листья».
А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка..»
А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»
И.Никитин «Полно , степь моя, спать беспробудно…»
И.Никитин «Встреча зимы».

1
1
1
1
1

И.Суриков «Детство».
И.Суриков «Зима».

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».
Урок –концерт по стихам русских поэтов.
Великие русские писатели (23ч)
А.Пушкин. «Что интересного я узнал о жизни Пушкина».
А.С.Пушкин .Отрывки из романов «Цыганы», «Евгений Онегин».
А.С.Пушкин «Зимнее утро».
А.С.Пушкин «Зимний вечер».
Знакомство с произведением А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане..». Деление на части.
Характеристика героев произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане..»
Поступки и состояние героев А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане..»
И.Крылов –великий баснописец .Басня как жанр литературы.
И.Крылов «Мартышка и очки».
И.Крылов «Зеркало и обезьяна».
И.Крылов «Ворона и Лисица».
М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова .
М.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»
М.Лермонтов «Утѐс», «Осень».
Детство Л.Толстого (из воспоминаний писателя).
Л.Толстой «Акула».
Л.Толстой «Прыжок».

1
1

Л.Толстой «Лев и собачка».
Р.Р. Обучение пересказу подробному и выборочному.
Л.Толстой «Какая бывает роса на траве».
Л.Толстой «Куда девается вода из моря».
Вн.чт. «Произведения русских писателей».
Обобщение по разделу «Великие русские писатели».
Поэтическая тетрадь 2 (5ч)
Н.Некрасов «Славная осень…»
Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»
Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы…»
К.Бальмонт «Золотое слово».
И Бунин «Полевые цветы», «Густой зелѐный ельник у дороги».
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2».
Литературные сказки (8ч)
Д.Мамин-Сибиряк «Алѐнушкины сказки».Присказка.
Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца….»
Поступки героев произведения Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца».
В.Гаршин «Лягушка-путешественница».
Характеристика главной героини произведения Мамина-Сибиряка «Лягушка-

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94

путешественница».
В.Одоевский «Мороз Иванович».

1

Вн.чт. «Сказки Одоевского».
Обобщение по разделу «Литературные сказки».
Были-небылицы (10ч)
М. Горький «Случай с Евсейкой».
Поступки героев произведения М.Горького «Случай с Евсейкой».
К .Паустовский «Растрѐпанный воробей».
Характеристика героев произведения К.Паустовского «Растрѐпанный воробей».
Поступки и состояние героев произведения К. Паустовского «Растрѐпанный
воробей».
Р.Р .Обучение краткому пересказу.

1
1

А.Куприн «Слон».
Характеристика героев произведения А.Куприна «Слон».
Поступки и состояние героев произведения А.Куприна «Слон».
Вн.чт. «Произведения Куприна».
Обобщение по разделу «Были-небылицы».
Поэтическая тетрадь 1 (5ч)
С .Чѐрный «Что ты тискаешь утѐнка..»
С.Чѐрный «Воробей», «Слон».
А.Блок «Ветхая избушка».
А.Блок «Сны», «Ворона».
С.Есенин «Черѐмуха».
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Урок-концерт.
Люби живое (21ч)
М .Пришвин «Моя Родина»
Р.Р. Заголовок- «входная дверь» в текст.
И .Соколов-Микитов «Листопадничек»,
Характеристика героев и их поступков в произведении И.Соколова-Микитова
«Листопадничек».
В. Белов «Малька провинилась».
В. Белов «Еще раз про Мальку».
В. Бианки «Мышонок Пик».
Поступки и состояние героев произведения «Мышонок Пик» В.Бианки.
Б. Житков «Про обезьянку».
Характеристика героев произведения Б.Житкова «Про обезьянку».
Поступки и состояние героев произведения Б.Житкова «Про обезьянку».
В. Дуров «Наша Жучка».
В. Астафьев «Капалуха».

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130

В, Драгунский «Он живой и светится».
Вн.чт. «Рассказы Пришвина».
Обобщение по разделу «Люби живое».
Поэтическая тетрадь 2 (8ч)
С. Маршак «Гроза днѐм».
С. Маршак «В лесу над росистой поляной..»
А. Барто «Разлука».
А. Барто «В театре».
С. Михалков «Если», «Рисунок».
Е. Благинина «Кукушка», «Котѐнок».
Презентация проекта «О времени года. Праздник поэзии». Учимся читать стихи
выразительно.
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2».
Собирай по ягодке - наберѐшь кузовок (30ч)
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберѐшь кузовок». Особенность заголовка
произведения.
А. Платонов «Цветок на Земле».
Характеристика героев и их поступков в произведении А.Платонова «Цветок на
Земле».
А. Платонов «Ещѐ мама».
Характеристика поступков героев в произведении А.Платонова «Ещѐ мама».
М. Зощенко «Золотые слова».
М. Зощенко «Великие путешественники».
Н. Носов «Федина задача».
Н. Носов «Телефон».
В. Драгунский «Друг детства».
Вн.чт. «Рассказы Носова и Драгунского».
Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберѐшь кузовок».
Л .Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».
Ю. Ермолаев «Проговорился».
Ю. Ермолаев «Воспитатели».
Г. Остер «Вредные советы».
Г. Остер «Как получаются легенды».
Р. Сеф «Весѐлые стихи».
Вн.чт. «Мои детские журналы».
Обобщение по разделу «По страницам детских журналов».
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.
Древнегреческий миф «Храбрый Персей».
Деление текста «Храбрый Персей» на части. Составление плана.
Характеристика главного героя мифа «Храбрый Персей».
Вн.чт. «Мифы Древней Греции».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

131
132
133
134
135
136

Г.Х. Андерсен «Гадкий утѐнок».
Характеристика героев произведения Г.Х.Андерсена «Гадкий утѐнок».
Поступки и состояние героев Г.Х.Андерсена «Гадкий утѐнок».
Вн.чт. «Сказки Андерсена».
Обобщение по разделу «Зарубежная литература».
Здравствуй ,лето! Рекомендательный список литературы на лето.

1
1
1
1
1
1

4 КЛАСС (102 ч)
№
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Кол-во
Тема урока
часов
Инструктаж по ТБ И ОТ. Введение. Знакомство с учебником. Самые интересные 1
книги, прочитанные летом
Летописи, былины, сказания, жития (7ч)
Знакомство с названием раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах 1
Царьграда»
События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и 1
исторических источников. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»
Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»
1
Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой
1
Житие Сергея Радонежского
1
Сергей Радонежский – святой земли Русской
1
Обобщающий урок «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений
1
Чудесный мир классики (17ч)
Знакомство с названием раздела. П. П. Ершов «Конек – Горбунок»
1
П. П. Ершов «Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок
1
П. П. Ершов «Конек – Горбунок». Характеристика героев.
1
А. С. Пушкин «Няне»
1
А. С. Пушкин«Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..»
1
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
1
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика 1
героев. Деление сказки на части
Вн. чтение. Урок – КВН по сказкам А. С. Пушкина
1
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»
1
М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб»
1
М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок
1
М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика героев
1
Жизнь и творчество Л. Н. Толстого. Произведение Л. Н. Толстого «Детство»
1
Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня
1
А. П. Чехов «Мальчики»
1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени
Обобщающий урок «Чудесный мир классики». Оценка достижений
Поэтическая тетрадь (9ч)
Знакомство с названием раздела. Ф. И. Тютчев «Ещѐ земли печален вид…», «Как
неожиданно и ярко»
А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»
А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»
Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»
И. А. Бунин «Листопад».
Внеклассное чтение. Родные поэты
Обобщающий урок «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений
Литературные сказки (15 ч)
Знакомство с названием раздела. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного
произведения
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста
П. П. Бажов «Серебряное копытце»
П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте
П. П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деления текста на части
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное
иллюстрирование
Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей
Обобщающий урок «Литературные сказки». Оценка достижений
Делу время – потехе час (7ч)
Знакомство с названием раздела. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения
В. Ю. Драгунский «Главные реки»
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка. Инсценирование
произведения.
Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе
Обобщающий урок «Делу время – потехе час». Оценка достижений

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88

Страна детства (7 ч)
Знакомство с названием раздела. Б. С. Житков «Как я ловил человечков»
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение
произведения
М. М. Зощенко «Ёлка»
Обобщающий урок «Страна детства». Оценка достижений
Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение
Поэтическая тетрадь (4ч)
Знакомство с названием раздела. В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»
С. А. Есенин «Бабушкины сказки»
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»
Устный журнал «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений
Природа и мы (9ч)
Знакомство с названием раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе
А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения
М. М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка
Е. И. Чарушин «Кабан»
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана
Обобщающий урок «Природа и мы». Оценка достижений
Поэтическая тетрадь (5ч)
Знакомство с названием раздела. Б.Л. Пастернак «Золотая осень»
С. А. Клычков «Весна в лесу»
Д. Б. Кедрин «Бабье лето», Н. М. Рубцов «Сентябрь»
С. А. Есенин «Лебедушка»
Обобщающий урок «Поэзии прекрасные страницы». Оценка достижений
Родина (5ч)
Знакомство с названием раздела. И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом
тексте
С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому
А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»
Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Проект «Они
защищали Родину»
Обобщающий урок «Родина». Оценка достижений
Страна Фантазия (6ч)
Знакомство с названием раздела. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра
К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказа фантастического
жанра
Внеклассное чтение. Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и
вымышленных
Путешествие по стране Фантазии. Оценка достижений.
Зарубежная литература (10ч)
Знакомство с названием раздела. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной
литературе
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части. Характеристика героев.
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
С. Лагерлеф «Святая ночь»
С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство
Внеклассное чтение «Путешествие по дорогам любимых книг»
Обобщающий урок «Литературные тайны»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.
Учебник. 1 класс. Часть 1, 2.
Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.
Учебник. 2 класс. Часть 1, 2.
Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.
Учебник. 3 класс. Часть 1, 2.
Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.
Учебник. 4 класс. Часть 1, 2.
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс.
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные
разработки. 3 класс.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные
разработки. 4 класс.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М, В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4
классы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».