МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
МКУ «Управление образования Октябрьского муниципального округа»
МОБУ Струговская ООШ
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании педсовета
Директор
________________________
________________________
Вештемова Е.Н.
Протокол №1
от «29» августа2025 г.
Приказ № 59-О
от «29» августа 2025 г.
Рабочая программа
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Речевая практика»
(для 4 класса)
Составитель: Вештемова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
Струговка 2025
1
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика»
составлена
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с нарушением интеллекта
(далее ФАООП УО, вариант (1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и
адресована обучающимся с нарушением интеллекта с учетом реализации
особых образовательных потребностей.
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области
«Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Речевая практика» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет
34 часов в год (1 час в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая практика».
Цель обучения – развитие речевой коммуникации обучающихся с
интеллектуальными
нарушениями
(умственной
отсталостью)
для
осуществления общения с окружающими людьми.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4
классе определяет следующие задачи:
‒
ускорение процесса овладения разговорной речью на основе
коррекции всех оставляющих речевой акт компонентов;
‒
улучшение таких качественных характеристик устной речи, как
звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
‒
развитие умения составлять рассказ с опорой на иллюстрации, на
фиксированную структуру текста, по серии картинок;
‒
развитие творческой активности обучающихся;
‒
формирование представлений о необходимости обязательного
выполнения правил, обеспечивающих безопасность человека и порядок в
обществе.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и
обучающихся выделяются следующие методы обучения: конструирование
диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной
интонацией, проигрывание диалогов, рассматривание иллюстрации, анализ
плана, составление предложений, слушание аудиозаписи, ролевые и
дидактические игры по теме ситуации и др.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и
обучающихся выделяются следующие методы обучения: конструирование
диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной
интонацией, проигрывание диалогов, рассматривание иллюстрации, анализ
2
плана, составление предложений, слушание аудиозаписи, ролевые и
дидактические игры по теме ситуации и др.
№ п/п
Название раздела, темы
Количество Контрольные
часов
работы
1
Аудирование
5
2
Дикция и выразительность речи
10
1
3
Подготовка
речевой
ситуации
организация высказывания
и 15
1
4
Культура общения
4
1
Итого
34
3
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
‒
способность
положительно
относиться
к
окружающей
действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию;
• представление о различных социальных ролях: собственных и
окружающих людей;
‒ целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей;
‒ готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Уровни достижения
предметных результатов по учебному предмету «Речевая практика» на
конец 4 класса
Предметные результаты
минимальный уровень
• знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать
или дойти до школы (по вопросам учителя участвовать в ролевых играх в
соответствии с речевыми возможностями);
• слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
• выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по
образцу учителя;
достаточный уровень
• понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в
аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
3
понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь
отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
• уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на
образец учителя и анализ речевой ситуации; участвовать в диалогах по темам
речевых ситуаций;
• правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться,
просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
• принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по
темам речевых ситуаций;
• уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинносимволический план.
Планируемые результаты формирования базовых учебных действий
(БУД):
Личностные учебные действия:
В учебных и внеучебных ситуациях:
• осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
• способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• положительно относится к окружающей действительности, готов к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
• стоит свое поведение исходя из целостного социально
ориентированного взгляда на мир в единстве его природной и социальной
частей;
• демонстрирует самостоятельность в выполнении учебных заданий,
поручений, договоренностей;
• понимает личную ответственность за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
• готов к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
По собственной инициативе может:
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–
ученик, ученик–класс, учитель−класс);
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
• обращаться за помощью и принимать помощь;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
• сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
• доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
4
• договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
В знакомых и понятных ситуациях самостоятельно может:
• адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия и действия одноклассников;
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
Познавательные учебные действия:
По словесной инструкции учителя или предложенной опорной схеме может:
• выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
• устанавливать видо-родовые отношения предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
• читать; писать; выполнять арифметические действия;
•
наблюдать
за
предметами
и
явлениями
окружающей
действительности;
• работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и
электронных и других носителях).
5
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема предмета
Кол- Программное содержание
во
часов
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Делимся новостями – 2 часа
1
Мы
снова
школе
Делимся
новостями
в 1
Поздравление
с
началом
учебного
года
Знание
и
употребление слов приветствия
и прощания в школе и дома
Введение
в
тему
(рассматривание
картинки,
свободные высказывания детей
по её содержанию) Беседа с
привлечением личного опыта
Составление
рассказа
об
интересных
событиях,
произошедших летом, показ
фотографий,
рисунков
Конструирование диалогов на
тему «Как я провёл лето»
Выражают
свои
просьбы,
используют вежливые слова,
используют правила этикета
при встрече и расставании с
детьми
и
взрослыми
Составляют рассказы на основе
иллюстраций
с
помощью
наводящих вопросов учителя
Правильно выражают свои
просьбы, умеют здороваться,
прощаться, просить прощения и
извиняться,
используют
соответствующие выражения
Составляют рассказы на основе
иллюстраций
2
Как я провёл лето 1
Конструирование диалогов по
рисункам на тему «Этим
летом…» Игра «Где я был-не
расскажу, а что делал-покажу»
с использованием рисунков
Составление
обучающимися
рассказов о самых интересных
событиях прошедшего лета с
Используют
диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения Играют в
игры,
соблюдая
правила
Составляют рассказы с опорой
на карточки с помощью
наводящих вопросов учителя
Пользуются словами этикета,
основными
правилами
культуры речевого общения
Играют в игру, соблюдая
правила Участвуют в диалоге
Составляют рассказы с опорой
на карточки
6
опорой
на
карточки,
называющие
фиксированные
части текста, и на выполненные
рисунки
Я выбираю книгу. Библиотека – 3 часа
3
Я выбираю книгу 1
Чтение
стихотворения
учителем,
обсуждение
прочитанного,
коллективный
ответ на поставленный в
стихотворении вопрос Знание
назначения библиотеки, правил
поведения
в
библиотеке
Умение выбирать книгу в
библиотеке
Участвуют в беседе Знакомятся
с правилами поведения в
библиотеке Умеют выбирать
книгу в библиотеке с помощью
учителя
Умеют отвечать на вопросы по
содержанию
услышанного
Соблюдают правила поведения
в библиотеке Умеют выбирать
книгу в библиотеке
4
Мы в библиотеке 1
Экскурсия
в
школьную
библиотеку Использование в
речи и поведении ранее
усвоенных правил поведения
Участие
в
диалоге
с
библиотекарем
Отгадывание
загадок, беседа по картинке
Составление предложений с
опорой
на
картину
и
собственные
высказывания
Составление рассказов «Моя
любимая книга» с опорой на
план Игра «Рассказ по кругу»
Обмен
первыми
Участвуют
в
беседе
с
библиотекарем
Составляют
предложения с опорой на
картинку
с
помощью
наводящих вопросов учителя
Составляют рассказы «Моя
любимая книга» с опорой на
план с помощью наводящих
вопросов учителя Играют в
игры, соблюдая правила
Умеют отвечать на вопросы по
содержанию
услышанного
Отгадывают
загадки
Составляют предложения с
опорой
на
картинку
и
собственные
высказывания
Составляют
рассказ
«Моя
любимая книга» с опорой на
план Играют в игры, соблюдая
правила
7
впечатлениями
о
книгах,
принесённых обучающимися и
учителем
5
Урок-игра
«Угадай
рисунок»
1
мой
Рисование по теме летнего
отдыха,
угадывание
темы
рисунка,
обсуждение
Составление
рассказов
по
своим рисункам так, чтобы
остальные ученики смогли
догадаться,
какой
рисунок
выполнен рассказчиком
Участвуют
в
обсуждении Участвуют
в
обсуждении
Составляют рассказ по рисунку Составляют рассказ по рисунку
с
помощью
наводящих
вопросов учителя
«Подскажите, пожалуйста…» - 4 часа
6-7 «Подскажите,
пожалуйста…»
2
Введение
в
ситуацию
(рассматривание
картинок,
обсуждение
проблемного
вопроса) Знакомство с темой
(беседа на основе личного
опыта о том, когда
может
быть
использована
фраза
«Подскажите
пожалуйста...»)
Конструирование возможных
диалогов
обращения
за
помощью: к знакомому и
незнакомому человеку Ролевые
игры по теме ситуации
Отвечают на вопросы учителя
по их содержанию с опорой на
иллюстративный
материал
Обсуждают
ситуацию
с
помощью учителя Используют
диалогические формы речи в
различных ситуациях общения
Играют в игры, соблюдая
правила
Воспроизводят составленные
рассказы
с
опорой
на
иллюстративный
материал
Обсуждают
ситуацию
Пользуются словами этикета,
основными
правилами
культуры речевого общения
Играют в игры, соблюдая
правила
Я за порогом дома – 3 часа
8
Я - пассажир
1
Знакомство с темой (беседа на Используют правила поведения Умеют пользоваться правилами
основе
личного
опыта) в общественном транспорте поведения в общественном
8
Актуализация
имеющихся
знаний о правилах поведения в
общественном
транспорте
Конструирование возможных
диалогов
в
общественном
транспорте Ролевая игра «В
автобусе»
Используют вежливые слова
Конструируют
возможные
диалоги
в
общественном
транспорте с помощью учителя
Играют в игры, соблюдая
правила
транспорте
Используют
вежливые слова Конструируют
возможные
диалоги
в
общественном
транспорте
Играют в игры, соблюдая
правила
Слушают
сказку,
умеют
отвечать на вопросы с опорой
на иллюстративный материал
Участвуют в проигрывании
эпизодов сказки с помощью
учителя
Понимают содержание сказки,
прослушанной в аудиозаписи,
отвечают на вопросы учителя
Участвуют в проигрывании
эпизодов сказки
В гости к сказке -7 часов
910
Русская народная 2
сказка «Петушок
–
Золотой
гребешок»
Прослушивание
аудиозаписи
сказки «Петушок — Золотой
гребешок»
с
опорой
на
иллюстрации
к
уроку
Тренировочные упражнения в
передаче
характера
и
переживаний героев Умение
изменять силу голоса, тон и
тема речи в зависимости от
эпизода сказки Проигрывание
эпизодов
сказки
с
использованием
элементов
костюмов, кукол или фигур
героев
11
Театрализованное 1
представление
сказки
Участие в театрализованном Участвуют в проигрывании Принимают
участие
представлении
сказки
с эпизодов сказки с помощью театрализованном
использованием
элементов учителя
представлении
костюмов, кукол или фигур
героев
12- Моя
13 сказка
любимая 2
в
Участие в викторине «Сказка Воспринимают
на
слух Воспринимают
на
слух
ложь, да в ней намёк» рассказы
одноклассников рассказы
одноклассников
9
Представление любимой сказки Отвечают на вопросы учителя с Отвечают на вопросы учителя
в виде рассказа, пересказа, опорой на иллюстративный Пересказывают сказку
иллюстраций
материал
Пересказывают
сказку
с
опорой
на
иллюстративный материал
У телевизора – 4 часа
14
У
телевизора 1
Планируем
телевизионный
досуг
15
У
телевизора. 1
Планируем
телевизионный
досуг
16
Мои
любимые 1
передачи
Введение
в
ситуацию Отвечают на вопросы учителя Понимают содержание детских
(рассматривание
картинок, по содержанию просмотренных видеофильмов, отвечать на
обсуждение
проблемного и видеофильмов
вопросы учителя
вопроса) Знакомство с темой
(беседа на основе личного
опыта)
Актуализация,
уточнение
и
расширение
имеющихся знаний по теме:
предпочтения обучающихся в
телеэфире,
умение
ориентироваться в программе
телепередач,
умение
пользоваться
пультом
от
телевизора
Актуализация, уточнение и
расширение имеющихся знаний
по
теме:
предпочтения
обучающихся в телеэфире,
умение
ориентироваться
в
Отвечают на вопросы учителя
по содержанию просмотренных
и видеофильмов Участвуют в
коллективном
обсуждении
«Моя любимая книга» с
Понимают содержание детских
видеофильмов, отвечать на
вопросы учителя Коллективно
обсуждают «Моя любимая
книга» с опорой на план
10
программе телепередач, умение помощью учителя, с опорой на
пользоваться
пультом
от план
телевизора.
Коллективное
обсуждение «Моя любимая
программа»
с
элементами
рассказов
обучающихся,
выполненных с опорой на план
В гости к сказке – 3 часа
17
Игра «Лисичка- 1
сестричка»
Введение в тему (беседа с
опорой
на
иллюстрацию)
Знакомство
со
сказкой
(слушание аудиозаписи сказки
с опорой на иллюстрации)
Закрепление содержания сказки
(пересказ
с
опорой
на
иллюстрации, по вопросам
учителя, игра «Рассказ по
кругу» и др.) Инсценирование
сказки
Слушают
сказку,
умеют
отвечать на вопросы с опорой
на иллюстративный материал
Пересказывают сказку с опорой
на иллюстрации Участвуют в
проигрывании эпизодов сказки
Играют в игры, соблюдая
правила
Понимают содержание сказки,
прослушанной в аудиозаписи,
отвечают на вопросы учителя
Инсценируют сказку Играют в
игры, соблюдая правила
Введение в тему (беседа с
опорой
на
иллюстрации)
Актуализация
знаний
о
новогодних
сказках,
мультфильмах
Обсуждение
замысла истории Составление
предложений к каждой части
придумываемой истории с
опорой на вопросный план
Отвечают на вопросы учителя
по содержанию просмотренных
и видеофильмов Обсуждают
замысел истории с помощью
наводящих
вопросов
Составляют
простые
предложения с опорой на
вопросный план и с помощью
учителя
Участвуют
в
Понимают содержание детских
видеофильмов, отвечать на
вопросы учителя Обсуждают
замысел истории Составляют
распространенные
предложения с опорой на
вопросный план Рассказывают
получившие
истории
Принимают
участие
в
Новогодние истории – 4 часа
18
Новогодние
истории
1
11
Иллюстрирование
истории проигрывании эпизодов сказки театрализованном
согласно
замыслу с помощью учителя
представлении
Рассказывание
вариантов
истории,
получившихся
у
школьников
Представление
истории
на
новогоднем
празднике (инсценирование)
Знаки-помощники - 4 часа
19
Знакипомощники
1
Введение
в
тему
(рассматривание картинок по
теме
«Знаки-помощники»)
Актуализация
знаний
обучающихся по теме на основе
рассматривания
условных
знаков,
встречающихся
в
повседневной
жизни
Моделирование
и
проигрывание
возможных
диалогов
на
улице,
предполагающих обсуждение
значения дорожных знаков
Повторяют
правила
ПДД
Моделируют и проигрывают
возможные диалоги на улице,
предполагающие обсуждение
значения дорожных знаков с
помощью учителя
Называют дорожные знаки и
виды переходов, рисуют знаки
Моделируют и проигрывают
возможные диалоги на улице,
предполагающие обсуждение
значения дорожных знаков
20
Я – пассажир
1
Актуализация информации о
предупреждающих
и
информационных
знаках
Участие в викторине «О чём
мне
говорят
знаки?»
Повторение правил поведения в
общественном
транспорте
Составляют правила дорожного
движения Участвуют в ролевых
играх
в
соответствии
с
речевыми
возможностями
Выражают
свои
просьбы,
используя вежливые слова,
адекватно пользуясь правилами
Пользуются
правилами
дорожного
движения
Участвуют в ролевых играх
Выражают
свои
просьбы,
используя вежливые слова,
адекватно пользуясь правилами
этикета
12
Ролевая игра «Я – пассажир»
этикета
Введение
в
ситуацию
(рассматривание
картинок,
обсуждение
проблемного
вопроса) Знакомство с темой
(беседа
с
привлечением
личного опыта, ответы на
вопросы
на
основе
иллюстраций)
Актуализация,
уточнение
и
расширение
имеющихся знаний о правилах
поведения в лесу Творческая
работа «Что может нанести
вред лесу?» Представление
работ
обучающимися
(составление
рассказов)
Составление
«Правил
вежливого поведения в лесу»
Используют
диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения Отвечают
на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на
иллюстративный
материал
Участвуют в представлении
работ
в
соответствии
с
речевыми
возможностями
Составляют
«Правила
вежливого поведения в лесу» с
помощью учителя
Активно участвуют в диалогах
по темам речевых ситуаций
Умеют
воспроизводить
составленные
рассказы
с
опорой на иллюстративный
материал Представляют работы
Составляют
«Правила
вежливого поведения в лесу»
Введение в тему ситуации
(работа
с
иллюстрацией,
обсуждение
проблемного
вопроса)
Обсуждение
проблемной ситуации (девочка
расстроена, ей необходимо
утешение) Актуализация и
уточнение словаря эмоций у
школьников
Введение
в
Выбирают
правильные
средства
интонации,
ориентируясь
на
образец
учителя и анализ речевой
ситуации
Используют
диалогические формы речи в
различных ситуациях общения
Играют в игру «Свои чувства
не скажу, а без слов вам
Выбираю правильные средства
интонации, ориентируясь на
образец учителя и анализ
речевой ситуации Участвуют в
диалогах по темам речевых
ситуаций Играют в игру «Свои
чувства не скажу, а без слов
вам покажу» Моделируют
диалоги утешения, сочувствия,
В гостях у леса – 4 часа
21
В гостях у леса
1
Задушевный разговор 4 часа
22
Задушевный 1
разговор
13
23- Учимся общаться 2
24
контекст
разговора
словосочетания «задушевный
разговор» (добрый,
между
друзьями
или
близкими
людьми,
негромкий)
Моделирование
диалогов
утешения,
сочувствия,
предостережения на основе
иллюстраций
Игра
«Свои
чувства не скажу, а без слов
вам покажу»
покажу», соблюдая правила предостережения
Моделируют
диалоги иллюстраций
утешения,
сочувствия,
предостережения на основе
иллюстраций и с помощью
учителя
Знакомство с рассказами В.
Осеевой «Волшебное слово»,
«Что легче?», «На катке» в
аудиозаписи
Совместное
рассматривание
картинки,
обсуждение
первых
впечатлений
Тренировочные
упражнения в изображении
различных эмоций Соотнесение
рассказов с личным опытом
детей
Слушают рассказы В. Осеевой
«Волшебное
слово»,
«Что
легче?»,
«На
катке»
Рассматривают
картинки,
принимают
участие
в
обсуждении
Отвечают
на
вопросы
Выбирают
правильные
средства
интонации, ориентируясь на
образец учителя и анализ
речевой ситуации Участвуют в
диалогах по темам речевых
ситуаций
на
основе
Понимают
содержание
рассказов, прослушанной в
аудиозаписи,
отвечают
на
вопросы
учителя
Рассматривают
картинки,
принимают
участие
в
обсуждении
Отвечают
на
вопросы
Выбирают
правильные
средства
интонации, ориентируясь на
образец учителя и анализ
речевой ситуации Участвуют в
диалогах по темам речевых
ситуаций
Соотносят
составленные рассказы с о
своим личным опытом с
помощью учителя
14
Приглашение – 4 часа
Я
получил 1
приглашение
Введение в ситуацию (беседа с
опорой
на
иллюстрацию,
обсуждение
проблемного
вопроса)
Актуализация
имеющихся знаний по теме
(беседа на основе личного
опыта)
Конструирование
устных приглашений с опорой
на план Дифференциация в
зависимости
от
адресата
Моделирование
диалогов,
содержащих приглашение и
вежливый отказ Составление
текстов
письменных
приглашений
Используют
диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения Составляют
устные приглашения с опорой
на план в соответствии с
речевыми
возможностями
Составляют
текстовые
письменные приглашения с
помощью учителя Моделируют
диалоги с помощью наводящих
вопросов
Используют
диалогические
формы речи в различных
ситуациях
общения
Конструируют
устные
приглашения с опорой на план
Составляют
текстовые
письменные
приглашения
Моделируют диалоги
26- Инсценировка
1
27 стихотворения А.
Усачёва
«Приглашение
улитке»
Актуализация
имеющихся
знаний по теме (беседа на
основе
личного
опыта)
Слушание
аудиозаписи
стихотворения, распределение
ролей,
инсценирование
стихотворения
А.
Усачёва
«Приглашение улитке»
Слушают стихотворение А.
Усачёва «Приглашение улитке»
Участвуют в инсценировании
стихотворения
А.
Усачёва
«Приглашение улитке»
Понимают
содержание
стихотворения, прослушанной
в аудиозаписи, отвечают на
вопросы учителя Инсценируют
стихотворение
А.
Усачёва
«Приглашение улитке»
Введение в ситуацию (беседа с
опорой
на
иллюстрацию,
обсуждение
проблемного
вопроса)
Конструирование
Используют
диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения Составляют
поздравление в соответствии с
Активно участвуют в диалогах
по темам речевых ситуаций
Составляют поздравление в
соответствии
с
речевыми
25
Поздравляю! – 6 часов
28- Поздравления
29
2
15
30
Мы
на
рождения
Дне 1
поздравлений Дифференциация
в зависимости от адресата
Знакомство
с
правилами
оформления
письменного
поздравления
на
открытке
Тренировочные упражнения в
подписывании
поздравительных
открыток
Подготовка
поздравительной
открытки и подписи к ней
речевыми возможностями с
помощью
учителя
Подписывают поздравительные
открытки
по
образцу
Оформляют поздравительную
открытку с помощью учителя
возможностями Подписывают
поздравительные открытки по
образцу
Оформляют
поздравительную открытку
Составление предложений с
опорой на схемы Повторение
правил поведения в гостях
Тренировочные упражнения в
произнесении
поздравлений
Обсуждение и проигрывание
возможных
конкурсов
и
развлечений, которые могут
быть предложены в гостях
Разучивают и рассказывают
стихотворения в соответствии с
речевыми
возможностями
Составляют предложения с
опорой на схемы и с помощью
учителя Произносят простые
поздравления
Принимают
участие в играх, соблюдая
правила
Разучивают и рассказывают
стихотворения
Составляют
предложения с опорой на
схемы
Составляют
и
воспроизводят
простые
поздравления
Принимают
участие в играх, соблюдая
правила
Знакомство с темой (беседа с
привлечением личного опыта)
Актуализация
опыта
обучающихся
по
теме,
знакомство
со
структурой
письма
Составление
коллективного
письма
литературному герою по теме с
опорой на план из ключевых
Используют
диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения Отвечают
на
вопросы
Используют
структуру письма и участвуют
в составлении коллективного
письма Составляют письма с
помощью учителя Участвуют в
самостоятельной
работе
с
Активно участвуют в диалогах
по темам речевых ситуаций
Отвечают
на
вопросы
Пользуются структурой письма,
опираются
на
план
из
ключевых
слов
при
составлении
коллективного
письма Составляют письма.
Самостоятельно работают с
Жду письма! – 4 часа
31
Жду письма!
1
16
слов Самостоятельная работа с дифференцированной помощью дифференцированной помощью
дифференцированной помощью учителя
учителя
учителя «Письмо …» (в
зависимости
от
интересов
обучающихся
могут
быть
предложены задания написать
письмо другу, родственнику и
др.)
«Извините меня…» - 4 часа
32
«Извините
меня…»
1
Введение
в
ситуацию
(рассматривание
картинок,
обсуждение
проблемного
вопроса) Знакомство с темой
(беседа на основе личного
опыта о том, когда может быть
использована фраза «Извините
меня»)
Конструирование
возможных
диалогов,
содержащих
извинения
Ролевые игры по теме ситуации
Рассматривают
картинки
Используют
диалогические
формы речи в различных
ситуациях
общения
Конструируют
возможные
диалоги,
содержащие
извинения
с
помощью
наводящих
вопросов
Участвуют в ролевых играх в
соответствии
с
речевыми
возможностями
Рассматривают
картинки.
Активно участвуют в диалогах
по темам речевых ситуаций
Конструируют
возможные
диалоги,
содержащие
извинения
Участвуют
в
диалогах по темам речевых
ситуаций, в ролевых играх
Поздравительная открытка (место уроков по данной теме в последовательности уроков 4-й четверти определяется учителем по
календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарной дате 9 мая) – 2 часа
33
Поздравительная
открытка к 9 мая
1
Знакомство с темой (беседа с
привлечением личного опыта,
ответы на вопросы на основе
иллюстраций) Прослушивание
песен, стихов, рассказов о
Великой Отечественной войне
Рисование
праздничных
Используют
диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения Отвечают
на вопросы Слушают песни,
стихи, рассказы о Великой
Отечественной
войне
Разучивают и рассказывают
Активно участвуют в диалогах
по темам речевых ситуаций
Отвечают
на
вопросы
Понимают содержание стихов,
песен,
рассказов о ВОВ
прослушанной в аудиозаписи,
отвечают на вопросы учителя
17
открыток
Конструирование
поздравлений с Днём Победы
различным
адресатам
(ветеранам, учителям, родным)
Подписывание
открыток
Доставка открыток адресатам
(отправление
письмом,
доставка лично в руки)
стихотворения в соответствии с
речевыми
возможностями
Составляют поздравления с
праздником
с
помощью
наводящих вопросов и учителя
Подписывают
открытки
с
опорой на образец
Разучивают и рассказывают
стихотворения
Составляют
поздравления с праздником
различным
адресатам
с
помощью
учителя
Подписывают открытки
Рассматривают
картинки
Используют
диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения Участвуют
в беседе; отвечают на вопросы
учителя
Выполняют
и
представляют
творческие
работы классу в соответствии с
речевыми
возможностями
Обсуждают планы на каникулы
с
помощью
наводящих
вопросов
Рассматривают
картинки.
Активно участвуют в диалогах
по темам речевых ситуаций
Участвуют в беседе; отвечают
на вопросы учителя Выполняют
и представляют творческие
работы классу Обсуждают
планы на каникулы с помощью
наводящих вопросов Задают
вопросы
учителю
и
одноклассникам
Составляют
простой рассказ на тему «Как я
буду проводить каникулы»
«Во саду ли в огороде» - 3 часа
34
«Во саду ли, в 1
огороде»
Введение
в
ситуацию
(рассматривание
картинок,
обсуждение
проблемного
вопроса) Знакомство с темой
(беседа
с
привлечением
личного опыта, ответы на
вопросы
на
основе
иллюстраций, основная линия
беседы - работа летом в саду и
в огороде, овощи, фрукты и
ягоды, растущие в нашей
местности)
Подготовка
обучающимися
творческих
работ по теме (обсуждение
замыслов, порядка выполнения)
Выполнение и представление
творческих работ классу —
составление
рассказов
на
основе выполненных рисунков
Обсуждение
планов
обучающихся на каникулы:
18
свободные
высказывания,
взаимные вопросы, уточнения
19