Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Юный пожарный

РАЗДЕЛ № 1: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена необходимостью формировать у
детей базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности, выработке
умений распознавать угрозы, избегать опасности, грамотно вести себя в
чрезвычайных ситуациях. Программа направлена на формирование поведенческих
навыков, обеспечивающих защиту жизни и здоровья обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы заключается в ориентировке на
требования времени и общества, расширении кругозора обучающихся, подготовке
их к действиям в нестандартных и чрезвычайных ситуациях в условиях
дистанционного дополнительного образования.
Обучение по программе способствует формированию у обучающихся
сознательного ответственного отношения к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих, приобретению навыков сохранения
жизни и здоровья в повседневной жизни и в опасных ситуациях. Программа
направлена на воспитание у детей таких качеств, как дисциплинированность,
внимательность,

собранность,

ответственность,

осторожность,

поскольку

отсутствие именно этих качеств становится причиной трагических происшествий.
Направленность программы: социально – гуманитарная.
Язык реализации программы: государственный язык РФ-русский.
Уровень освоения: базовый.
Отличительными особенностями программы является то, что учащиеся
знакомятся с основами безопасного поведения, приобщает их к активной
познавательной работе, полученные учащимися в процессе обучения знания и
умения способствуют формированию начальных представлений в данной области и
создают перспективу для их дальнейшего развития. Для этого возраста характерны:
познавательная и двигательная активность, любознательность, эмоциональность.
Дети отличаются желанием развиваться физически, демонстрировать свои
способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. В этом возрасте
ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его
кругозора. Происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в
2

общении со взрослыми и сверстниками, что в свою очередь делает актуальным
знакомство с правила безопасного существования в окружающей действительности.
Программа разработана с учётом специфики образовательного учреждения на
основе нормативных документов:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г.
№ 1726-р;
- Письмо

Министерства

образования

и

науки

РФ

от

18.11.2015 г.

№ 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ;
- Постановления Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
- Устава Учреждения, другими локальными актами.
Адресат программы
Программа рассчитана на

детей 9-10 лет МОБУ Струговская ООШ.

Принимаются все желающие дети без конкурсного отбора.
Особенности организации образовательного процесса
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 недели).
Формы обучения –очная.
Режим занятий
Занятия по общеобразовательной программе дополнительного образования
«Юный пожарный» на протяжении всего курса обучения проводятся:
для детей 9-10 лет – 1 раза в неделю по 30 минут; в год – 34 часа.
1.2 Цель и задачи программы
3

Цель программы: формирование навыков общественной безопасности у
обучающихся 9-10 лет МОБУ Струговская ООШ, посредством вовлечения их в
игровую деятельность.
Задачи программы:
Воспитательные:


Формировать у учащихся осознание ответственности за свое поведение,

его безопасность и сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих.


Способствовать воспитанию у учащихся дисциплинированности,

внимательности, собранности, ответственности, осторожности.
Развивающие:


Развивать у учащихся способность аналитически мыслить, интерес к

познанию окружающего мира и правил безопасного поведения в нем.


Содействовать формированию основ здорового образа жизни.

Обучающие:


Знакомить детей с правилами безопасной жизнедеятельности в условиях

общества, общественной среды и среды обитания – природы.


Знакомить

детей

с

правилами

поведения

в

нестандартных

экстремальных ситуациях.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1

1

0

Беседа

2

1

1

коллективная
рефлексия

Количество часов

2

Вводное занятие
Что такое опасность
Село как среда обитания
человека

3

Безопасность в повседневной
жизни

5

3

2

коллективная
рефлексия

4

Дорожное движение,
безопасность участников
дорожного движения

6

4

2

опрос, анализ
ситуаций

1

4

и

5

Пожарная безопасность

5

3

2

опрос, анализ
ситуаций

6

Безопасное поведение в
бытовых ситуациях дома

5

4

1

опрос, анализ
ситуаций

7

Опасные ситуации
природного характера

4

3

1

опрос, анализ
ситуаций

8

Опасные ситуации
социального характера

4

3

1

викторина

9

Заключительное занятие

2

1

1

тестирование

ИТОГО:

34

23

11

Содержание учебного плана
1. Тема: Вводное занятие
Теория. Презентация программы, план работы. Основные направления работы
на занятиях. Инструктаж по правилам техники безопасности. Беседа «Что я знаю о
безопасности?».
2. Тема: Село, как среда обитания человека
Теория. Особенности условий проживания человека в селе и городе.
Взаимоотношения людей в сельской и городской местности.
Практика: Проведение беседы, анализ ситуаций.
3. Тема: Безопасность в повседневной жизни
Теория. Общие правила и принципы личной безопасности в повседневной
жизни. Телефоны экстренных служб. Личная безопасность в общественном
транспорте. Финансовая безопасность. Поведение в опасных ситуациях.
Практика. Решение ситуативных задач.
4. Тема: Дорожное движение, безопасность участников дорожного
движения
Теория. Дорога. Что мы понимаем под этим словом? Регулирование
дорожного движения: дорожная разметка, дорожные знаки, сигналы светофора и
регулировщика. Что такое фликеры? Как правильно носить фликеры. Я – пешеход.
Требования Правил дорожного движения к пешеходам. Я – велосипедист.
5

Требования

Правил

дорожного

движения

к

велосипедистам.

Действия

недопустимые на дороге. Причины дорожно-транспортных происшествий с
участием велосипедистов.
Практика. Анализ поведенческих ситуаций на дороге. Мультимедийная
дидактическая игра «Дорожная азбука».
5. Тема: Пожарная безопасность
Теория. Причины пожаров. Чем опасен пожар? Правила поведения при пожаре
в квартире, общественном месте, на улице. Что делать, если загорелась одежда?
Электробезопасность при пожаре. Правила пожарной безопасности в лесу.
Практика. Решение ситуативных задач. Викторина «Готовность 112».
6. Тема: Безопасное поведение в бытовых ситуациях дома
Теория. Что такое быт? Правила безопасного обращения с электричеством,
бытовым газом. Меры безопасности при пользовании в доме водой. Безопасность и
компьютер. Правила пользования лифтом и советы по безопасности. Как не стать
жертвой преступления?
Практика. Анализ поведенческих ситуаций.
7. Тема: Опасные ситуации природного характера
Теория. Погодные явления и безопасность человека. Безопасность на
водоемах. Безопасность при геофизических и геологических опасных явлениях
(землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы и др.). Безопасность при
метеорологических (ураганный ветер, сильный ливень, град, сильная метель,
пыльная буря, сильный туман, гололедные явления, аномально-холодная погода,
аномально-жаркая

погода,

чрезвычайная

пожарная

опасность

и

др.)

и

гидрологических опасных явлениях (наводнения; цунами, сели, лавины и ЧС,
связанные с недостатком воды в водоемах и почве).
Практика. Беседа «Грозные силы природы. Правила поведения при
возникновении опасных ситуаций природного характера».
8. Тема: Опасные ситуации социального характера
Теория. Правила безопасного поведения в школе и дома. Умение соблюдать
правила безопасности в общественных местах, в толпе. Знание своего города
(поселка, села) и его особенностей. Умение выбрать безопасный маршрут движения
6

по улицам, знание расположения безопасных зон (отделение полиции, посты
ГИБДД) и зон повышенной опасности. Меры личной безопасности при общении с
незнакомыми людьми. Профилактика возникновения криминальной ситуации.
Безопасный интернет.
Практика. Решение ситуативных задач. Мультимедийная дидактическая игра
«Интернет: опасность и безопасность»
9. Тема: Заключительное занятие
Теория. Подведение итогов по программе.
Практика. Итоговое тестирование.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
Обучающийся

научится

проявлять устойчивый интерес

к познанию

окружающего мира и правил безопасного поведения в нем;
У обучающегося сформируется положительное отношение к обучению.
Метапредметные результаты:


ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

изученного;


преобразовывать информацию из одной формы в другую (инструкция –

действие).
Предметные результаты:


основные правила безопасной жизнедеятельности в условиях общества,

общественной среды и среды обитания – природы;


основные правила поведения в нестандартных и экстремальных

ситуациях;


действовать в соответствии с правилами безопасной жизнедеятельности,

поведения в нестандартных и экстремальных ситуациях.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:

7

Кабинет для занятий, мультимедийное оборудование для демонстрации
видеоматериалов. Экран.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Информационные ресурсы (наглядные материалы, фото- и видеоматериалы по
темам программы, подборки информационных материалов), тетради для ведения
конспектов, канцелярские принадлежности для каждого учащегося.
Список литературы для педагога:
1.

Акимова Л.А. Теория и методика обучения ОБЖ в школе: учебное

пособие. Оренбург: ОГПУ, 2019.
2.

Белая К.Ю. Твоя безопасность. Как себя вести дома и на улице. Для

среднего и старшего дошкольного возраста. 6-е изд. Москва: Издательство.
Просвещение, 2017.
3.

Подолян Ю.П. Тематическое и поурочное планирование по основам

безопасности жизнедеятельности. АСТ, Астрель, 2017.
4.

Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности

жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для учителя.
Москва: Просвещение, 2019.
5.

Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных

образовательных учреждениях: Методическое пособие. Москва: Айрис-пресс, 2020.
Электронные ресурсы:
1.

Уроки тётушки Совы [Электронный ресурс] URL: http://usovi.ru

2.

Все о пожарной безопасности [Электронный ресурс] URL:

http://www.goodlife.narod.ru
3.

Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий» [Электронный ресурс] URL:

http://www.km-school.ru/
4.

Портал детской безопасности [Электронный ресурс] URL: http://www.spas-

extreme.ru/
2.2 Оценочные материалы
Для определения результативности освоения программы используются
следующие виды контроля:
8



входной контроль – оценка исходного уровня знаний перед началом

образовательного процесса (форма проведения – беседа).


промежуточный контроль – оценка качества усвоения учащимися

материала (формы проведения – викторины, ситуативные задачи, вопросы, тесты,
мультимедийные дидактические игры);


итоговый контроль – оценка уровня достижений учащихся по

завершении освоения программы.
Примерный перечень заданий итогового теста
1. В доме отключили свет. Чем наиболее безопасно воспользоваться для
освещения?
А) фонариком;
Б) свечой;
В) зажигалкой;
Г) спичками.
2. Если остановился лифт, что надо делать?
А) кричать и плакать;
Б) громко звать на помощь;
В) нажать кнопку связи с диспетчером;
Г) позвонить в службу спасения.
3. В квартире начался пожар. Что необходимо сделать?
А) быстро выйти на улицу и вызвать спасателей;
Б) постараться потушить пожар самостоятельно;
В) открыть все окна в квартире;
Г) все способы правильны.
4. Как действовать, если для пешехода горит зеленый свет, а в это время
приближается машина с сиреной и включенным маячком?
А) перебежать дорогу;
Б) пропустить машину и потом перейти дорогу;
В) не обращать внимание на сигналы машины и идти вперед.
5. Какое сидение в автомобиле могут занимать дети до 12 лет?
9

А) рядом с водителем;
Б) место водителя;
В) заднее сидение.
6. Опасно гулять в одиночку с наступлением темноты потому, что:
А) скучно;
Б) не видно дороги;
В) может подстерегать преступник.
7. Почему в школах и других общественных зданиях выходные двери из
помещений устраивают открывающимися наружу?
А) чтобы в случае возникновения пожара двери не мешали выходу и не
создавали скопления людей;
Б) чтобы было теплее.
8. Какой вред наносит пожар организму человека?
А) ушиб;
Б) перелом;
В) получение ожогов;
Г) вреда нет.
9. Единый номер вызова экстренной службы.
А) 103;
Б) 101;
В) 102;
Г) 112.
10. Каким из нижеперечисленных правил вы воспользуетесь, возвращаясь
вечером домой?
А) Идти кратчайшим путем через дворы, свалки и плохо освещенные места;
Б) Идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю дороги;
В) Воспользуетесь попутным транспортом.
11. Какая служба входит в систему обеспечения безопасности города?
А) служба связи;
Б) служба газа;
В) справочная служба;
10

Г) служба погоды.
12. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:
А) перейдете несколько раз улицу и, убедившись в своих подозрениях,
побежите в людное место;
Б) остановитесь и уясните причину преследования;
В) броситесь бежать к телефонной будке.
13. Причиной пожара в жилых зданиях может стать:
А) отсутствие первичных средств пожаротушения;
Б) неисправность внутренних пожарных кранов;
В) неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.
14. Опасными местами в любое время суток могут быть:
А) подворотни, заброшенные дома, закрытые задние дворы, пустыри,
пустующие стройплощадки;
Б) парикмахерская, ремонтная мастерская, любой магазин;
В) отделение милиции, пожарная часть, почта, больница, поликлиника.
15. Что делать, если в квартире прорвало трубу с водой?
А) перекрыть воду;
Б) мыть пол.
16. Что ты будешь делать, если вдруг дома загорится телевизор?
А) выдерну вилку из розетки и накрою прибор одеялом;
Б) буду тушить водой;
В) буду звать на помощь;
Г) ничего делать не буду.
17. Что такое «Опасная ситуация»?
А) крупномасштабная опасность;
Б) чрезвычайная ситуация в природе;
В) экстремальная ситуация в городе;
Г) в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека.
18. Как расшифровать «ДПС»?
А) дорожно-патрульная служба;
Б) дом постового сержанта;
11

В) дорожно-поливальная система.
19. При вызове службы безопасности сообщите следующие сведения:
А) адрес соседей;
Б) адрес, объект (во дворе, в квартире, в подвале и т. д), номер дома, подъезда,
квартиры, свою фамилию и телефон;
В) только причину обращения в службу безопасности;
Г) только номер дома.
20. Возникновение опасной ситуации в жилище может возникнуть из-за:
А) неосторожного обращения с огнем и химическими препаратами;
Б) отключения электричества;
В) сломанных игрушек;
Г) отключения воды
Система оценивания теста:
Каждое

правильно

выполненное

задание

оценивается

1

баллом.

Максимальное количество баллов – 20.
Зачет ставится, если учащийся по результатам работы набрал 16 и более
баллов (процент выполнения работы составляет 80% и более).
2.3 Методические материалы
При реализации программы «Школа безопасности» используются как
традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:
- репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);
- объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том
числе показ фильмов);
- проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
- поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод);
- эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы
развивающего обучения, метод взаимообучения, метод временных ограничений,
метод игрового содержания, метод импровизации.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность.
12

Соревновательный

метод

(используется

в

конкурсных

мероприятиях

различной направленности);
Метод

формирования

познавательного интереса

(развитие

кругозора,

тематические викторины, беседы и др.);
Интерактивные методы (тестирование, сюжетно-ролевая игра, презентация).
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
Продолжительность учебного года, неделя
Количество учебных дней
1 полугодие
Продолжительность
учебных периодов
2 полугодие
Возраст детей, лет
Продолжительность занятия, час
Режим занятия
Годовая учебная нагрузка, час

1 год
34
34
16.09.2024 – 31.12.2024
12.01.2023 – 31.05.2023
9 – 10
1
1 раз/неделю
34

2.5 Календарный план воспитательной работы
Наименование мероприятия

Форма мероприятия

Период проведения

Праздник «День знаний»

Познавательноразвлекательные
мероприятия

В течении года

Концерт, ко Дню матери

Познавательноразвлекательные
мероприятия

В течении года

Новогодние забавы

Познавательноразвлекательные
мероприятия

В течении года

Праздничное мероприятие
«Весенний день»

Познавательноразвлекательные
мероприятия

В течении года

Праздник Последнего звонка

Познавательноразвлекательные
мероприятия

В течении года

13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочаров Е.А. Ступени обучения выживанию: уч.пособие. Москва: Изд-во
"ВЛАДОС", 2022.
2.

Воробцова

Т.Н.

Профилактика

детского

дорожно-транспортного

травматизма: уч.пособие. Волгоград: Изд-во «Корифей», 2021.
3. Жатин С.О. Правила дорожного движения 1-4 классы: Занимательные
занятия: уч.пособие. Волгоград: Изд-во "Учитель", 2022.
4. Лобашкин В.А. Безопасность дорожного движения: Программы для
системы дополнительного образования детей: уч.пособие. Москва: Изд-во
"Просвещение", 2020.
5. Радзиевская Л.И. «Ты и животные» серия «Азбука безопасности»:
уч.пособие. Москва: Изд-во "Просвещение", 2021.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».