Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка Актуальность программы. Выполнение социального заказа в воспитании гражданина и патриота, ответственного за судьбу страны, её развитие и защиту достижений. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе. Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся. Поэтому работа по военнопатриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит учащемуся усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов 2 педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Направленность программы: социально-гуманитарная. Язык реализации программы: государственный язык РФ - русский. Уровень освоения: базовый. Отличительными особенностями программы является то, что военнопатриотическое воспитание программы направлено на формирование у молодежи духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Физкультурно-оздоровительная работа программы направлена на развитие и совершенствование у молодёжи физических качеств – выносливости, силы, быстроты и ловкости. Обучающиеся овладевают навыками преодоления различных препятствий, стрельбы из пневматического оружия. Программа разработана с учётом специфики образовательного учреждения на основе нормативных документов: - Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.; - Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ; - Постановления Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические 3 требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» - Устава Учреждения, другими локальными актами. Адресат программы Программа рассчитана на детей 8-15 лет Струговской школы. Состав учебной группы - постоянный. В объединение принимаются дети без конкурсного отбора. Особенности организации образовательного процесса Объем и срок освоения программы Программа рассчитана на 1 год обучения (34 недели, 68 часов). Формы обучения – очная. Совместное взаимодействие педагога, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка. Режим занятий Занятия по общеобразовательной программе дополнительного образования военно-патриотический клуб "Гвардеец" на протяжении всего курса обучения проводятся: для детей 8-15 лет – 2 раза в неделю по 45 минут; в год – 68 часов. 1.2 Цель и задачи программы Цель программы: формирование навыков начальной военной подготовки обучающихся 8-15 лет МОБУ Струговская ООШ Октябрьского муниципального округа, посредством движения ВПК «Гвардеец» через изучение истории России, гражданской обороны, безопасности жизнедеятельности, строевой подготовки, первой медицинской помощи. Задачи программы: Воспитательные: способствовать воспитанию гражданских качеств личности: интерес к общественной жизни, любовь к Родине, патриотизм; способствовать воспитанию доброжелательного отношения к окружающим: общительность, отзывчивость, стремление помочь; 4 способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели, терпения и упорства; способствовать воспитанию аккуратности, трудолюбия; способствовать приобщению ребенка к здоровому образу жизни. Развивающие: способствовать развитию и укреплению здоровья, и расширению функциональных возможностей организма; способствовать развитию координации движений; способствовать развитию внимания, памяти; способствовать развитию конструктивного мышления и сообразительности; способствовать развитию самоконтроля. Обучающие: ознакомить с государственными символами РФ; ознакомить с событиями военной истории России; ознакомить со структурой Вооруженных Сил РФ; ознакомить с правилами обращения с огнестрельным оружием; научить основам строевой подготовки; ознакомить с основами военной топографии; научить решать тактические задачи при стрельбе. 1.3 Содержание программы Учебный план № Название разделов и тем п\п Количество часов Форма аттестации/ контроля Общее Теория Практика 1. Основы знаний юнармейца. 2 2 0 1.1. Знакомство с деятельностью объединения «Юнармия». Техника безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке. 2 2 - 2. Физическая подготовка. 8 0 8 5 зачет 2.1. Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, выносливость, ловкость, силовая выносливость посредством сдачи тестов физической подготовленности. 2 - 2 оценка 2.2. Изучение техники движений со снарядами и на тренажерах, оценка величины отягощения. 2 - 2 оценка 2.3. Круговая тренировка общефизической направленности. 1 - 1 зачет 2.4. Круговая тренировка на развитие силы. 1 - 1 зачет 2.5. Круговая тренировка на развитие скоростной выносливости. 1 - 1 зачет 1 - 1 зачет 3. Огневая подготовка. 9 4 5 3.1. Материальная часть автомата Калашникова. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата. 2 2 - зачет 3.2. Последовательность неполной разборка и сборки АКМ-74. Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами. 4 1 3 зачет 3.3. Знакомство с правилами прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки. 3 1 2 зачет 4. Строевая подготовка. 30 5 25 4.1. Строевая стойка. Повороты на месте. 4 1 3 оценка 4.2. Строевой шаг. 8 1 7 оценка 4.3. Повороты направо-налево в движении. 5 1 4 оценка 4.4. Поворот кругом в движении. 5 1 4 оценка 4.5. Строевые приемы в движении в отделении. 8 1 7 оценка 2.6. Круговая тренировка повышенной интенсивности. 6 5. Исторические и боевые традиции Отечества. 9 9 0 5.1. Государственная и военная символика. 1 1 0 зачет 5.2. Дни воинской славы России. 1 1 0 зачет 5.3. Основные битвы ВОВ, города – герои ВОВ. 2 2 0 зачет 5.4. Символы воинской чести. 1 1 0 зачет 5.5. Вооруженные Силы Российской Федерации. 2 2 0 зачет 5.6. История, символы и геральдика РТ. 2 2 0 зачет 6. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 5 1 6.1. Безопасность и защита человека в ЧС 1 1 0 зачет 6.2. ЧС локального характера в природе и безопасность. 2 2 0 зачет 6.3. Гражданская оборона. 3 2 1 зачет 4 2 2 4 2 2 68 27 41 7. Медицинская подготовка 7.1. Первая медицинская помощь при различных видах травм. Итого: зачет Содержание учебного плана Раздел 1. Основы знаний юнармейца. Тема 1.1. Знакомство с деятельностью объединения «Юнармия». Теория. Техника безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке. Раздел 2. Физическая подготовка Тема 2.1. Практика. Практическое занятие "Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, выносливость, ловкость, силовая выносливость посредством сдачи тестов физической подготовленности". 7 Тема 2.2. Практика: Практическое занятие "Изучение техники движений со снарядами и на тренажерах, оценка величины отягощения". Тема 2.3. Практика: Практическое занятие "Круговая тренировка общефизической направленности". Тема 2.4. Практика: Практическое занятие "Круговая тренировка на развитие силы". Тема 2.5. Практика: Практическое занятие "Круговая тренировка на развитие скоростной выносливости" Тема 2.6. Практика: Практическое занятие "Круговая тренировка повышенной интенсивности". Раздел 3. Огневая подготовка Тема 3.1. Теория. Материальная часть автомата Калашникова. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата. Тема 3.2. Теория. Последовательность неполной разборка и сборки АКМ-74. Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами. Тема 3.3. Теория. Знакомство с правилами прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки. Раздел 4. Строевая подготовка. Тема 4.1. Теория. Строевая стойка. Повороты на месте. Тема 4.2. Теория. Строевой шаг. Тема 4.3. Теория. Повороты направо-налево в движении. Тема 4.4. Теория. Поворот кругом в движении. Тема 4.5. Теория. Строевые приемы в движении в отделении. Раздел 5. Исторические и боевые традиции Отечества. Тема 5.1. Теория. Государственная и военная символика. Тема 5.2. Теория. Дни воинской славы России. Тема 5.3. Теория. Основные битвы ВОВ, города – герои ВОВ. Тема 5.4. Теория. Символы воинской чести. Тема 5.5. Теория. Вооруженные Силы Российской Федерации. Тема 5.6. Теория. История, символы и геральдика РТ. 8 Раздел 6. Основы безопасности жизнедеятельности. Тема 6.1. Теория. Безопасность и защита человека в ЧС Тема 6.2. Теория. ЧС локального характера в природе и безопасность. Тема 6.3. Теория. Гражданская оборона. Практика: отработка навыков одевания и пребывания в противогазе и костюме химической защиты. Раздел 7. Медицинская подготовка Тема 7.1. Теория. Первая медицинская помощь при различных видах травм. Практика: Первая помощь при несчастном случае: остановка кровотечений, повязки на живот, и промежность, верхние и нижние конечности. 1.4 Планируемые результаты Личностные результаты У обучающихся будут: интерес к общественной жизни, любовь к Родине, патриотизм; общительность, отзывчивость, стремление помочь окружающим; настойчивость в достижении цели, терпение и упорство; аккуратность, трудолюбие; мотивация к здоровому образу жизни. Метапредметные результаты У обучающихся будут развиты: развитие и укрепление здоровья и расширению функциональных возможностей организма; координации движений; развитие внимания, памяти; конструктивного мышления и сообразительности; самоконтроля. Предметные результаты Обучающиеся будут знать: знание государственных символов РФ; 9 наиболее памятных событий отечественной истории и мест боевой славы; знаменитых полководцев России (история жизни, подвиги); структуры Вооруженных Сил РФ; вооружения и военной техники находящейся на вооружении ВС РФ; видов и правил обращения с огнестрельным оружием и спецсредствами; основ военной топографии; умение защищать самостоятельно подготовленные проекты по истории России; обслуживать и выполнять неполную разборку и сборку стрелкового оружия; выполнять строевые приемы; решать тактические задачи при игре. Обучающиеся будут владеть: технику безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке; материальную часть автомата Калашникова; назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова; специфику физической подготовки; последовательность неполной разборка и сборки АКМ-74; меры безопасности при обращении с автоматом и патронами; правила прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки; государственную и военную символику; дни воинской славы России; структуру Вооруженных Сил Российской Федерации; историю, символы и геральдику РТ; символы воинской чести; правила оказания первой медицинской помощи при различных видах травм; правила безопасного поведения у водоемов, при пожаре, в природных экстремальных ситуациях; 10 опасные природные факторы и защиту от их влияния; современные средства поражения; мероприятия ГО по защите населения; средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи; приборы радиационной и химической разведки и правила пользования ими; основы туристической подготовки. Обучающиеся будут уметь: Выполнять неполную разборку и сборку АКМ-74; Правильно прицеливаться и прицельно вести стрельбу по мишени; Выполнять строевые приемы на месте и в движении по одному и в отделении согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской Федерации; Выполнять перевязку при различных видах травм, останавливать кровотечение различными способами, накладывать шины при различных переломах; Одевать противогаз и костюм химической защиты; Применять различные туристические узлы, в зависимости от ситуаций; Применять различные способы преодоления естественных препятствий в пешем и лыжном походах; Ориентироваться на местности с помощью карты и компаса. Раздел № 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы Занятия по данной программе проводятся в просторном, хорошо освещенном помещении, которое отвечает всем установленным санитарно-гигиеническим требованиям. 1) кабинет должен быть оборудован: - медиапроектором, - компьютером, экраном, 11 Для практических занятий будет использоваться: - макеты АК-74, - противогазы. Техническое обеспечение: 1. Компьютер. 2. Интернет. Интернет-ресурсы: 1. https://yunarmy.ru/ – официальный сайт российского детскогоюношеского движения «Юнармия»; 2. https://xn--90abhd2amfbbjkx2jf6f.xn--p1ai/ – официальный сайт движения «Волонтеры Победы»; 3. http://doshkolnik.ru/patriotizm.html/ – конспекты по нравственнопатриотическому воспитанию; 4. http://www.tvoyrebenok.ru/patriot_main.shtml/ – сайт о патриотическом воспитании детей; 5. http://onceborn.ru/films/patriotic/ – патриотические документальные фильмы. 2.2. Оценочные материалы и формы аттестации В процессе реализации Программы предусмотрен входящий, промежуточный и итоговый контроль. Вид контроля Промежуточный Цель Определить физическую подготовленность обучающихся ЗУН Знание своего уровня физической подготовки. 12 Форма Тесты физической подготовки Собеседование, контрольные упражнения физической подготовки, Сроки выполнение контрольных нормативов. Промежуточный Определить знания обучающихся по знанию техники движений со снарядами и на тренажерах и оценку величины отягощения. Знание техники движений со снарядами и на тренажерах и собственной оценки величины отягощения. Собеседование, контрольное упражнение. Фронтальный Умение выполнять упражнения со снарядами и на тренажерах. Знание собственной оценки величины отягощения и своего уровня физической подготовки. Собеседование, контрольные упражнения физической подготовки, выполнение контрольных нормативов. Определить знания обучающихся по технической подготовке и уровень физической подготовки. Промежуточный Определить знания обучающихся по материальной части автомата Калашникова. Назначение, Собеседование, боевые свойства, контрольное общее устройство упражнение. и принцип работы автомата Промежуточный Определить знания обучающихся по последовательности неполной разборки и сборки АКМ-74. Меры безопасности при обращении с Уметь Собеседование, последовательно контрольное выполнять упражнение. неполную разборку и сборку автомата. Знать меры безопасности при 13 Фронтальный автоматом и патронами. обращении с автоматом и патронами. Определить знания по практическому применению Знать правила прицеливания. правил прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки. Уметь выполнять прицельную стрельбу по мишени из пневматической винтовки. Собеседование, контрольное упражнение Промежуточный Определить знания обучающихся по Государственной и военной символике, Днях воинской славы России, о Символах воинской чести, о Вооруженных Силах Российской Федерации, об истории, символах и геральдике РТ Знание Собеседование, Государственной тесты, и военной викторины. символики; Дней воинской славы России; Основные битвы ВОВ и города – герои ВОВ; символов воинской чести; структуры и видов ВС РФ; Истории, символов и геральдики РТ Промежуточный Знать правила безопасного поведения в ЧС криминального характера. Опасные природные Определить знания обучающихся по безопасности и защите человека в ЧС и в ЧС локального 14 Собеседование, тесты, викторины. Промежуточный характера в природе. факторы, автономия: её виды и причины, туристическое снаряжение. Определить знания обучающихся в ЧС локального характера и безопасность. Знать разновидности ЧС, их причины, правила безопасного поведения; туристическое снаряжение и различные виды узлов; сигнальные средства и способы подачи сигналов бедствия. Уметь пользоваться туристическим снаряжением; ориентироваться на местности по местным признакам; преодолевать различные препятствия с использованием туристического снаряжения. 15 Промежуточный Определить знания обучающихся по разделу Гражданская оборона. Знать современные средства поражения и мероприятия ГО по защите населения. Уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты органов дыхания и кожи (противогаз, костюм химзащиты), приборами радиационной и химической разведки. Уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения. Фронтальный Определить знания по практическому применению приемов оказания медицинской помощи при ранениях. Знать правила и уметь оказывать первую медицинскую помощь при ранениях и травмах: виды ран, помощь, осложнения, повязки на голову, грудь, живот, промежность, 16 Собеседование, контрольное упражнение верхние и нижние конечности. Знать правила асептики и антисептики. Знать правила остановки кровотечения и уметь останавливать все виды кровотечения. Уметь накладывать шины при различных переломах. Условием эффективности образовательного процесса является использование современных форм и методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический. Нетрадиционные методы работы: мозговой штурм, дискуссия, исполнение песен. 2.3 Методические материалы Для организации образовательного процесса используются: - методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительно- иллюстративный. - методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация, упражнения. - формы организации образовательного процесса: групповая (в группе 10-25 человек). - формы организации учебного занятия: беседы, практические занятия - педагогические технологии: личностно-ориентированная, обучения сотрудничестве, групповые, исследовательского (проблемного обучения). 17 в Инструкция по технике безопасности для детей I. Общие требования безопасности 1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в классе. 2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета. 3. Не загромождать проходы сумками и портфелями. 4. Не включать электроосвещение и средства ТСО. 5. Не открывать форточки и окна. 6. Не передвигать учебные столы и стулья. 7. Не трогать руками электрические розетки. 8. Травмоопасность в кабинете: - при включении электроосвещения; - при включении приборов ТСО; - при переноске оборудования и т.п. 9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей. 10. Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления. II. Требования безопасности перед началом занятий 1. Не открывать ключом дверь кабинета. 2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь. 3. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности. 4. Не менять рабочее место без разрешения учителя. III. Требования безопасности во время занятий 1. Внимательно слушать объяснения и указания педагога. 2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока. 3. Не включать самостоятельно приборы ТСО. 4. Не переносить оборудование и ТСО. 5. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте. IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях 18 1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке. 2. В случае получения травмы, обратиться к педагогу за помощью. 3. При плохом самочувствии или при внезапном заболевании сообщить педагогу. V. Требования безопасности по окончании занятий 1. Приводить своё рабочее место в порядок. 2. Не покидать своё рабочее место без разрешения педагога. 3. Выходить из кабинета спокойно, соблюдая дисциплину. 2.4 Календарный учебный график Этапы образовательного процесса 1 год Продолжительность учебного года, неделя 34 Количество учебных дней 68 Продолжительность учебных периодов 1 полугодие 16.09.2024-28.12.2024 2 полугодие 11.01.2024-25.05.2025 Возраст детей, лет 8-15 Продолжительность занятия, час 1 2 раз\нед Режим занятия Годовая учебная нагрузка, час 68 2.5 Календарный план воспитательной работы Организационно-массовая работа Мероприятия Сроки проведения 1.Организация набора детей 1 – 10 сентября 2. Инструктаж по технике безопасности. 6 сентября 3. Организация 5 октября 4. Организация Новогоднего праздника. 23 декабря 19 5. Подготовка к 4 этапам ВСИ «Зарница» весь период 6. «До новой встречи». Итоговое занятие. 25 мая Общественно-массовая работа Мероприятия Сроки проведения 1.Участие в концерте, посвященном Дню учителя Октябрь 2.Благоустройство кабинета. Октябрь-ноябрь 3.Выступление в школе В течение года 4. Выступление на летних площадках 5. Подготовка мероприятий и проведение Июнь-июль патриотических Весь период Профориентационная работа Мероприятия Сроки проведения 1.Знакомство с жизнью и бытом военнослужащих Весь период Работа с родителями Мероприятия Сроки проведения 1.Систематическое проведение 10 сентября, Родительских собраний 14 декабря, 25 мая. 2.Открытый урок 24 мая 3. «До новой встречи». Итоговое занятие. 25 мая 4.Индивидуальная работа с родителями В течение года СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных и контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке: Москва: Изд-во "Подросток", 2021. 20 2. Брюнин А.И. Методическое пособие по мониторингу зрительной и оперативной памяти юнармейцев: Оренбург: Изд-во МАУДО «ЦВР "Подросток", 2020. 3. Зяблинцева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков: уч.пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2021. 4.Луйк С.С.«Юнармеец»Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, культурно-эстетический блок I часть: уч.пособие. Москва: Изд-во "Подросток", 2020. 5. Косолапова Н.В. Основы военной службы: уч.пособие. Москва: Изд-во «Академия», 2021. 21