2 Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка Актуальность программы. Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле детский хор является средством художественно-творческого развития учащихся, вовлечения их в активную эстетическую духовную среду. Программа актуальна, так как базируется на лучших образцах народной, классической и современной профессиональной музыки. Ребенок находит в великих композиторах прошлого и современности своих друзей, поскольку их замыслы становятся его замыслами, они духовно пересекаются в моменты исполнительского творчества. Педагогическая целесообразность обусловлена тем фактом, что пение решает не только развивающие и образовательные задачи, но и оздоровительно-коррекционные. Пение благотворно влияет на развитие голоса, помогает строить плавную и непрерывную речь, адаптирует учащегося в сложным условиям и ситуациям, придает уверенности в своих силах. Направленность программы: художественная. Язык реализации программы: государственный язык РФ - русский. Уровень освоения: стартовый. Отличительные особенности программы: Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой; Пение в хоре не только развивает музыкальный слух, мышление, память, фантазию, воображение, не только формирует чувство времени, ритма, формы, но и наиболее благотворно влияет на становление эмоционального мира ребенка. Именно в хоре учащиеся скорее начинают чувствовать себя «музыкантами-исполнителями». Пение пробуждает и укрепляет у детей творческие силы, развивает чувство прекрасного. В хоровой деятельности заложена уникальная возможность взаимодействия таких средств воспитания, как музыка и коллектив. С одной стороны, в хоре развиваются музыкальные способности и формируется художественный вкус обучающихся; с другой – создаются условия для выработки у 3 ребенка внимания и усидчивости, дисциплины и воли, чувства ответственности и целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу; определенных норм поведения, общения с товарищами, уважительного отношения к труду. Реализация программы на данном уровне освоения предполагает удовлетворение познавательного интереса учащегося в развитии музыкальных способностей, формирование культуры исполнительского мастерства, мотивацию к совместной творческой деятельности. Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в индивидуального себя стиля работу каждого с текстом, композитора. изучение нотного Практическая материала, часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен; - отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Программа разработана с учётом специфики образовательного учреждения на основе нормативных документов: - Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.; - Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 года № 196 “Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам ; -Концепцией развития дополнительного образования детей от 04 сентября 2012 года № 1726-р; - Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ; Адресат программы Программа рассчитана на обучение учащихся с 9 до 15 лет и составлена с учетом возрастных особенностей данного возраста. Условия для приема в творческое объединение: наличие слуха, чувство ритма, музыкальной памяти, желание учащихся заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. Программа предусматривает занятия как полным составом хора, так и небольшими 4 группами, дуэтами, трио и солистами. При участии в реализации программы талантливых (одаренных, мотивированных) детей, для них предполагается разработка индивидуального образовательного маршрута, где сроки и длительность освоения программы, ее сложность может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей учащихся при сохранении общего объема изучаемого материала. Количество детей в группе - 15 человек. Особенности организации образовательного процесса Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 учебный год (34 недели, 34ч.) Формы обучения –очная. Совместное взаимодействие педагога, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка. Режим занятий: Занятия по общеобразовательной программе дополнительного образования «Хоровое пение» на протяжении всего курса обучения проводятся: для детей 9-15 лет – 1 раз в неделю по 1 академическому часу (45 минут), в год – 34ч. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: развитие певческих способностей учащихся МОБУ Струговская ООШ 9-15 лет через обучение хоровому пению. Задачи программы: Воспитательные: - воспитывать культуру слушателя; - содействовать накоплению музыкального багажа, расширению кругозора, эрудиции, формированию гармонично развитой личности, с учетом посещения театров, концертных залов, исполнительской деятельности; - способствовать воспитанию исполнительского творчества; - воспитывать коммуникативные формированию культуры общения; 5 качества личности, содействовать - способствовать воспитанию любви к родному краю, уважения к его истории и традициям, воспитывать уважение к другим национальным культурам и народам разных стран. Развивающие: - развивать музыкальные способности: ладогармонический слух, музыкальную память, метроритм; - стимулировать развитие образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки, культуры чувств; - развивать осмысленное выразительное исполнение вокально-хоровых произведений; - понимать дирижерский жест; - создать условия для творческой самореализации ребенка . Обучающие: содействовать - формированию, развитию и совершенствованию основных вокальнохоровых навыков: певческой установки, дыхания, звукообразования, чистоты интонирования, строя, дикции, ансамбля; - создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе работы над репертуаром; - сформировать знания о строении голосового аппарата и охране певческого голоса; - формировать знания основ хорового пения; - формировать осознанный подход к исполнению музыкального произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии, постижение образно-эмоционального содержания произведения, внесение творческих идей в исполнение). Содержание программы Учебный план № п/п 1 Название темы Вводное занятие Количество часов Всего Теория Практика 1 1 6 0 Формы аттестации /контроля Опрос, Опрос, музыкальное занятие, занятиеконцерт, педагогическое наблюдение. Прослушивание педагогическое наблюдение. педагогическое наблюдение. педагогическое наблюдение. педагогическое наблюдение. педагогическое наблюдение. Вокально-хоровая работа 18 5.5 12,5 2.1 2.2 Прослушивание голосов Распевание 2 4 0 1 2 3 2.3 Дыхание 2 1 1 2.4 Унисон 2 1 1 2.5 Певческая установка 1 0,5 0,5 2.6 Ансамблевое пение 7 2 5 Музыкальнотеоретическая подготовка Элементы музыкальной грамоты Развитие музыкального слуха Развитие музыкальной памяти Развитие чувства ритма Теоретикоаналитическая работа 7 2 5 2 1 1 опрос 2 0 2 педагогическое наблюдение. 1 0 1 2 3 1 3 1 0 Беседа о гигиене певческого голоса 4.2 Беседа о народном творечстве 4.3 Беседа о творчестве современных композиторов 5 Концертноисполнительская деятельность 1 1 0 Репетиция, музыкальное занятие, опрос 1 1 0 опрос 1 1 0 опрос 5 0 5 Выступление на праздниках 34 11,5 22,5 2 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4 4.1 Итого Содержание учебного плана 7 Раздел 1. Вводное занятие. Теория: Знакомство с содержанием обучения, требованиями к принадлежностям, необходимым для занятий. Режим занятий. Правила поведения и техника безопасности в учебном учреждении. Правила поведения на улице, правила дорожного движения; противопожарная безопасность. Раздел 2. Вокально-хоровая работа. Тема 2.1. Прослушивание голосов. Практика: Индивидуальное прослушивание, которое включает в себя: исполнение песни, воспроизведение заданных ритмов, интонационное воспроизведение заданных звуков, определение количества звуков в аккордах. Определение диапазона и тембровой окраски голоса. Тема 2.2. Распевание. Теория: Объяснение певческой установки; умения петь естественным, легким звуком. Знакомство с первыми навыками диафрагмально-рёберного дыхания. Практика: Развитие чистого интонирования в диапазоне СИ малой октавы МИ второй октавы. Пение в унисон, возможно эпизодическое двухголосное пение. Овладение певческой установкой; умение петь естественным, легким звуком. Знакомство с первыми навыками диафрагмальнорёберного дыхания. Работа над ровностью звучания детского голоса - выравнивание гласных. Формирование единой манеры звукообразования - залога хорового ансамбля. Работа над различными видами музыкальной артикуляции. Начальная работа над хоровым ансамблем (это является залогом хорошего строя). Работа над фразировкой, нюансировкой и эмоциональным исполнением произведений. Тема 2.3. Дыхание. Теория: Беседа о правильном певческом дыхании. Практика: упражнения на различные способы певческого дыхания; упражнения по методике Стрельниковой. Тема 2.4. Унисон. Теория: Объяснение понятия унисон. Практика: Исполнение одноголосных попевок. Тема 2.5. Певческая установка. 8 Теория: Беседа об устройстве певческого аппарата вокалиста. Практика: Упражнения на формирование певческой установки. Тема 2.6. Дикция. Теория: Беседа о правильной дикции и артикуляции. Практика: Упражнения на дикцию и артикуляцию, разучивание скороговорок. Тема 2.7. Звуковедение. Практика: Правильное звукоизвлечение в академическом вокале. Интонационные упражнения, правильное звуковедение. Тема 2.8. Ансамблевое пение. Теория: Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость. Практика: Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму. Раздел 3. Музыкально-теоретическая подготовка. Тема 3.1. Элементы музыкальной грамоты. Теория: Знакомство с нотами, длительностями, паузами. Практика: Сольфеджирование по нотам. Тема 3.2. Развитие музыкального слуха. Практика: Определение на слух аправления движения мелодии. Мажорный и минорный лад в музыке. Тема 3.3. Развитие музыкальной памяти. Практика: Повторение прослушанных попевок. Тема 3.4. Развитие чувства ритма. Теория: Знакомство с длительностями, понятиями «пульс», «ритм». Практика: Упражнение «ритмическое эхо». Раздел 4. Музыкально-теоретическая работа. Тема 4.1. Беседа о гигиене певческого голоса. Теория: Беседа об охране и гигиене голоса. Тема 4.2. Беседа о народном творчестве. 9 Теория: История появления народных произведений, раскрытие образов. Понятия: дирижерский жест. Практика: Исполнение 4-х, 8-ми тактовых произведений с аккомпанементом и без. Исполнение детских народных песен с аккомпанементом. Тема 4.3. Беседы о современных композиторах. Теория: Имя, фамилия, век, в котором жил или живёт композитор, произведение которого предложено для разучивания. Раздел 5. Концертно-исполнительская деятельность. Теория: Беседа о правилах поведения на сцене. Практика: Подготовка к концертным выступлениям. Прослушивание детей перед концертом, отбор для публичного выступления. Проведение сводных репетиций 1.4 Планируемые результаты Личностные результаты У обучающихся будут: - сформированы музыкально- исполнительские навыки; - сформирован стабильный интерес к занятиям эстрадным вокалом; -сформирована потребность в бережном отношении к своему голосу; - сформирован навык умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность. Метапредметные результаты У обучающихся будут развиты: - стремление в самореализации на сцене и обществе; - устойчивый интерес к мировой вокально- исполнительской культуре; - навыки самостоятельной организации работы на занятиях и вне занятий; -навык самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д. Предметные результаты Обучающиеся будут знать: - цикл упражнений на дыхание, звукообразование, артикуляцию, дикцию и смогут применять приобретѐнные навыки на практике; 10 - основные жанры вокальной музыки; Обучающиеся будут уметь: - правильно применять певческую установку; - определять структуру и понимать смысл вокального произведения; Обучающиеся будут владеть: - основными навыками исполнения одноголосных и многоголосных вокальных произведений в ансамбле; - техникой работы с микрофонами под фонограмму «-1» в группе и соло; Раздел № 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы Занятия по данной программе проводятся в просторном, хорошо освещенном помещении, которое отвечает всем установленным санитарно-гигиеническим требованиям. кабинет должен быть оборудован: - медиапроектором, - компьютером, экраном, акустической системой. Для практических занятий будет использоваться: - музыкальная и акустическая аппаратура; -микрофоны проводные, беспроводные; -носители с минусовыми и плюсовыми фонограммами; - ноутбук, флеш-карта Материал Ноутбук Акустическая система Проводные и беспроводные микрофоны Принтер Количество 1 1 3 Примечание Для работы педагога Для занятий вокалом Для репетиционной работы детей Для распечатки материала 1 Учебно- методическое и информационное обеспечение 11 Список литературы для педагога 1. Гонтаренко Н. Сольное пение: секреты вокального мастерства.- М.:Изд. «Феникс», 2006. 2. Мир вокального искусства. Сост. Г.а. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009. 3. Учите детей петь. Сост. Т.Орлова, С.Бекина, - М: Просвещение, 2010. 4. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковых, 2008. 5. Иванников В.Ф. Методика поточного пения. -М.: 2005. 6. Кристин Линклэйтер Освобождение голоса. 7. Охомуш Т.В. Чистый голос (Методика обучения эстрадному вокалу). – Иваново: 2002. 8. Пекерская Е.М. Вокальный букварь. - М.: Изд. «Музыка», 2001. 9. Рамзина И., А. Васильев «Вокальная механика ч.1 Дыхание и поддержка вокального дыхания» (электронный учебник). 10. Рамзина И., А. Васильев «Вокальная механика ч.2 Органы вокального тракта и управление ими» (электронный учебник). 11. Егорычева М. Упражнения для развития вокальной техники. 12. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста: методические рекомендации для руководителей и педагогов студии эстрадного вокала.- Тюмень, 2008. Для учащихся: 1. Грив Б.Т. Когда тебе грустно… Как поднять настроение. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2003. 2. Свияш А.Г. 90 шагов к счастливой жизни. От Золушки до принцессы. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. 3. Григорий Абрамян Кто взял фальшивую ноту, - М: Детская литература, 2011. 4. Д. Хоуп Когда можно аплодировать, - АСТ, Астрель, ВКТ, 2010. Для родителей (законных представителей) учащихся: 1. Юрченко О. Не хочу и не буду! Как бороться с детской ленью? – СПб.: Речь.М.: Сфера, 2011. 12 2. Ледлофф Ж.Л. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности — Мю: Генезис, 2003. 3. Н.Л. Меньшикова Зелёная аптека детям, - Челябинск: Лилия, 2010. 2.2 Оценочные материалы и формы аттестации Для выявления индивидуальных особенностей слуха и голоса проводится первичная (входная) диагностика вокальных возможностей в форме прослушивания: - певческий диапазон; - сила звука; -особенности тембра; - продолжительность дыхания; -точность интонирования; -звуковысотный слух; -чувство ритма. Цель - выявление основных свойств певческого голоса, к которым относятся звуковой и динамический диапазон, качество тембра и дикции. Свойства певческого голоса во многом определяются природными данными ребенка. Методика диагностирования предложена К.В. Тарасовой. Она заключается в следующем: 1. Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса в речи — тембр, динамику, приблизительную высоту основного тона. Для этого ребенок может рассказать любое стихотворение, или педагог может побеседовать с ним. 2. Ребёнок поет песню по своему выбору самостоятельно, без музыкального сопровождения. Педагог подхватывает тональность и поддерживает пение обучающегося аккордами (для определения природного регистра голоса). 3. Ребёнок поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по полутонам вверх и вниз (для определения верхней и нижней границ общего диапазона голоса). Можно к предложенной диагностике добавить тестирование глубины дыхания по секундомеру и определение уровня развития звуковысотного слуха. Результаты диагностики заносятся в таблицу. В 13 конце года проводится повторное диагностирование, дающее возможность наметить план дальнейшей работы. ( см. таблица 1) Таблица 1 Первичная диагностика певческих способностей обучающихся Дата диагностирования______________ ритма Чувство слух Звуковысотный интонирования Точность дыхания Продолжительность тембра Особенности звука Имя Фамилия п/п Сила Певческий диапазон № Диагностика проводится 2 раза в год: -первичная; - итоговая; Таблица 2 Определение уровней развития голоса и вокально-хоровых навыков Ф.И. обучающегося_________________________________________ Дата______________________________________________________ № 1 Критерии Особенност Показатели Сила звука Уровень Низкий Средний Высокий Голос слабый Голос не очень Голос сильный, но сильный и 14 голоса Ребенок может петь непродолжительное Время достаточно Громко. 2 3 Особенности В голосе Нет ярко Голос тембра слышен хрип выраженного звонкий, И сип. Голос тембра, но яркий. Тусклый, не старается петь выразительный выразительно. Певческий Певческий Диапазон в Широки диапазон диапазон в пределах й пределах 2-3х возрастной нормы диапазон 13-15 сек. Более 15 звуков 4 Развитие Продолжительно дыхания сть (звковая Менее 13 сек. сек. проба «М») Задержка 5 Менее 14 сек. 14-16 сек. дыхания на Более 15 сек. вздохе (гипоксическа я проба) 6 Развитие Муз. слуховые звуковысотн Представления ого слуха . Пение Пение знакомой Пение знакомой мелодии при знакомой мелодии с незначительной мелодии поддержкой поддержке самостоя голосом педагога. тельно. педагога. Пение Пение Неумение малознакомой малознак 15 пропеть попевки с омой незнакомую сопровождением попевки мелодию с после 3-4 с сопровождение прослушиваний сопрово м после ждением многократного после 1-2 повторения прослуш иваний 7 Точность Интонирование Интонирует общее Чистое интонировани мелодии направление пение я голосом движения мелодии, отдельн отсутствует, чистое ых Ребенок интонирование 2-3 фрагмен воспроизводит звуков. тов только слова мелодии песни в ее на фоне ритме или общего интонирует 1-2 направле звука. ния движени я мелодии. Различение 8 Не различает звуков Различает в Различае пределах октавы и тв септимы. пределах сексты и квинты. 9 Вокально- Певческая Поза Способность Способн хоровые установка расслабленная, удерживать ость плечи правильную позу удержив навыки 16 опущены. при пении ать непродолжительное правильн время. ую позу при пении длительн ое время без напомин ания педагога. 10 Звуковеление. Пение Пение Пение отрывистое, естественным естестве крикливое. голосом, но иногда нным переходящим на голосом крик. без напряже ния, протяжн о. 11 Дикция. Непонятное Достаточно четкое Умение произношение, произношение правильн значительные согласных и о речевые правильное произнос нарушения. формирование ить гласных, но гласные неумение их и правильно согласны произносить при е в конце пении. ив 17 середине слов при пении. 12 Дыхание. Дыхание Дыхание Умение берется произвольное, но не брать непроизвольно. всегда берется дыхание между фразами между фразами 13 14 Умение петь в Неумение петь, Стремление Умение ансамбле слушая выделиться в начинать товарищей хоровом и исполнении заканчив (раньше вступить, ать громче петь) вместе Старается петь Поет Выразительно Пение не сть эмоциональное исполнения выразительно, но на выразите лице мало эмоций льно, передава я характер песни голосом и мимикой Низкий - 1 балл средний – 2 балла высокий – 3 балла При определении общего уровня развития голоса и овладения вокально – хоровыми навыками все баллы суммируются. 18 14 – 22 – низкий уровень 23 – 33 – средний уровень 34 – 44 – высокий уровень Текущий контроль – проводится на всех этапах изучения и развития знаний, умений, их закрепления. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие разнообразные формы проверки: -беседа по пройденному материалу; - самостоятельная работа; - выполнение практического или теоретического задания. Тематический контроль – проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы. -анализ проделанной работы; -участие в массовых мероприятиях; Промежуточный контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы по итогам полугодий в форме открытых мероприятий, на которых определяется уровень освоения программы; информационная карта освоения дополнительной общеобразовательной программы учащимися. Итоговый контроль – подведение итогов обучения за полугодие, год. -персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии); -участие в итоговом отчетном концерте; Диагностика вокальных и музыкально-ритмических способностей учащихся проходит в начале учебного года, середине и в конце учебного года. Оценочные материалы Диагностические задания для определения эффективности и результативности обучения детей. 19 Критерий «Вокальные навыки» Первичная диагностика – Спеть любую песню (куплет и припев), повторить за педагогом попевку, повторить за педагогом ритмический рисунок. Диагностика в конце 1 полугодия учебного года – спеть упражнения, выученные к концу 1 полугодия Диагностика на конец года – спеть любую песню, выученную в течение учебного года. Параметры диагностики критерия «Вокальные навыки» Ба лл ы Музыкальный слух Качество звукообразо Диапазон вания, тембр Дикция 3 Нечистое интонирование по всему диапазону, неверное воспроизведение ритмического рисунка произведения неумение пользоваться видами атак, красота тембральной окраски голоса не выражена диапазон учащегося ограничен пределами примарной зоны нечеткое воспроизве дение текста, пестрота звуков неустойчивое умение пользоваться видами атак, красота тембральной окраски голоса проявляется эпизодически диапазон учащегося ограничен для исполнени я щироких песен недостаточ но четкое воспроизве дение текста 4 неустойчивое интонирование на примарных звуках, но правильное, без ошибок воспроизведение ритмического рисунка музыкального произведения 20 Дыхание дыхание неровное, неумение использовать смешанное дыхание в младшем возрасте и костноабдоминальное – в старшем возрасте неустойчивое управление дыханием при пении, дыхание шумное, вдох перегруженный , выдох ускоренный 5 чистое интонирование по всему диапазону, правильное, без ошибок воспроизведение ритмического рисунка музыкального умение пользоваться видами атак, красота тембральной окраски голоса ярко выражена произведения согласно возрастным и физиологически м особенностям учеников учащийся обладает широким диапазоно м в соответств ии со своими возрастны ми особеннос тями умение брать чёткая, спокойное, тихое ясная дыхание дикция, правильна я артикуляц ия. Активные, твёрдые согласные, гласные округлые, но не расплывча тые Параметры диагностики достижений и развития качеств учащихся по критериям Творческая активность Эмоционально-художественная настроенность Организационно-волевые качества - терпение (способность переносить нагрузки в течение определенного времени), воля (способность активно побуждать себя к практическим действиям), самоконтроль (умение контролировать свои поступки) Ориентационные качества– самооценка, (способность оценивать себя адекватно реальным достижениям), интерес к занятиям в объединении (осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы) 21 Диагностическая карта учета достижений и развития качеств учащихся объединения Показатели Ориентационные качества Организационно-волевые качества Эмоциональнохудожественная Творческая активность № п\ п Фамилия, имя учащегося «Хоровое пение» твор На ческ уровн ого е села объе дин ения Общий балл по критерию в целом по объединен ию 22 достижений уровне на Итого район края всерос а сийско м, между народн ом : КАРТА КОНТРОЛЯ Уровень освоения учащимися образовательной программы «Эстрадный вокал» Уровень ознакомительный Начальная (промежуточная) диагностика: _______уч. г. ( месяц) Цель: определение уровня творческого развития учащихся № п/п ФИ учащегося Критерии Вокальные навыки Музык альны й слух (чисто та интон ирова ния, умени е верног о воспр оизвед ения ритми ческог о рисун ка) Владе ние навык ами тембр ового звукоо бразов ания Влад ение навы ками четко й дикц ии Влад ение уровн ем голос ового диапа зона Влад ение навы ком костн оабдо мина льног о дыха ния Твор ческа я актив ность Эмоц ионал ьнохудо жеств енная настр оенно сть Умен ие слаже нно работ ать в колле ктиве Овла дение навы ками участ ия в меро прият иях, конку рсах Ито го по каж дом у обуч ающ емус я Общий балл по критерию в целом по объединению 2.3. Методические материалы Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальной техники определяет педагог в зависимости от 23 уровня подготовки учащегося и времени, необходимого для решения профессиональных задач. Учебной основой для занятий служат различные музыкально-вокальные упражнения и эстрадные песни. Большое внимание уделяется формированию певческих навыков и развитию музыкальных способностей. На распевание и разучивание упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха и певческого дыхания отводится 15-20 минут. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое на распевание и развитие певческих навыков, может быть увеличено. На каждом занятии целесообразно проводить работу над 2 песнями, различными по характеру и сложности, чѐтко представляя цели и задачи каждой из них. В работе над песней можно выделить следующие этапы: - показ песни, сопровождаемый беседой, разбором характера и содержания песни; - разучивание мелодии песни по фразам, предложениям, куплетам (чистое интонирование мелодии, точность ритма, расстановка дыхания, стилистические моменты); - работа по тексту (дикция, идея произведения, характер, актѐрские задачи); - исполнение песни под минусовую фонограмму (контроль за процессом «впевания», работа с микрофоном); - сценическое движение (жест, мимика, раскрытие образа). Для освоения учащимися программного материала применяются такие методы обучения как: - словесные; -наглядные; -практические; - частично-поисковые; - стимулирования и мотивации. Словесные: объяснение, рассказ, сравнение, замечание, анализ. 24 Например, объяснение вокально-технических приѐмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д. В работе этот метод должен быть доступен для детского восприятия. Наглядные: показ иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани, работы диафрагмы; использование аудио и видео материалов при демонстрации образца исполнения, исполнение педагогом музыкального материала. Практические: тренинги, вокальные упражнения. Их можно разделить на две группы: К первой относятся те, которые применяются вне связи к каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению техникой эстрадного пения. Упражнения второй группы направленны на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен. Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Частично-поисковые: индивидуальный и коллективный поиск исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения. Стимулирования и мотивации: создание ситуации успешности, возможности самовыражения, самореализации, поощрение, творческие задания. На занятиях используются следующие приѐмы: - настройка на тональность перед началом пения; -пение по «цепочке»; -пение «про себя»; -игровые приѐмы («Ритмическое эхо», «Парад звѐзд», «Эхо», «Импровизационный концерт», «Свечи», «Одуванчик», «Артикуляционная разминка» и др.); -использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма; -моделирование высоты звука движениями руки; 25 -отражение направления движения мелодии при помощи ручных знаков; -сочетание запевов солистов с группой; -динамическое развитие; -сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего; -устные диктанты; -задержка звучания ансамбля на отдельных звуках по руке дирижѐра; -выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией. Все методы и приѐмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Их разнообразие определяется спецификой вокального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях в зависимости от музыкального опыта детей. Распределение учебного материала в программе довольно условно и зависит от уровня подготовки обучающихся и времени, необходимого на решение поставленных задач. На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у детей тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых ребѐнок испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта. Вокальные упражнения, работу над техникой рекомендуется не останавливать, учитывая особенности каждого голоса, и работая в возможностях диапазона учащегося. Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. При составлении репертуарного плана необходимо учитывать возрастные особенности и вокальные данные воспитанников, на их основе подбирать репертуар, руководствуясь несколькими принципами: -идейной значимостью исполняемого произведения: ценностью; -воспитательным значением; -доступностью музыкального и литературного текста; -разнообразием жанровой и музыкальной стилистики; 26 художественной -логикой компоновки будущей концертной программы; -качеством фонограммы, записанной с применением сложной техники. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актѐрской игрой. Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и техническому росту ребенка, а так же определит его творческое лицо, позволит верно, решать воспитательные задачи. Основные методы, применяемые для реализации программы: - словесный -наглядный -практический Успешной реализации поставленных целей и задач можно добиться, исходя из следующих принципов: 1. От простого к сложному. 2. Дифференцированность и вариативность. (Индивидуальный подход на занятиях дает всестороннего педагогу изучения возможность на индивидуальных основе внимательного возможностей и учеников дифференцированно подходить к вопросам обучения и воспитания. Однако, это не исключает создания временных ансамблей, дуэтов, трио, а также участия учащегося в коллективном пении во время массовых праздничных мероприятий.) 3. Единство художественного и технического развития вокальных навыков учащегося. 4. Индивидуальный подход к обучению (подбор репертуара, гибкость в подборе тональностей, интенсивность занятия с учетом индивидуальных, возрастных и психологических особенностей учащегося). Этот принцип особо важен, так как эстрадный вокал отличается 27 многообразием индивидуальных исполнительских манер. Для мотивированных и одаренных учащихся составляется индивидуальный образовательный маршрут. 5. Демократический стиль общения (Отношения педагога с учащимися строятся на взаимоуважении и взаимопонимании; в доверительной форме проводятся беседы на волнующие учащихся личные темы.) В качестве главных методологических подходов программы избраны: 1. Стилевой подход - нацелен на постепенное формирование у учеников осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. 2. Творческий подход - важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена учеников проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии. 3. Системный подход - направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими. 4. Метод импровизации и сценического движения - один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам 28 предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом. Методические рекомендации обучения эстрадному пению Дыхание Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения. На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным. Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу. Дыхательные упражнения Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая, расслабляйтесь. Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох. 29 «Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу. Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение следует делать уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не должна напрягаться. Интонирование Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту. Упражнения на интонирование Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до) Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до) Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, додо). Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым 30 клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада. Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом: Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем попробуйте соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это вырабатывает у вас «чувство тональности»: вы запоминаете интервалы, включается не только наша обычная память, но и мышечная память. Резонаторы Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр- это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других. Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса. Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны. Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине. Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически. Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации. Упражнения для резонаторов Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке. Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены. 31 Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй. Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их. Упражнения для развития мышц лица Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь Поднимите и опустите правую щеку, затем левую Поднимите и опустите сначала верхнюю, потом нижнюю губу Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз. Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки. Алгоритм учебного занятия: организационно-мотивационная часть, актуализация знаний по теме постановка проблемы, информационная часть, усвоение новых знаний и способов действий, проверка понимания, практические задания с объяснением соответствующих правил, тренировочные упражнения, обобщение и систематизация знаний, анализ успешности достижения цели, рефлекция, итоговая часть. Каждое занятие насыщенно работой по полноценному интеллектуальному развитию детей, а именно: - рабочие тетради; - методическая литература; - индивидуальное рабочее место; - ноутбук; - проектор. - микрофон 32 Инструкция по технике безопасности для детей Техника безопасности при занятии пением: 1. Общие требования безопасности: 1. На занятиях по хоровому пению допускаются обучающиеся без заболеваний органов дыхания, без видимых дефектов артикуляционного аппарата. 2. Обучающиеся, занимающиеся постановкой певческого голоса обязаны соблюдать правила охраны голоса во время пения, знать меры восстановления голосового режима во время и после респираторных заболеваний, способствовать профилактике заболеваний дыхательных путей. При неправильной работе голосового аппарата ребёнка, перегрузке во время концертных выступлений возможны боль в горле, кашель, потеря голоса. Педагог должен знать особенности анатомии и физиологии голосового аппарата человека, владеть методикой постановки голоса, предусматривать щадящие репетиционные, концертные нагрузки для обучающихся. 3. Обучающиеся не выполняющие правила охраны голоса на занятиях и вне, подвергаются повторному прохождению инструктажа по охране голосового аппарата и внеочередной проверке знаний, норм и правил охраны голоса. При возникновении проблем со здоровьем голосового аппарата необходима помощь врачей для выяснения и устранения причин, а также помощь педагога и перестроение режима занятий. 2. Требования безопасности во время проведения учебного занятия 1. Обучающийся должен выполнять все указания педагога во время занятия, особенно на начальном этапе постановки голоса. 2. Обучающийся должен знать и правильно пользоваться основными вокально-хоровыми ЗУН (певческая установка, дыхание, дикция, ансамблевый строй), знать исполнительско-певческие средства выразительности. 3. На занятии, репетиции запрещается крик, форсирование звука, частое чередование звука, частое чередование певческого с речевым режимом голоса, употребление пищи и напитков (кроме воды, сока, чая). 4. Запрещается заниматься вокалом натощак – приём пищи идеально должен быть за 1 час до занятий; для уменьшения сухости в горле возможно 33 полоскание горла теплой водой (минеральной). 3.Требования безопасности в аварийных ситуациях - При возникновении боли, кашля, першения в горле обучающийся незамедлительно должен сообщить педагогу. - при возникновении пожара немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством педагога покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации; 4.Требования безопасности по окончании занятий - Устная установка педагога для обучающихся относительно валеологического подхода к своему здоровью. - под руководством педагога убрать инвентарь в места его хранения; - переодеться в раздевалке; - организованно покинуть место проведения занятия. 2.4 Календарный учебный график Этапы образовательного процесса 1 год Продолжительность учебного года, неделя 34 Количество учебных дней 34 Продолжительность 1 полугодие 02.09.2024-28.12.2024 учебных периодов 09.01.2025-28.05.2025 2 полугодие Возраст детей, лет 9-15 Продолжительность занятия, час 1 Режим занятия 1раз\нед Годовая учебная нагрузка, час 34ч 2.5 Календарный план воспитательной работы № Мероприятия Сроки Форма проведения проведения октябрь, 2024 г. концерт 1 День учителя 2 День матери ноябрь, 2024г. концерт 3 Участие в новогодней декабрь,2024 г. концерт развлекательной программе на 34 местном уровне 4 Участие в концертной программе, февраль- март, 2025 г. приуроченной 23 февраля и 8 концерт Марта 5 Участие в районном мероприятии февраль, 2025 г. концерт « Сыны и дочери Отчизны» 6 «Как рационально организовать апрель, 2025 г беседа апрель, 2025 г. концерт своё время вокалисту для участия в школьных и классных мероприятиях» 7 Музыкально - песенное сопровождение мероприятия «Здоровым быть здорово» 8 Вахта памяти май, 2025 г. Концерт, митинг 9 Родительское собрание с май, 2025г. Беседа, отчетный концерт концертом обучающихся. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста: уч.пособие. СанктПетербург: Изд-во «Планета музыки», 2018. 2. Безант А. Вокалист. Школа пения: Уч.пособие . Санкт-Петербур: Изд-во «Планета музыки», 2019 3. Лысенко Н.П. Упражнения для усовершенствования голоса: учебное пособие / Н.П. Лысенко, В.В.Пак, Л.В. Рогожина и др. Санкт-Петербург: Изд-во «Планета музыки», 2018 4. Рудзик М. Специальные методики музыкально-певческого воспитания. Изд-во: Курск КГУ, 2019 5. Сафронова О.И. Распевки: Хрестоматия для вокалистов / О.И. Сафронова. Москва: Изд-во: «Лань», 2019 35 36