Рабочая программа курса Животные и растения Приморского края для 7 класса (1)

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Струговская основная общеобразовательная школа
Октябрьского муниципального округа»

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы

____________/Н.В. Разумная/
«31 » августа 2022 г.

_______________/Е.Н.Вештемова/
«31» августа 2022 г.

Рабочая программа курса
«Животные и растения Приморского края»
для 7 класса

Рассмотрено на заседании педсовета
Протокол № 1
от «31» августа 2022 г.

2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса

«Животные и растения Приморского края»

составлена на основе:
- Федерального Закона от 09 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в
РФ»;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года №287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
- Приказа Министерства образования Приморского края № 583-а от 04 июня
2020

г.

«О

формировании

регионального

компонента

учебных

планов

государственных образовательных организаций Приморского края, реализующих
основные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;
- Авторской программы Врищ А.Э., Гилева Т.В., Соловьева Т.М., Свиридова
О.И. Региональный компонент биологического образования Приморского края для
основного и среднего (полного) общего образования (рекомендации в помощь
учителю) ГАУ ДПО ПК ИРО;
- С учетом рабочей программы воспитания.
Цель программы – усиление внимания к изучению и сохранению живой
природы края.
Школьная биология – важное звено в системе образования, в общекультурной
подготовке учащихся. Создаваемая в настоящее время система биологического
образования призвана обеспечить достижение следующих задач:
– овладение знаниями о живой природе, методами ее познания, учебными
умениями;
– формирование на базе знаний и умений научной картины мира как
компонента общечеловеческой культуры;
– формирование биосферного мышления, необходимого для гармоничных
отношений к природе;
– формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического,
физического, нравственного здоровья человека;
– формирование отношения к живой природе как к сфере собственной
практической деятельности.

В реализации вышеуказанных задач образования и воспитания школьников
направлен на усиление внимания к изучению живой природы родного края. Учащиеся
получат представление об уникальности и богатстве биоразнообразия Приморского
края, Японского моря, узнают о практическом значении биологических знаний как
научной

основы

природопользования,

сельскохозяйственного

производства,

медицины, здравоохранения, биотехнологии в крае.
Программа

позволит

решать

задачи

экологического,

эстетического,

патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового
воспитания школьников, формировать ответственность за сохранность природы,
чувство любви к ней, понимание, что сохранение уникальности и красоты природы
края тесно связано с деятельностью человека.
Программа является составной частью школьного курса биологии и изучается в
контексте основных программных курсов.
При отборе краеведческих сведений рекомендуются следующие подходы:
1. Систематические единицы (типы, классы, отряды, семейства) изучать на
примерах типичных местных видов;
2. При знакомстве с многообразием представителей систематических групп
изучать такие виды, которые доступны для непосредственного наблюдения и
изучения;
3. Из каждой систематической группы отбирать виды организмов, которые
имеют определенное значение.
Региональный компонент предполагает ведение фенологических наблюдений,
проведение экскурсий, наблюдений за живыми организмами, демонстрацию самих
объектов.
Программа даст возможность целенаправленно воздействовать на личность
учащихся:

развивать

наблюдательность,

мышление,

обучать

приемам

самостоятельной учебной деятельности, развивать интерес к предмету, прививать
нормы здорового образа жизни, воспитывать патриотизм.
При реализации рабочей программы

используется учебно-методический

комплекс: хрестоматии по зоологии Приморского края, атласы-определители фауны и
флоры Приморья, тесты к проверке знаний, умений и навыков учащихся,
рекомендации для учителя, рабочие тетради, слайды, видеофильмы, видеофрагменты,

комплекты

наглядных

пособий

(чучела,

влажные

препараты,

коллекции,

микропрепараты) и другие учебные материалы.

Планируемые результаты
В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
 своеобразие животного и растительного мира Приморского края;
 значение животных и растений в природе, для человека, хозяйственной
деятельности края;
 местные природные сообщества;
 меры профилактики болезней, передаваемых животными;
 основные меры, направленные на сохранение и восстановление численности
животных и растений в крае;
называть:
 местных представителей основных типов, классов, отрядов животных и
растений в крае;
 основные породы сельскохозяйственных животных, типичных для местных
условий;
 редкие и исчезающие виды животных и растений в крае;
характеризовать:
 среды обитания животных и растений , приспособленность к совместному
обитанию в природном сообществе;
обосновывать:
 роль местных видов в природе, хозяйственной деятельности человека;
 место в системе органического мира;
 необходимость охраны животных и растений;
 сохранение многообразия видов в крае;
составлять:
 на конкретных местных примерах простые цепи питания животных и растений
в сообществе;
узнавать:

 типичных местных представителей на таблицах, рисунках, в коллекциях,
чучелах, природе.
Учащиеся должны соблюдать правила поведения в природе.
Ожидаемый результат:
 проявление любознательности;
 проявление интереса к биологии;
 знание своеобразия фауны и флоры Приморья;
 устойчивая потребность охранять и сохранять природу.

Содержание курса
Общие сведения о животном мире (1 час)
Многообразие и своеобразие животного мира края и омывающей его части
Японского моря.
Одноклеточные животные (1 час)
Разнообразие

одноклеточных

организмов.

Морские

корненожки

(фораминиферы, лучевики /радиолярии). Значение простейших в биоценозах.
Одноклеточные организмы – возбудители заболеваний в крае. Роль одноклеточных
для экологических и мониторинговых исследований в регионе.
Тип Губки (1 час)
Губки – простейшие многоклеточные, их распространение, экологическое
значение.
Тип Кишечнополостные (1 час)
Классы

Сцифоидных

медуз

и

Коралловых

полипов.

Представители

кишечнополостных. Многообразие морских кишечнополостных ДВ морей, типичные
представители, значение в природе и жизни человека.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви (2 часа)
Гельминтозные заболевания в крае. Пути заражения человека и животных.
Меры профилактики. Класс многощетинковые кольчатые черви. Морские кольчатые
черви. Пиявки. Значение червей в биоценозах и жизни человека.
Тип Моллюски (1 час)
Многообразие моллюсков края и Японского моря. Классы Брюхоногие,
Двустворчатые, Головоногие, Хитоны характеристика и представители. Значение в

природе, хозяйственное значение. Охраняемые виды.
Демонстрация местных значимых видов.
Класс Ракообразные (2 часа)
Многообразие местных представителей. Отряды: Десятиногие, Равноногие,
Разноногие, Усоногие. Промысловые ракообразные. Значение ракообразных в
природе, для человека. Ракообразные – промежуточные хозяева одноклеточных
паразитов. Охрана ракообразных.
Демонстрация местных значимых видов.
Класс Паукообразные (2 часа)
Клещи – вредители растений, меры борьбы с ними. Основные группы клещей в
крае, имеющих медицинское и хозяйственное значение. Клещевой энцефалит. Роль
Е.Н. Павловского в выяснении природы клещевого энцефалита. Меры защиты от
клещей.
Демонстрация особенности строения ротового аппарата клеща.
Класс Насекомые (1 час)
Многообразие, разнообразие насекомых в крае, их роль в природе, для
человека.

Местные

представители

отрядов:

Жёсткокрылые,

Чешуекрылые,

Перепончатокрылые, Прямокрылые, Двукрылые, Таракановые, Палочники, и другие
редкие охраняемые насекомые. Типичные вредители сада, огорода, леса, полевых
культур в крае. Методы защиты растений от вредителей. Пчеловодство Приморья.
Демонстрация коллекций местных значимых видов.
Тип Иглокожие (1 час)
Среда обитания, строение и многообразие иглокожих Японского моря. Классы:
Морские ежи, Морские звёзды, Голотурии, Офиуры. Значение в природе и
хозяйственной деятельности человека. Научное значение, охраняемые виды.
Демонстрация местных значимых видов.
Класс Рыбы (3 часа)
Своеобразие видового состава рыб бассейнов реки Уссури и озера Ханка.
Своеобразие видового состава рыб рек Японского моря. Подклассы: Хрящевые,
Костные. Хозяйственное значение рыб и их промысел в крае. Важнейшие отряды
представителей

ценных

промысловых

рыб:

Лососёвые,

Камбалообразные,

Сельдеобразные, Тресковые. Проходные, полупроходные, пресноводные. Рыба как

пищевой продукт. Охрана рыбных богатств. Меры, проводимые в крае по
восстановлению численности рыб.
Класс Птицы (1 час)
Разнообразие птиц края. Экологические группы птиц Приморья – птицы
парков, лесов, лугов, болот, морских побережий, водоёмов. Хищные птицы. Оседлые,
кочующие,

перелётные

Трубконосые,

птицы

Аистообразные,

региона.

Типичные

Гусеобразные,

представители

Соколообразные,

отрядов:
Куринные,

Журавлеобразные, Совообразные, Ржанкообразные, Воробьинобразные, Врановые.
Промысловые птицы в крае, их рациональное использование. Редкие и исчезающие
виды, охрана птиц. Птицеводство и местные породы домашних птиц края.
Жизненные формы растений Приморского края (2 часа)
Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев: деревья
зоны тайги. Деревья – лианы и деревья – рощи.
Изменения растений в течение жизни (2 часа)
Продолжительность жизни растений: деревьев, кустарников и кустарничков,
трав. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение для растений
разных периодов жизни и возрастных состояний: зародышевый период, период
молодости, период зрелости.
Основные отделы царства растений Приморского края (6 часов)
Понятие о систематике растений Приморского края. Растительное царство.
Деление его на полцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Названия вида.
Голосеменные растения Приморского края. Их общая характеристика и
многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона.
Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных
растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.
Характеристика папоротников, хвощей. Значение папоротниковидных в
природе и для человека.
Многообразие покрытосеменных растений района. Значение покрытосеменных
растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы
Двудольные и Однодольные.
Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные),
Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства

однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковые.
Особенности флоры Приморского края (4 часа)
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и
многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений:
деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений.
Растение – живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения.
Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на
жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземновоздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов
в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных
средах жизни.
Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у
растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение,
рассыпание семян. Окраска листьев, листопад. Их значение в жизни растений.
Природные сообщества Приморского края (2 часа)
Естественные

растительные

сообщества.

Искусственные

растительные

сообщества. Устойчивость естественных растительных сообществ. Результаты
взаимных влияний растений в сообществе. Видовой состав естественных и
искусственных

растительных

сообществ.

Постоянство

видового

состава.

Количественные отношения видов в растительном сообществе. Разнообразие
растений одного вида в природном сообществе. Строение растительных сообществ.
Практика (1 час)
«Флористическая миниатюра». Создание композиции в виде картины,
подарочной открытки.
Тематическое планирование
№

Тема

Количество
часов

Общие сведения о животном мире (1 час)
1
Многообразие и своеобразие животного мира края и 1
омывающей его части Японского моря.
Одноклеточные животные (1 час)
2
Разнообразие одноклеточных организмов. Значение и роль 1
одноклеточных животных.

Тип Губки (1 час)
3
Губки – простейшие многоклеточные, их распространение, 1
экологическое значение.
Тип Кишечнополостные (1 час)
4

Представители кишечнополостных края.

1

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви (2 часа)
5

Гельминтозные заболевания в крае.

1

Класс многощетинковые кольчатые черви. Пиявки. Значение
1
червей в биоценозах и жизни человека.
Тип Моллюски (1 час)
7.
Многообразие моллюсков края и Японского моря. Значение в 1
природе, хозяйственное значение. Охраняемые виды.
Класс Ракообразные (2 часа)
6.

Многообразие местных представителей. Отряды:
Десятиногие, Равноногие, Разноногие, Усоногие.
Промысловые ракообразные.
9.
Значение ракообразных в природе, для человека. Охрана
ракообразных.
Класс Паукообразные (2 часа)

1

Клещи – вредители растений, меры борьбы с ними. Основные
группы клещей в крае.
11.
Клещевой энцефалит. Роль Е.Н. Павловского в выяснении
природы клещевого энцефалита. Меры защиты от клещей.
Класс Насекомые (1 час)
12.
Многообразие, разнообразие насекомых в крае, их роль в
природе, для человека.
Тип Иглокожие (1 час)
13.
Среда обитания, строение и многообразие иглокожих
Японского моря. Значение, охраняемые виды
Класс Рыбы (3 часа

1

8.

10.

14.
15.

Своеобразие видового состава рыб бассейнов реки Уссури и
озера Ханка.
Своеобразие видового состава рыб рек Японского моря.

1

1

1

1

1
1

Охрана рыбных богатств. Меры, проводимые в крае по
1
восстановлению численности рыб.
Класс Птицы (1 час)
17.
Разнообразие птиц края. Экологические группы птиц 1
Приморья. Редкие и исчезающие виды, охрана птиц.
Птицеводство и местные породы домашних птиц края.
Жизненные формы растений Приморского края (2 часа)
16.

18.

Разнообразие жизненных форм растений.

1

19.

Разнообразие местных видов деревьев: хвойные и

1

широколиственные.
Изменение растений в течение жизни (2 часа)
20.

Продолжительность жизни растений.

Периоды жизни растений и возрастные состояния растений
на примере местных видов.
Основные отделы царства растений Приморского края (6 часов)
21.

22.
23.
24.
25.
26.
27.

Отдел Голосеменные растения. Многообразие хвойных
Приморского края.
Отдел Покрытосеменные. Многообразие Цветковых
Приморского края.
Семейства класса Двудольные: декоративные и лекарственные
виды Приморского края.
Семейства класса Однодольные. Наиболее распространённые
виды в хозяйстве района.
Плауны. Хвощи. Папоротники. Особенности роста и
распространения по территории района.
Моховидные – растения болот. Роль моховидных в природе.

1
1

1
1
1
1
1
1

Особенности флоры Приморского края (4 часа)
28.

Ядовитые растения Приморского края.

Лекарственные растения Приморского края (по гербарным
экземплярам).
30.
Практическое значение дикорастущих растений. Правила
сбора, хранения, заготовки.
31.
Плоды растений Приморского края. Распространение плодов
и семян.
Природные сообщества Приморского края (2 часа)
29.

1
1
1
1

32.

Своеобразие природного сообщества края.

1

33.

Смена природных сообществ. Роль человека.

1

ПРАКТИКУМ (1 час)
34.

«Флористическая миниатюра». Создание композиции в виде 1
картины, подарочной открытки.
Список использованной литературы

1. Арзамасцев И.С. Атлас промысловых морских беспозвоночных, водорослей и
трав Приморского края. Владивосток: ООО ”Арт-Пилот”, 1997.
2. Арсеньев В.К. По Уссурийскому краю. Хабаровск: Хабаровское книжное издво, 1988.
3. Артюхин Ю.Б., Бурканов В.И. Морские птицы и млекопитаюшие Дальнего
Востока
Росиии:
полевой
определитель/РАН
ДО.
Качат.
ин-т

эколог.иприродопользов. Гос. ком.по рыболовству РФ. Камчат. бассейновое упр. по
охране и воспроизв. рыб.ресурсов и регулированию рыболовства. – М.: АСТ, 1999.
4. Атлас двустворчатых моллюсков дальневосточных морей России. Сост. Явнов
С.В.: Науч.ред. Поздняков С.Е. Атлас промысловых и перспективных для промысла
гидробионтов дальневосточных морей России. – Владивосток: ”Дюма”, 2000.
5. Бакланов П.Я. Люби и знай свой край (атлас). Москва: Роскартография, 1996.
6. Белова В.Т. Фауна земноводных Приморья. Уссурийск, 1968.
7. Берсенев Ю.И. Особо охраняемые природные территории Приморского края.
Владивосток, 1997.
8. Буч Т.Г., Качура Н.Н., Швыдкая В.Д., Андреева Е.Р. Сорные растения
Приморского края и меры борьбы с ними. Владивосток: Дальневосточное книжное
изд-во, 1981.
9. Булах Е.М., Назарова М.М., Врищ А.Э., Шибнев Ю.Б. Грибное лукошко
Приморья. Владивосток: МК-дизайн, 1998.
10. Валова З.Г. и др. Лазовский заповедник. М.: Агропромиздат, 1989.
11. Васильев Н.Г., Харкевич С.С., Шибнев Ю.Б. Заповедник “Кедровая падь”. М.:
Лесная промышленность, 1984.
12. Голиков А.Н., Жирмунский А.В. Животные и растения залива Петра Великого.
Ленинград: Наука, 1976.
13. Голованов В.Д., Жирмунский А.В. Заповедники Дальнего Востока. Москва:
Мысль, 1988.
14. Нечаев В.А. Список птиц Приморского края. Владивосток: Дальнаука, 1998.
15. Окружающая среда и здоровье населения Владивостока. Кол.авторов.
Владивосток: Дальнаука, 1988.
16. Пукинский Ю.Б. Птицы Уссурийской тайги. Хабаровск: Хабаровское книжное
изд-во, 1984.
17. Суворов А.И. Заповедное Приморье. Владивосток: Дальневосточное книжное
изд-во, 1978.
18. Усенко Н.В. Дары Уссурийской тайги. Хабаровск: Хабаровское книжное издво, 1979.
19. Чайка А.К. Приусадебное хозяйство Приморья. Владивосток: Дальневосточное
книжное изд-во, 1989.
20. Чистяков Ю.А. Замечательные насекомые Уссурийской тайги. Владивосток,
1998.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».