РАЗДЕЛ № 1: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка Актуальность программы обусловлена необходимостью формировать у детей базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности, выработке умений распознавать угрозы, избегать опасности, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Программа направлена на формирование поведенческих навыков, обеспечивающих защиту жизни и здоровья обучающихся. Педагогическая целесообразность программы заключается в ориентировке на требования времени и общества, расширении кругозора обучающихся, подготовке их к действиям в нестандартных и чрезвычайных ситуациях в условиях дистанционного дополнительного образования. Обучение по программе способствует формированию у обучающихся сознательного ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению навыков сохранения жизни и здоровья в повседневной жизни и в опасных ситуациях. Программа направлена на воспитание у детей таких качеств, как дисциплинированность, внимательность, собранность, ответственность, осторожность, поскольку отсутствие именно этих качеств становится причиной трагических происшествий. Направленность программы: социально – гуманитарная. Язык реализации программы: государственный язык РФ-русский. Уровень освоения: базовый. Отличительными особенностями программы является то, что учащиеся знакомятся с основами безопасного поведения, приобщает их к активной познавательной работе, полученные учащимися в процессе обучения знания и умения способствуют формированию начальных представлений в данной области и создают перспективу для их дальнейшего развития. Для этого возраста характерны: познавательная и двигательная активность, любознательность, эмоциональность. Дети отличаются желанием развиваться физически, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в 2 общении со взрослыми и сверстниками, что в свою очередь делает актуальным знакомство с правила безопасного существования в окружающей действительности. Программа разработана с учётом специфики образовательного учреждения на основе нормативных документов: - Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.; - Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ; - Постановления Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» - Устава Учреждения, другими локальными актами. Адресат программы Программа рассчитана на детей 9-10 лет МОБУ Струговская ООШ. Принимаются все желающие дети без конкурсного отбора. Особенности организации образовательного процесса Объем и срок освоения программы Программа рассчитана на 1 год обучения (34 недели). Формы обучения –очная. Режим занятий Занятия по общеобразовательной программе дополнительного образования «Юный пожарный» на протяжении всего курса обучения проводятся: для детей 9-10 лет – 1 раза в неделю по 30 минут; в год – 34 часа. 1.2 Цель и задачи программы 3 Цель программы: формирование навыков общественной безопасности у обучающихся 9-10 лет МОБУ Струговская ООШ, посредством вовлечения их в игровую деятельность. Задачи программы: Воспитательные: Формировать у учащихся осознание ответственности за свое поведение, его безопасность и сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих. Способствовать воспитанию у учащихся дисциплинированности, внимательности, собранности, ответственности, осторожности. Развивающие: Развивать у учащихся способность аналитически мыслить, интерес к познанию окружающего мира и правил безопасного поведения в нем. Содействовать формированию основ здорового образа жизни. Обучающие: Знакомить детей с правилами безопасной жизнедеятельности в условиях общества, общественной среды и среды обитания – природы. Знакомить детей с правилами поведения в нестандартных экстремальных ситуациях. 1.3 Содержание программы Учебный план № п/п Название раздела, темы Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1 1 0 Беседа 2 1 1 коллективная рефлексия Количество часов 2 Вводное занятие Что такое опасность Село как среда обитания человека 3 Безопасность в повседневной жизни 5 3 2 коллективная рефлексия 4 Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения 6 4 2 опрос, анализ ситуаций 1 4 и 5 Пожарная безопасность 5 3 2 опрос, анализ ситуаций 6 Безопасное поведение в бытовых ситуациях дома 5 4 1 опрос, анализ ситуаций 7 Опасные ситуации природного характера 4 3 1 опрос, анализ ситуаций 8 Опасные ситуации социального характера 4 3 1 викторина 9 Заключительное занятие 2 1 1 тестирование ИТОГО: 34 23 11 Содержание учебного плана 1. Тема: Вводное занятие Теория. Презентация программы, план работы. Основные направления работы на занятиях. Инструктаж по правилам техники безопасности. Беседа «Что я знаю о безопасности?». 2. Тема: Село, как среда обитания человека Теория. Особенности условий проживания человека в селе и городе. Взаимоотношения людей в сельской и городской местности. Практика: Проведение беседы, анализ ситуаций. 3. Тема: Безопасность в повседневной жизни Теория. Общие правила и принципы личной безопасности в повседневной жизни. Телефоны экстренных служб. Личная безопасность в общественном транспорте. Финансовая безопасность. Поведение в опасных ситуациях. Практика. Решение ситуативных задач. 4. Тема: Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения Теория. Дорога. Что мы понимаем под этим словом? Регулирование дорожного движения: дорожная разметка, дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика. Что такое фликеры? Как правильно носить фликеры. Я – пешеход. Требования Правил дорожного движения к пешеходам. Я – велосипедист. 5 Требования Правил дорожного движения к велосипедистам. Действия недопустимые на дороге. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов. Практика. Анализ поведенческих ситуаций на дороге. Мультимедийная дидактическая игра «Дорожная азбука». 5. Тема: Пожарная безопасность Теория. Причины пожаров. Чем опасен пожар? Правила поведения при пожаре в квартире, общественном месте, на улице. Что делать, если загорелась одежда? Электробезопасность при пожаре. Правила пожарной безопасности в лесу. Практика. Решение ситуативных задач. Викторина «Готовность 112». 6. Тема: Безопасное поведение в бытовых ситуациях дома Теория. Что такое быт? Правила безопасного обращения с электричеством, бытовым газом. Меры безопасности при пользовании в доме водой. Безопасность и компьютер. Правила пользования лифтом и советы по безопасности. Как не стать жертвой преступления? Практика. Анализ поведенческих ситуаций. 7. Тема: Опасные ситуации природного характера Теория. Погодные явления и безопасность человека. Безопасность на водоемах. Безопасность при геофизических и геологических опасных явлениях (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы и др.). Безопасность при метеорологических (ураганный ветер, сильный ливень, град, сильная метель, пыльная буря, сильный туман, гололедные явления, аномально-холодная погода, аномально-жаркая погода, чрезвычайная пожарная опасность и др.) и гидрологических опасных явлениях (наводнения; цунами, сели, лавины и ЧС, связанные с недостатком воды в водоемах и почве). Практика. Беседа «Грозные силы природы. Правила поведения при возникновении опасных ситуаций природного характера». 8. Тема: Опасные ситуации социального характера Теория. Правила безопасного поведения в школе и дома. Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе. Знание своего города (поселка, села) и его особенностей. Умение выбрать безопасный маршрут движения 6 по улицам, знание расположения безопасных зон (отделение полиции, посты ГИБДД) и зон повышенной опасности. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми. Профилактика возникновения криминальной ситуации. Безопасный интернет. Практика. Решение ситуативных задач. Мультимедийная дидактическая игра «Интернет: опасность и безопасность» 9. Тема: Заключительное занятие Теория. Подведение итогов по программе. Практика. Итоговое тестирование. 1.4 Планируемые результаты Личностные результаты: Обучающийся научится проявлять устойчивый интерес к познанию окружающего мира и правил безопасного поведения в нем; У обучающегося сформируется положительное отношение к обучению. Метапредметные результаты: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже изученного; преобразовывать информацию из одной формы в другую (инструкция – действие). Предметные результаты: основные правила безопасной жизнедеятельности в условиях общества, общественной среды и среды обитания – природы; основные правила поведения в нестандартных и экстремальных ситуациях; действовать в соответствии с правилами безопасной жизнедеятельности, поведения в нестандартных и экстремальных ситуациях. РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1 Условия реализации программы 1. Материально-техническое обеспечение: 7 Кабинет для занятий, мультимедийное оборудование для демонстрации видеоматериалов. Экран. 2. Учебно-методическое и информационное обеспечение: Информационные ресурсы (наглядные материалы, фото- и видеоматериалы по темам программы, подборки информационных материалов), тетради для ведения конспектов, канцелярские принадлежности для каждого учащегося. Список литературы для педагога: 1. Акимова Л.А. Теория и методика обучения ОБЖ в школе: учебное пособие. Оренбург: ОГПУ, 2019. 2. Белая К.Ю. Твоя безопасность. Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего дошкольного возраста. 6-е изд. Москва: Издательство. Просвещение, 2017. 3. Подолян Ю.П. Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности. АСТ, Астрель, 2017. 4. Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для учителя. Москва: Просвещение, 2019. 5. Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: Методическое пособие. Москва: Айрис-пресс, 2020. Электронные ресурсы: 1. Уроки тётушки Совы [Электронный ресурс] URL: http://usovi.ru 2. Все о пожарной безопасности [Электронный ресурс] URL: http://www.goodlife.narod.ru 3. Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий» [Электронный ресурс] URL: http://www.km-school.ru/ 4. Портал детской безопасности [Электронный ресурс] URL: http://www.spas- extreme.ru/ 2.2 Оценочные материалы Для определения результативности освоения программы используются следующие виды контроля: 8 входной контроль – оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса (форма проведения – беседа). промежуточный контроль – оценка качества усвоения учащимися материала (формы проведения – викторины, ситуативные задачи, вопросы, тесты, мультимедийные дидактические игры); итоговый контроль – оценка уровня достижений учащихся по завершении освоения программы. Примерный перечень заданий итогового теста 1. В доме отключили свет. Чем наиболее безопасно воспользоваться для освещения? А) фонариком; Б) свечой; В) зажигалкой; Г) спичками. 2. Если остановился лифт, что надо делать? А) кричать и плакать; Б) громко звать на помощь; В) нажать кнопку связи с диспетчером; Г) позвонить в службу спасения. 3. В квартире начался пожар. Что необходимо сделать? А) быстро выйти на улицу и вызвать спасателей; Б) постараться потушить пожар самостоятельно; В) открыть все окна в квартире; Г) все способы правильны. 4. Как действовать, если для пешехода горит зеленый свет, а в это время приближается машина с сиреной и включенным маячком? А) перебежать дорогу; Б) пропустить машину и потом перейти дорогу; В) не обращать внимание на сигналы машины и идти вперед. 5. Какое сидение в автомобиле могут занимать дети до 12 лет? 9 А) рядом с водителем; Б) место водителя; В) заднее сидение. 6. Опасно гулять в одиночку с наступлением темноты потому, что: А) скучно; Б) не видно дороги; В) может подстерегать преступник. 7. Почему в школах и других общественных зданиях выходные двери из помещений устраивают открывающимися наружу? А) чтобы в случае возникновения пожара двери не мешали выходу и не создавали скопления людей; Б) чтобы было теплее. 8. Какой вред наносит пожар организму человека? А) ушиб; Б) перелом; В) получение ожогов; Г) вреда нет. 9. Единый номер вызова экстренной службы. А) 103; Б) 101; В) 102; Г) 112. 10. Каким из нижеперечисленных правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой? А) Идти кратчайшим путем через дворы, свалки и плохо освещенные места; Б) Идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю дороги; В) Воспользуетесь попутным транспортом. 11. Какая служба входит в систему обеспечения безопасности города? А) служба связи; Б) служба газа; В) справочная служба; 10 Г) служба погоды. 12. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия: А) перейдете несколько раз улицу и, убедившись в своих подозрениях, побежите в людное место; Б) остановитесь и уясните причину преследования; В) броситесь бежать к телефонной будке. 13. Причиной пожара в жилых зданиях может стать: А) отсутствие первичных средств пожаротушения; Б) неисправность внутренних пожарных кранов; В) неосторожное обращение с пиротехническими изделиями. 14. Опасными местами в любое время суток могут быть: А) подворотни, заброшенные дома, закрытые задние дворы, пустыри, пустующие стройплощадки; Б) парикмахерская, ремонтная мастерская, любой магазин; В) отделение милиции, пожарная часть, почта, больница, поликлиника. 15. Что делать, если в квартире прорвало трубу с водой? А) перекрыть воду; Б) мыть пол. 16. Что ты будешь делать, если вдруг дома загорится телевизор? А) выдерну вилку из розетки и накрою прибор одеялом; Б) буду тушить водой; В) буду звать на помощь; Г) ничего делать не буду. 17. Что такое «Опасная ситуация»? А) крупномасштабная опасность; Б) чрезвычайная ситуация в природе; В) экстремальная ситуация в городе; Г) в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека. 18. Как расшифровать «ДПС»? А) дорожно-патрульная служба; Б) дом постового сержанта; 11 В) дорожно-поливальная система. 19. При вызове службы безопасности сообщите следующие сведения: А) адрес соседей; Б) адрес, объект (во дворе, в квартире, в подвале и т. д), номер дома, подъезда, квартиры, свою фамилию и телефон; В) только причину обращения в службу безопасности; Г) только номер дома. 20. Возникновение опасной ситуации в жилище может возникнуть из-за: А) неосторожного обращения с огнем и химическими препаратами; Б) отключения электричества; В) сломанных игрушек; Г) отключения воды Система оценивания теста: Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов – 20. Зачет ставится, если учащийся по результатам работы набрал 16 и более баллов (процент выполнения работы составляет 80% и более). 2.3 Методические материалы При реализации программы «Школа безопасности» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: - репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); - объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ фильмов); - проблемный (педагог помогает в решении проблемы); - поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); - эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод игрового содержания, метод импровизации. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность. 12 Соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности); Метод формирования познавательного интереса (развитие кругозора, тематические викторины, беседы и др.); Интерактивные методы (тестирование, сюжетно-ролевая игра, презентация). 2.4 Календарный учебный график Этапы образовательного процесса Продолжительность учебного года, неделя Количество учебных дней 1 полугодие Продолжительность учебных периодов 2 полугодие Возраст детей, лет Продолжительность занятия, час Режим занятия Годовая учебная нагрузка, час 1 год 34 34 16.09.2024 – 31.12.2024 12.01.2023 – 31.05.2023 9 – 10 1 1 раз/неделю 34 2.5 Календарный план воспитательной работы Наименование мероприятия Форма мероприятия Период проведения Праздник «День знаний» Познавательноразвлекательные мероприятия В течении года Концерт, ко Дню матери Познавательноразвлекательные мероприятия В течении года Новогодние забавы Познавательноразвлекательные мероприятия В течении года Праздничное мероприятие «Весенний день» Познавательноразвлекательные мероприятия В течении года Праздник Последнего звонка Познавательноразвлекательные мероприятия В течении года 13 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бочаров Е.А. Ступени обучения выживанию: уч.пособие. Москва: Изд-во "ВЛАДОС", 2022. 2. Воробцова Т.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: уч.пособие. Волгоград: Изд-во «Корифей», 2021. 3. Жатин С.О. Правила дорожного движения 1-4 классы: Занимательные занятия: уч.пособие. Волгоград: Изд-во "Учитель", 2022. 4. Лобашкин В.А. Безопасность дорожного движения: Программы для системы дополнительного образования детей: уч.пособие. Москва: Изд-во "Просвещение", 2020. 5. Радзиевская Л.И. «Ты и животные» серия «Азбука безопасности»: уч.пособие. Москва: Изд-во "Просвещение", 2021. 14