1
Раздел № 1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы. Спорт – многогранное общественное
явление, составляющее неотъемлемый элемент культуры общества, одно из
средств и методов всестороннего развития человека, укрепления его здоровья.
В процессе развития общества спорт занял видное место как в физической, так
и в духовной культуре общества, причем его общественная значимость
продолжает возрастать.
Программа восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся
у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, благотворно воздействует на
все системы детского организма.
Также программа позволяет решить проблему занятости свободного
времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса
детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Содержание
программы
структурировано
по
видам
спортивной
подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Кроме того, в программе представлены контрольные тесты по физической
и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и
литература. При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной
физической подготовки волейболиста и тактико-техническим действиям
баскетболиста.
Направленность программы: Физкультурно-спортивная.
Язык реализации программы: - Государственный язык РФ - русский
Уровень освоения: базовый.
Отличительные особенности. Содержание программы структурировано
по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и
тактической.
Кроме того, в программе представлены контрольные тесты по физической
и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и
2
литература. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из
содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2008) и
комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов
(В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2008). При этом большое
внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовкии
тактико-техническим действиям баскетболиста.
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей 10-14 лет Струговской школы.
Состав учебной группы – постоянный.
В объединении принимаются дети без конкурсной отбора.
Особенности организации образовательного процесса
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 недели, 34 часа).
Формы обучения – очная. Совместное взаимодействие педагога, ребенка
и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации
способностей ребёнка.
Режим занятий
Занятия
по
общеобразовательной
программе
дополнительного
образования Баскетбол на протяжении всего курса обучения проводятся: для
детей 10-14 лет – 1 раз в неделю по 45 минут; в год – 34 часа.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – формирование физических качеств обучающихся 1014 лет МОБУ Струговская ООШ Октябрьского муниципального округа
посредством освоения баскетбола.
На
каждом
этапе
реализации
программы
решается
комплекс
взаимосвязанных образовательных, развивающих и воспитательных задач:
Воспитательные задачи:
- формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать
поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
3
- прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям
физкультурой и спортом;
- пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к
проведению спортивных мероприятий и праздников.
Развивающие задачи:
- укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
- способствовать разностороннему физическому развитию учащихся,
укреплять здоровье, закаливать организм;
- целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и
психологические качества ребенка;
- расширение спортивного кругозора детей.
Образовательные задачи:
- формирование основ знаний умений и навыков индивидуальной и
коллективной игры в баскетбол;
- повышение уровня физической подготовленности детей;
- формирование техники дыхания.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№
п/п
Наименование
раздела, темы
1
История и пути
развития
современного
волейбола
«История и пути
развития
современного
волейбола»
Основы
спортивной
тренировки.
Гигиенические
сведения и меры
безопасности на
занятиях
Основы
1.1
2
2.1
Всего
Количество часов
Теория
Практика
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
Форма
аттестации/
контроля
зачет
зачет
4
3
3.1
спортивной
тренировки.
Гигиенические
сведения и меры
безопасности на
занятиях
Общая и
специальная
физическая
подготовка
«Общая и
специальная
физическая
подготовка»
4
2
2
1
0,5
0,5
3.2
«Ходьба, бег
(особенно при
игре в нападении
и защите),
перемещения.
Развитие
выносливости»
1
0,5
0,5
3.3
«Перемещение
приставными
шагами: лицом
вперед, правым,
левым боком
вперед, спиной
вперед. Развитие
силовых качеств»
«Двойной шаг
вперед, назад,
скачок.
Подвижные
игры»
Основы техники
и тактики игры
Техника
перемещения;
ловли, передач и
ведения мяча на
мест
Техника передачи
одной рукой от
плеча
Передача двумя
руками над
головой
Техника передач
двумя руками в
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
19
0
19
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
3.4
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
тест
тест
5
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
4.15
движении
Техника броска
после ведения
мяча.
Техника ловли
мяча,
отскочившего от
щита
Техника броскам
в движении после
ловли мяча
Сочетание
способов
перемещений
Техника броска в
прыжке с места
Техника передач
одной рукой
сбоку и одной
рукой в прыжке
Техника передач
на месте и в
движении,
бросков в прыжке
после ведения
мяча
Техника передач
одной рукой с
поворотом и
отвлекающим
действиям на
передачу
Техника
отвлекающих
действий на
передачу с
последующим
проходом
Техника передач
мяча, быстрый
прорыв после
штрафного броска
Техника передач в
движении,
нападение через
центрового
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
6
4.16
4.17
4.18
4.19
5.
5.1
игрока
Техника
нападения через
центрового,
входящего в
область штрафной
площадки
Сочетание
способов
перемещений с
техническими
приёмами.
1
-
1
1
-
1
Техника передач.
Разучивание
нападения
«тройкой»
Сочетание
способов
перемещений с
техническими
приёмами.
1
-
1
1
-
1
Контрольные
игры и
соревнования
Контрольные
игры
Итого
9
-
9
9
-
9
34
4
30
соревнования
Содержание учебного плана
1. Раздел «История и пути развития современного баскетбола»
1.1 Тема: «История и пути развития современного баскетбола»
Теория: Задачи спортивной секции по волейболу. Техника безопасности по
время
занятий волейболом. Год рождения волейбола. Основатель игры в волейбол.
Родина волейбола. Первые шаги волейбола в Мире и в нашей стране. Развитие
волейбола среди школьников.
2. Раздел «Основы спортивной тренировки. Гигиенические сведения и
меры безопасности на занятиях»
7
2.1.Тема: «Основы спортивной тренировки. Гигиенические сведения и
меры безопасности на занятиях»
Теория: Этапы спортивной подготовки. Гигиена в освоении базовых
приемов.
3 Раздел «Общая и специальная физическая подготовка»
3.1 Тема: «Общая и специальная физическая подготовка»
Теория: « Основы техники и тактики игры»
Практика: «Стартовая стойка (в технике нападения и защиты). Общая
физическая подготовка (ОФП):
3.2. Тема «Ходьба, бег (особенно при игре в нападении и защите),
перемещения. Развитие выносливости»
Практика: Отработка ходьбы, бега.
3.3. Тема «Перемещение приставными шагами: лицом вперед, правым,
левым боком вперед, спиной вперед. Развитие силовых качеств»
Практика: Отработка перемещения приставными шагами: лицом вперед,
правым, левым боком вперед, спиной вперед.
3.4. Тема: «Двойной шаг вперед, назад, скачок. Подвижные игры»
Практика: Отработка двойного шага вперед, назад, скачок.
4. Раздел «Основы техники и тактики игры»
4.1 Тема: «Техника перемещения; ловли, передач и ведения мяча на
мест»
Практика: отработка техники перемещения; ловли, передач и ведения
мяча на мест.
4.2 Тема: «Техника передачи одной рукой от плеча»
Практика: отработка техники передачи одной рукой от плеча.
4.3 Тема «Передача двумя руками над головой»
Практика: отработка техники передача двумя руками над головой.
4.4 Тема: «Техника передач двумя руками в движении»
Практика: отработка техники передач двумя руками в движении
4.5 Тема: «Техника броска после ведения мяча».
Практика: отработка техники броска после ведения мяча.
8
4.6 Тема: «Техника ловли мяча, отскочившего от щита»
Практика: отработка техникиловли мяча, отскочившего от щита
4.7 Тема: «Техника броскам в движении после ловли мяча»
Практика: отработка техники броскам в движении после ловли мяча
4.8 Тема: «Сочетание способов перемещений»
Практика: отработка техники сочетание способов перемещений
4.9 Тема: «Техника броска в прыжке с места»
Практика: отработка техники броска в прыжке с места
4.10 Тема: «Техника передач одной рукой сбоку и одной рукой в
прыжке»
Практика: отработка техники передач одной рукой сбоку и одной рукой
в прыжке
4.11 Тема: «Техника передач на месте и в движении, бросков в прыжке
после ведения мяча»
Практика: отработка техники передач на месте и в движении, бросков в
прыжке после ведения мяча
4.12 Тема: «Техника передач одной рукой с поворотом и отвлекающим
действиям на передачу»
Практика: отработка техники передач одной рукой с поворотом и
отвлекающим действиям на передачу
4.13 Тема: «Техника отвлекающих действий на передачу с последующим
проходом»
Практика: отработка техники отвлекающих действий на передачу с
последующим проходом
4.14 Тема: «Техника передач мяча, быстрый прорыв после штрафного
броска»
Практика: отработка техники передач мяча, быстрый прорыв после
штрафного броска
4.15 Тема: «Техника передач в движении, нападение через центрового
игрока»
Практика: отработка техники передач в движении, нападение через
9
центрового игрока
4.16 Тема: «Техника нападения через центрового, входящего в область
штрафной площадки»
Практика: отработкатехники нападения через центрового, входящего в
область штрафной площадки
4.17 Тема: «Сочетание способов перемещений с техническими
приёмами»
Практика: отработка техники сочетание способов перемещений с
техническими приёмами.
4.18 Тема: «Техника передач. Разучивание нападения «тройкой» »
Практика:
отработка
техники
передач.
Разучивание
нападения
«тройкой»
4.19 Тема: «Сочетание способов перемещений с техническими
приёмами»
Практика: отработка техники сочетание способов перемещений с
техническими приёмами.
5. Раздел «Контрольные игры»
5.1 Тема: «Контрольные игры»
Практика: Тема: Отработка навыков при контрольных играх
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
10
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; развитие коммуникабельности;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности
- формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному
уровню
экологического
мышления,
развитие
опыта
экологически ориентированной fgos.ru 29.03.2023 рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач; обучающиеся приобретут
понимание взаимосвязи между занятиями спортом и улучшением показателей
успеваемости.
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
Предметные результаты:
11
- знание правил вида спорта волейбол;
- выполнение упражнений ОФП согласно итоговым тестам Программы
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных
игр и соревнований;
- выполнение
технических
действий
из
базовых
видов
спорта,
применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Раздел № 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал с
баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными корзинами.
Спортивный инвентарь:
баскетбольные мячи –15 штук;
набивные мячи – на каждого обучающегося;
перекладины для подтягивания в висе – 5 штук;
гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося;
баскетбольные корзины;
гимнастические маты;
волейбольные и теннисные мячи –10-15 штук;
Спортивные снаряды:
гимнастические скамейки – 3-5 штук;
гимнастическая стенка – 6 пролетов.
Учебно- методическое и информационное обеспечение
Методические и дидактические пособия
1. Энциклопедический словарь юного спортсмена. М.: Педагогика, 2022.
2. Железняк, Ю.Д. Волейбол в школе/ Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский. – М.:
Просвещение, 2021.
3. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист/ Ю.Д. Железняк. – М.: Физкультура и
спорт, 2023.
12
1. Петров, Н. Человек в чрезвычайных ситуациях./Н.Н. Петров. – Челябинск:
Юж.-Урал. кн. изд-во, 2022.
Периодические издания
1. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта Баскетбол /
Министерство спорта Российской Федерации. М.: Советский спорт,2014.
2. Баула, Н.П. Баскетбол: тактика игры: 5–6 классы.[Электронный ресурс]./ Н.П.
Баула, В.И. Кучеренко – М. : ООО «Чистые пруды», 2004. – (Библиотечка
«Первого
сентября»,
серия
«Спорт
в
школе»).
–
Режим
доступа: https://my.1september.ru/book. – 06.11.2015г.
3. Верхлин, В.Н. Введение в тему «Баскетбол» в начальной школе :
Методические рекомендации.[Электронный ресурс]/ В.Н. Верхлин. – М. :
Чистые пруды, 2005.– (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в
школе». Вып. 5). – Режим доступа: https://my.1september.ru/book. – 06.11.2015г.
4. Маслюков,
А.В.
Развитие
координационных
способностей
у
школьников.[Электронный ресурс]/ А.В. Маслюков. – М. : Чистые пруды,
2008.– (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 21). –
Режим доступа: https://my.1september.ru/book. – 06.11.2015г.
5. Муратова, Л.В. Суставная гимнастика.[Электронный ресурс]/ Л.В. Муратова.
– М. : Чистые пруды, 2006.– (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт
в школе». Вып. 6(12)). – Режим доступа: https://my.1september.ru/book. –
06.11.2015г.
6. Маслюков,
А.В.
Развитие
координационных
способностей
у
школьников.[Электронный ресурс]/ А.В. Маслюков. – М. : Чистые пруды,
2008.– (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 21). –
Режим доступа: https://my.1september.ru/book. – 06.11.2015г.
7. Арутунян, Т.Г. Школьник – призывник: образовательная программа по
физическому воспитанию.[Электронный ресурс]/ Т.Г. Арутунян. – М. : Чистые
пруды, 2006.– (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып.
1(7)). – Режим доступа: https://my.1september.ru/book. – 06.11.2015г.
8. Семёнов, В.Б. Секция баскетбола в школе:[Электронный ресурс]/ В.Б.
Семёнов. – М. : Чистые пруды, 2010.– (Библиотечка «Первого сентября», серия
13
«Спорт в школе». Вып. 34). – Режим доступа: https://my.1september.ru/book. –
06.11.2015г.
Электронные издания
http://learningapps.org
Сайт с интерактивными развлекательно-познавательными упражнениями по
школьным предметам и не только(категории «Спорт», «ОБЖ»)
http://www.world-sport.org/
Сайт о летних и зимних видах спорта.
http://www.interfiresport.com/ru
Официальный сайт Международной спортивной федерации пожарных и
спасателей
Электронная версия в рамках «Школы цифрового века»: Спорт в школе, ОБЖ;
Классное руководство и воспитание школьников
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию
результатов обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная
аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного
года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и
специальной
физической
подготовке
при
выполнении
контрольных
упражнений.
Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает
зачет в форме контрольной игры в баскетбол.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени
достижения
результатов
обучения
и
получения
сведений
для
совершенствования программы и методов обучения.
Также в конце учебного года все учащиеся группы сдают по общей
физической подготовке контрольно-переводные зачеты.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более
14
высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры
незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Календарные
игры
применяются
с
целью
использования
в
соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических
действий.
Способы проверки ЗУН учащихся:
•
начальная диагностика;
•
промежуточная диагностика;
•
итоговая аттестация.
Формы подведения итогов программы:
•
участие в соревнованиях;
•
участие в олимпиадах;
•
защита творческих работ.
Оценочные диагностические материалы
Формы контроля и оценивания элементов подготовки по основным
разделамучебной дисциплины:
- Нормативы
- Тесты
- Специальная физическая подготовка
- Посещаемость
- Технико-тактическая подготовка
- Овладение приемами
- Участие в соревнованиях во внутрирайонных соревнованиях между
образовательными организациями.
При проведении тестирования по физической подготовке следует
обратить внимание на соблюдение требований инструкции и создания условий
для выполнения упражнений.
Уровень развития специальных физических качеств можно оценить по
показателям быстроты передвижения, динамической силы и прыгучести.
1. Быстрота
передвижения
оценивается
по
времени
пробегания
15
«елочкой» к 6 набивным мячам, расположенным на баскетбольной площадке.
Местом старта служит набивной мяч «А», расположенный за серединой
лицевой линии. В исходном положении высокого старта ступни ног за линией
по команде «Марш!» учащийся касается рукой стартового мяча и начинает
движение к мячу 1. Коснувшись рукой мяча, он возвращается к мячу «А» и
после касания его направляется к мячу 2 и т. д. Учитывается лучший результат
из двух попыток.
2. Динамическую силу оценивается посредством броска набивного мяча
двумя руками из-за головы в прыжке с места. В исходном положении
набивной мяч удерживается двумя руками на уровне пояса. По команде
«Можно!», учащийся из полуприседа взмахом рук с мячом выпрыгивает и
заносит мяч за голову, после чего выполняет бросок. Учитывается лучший
результат, показанный обучающимися, из трех попыток.
3. Прыжки через скакалку (для оценки уровня развития скоростных и
координационных способностей).И.П. – скакалка сзади. Фиксируется
максимальное количество прыжков за 1 минуту в одной попытке. Критерием
служит максимальное количество прыжков.
4. Бег 60 м с высокого старта (для оценки уровня развития скоростных и
координационных способностей) Тестирование проводится на дорожке
стадиона или легкоатлетического манежа. Количество стартующих в забеге
определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу.
Разрешается одна попытка. После 10-15 минутной разминки дается старт.
Критерием, служит минимальное время.
Оценка уровня технической подготовки.
Оценка уровня технико-тактической подготовленности обучающихся
характеризуется качеством освоения основных приемов игры (уровень
сформированных навыков).
1. Передвижение в защитной стойке – игрок, находясь за лицевой
линией, по сигналу начинает перемещение спиной в защитной стойке
в направлении линии штрафного броска, где изменяет направление
16
движения вновь к лицевой линии, а затем в центр площадки, откуда
выполняет заключительный рывок лицом вперед до лицевой линии
под кольцом. Фиксируется общее время (в секундах). Задание
является одинаковым для всех групп занимающихся.
2. Скоростное ведение – игрок, находящийся за лицевой линией, по
сигналу начинает ведение левой рукой в направлении первых «ворот»
(две стойки), переводит мяч на правую руку и проходит внутри
«ворот» и т.д. еще через четверо «ворот», установленных зигзагом
между осевой и боковой линиями площадки; при проходе каждых
последующих «ворот» игрок меняет ведущую руку; пройдя пятые
«ворота», игрок ведет мяч правой рукой и затем выполняет бросок в
движении с 2-х шагов в кольцо также правой рукой, затем снимает
мяч с кольца и начинает движение в обратном направлении при
условии ведения мяча правой рукой, а затем, преодолев последние,
10-е «ворота», выполняет ведение левой рукой и ею же выполняет
бросок по кольцу также с двух шагов. Для групп НП – перевод мяча
выполняется попеременно с одной руки на другую, задание
выполняется в две дистанции, или 4 броска по кольцу. Фиксируется
общее время и количество попаданий мяча в кольцо. В протоколе
отражается время, из которого вычитается по 1 с за каждый
заброшенный мяч.
3. Передачи мяча – игрок стоит лицом к центральному кругу, выполняет
передачу в щит, снимает мяч в высшей точке и левой рукой передает
его партнеру № 1, затем начинает движение к противоположному
кольцу. Получает обратно мяч и передает его партнеру № 2 левой
рукой и т.д.; после передачи от партнера № 3 игрок выполняет атаку
в кольцо, снимает свой мяч и повторяет тот же путь к
противоположному кольцу, отдавая передачи уже правой рукой. Для
групп НП – передачи выполняются одной рукой от плеча, задание
17
выполняется в две дистанции, или 4 броска. Фиксируется общее
время выполнения упражнения и количество попаданий. В протокол
записывается время, с которого снимается по 1 с за каждый
заброшенный мяч.
4. Броски с дистанции. Необходимо
выполнить 10 бросков с 5-ти
указанных точек 2 раза – туда и обратно, фиксируется число попаданий.
Заданное время выполнения – 2 минуты. Фиксируется количество бросков и
заброшенных мячей.
Нормативы по общей физической подготовке:
1. Бег 30 м с высокого старта (для оценки уровня развития скоростных и
координационных способностей). Тестирование проводится на дорожке
стадиона или легкоатлетического манежа. Количество стартующих в забеге
определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу.
Разрешается одна попытка. После 10-15 минутной разминки дается старт.
2. Челночный бег 5х6м (тест на определение координационных
способностей). Участник пробегает дистанцию 30 метров (5х6м), перенося
поочерёдно с линии старта на линию финиша 3 кубика (ребро 7 см).
Разрешается 1 попытка;
3. Прыжок в длину с места. Испытания проводят в специальном
прыжковом секторе, оснащенном необходимым оборудованием. Участник
встает возле линии отталкивания, принимает исходное положение и
выполняет прыжок. Результат определяется по ближайшей к линии
отталкивания отметке (следу), оставленной любой частью тела с точностью до
1 см. Разрешается 3 попытки, в зачет идет лучшая. Результат не засчитывается
в следующих случаях: заступ за линию и ее касание при отталкивании,
отталкивание происходит не двумя ногами одновременно, а поочередно,
прыжок выполнен с подскока.
4. Прыжок в высоту с места – описание выше.
Оценка уровня физических способностей и подготовленности
18
Контрольные упражнения (тесты)
Юноши, девочки
Скоростные качества
Бег на 30 м
(не более 4,9 с)
Бег на 30 м
(не более 5,3 с)
Координация
Челночный бег 5 x 6 м
(не более 10,8 с)
Челночный бег 5 x 6 м
(не более 11 с)
Скоростно-силовые качества
Бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя
(не менее 18 м)
Бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя
(не менее 14 м)
Прыжок в длину с места
(не менее 240 см)
Прыжок в длину с места
(не менее 210 см)
2.3 Методические материалы
Подготовка юного баскетболиста осуществляется путем обучения и
тренировки,
которые
являются
единым
педагогическим
процессом,
направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на
достижение
оптимального
уровня
физического
развития.
Успешное
осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении
принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической,
специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.
19
Успешное
решение
учебно-тренировочных
задач
возможно
при
использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.
Общепедагогические или дидактические методы включают метод
наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при
единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по
отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных
элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного
развития физических качеств.
Спортивные методы включаются: метод непрерывности и цикличности
учебно-тренировочного процесса; метод максимальности и постепенности
повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных
нагрузок;
метод
моделирования
соревновательной
деятельности
в
тренировочном процессе.
Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то
или иное задание необходимо объяснять просто и доходчиво, обязательно
закрепляя объяснения показом наглядного материала и показом приемов
работы.
Практические занятия – основная форма работы с детьми, где умения
закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются и формируются навыки.
Приобретенные
соревновательной
умения
и
навыки
деятельности
в
используются
зависимости
от
воспитанниками
в
сложившихся
и
меняющихся условий.
Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по
отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований
индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого
занимающегося. Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности
обучающихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя
при этом одинаковые требования в плане овладения основой структурой
технического и тактического приема.
В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по
нескольким видам подготовки. Занятие включает
обязательно общую
20
физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На
занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и
морально-волевой подготовке юных спортсменов.
Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего
учебно-тренировочного
процесса.
Все
общеразвивающие,
подготовительные,
Общеразвивающие
и
упражнения
подводящие
подготовительные
упражнения
делятся
и
на
основные.
направлены
преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а
подводящие и основные – на формирование технических навыков и
тактических умений.
В процессе обучения техническим приемам используется сочетание
метода целостного разучивания и
разучивания по частям. Вначале
технический прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и
заключение снова возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе
совершенствования техники происходит формирование тактических умений.
Распределение времени на все разделы работы осуществляется в
соответствии с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с
этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при
разработке текущего планирования.
Методыорганизации и проведения образовательного процесса:
Словесные методы:
Описание
Объяснение
Рассказ
Разбор
Указание
Команды и распоряжения
Подсчёт
Наглядные методы:
Показ упражнений и техники баскетбольных приёмов
21
Использование учебных наглядных пособий
Видиофильмы, DVD, слайды
Жестикуляции
Практические методы:
Метод упражнений
Метод разучивания по частям
Метод разучивания в целом
Соревновательный метод
Игровой метод
Непосредственная помощь тренера-преподавателя.
Основные средства обучения:
Общефизические упражнения
Специальные физические упражнения
Упражнения для изучения техники передвижений, техники и тактики
баскетбола в нападении и защите и совершенствование их в групповых и
командных действиях
Подвижные и подготовительные игры
Игровая практика
2.4 Календарный учебный график
Этапы
образовательного
процесса
Продолжительность
учебного
года, неделя
Количество учебных дней
1 год
34
34
Продолжительность
1
учебных периодов
полугодие
16.09.2024-29.12.2024
2
полугодие
09.01.2025-31.05.2025
22
Возраст детей, лет
10-14
Продолжительность занятия, час
Режим занятия
1
1 раз\нед
Годовая учебная нагрузка, час
34
2.5 Календарный план воспитательной работы
№
Проводимые мероприятия
Сроки
№ п/п
проведения
Беседа о правилах поведения в спортивном
1
Втечениегода
зале.
Проведение
инструктажей
по
технике
безопасности.
2
Организация о взаимопомощи в тренировках
На
каждом
занятии
3
Беседа«Мыиспорт»-охрана здоровья.
В течение года
4
Организация минуты отдыха на учебных
На
занятиях
каждом
занятии
5
Культурно-массовые мероприятия
В течение года
6
Участие в соревнованиях
В течение года
7
Представление
достижений,
В течение года
результатов,способностей
Учащихся родителям, педагогам, сверстникам.
88
Беседы о правилах личной гигиены
В течении года
23
Список литературы
1.Любомирский
Л.И.
Физическая
культура:
уч.пособие.
М.:
Изд-во
«Просвещение»,2022.
2. Лях Г.Б. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов:уч. пособие для
учителя.М.:Изд-во «Просвещение», 2021.
3. Палтикевич Г.И. Физическая культура: баскетбол: учебное пособие. М.:
Издательский центр «Академия», 2022.
4. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры: уч.пособие.
М.: Изд-во ФиС, 2023.
5. Железняк Ю.Д.
Общая педагогика физической культуры и спорта:
уч.пособие.М.:Издательский дом «Форум», 2023.
24