МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
МКУ «Управление образования Октябрьского муниципального округа»
МОБУ Струговская ООШ
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании педсовета
Директор
________________________
________________________
Вештемова Е.Н.
Протокол №1
от «29» августа2025 г.
Приказ № 59-О
от «29» августа 2025 г.
Рабочая программа
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Адаптивная физическая культура»
(для 4 класса)
Составитель: Вештемова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
Струговка 2025
1
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая
культура» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с нарушением интеллекта
(далее ФАООП УО, вариант (1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и
адресована обучающимся с нарушением интеллекта с учетом реализации
особых образовательных потребностей.
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к
предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью
учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по
учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 4 классе рассчитана
на 34 учебные недели и составляет 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Адаптивная
физическая культура».
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения их к физической культуре, коррекция недостатков
психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных
возможностей, социальной адаптации.
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая
культура» в 4 классе определяет следующие задачи:
‒
формирование элементарных знаний о распорядке дня, личной
гигиене;
‒
формирование
умения
выполнять
комплекс
утренней
гимнастики;
‒
формирование умения подавать команды при сдаче рапорта,
выполнять команды в строю, соблюдать дистанцию при перестроениях;
‒
формирование умения принимать правильную осанку;
‒
формирование умения ходить в различном темпе с различными
исходными положениями рук;
‒
формирование умения перелезать через препятствия и подлезать
под них различными способами в зависимости от высоты;
‒
формирование умения переносить несколько набивных мячей;
‒
формирование умения сохранять равновесие на гимнастической
скамейке в упражнениях с предметами и в парах, выполнять вис на канате,
‒
формирование умения координировать движения рук и ног в
попеременном двухшажном ходе;
‒
формирование умения преодолевать спуск в высокой стойке на
склоне, преодолевать на лыжах дистанцию до 0,8 км;
‒
воспитание
дисциплинированности,
доброжелательного
отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время
выполнения физических упражнений.
2
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Урочные занятия по «Адаптивной физической культуре» осуществляются
при использовании различных методов:
−
формирования знаний (методы слова (информация речевого
воздействия) и методы наглядности (информация перцептивного
воздействия);
−
обучения двигательным действиям (дробление и последовательное
освоение частей целостного упражнения);
−
развития физических качеств и способностей (для развития скоростных
качеств (быстроты) — повторный, игровой, вариативный (контрастный),
сенсорный методы;
−
для развития выносливости — равномерный, переменный, повторный,
игровой методы;
−
для развития координационных способностей- элементы новизны в
изучаемом физическом упражнении (изменение исходного положения,
направления, темпа, усилий, скорости, амплитуды, привычных условий и
др.);
−
симметричные и асимметричные движения;
−
релаксационные упражнения, смена напряжения и расслабления мышц;
−
упражнения на реагирующую способность (сигналы разной
модальности на слуховой и зрительный аппарат);
−
упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (повороты,
наклоны, вращения, внезапные остановки, упражнения на ограниченной,
повышенной или подвижной опоре);
−
упражнения на точность различения мышечных усилий, временных
отрезков и расстояния (использование тренажеров для «прочувствования»
всех параметров движения, предметных или символических ориентиров,
указывающих направление, амплитуду, траекторию, время движения, длину
и количество шагов);
−
упражнения на дифференцировку зрительных и слуховых сигналов по
силе, расстоянию, направлению;
−
воспроизведение заданного ритма движений (под музыку, голос,
хлопки и т. п.);
−
пространственная ориентация на основе кинестетических, тактильных,
зрительных, слуховых ощущений (в зависимости от сохранности сенсорных
систем);
−
упражнения на мелкую моторику кисти (жонглирование предметами,
пальчиковая гимнастика и др.);
−
парные и групповые упражнения, требующие согласованности
совместных действий.
Эффективным методом комплексного развития физических качеств,
координационных способностей, эмоционально-волевой и психической
сферы лиц с ограниченными возможностями являются следующие методы:
3
−
игровой
−
воспитания личности;
−
взаимодействия педагога и обучающихся.
Использование разнообразных средств и методов адаптивной физической
культуры служат стимулятором повышения двигательной активности,
здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в
эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей,
следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что
создает реальные предпосылки социализации.
С учетом каждого региона вместо лыжной подготовки проводятся занятия на
открытом воздухе: гимнастика, легкая атлетика, игры; катание на коньках.
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
1
Знания о физической культуре
В процессе обучения
2
Легкая атлетика
5
3
Гимнастика
7
5
Игры
5
Итого
17
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
‒ принятие, освоение социальной роли обучающегося и мотивирование
на занятие физической культурой, посещение кружков и участие в
спортивно-оздоровительных мероприятиях в школе;
‒ сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в соревновательной и игровой деятельности;
‒ проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.
Уровни достижения
предметных результатов по учебному предмету «Адаптивная
физическая культура» на конец 4 класса
Предметные результаты
минимальный уровень
• иметь представления о физической культуре как средстве укрепления
здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством
учителя;
• знать основные правила поведения на уроках физической культуры и
осознанно их применять;
4
• выполнять несложные упражнения по словесной инструкции при
выполнении строевых команд;
• иметь представления о двигательных действиях;
• знать основные строевые команды;
• производить подсчёт при выполнении общеразвивающих
упражнений;
• ходить в различном темпе с различными исходными положениями;
• взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении
подвижных игр, элементов соревнований;
• участвовать в подвижных играх и эстафетах под руководством
учителя;
• знать правила бережного обращения с инвентарём и оборудованием;
• соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в
физкультурно-спортивных мероприятиях.
достаточный уровень
• практически осваивать элементы гимнастики, лёгкой атлетики,
лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов
физической культуры;
• самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики;
• владеть комплексами упражнений для формирования правильной
осанки и развития мышц туловища;
• участвовать в оздоровительных занятиях в режиме дня
(физкультминутки);
• выполнять основные двигательные действия в соответствии с
заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
• подавать и выполнять строевые команды, вести подсчёт при
выполнении общеразвивающих упражнений;
• совместно участвовать со сверстниками в подвижных играх и
эстафетах;
• оказывать посильную помощь и поддержку сверстникам в процессе
участия в подвижных играх и соревнованиях;
• знать спортивные традиции своего народа и других народов;
• знать способы использования различного спортивного инвентаря в
основных видах двигательной активности и применять их в практической
деятельности;
• знать правила и технику выполнения двигательных действий,
применять усвоенные правила при выполнении двигательных действий под
руководством учителя;
• знать и применять правила бережного обращения с инвентарём и
оборудованием в повседневной жизни;
• соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в
физкультурно-спортивных мероприятиях.
5
Примерные планируемые результаты формирования базовых учебных
действий (БУД):
Личностные учебные действия:
В учебных и внеучебных ситуациях:
• осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
• способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• положительно относится к окружающей действительности, готов к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
• стоит свое поведение исходя из целостного социально
ориентированного взгляда на мир в единстве его природной и социальной
частей;
• демонстрирует самостоятельность в выполнении учебных заданий,
поручений, договоренностей;
• понимает личную ответственность за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
• готов к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
По собственной инициативе может:
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–
ученик, ученик–класс, учитель−класс);
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
• обращаться за помощью и принимать помощь;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
• сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
• доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
• договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
В знакомых и понятных ситуациях самостоятельно может:
• адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия и действия одноклассников;
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
6
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
Познавательные учебные действия:
По словесной инструкции учителя или предложенной опорной схеме может:
• выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
• устанавливать видо-родовые отношения предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
• читать; писать; выполнять арифметические действия;
•
наблюдать
за
предметами
и
явлениями
окружающей
действительности;
• работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и
электронных и других носителях).
7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
предмета
Кол-во Программное
часов содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Легкая атлетика– 5 часов
1
Предупреждение
1
травм
во
время
занятий.
Ходьба в медленном,
среднем
темпе,
в
полуприседе,
с
различными
положениями рук
Беседа
о
соблюдение
техники безопасности во
время
выполнения
упражнений. Переодевание
в спортивную форму и
обувь на урок. Выполнение
3-4 упражнений утренней
гимнастики. Игра по выбору
детей
Отвечают на вопросы по
прослушанному материалу
с опорой на визуальный
план (с использованием
системы
игровых,
сенсорных
поощрений).
Готовятся
к
уроку,
опираясь
на
образец
выполнения
обучающегося 2 группы.
Участвуют в подвижной
игре по инструкции и
показу учителя
Отвечают на вопросы по
прослушанному материалу
целыми предложениями.
Самостоятельно готовятся
к
уроку.
Выполняют
упражнения по показу
обучающегося. Играют в
подвижную игру после
инструкции учителя
2
Бег с
темпа
Выполнение сдачи рапорта.
Закрепление
выполнения
бега в колонне правильно
держа туловище, работая
руками, ставя стопу на
носок, свободно двигаясь.
Выполнение
общеразвивающих
упражнений со скакалкой.
Коррекционная игра
Выполняют
строевые
действия по пошаговой/
поэтапной
инструкции
педагога.
Удерживают
правильное
положение
тела во время бега (с
помощью учителя, при
необходимости пошаговая
инструкция
учителя).
Смотрят
образец
выполнения упражнения,
Выполняют по показу
учителя упражнения для
развития переключаемости
движений.
Удерживают
правильное
положение
тела во время бега.
Смотрят
образец
выполнения упражнения,
слушают
инструкцию
учителя,
выполняют
упражнения с предметом.
изменением 1
8
слушают
инструкцию Играют в подвижную игру
учителя,
выполняют после инструкции учителя
упражнения с предметом
по показу. Участвуют в
игре
по
инструкции
учителя
3
Прыжки на месте, с 1
продвижением вперед,
в сторону, назад на
одной ноге
Выполнение
медленного
бега
с
сохранением
правильной
осанки.
Выполнение
общеразвивающих
упражнений
с
малыми
мячами.
Выполнение
прыжков на одной ноге на
месте и с продвижением.
Метание мяча в цель.
Подвижная
игра
с
элементами
бега
и
ведением
и
бросками
волейбольного мяча
Удерживают правильное
положение тела во время
бега
(пооперационный
контроль
выполнения
действий).
Смотрят
образец
выполнения
упражнения,
слушают
инструкцию
учителя,
выполняют упражнения с
предметом по показу.
Осваивают и используют
игровые умения
Удерживают правильное
положение тела во время
бега. Смотрят образец
выполнения упражнения,
слушают
инструкцию
учителя,
выполняют
упражнения с предметом.
Осваивают и используют
игровые умения
4
Прыжки с ноги на 1
ногу до 10-15 м
Выполнение ходьбы на
носках,
на
пятках.
Выполнение бега в среднем
темпе с переходом на
ходьбу.
Выполнение
многоскоков.
Подвижная
игра на передачу мячей в
колоннах
Выполняют
ходьбу
в
умеренном
темпе
на
носках,
на
пятках.
Перепрыгивают с ноги на
ногу
на
отрезках.
Осваивают и используют
игровые умения
Выполняют
ходьбу
в
умеренном
темпе
на
носках,
на
пятках.
Перепрыгивают с ноги на
ногу
на
отрезках.
Осваивают и используют
игровые умения
5
Прыжки
Выполнение
через 1
ходьбы
с Выполняют
ходьбу
с Выполняют
ходьбу
с
9
скакалку на двух, на
одной ноге
различным положением рук.
Выполнение
беговых
упражнений.
Пробегание
под
скакалкой,
перешагивание,
перепрыгивание с одной
ноги
на
другую,
перепрыгивание на двух
ногах
через
медленно
вращающуюся
скакалку
вперед, с промежуточным
подскоком. Подвижная игра
с
элементами
общеразвивающих
упражнений
различным
положением
рук
по
показу
и
инструкции
учителя.
Выполняют прыжки через
скакалку на двух ногах.
Участвуют в игре по
инструкции учителя
различным
положением
рук
по
показу
и
инструкции
учителя.
Выполняют прыжки через
скакалку на двух, на одной
ноге. Играют в подвижную
игру после инструкции
учителя
Гимнастика – 7 часов
6
Повороты «направо», 1
«налево». Ходьба и
бег «змейкой»
Ориентирование в схеме Выполняют по показу
своего
тела. учителя упражнения для
Совершенствование
формирования
функции дыхания во время пространственных
ходьбы и бега
представлений.
Выполняют ходьбу и бег
«змейкой»
Выполняют по показу
учителя упражнения для
формирования
пространственных
представлений.
Выполняют ходьбу и бег
«змейкой»
7
Лазание
по 1
гимнастической
стенке
вверх-вниз
разноименным
способом,
с
одновременной
Выполнение
коррегирующих
упражнений на дыхание.
Выполнение лазания по
гимнастической
стенке
разноименным
способом
Выполняют
коррегирующих
упражнений на дыхание.
Выполняют упражнения в
лазание.
Играют
в
подвижную игру после
Выполняют
коррегирующих
упражнений на дыхание.
Выполняют упражнения в
лазание
на
меньшую
высоту. Участвуют в игре
10
перестановкой руки и
ноги
ставя ноги на каждую рейку по инструкции учителя
или
через
одну.
Коррекционная игра
инструкции учителя
8
Упражнения
гимнастическими
палками
с 1
Выполнение упражнений с
гимнастической
палкой:
удержание гимнастической
палки двумя руками хватом
снизу и сверху, над головой,
на
уровне
лопаток,
перекладывание,
поднимание, подбрасывание
и ловля, перешагивание.
Выполнение ползания на
четвереньках в медленном
темпе по горизонтальной
гимнастической скамейке
Выполняют упражнения с
гимнастической
палкой
после
неоднократного
показа
по
прямому
указанию
учителя.
Выполняют ползание на
четвереньках в медленном
темпе по горизонтальной
гимнастической скамейке
с помощью учителя, по
возможности
Выполняют упражнения с
гимнастической
палкой
после показа учителем.
Выполняют ползание на
четвереньках в медленном
темпе по горизонтальной
гимнастической скамейке
по показу учителя
9
Ходьба с предметом 1
на голове, сохраняя
правильную осанку
Выполнение упражнений с
гимнастической
палкой.
Удержание
в
ходьбе
предмета
на
голове,
сохраняя
правильную
осанку
Выполняют упражнения с
предметом
меньшее
количество повторений.
Выполняют
ходьбу
с
предметом
на
голове,
сохраняя
правильную
осанку
по
прямому
указанию учителя.
Выполняют упражнения с
предметом по инструкции
учителя.
Выполняют
ходьбу с предметом на
голове,
сохраняя
правильную осанку
10
Упражнения
обручем
Построение в шеренгу, Выполняют по показу
колонну, с изменением учителя упражнения для
места
построения, формирования
выполнение ходы и бега пространственных
между
различными представлений с помощью
Выполняют по показу
учителя упражнения для
формирования
пространственных
представлений по показу
с 1
11
ориентирами. Выполнение
упражнений с предметом:
удержание обруча двумя
руками, перекладывание из
одной руки в другую,
выполнение
различных
исходных положений с
обручем в руках, наклоны,
приседания,
прыжки,
переступание
учителя, по возможности. учителя.
Выполняют
Выполняют упражнения с упражнения с предметами
предметами
после после показа учителем
неоднократного показа по
прямому
указанию
учителя
11
Перелезание
через 1
гимнастического
козла, гимнастическое
бревно
Выполнение упражнения в
перелезании с опорой на
грудь
(живот)
через
препятствия.
Подвижная
игра
с
элементами
общеразвивающих
упражнений
Преодолевают
препятствия с помощью
учителя, по возможности.
Участвуют в игре по
инструкции учителя
Преодолевают
препятствия
после
инструкции
учителя.
Играют в подвижную игру
после инструкции учителя
12
Ходьба
по 1
гимнастической
скамейке
прямо,
правым, левым боком
с
различными
положениями рук, с
мячом
в
руках,
бросанием и ловлей
Выполнение
комплекса
упражнений типа зарядки.
Сохранение равновесия на
ограниченной поверхности,
выполняя
передвижения,
двигательные действия с
мячом
Выполняют
комплекс
меньшее
количество
повторений. Выполняют
ходьбу по гимнастической
скамейке прямо, правым,
левым
боком
с
различными положениями
рук после неоднократного
показа
по
прямому
указанию учителя
Выполняют
комплекс
упражнений по показу
учителя.
Выполняют
ходьбу по гимнастической
скамейке прямо, правым,
левым
боком
с
различными положениями
рук самостоятельно
Игры – 5 часов
13
Игры
с
элементами 1
Подвижные
игры
на Выполняют
Выполняют
12
корригирующих
упражнений:
«Ловишки-хвостики»,
«Салки»
выполнение упражнений в
беге
в
различных
направлениях, на скорость
не наталкиваясь, друг на
друга, выполнение действий
по сигналу и согласно
правилам
игры.
Выполнение
общеразвивающих
упражнений
с
малыми
мячами.
Выполнение
ходьбы
по
двум
параллельно поставленным
гимнастическим скамейкам.
общеразвивающие
упражнения с предметами
меньшее
количество
повторений. Выполняют
ходьбу
по
двум
параллельно
поставленным
гимнастическим
скамейкам с помощью
педагога. Участвуют в
различных видах игр по
инструкции и по показу
учителя, ориентируясь на
поэтапный
показ
отдельных действий (при
необходимости,
повторный
показ,
дополнительная
индивидуальная
инструкция учителя)
общеразвивающие
упражнения с предметами.
Выполняют ходьбу по
двум
параллельно
поставленным
гимнастическим
скамейкам. Участвуют в
различных
видах
игр
после инструкции и показа
учителя
14
Игры на развитие 1
внимания,
памяти,
точности движений:
«Школа мяча»
Выполнение упражнений со
скакалкой. Бросание и ловля
мяча из разных положений,
двумя руками, правой и
левой рукой. Выполнение
прыжков через скакалку на
двух ногах.
Выполняют упражнения
со
скакалкой
по
возможности. Осваивают и
используют
игровые
умения.
Осваивают
прыжки через скакалку по
возможности
Выполняют упражнения
со скакалкой по показу
учителя. Осваивают и
используют
игровые
умения. Прыгают через
скакалку на двух ногах
15
Бросок мяча через 1
сетку одной рукой и
ловля двумя руками
Выполнение упражнений на Выполняют упражнения Выполняют упражнения
развитие мышц кистей рук на развитие мышц кистей на развитие мышц кистей
и
пальцев.
Освоение рук
и
пальцев
(по рук и пальцев. Выполняют
13
после подачи
перемещений на площадке
игроков
в
пионерболе.
Выполнение бросков мяча
через сетку одной рукой и
ловля двумя руками после
подачи
возможности). Выполняют
перемещения на площадке
с
помощью
педагога.
Осваивают и используют
игровые умения
перемещения
на
площадке. Осваивают и
используют
игровые
умения
16
Игры с элементами 1
общеразвивающих и
корригирующих
упражнений: «Фигур»,
«Светофор»
Выполнение ходьбы со
сменой положения рук.
Выполнение
упражнений
для
укрепления
голеностопных суставов и
стоп. Подвижные игры на
освоение основных цветов,
выполнение действий по
сигналу
учителя,
выполнение перебежек
Выполняют ходьбу со
сменой положения рук под
контролем
учителя.
Выполняют упражнения
наименьшее
количество
раз.
Участвуют
в
различных видах игр по
инструкции и по показу
учителя, ориентируясь на
поэтапный
показ
отдельных действий (при
необходимости,
повторный
показ,
дополнительная
индивидуальная
инструкция учителя)
Выполняют ходьбу со
сменой положения рук по
показу
учителя.
Выполняют упражнения
по инструкции и показу
учителя. Участвуют в
различных
видах
игр
после инструкции и показа
учителя
17
Игры с метанием мяча 1
«Подвижная
цель»,
«Обгони мяч»
Ходьба
с
хлопками.
Выполнение упражнений с
волейбольным
мячом.
Подвижные
игры
на
выполнение передачи –
ловли мяча,
согласование
свои действия с действиями
других
игроков,
Выполняют
ходьбу,
ориентируясь на образец
выполнения
учителем.
Выполняют
5-6
упражнения
с
мячом.
Осваивают и используют
игровые умения
Выполняют ходьбу по
показу
учителя.
Выполняют упражнения
по инструкции учителя.
Осваивают и используют
игровые умения
14
соизмерение
бросков
расстоянием до цели
с
15