РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-6 классов с. Струговка 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» Одной из основных задач развития образования Российской Федерации на современном этапе является формирование финансовой грамотности и финансовой культуры населения страны. Именно поэтому в российской системе образования сегодня уделяется существенное внимание формированию функциональной грамотности обучающихся, а в её составе, и финансовой грамотности. Принципиальное значение в настоящее время приобретает в системе образования решение задачи формирования надпредметных компетенций и «гибких» навыков. Поэтому в Программе уделяется особое внимание не только содержательным — предметным аспектам финансовой грамотности, но и развитию коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, решению творческих задач и формированию критического мышления у обучающихся 5-6 классов. Содержание программы способствует расширению знаний учащихся по основным общественно-научным предметам. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» Целью курса является финансовой культуры, формирование у обучающихся рационального финансового 5-6 классов поведения и ответственного потребления финансовых услуг, с учётом их возрастных особенностей и способностей. Задачи изучения учебного курса «Основы финансовой грамотности»: ˗ формирование понимания значимости для себя лично финансовых проблем, которые решаются на индивидуальном и семейном уровнях и сказываются на личном и семейном благополучии; ˗ формирование понимания необходимости давать личную оценку действиям субъектов финансовых отношений, так как человек вступает с ними во взаимодействие для решения своих задач; ˗ формирование понимания необходимости выявления причинно- следственных связей между семейными и личными финансовыми возможностями, и потребностями членов семьи; ˗ формирование собственного понимания изучаемых финансовых вопросов на основе анализа и оценки финансовых ситуаций, с которыми человек может столкнуться лично; ˗ формирование способности инициировать сотрудничество в команде при работе с творческими заданиями; ˗ формирование понимания наличия альтернативных решений финансовых задач на личном и семейном уровне, их оценки с позиции имеющихся финансовых возможностей, ограничений, потребностей, необходимости выбора из имеющихся выявленных альтернатив; ˗ формирование понимания необходимости вносить изменения в план и способ действий субъектов финансовых отношений, так как появляются новые возможности, ограничения и потребности; ˗ формирование понимания содержания различных видов семейных доходов и расходов, их изменения, сравнения, анализа, количественной оценки и выбора варианта балансирования при разработке бюджета. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный курс «Финансовая грамотность» включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы и рассчитан на 34 часа в 5 классе и 34 часа в 6 классе, всего 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5-6 КЛАСС Введение в курс «Основы финансовой грамотности» Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение. Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье. Базовый уровень Обучающийся научится: • в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): ˗ определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения; ˗ осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности; ˗ выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ˗ находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет; ˗ обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; ˗ приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях; ˗ актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности; • в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): ˗ объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека; ˗ понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков; ˗ обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; ˗ описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: • поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности; • самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях; • оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи; • оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач; • самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности. Темы занятий 1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность. 2. От чего зависит благосостояние семьи. 3. Учимся оценивать финансовое поведение людей. 4. Учимся оценивать своё финансовое поведение. Модуль 1. Доходы и расходы семьи Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг. Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений. Базовый уровень Обучающийся научится: • в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): ˗ называть основные источники доходов семьи; ˗ составлять задачи, требующие денежных расчётов; ˗ считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности; • в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): ˗ объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; ˗ описывать свойства предмета, играющего роль денег; ˗ объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения; ˗ называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны; ˗ называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания; ˗ объяснять, как формируется семейный бюджет; ˗ подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления); ˗ подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи; ˗ объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: • анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах; • понимать, при каких условиях можно одалживать деньги. Темы занятий 5. Деньги: что это такое. 6. Учебные мини-проекты «Деньги». 7. Из чего складываются доходы семьи. 8. Учимся считать семейные доходы. 9. Исследуем доходы семьи. 10. Учебные мини-проекты «Доходы семьи». 11. Как появляются расходы семьи. 12. Учимся считать семейные расходы. 13. Исследуем расходы семьи. 14. Учебные мини-проекты «Расходы семьи». 15. Как сформировать семейный бюджет. 16. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета». 17. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет». 18. Обобщение результатов изучения модуля 1. 19. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи». Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист. Личностные характеристики и установки: • осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форсмажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния; • понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях. Базовый уровень Обучающийся научится: • в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): ˗ анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи; ˗ соотносить вид страхования и его цель; ˗ рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании; ˗ находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах; • в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): ˗ описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи; ˗ объяснять, как сбережение и страхование могут смягчитьпоследствия особых жизненных ситуаций; ˗ объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо; ˗ описывать виды страхования; ˗ приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки; ˗ высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: • устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи; • оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь. Темы занятий 20. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. 21. Что такое страхование и для чего оно необходимо. 22. Что и как можно страховать. 23. Ролевая игра «Страхование». 24. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. 25. Как определить надёжность страховых компаний. 26. Как работает страховая компания. 27. Учебные мини-проекты «Страхование». 28. Обобщение результатов изучения модуля 2. 29. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься». Резервные часы – 5 ч. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение финансовой грамотности в 6 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностные результаты обучения отражаются в готовности обучающихся к целенаправленной социально значимой деятельности; отражают их готовность руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанность выбора и построения и построения жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей посредством: ˗ формирования готовности самостоятельности и обучающихся личностному к саморазвитию, самоопределению на основе осознанного отношения к выбору и построению индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов и значимости для себя лично взаимосвязи между образованием и финансовым благополучием; ˗ осознания ценности самостоятельности и инициативы с учетом действующих правил поведения субъектов в финансовой сфере, изучения положений нормативно-правовых документов, формирования ответственного отношения к процессу обучения посредством понимания для себя лично содержания финансовых отношений между различными субъектами, финансовых решений, альтернативных возможностей их реализации, последствий выполнения или невыполнения принятых решений; ˗ сформированности внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, осознания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи, проявляющегося в учёте личных интересов каждого члена семьи и семьи в целом при решении вопросов о получении и распределении средств семейного бюджета; ˗ наличия мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, в частности мотивации к обучению, познанию за счёт понимания значимости для себя лично взаимосвязи между профессиональной подготовкой человека и финансовыми результатами его деятельности. Метапредметные результаты. Регулятивные универсальные учебные действия: 1. Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в процессе изучения финансовых вопросов через понимание необходимости давать оценку существующих финансовых ситуаций и их изменения. Обучающийся сможет: ˗ оценивать собственное понимание изученных финансовых терминов; ˗ составлять личный маршрут движения к финансовому благополучию; ˗ оценивать вероятность мошенничества в финансовых отношениях; ˗ ставить финансовые цели собственной деятельности. 2. Умение самостоятельно планировать пути достиженияфинансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и практических финансовых задач. Обучающийся сможет: ˗ разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов; ˗ оценивать структуру доходов и расходов семьи; ˗ определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять этапы их выполнения; ˗ обосновывать и осуществлять выбор альтернативных способов решения финансовых задач; ˗ составлять план решения финансовой проблемы (написание эссе, решение кейсов, выполнение квеста). 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Обучающийся сможет: ˗ вносить необходимые изменения в план и способ действий с учётом изменившихся обстоятельств; ˗ оценивать состояние личных финансов до и после уплаты налогов; ˗ оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; ˗ вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированного результата; ˗ оценивать варианты открытия депозита на различные сроки; ˗ результаты выбора условий кредитования; результаты выбора условий депозита; требования к недвижимому имуществу, служащему для банка залогом; ˗ оценивать подходы субъектов к покупке дорогостоящих товаров, исходя из финансовых возможностей их семей. Познавательные универсальные учебные действия: 1. Умение определять содержание понятий, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать аналогии, проводить анализ, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Обучающийся сможет: ˗ сравнивать способы получения доходов, альтернативные варианты достижения финансовых целей, направления инвестирования, условия кредитования и условия размещения денежных средств; ˗ устанавливать причинно-следственные связи между различными финансовыми явлениями: доходами семьи и правом собственности на имущество; индексацией и размерами денежных доходов населения; размером доходов и риском; бизнес-планом и действительностью; креативностью инвестиционного проекта и доходами авторов; ˗ объяснять выгоды наличия прав собственности; признаки финансовой пирамиды; особенности каждого слоя атмосферы инвестирования; причины появления сверхновых источников доходов; ˗ анализировать статистические данные о доходах населения; ˗ положения статей ГК РФ по вопросу получения доходов от интеллектуальной собственности; положения статей ТК РФ по вопросу получения заработной платы; положения статей НК РФ по вопросам налогообложения; ˗ классифицировать виды доходов, расходов, имущества, налогов, шкал налогообложения, банковских вкладов, кредитных организаций; ˗ выявлять преимущества и недостатки деятельности микрофинансовых организаций, покупки товаров в рассрочку, активных и пассивных источников дохода, обладания собственностью, банковской картой; ˗ делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждая его собственной аргументацией, в том числе смысл текста, математическими расчётами. 2. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: ˗ ориентироваться в содержании структурировать текст, текста, идентифицируя понимать финансовые ситуации в литературных произведениях; ˗ устанавливать взаимосвязь описанных в тексте финансовых событий в конкретной ситуации; ˗ критически оценивать финансовую ситуацию, описанную в тексте; ˗ аргументировать собственную позицию по приведённой в тексте финансовой ситуации. 3. Развитие мотивации к овладению культурой поиска источников информации. Обучающийся сможет: ˗ определять необходимые ключевые поисковые слова; ˗ осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; ˗ соотносить полученные результаты поиска информации с условиями поставленных финансовых задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. Обучающийся сможет: ˗ инициировать сотрудничество в группе при обсуждении ситуаций, при работе с творческими заданиями, при обсуждении правил планирования семейного бюджета, формирования резервов и сбережений, постановки финансовых целей; ˗ выстраивать логическую цепь рассуждений при анализе финансовых ситуаций; ˗ задавать вопросы при обсуждении финансовых проблем. 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной и письменной речью. Обучающийся сможет: ˗ соблюдать правила публичной речи и проведения дискуссии по финансовой тематике; ˗ принимать решение в групповой работе, учитывая мнения собеседников; ˗ создавать письменные тексты при выполнении творческих заданий на финансовые темы; ˗ анализировать результаты коммуникации после её завершения в ходе выполнения группового задания и представления его решения. Предметные результаты обучения. ˗ Освоение и применение системы финансовых знаний, и их необходимости для решения современных практических задач; ˗ умение классифицировать устанавливать по существенный разным признакам (в признак классификации) том числе финансовые объекты, явления, процессы, выявляя их существенные признаки, элементы и основные функции; ˗ умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей финансовых явлений и процессов; ˗ необходимости правомерного налогового поведения; ˗ осмысления личного опыта принятия финансовых решений; ˗ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие процессы постановки финансовых целей, управления доходами и расходами, формирования резервов и сбережений, принятия инвестиционных решений; ˗ овладение смысловым чтением текстов финансовой тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из нормативных правовых актов; умение преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст; ˗ умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать статистическую финансовую информацию, соотносить ее с собственными знаниями и опытом; ˗ формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; ˗ умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения финансово-экономических и правовых норм,включая вопросы, связанные с личными финансами, финансовыми рисками и угрозами финансового мошенничества; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; ˗ приобретение опыта использования полученных знаний по финансовой грамотности в практической (индивидуальной и/или групповой) деятельности: для составления личного финансового плана; для принятия решений о приобретении финансовых услуг и имущества; для приобретения опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом. В результате обучения данному курсу, обучающиеся 5-6 смогут сформировать следующие компетенции по финансовой грамотности: ˗ способность планировать свои доходы и расходы на основе оценки имеющихся финансовых возможностей и ограничений, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним; ˗ способность формировать резервы и сбережения денежных средств; ˗ способность следить за состоянием личных финансов посредством планирования личного бюджета; ˗ способность рационально выбирать финансовые услуги, распознавая признаки финансового мошенничества, учитывая информацию об имеющихся на рынке финансовых рисках; ˗ способность информацию. искать и использовать необходимую финансовую УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы (Учимся разумному финансовому поведению). М.: Вако МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО. 2. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы грамотность: – М.: Изд-во «ВАКО», 2018. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. https://dni-fg.ru/ - Онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников 2. https://fincult.info/ - Финансовая культура