Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Волшебные ручки

Раздел № 1. Основные характеристики программы
1.1.

Пояснительная записка

Актуальность программы. В основу занятий положены практические
работы. Программа составлена по месяцам в соответствии с сезонностью
выполнения работ.
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого
разнообразными способами с использованием самых разных материалов,
создаются живописные и графические изображения. Нужно отметить, что почти
все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть
не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает
определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в
пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и
навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что
очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию
доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Ведь для работы по нетрадиционному рисованию не требуется владение
привычными инструментами – не всегда нужны кисти и карандаши, когда есть
собственные пальчики и ладошки, которые слушаются ребенка гораздо лучше, чем
инструменты художника.
Создание рисунка нетрадиционным способом (ладошками, пальчиками)
является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения,
ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою
фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об
окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо
фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет
на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев,
картофеля получаются такие красивые фигуры, что обычной кисточкой и не
нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно
попробовать.

В рамках дополнительного образования дети могут выразить в рисунках свои
мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают, а
осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами. Реализуя
свои задумки на бумаге, ребенок чувствует свободу, становится увереннее.
Используя нетрадиционные техники рисования, ребенок не боится, что у него не
получится, в результате у дошкольника проявляется интерес к рисованию и как
следствие – желание творить. И конечно, развивается мелкая моторика рук, что
очень важно для развития речи и подготовки руки к письму.
Занятия дополнительного образования весомо отличаются от занятий,
запланированных программой группы кратковременного пребывания детей, но
являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют
знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Направленность программы: художественная.
Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский.
Уровень освоения: базовый.
Отличительные особенности программы: является то, что занятия
дополнительного образования весомо отличаются от занятий, запланированных
программой группы кратковременного пребывания детей, но являются не
изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания,
полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей 5-7 лет Струговской школы.
Состав учебной группы – постоянный.
В объединение принимаются дети без конкурсного отбора.
Особенности организации образовательного процесса
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часов).
Формы обучения – очная. Совместное взаимодействие педагога, ребенка и
семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации
способностей ребёнка.

Режим занятий
Занятия по общеобразовательной программе дополнительного образования
волшебные ручки на протяжении всего курса обучения проводятся: для детей 5-7
лет – 1 раз в неделю по 30 минут; в год – 34 часа.
1.2.

Цель и задачи программы

Цель программы: развитие

у детей мелкой моторики, творческих

способностей, фантазии, воображения обучающихся 5-7 лет МОБУ Струговская
ООШ через изучение средствами нетрадиционного рисования.
Задачи программы:
Воспитательные:
 Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
 Воспитывать

культуру

деятельности,

формировать

навыки

сотрудничества;
 Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда,
учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее место.
Развивающие:
 Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства,
учить замечать сочетание цветов;
 Развивать творческие способности детей;
 Развивать умение детей созданию выразительного образа при
изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Обучающие:
 Научить приемам нетрадиционной техники рисования и способам
изображения с использованием различных материалов;
 Познакомить детей с изобразительным искусством разных видов и
жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
 Научить детей видеть и понимать красоту природы, произведений
классического искусства, окружающих предметов;

 Сформировать умение оценивать созданные изображения.
1.3.

Содержание программы

Учебный план 1 года обучения
№

Название раздела, темы

п/п

Количество часов
Общее Теория Практика

Формы
аттестации/
контроля

1

Рисование пальчиками «Падают, падают листья».

1

1

Выставка

2

Рисование пальчиками - «Злая
тучка».

1

1

Выставка

3

Рисование пальчиками и
одноразовой вилочкой «Мухомор».

1

1

Выставка

4

Рисование ватными палочками
- «Мой любимый дождик».

1

1

Выставка

5

Рисование одноразовыми
вилочками и отпечатывание
крышкой - «Весёлый ёжик с
яблоком».

1

1

Выставка

6

Рисование пальчиками - «Бусы
для Танюши».

1

1

Выставка

7

Рисование пальчиками -«Ветка
рябины».

1

1

Выставка

8

Рисование ладошкой и ватными
палочками -«Зёрнышки для
птички»

1

1

Составление
альбома лучших
работ

9

Рисование манной крупой «Барашек».

1

1

Выставка

10

Рисования тычком
полужесткой кистью -«Шубка
для зайчика».

1

1

Выставка

11

Рисование ладошкой «Петушок – золотой
гребешок».

1

1

Выставка

12

Рисование ладошкой «Цыплята» .

1

1

Творческий отчет

13

Рисование мятой бумагой и
ладошкой -«Заснеженное
дерево» .

1

1

Выставка

1

1

Выставка

1

1

Выставка

16 Рисование манной крупой «Ёлочная игрушка».

1

1

Выставка

17

Рисование ладошкой «Морозко».

1

1

Выставка

18

Рисование манной крупой «Снежинка».

1

1

Выставка

1

1

Составление
альбома лучших
работ

14 Рисование ладошкой и
пальчиками - «Рябина для
снегиря».
15

Рисование пальчиками «Ёлочка – красавица».

19 Рисование ладошкой «Снегирь и синичка».
20

Рисование восковой свечой «Зимние фантазии».

1

1

Выставка

21

Рисование ладошкой «Аквариум».

1

1

Выставка

22

Рисование ладошкой -«Друзья
для осминожки».

1

1

Выставка

23

Рисование ладошкой «Кораблик для папы».

1

1

Выставка

24

Рисование ладошкой «Петушок - золотой гребешок».

1

1

Выставка

1

1

Творческий отчет

25 Рисование манной крупой «Тюльпан для мамы» .

26

Рисование коктейльными
трубочками - «Чудесные
цветочки».

1

1

Выставка

27

Рисование ладошками «Лебеди»

1

1

Выставка

28 Рисование пальчиком -«Светит
солнышко в окошко»

1

1

Выставка

29 Рисование ладошками «Ракета»

1

1

Выставка

30 Рисование ватными палочками
- «Ветка мимозы».

1

1

Выставка

31

Рисование кулачком -«Танк»

1

1

Выставка

32

Рисование восковыми мелками
и гуашью -«Праздничный
салют»

1

1

Выставка

33

Техника рисования монотопия
- «Цветочная поляна»

1

1

Выставка

34 Оттиск печати поролона и
рисование жёсткой полусухой
кистью - «Волшебная страна».

1

1

Составление
альбома лучших
работ

34

34

Итого:

Содержание учебного плана
Тема 1. Рисование пальчиками - «Падают, падают листья…»
Практика. Знакомство детей с техникой нетрадиционного рисования "рисование пальчиками"; знакомство детей с красками; развитие чувства цвета и
ритма.
Тема 2. Рисование пальчиками - «Злая тучка»
Практика. Знакомство с нетрадиционным методом рисования (рисование
пальцами); знакомство детей с краской синего цвета.
Тема 3. Рисование пальчиками и одноразовой вилочкой - «Мухомор»

Практика. Знакомство детей с техникой рисования пальчиками и
одноразовыми вилочками; воспитание у детей интереса к природе; создание
условий для развития творческих способностей; отработка уверенных движений и
свободное перемещение руки.
Тема 4. Рисование ватными палочками - «Мой любимый дождик»
Практика. Формирование познавательной активность детей; приобретение
навыков рисования ватными палочками.
Тема 5. Рисование одноразовыми вилочками и отпечатывание крышкой
(яблочко) - «Весёлый ёжик с яблоком»
Практика. Приобретение навыков рисования нетрадиционным способом –
одноразовыми вилочками; приобретение

навыков

дополнять изображение

деталями (штампование крышками, рисование пальчиками). Развитие чувства
цвета, мелкой моторики рук, мышцы кистей рук, творческой активности.
Тема 6. Рисование пальчиками - «Бусы для Танюши»
Практика. Приобретение навыков рисовать нетрадиционным способом –
пальчиками, используя яркие краски; рисование точки («бусинки») друг за другом
на ниточке; создание радостного настроения – «подарить куколке бусы».
Тема 7. Рисование пальчиками - «Веточка рябины»
Практика. Приобретение навыков рисования точки плотно прижатыми
пальчиками. Совершенствование умения работать аккуратно.
Тема 8. Рисование ладошкой и ватными палочками - «Зёрнышки для
птички»
Практика. Приобретение навыков отображать ладошкой образ птички, а
ватными палочками дорисовываем корм птичке.
Тема 9. Рисование манной крупой - «Барашек»
Практика. Знакомство с новой техникой – рисование манной крупой;
воспитание аккуратности в работе; желание помочь барашку.
Тема 10. Рисования тычком полужесткой кистью - «Шубка для зайчика»
Практика. Закрепление знаний и представлений детей об изменении окраса
зайца в зимний период, освоение техники рисования тычком полужесткой кистью.

Тема 11. Рисование ладошкой - «Петушок»
Практика. Развитие мелкой моторики рук. Приобретение навыков получать
изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать петуха,
используя разные элементы украшения.
Тема 12. Рисование ладошкой - «Цыплята»
Практика. Развитие мелкой моторики рук. Приобретение навыков получать
изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать
недостающие детали у цыплят.
Тема 13. Рисование мятой бумагой и ладошкой - «Заснеженное дерево»
Практика. Приобретение навыков рисования отпечатком ладошки кроны
дерева; из газет скатывать жгут и отпечатывать ствол и ветки дерева. Воспитание
аккуратности в работе.
Тема 14. Рисование ладошкой и пальчиками - «Рябина для снегиря»
Практика. Развитие мелкой моторики рук. Приобретение навыков получать
изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать
недостающие детали у снегиря; пальчиками рисовать ягодки рябины. Воспитание
бережного отношения к птицам.
Тема 15. Рисование пальчиками и полусухой жёсткой кистью - «Ёлочка
– красавица»
Практика. Упражнение в технике рисования тычком, полусухой жёсткой
кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как
фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.
Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Тема 16. Рисование манной крупой - «Ёлочная игрушка»
Практика. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой
рисования – рисование крупами; учить создавать изображение с помощью крупы;
побуждать использовать нетрадиционные техники рисования для развития
детского творчества.
Тема 17. Рисование ладошкой - «Морозко»

Практика. Развитие у детей художественно-творческих способностей по
средствам нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошкой.
Тема 18. Рисование манной крупой - «Снежинка»
Практика. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой
рисования – рисование крупами; учить создавать изображение с помощью крупы;
побуждать использовать нетрадиционные техники рисования для развития
детского творчества.
Тема 19. Рисование ладошкой - «Снегирь и синичка»
Практика. Продолжать развитие у детей художественно-творческих
способностей по средствам нетрадиционной техникой рисования – рисование
ладошкой; развивать восприятие, воображение и память; воспитывать бережное
отношение к птицам.
Тема 20. Рисование восковой свечой - «Зимние фантазии»
Практика. Рисование рисунка в нетрадиционной технике – восковой свечой;
развитие эстетического чувства, чувство композиции, аккуратность; развитие
умения замечать красоту природы.
Тема 21. Рисование ладошкой - «Рыбка в аквариуме»
Практика. Упражнять детей в технике работы с гуашью; продолжать учить
рисовать нестандартной техникой; развивать эстетическое восприятие.
Тема 22. Рисование ладошкой - «Друзья для осминожки»
Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить
рисование в веселую игру и зарядить детей положительными эмоциями. Развивать
интерес к нетрадиционному рисованию. Воспитывать аккуратность, уверенность в
себе. Развивать мелкую моторику рук.
Тема 23. Рисование ладошкой - «Кораблик для папы»
Практика. Продолжать учить детей рисовать с помощью пальчиков;
развивать воображение, самостоятельность; воспитывать аккуратность в работе с
красками; закреплять знание основных цветов; развивать эмоциональность –
умение радоваться результату.
Тема 24. Рисование ладошкой - «Петушок - золотой гребешок»

Практика. Формирование у детей навыков использования нетрадиционных
приёмов рисования- рисование ладошкой; развитие воображения, творческой
инициативы и мелкой моторики рук.
Тема 25. Рисование манной крупой - «Тюльпан для мамы»
Практика. Изготовление открытки в технике рисования манной крупой;
развитие творческого воображения, фантазии, аккуратность; закрепление умения
работать с клеем, с манной крупой.
Тема 26. Рисование коктейльными трубочками - «Чудесные цветочки»
Практика. Знакомство детей с нетрадиционным видом рисования –
коктейльной трубочкой; развитие образного мышления, воображения, фантазии,
интереса к творческой работе.
Тема 27. Рисование ладошками - «Лебеди»
Практика.

Закрепление

навыков

рисования

ладошкой;

развитие

самостоятельности, воображения, творческой активности у дошкольников;
воспитание у детей заботливого отношения к птицам.
Тема 28. Рисование пальчиком - «Смотрит солнышко в окошко»
Практика. Вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ
солнца, научить создавать образ солнца с помощью рисования пальчиком;
развивать моторику рук, чувство цвета; прививать аккуратность и старание в
работе.
Тема 29. Рисование ладошками - «Ракета»
Практика. Продолжать

знакомить

детей

с

нетрадиционным

видом

рисования- отпечаток ладошкой; учить дорисовывать недостающие детали ракеты;
воспитывать аккуратность в работе.
Тема 30. Рисование ватными палочками - «Веточка мимозы»
Практика. Упражнять
изображение

путём

в

технике

использования

рисования

пальчиками,

точки как средства

создавая

выразительности;

закреплять знания и представления о цвете - жёлтый, форме - круглый; развивать
чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память,
речь.

Тема 31. Рисование кулачком - «Танк»
Практика. Учить детей изображать рисунок отпечатыванием кулачка; учить
дорисовывать недостающие детали танка; развитие мелкой моторики.
Тема 32. Рисование восковыми мелками и гуашью - «Праздничный
салют»
Практика. Учить детей передавать впечатления о праздничном салюте;
рисовать различные виды салюта восковыми карандашами в виде распустившихся
шаров в черном небе; закреплять умение заполнять весь лист изображением;
закрашивать акварелью; воспитывать аккуратность, зрительную память и
зрительное внимание.
Тема 33. Техника рисования монотопия - «Цветочная поляна»
Практика. Учить рисовать цветочную полянку на полиэтиленовом пакете,
затем отпечатывать рисунок на лист бумаги; воспитывать аккуратность в работе.
Тема 34. Оттиск печати поролона и рисование жёсткой полусухой
кистью - «Волшебная страна»
Практика. Совершенствовать умения и навыки детей в технике «оттиск»
поролоном, тычком жесткой кисти, примакивания кисти к бумаге; воспитывать
бережное отношение к природе, эстетический вкус и аккуратность в выполнении
работы.
1.4.

Планируемые результаты программы

Личностные результаты:
 формирование умения отзывчиво относиться к дошкольникам,
проявлять готовность оказать им посильную помощь;
 формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат;
 бережному отношению к труду.
Метапредметные результаты:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
 проговаривать последовательность действий;
 учиться работать по предложенному педагогом плану;

 учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
 учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;
 учиться корректировать, вносить изменения в работу;
 учиться

совместно

с

педагогом

и

другими

детьми

давать

эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Предметные результаты:
 знать об особенностях работы с разными видами красок;
 уметь узнавать и называть, в какой технике выполнена работа;
 уметь соблюдать правила техники безопасности;
 иметь представление о композиции на плоскости;
 уметь создавать творческие работы выполненными в различных
техниках.
Раздел № 2. Организационно-педагогические условия
2.1. Условия реализации программы
1. Материально – технические
Для работы по программе необходимы следующие материалы и инструменты:
1. Бумага разного формата и цвета.

10 Восковые мелки

2. Гуашь.

11. Одноразовые вилочки.

3. Акварельные краски.

12. Ватные палочки.

4. Целофановые пакетики.

13. Крышки от минеральной воды
или сока.

5. Мятая бумага.

14. Кисточки.

6. Поролон.

15. Чашечки для гуаши.

7. Манная крупа.

16. Баночки для воды.

8. Трубочки от коктейля.

17. Заготовки рисунков.

9. Восковая свеча

18. Салфетки влажные.

2.2. Оценочные материалы и формы аттестации
Формами контроля являются творческие отчёты, изобразительные работы,
выставки,

составление

альбома

лучших

работ.

Проведение выставок работ учащихся может быть в классе, в школе, в библиотеке.
Выставки могут быть:
 однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью
обсуждения;
 постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
 тематические - по итогам изучения разделов, тем;
 итоговые – в конце года организуется выставка практических работ
учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов,
родителей, гостей.
2.3. Методические материалы
Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть +
игровая деятельность).
Место проведения занятий: школа (кабинет группы кратковременного
пребывания детей).
Методы, используемые на занятиях кружка:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
 наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам
и др.).
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная,
групповая, работа над проектом.

2.4. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

34

Количество учебных дней

34

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

16.09.202428.12.2024

2 полугодие

11.01.202525.05.2025

Возраст детей, лет

5-7

Продолжительность занятия, час

1

Режим занятия

1 раз/нед

Годовая учебная нагрузка, час

34

Список используемой литературы
1. Лыкова И. А. Цветные ладошки: уч.пособие. Москва: Из-во «Карапуздидактика», 2019
2.

Казакова

Р.

Г.

Рисование

с

детьми

дошкольного

возраста:

Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2020
3. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства –программа развития детей
дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2019
4. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. уч.пособие. Москва: Из-во «Карапуз»,
2021
5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
уч.пособие. Москва: Из-во «Детство-пресс»,2021 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».