Программа «Русский язык» 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
МКУ «Управление образования Октябрьского муниципального округа»
МОБУ Струговская ООШ

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании педсовета

Директор

________________________

________________________
Вештемова Е.Н.

Протокол №1
от «29» августа2025 г.

Приказ № 59-О
от «29» августа 2025 г.

Рабочая программа
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Русский язык»
(для 4 класса)
Составитель: Вештемова Елена Николаевна,
учитель начальных классов

Струговка 2025
1

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с нарушением интеллекта (далее ФАООП УО,
вариант (1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и адресована обучающимся с
нарушением интеллекта с учетом реализации особых образовательных
потребностей.
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области
«Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Русский язык» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68
часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Русский язык».
Цель обучения – овладение обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) элементарными знаниями по русскому
языку, воспитание интереса к родному языку.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 4 классе
определяет следующие задачи:
‒
обучение правильному построению и употреблению в речи
простых предложений;
‒
обучение связной устной речи и первоначальным навыкам
связной письменной речи;
‒
формирование практически значимых орфографических и
пунктуационных умений и навыков;
‒
развитие произносительной стороны речи;
‒
формирование первоначальных языковых обобщений и
познавательного интереса к языку.
‒
уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение русскому языку в 4 классе носит практическую направленность и
тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного
материала используется разноуровневый подход к учебным возможностям
обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации
обучающихся в обществе.
В 4 классе овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих
согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не
на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления
ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с
согласными перед гласными.
2

В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные
разряды слов: названия предметов, действий и признаков, родственные
слова. Цель таких упражнений: обогащать словарь обучающихся данными
разрядами слов в контексте определённых тем, научить употреблять в речи
слова в различных формах в зависимости от их связи с другими словами,
составлять словосочетания и предложения.
Эта тема занимает в программе особое место, поскольку предложение
является минимальной единицей коммуникативного уровня. В процессе
выполнения практических упражнений обучающиеся знакомятся с
некоторыми признаками предложения: законченность мысли, связь слов в
предложении, порядок слов. На этом этапе выполняются разнообразные
упражнения в распространении и составлении предложений на основе
действий, по картинкам, вопросу, графическому изображению,проводится
работа с деформированным предложением. Знакомясь с порядком слов в
предложении, обучающиеся узнают и о вариативности этого порядка. В этой
теме даются также знания об интонационном разнообразии предложений и
их пунктуационном оформлении.
В 4 классе особое внимание уделяется формированию у обучающихся
навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать
свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны.
Продолжается работа с деформированным текстом. Обучающиеся учатся
писать небольшое изложение под руководством учителя; делают описание
картин по коллективно составленному плану; учатся оформлять деловые
бумаги: письмо адреса на конверте.
Внимание к чёткому и аккуратному письму должно иметь место на каждом
уроке. На минутке чистописания закрепляется правильное написание
строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление
графических ошибок при списывании с рукописного и печатного текстов.
№ п/п

Название раздела, темы

Количество Контрольные
часов
работы

1

Повторение

5

2

Звуки и буквы

34

2

3

Слово

18

1

4

Предложение

6

1

5

Повторение

5

Итого

68

4

3

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты
‒ осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину, русский язык
‒ осознание языка как основного средства человеческого общения,
понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
‒ установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям на уроках русского языка.
Уровни достижения
предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» на
конец 4 класса
Предметные результаты
минимальный уровень
• различать гласные и согласные звуки и буквы; ударные и безударные
гласные звуки; оппозиционные согласные по звонкости-глухости, твердостимягкости;
• делить слова на слоги для переноса;
• списывать по слогам и целыми словами с рукописного и печатного
текстов с орфографическим проговариванием;
• записывать под диктовку слова и короткие предложения (2 - 4 слова)
с изученными орфограммами;
• обозначать мягкость и твердость согласных звуков на письме
гласными буквами и буквой
• дифференцировать и подбирать слова, обозначающие предметы,
действия, признаки;
• составлять предложения, восстанавливая в них нарушенный порядок
слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
• выделять из текста предложения на заданную тему;
• участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
достаточный уровень
• различать звуки и буквы;
• уметь дать характеристику гласных и согласных звуков с опорой на
образец и опорную схему;
• списывать рукописного и печатного текста целыми словами с
орфографическим проговариванием;
• записывать под диктовку текст, включающий слова с изученными
орфограммами (30 - 35 слов);
• дифференцировать и подбирать слова различных категорий по
вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и
признаков предметов);

4

• составлять и распространять предложение, устанавливать связи
между словами с помощью учителя, уметь ставить знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
• делить текст на предложения;
• выделять тему текста (о чем идет речь), выбирать один заголовка из
нескольких, подходящий по смыслу;
• самостоятельно записывать 3 - 4 предложения из составленного
текста после его анализа.
Примерные планируемые результаты формирования базовых учебных
действий (БУД):
Личностные учебные действия:
В учебных и внеучебных ситуациях:
• осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
• способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• положительно относится к окружающей действительности, готов к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
• стоит свое поведение исходя из целостного социально
ориентированного взгляда на мир в единстве его природной и социальной
частей;
• демонстрирует самостоятельность в выполнении учебных заданий,
поручений, договоренностей;
• понимает личную ответственность за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
• готов к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
По собственной инициативе может:
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–
ученик, ученик–класс, учитель−класс);
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
• обращаться за помощью и принимать помощь;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
• сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
• доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
• договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
5

В знакомых и понятных ситуациях самостоятельно может:
• адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия и действия одноклассников;
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
Познавательные учебные действия:
По словесной инструкции учителя или предложенной опорной схеме может:
• выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
• устанавливать видо-родовые отношения предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
• читать; писать; выполнять арифметические действия;
•
наблюдать
за
предметами
и
явлениями
окружающей
действительности;
• работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и
электронных и других носителях).

6

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема предмета

Кол- Программное содержание
во
часов

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Повторение – 5 часов
1

2

3

Предложение.
Выделение
его
текста

Предложение
законченное
незаконченное

1

Различение набора слов и
предложения.
Определение
количества предложений в
тексте.
Повторение
и
закрепление правил записи
предложения.
Выделение
границ предложения в тексте.
Запись предложений в тетрадь

Отвечают
на
вопросы.
Составляют предложения по
сюжетной
(предметной)
картинке
с
помощью
наводящих вопросов учителя.
Определяют
количество
предложений в тексте после
предварительного
разбора.
Списывают предложения

Отвечают
на
вопросы.
Составляют
грамматически
правильно
оформленные
предложения по сюжетной
(предметной)
картинке.
Находят
границы
предложений
в
тексте,
записанном без деления на
предложения.
Определяют
количество предложений в
тексте.
Записывают
предложения в тетрадь

1

Минутка
чистописания.
Законченное и незаконченное
предложение;
завершение
предложений
с
помощью
картинки. Запись предложений
в тетрадь

Читают правила оформления
предложения.
Находят
в
тексте
законченное
предложение.
Составляют
законченное
предложения,
используя
картинки.
Списывают предложения

Закрепляют
правила
оформления
предложения.
Различают
предложение
законченное и незаконченное.
Составляют
законченное
предложения,
используя
картинки
и
слова.
Записывают предложения в
тетрадь

из

и

Завершение начатого 1
предложения

Минутка
Упражнения

чистописания. Читают правила оформления Закрепляют
в завершении предложения.
Составляют оформления

правила
предложения.
7

начатого
предложения начатое предложение из слов. Умеют заканчивать мысль в
подходящими
по
смыслу Списывают предложения в предложениях с опорой на
словами. Запись предложений тетрадь
сюжетную
картинку.
Записывают предложения
4

Предложение и его 1
схема. Распространение
предложений

Повторение
правил
оформления предложений в
письменной речи. Различение
распространённого
и
нераспространённого
предложений; распространять
предложения
с
помощью
схемы. Повторение правил
построения
схемы
предложения.
Списывание
предложений
с
печатного
текста

Называют
правила
оформления предложения с
опорой
на
наглядность.
Различают распространённое
и
нераспространённое
предложения. Строят схему
предложения с помощью
учителя.
Списывают
предложения с печатного
текста

Называют
правила
оформления
предложения.
Сравнивают
предложения
нераспространённое
и
распространённое
(без
использования
терминов).
Распространяют предложения
с
помощью
предметных
картинок, вопросов и схем.
Чертят схему предложения.
Списывают предложения с
печатного текста

5

Порядок
слов
предложении

Упражнения
в
умении
правильно
расставлять
порядок слов в предложении;
восстановлении нарушенного
порядка слов в предложении.
Повторение
правил
оформления предложений в
письменной
речи.
Комментированное письмо с
соблюдением правил записи
предложения

Называют
правила
оформления предложения с
опорой
на
наглядность.
Восстанавливают
нарушенный порядок слов в
предложении.
Записывают
предложения по образцу.
Выполняют
комментированное письмо с
соблюдением правил записи
предложения с опорой на
схему

Называют
правила
оформления
предложения.
Восстанавливают
нарушенный порядок слов в
предложении.
Обсуждают
варианты
выполнения
предложенного
задания.
Выполняют
комментированное письмо с
соблюдением правил записи
предложения

в 1

Звуки и буквы – 34 часа
8

1

Алфавит.
1
Расположение слов по
алфавиту

Порядок букв в русском
алфавите.
Упражнение
в
правильном
чтении
букв
алфавита.
Упражнения
в
расположение
слов
в
алфавитном порядке. Запись
слов в алфавитном порядке

Различают звуки и буквы.
Называют буквы правильно и
располагают их в алфавитном
порядке. Записывают слова в
алфавитном порядке с опорой
на картинный алфавит

Правильно называют порядок
букв в алфавите. Пользуются
орфографическим словарём,
чтобы расположить слова в
алфавитном порядке. Находят
ошибки в расположении слов
по алфавиту. Записывают
слова в алфавитном порядке

2

Гласные и согласные 1
звуки. Гласные звуки и
буквы.
Соотнесение
количества
гласных
звуков и слогов в слове

Упражнения на обозначение
звуков с помощью букв.
Произношение
гласных
и
согласных звуков, их различие.
Выделение в словах гласных и
согласных звуков. Запись слов
в тетрадь, деление слов на
слоги, выделение гласных

Различают
гласные
и
согласные звуки и буквы на
слух. Выделяют гласные и
согласные звуки в словах с
опорой на схемы звукового
анализа слова. Называют
буквы алфавита с опорой на
дидактический
материал.
Делят слова на слоги с
помощью
учителя.
Записывают слова в тетрадь

Различают
гласные
и
согласные звуки и буквы.
Определяют роль гласных в
образовании слогов. Делят
слова на слоги и выделяют
гласные. Записывают слова в
тетрадь

3

Ударные и безударные 1
гласные.
Различение
ударных и безударных
гласных

Минутка
чистописания.
Знакомство с правилом одного
ударного гласного в слове.
Упражнения
в
выделении
ударного
гласного
звука
голосом.
Упражнения
в
определении
ударных
и
безударных слогов. Запись в
тетрадь слов - родственников,
расстановка
ударений,
выделение
безударных

Выделяют голосом ударный
гласный в слове. Различают
ударные
и
безударные
гласные звуки с помощью
учителя.
Называют
безударные гласные звуки.
Записывают
словародственники
в
тетрадь,
расставляют
ударения
и
выделяют
безударные
гласные с помощью учителя.

Выделяют голосом ударный
гласный
звук
в
слове.
Различают
ударные
и
безударные
гласные.
Наблюдают за соотнесением
звука и буквы под ударением
и
несоответствием
в
безударном
положении.
Записывают
словародственники
в
тетрадь,
расставляют
ударения
и
9

гласных. Чтение текста
запись его в тетрадь.

и Читают текст с опорой на
картинки Записывают его в
тетрадь и подбирают слова к
схемам с помощью учителя

выделяют
безударные
гласные. Читают текст и
записывают его в тетрадь,
подбирают слова к схемам

4

Правописание
1
безударных
гласных.
Одинаковое написание
гласных в ударной и
безударной позиции

Минутка
чистописания.
Наблюдение за гласными в
слове в ударной и безударной
позициях. Запись слов в
тетрадь, выделение гласных
красным цветом, постановка
ударения

Выделяют голосом ударный
гласный в слове. Правильно
ставят ударение в словах с
помощью опорных схем.
Записывают слова в тетрадь,
выделяют ударную гласную с
помощью учителя

Правильно ставят ударение в
словах.
Наблюдают
за
гласными в слове в ударной и
безударной
позициях.
Сравнивают произношение и
обозначение
на
письме
ударных
и
безударных
гласных звуков. Записывают
слова в тетрадь, выделяют
ударную гласную

5

Проверка безударной 1
гласной в слове

Работа
над
словарными
словами.
Составляют
словосочетания и предложения
с
данными
словами.
Выделение голосом ударного
гласного в слове, постановка
знака
ударения.
Подбор
проверочного
слова,
постановка ударения в слове

Делят словарные слова на
слоги, ставят ударение и
выделяют трудную букву с
помощью
учителя.
Составляют словосочетания и
предложения с опорой на
картинки. Выделяют голосом
ударный гласный звук в слове
с помощью учителя. Ставят
ударение в словах с помощью
учителя.
Тренируются
в
подборе проверочного слова и
постановки ударения в слове

Делят словарные слова на
слоги, ставят ударение и
выделяют трудную букву.
Составляют словосочетания и
предложения. Делают вывод о
необходимости
проверки
безударного гласного в слове.
Проверяют
безударный
гласный
звук
в
слове.
Выполняют
проверку
безударных
гласных
по
данному образцу рассуждения

6

Проверяемые
непроверяемые

Минутка
чистописания. Делят словарные слова на Делят словарные слова на
Ознакомление со словарными слоги, ставят ударение и слоги, ставят ударение и

и 1

10

безударные гласные

словами: «Россия», «родина»,
обозначение
ударения,
указание количества слогов,
выделение трудной буквы.
Выделение проверяемых и
непроверяемых
безударных
гласных. Работа по учебнику:
выделение слов с безударными
проверяемыми
и
непроверяемыми
гласными.
Запись слов в тетради по
образцу

выделяют трудную букву с
помощью
учителя.
Составляют словосочетания и
предложения с опорой на
картинки.
Различают
проверяемые
и
непроверяемые орфограммы с
помощью учителя. Выделяют
слова
с
безударными
проверяемыми
и
непроверяемыми
гласными
после
предварительного
разбора. Записывают слова по
образцу

выделяют трудную букву.
Составляют словосочетания и
предложения.
Различают
проверяемые
и
непроверяемые орфограммы.
Выделяют
слова
с
безударными проверяемыми и
непроверяемыми гласными.
Приводят примеры слов с
проверяемыми
и
непроверяемыми
безударными
гласными.
Записывают слова по образцу

7

Входная контрольная 1
работа
(диктант
с
грамматическим
заданием)

Чтение и разбор текста. Беседа.
Повторение основных правил.
Запись диктанта на слух.
Выполнение грамматических
заданий. Проверка работы
самостоятельно

Повторяют основные правила
с
опорой
на
памятки.
Выполняют
списывание
текста по теме. Выполняют
грамматические
задания:
подбирают
проверочные
слова; определяют количество
звуков и букв с помощью
наводящих вопросов учителя.
Осуществляют самоконтроль

Повторяют
основные
правила. Пишут текст под
диктовку по заданной теме.
Выполняют грамматические
задания:
подбирают
проверочные
слова;
определяют
количество
звуков и букв. Осуществляют
самоконтроль

8

Твёрдые
и
мягкие 1
согласные. Различение
твердых
и
мягких
согласных
перед
гласными

Работа со слогами и словами с
использованием
схем:
выделение
и
называние
твёрдых и мягких согласных.
Упражнения в различении
твёрдости
и
мягкости

Различают на слух твёрдые и
мягкие согласные. Выделяют
и называют с использованием
схем твердые и мягкие
согласные звуки в словах.
Записывают слоги, слова,

Различают на слух твёрдые и
мягкие согласные, правильно
обозначают
их
соответствующими гласными
буквами.
Выделяют
и
называют твердые и мягкие
11

согласных звуков по гласным
буквам.
Дополнение
предложений пропущенными
словами. Запись предложений
в тетрадь

выделяя твердые и мягкие
согласные
с
помощью
учителя.
Списывают
предложения с печатного
текста

согласные звуки в словах.
Записывают слоги, слова,
выделяя твердые и мягкие
согласные.
Списывают
предложения с печатного
текста

Обозначение мягкости 1
согласных на письме
буквами И, Е, Ё, Ю, Я

Словарная работа «Словарные
слова с «трудной» буквой Е»,
выделение буквы Е в словах.
Записывание словосочетаний и
предложений со словарными
словами. Сравнение написания
слогов с твёрдым и мягким
согласными.
Повторение
правила о твёрдых и мягких
согласных. Упражнения в
написании слов с буквами И,
Е, Ё, Ю, Я после согласных.
Запись в тетрадь предложений
с
выбором
гласной,
обозначение
мягкости
согласных звуков.

Списывают словарные слова с
«трудной» буквой Е в
тетрадь, выделяют букву Е в
словах.
Составляют
словосочетания
со
словарными
словами
и
записывают их в тетрадь с
помощью учителя. Повторяют
правила о твёрдых и мягких
согласных. Различают на слух
и выделяют буквы И, Е, Ё, Ю,
Я в словах. Пишут слова
после
предварительного
звуко-буквенного анализа с
помощью учителя

Записывают словарные слова
с «трудной» буквой Е в
тетрадь
под
диктовку,
выделяют букву Е в словах.
Составляют предложения со
словарными
словами
и
записывают их в тетрадь.
Повторяют правила о твёрдых
и
мягких
согласных.
Составляют пары из слогов с
твердыми
и
мягкими
согласными
звуками.
Приводят примеры пар слов
на
каждый
случай
дифференциации.
Записывают
предложения,
обозначают
мягкость
согласных

10 Буква мягкий знак Ь на 1
конце и в середине
слова

Словарная работа «Словарные
слова в ребусах», составление
слов
по
частям,
запись
отгаданных слов в тетрадь.
Составление словосочетания и
предложения
с
данными

Отгадывают
ребусы,
составляют словарные слова и
записывают их в тетрадь с
помощью
учителя.
Составляют словосочетания и
предложения
с
данными

Отгадывают
ребусы,
составляют словарные слова и
записывают их в тетрадь.
Составляют предложения с
данными словами. Повторяют
правило о твёрдых и мягких

9

12

словами. Повторение правила
о твёрдых и мягких согласных.
Упражнения в подборе слов к
схемам.
Упражнения
в
написании слов с мягким
знаком на конце и в середине
слова. Запись слов в тетради,
обозначение
мягкости
согласных на конце и в
середине слова буквой мягкий
знак

словами
по
опорным
картинкам.
Повторяют
правило о твёрдых и мягких
согласных. Различают на слух
твёрдые и мягкие согласные в
середине слова. Упражняются
в написании слов с мягким
знаком на конце и в середине
слова с опорой на картинный
материал

согласных. Различают на слух
твёрдые и мягкие согласные в
середине слова. Обозначают
мягкость согласных звуков на
письме буквой мягкий знак на
конце и в середине слова.
Подбирают слова к схемам.
Пишут слова с мягким знаком
на конце и в середине слова

11 Буква мягкий знак Ь на 1
конце и в середине
слова

Ознакомление со значением
словарного
слова:
вдруг,
обозначение
ударения,
указание количества слогов.
Составление словосочетаний и
предложений со словарным
словом. Повторение правила о
твёрдых и мягких согласных.
Упражнения в подборе слов к
схемам. Запись слов с буквой
мягкий знак на конце и в
середине слова. Обозначение
мягкости согласных в середине
и конце слова буквой мягкий
знак

Знакомятся со значением
словарного слова «вдруг».
Составляют словосочетание и
предложения
с
данным
словом,
по
опорным
картинкам. Различают на слух
твёрдые и мягкие согласные в
середине слова. Подбирают
слова к схемам. Пишут слова
с мягким знаком на конце и в
середине слова с опорой на
картинку

Знакомятся со значением
словарного слова «вдруг».
Составляют словосочетание и
предложения
с
данным
словом. Различают на слух
твёрдые и мягкие согласные в
середине слова. Подбирают
слова к схемам. Обозначают
мягкость согласных звуков на
письме буквой мягкий знак на
конце и в середине слова.
Записывают слова с буквой
мягкий знак на конце и в
середине слова на слух

12 Различение твердых и 1
мягких согласных

Минутка
чистописания.
Подбор мягких или твёрдых
пропущенных согласных в
слове. Подбор слов к схемам.

Закрепляют
правило
правописания
твердых
и
мягких
согласных
с
использованием
памятки.

Закрепляют
правило
правописания
твердых
и
мягких согласных. Различают
на слух и четко произносят
13

Объяснение написания слов.
Запись
слов
в
тетради.
Обозначение мягких и твердых
согласных

Различают на слух и четко
произносят твёрдые и мягкие
согласные
в
словах
с
помощью
учителя.
Подбирают слова к схемам.
Записывают
слова
после
предварительного разбора

твёрдые и мягкие согласные в
словах. Подбирают слова к
схемам.
Объясняют
написания
слов.
Упражняются в написании
твердых и мягких согласных в
заданиях учебника

13 Контрольное
1
списывание по теме:
«Различение твердых и
мягких согласных»

Чтение и разбор текста. Беседа.
Повторение основных правил.
Списывание
текста.
Обозначение мягких и твердых
согласных

Повторяют основные правила
с
опорой
на
памятки.
Списывают текст с печатного
текста,
вставляя
пропущенные буквы после
предварительного разбора

Повторяют
основные
правила. Списывают текста.
Обозначают
мягких
и
твердых согласные

14 Написание
ЖИ-ШИ, 1
ЧА-ЩА,
ЧУ-ЩУв
словах.Активизация
словаря по теме

Составление слов из слогов с
шипящими
согласными.
Упражнения в распознавании
шипящих согласных. Правило
правописания
слов
с
сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ. Изменение слов
по
образцу,
составление
предложений
с
данными
словами.
Запись слов с
гласными, после согласных

Называют
шипящие
согласные. Составляют слова
из слогов с шипящими
согласными
с
помощью
учителя. Закрепляют правило
правописания
слов
с
шипящими с опорой на
памятку. Пишут сочетания с
шипящими согласными в
словах. Изменяют слова по
образцу,
составляют
словосочетания с данными
словами.

Называют
шипящие
согласные. Упражняются в
распознавании
шипящих
согласных. Составляют слова
из слогов с шипящими
согласными.
Закрепляют
правило правописания слов с
шипящими.
Применяют
правило правописания слов с
сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ на письме.
Пишут слова с шипящими
согласными.

15 Написание
ЧА-ЩА,
словах

Ознакомление со словарным Знакомятся со словарным Знакомятся со словарным
словом: спасибо, обозначение словом: спасибо, обозначают словом: спасибо, обозначают
ударения, указание количества ударения,
определяют ударения,
определяют

ЖИ-ШИ, 1
ЧУ-ЩУв

14

слогов.
Составление
словосочетаний
и
предложений.
Повторение
шипящих согласных: ж, ш, ч,
щ,
их
характеристика.
Повторение
правила
правописания слов с ЖИ-ШИ,
ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Упражнения
в
написании
слов
с
сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ

количество слогов с помощью
учителя.
Составляют
словосочетания
и
предложения
с
данными
словами
с
опорой
на
картинки.
Называют
шипящие
согласные.
Составляют слова из слогов с
шипящими согласными с
помощью учителя. Пишут
сочетания
с
шипящими
согласными в словах

количество
слогов.
Составляют словосочетания и
предложения
с
данными
словами. Выделяют сочетания
букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУЩУ в словах. Делают выводы
о правильности написания
данных сочетаний в словах.
Упражняются в написании
слов
с
шипящими
согласными. Изменяют слова
по
образцу,
составляют
предложения
с
данными
словами

16 Написание
ЖИ-ШИ, 1
ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в
словах

Повторение
шипящих
согласных: ж, ш, ч, щ, их
характеристика.
Повторение
правила правописания слов с
сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ. Написание слов
с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ. Выборочный
диктант слов с сочетанием
ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Называют
шипящие
согласные. Составляют слова
из слогов с шипящими
согласными
с
помощью
учителя. Пишут сочетания с
шипящими согласными в
словах. Выбирают слова из
прочитанного
текста
и
записывают их

Выделяют сочетания букв
ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в
словах. Делают выводы о
правильности
написания
данных сочетаний в словах.
Упражняются в написании
слов
с
шипящими
согласными.
Записывают
слова
из
прослушанного
текста
и
подчеркивают
звукосочетания

17 Различение
правил 1
правописания в словах

Упражнения в распознавании
сочетаний: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,
ЧУ-ЩУ. Нахождении слов в
соответствии
со
схемой,
объяснение написаний этих

Называют
шипящие
согласные. Пишут сочетания
с шипящими согласными в
словах.
Упражняются
в
нахождении
слов
в

Называют
шипящие
согласные.
Различают
правила
правописания
сочетания букв ЖИ-ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ в словах.
15

слов. Написание слов с
непроверяемой гласной, с
безударной
гласной,
проверяемой ударением, с
мягким знаком на конце и в
середине слова.

соответствии
со
схемой.
Составляют предложения с
помощью
наводящих
вопросов.
Записывают
предложения по образцу

Находят слова в соответствии
со
схемой.
Объясняют
написание слов. Составляют
предложения по образцу и
записывают их

18 Проверочная работа по 1
теме:
«Различение
правил правописания в
словах»

Повторение основных правил. Повторяют основные правила Повторяют
основные
Выполнение
тестового с
опорой
на
памятки. правила.
Выполняют
задания.
Выполняют тестовые задания тестовые задания
с опорой на памятки

19 Разделительный мягкий 1
знак перед гласными И,
Е, Ё, Ю, Я. Знакомство
с
разделительным
мягким знаком

Сравнение чтения и написания
слов с разделительным мягким
знаком. Выделение буквы
мягкий
знак
в
слове,
обозначающей
мягкость
согласных. Вставка слогов с
разделительным
мягким
знаком в слова из скобок.
Чтение слогов и слов с
разделительным
мягким
знаком и запись слов в тетрадь.
Объяснение написания слов с
мягкий знаком

Выделяют букву мягкий знак
в
слове.
Правильно
произносят и записывают
слова
с
разделительным
мягким знаком. Вставляют
пропущенные слоги после
предварительного разбора и
объяснения. Читают слоги и
слова
с
разделительным
мягким знаком и записывают
слова в тетрадь с учебника

Правильно
произносят
и
записывают
слова
с
разделительным
мягким
знаком.
Доказывают
правильность
написания
данных
слов
с
разделительным
мягким
знаком.
Вставляют
пропущенные слоги в слова
из скобок. Читают слоги и
слова
с
разделительным
мягким знаком и записывают
слова в тетрадь по диктовку

20 Перенос
слов
с 1
разделительным
мягким знаком и без
него

Повторение правила деления
слов на слоги. Знакомство с
правилом переноса слов с
разделительным
мягким
знаком. Упражнения в умении
делить слова с разделительным

Применяют
на
письме
правило переноса слов с
разделительным
мягким
знаком, опираясь на памятку.
Упражняются в делении слов
на слоги и для переноса.

Применяют
на
письме
правило переноса слов с
разделительным
мягким
знаком
и
без
него.
Упражняются в делении слов
на слоги и для переноса.
16

мягким знаком и переносить Записывают
слова
после Записывают слова
их. Деление слов на слоги и предварительного разбора
для переноса
21 Правило правописания 1
слов с разделительным
мягким знаком

Знакомство
с
правилом
написания
слов
с
разделительным
мягким
знаком.
Ознакомление
со
словарным словом: здоровье,
обозначение
ударения,
указание количества слогов,
выделение трудной буквы.
Составление словосочетаний и
предложений.
Повторение
правила деления слов на слоги.
Упражнения в правописании
слов с разделительным мягким
знаком. Запись слов в тетрадь

Знакомятся со словарным
словом
«здоровье»,
обозначают
ударение,
указывают количество слогов,
выделяют трудную букву с
помощью
учителя.
Составляют словосочетаний и
предложений с опорой на
картинки. Повторяют правила
деления слов на слоги.
Тренируются в правильности
произношения и записи слов с
разделительным
мягким
знаком

Знакомятся со словарным
словом
«здоровье»,
обозначают
ударение,
указывают количество слогов,
выделяют трудную букву.
Составляют словосочетаний и
предложений.
Повторяют
правила деления слов на
слоги.
Тренируются
в
правильности произношения
и
записи
слов
с
разделительным
мягким
знаком.
Доказывают
правильность
написания
данных слов, записывают их в
тетрадь

25 Правило правописания 1
слов с разделительным
мягким знаком

Правописание
слов
с
разделительным Ь знаком,
запись слов с разделительным
Ь знаком. Дополнение слов
пропущенными слогами с
разделительным
мягким
знаком. Запись словосочетаний
и предложений

Упражняются в правильности
произношения и записи слов с
разделительным
мягким
знаком.
Списывают
словосочетания, вставляют в
слова пропущенные слоги
после
предварительного
разбора

Объясняют
правописание
слов с разделительным Ь
знаком.
Тренируются
в
правильности произношения
и
записи
слов
с
разделительным
мягким
знаком.
Доказывают
правильность
написания
данных слов,
списывают
слова,
вставляют
пропущенные слоги
17

26 Различение сходных по 1
буквам
слов
с
разделительным
мягким знаком и без
него

Сравнение и запись слов с
разделительным
мягким
знаком и без него. Чтение пар
слов сходных по буквам с
разделительным
мягким
знаком
и
без
него.
Ознакомление со значением
словарного слова: деревня,
обозначение
ударения,
указание количества слогов,
выделение трудной буквы.
Составление словосочетаний и
предложений с данным словом

Различают сходные по буквам
слова
с
разделительным
мягким знаком и без него.
Записывают пары слов с
разделительным
мягким
знаком и без него после
предварительного
разбора.
Знакомятся со значением
словарного слова: деревня,
ставят ударение, делят слово
на слоги и подчеркивают
трудную букву с помощью
учителя.
Составляют
словосочетания
и
предложения
с
данным
словом
по
опорным
картинкам

Упражняются
в
умении
слышать,
правильно
произносить и записывать
пары слова с разделительным
мягким знаком и без него.
Читают
стихотворение,
записывают его в тетрадь и
подчеркивают сходные по
буквам слова. Доказывают
правильность
написания
данных слов. Знакомятся со
значением словарного слова:
деревня, ставят ударение,
делят слово на слоги и
подчеркивают
трудную
букву.
Составляют
словосочетания
и
предложения
с
данным
словом

27 Мягкий
знак
для 1
обозначения
мягких
согласных
и
разделительный мягкий
знак

Объяснение
написания
мягкого знака в словах для
обозначения мягких согласных
и разделительный мягкий знак.
Работа в составлении схемы
слов с мягким знаком. Запись
словарных слов (картинный
словарный диктант)

Сравнивают слова с мягким
знаком
и
слова
с
разделительным
мягким
знаком. Записывают слова с
мягким знаком и без него.
Составляют схемы слов с
мягким знаком с помощью
учителя.
Записывают
словарные слова с опорой на
словарь

Сравнивают слова с мягким
знаком
и
слова
с
разделительным
мягким
знаком.
Упражняются
в
умении правильно записывать
слова
с
разделительным
мягким знаком и без него.
Составляют схемы слов с
мягким знаком. Записывают
словарные слова

28 Разделительный мягкий 1

Объяснение написания слов с Произносят

и

записывают Объясняют

написание

с
18

знак.
знаний

Закрепление

мягким знаком, различение
правописания слов с мягкими
согласными и разделительным
мягким знаком. Упражнения в
записи слов и предложений

слова
с
разделительным
мягким знаком с помощью
учителя. Выделяют мягкий
знак в словах

разделительным
мягким
знаком. Записывают слова с
разделительным
мягким
знаком,
выделяют
его.
Доказывают
правильность
написания данных слов при
записи слов и предложений

29 Контрольный диктант 1
по
теме:
«Разделительный
мягкий знак перед
гласными и, е, ё, ю, я»

Чтение и разбор текста. Беседа.
Повторение основных правил.
Запись диктанта на слух.
Выполнение грамматического
задания:
выделение
разделительного мягкого знака
в
словах;
определение
количества звуков и букв в
словах.
Проверка
работы
самостоятельно

Повторяют основные правила
с
опорой
на
памятки.
Списывают текст по теме.
Выполняют грамматическое
задание:
выделяют
разделительного
мягкого
знака в словах; определяют
количество звуков и букв в
словах с помощью учителя.
Осуществляют самоконтроль

Повторяют
основные
правила. Пишут текст под
диктовку по заданной теме.
Выполняют грамматическое
задание:
выделяют
разделительного
мягкого
знака в словах; определяют
количество звуков и букв в
словах
Осуществляют
самоконтроль

30 Звонкие
и
глухие 1
согласные. Различение
звонких
и
глухих
согласных в словах

Повторение пар звонких и
глухих согласных. Различение
звонких и глухих согласных
зрительно
и
на
слух.
Нахождение глухих и звонких
согласных в словах. Запись
слов, различающихся парным
согласным.
Составление
словосочетаний
и
предложений со словами

Различают звонкие и глухие
согласные зрительно и на
слух. Называют пары звонких
и глухих согласных с опорой
на
памятку.
Записывают
слова,
различающиеся
парным
согласным
по
образцу

Различают звонкие и глухие
согласные зрительно и на
слух. Сравнивают, как они
произносятся и как пишутся
на конце слова. Составляют и
называют пары звонких и
глухих согласных. Находят
звонкие и глухие согласные в
словах,
называют
их.
Записывают
слова,
различающиеся
парным
согласным
19

31 Правописание звонких 1
и глухих согласных на
конце
слова.
Наблюдение
за
парными согласными
на конце слова

Сравнение правописания и
произношения
звонких
и
глухих согласных на конце
слова.
Упражнения
в
различении
написания
и
произношения
слов.
Определение последнего звука
в конце слова, работа по
правилу с использованием
карточек. Ознакомление со
значением словарного слова:
рассказ, обозначение ударения,
указание количества слогов,
выделение парных согласных.
Составление предложений со
словами: рассказы, рассказал,
рассказчик

Сравнивают,
как
произносятся
и
пишутся
звонкие и глухие согласные
на конце слова. Определяют и
называют последнего звука в
конце слова. Записывают
слова,
различающиеся
парным согласным после
предварительного
разбора.
Знакомятся со значением
словарного слова: рассказ,
обозначают
ударение,
указывают количества слогов,
выделяют парные согласные с
помощью
учителя.
Составляют предложения со
словами: рассказы, рассказал,
рассказчик
по
опорным
картинкам

Сравнивают,
как
произносятся
и
пишутся
звонкие и глухие согласные
на конце слова. Определяют и
называют последний звук в
конце слова. Записывают
слова,
различающиеся
парным
согласным
Знакомятся со значением
словарного слова: рассказ,
обозначают
ударение,
указывают количества слогов,
выделяют парные согласные.
Составляют предложения со
словами: рассказы, рассказал,
рассказчик

32 Различение
правил 1
проверки
парных
согласных
и
безударных гласных

Повторение
алгоритма
правописания
парных
согласных на конце слова и
безударных
гласных.
Упражнения
в
написании
звонких и глухих согласных на
конце слова с предварительной
проверкой.
Запись
слов,
словосочетаний
и
предложений с пропущенными
безударными гласными

Повторяют
алгоритм
правописания
парных
согласных на конце слова и
безударных
гласных.
Упражняются в написании
звонких и глухих согласных
на
конце
слова
с
предварительной проверкой

Различают правила проверки
парных
согласных
и
безударных гласных в словах.
Пишут слова со звонкими и
глухими согласными на конце
слова,
предварительно
проверяя их

20

33 Правила правописания 1
в слове. Закрепление
знаний

Ознакомление со значением
словарного слова: человек,
обозначение
ударения,
указание количества слогов,
выделение трудной буквы.
Составление предложений с
данным словом. Закрепление
алгоритма правописания слов
на изученные орфограммы по
схемам. Запись слов с опорой
на
схему,
составления
предложения с одним из слов;
списывание
текста
с
объяснением
правописания
слов на знакомые правила.
Подбор проверочных слов для
правильного написания слов

Знакомятся со значением
словарного слова «человек»,
обозначение
ударения,
указание количества слогов,
выделение трудной буквы с
помощью
учителя.
Составляют предложения с
данным словом по опорным
картинкам.
Закрепляют
правила
правописания
парных
согласных
и
безударных гласных в слове.
Работают
по
учебнику:
записывают слова с опорой на
схему,
составляют
предложения с одним из слов;
списывают
текст
с
объяснением
правописания
слов на знакомые правила с
помощью учителя

Знакомятся со значением
словарного слова «человек»,
обозначение
ударения,
указание количества слогов,
выделение трудной буквы.
Составляют предложения с
данным словом. Закрепляют и
правильно
применяют
правила
правописания
парных
согласных
и
безударных гласных в слове.
Подбирают
проверочные
слова
для
правильного
написания слов Доказывают
правильность
написания
парных
согласных
и
безударных гласных в словах.
Работают
по
учебнику:
записывают слова с опорой на
схему,
составляют
предложения с одним из слов;
списывают
текст
с
объяснением
правописания
слов на знакомые правила

34 Картинный диктант по 1
теме: «Правописание
звонких
и
глухих
согласных на конце
слова»

Повторение основных правил.
Рассматривание
рисунков.
Называние
изображенных
предметов. Запись слов по
памяти

Повторяют основные правила
с
опорой
на
памятки.
Рассматривают
рисунки.
Называют
изображенные
предметы. Записывают слова
по памяти с опорой на

Повторяют
основные
правила.
Рассматривают
рисунки.
Называют
изображенные
предметы.
Записывают слова по памяти

21

учебник
Слово – 18 часов
1

Названия
предметов, 1
действий и признаков

Упражнения
в
подборе
названия предмета, действия и
признака
предмета
по
значению и по вопросам.
Правильное
употребление
слов-названий
предметов,
действий, признаков в связи
друг с другом. Составление и
запись
предложений
по
вопросам

Упражняются
в
подборе
названия предмета, действия
и признака предмета по
значению и по вопросам.
Составляют и записывают
предложения по вопросам с
помощью учителя

Различают
названия
предметов,
действий
и
признаков
предмета
по
значению и по вопросам.
Упражняются
в
подборе
названия предмета, действия
и признака предмета по
значению и по вопросам.
Правильно
употребляют
слова-названия
предметов,
действий, признаков в связи
друг с другом. Составляют и
записывают предложения по
вопросам

2

Названия
предметов. 1
Различение
названий
предметов
по
вопросам:
«Кто?»,
«Что?»

Ознакомление со словарным
словом: лягушка, обозначение
ударения, указание количества
слогов, выделение трудной
буквы.
Составление
предложений
с
данным
словом.
Упражнения
в
постановке вопросов к словам,
обозначающим
предметы.
Упражнения в распознавании
слов, отвечающих на вопросы:
«Кто?», «Что?» Составление и
запись
предложений
с

Знакомство со словарным
словом «лягушка», ставят
ударения,
указывают
количества слогов, выделяют
трудную букву с помощью
учителя.
Составляют
предложение
с
данным
словом с опорой на картинки.
Называют
предметы,
изображенные на картинках.
Ставят вопрос к слову
(предмету).
Различают
названия
предметов
по

Знакомство со словарным
словом «лягушка», ставят
ударения,
указывают
количества слогов, выделяют
трудную букву. Составляют
предложение
с
данным
словом. Называют предметы,
изображенные на картинках.
Ставят вопрос к слову
(предмету).
Выделяют
в
предложении
названия
предметов
по
вопросам:
«Кто?», «Что?» Составляют и
22

данными словами. Выделение вопросам: «Кто?», «Что?»
в
предложении
названия
предметов

записывают предложения с
данными словами. Подбирают
к
обобщающим
словам
конкретные
называния,
вставляют
пропущенные
вопросы и слова. Читают и
записывают стихотворение,
подчеркивают
название
предметов

3

Различение
названий 1
предметов по вопросам
«Кого?», «Чего?»

Выделение в предложении
названия предметов, данных в
разных формах. Упражнения в
постановке вопросов к словам,
обозначающим
предметы.
Составление предложения по
вопросам,
с
изменением
формы слова

Называют
предметы,
изображенные на картинках.
Ставят вопрос к слову
(предмету).
Различают
названия
предметов
по
вопросам «Кого?», «Чего?»
Составляют и записывают
предложения
с
данными
словами по картинкам

Различают
названия
предметов
по
вопросам
«Кого?», «Чего?» Выделяют в
предложении
названия
предметов, данные в разных
формах.
Упражняются
в
постановке
вопросов
к
словам,
обозначающим
предметы.
Составляют и
записывают предложения по
вопросам,
с
изменением
формы слова

4

Различение
названий 1
предметов по вопросам
«Кому?», «Чему?»

Упражнения в различении
названия
предметов
по
вопросам.
Выделение
в
предложении
названия
предметов, данных в разных
формах.
Работа
с
деформированными
предложениями: составление
предложений по схеме, с

Называют
предметы,
изображенные на картинках.
Ставят вопрос к слову
(предмету).
Различают
названия
предметов
по
вопросам «Кому?», «Чему?»
Составляют и записывают
предложения
с
данными
словами по картинкам

Различают
названия
предметов
по
вопросам
«Кого? Чего?» Выделяют в
предложении
названия
предметов, данные в разных
формах.
Упражняются
в
постановке
вопросов
к
словам,
обозначающим
предметы.
Составляют и
23

изменением формы слова по
вопросам.
Запись
слов,
предложений

записывают предложения по
вопросам,
с
изменением
формы слова

5

Различение
названий 1
предметов по вопросам
«Кем?», «Чем?»

Упражнения в правильном
употреблении
слов,
обозначающих предметы в
речи в различных формах.
Составление предложений с
данными словами

Называют
предметы,
изображенные на картинках.
Ставят вопрос к слову
(предмету).
Различают
названия
предметов
по
вопросам «Кем?», «Чем?»
Составляют и записывают
предложения
с
данными
словами по картинкам

Различают
названия
предметов
по
вопросам
«Кем?», «Чем?» Выделяют в
предложении
названия
предметов, данные в разных
формах.
Упражняются
в
постановке
вопросов
к
словам,
обозначающим
предметы.
Составляют и
записывают предложения по
вопросам,
с
изменением
формы слова

6

Различение
названий 1
предметов по вопросам
«О ком?», «О чем?»

Упражнения в правильном
употреблении
слов,
обозначающих предметы в
речи в различных формах.
Составление предложений с
данными словами

Называют
предметы,
изображенные на картинках.
Ставят вопрос к слову
(предмету).
Различают
названия
предметов
по
вопросам «О ком?», «О чем?»
Составляют и записывают
предложения
с
данными
словами по картинкам

Различают
названия
предметов по вопросам «О
ком?», «О чем?» Выделяют в
предложении
названия
предметов, данные в разных
формах.
Упражняются
в
постановке
вопросов
к
словам,
обозначающим
предметы.
Составляют и
записывают предложения по
вопросам,
с
изменением
формы слова

7

Выделение
предметов

Упражнения в нахождении в Выделяют название предмета Выделяют название предмета
тексте слов, обозначающих из предложения независимо из предложения независимо

названий 1
в

24

предложении

предметы в речи в различных от формы слова. Записывают от
формы
слова.
формах. Запись предложений. предложения с опорой на Упражняются в правильном
Ответы на вопросы
картинки
применении
названия
предметов в речи в различных
формах в зависимости от
связи с другими словами в
предложениях. Записывают
предложения

8

Имена
собственные. 1
Большая
буква
в
именах,
отчествах,
фамилиях людей и
кличках животных

Знакомство с понятием «имена
собственные».
Повторение
правил
написания
имен,
отчеств, фамилий, названий
населенных
пунктов.
Ознакомление со словарным
словом, обозначение ударения,
указание количества слогов:
фамилия. Нахождение имен
собственных и объяснение их
написания. Упражнения в
записи
имён,
отчествах,
фамилиях людей и кличках
животных.

Повторяют
правило
написания имен, отчеств,
фамилий и кличек животных
с опорой на памятку. Находят
имена
собственные.
Записывают предложения с
именами собственными после
предварительного разбора

Повторяют
правило
написания с большой буквы
имен, фамилий и кличек
животных. Находят имена
собственные и объясняют их
написание.
Записывают
предложения
с
именами
собственными

9

Большая
буква
в 1
названиях городов, сёл,
деревень, улиц

Повторение правил написания
большой буквы в названиях
городов, сёл, деревень, улиц.
Выделение большой буквы в
названиях городов, сёл, улиц.
Объяснение
правописания
большой буквы в названиях
городов,
деревень,
стран.

Повторяют
правило
написания большой буквы в
названиях
городов,
сёл,
деревень, улиц с опорой на
памятку. Подбирают названия
деревень и сел. Составляют и
записывают предложения с
помощью учителя

Называют правило написания
большой буквы в названиях
городов, сёл, деревень, улиц.
Упражняются в различении
похожих названий предметов
и имен собственных (молодые
петушки – деревня Петушки).
Составляют и записывают
25

Составление
и
запись
предложений.
Подбор
названий деревень и сёл

предложения,
выделяя
большую букву в названиях
городов, сёл, улиц

10 Названия
признаков. 1
Определение признаков
предмета по вопросам
«Какой? какая? какое?
какие?»

Различение названий предмета
и его признака. Упражнения в
постановке
вопросов
от
названий предметов к словам
признакам. Подбор и запись
слов-признаков к названиям
предметов

Находят
слова
признаки
предмета. Ставят вопрос к
словам,
обозначающим
признаки предмета с опорой
на памятку. Подбирают и
записывают слова-признаки к
названиям
предметов
с
помощью учителя

Находят
слова
признаки
предмета.
Определяют
признаки
по
вопросам
«Какой?
какая?
какое?
какие?» Ставят вопрос к
словам,
обозначающим
признаки
предмета.
Подбирают и записывают
слова-признаки к названиям
предметов

11 Постановка вопросов к 1
названиям признаков
предмета

Упражнения в постановке
вопросов к словам -признакам
от слов-предметов. Подбор
признаков, противоположных
по значению, запись данных
слов парами. Нахождение и
выписывание
из
текста
названий предметов и их
признаков

Называют предмет по его
признакам. Ставят вопросы к
названиям
признаков
предмета с использованием
опорных слов. Подбирают
признаки, противоположные
по значению, записывают
данные слова парами с
помощью
учителя.
Составляют предложения по
предметным картинкам с
помощью учителя

Называют предмет по его
признакам. Ставят вопросы к
названиям
признаков
предмета.
Подбирают
признаки, противоположные
по значению, записывают
данные
слова
парами.
Находят и выписывают из
текста названия предметов и
их признаков Составляют
предложения по предметным
картинкам по образцу

12 Подбор
слов, 1
обозначающих
ряд
признаков
одного
предмета

Ознакомление со словарным
словом
«магазин»,
обозначение
ударения,
указание количества слогов,

Знакомятся со словарным
словом «магазин», ставят
ударения,
указывают
количества слогов, выделяют

Знакомятся со словарным
словом «магазин», ставят
ударения,
указывают
количества слогов, выделяют
26

13 Различение
предметов,
признаков

названий 1
действий,

выделение трудной буквы.
Составление предложений с
данным словом. Упражнения в
подборе признаков к предмету.
Упражнения в постановке
вопросов
от
названий
предметов к словам признакам.
Подбор
и
запись
ряда
признаков одного предмета

трудную букву с помощью
учителя.
Составляют
предложение
с
данным
словом
по
опорным
картинкам.
Подбирают
признаки к предмету с опорой
на
картинку.
Различают
названия
признаков
по
вопросам.
Подбирают
и
записывают признаки одного
предмета

трудную букву. Составляют
предложение
с
данным
словом. Называют признаки
предмета и предмет по его
признакам.
Различают
названия
признаков
по
вопросам.
Подбирают
и
записывают
слова,
обозначающие ряд признаков
одного предмета

Ознакомление со словарным
словом «метро», обозначение
ударения, указание количества
слогов, выделение трудной
буквы.
Составление
предложений
с
данным
словом.
Упражнения
в
различении
названий
предметов,
названий
признаков и названий их
действий.
Упражнения
в
постановке вопросов к словампризнакам и действиям от
слов-предметов. Нахождение и
выписывание из предложения
и текста названий предметов,
их действий и признаков

Знакомятся со словарным
словом
«метро»,
ставят
ударения,
указывают
количества слогов, выделяют
трудную букву с помощью
учителя.
Составляют
предложение
с
данным
словом
по
опорным
картинкам.
Называют
предметы
по
признакам.
Называют признаки предмета.
Называют действие предмета.
Ставят вопросы к словампризнакам и действиям от
слов-предметов с помощью
учителя. Выписывают из
предложения
названия
предметов, их действий и
признаков
после

Знакомятся со словарным
словом
«метро»,
ставят
ударения,
указывают
количества слогов, выделяют
трудную букву я. Составляют
предложение
с
данным
словом. Называют предмет по
признакам.
Называют
признаки предмета. Называют
действие
предмета.
Различают
названия
предметов,
действий,
признаков
предмета.
Упражняются в постановке
вопросов к словам-признакам
и
действиям
от
словпредметов. Выписывают из
предложения
и
текста
названия
предметов,
их
27

предварительного разбора

действий и признаков

14 Контрольное
1
списывание по теме:
«Названия признаков»

Повторение основных правил.
Чтение и разбор текста.
Списывание
текста.
Выполнение грамматического
задания:
нахождение
и
подчеркивание в предложении
слов, которые обозначают
название и признак предметов;
выполнение звуко-буквенного
анализа слов

Повторяют основные правила
с
опорой
на
памятки.
Списывают текст по теме с
письменного
варианта.
Находят и подчеркивают в
предложении слова, которые
обозначают
название
и
признак
предметов
по
наводящим вопросам

Повторяют
основные
правила. Списывают текст с
печатного варианта. Находят
и
подчеркивают
в
предложении слова, которые
обозначают
название
и
признак
предметов.
Выполняют звуко-буквенного
анализ слов

15 Предлоги.
Предлоги 1
ПО, К, ОТ, НАД, ПОД,
О, В, НА со словами

Знакомство
с
новыми
предлогами. Определение роли
предлога
в
предложении.
Запись сочетания слов с
пропущенными
предлогами,
составление предложений со
словосочетаниями. Чтение и
запись
предложения
с
подбором подходящего по
смыслу предлога. Изменение
формы слова в предложении в
зависимости от предлога

Знакомятся
с
новыми
предлогами.
Выделяют
предлоги ПО, К, ОТ, НАД,
ПОД,
О,
В,
НА
из
предложения с помощью
учителя.
Упражняются
в
правописании предлогов на
письме.
Записывают
сочетания
слов
с
пропущенными предлогами.
Читают
и
записывают
предложения с подбором
подходящего
по
смыслу
предлога с помощью учителя.
Изменяют формы слова в
предложении по картинкам

Знакомятся
с
новыми
предлогами.
Выделяют
предлоги ПО, К, ОТ, НАД,
ПОД,
О,
В,
НА
из
предложения.
Закрепляют
правило
правописания
предлогов
на
письме
Записывают сочетания слов с
пропущенными предлогами,
составляют предложения со
словосочетаниями. Читают и
записывают предложения с
подбором подходящего по
смыслу предлога. Изменяют
формы слова в предложении в
зависимости от предлога

16 Предлог
словами

Закрепление
написания

ИЗ,

ЗА

со 1

правила Упражняются в правильном Упражняются в правильном
предлогов. использовании предлога ИЗ в использовании предлога: ИЗ в
28

Упражнения в правильном
использовании предлога ИЗ в
речи
при
построении
предложений. Составление и
запись
предложения
по
вопросу «Из чего?»

речи
при
построении
предложений с опорой на
картинки.
Находят
и
выделяют предлог ИЗ в
предложении. Составляют и
записывают предложения по
вопросу «Из чего?» после
предварительного разбора

речи
при
построении
предложений.
Находят и
выделяют предлог ИЗ в
тексте.
Составляют
и
записывают предложения по
вопросу
«Из
чего?»
Подбирают нужный предлог
для
связи
слов
в
словосочетании
или
предложении

17 Предлог БЕЗ, ДО,ПРО 1
со словами

Ознакомление со словарным
словом: билет, обозначение
ударения, указание количества
слогов, выделение трудной
буквы.
Составление
предложений
с
данным
словом.
Упражнения
в
правильном
использовании
предлога БЕЗ в речи при
построении
предложений.
Подбор
пропущенного
предлога к слову по смыслу.
Составление
и
запись
предложений с предлогом БЕЗ

Знакомятся со словарным
словом:
билет,
ставят
ударения,
указывают
количества слогов, выделяют
трудную букву с помощью
учителя.
Составляют
предложение
с
данным
словом
по
опорным
картинкам. Упражняются в
правильном
использовании
предлога БЕЗ в речи при
построении
предложений.
Находят предлог БЕЗ в
предложении

Знакомятся со словарным
словом:
билет,
ставят
ударения,
указывают
количества слогов, выделяют
трудную букву. Составляют
предложение
с
данным
словом.
Упражняются
в
правильном
использовании
предлога БЕЗ в речи при
построении
предложений.
Находят предлог БЕЗ в
тексте. Подбирают нужный
предлог для связи слов в
словосочетании
или
предложении

18 Проверочная работа по 1
теме: «Предлоги»

Повторение основных правил. Повторяют основные правила Повторяют
основные
Выполнение
тестового с
опорой
на
памятки. правила.
Выполняют
задания.
Выполняют тестовые задания тестовые задания
с опорой на памятки
29

Предложение – 6 часов
1

Выделение
предложения из текста

1

Повторение правил о порядке
и связи слов в предложении.
Выборочное
списывание
предложений, выделение в них
названия
предметов.
Составление текста из данных
предложений с опорой на
сюжетные картинки

Повторяют и закрепляют
правило о порядке и связи
слов в предложении с опорой
на
памятку.
Подбирают
предложения к картинкам и
записывают их с помощью
учителя.

Повторяют и закрепляют
правило о порядке и связи
слов
в
предложении.
Выделяют
из
текста
предложение на заданную
тему. Правильно оформляют
предложение.
Подбирают
предложения к картинкам и
записывают их, подчеркивают
в них названия предметов.
Составляют текст из данных
предложений, опираясь на
сюжетные картинки

2

Деление
текста
предложения

на 1

Ознакомление со словарным
словом «вокзал», обозначение
ударения, указание количества
слогов, выделение трудной
буквы.
Составление
предложений
с
данным
словом. Упражнения в умении
делить текст на предложения.
Комментированное письмо с
соблюдением правил записи
предложения

Знакомятся со словарным
словом
«вокзал»,
ставят
ударения,
указывают
количества слогов, выделяют
трудную букву с помощью
учителя.
Составляют
предложение
с
данным
словом
по
опорным
картинкам. Делят текст на
предложения
после
предварительного
разбора.
Определяют
с
помощью
учителя
границы
предложения.
Списывают
предложение
с
комментированием
правил

Знакомятся со словарным
словом
«вокзал»,
ставят
ударения,
указывают
количества слогов, выделяют
трудную букву. Составляют
предложение
с
данным
словом.
Выделяют
предложение из текста. Делят
текст
на
предложения.
Определяют
границы
предложения.
Записывают
предложения
с
комментированием
правил
записи предложения

30

записи
3

Завершение начатого 1
предложения

Ознакомление со словарным
словом «аптека», обозначение
ударения, указание количества
слогов, выделение трудной
буквы.
Составляют
предложение с данным словом.
Завершение предложений по
смыслу.
Развитие
умения
вставлять
в
слова
пропущенные
буквы
и
записывать предложение

Знакомятся со словарным
словом
«аптека»,
ставят
ударения,
указывают
количества слогов, выделяют
трудную букву с помощью
учителя.
Составляют
предложение
с
данным
словом
по
опорным
картинкам.
Заканчивают
предложения по смыслу с
опорой
на
картинки.
Вставляют
в
слова
пропущенные
буквы
и
записывают предложение с
помощью учителя

Знакомятся со словарным
словом
«аптека»,
ставят
ударения,
указывают
количества слогов, выделяют
трудную букву. Составляют
предложение
с
данным
словом.
Заканчивают
предложения по смыслу.
Вставляют
в
слова
пропущенные
буквы
и
записывают предложение

4

Порядок
слов
в 1
предложении.
Связь
слов в предложении

Упражнения
в
умении
правильно
расставлять
порядок слов в предложении.
Нахождение
и
запись
предложений с нарушенным
порядком
слов.
Комментированное письмо с
соблюдением правил записи
предложения

Расставляют порядок слов в
предложении с помощью
наводящих вопросов. Находят
и записывают предложения с
нарушенным порядком слов с
помощью
учителя.
Комментированное письмо:
списывают предложения с
соблюдением правил записи
после
предварительного
разбора

Расставляют порядок слов в
предложении.
Находят и
записывают предложения с
нарушенным порядком слов.
Комментированное письмо:
пишут
предложение
с
соблюдением правил записи

5

Предложения
разные 1
по
интонации.

Работа над интонационным Упражняются
оформлением высказывания. выразительном

в Выразительно
чтении предложения

читают
с
31

Вопросительные
восклицательные
предложения

6

и

Промежуточная
1
контрольная
работа
(диктант
и
грамматическое
задание)

Упражнения в постановке
вопросительного знака в конце
предложения. Упражнения в
составлении предложений из
разрозненных слов, данных в
нужной форме. Чтение текста
по ролям с соблюдением
интонации.
Запись
предложений
с
вопросительным знаком

предложений
с
вопросительным знаком на
конце. Находят в тексте
вопросительные предложения
по интонации с помощью
учителя и записывают их

вопросительным знаком на
конце. Находят в тексте
вопросительные предложения
по цели высказывания и по
интонации.
Составляют
предложения из разрозненных
слов, данных в нужной
форме.
Записывают
предложения
с
вопросительным знаком

Чтение и разбор текста. Беседа.
Повторение основных правил.
Запись диктанта на слух.
Выполнение грамматического
задания:
выделение
и
подчеркивание главных членов
в предложении; нахождение и
выделение предлогов в тексте.
Проверка
работы
самостоятельно

Повторяют основные правила
с
опорой
на
памятки.
Списывают текст по теме.
Выполняют грамматического
задания:
выделяют
и
подчеркивают главные члены
в предложении по наводящим
вопросам;
находят
и
выделяют
предлоги
с
помощью
учителя.
Осуществляют самоконтроль

Повторяют
основные
правила. Пишут текст под
диктовку по заданной теме.
Выполняют грамматического
задания:
выделяют
и
подчеркивают главные члены
в предложении; находят и
выделяют
предлоги.
Осуществляют самоконтроль

Гласные и согласные буквы и
звуки в слове, их различение и
обозначение.
Написание
пропущенных букв в словах с
объяснением
орфограммы.
Запись слов с проверкой

Упражняются в закреплении
правил написания гласных и
согласных в слове по памятке.
Вставляют
в
слова
пропущенные буквы после
предварительного разбора и
записывают их

Правильно пишут гласные и
согласные в слове, используя
изученные
правила.
Вставляют
в
слова
пропущенные
буквы
с
объяснением
орфограммы.
Записывают слова, подбирая

Повторение – 3 часа
1

Правописание гласных 1
и согласных в слове

32

к ним проверочные слова
2

Название
предметов, 1
действий, признаков

Нахождение в предложении и
тексте слов, обозначающие
признаки
и
действия
предметов, развитие умения
правильно относить их к
словам,
обозначающим
предметы.
Различение
названия предметов и имен
собственных.
Подбор
к
названиям
предметов
соответствующих признаков и
действий.
Запись
словосочетаний
и
предложений.

Находят и выделяют в
предложении
слова,
обозначающие
названия
предметов,
действий
и
признаков
предметов
с
помощью
наводящих
вопросов. Выбирают нужную
букву
при
написание
названии предметов и имен
собственных с
помощью
учителя.
Подбирают
к
названиям
предметов
признаки и действия с опорой
на картинку. Записывают
словосочетания

Находят и выделяют в
предложении и тексте слова,
обозначающие
названия
предметов,
действий
и
признаков
предметов.
Выбирают нужную букву при
написание
названии
предметов
и
имен
собственных. Подбирают к
названиям
предметов
признаки
и
действия.
Записывают словосочетания и
предложения

3

Предложение

Повторение
правил
оформления предложений в
письменной речи. Чтение и
составление предложений из
выделенных
слов.
Запись
предложений,
располагая
слова по порядку

Повторяют
правила
оформления предложений в
письменной речи с опорой на
памятку.
Читают
предложения из выделенных
слов и составляют их с
помощью
учителя.
Записывают
предложения,
располагая слова по порядку
после
предварительного
разбора

Называют
правила
оформления предложений в
письменной речи. Читают и
составляют предложения из
выделенных
слов.
Записывают
предложения,
располагая слова по порядку

1

33

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».