РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Читательская грамотность» для обучающихся 7-8 классов с. Струговка 2023 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному курсу "Читательская грамотность" на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). Программа учебного курса «Читательская грамотность» (предметная область "Русский язык и литература") адресована учащимся 7-8 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом. Актуальность курса определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности. Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения. В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности. Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться, развиваться и совершенствоваться в течение всехлет обучения. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоенияучебных программ по всем предметам основной школы. В результате изучения всех без исключения предметов обучающиеся основной школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинно- следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебныхи практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения наоснове самостоятельно полученнойинформации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации,сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Общая характеристика учебного предмета Программа по формированию читательской грамотности ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся. Цели изучения учебного предмета Основная цель учебного предмета «Читательская грамотность»с соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФОП ООО – создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности. Задачи учебного предмета «Читательская грамотность»: - развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности; - вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом; развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности; - осваивать базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации; – учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации. Обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач. Место учебного предмета «Читательская грамотность» в учебном плане Учебный предмет «Читательская грамотность» (предметная область «Русский язык и литература») в учебном плане входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений, и является обязательным для изучения. По учебному плану МОБУ Струговская ООШ на изучение курса «Читательская грамотность» в 7,8 классах отводится по 1 часу в неделю. Изучение предмета рассчитано на 34 часа в год в каждом классе. Содержание учебного предмета «Читательская грамотность» Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» - 7 ч. Определение основной темы и идеи текста. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Раздел «Типы текстов» - 6 ч. Типы текстов. Особенности построения текстов разных типов. Составление теста по заданной структуре. Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный) текстов разных типов и стилей. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы), текст-объяснительная. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» - 21 ч. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. Планируемые образовательные результаты Изучение обучающимися читательской следующих грамотности личностных, направлено на достижение метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностные результаты Личностные результаты освоения рабочей программы для основного общего образования отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активно участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Этического воспитания: Восприимчивость к разным видам искусства, традициям итворчествусвоегоидругихнародов,пониманиеэмоциональноговоздействияискусства; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); умение принимать себя и других, неосуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием. Трудового воспитания: Установка на активное участие в решении практическихз адач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Метапредметные результаты Познавательные УУД: ● Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). ● Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). ● Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. ● Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. ● Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: ● Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. ● Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). ● Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. ● Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. ● Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. Регулятивные УУД: ● Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. ● Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. ● Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). ● В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Ученик научится: ● ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; ● выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста; ● формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; ● предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; ● объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; ● сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; ● находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); ● решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ● ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; ● выделять главную и избыточную информацию; ● прогнозировать последовательность изложения идей текста; ● сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; ● выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; ● формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Ученик получит возможность научиться: ● анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; ● выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста); ● критически относиться к рекламной информации; ● находить способы проверки противоречивой информации; ● определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. Предметные результаты обучения Ученик научится: Пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме; Находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос; Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); Осуществлять синтез как составление целого из частей; Проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; обобщать(выводить общее для целого ряда единичных объектов). Тематическое планирование № п/п Кол-во часов Тема Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного ( 7 часов) 1. Тема и идея текста. 1 2. Определение основной темы и идеи в эпическом произведении. 1 3. Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. 1 4. Определение основной произведении. 1 5. Учебный текст как источник информации. Работа с текстом. 1 6. Комплексный анализ текста. Практикум. 1 7. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? 1 мысли и идеи в драматическом Типы текстов (6 часов) 8. Типы текстов: повествование, описание и рассуждение. Работа с текстами разных видов. 1 9. Комплексный анализ художественного текста. Практикум. 1 10. Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). 1 11. Комплексный анализ текстов-инструкций. Практикум (работа в группах). 1 12. Типы текстов: текст объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). 1 13. Выполнение практической работы по читательской грамотности (текст из открытого банка заданий). 1 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (22 часов) 14. Анализ и роль элементов текста. 1 15. Художественные детали в тексте и их значение. 1 16. Как работать с текстом собственного сочинения.Композиция рассуждения. 17. Сочинение-рассуждение на заданную тему (проблема, аргументы). 18. Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. 19. Киноурок. Комментарии, аргументы к содержанию текста. 20. Поиск комментариев, подтверждающих точку зрения, объясняющую содержание фрагмента текста, предложенного для 1 1 1 1 1 анализа. 21. Комплексный анализ текста. Комментарии раскрывающие основную мысль текста. и аргументы, 22. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? 23. Построение оценочных суждений на основе прочитанного. 1 1 1 24. Обобщение прочитанного в виде тезиса. Проблемные вопросы. Интерпретация текста. 1 25. Интерпретация текста – основной элемент работы с текстом. Практикум. 1 26. Формулирование аргументов (авторских, личных). Практикум. 27. Практическая работа по открытого банка заданий). 28. Практическая работа. Интерпретация текстов разных (подготовка к диагностике читательской грамотности). 1 читательской грамотности (текст из типов 1 1 29. Практическая работа. Работа с текстом (интерпретация). 1 30. Структурирование информации. 1 31. Нахождение путей восполнения пробелов в информации. 1 32. Сопоставление разных точек информации по заданной теме. зрения 33. Диагностика читательской грамотности (текст из открытого банка заданий). 34. Итоговый урок. Подведение итогов работы. и разных источников 1 1 1 Список использованной литературы Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие / Пранцова Г.В., Романичева Е.С. — М.: Форум\6. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности. 5-8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/В.В. Федоров и др. – М.: Просвещение,2020. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности. 8-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / С.Ю. Гончарук и др. – М.: Просвещение. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Г. С. Ковалёва и др. – М: Просвещение, 2020. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru Библиотека http://lib.ru Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/