Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Волшебная бумага

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы. Программа "Волшебная бумага" вводит
ребенка

в

удивительный

мир

творчества,

и

с

помощью

такого

вида

художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность
поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных,
художественно-конструкторских

способностей,

нестандартного

мышления,

творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан,
способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной,
чем

художественное

творчество,

жизненной

ситуации,

в

любой

сфере

деятельности, распространяя ее на отношения с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима
(легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять
придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только
забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы
(закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только
увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить
свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее
поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с
приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных
изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебноисследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и
воспринимать чужую точку зрения.
Направленность программы: художественная.
Язык реализации программы: государственный язык РФ - русский.
Уровень освоения: стартовый.
2

Отличительными особенностями программы является доступность и
простота использованного материала. Бумага, как материал для детского
творчества, легка в обработке. Способность бумаги сохранять придаваемую ей
форму
- позволяет 3 делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для
повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки
под карандаши, пеналы и т.д.). Работа в технике айрис - фолдинг имеет огромное
значение в развитии конструктивного мышления детей. Любая работа с бумагой
- складывание, вырезание, плетение - не только увлекательная, но и
познавательная деятельность.
Программа разработана с учётом специфики образовательного учреждения
на основе нормативных документов:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г.
№ 1726-р;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ;
- Постановления Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 Об
утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
- Устава Учреждения, другими локальными актами.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей 8-10 лет МОБУ Струговская ООШ.
Состав учебной группы - постоянный.
В объединение принимаются дети без конкурсного отбора.
3

Особенности организации образовательного процесса
Срок освоения программы – 1 год. Объём программы – 34 ч.
Учебная нагрузка (в неделю) – 1 академический час.
Продолжительность академического часа – 45 минут.
Количество человек в группе 10-20.
Формы обучения – очная. Совместное взаимодействие педагога, ребенка и
семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации
способностей ребёнка.
Режим занятий
Занятия по общеобразовательной программе дополнительного образования
"Волшебная бумага" на протяжении всего курса обучения проводятся:
для детей 8-10 лет – 1 раз в неделю по 1 академическому часу, в год – 34 ч.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих навыков у детей 8-10 лет МОБУ
Струговская ООШ Октябрьского муниципального округа, посредством обучения
техники квиллинг и оригами.
Задачи программы:
Воспитательные:
 воспитывать интерес к искусству оригами и квиллинга;
 воспитывать

нравственные

качества

(доброжелательность,

коммуникативность, ответственность);
 формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Развивающие:


развивать

внимание,

память,

логическое

и

абстрактное

мышление,

пространственное воображение;


развивать мелкую моторику рук и глазомер;



развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Обучающие:

 познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми
формами оригами;
 формировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать
4

схемы изделий;


обучать различным приемам работы с бумагой;



научить применять знания, полученные на уроках, для создания композиций

с изделиями, выполненными в технике оригами.
1.3 Содержание программы
Учебный план
Количество часов
№
п/п
1

2

Формы
аттестации/контроля

Название раздела, темы
Формирование группы. Беседа
по охране труда. Правила по
технике безопасности.
Волшебные свойства бумаги.
Инструменты и материалы

Всего
1

Теория
1

Практика
0

Беседа

1

1

0

Беседа

3

Знакомство с оригами. Виды
оригами.

5

2

3

Выставка

4

Базовые простые формы.

5

2

3

Выставка

5

Оригами на праздничном столе

1

0

1

Выставка

6

Оригами - почта

3

1

2

Выставка

7

Цветы к празднику

2

0

2

Выставка

8

Модульное оригами

2

0

2

Выставка

9

Выставка работ

2

0

2

Выставка

1

1

0

2

0

2

1

0

1

Выставка

История возникновения
технологии бумагокручения квиллинга. Инструменты и
материалы. Правила по технике
безопасности.
11
Основные формы “капля”,
“треугольник”, “долька”,
“квадрат”, “прямоугольник”.
Конструирование из основных
форм квиллинга.
12
Коллективная работа.
Композиция из цветов.
10

Проект

Беседа

13

Изготовление объёмных
изделий.

5

0

5

Выставка

14

Итоговое занятие

1

0

1

Выставка

15

Оформление выставочных
работ

2

0

2

Выставка

5

ВСЕГО

34

8

26

Содержание учебного плана
Раздел 1. Формирование группы. Беседа по охране труда. Правила по
технике безопасности.
Теория. Знакомство с программой кружка, её целями и возможностями.
Понятие о принципах работы с бумагой и инструментами. Правила поведения и
соблюдение техники безопасности на занятиях кружка.
Раздел 2: Волшебное свойство бумаги. Инструменты и материалы.
Теория. Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги. Знакомство с основными
правилами работы с бумагой и инструментами при выполнении изделий в разной
технике исполнения.
Раздел 3: Знакомство с оригами. Виды оригами.
Теория. История оригами, виды оригами. Термины, принятые в оригами.
Практика. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два
способа).
Раздел 4: Понятие «Базовые формы». Базовые простые формы.
Теория. Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными
приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие
складывание основных базовых форм.
Практика. Складывание изделий на основе простых базовых форм:
«Треугольник»,

«Воздушный

змей",.

«Двойной

треугольника",

«Двойной

квадрат», «Конверт», «Рыба», «Дверь».
Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация)
Раздел 5: Оригами на праздничном столе.
Практика. Складывание приглашений, поздравительных открыток.
Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие:
оформление праздничного стола.
Раздел 6: Оригами - почта.
Теория. Различные виды конвертов для писем
Практика. Складывание конвертов для писем
6

Раздел 7: Цветы к празднику.
Практика. Складывание цветов на основе изученных базовых форм.
Оформление композиций и поздравительных открыток.
Раздел 8: Модульное оригами.
Практика. Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей - модулей.
Раздел 9: Выставка работ.
Практика. Оформление выставок работ учащихся по теме оригами.
Раздел 10: История возникновения технологии бумагокручения квиллинга. Инструменты и материалы. Правила по технике безопасности.
Теория.

История

возникновения

техники

квиллинга.

Инструменты

и

материалы.
Знакомство с правилами техники безопасности. Демонстрация готовых
изделий. Разнообразие бумаги, ее виды, подготовка бумаги к работе.
Раздел 11: Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”,
“квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга.
Практика. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”,
“прямоугольник”.

Конструирование

из

основных

форм

квиллинга.

Техника

изготовления. Примеры различного применения форм.
Раздел 12: Коллективная работа. Композиция из цветов.
Практика.

Коллективная

работа.

Знакомство

с

основным

понятием

“композиция”. Способы и правила её составления. Коллективное составление
композиции из цветов в технике квиллинг.
Раздел 13: Изготовление объёмных изделий.
Практика. Изготовление объёмных игрушек.
Раздел 14: Итоговое занятие.
Практика. Анализ работы за год. Мониторинг учащихся.
Раздел 15. Оформление выставочных работ.
Практика. Оформление выставки «Бумажная фантазия».

1.4 Планируемые результаты
7

Личностные результаты:
- обучающийся будет приобретать ценностные знания о видах рукоделия, в
основе которых лежит бумага.
Метапредметные результаты:
-

обучающийся будет знать первоначальный опыт организации собственной

творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных
учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического
действия,

прогнозирования,

отбора

оптимальных

способов

деятельности,

осуществления контроля и коррекции результатов.
-

обучающийся приобретет опыт работы с простейшими информационными

объектами: рисунком, схемой, видеофрагментами.
Предметные результаты:
В результате обучения учащиеся должны знать:
-

правила, способы, технологии и особенности выполнения изделий в

техниках плетения из газет, модульного оригами, квиллинга.
Учащиеся должны уметь:
-

изготавливать трубочки из газет;

-

выполнять вазы, шкатулки, сувениры в технике плетения из газет;

-

складывать модули;

-

выполнять сувениры в технике модульного оригами;

-

выполнять открытки, панно, шкатулки, сувениры в технике квиллинга.
Раздел № 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы

Материально-техническое

обеспечение

дополнительной

соответствовать

санитарно-гигиеническим

общеобразовательной программы
Кабинет

для

занятий

должен

требованиям. До занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное
проветривание помещения. В процессе обучения воспитанниками и педагогу
необходимо соблюдать правила техники безопасности труда.
Так

же

для

успешной

реализации

материальнотехническое обеспечение:
8

программы

необходимо

• материалы: белая и цветная бумага, картон белый, цветной, шаблоны, простые
и цветные карандаши, фломастеры, клей ПВА, клей - карандаш, декор для работы, и т.
д.
• инструменты: ножницы, линейки, резак для бумаги, макетный нож.
• шкафы для хранения материалов и инструментов.
2.2. Оценочные материалы и формы аттестации
Результативность деятельности обучающихся в творческом объединении
оценивается с помощью следующих методов диагностики:
-

наблюдение;

-

практическое задание.
Инструментарий для оценивания результатов
Форма проведения диагностики - итоговое занятие, которое предполагает

самостоятельный выбор технологии, материала и средств выразительности. Для
получения дополнительной информации осуществляется наблюдение за детьми на
других занятиях.
Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в
соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена
на основе рекомендаций
Каждое задание оценивается по бальной системе:
Высокий уровень - 3 балла;
Средний - 2 балла;
Низкий - 1 балл.
По результатам выполнения всех заданий суммируются баллы и определяется
уровень:
высокий уровень 13-15 баллов,
средний уровень 9-12 баллов, низкий уровень 4-8 баллов.
Диагностическая карта результатов обследований.
1. Знание основных геометрических понятий.
- Высокий уровень - делает самостоятельно.
- Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей.
9

- Низкий уровень - не может сделать.
2.

Умение создавать изделия, пользуясь инструкциями.
- Высокий уровень - делает самостоятельно.
- Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей.
- Низкий уровень - не может сделать.

3.

Творческое развитие:
- Высокий

уровень

-

работы

отличаются

ярко

выраженной

индивидуальностью.
- Средний уровень - работы выполнены по образцу, соответствуют общему
уровню возрастной группы.
- Низкий уровень - явные диспропорции, нарушение цветовой гаммы.
4.

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков:
Оцениваются умения:
- организовать свое рабочее место,
- рационально использовать необходимые материалы,
- аккуратность выполнения работы.
Формы аттестации/контроля

Формами подведения итогов реализации программы являются: самостоятельная
работа, коллективный анализ творческих работ, выставки творческих работ, конкурсы,
разработка и защита творческого проекта. Неотъемлемой частью отслеживания
эффективности реализации дополнительной общеобразовательной дополнительной
общеразвивающей

программы

являются

результаты

психолого-педагогического

мониторинга. Оценочные материалы
Для полноценной реализации программы используются разные виды контроля: текущий
- осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе
занятий;
-

промежуточный

-

праздники, соревнования, конкурсы, проводимые в школе;

-

итоговый
10

- открытые занятия, выставки.
2.3. Методические материалы
Для организации образовательного процесса используются:
Для реализации программы дополнительного образования «Волшебная
бумага» необходимы следующие условия:
• материально-технические

условия:

Рабочий кабинет.
•

Наборы бумаги для занятий.

•

Карандаши, ножницы, клей, линейки и т.п.

•

В качестве дополнительного оборудования - компьютер для просмотра и

работы соответственно с имеющимися Internet- материалами по оригами и квиллинга.
•

методические условия:

•

Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами и квиллинга.

•

Инструкционные карты сборки изделий.

•

Образцы изделий

•

Пояснительные плакаты, схемы и т.п.

•

Тематическая литература

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности:
•

представление коллективного результата группы обучающихся в рамках

одного направления (результаты работы кружка, курса);
•

индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого

обучающегося;
•
по

качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ

направлениям

внеурочной

деятельности

на

основании

суммирования

индивидуальных результатов обучающихся.
Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого
обучающегося используется портфолио - накопительная система оценивания,
характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.
2.4 Календарный учебный график
11

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

34

Количество учебных дней

34

Продолжитель
ность

учебных

1 полугодие

16.09.2024-28.12.2024

2 полугодие

11.01.2025-28.05.2025

периодов
Возраст детей, лет

8-10

Продолжительность занятия, час

1
1 раз\нед

Режим занятия
Годовая учебная нагрузка, час

34

2.5 Календарный план воспитательной работы
№
1

Проводимые мероприятия
Беседа о правилах поведения в кабинете.

'роки проведения
В течение года

Проведение инструктажей по технике безопасности.
Организация взаимопомощи

На каждом занятии

3

Беседа о технике безопасности

На каждом занятии

4

Организация минуты отдыха на учебных занятиях

На каждом занятии

5
6

Проектная деятельность
Участие в конкурсах,

7

собственных конкурсов внутришкольных.
Представление достижений, результатов, способностей

2

так же разработка и проведение

В течение года
В течение года
В течение года

учащихся родителям, педагогам, сверстникам.
8

Беседы о правилах квилинга и оригами

В течение года

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова И., Давыдова М. Поделки из бумаги: Метод-ские пособие «ООО
«ИКЦТ «ЛАДА», 2021.
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами: уч. пособие С-Пб,
«Кристалл», 2022
3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами: справочник. С-Пб:
12

«Кристалл» 2020
4. Сержантова Т.Б./100 праздничных моделей оригами: уч. пособие Москва,
«Айрис Пресс», 2020
5. Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальной школе.
Москва: изд-во «Просвещение», 2021.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».