МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
МКУ «Управление образования Октябрьского муниципального округа»
МОБУ Струговская ООШ
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании педсовета
Директор
________________________
________________________
Вештемова Е.Н.
Протокол №1
от «29» августа2025 г.
Приказ № 59-О
от «29» августа 2025 г.
Рабочая программа
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Рисование (Изобразительное искусство»
(для 4 класса)
Составитель: Вештемова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
Струговка 2025
1
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
по
учебному
предмету
«Рисование
(Изобразительное искусство)» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
нарушением интеллекта (далее ФАООП УО, вариант (1), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR) и адресована обучающимся с нарушением
интеллекта с учетом реализации особых образовательных потребностей.
Учебный предмет «Рисование (Изобразительное искусство)» относится
к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного
плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Рисование (Изобразительное искусство)» в 4 классе рассчитана на
учебные недели и составляет 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование
(Изобразительное искусство)».
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения его к художественной культуре и обучении умению видеть
прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об
изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии
зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его
положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке,
аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными
практическими навыками в повседневной жизни.
Рабочая
программа
по
учебному
предмету
«Рисование
(Изобразительное искусство)» в 4 классе определяет следующие задачи:
‒
развитие восприятия цвета предметов и явлений в окружающей
природной среде и формирование у детей умений фиксировать у детей
умений фиксировать полученные при наблюдении впечатления цветными
ахроматическими художественными материалами;
‒
формирование умений анализировать форму и строение
(конструкционные особенности) объекта наблюдения, видеть его целостно и
различать пропорции, рассматривать объект аналитически, выделяя его
части, и изображать его правдиво;
‒
обучение некоторым правилам работы над композицией в
практической деятельности;
‒
обучение восприятию некоторых произведений изобразительного
искусства, сопутствующих теме определенного занятия, и произведений
декоративно-прикладного искусства, являющихся темой занятия.
2
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
На четвертом году обучения продолжается работа по формированию у
обучающихся интереса к изобразительному искусству, потребности к
изображению наблюдаемых и рассматриваемых объектов, формирование
различных
способов
воспроизведения
предметов
и
объектов,
воспринимаемых с натуры.
В 4 классе в доступной форме, но более подробно, раскрываются приемы
работы мастеров в различных видах жанров изобразительного искусства,
важность и особенности воспроизведение образов с натуры и по памяти.
Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного
искусства направлено на формирование у обучающихся интереса к данному
виду творчества, обусловленному потребностью украшать свою жизнь
необычными предметами, создаваемые руками мастеров.
№ п/п Название раздела, темы
Количество
часов
1
«Обучение композиционной деятельности»
2
«Развитие у обучающихся умений воспринимать и 5
изображать
форму предметов, пропорции и
конструкцию»
3
«Обучение восприятию произведений искусства»
4
«Развитие у обучающихся восприятия цвета, предметов 4
и формирование умений переливать его в живописи»
Итого
6
2
17
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
‒ осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к
обучению;
‒ воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
‒ способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
‒ принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социальных мотивов учебной деятельности;
‒ воспитание эстетических потребностей, ценностей, чувств;
‒ овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
3
‒ овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
‒ формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях.
Уровни достижения
предметных результатов по учебному предмету «Рисование
(Изобразительное искусство)» на конец 4 класса
Предметные результаты
минимальный уровень
• знать названия художественных инструментов и приспособлений, их
свойств назначения, обращения и санитарно-гигиенических требований при
работе с ними;
• знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи
формы предмета;
• знать некоторые выразительные средства изобразительного
искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»;
• уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
• знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и
аппликации;
• уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы;
• следовать при выполнении работы инструкциям педагогического
работника;
• владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
• рисовать по образцупредметы несложной формы и конструкции;
• применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;
• ориентироваться в пространстве листа;
• размещать изображения одного или группы предметов в соответствии
с параметрами изобразительной поверхности;
• адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета.
достаточный уровень
• знать названия жанров изобразительного искусства;
• знать названий некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель, Хохлома и др.);
• знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
• знать и применять выразительные средств изобразительного
искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка»,
«контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
4
• знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения
орнамента, стилизации формы предмета и др.;
• знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
•
знать
способы
лепки
(конструктивный,
пластический,
комбинированный);
• находить необходимую для выполнения работы информацию в
материалах учебника, рабочей тетради;
• следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
• оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
• использовать разнообразные технологические способы выполнения
аппликации;
• применять разные способы лепки;
• рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по
воображению;
• различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, семье и обществу;
• различать произведения живописи, графики, скульптуры,
архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
• различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетное изображение.
Планируемые результаты формирования базовых учебных действий
(БУД):
Личностные учебные действия:
В учебных и внеучебных ситуациях:
• осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
• способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• положительно относится к окружающей действительности, готов к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
• стоит свое поведение исходя из целостного социально
ориентированного взгляда на мир в единстве его природной и социальной
частей;
• демонстрирует самостоятельность в выполнении учебных заданий,
поручений, договоренностей;
• понимает личную ответственность за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
• готов к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
По собственной инициативе может:
5
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–
ученик, ученик–класс, учитель−класс);
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
• обращаться за помощью и принимать помощь;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
• сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
• доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
• договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
В знакомых и понятных ситуациях самостоятельно может:
• адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия и действия одноклассников;
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
Познавательные учебные действия:
По словесной инструкции учителя или предложенной опорной схеме может:
• выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
• устанавливать видо-родовые отношения предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
• читать; писать; выполнять арифметические действия;
•
наблюдать
за
предметами
и
явлениями
окружающей
действительности;
• работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и
электронных и других носителях).
6
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
предмета
Кол- Программное
во
содержание
часов
Дифференциация
деятельности
видов
Минимальный уровень
Достаточный уровень
1.
«Дети
собирают 1
грибы».
Аппликация
Повторение
выполнения
аппликации
способом
обрывания.
Закрепление
технических навыков и приемов
обрывной
аппликации.
Закрепление знаний о дарах
природы,
о
съедобных
и
несъедобных грибах, о местах,
где они растут. Закрепление
обобщающего
понятия
«съедобные грибы».
Повторяют выполнение
аппликации
способом
обрывания.
Развивают
технические навыки и
приемы
обрывной
аппликации.
Получают
опыт
эстетических
впечатлений от красоты
природы.
Умеют
различать грибы, разные
по цвету и форме.
Развивают декоративное
чувство при выборе цвета,
при
совмещении
материалов и заполнении
формы
(прямоугольного
листа бумаги). Понимают
роль цвета в создании
аппликации.
Работу
выполняют
самостоятельно
по
образцу.
2.
Рисование
симметричных
форм
1
Повторение понятия симметрия.
Выполнение
упражнений
в
дорисовывании картинок справа
и слева.
Ориентируются на листе
под контролем учителя.
Стараются
соблюдать
пропорции. Подбирают
цвета под контролем
учителя.
Выполняют
работу,
используя
трафареты.
Ориентируются
в
плоскости
листа.
Соблюдают
пропорции.
Подбирают
цвета
по
образцу. Самостоятельно
составляют узор.
3.
«Листья осенью». 1
Рисование
Рассматривание
картин
художников
(Леонардо
да
Винчи.
«Дубовая
ветвь
с
желудями», Ф. Толстой. «Ягоды
красной и белой смородины»).
Рассматривают картины.
Повторяют
технику
работы с акварелью под
контролем
учителя.
Ориентируются
на
Отвечают на вопросы по
картине.
Овладевают
живописными навыками
работы акварелью посырому. Ориентируются на
7
Рассматривание, изучение цвета,
формы.
Рисование
и
раскрашивание
в
технике
акварели по-сырому.
плоскости листа под
контролем
учителя.
Изображают
дубовую
ветку с желудями, листья,
глядя на предложенный
учителем образец.
плоскости
листа.
Используют
выразительные
средства
живописи для создания
образа осенних листьев и
ветки.
4.
Аппликация
«Листья березы»
1
Рассматривание
березы,
освещенной солнцем. Изучение
листья
березы.
Повторение
цветов - темно-зеленый, светлозеленый.
Теплые
цвета.
Холодные цвета.
Уясняют такие понятия,
как свет, тень, контраст.
Определяют
местоположение главного
предмета
(группы
предметов)
в
композиции. Изображают
березу, листья на ней
способом аппликации, с
дорисовыванием.
Анализируют
форму,
тональные
отношения,
сравнивать
рисунок
с
натурой.
Выполняют
рисунок, аппликацию от
общего к частному и от
частностей
снова
к
общему.
Применяют
выразительные
графические средства и
средства аппликации в
работе.
5.
Что
изображают 1
художники?
Как
они изображают?
Что они видят, чем
любуются? Беседа
о художниках и их
картинах
Формирование
навыков
восприятия
и
оценки
деятельности
известных
художников. Изучение жанра
изобразительного искусства –
пейзаж. Рассматривание картины
знаменитых
художников
И.
Шишкина, В. Сурикова, К. Моне.
Рассматривают картину.
Усваивают
понятия
«рисовать с натуры»,
«рисовать по памяти».
Изучают понятие пейзаж.
Отличают пейзаж от
других
жанров
под
контролем учителя.
Рассматривают
и
сравнивают
картины
разных
художников,
разных
жанров,
рассказывать о настроении
и
разных
состояниях,
которые
художник
передает
цветом
(радостное, праздничное,
грустное,
таинственное,
нежное и т. д.) Усваивают
понятия «пейзаж».
8
6.
Знакомство
с 1
пейзажем.
Рисование картины
Рассматривание
картин
художников пейзажистов. (А.
Саврасов.
«Проселок»,
К.
Шебеко. «Осенний хоровод», И.
Левитан.
«Озеро.
Русь»).
Усвоение
понятий
«далекоблизко»,
«даль»,
«меньше
размер», «больше размер».
Рассматривают картины
художниковпейзажистов. Усваивают
понятия
«далеко»,
«близко». Учатся строить
рисунок с учетом планов
(дальний,
передний).
Работают под контролем
учителя.
Знакомятся с понятием
«перспектива»,
усвоить.
Выделяют этапы работы в
соответствии
с
поставленной
целью.
Повторяют
и
затем
варьировать
систему
несложных действий с
художественными
материалами,
выражая
собственный
замысел.
Развивают навыки работы
карандашом и акварелью.
7.
Рисование
постановочного
натюрморта
1
Рассматривание постановочного
натюрморта,
Поэтапное
выполнение
работы.
Компоновка. Прорисовывание
по точкам. Форма предмета.
Детали.
Уточнение.
Раскрашивание
фона.
Раскрашивание предметов
Рассматривают
натюрморт.
Ориентируются
в
плоскости листа под
контролем
учителя.
Работают по шаблону.
Подбирают цвета под
контролем
учителя.
Работают в совместной
деятельности с учителем.
Рассматривают натюрморт,
отвечают
на
вопросы
Правильно
располагают
натюрморт в плоскости
листа.
Самостоятельно
подбирают цвета. Работу
выполняют
самостоятельно.
8.
Что
изображают 1
художники?
Как
художник работает
над
портретом
человека? Беседа о
художниках и их
картинах
Формирование
навыков
восприятия
и
оценки
деятельности
известных
художников. Изучение жанра
изобразительного искусства портрет.
Рассматривание
картины
знаменитых
Рассматривают картину.
Понимают, что картина
— это особый мир,
созданный художником,
наполненный
его
мыслями, чувствами и
переживаниями.
Рассматривают
и
сравнивают
картины
разных
художников,
разных
жанров,
рассказывать о настроении
и
разных
состояниях,
которые
художник
9
художников О. Кипренский «
Портрет А. Пушкина», В. Серова
«Портрет
балерины
Т.
Карсавиной», П. Заболотского
«Портрет
поэта
М
.
Лермонтова».
Усваивают
понятия
«рисовать с натуры»,
«рисовать по памяти».
Различают жанр портрет
под контролем учителя.
передает
цветом
(радостное, праздничное,
грустное,
таинственное,
нежное и т. д.) Усваивают
понятие «портрет».
9.
Автопортрет
Лепка.
1
Изучение
разнообразных
комплексных объемов. Пластика.
Форма.
Преимущества
пластилинографии перед лепкой
объемных фигур. Изображение,
полученное
в
технике
пластилинографии
Приемы
лепки
выполняют
под
контролем
учителя.
Лепят
портрет
под
контролем
учителя.
Используют
выразительные средства
живописи и возможности
пластинографии
для
создания портрета.
Закрепляют навыки работы
от общего к частному.
Усваивают такие понятия,
как
контур,
контраст,
изображение,
портрет.
Анализируют
форму
частей,
соблюдают
пропорции.
Работу
выполняют
самостоятельно.
10.
Автопортрет.
Рисование
1
Последовательность рисования
лица человека.
Овал лица.
Форма глаз, бровей. Цвет лица,
бровей, ресниц, волос. Развитие
художественных навыков при
создании образа на основе
знаний простых форм
Понимают, что такое
автопортрет. Работают по
шаблону.
Размечают
части
лица
под
контролем
учителя.
Изображают
живописными
средствами автопортрет
под контролем учителя.
Работают
графическими
материалами с помощью
линий разной толщины.
Выполняют
творческое
задание
согласно
условиям.
Создают
композицию
рисунка
самостоятельно.
Подбирают необходимые
цвета для выполнения
работы.
11.
Рисование
новогодней
1
Создание
поздравительной Понимают
открытки. Тема Нового года. художника
в
роль Объясняют
создании художника
в
роль
создании
10
открытки
Образ Деда мороза, Снегурочки
поздравительной
открытки.
Создают
открытку
к
определенному событию.
Приобретают
навыки
выполнения лаконичного
выразительного
изображения
определенной
(новогодней) тематики.
поздравительной
открытки.
Создают
средствами
живописи
эмоциональновыразительный
образ
новогоднего
праздника.
Передают с помощью
рисунка и цвета характер
персонажей
—
Деда
Мороза и Снегурочки.
Выполняют
эскизы
поздравительной открытки
на заданную тему.
12.
Художники о тех, 1
кто
защищает
Родину. Щит и меч
Изучение
героев-защитников.
Богатыри.
Рассматривание
картин художников — В.
Васнецова
«Богатыри»,
М.
Врубеля «Богатырь», П. Корина
«Александр
Невский».
Формирование
навыков
восприятия
и
оценки
деятельности
известных
художников.
Выражение
в
картинах любви к Родине,
стремления защитить, сберечь
Родину, ее богатства.
Понимают, что картина
— это особый мир,
созданный художником
наполненный
его
мыслями, чувствами и
переживаниями.
Рассуждают о творческой
работе зрителя, о своем
опыте
восприятия
произведений
изобразительного
искусства,
рассказывающих о любви
к Родине.
Рассматривают
и
сравнивают
картины
разных
художников,
рассказывают
о
настроении
и
разных
состояниях,
которые
художник передает цветом
(радостное, праздничное,
патриотическое, грустное,
таинственное, нежное и т.
д.). Усваивают понятие
«герой-защитник».
Называют
имена
знаменитых художников,
изображающих
героев,
богатырей, защитников.
13.
Доброе и злое в 1
Сказочный
мир,
знакомство. Рассматривают
картины Отвечают на вопросы по
11
сказках. Показ в
рисунках
Герои сказок. Изучение добрых и Уясняют понятия «злой»,
злых
сказочных
героев. «добрый».
Создают
Рисование доброго и злого героя. графическими
средствами
эмоциональновыразительный
образ
сказочного
героя
(доброго,
злого).
Работают по шаблонам.
картинам.
Понимают
условность
и
субъективность
художественного образа.
Закрепляют навыки работы
от общего к частному.
Работу
выполняют
самостоятельно.
14.
Беседа. Народное 1
искусство. Гжель
Беседа о Гжели. Знакомство с
традиционной
роспись
—
выполненные
от
руки
растительные и геометрические
орнаменты. Ознакомление с
разнообразием
русских
народных
промыслов,
с
народным искусством Гжель.
Обучение узнавать изделия с
гжельской росписью.
Знакомятся
с
разнообразием русских
народных
промыслов.
Учатся
различать
изделия,
знать
характерные особенности
Гжели. Знакомятся с
искусством
гжельских
мастеров.
Рассказывают о мастера
Гжели. Уясняют, какие три
цвета
используют
в
гжельской
росписи.
Понимают,
что
такое
растительный
и
геометрический
орнаменты.
15.
Украшать
1
изображение
росписью. Роспись
вазы
Продолжение
знакомства
с
разнообразием
русских
народных промыслов, обучение
узнаванию различных изделий,
характерных для того или иного
народного
искусства.
Использование художественных
средств
выразительности.
Знакомство
с
искусством
гжельских мастеров. Обучение
расписыванию чашки, блюдца,
Закрепляют
приемы
рисования концом кисти,
всем
ворсом,
примакиванием.
Расписывают
чашки
блюдца, выделять кайму
с
помощью
учителя
Работают по шаблону.
Работу выполняют под
контролем учителя.
Рисуют простейшие цветы
из
капелек,
выделяя
середину
цветком.
Закрепляют
приемы
рисования концом кисти,
всем
ворсом,
примакиванием.
Работу
выполняют
самостоятельно.
12
выделение каймы. Обучение
рисованию простейших цветов
из капелек, выделение середины
цветком. Закрепление приемов
рисования концом кисти, всем
ворсом, примакивание.
16.
Беседа
улицы 1
города. Люди на
улице города
Составление
рассказов
по
картинам
художников
(П.
Кончаловский.
«СанДжиминисано»,
«Крым.
Алупка»; Т. Насипова. «Станция
метро «Сокол», Ю. Пименов.
«Новая Москва»). Обучение
составлению
описательного
рассказа. Использование точных
слов для обозначения предметов.
Закрепление знаний о правилах
движения
и
поведения
пешеходов на улице.
Рассматривают картины
художников,
изображающих
улицы
города.
Развивают
навыки
составления
описательного рассказа
по картинке. Работают по
шаблону.
Работу
выполняют
под
контролем учителя.
Используют точные слова
для
обозначения
предметов.
Закрепляют
знания
о
правилах
поведения пешеходов на
улице.
Работают
по
иллюстрациям
картин
известных
художников.
Различают
изображение
фигуры взрослого человека
в движении, пропорции
взрослого и ребенка.
17.
Беседа.
Цвета, 1
краски лета. Цветы
лета
Разговор о лете. Рассматривание
картин художников (И. Шишкин.
«Рожь», Г. Мясоедов. «Дорога во
ржи», К. Маковский. «Девушка в
венке», А. Шилов. «Портрет
Оленьки»).
Развитие
познавательной
активности.
Формирование
позитивного
взгляда на мир. Воспитание
Рассматривают картину.
Называют
цветы,
растущие летом. Умеют
описывать летнюю пору,
красоту
природы,
многообразие животного
и растительного мира.
Составляют рассказ по
наводящим
вопросам
Называют
признаки
летнего времени года.
Развивают
память,
мышление,
способность
правильно и грамотно
высказывать свои мысли.
Учатся составлять рассказ
по теме.
13
эмоциональной отзывчивости к Подбирают краски лета
красоте
природы. под контролем учителя.
Формирование
бережного
отношения к природе.
14