Рабочая программа курса Читательская грамотность для 7-9 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Читательская грамотность»
для обучающихся 7-8 классов

с. Струговка 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу "Читательская грамотность" на
уровне основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также
Программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в
Российской
Федерации
(утверждённой
распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Программа учебного курса «Читательская грамотность» (предметная
область "Русский язык и литература") адресована учащимся 7-8 классов
общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к
программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков
смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в
целом.
Актуальность курса определена требованиями к образовательному
результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне
сформированности метапредметного результата как запроса личности и
государства. В современном информационном обществе важно научить
школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно
использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана
формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как
способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и
активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные
запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной
основой
работы
с
информацией
и
одновременно
показателем
сформированности этого умения является чтение как универсальный способ
действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых
знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным
предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать
информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного
процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение
правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим
и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования
стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация
программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и

формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и
самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного
активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и
развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля,
интеллектуальной самостоятельности. Основы смыслового чтения и работы с
текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны
закрепляться, развиваться и совершенствоваться в течение всехлет обучения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования читательская грамотность рассматривается как один из
планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской
грамотности
отражены
в
обобщенных
планируемых
результатах
освоенияучебных программ по всем предметам основной школы.
В результате изучения всех без исключения предметов обучающиеся
основной школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут
осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную
информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать
информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты
(таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения,
сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления
информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут использовать
информацию для установления причинно- следственных связей и
зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебныхи практических
ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить
умозаключения
и
принимать
решения
наоснове
самостоятельно
полученнойинформации, а также приобрести опыт критического отношения к
получаемой информации,сопоставляя ее с информацией из других источников
и имеющимся жизненным опытом.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по формированию читательской грамотности ориентирована на
развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом
их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических,
интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и
возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания
благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и
физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется
на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей,
которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей
обучающихся.

Цели изучения учебного предмета
Основная цель учебного предмета «Читательская грамотность»с
соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФОП ООО – создать условия для
формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать,
критически
оценивать
и
интерпретировать
прочитанное,
овладение
обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе
решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.
Задачи учебного предмета «Читательская грамотность»:
- развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства,
формировать духовно-нравственные основы личности;
- вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать
навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
- осваивать базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как
универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий
формирования
видов
целевого
чтения
(просмотрового/поискового,
ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как
единицей информации;
– учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания,
интерпретации и рефлексивной оценки информации.
Обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм,
представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются
тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация
представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа
и производство, общество и др.).
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и
обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия,
диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в
сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач.
Место учебного предмета «Читательская грамотность»
в учебном плане
Учебный предмет
«Читательская грамотность» (предметная область
«Русский язык и литература») в учебном плане входит в часть, формируемую
участниками образовательных отношений, и является обязательным для
изучения.
По учебному плану МОБУ Струговская ООШ на изучение курса
«Читательская грамотность» в 7,8 классах отводится по 1 часу в неделю.
Изучение предмета рассчитано на 34 часа в год в каждом классе.

Содержание учебного предмета «Читательская грамотность»
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» - 7
ч.
Определение основной темы и идеи текста. Учебный текст как источник
информации. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля.
Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из
текста в изменённой ситуации?
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология
текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов
(разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный
стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста
с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения
читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста,
основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации,
конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события,
содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы
связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые
части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план.
Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание
информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов,
описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации:
словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное,
изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.
Источники информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации.
Раздел «Типы текстов» - 6 ч.
Типы текстов. Особенности построения текстов разных типов. Составление
теста по заданной структуре. Подробный и сжатый пересказ (устный и
письменный) текстов разных типов и стилей. Аргументы, подтверждающие вывод.
Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в
тексте напрямую. Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению
работы, правила, уставы, законы), текст-объяснительная.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации» - 21 ч.
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.
Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование
информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с
опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и
других информационных источников.
Определение
последовательности
выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе

предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). Создание
собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов.
Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной
теме, представление одной и той же информации разными способами, составление
инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Оценка содержания, языковых
особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о
прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в
тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения
недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении
прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.
Сопоставление различных точек зрения на информацию.
Планируемые образовательные результаты
Изучение
обучающимися

читательской
следующих

грамотности
личностных,

направлено

на

достижение

метапредметных

и

предметных

результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты

Личностные результаты освоения рабочей программы для основного
общего образования отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активно
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными
в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека.
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной
литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к

символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в
литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Этического воспитания:
Восприимчивость
к
разным
видам
искусства,
традициям
итворчествусвоегоидругихнародов,пониманиеэмоциональноговоздействияискусства;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
умение принимать себя и других, неосуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь
на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным
эмоциональным состоянием.
Трудового воспитания:
Установка на активное участие в решении практическихз адач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.

Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
● Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста,
рубрики, словарь, содержание).
● Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
● Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
● Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
● Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных

признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
● Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить.
● Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное).
● Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и
соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
● Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
● Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной
деятельности. Регулятивные УУД:
● Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
● Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
● Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом).
● В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения
материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Ученик научится:
● ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
● выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию
и общему смыслу текста;
● формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
● предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой
на предыдущий опыт;
● объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
● сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать
соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной
вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или
таблицы и т. д.;
● находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять
его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и
в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
● решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие
полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов
текстов;
● ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
● выделять главную и избыточную информацию;
● прогнозировать последовательность изложения идей текста;
● сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной

теме; ● выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
● формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться:
● анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
● выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста);
● критически относиться к рекламной информации;
● находить способы проверки противоречивой информации;
● определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
 Пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в
учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
 Находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;
 Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной
задачи;
 Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и
несущественных признаков;
 Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных
признаков (в коллективной организации деятельности);
 Осуществлять синтез как составление целого из частей;
 Проводить сравнение, классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании
количества групп;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным
опытом.
 выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной
задачей;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об
изучаемом языковом факте;
 проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без
указания количества групп;
 обобщать(выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Тематическое планирование
№
п/п

Кол-во
часов

Тема

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного ( 7 часов)
1.

Тема и идея текста.

1

2.

Определение основной темы и идеи в эпическом произведении.

1

3.

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.

1

4.

Определение основной
произведении.

1

5.

Учебный текст как источник информации. Работа с текстом.

1

6.

Комплексный анализ текста. Практикум.

1

7.

Работа с текстом: как применять информацию из текста в
изменённой ситуации?

1

мысли

и

идеи

в

драматическом

Типы текстов (6 часов)
8.

Типы текстов: повествование, описание и рассуждение. Работа с
текстами разных видов.

1

9.

Комплексный анализ художественного текста. Практикум.

1

10.

Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы,
правила, уставы, законы).

1

11.

Комплексный анализ текстов-инструкций. Практикум (работа в
группах).

1

12.

Типы текстов: текст объяснение (объяснительное сочинение,
резюме, толкование, определение).

1

13.

Выполнение практической работы по читательской грамотности
(текст из открытого банка заданий).

1

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (22 часов)
14. Анализ и роль элементов текста.

1

15. Художественные детали в тексте и их значение.

1

16.

Как работать с текстом собственного сочинения.Композиция
рассуждения.

17. Сочинение-рассуждение на заданную тему (проблема, аргументы).
18.

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста,
предложенного для анализа.

19. Киноурок. Комментарии, аргументы к содержанию текста.
20.

Поиск
комментариев,
подтверждающих
точку
зрения,
объясняющую содержание фрагмента текста, предложенного для

1
1
1
1
1

анализа.
21.

Комплексный анализ текста. Комментарии
раскрывающие основную мысль текста.

и

аргументы,

22.

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с
учётом цели дальнейшего использования?

23. Построение оценочных суждений на основе прочитанного.

1
1
1

24.

Обобщение прочитанного в виде тезиса. Проблемные вопросы.
Интерпретация текста.

1

25.

Интерпретация текста – основной элемент работы с текстом.
Практикум.

1

26. Формулирование аргументов (авторских, личных). Практикум.
27.

Практическая работа по
открытого банка заданий).

28.

Практическая работа. Интерпретация текстов разных
(подготовка к диагностике читательской грамотности).

1

читательской грамотности (текст из
типов

1
1

29. Практическая работа. Работа с текстом (интерпретация).

1

30. Структурирование информации.

1

31. Нахождение путей восполнения пробелов в информации.

1

32.

Сопоставление разных точек
информации по заданной теме.

зрения

33.

Диагностика читательской грамотности (текст из открытого банка
заданий).

34. Итоговый урок. Подведение итогов работы.

и

разных

источников

1
1
1

Список использованной литературы
 Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие /
Пранцова Г.В., Романичева Е.С. — М.: Форум\6. Русский язык. Сборник
задач по формированию читательской грамотности. 5-8 классы: учеб.
пособие для общеобразоват. организаций/В.В. Федоров и др. – М.:
Просвещение,2020.
 Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности.
8-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / С.Ю. Гончарук
и др. – М.: Просвещение.


Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций. Г. С. Ковалёва и др. – М:
Просвещение, 2020.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

 Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
 Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
 Библиотека http://lib.ru

 Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru


Банк заданий для формирования и оценки функциональной
грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/

 Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
https://fg.resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».