Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Струговская основная общеобразовательная школа Октябрьского муниципального округа» (МОБУ Струговская ООШ) ____________________________________________________________________________ 692529, Приморский край, Октябрьский округ, с. Струговка, пер. Школьный, д. 15, Тел. 8(42344) 5-37-57, e-mail: strugovka@yandex.ru сайт: https://strugovka.primorschool.ru/ УТВЕРЖДЕНО ПРИНЯТ в рамках ООП ООО Педагогическим советом Приказ №___ от «28» августа 2024 г. МОБУ Струговская ООШ «28» августа 2024 г., Протокол № _____ Директор _________ Е.Н. Вештемова УЧЕБНЫЙ ПЛАН адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФАООП УО (вариант 1) обучающихся 5 - 9 классов на 2024-2025 учебный год с. Струговка Пояснительная записка Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФАООП УО (вариант 1) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году с 5 по 9 класс. Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 академических часов на этапе основного общего образования (5-9 класс). В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: - формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; - формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - формирование здорового экстремальных ситуациях. образа жизни, элементарных правил поведения в Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: - учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; - увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; - введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; - введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. В 2024-2025 учебном году часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: 1) основы финансовой грамотности – 1 час в 5 классе, для удовлетворения познавательных потребностей обучающихся в области финансов, развития финансовой грамотности и выработки экономически грамотного поведения; 2) основы духовно-нравственной культуры народов России – 1 час в 5 классе, с целью создания условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, формирования и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; 3) рисование (изобразительное искусство) и музыка - по 1 часу в 6 классе для развития у учащегося эстетических чувств, умения воспринимать и понимать красивое, воспитания художественного вкуса; 4) математика – 2 часа в 9 классе, для овладения комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. В коррекционно-развивающую область учебного плана включены следующие коррекционные курсы: 1. «Логопедические занятия». Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексикограмматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации. 2. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения. 3. «Ритмика». Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности обучающегося в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Формы промежуточной аттестации Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» МОБУ «Струговская основная общеобразовательная школа Октябрьского муниципального округа». Промежуточная аттестация обучающихся проводится конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. В процессе используются оценки формы, достижения взаимно планируемых дополняющие друг предметных друга результатов (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице: Предметы, курсы, модули Формы промежуточной аттестации Русский язык Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Чтение (Литературное чтение) Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Математика Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Информатика Практическая работа с компьютеризированной частью Природоведение Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Биология Творческий проект География Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Основы социальной жизни Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Мир истории Творческий проект История Отечества Творческий проект Музыка Рисование (изобразительное искусство) Адаптивная физическая культура Творческий проект Творческий проект Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Профильный труд Проект Основы финансовой грамотности Проект Основы духовно-нравственной Творческий проект культуры народов России Логопедические занятия Текущий мониторинг динамики развития Учебный план для обучающихся 5-9 классов МОБУ Струговская ООШ, занимающихся по федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 1) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях общеобразовательного класса на 2024-2025 учебный год Предметные области Учебные предметы Количество часов Всего 5 6 7 8 9 Русский язык Чтение (Литературное чтение) Математика 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 20 20 4 4 3 3 3 17 Информатика - - 1 1 1 3 Природоведение Биология География Основы социальной жизни Мир истории 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 6 8 10 - 2 - - - 2 История Отечества - - 2 2 2 6 Музыка Рисование (изобразительное искусство) Адаптивная физическая культура Труд (технология) 1 2 - - - - 1 2 2 2 2 2 2 10 6 6 7 7 7 33 Итого 27 28 28 28 28 139 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика 2 2 2 2 2 10 2 2 Основы финансовой грамотности 1 1 Основы духовно-нравственной культуры народов России Музыка 1 2 Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Естествознание 4. Человек и общество 5. Искусство 6. Физическая культура 7. Технология 1 Рисование (изобразительное искусство) Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика) Внеурочная деятельность 1 1 29 30 30 30 30 149 6 6 6 6 6 30 4 4 4 4 4 20