1 Раздел № 1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы. Спорт – многогранное общественное явление, составляющее неотъемлемый элемент культуры общества, одно из средств и методов всестороннего развития человека, укрепления его здоровья. В процессе развития общества спорт занял видное место как в физической, так и в духовной культуре общества, причем его общественная значимость продолжает возрастать. Программа восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, благотворно воздействует на все системы детского организма. Также программа позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической. Кроме того, в программе представлены контрольные тесты по физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки волейболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста. Направленность программы: Физкультурно-спортивная. Язык реализации программы: - Государственный язык РФ - русский Уровень освоения: базовый. Отличительные особенности. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической. Кроме того, в программе представлены контрольные тесты по физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и 2 литература. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2008) и комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2008). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовкии тактико-техническим действиям баскетболиста. Адресат программы. Программа рассчитана на детей 10-14 лет Струговской школы. Состав учебной группы – постоянный. В объединении принимаются дети без конкурсной отбора. Особенности организации образовательного процесса Объем и срок освоения программы Программа рассчитана на 1 год обучения (34 недели, 34 часа). Формы обучения – очная. Совместное взаимодействие педагога, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка. Режим занятий Занятия по общеобразовательной программе дополнительного образования Баскетбол на протяжении всего курса обучения проводятся: для детей 10-14 лет – 1 раз в неделю по 45 минут; в год – 34 часа. 1.2 Цель и задачи программы Цель программы – формирование физических качеств обучающихся 1014 лет МОБУ Струговская ООШ Октябрьского муниципального округа посредством освоения баскетбола. На каждом этапе реализации программы решается комплекс взаимосвязанных образовательных, развивающих и воспитательных задач: Воспитательные задачи: - формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения; 3 - прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом; - пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников. Развивающие задачи: - укреплять опорно-двигательный аппарат детей; - способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм; - целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка; - расширение спортивного кругозора детей. Образовательные задачи: - формирование основ знаний умений и навыков индивидуальной и коллективной игры в баскетбол; - повышение уровня физической подготовленности детей; - формирование техники дыхания. 1.3 Содержание программы Учебный план № п/п Наименование раздела, темы 1 История и пути развития современного волейбола «История и пути развития современного волейбола» Основы спортивной тренировки. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях Основы 1.1 2 2.1 Всего Количество часов Теория Практика 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - Форма аттестации/ контроля зачет зачет 4 3 3.1 спортивной тренировки. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях Общая и специальная физическая подготовка «Общая и специальная физическая подготовка» 4 2 2 1 0,5 0,5 3.2 «Ходьба, бег (особенно при игре в нападении и защите), перемещения. Развитие выносливости» 1 0,5 0,5 3.3 «Перемещение приставными шагами: лицом вперед, правым, левым боком вперед, спиной вперед. Развитие силовых качеств» «Двойной шаг вперед, назад, скачок. Подвижные игры» Основы техники и тактики игры Техника перемещения; ловли, передач и ведения мяча на мест Техника передачи одной рукой от плеча Передача двумя руками над головой Техника передач двумя руками в 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 19 0 19 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 3.4 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 тест тест 5 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 4.13 4.14 4.15 движении Техника броска после ведения мяча. Техника ловли мяча, отскочившего от щита Техника броскам в движении после ловли мяча Сочетание способов перемещений Техника броска в прыжке с места Техника передач одной рукой сбоку и одной рукой в прыжке Техника передач на месте и в движении, бросков в прыжке после ведения мяча Техника передач одной рукой с поворотом и отвлекающим действиям на передачу Техника отвлекающих действий на передачу с последующим проходом Техника передач мяча, быстрый прорыв после штрафного броска Техника передач в движении, нападение через центрового 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 6 4.16 4.17 4.18 4.19 5. 5.1 игрока Техника нападения через центрового, входящего в область штрафной площадки Сочетание способов перемещений с техническими приёмами. 1 - 1 1 - 1 Техника передач. Разучивание нападения «тройкой» Сочетание способов перемещений с техническими приёмами. 1 - 1 1 - 1 Контрольные игры и соревнования Контрольные игры Итого 9 - 9 9 - 9 34 4 30 соревнования Содержание учебного плана 1. Раздел «История и пути развития современного баскетбола» 1.1 Тема: «История и пути развития современного баскетбола» Теория: Задачи спортивной секции по волейболу. Техника безопасности по время занятий волейболом. Год рождения волейбола. Основатель игры в волейбол. Родина волейбола. Первые шаги волейбола в Мире и в нашей стране. Развитие волейбола среди школьников. 2. Раздел «Основы спортивной тренировки. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях» 7 2.1.Тема: «Основы спортивной тренировки. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях» Теория: Этапы спортивной подготовки. Гигиена в освоении базовых приемов. 3 Раздел «Общая и специальная физическая подготовка» 3.1 Тема: «Общая и специальная физическая подготовка» Теория: « Основы техники и тактики игры» Практика: «Стартовая стойка (в технике нападения и защиты). Общая физическая подготовка (ОФП): 3.2. Тема «Ходьба, бег (особенно при игре в нападении и защите), перемещения. Развитие выносливости» Практика: Отработка ходьбы, бега. 3.3. Тема «Перемещение приставными шагами: лицом вперед, правым, левым боком вперед, спиной вперед. Развитие силовых качеств» Практика: Отработка перемещения приставными шагами: лицом вперед, правым, левым боком вперед, спиной вперед. 3.4. Тема: «Двойной шаг вперед, назад, скачок. Подвижные игры» Практика: Отработка двойного шага вперед, назад, скачок. 4. Раздел «Основы техники и тактики игры» 4.1 Тема: «Техника перемещения; ловли, передач и ведения мяча на мест» Практика: отработка техники перемещения; ловли, передач и ведения мяча на мест. 4.2 Тема: «Техника передачи одной рукой от плеча» Практика: отработка техники передачи одной рукой от плеча. 4.3 Тема «Передача двумя руками над головой» Практика: отработка техники передача двумя руками над головой. 4.4 Тема: «Техника передач двумя руками в движении» Практика: отработка техники передач двумя руками в движении 4.5 Тема: «Техника броска после ведения мяча». Практика: отработка техники броска после ведения мяча. 8 4.6 Тема: «Техника ловли мяча, отскочившего от щита» Практика: отработка техникиловли мяча, отскочившего от щита 4.7 Тема: «Техника броскам в движении после ловли мяча» Практика: отработка техники броскам в движении после ловли мяча 4.8 Тема: «Сочетание способов перемещений» Практика: отработка техники сочетание способов перемещений 4.9 Тема: «Техника броска в прыжке с места» Практика: отработка техники броска в прыжке с места 4.10 Тема: «Техника передач одной рукой сбоку и одной рукой в прыжке» Практика: отработка техники передач одной рукой сбоку и одной рукой в прыжке 4.11 Тема: «Техника передач на месте и в движении, бросков в прыжке после ведения мяча» Практика: отработка техники передач на месте и в движении, бросков в прыжке после ведения мяча 4.12 Тема: «Техника передач одной рукой с поворотом и отвлекающим действиям на передачу» Практика: отработка техники передач одной рукой с поворотом и отвлекающим действиям на передачу 4.13 Тема: «Техника отвлекающих действий на передачу с последующим проходом» Практика: отработка техники отвлекающих действий на передачу с последующим проходом 4.14 Тема: «Техника передач мяча, быстрый прорыв после штрафного броска» Практика: отработка техники передач мяча, быстрый прорыв после штрафного броска 4.15 Тема: «Техника передач в движении, нападение через центрового игрока» Практика: отработка техники передач в движении, нападение через 9 центрового игрока 4.16 Тема: «Техника нападения через центрового, входящего в область штрафной площадки» Практика: отработкатехники нападения через центрового, входящего в область штрафной площадки 4.17 Тема: «Сочетание способов перемещений с техническими приёмами» Практика: отработка техники сочетание способов перемещений с техническими приёмами. 4.18 Тема: «Техника передач. Разучивание нападения «тройкой» » Практика: отработка техники передач. Разучивание нападения «тройкой» 4.19 Тема: «Сочетание способов перемещений с техническими приёмами» Практика: отработка техники сочетание способов перемещений с техническими приёмами. 5. Раздел «Контрольные игры» 5.1 Тема: «Контрольные игры» Практика: Тема: Отработка навыков при контрольных играх 1.4 Планируемые результаты Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; 10 - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; развитие коммуникабельности; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности - формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной fgos.ru 29.03.2023 рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; обучающиеся приобретут понимание взаимосвязи между занятиями спортом и улучшением показателей успеваемости. - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией Предметные результаты: 11 - знание правил вида спорта волейбол; - выполнение упражнений ОФП согласно итоговым тестам Программы - взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; - выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности. Раздел № 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы: Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными корзинами. Спортивный инвентарь: баскетбольные мячи –15 штук; набивные мячи – на каждого обучающегося; перекладины для подтягивания в висе – 5 штук; гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося; баскетбольные корзины; гимнастические маты; волейбольные и теннисные мячи –10-15 штук; Спортивные снаряды: гимнастические скамейки – 3-5 штук; гимнастическая стенка – 6 пролетов. Учебно- методическое и информационное обеспечение Методические и дидактические пособия 1. Энциклопедический словарь юного спортсмена. М.: Педагогика, 2022. 2. Железняк, Ю.Д. Волейбол в школе/ Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский. – М.: Просвещение, 2021. 3. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист/ Ю.Д. Железняк. – М.: Физкультура и спорт, 2023. 12 1. Петров, Н. Человек в чрезвычайных ситуациях./Н.Н. Петров. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2022. Периодические издания 1. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта Баскетбол / Министерство спорта Российской Федерации. М.: Советский спорт,2014. 2. Баула, Н.П. Баскетбол: тактика игры: 5–6 классы.[Электронный ресурс]./ Н.П. Баула, В.И. Кучеренко – М. : ООО «Чистые пруды», 2004. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе»). – Режим доступа: https://my.1september.ru/book. – 06.11.2015г. 3. Верхлин, В.Н. Введение в тему «Баскетбол» в начальной школе : Методические рекомендации.[Электронный ресурс]/ В.Н. Верхлин. – М. : Чистые пруды, 2005.– (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 5). – Режим доступа: https://my.1september.ru/book. – 06.11.2015г. 4. Маслюков, А.В. Развитие координационных способностей у школьников.[Электронный ресурс]/ А.В. Маслюков. – М. : Чистые пруды, 2008.– (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 21). – Режим доступа: https://my.1september.ru/book. – 06.11.2015г. 5. Муратова, Л.В. Суставная гимнастика.[Электронный ресурс]/ Л.В. Муратова. – М. : Чистые пруды, 2006.– (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 6(12)). – Режим доступа: https://my.1september.ru/book. – 06.11.2015г. 6. Маслюков, А.В. Развитие координационных способностей у школьников.[Электронный ресурс]/ А.В. Маслюков. – М. : Чистые пруды, 2008.– (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 21). – Режим доступа: https://my.1september.ru/book. – 06.11.2015г. 7. Арутунян, Т.Г. Школьник – призывник: образовательная программа по физическому воспитанию.[Электронный ресурс]/ Т.Г. Арутунян. – М. : Чистые пруды, 2006.– (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 1(7)). – Режим доступа: https://my.1september.ru/book. – 06.11.2015г. 8. Семёнов, В.Б. Секция баскетбола в школе:[Электронный ресурс]/ В.Б. Семёнов. – М. : Чистые пруды, 2010.– (Библиотечка «Первого сентября», серия 13 «Спорт в школе». Вып. 34). – Режим доступа: https://my.1september.ru/book. – 06.11.2015г. Электронные издания http://learningapps.org Сайт с интерактивными развлекательно-познавательными упражнениями по школьным предметам и не только(категории «Спорт», «ОБЖ») http://www.world-sport.org/ Сайт о летних и зимних видах спорта. http://www.interfiresport.com/ru Официальный сайт Международной спортивной федерации пожарных и спасателей Электронная версия в рамках «Школы цифрового века»: Спорт в школе, ОБЖ; Классное руководство и воспитание школьников 2.2 Оценочные материалы и формы аттестации Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей. В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений. Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме контрольной игры в баскетбол. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения. Также в конце учебного года все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более 14 высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям. Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий. Способы проверки ЗУН учащихся: • начальная диагностика; • промежуточная диагностика; • итоговая аттестация. Формы подведения итогов программы: • участие в соревнованиях; • участие в олимпиадах; • защита творческих работ. Оценочные диагностические материалы Формы контроля и оценивания элементов подготовки по основным разделамучебной дисциплины: - Нормативы - Тесты - Специальная физическая подготовка - Посещаемость - Технико-тактическая подготовка - Овладение приемами - Участие в соревнованиях во внутрирайонных соревнованиях между образовательными организациями. При проведении тестирования по физической подготовке следует обратить внимание на соблюдение требований инструкции и создания условий для выполнения упражнений. Уровень развития специальных физических качеств можно оценить по показателям быстроты передвижения, динамической силы и прыгучести. 1. Быстрота передвижения оценивается по времени пробегания 15 «елочкой» к 6 набивным мячам, расположенным на баскетбольной площадке. Местом старта служит набивной мяч «А», расположенный за серединой лицевой линии. В исходном положении высокого старта ступни ног за линией по команде «Марш!» учащийся касается рукой стартового мяча и начинает движение к мячу 1. Коснувшись рукой мяча, он возвращается к мячу «А» и после касания его направляется к мячу 2 и т. д. Учитывается лучший результат из двух попыток. 2. Динамическую силу оценивается посредством броска набивного мяча двумя руками из-за головы в прыжке с места. В исходном положении набивной мяч удерживается двумя руками на уровне пояса. По команде «Можно!», учащийся из полуприседа взмахом рук с мячом выпрыгивает и заносит мяч за голову, после чего выполняет бросок. Учитывается лучший результат, показанный обучающимися, из трех попыток. 3. Прыжки через скакалку (для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей).И.П. – скакалка сзади. Фиксируется максимальное количество прыжков за 1 минуту в одной попытке. Критерием служит максимальное количество прыжков. 4. Бег 60 м с высокого старта (для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей) Тестирование проводится на дорожке стадиона или легкоатлетического манежа. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. Разрешается одна попытка. После 10-15 минутной разминки дается старт. Критерием, служит минимальное время. Оценка уровня технической подготовки. Оценка уровня технико-тактической подготовленности обучающихся характеризуется качеством освоения основных приемов игры (уровень сформированных навыков). 1. Передвижение в защитной стойке – игрок, находясь за лицевой линией, по сигналу начинает перемещение спиной в защитной стойке в направлении линии штрафного броска, где изменяет направление 16 движения вновь к лицевой линии, а затем в центр площадки, откуда выполняет заключительный рывок лицом вперед до лицевой линии под кольцом. Фиксируется общее время (в секундах). Задание является одинаковым для всех групп занимающихся. 2. Скоростное ведение – игрок, находящийся за лицевой линией, по сигналу начинает ведение левой рукой в направлении первых «ворот» (две стойки), переводит мяч на правую руку и проходит внутри «ворот» и т.д. еще через четверо «ворот», установленных зигзагом между осевой и боковой линиями площадки; при проходе каждых последующих «ворот» игрок меняет ведущую руку; пройдя пятые «ворота», игрок ведет мяч правой рукой и затем выполняет бросок в движении с 2-х шагов в кольцо также правой рукой, затем снимает мяч с кольца и начинает движение в обратном направлении при условии ведения мяча правой рукой, а затем, преодолев последние, 10-е «ворота», выполняет ведение левой рукой и ею же выполняет бросок по кольцу также с двух шагов. Для групп НП – перевод мяча выполняется попеременно с одной руки на другую, задание выполняется в две дистанции, или 4 броска по кольцу. Фиксируется общее время и количество попаданий мяча в кольцо. В протоколе отражается время, из которого вычитается по 1 с за каждый заброшенный мяч. 3. Передачи мяча – игрок стоит лицом к центральному кругу, выполняет передачу в щит, снимает мяч в высшей точке и левой рукой передает его партнеру № 1, затем начинает движение к противоположному кольцу. Получает обратно мяч и передает его партнеру № 2 левой рукой и т.д.; после передачи от партнера № 3 игрок выполняет атаку в кольцо, снимает свой мяч и повторяет тот же путь к противоположному кольцу, отдавая передачи уже правой рукой. Для групп НП – передачи выполняются одной рукой от плеча, задание 17 выполняется в две дистанции, или 4 броска. Фиксируется общее время выполнения упражнения и количество попаданий. В протокол записывается время, с которого снимается по 1 с за каждый заброшенный мяч. 4. Броски с дистанции. Необходимо выполнить 10 бросков с 5-ти указанных точек 2 раза – туда и обратно, фиксируется число попаданий. Заданное время выполнения – 2 минуты. Фиксируется количество бросков и заброшенных мячей. Нормативы по общей физической подготовке: 1. Бег 30 м с высокого старта (для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей). Тестирование проводится на дорожке стадиона или легкоатлетического манежа. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. Разрешается одна попытка. После 10-15 минутной разминки дается старт. 2. Челночный бег 5х6м (тест на определение координационных способностей). Участник пробегает дистанцию 30 метров (5х6м), перенося поочерёдно с линии старта на линию финиша 3 кубика (ребро 7 см). Разрешается 1 попытка; 3. Прыжок в длину с места. Испытания проводят в специальном прыжковом секторе, оснащенном необходимым оборудованием. Участник встает возле линии отталкивания, принимает исходное положение и выполняет прыжок. Результат определяется по ближайшей к линии отталкивания отметке (следу), оставленной любой частью тела с точностью до 1 см. Разрешается 3 попытки, в зачет идет лучшая. Результат не засчитывается в следующих случаях: заступ за линию и ее касание при отталкивании, отталкивание происходит не двумя ногами одновременно, а поочередно, прыжок выполнен с подскока. 4. Прыжок в высоту с места – описание выше. Оценка уровня физических способностей и подготовленности 18 Контрольные упражнения (тесты) Юноши, девочки Скоростные качества Бег на 30 м (не более 4,9 с) Бег на 30 м (не более 5,3 с) Координация Челночный бег 5 x 6 м (не более 10,8 с) Челночный бег 5 x 6 м (не более 11 с) Скоростно-силовые качества Бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя (не менее 18 м) Бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя (не менее 14 м) Прыжок в длину с места (не менее 240 см) Прыжок в длину с места (не менее 210 см) 2.3 Методические материалы Подготовка юного баскетболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой. 19 Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных. Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств. Спортивные методы включаются: метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе. Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или иное задание необходимо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснения показом наглядного материала и показом приемов работы. Практические занятия – основная форма работы с детьми, где умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются и формируются навыки. Приобретенные соревновательной умения и навыки деятельности в используются зависимости от воспитанниками в сложившихся и меняющихся условий. Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в плане овладения основой структурой технического и тактического приема. В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую 20 физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спортсменов. Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Все общеразвивающие, подготовительные, Общеразвивающие и упражнения подводящие подготовительные упражнения делятся и на основные. направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные – на формирование технических навыков и тактических умений. В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технический прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и заключение снова возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений. Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования. Методыорганизации и проведения образовательного процесса: Словесные методы: Описание Объяснение Рассказ Разбор Указание Команды и распоряжения Подсчёт Наглядные методы: Показ упражнений и техники баскетбольных приёмов 21 Использование учебных наглядных пособий Видиофильмы, DVD, слайды Жестикуляции Практические методы: Метод упражнений Метод разучивания по частям Метод разучивания в целом Соревновательный метод Игровой метод Непосредственная помощь тренера-преподавателя. Основные средства обучения: Общефизические упражнения Специальные физические упражнения Упражнения для изучения техники передвижений, техники и тактики баскетбола в нападении и защите и совершенствование их в групповых и командных действиях Подвижные и подготовительные игры Игровая практика 2.4 Календарный учебный график Этапы образовательного процесса Продолжительность учебного года, неделя Количество учебных дней 1 год 34 34 Продолжительность 1 учебных периодов полугодие 16.09.2024-29.12.2024 2 полугодие 09.01.2025-31.05.2025 22 Возраст детей, лет 10-14 Продолжительность занятия, час Режим занятия 1 1 раз\нед Годовая учебная нагрузка, час 34 2.5 Календарный план воспитательной работы № Проводимые мероприятия Сроки № п/п проведения Беседа о правилах поведения в спортивном 1 Втечениегода зале. Проведение инструктажей по технике безопасности. 2 Организация о взаимопомощи в тренировках На каждом занятии 3 Беседа«Мыиспорт»-охрана здоровья. В течение года 4 Организация минуты отдыха на учебных На занятиях каждом занятии 5 Культурно-массовые мероприятия В течение года 6 Участие в соревнованиях В течение года 7 Представление достижений, В течение года результатов,способностей Учащихся родителям, педагогам, сверстникам. 88 Беседы о правилах личной гигиены В течении года 23 Список литературы 1.Любомирский Л.И. Физическая культура: уч.пособие. М.: Изд-во «Просвещение»,2022. 2. Лях Г.Б. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов:уч. пособие для учителя.М.:Изд-во «Просвещение», 2021. 3. Палтикевич Г.И. Физическая культура: баскетбол: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2022. 4. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры: уч.пособие. М.: Изд-во ФиС, 2023. 5. Железняк Ю.Д. Общая педагогика физической культуры и спорта: уч.пособие.М.:Издательский дом «Форум», 2023. 24