Рабочая программа_Азбука экологии_2-3 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
МКУ «Управление образования Октябрьского муниципального округа»
МОБУ Струговская ООШ

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании педсовета

Директор

________________________

________________________
Вештемова Е.Н.

Протокол №1
от «29» августа2025 г.

Приказ № 59-О
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Естествознание. Азбука экологии»
для обучающихся 2-3 классов
Составитель: Касинская Мария Александровна,
учитель начальных классов

Струговка 2025
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность разработки программы учебного курса «Естествознание. Азбука экологии»
(далее – Программа) определяется формирующимся на современном этапе видением
перспектив развития общества, условий предотвращения

глобального экологического

кризиса, а также новых требований к педагогической деятельности. В современных
социокультурных условиях изменяются цели, задачи и содержание экологического
образования, акцент переносится на формирование экологической культуры личности как
результат экологического образования. Экологическое образование – процесс приобщения
индивида к культурному опыту человечества по взаимодействию с окружающей средой.
Программа ориентирована на формирование у обучающихся знаний, установок,
личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих становление экологического
типа мышления, экологической культуры как необходимого элемента общей культуры
современного человека.
Экологическая

культура

представляет

собой

совокупность

личностных

характеристик человека, отражающих состояние гармонии с природой, социумом и
собственным

внутренним

миром

через

развитие

экологического

сознания,

эмоционально-нравственного и деятельностно-практического отношения к окружающей
среде. Формирование у детей младшего школьного возраста экологической культуры
требует

интеграции

содержания

экологического,

духовно-нравственного,

патриотического, эстетического воспитания программа направлена на развитие
мотивации готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность,
осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести
работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного
развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Основная цель настоящей программы – формирование у обучающихся экологической
культуры как нового качества личности, основанного на влиянии на её интеллектуальную,
эмоционально-чувственную и деятельностную сферы; воспитание чувства ответственности
за свои действия в природе, базирующегося на знании закономерностей протекания
природных процессов.
Задачи программы
- Формирование у младших школьников системы экологических ценностей как
базового компонента экологической культуры, умения различать универсальные (всеобщие)
и утилитарные ценности.
- Формирование у обучающихся потребности познания окружающего мира и своих
связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую
очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам).
2

- Формирование экологического сознания, основанного на гуманном, ценностном
отношении к природе.
- Формирование умений, навыков и опыта применения экологических знаний в
практике взаимодействия с окружающим миром.
- Формирование культуры взаимодействия с окружающей средой – природной и
социальной, основу которой составляют духовно-нравственные ценности.
- Развитие эмоционально-чувственной сферы, эмпатии, нравственно-эстетического
отношения к окружающей среде.
- Создание условий для формирования и реализации обучающимися активной
созидательной

личностной

позиции

в

экологической

деятельности,

готовности

к

самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно экологического
выбора.
- Создание условий для формирования начал экологической компетентности.
Общая характеристика учебного курса
Программа отражает стратегию государственной политики в области экологического
образования, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической
безопасности населения, отраженную в документе «Основы государственной политики в
области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»
(утверждено Президентом Российской Федерации 30.04.2012). В тексте Конституции
РФ(Ст.114) среди обязанностей Правительства Российской Федерации выделяется создание
«условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания
экологической культуры» (п.е.6).
Нормативно-правовая и документальная основы Программы
- Экологическая доктрина Российской Федерации (2002).
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (2012).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (2009).
- Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002).
- Основы

государственной

политики

в

области

экологического

развития

Российской Федерации на период до 2030 года (2012).
- Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской
Федерации (2008).
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(2015).
Программа опирается на научные подходы и теоретические положения по
3

организации процесса экологического образования (С.В. Алексеев, Е.Н.Дзятковская,
А.Н.Захлебный, С.Н.Николаева, А.А.Плешаков И Др.).
Программа построена с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на
формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста:
- экологические, социальные и экономические условия;
- общий уровень экологической культуры сообщества, соответствующие традиции,
влияющие на образовательную среду;
- возрастные

психофизиологические

особенности

обучающихся;

специфика

восприятия и отношения к своему социоприродному окружению;
- ведущий вид деятельности младших школьников, особенности коммуникации с
миром людей, природы, предметов;
- активно формируемые в младшем школьном

возрасте

ценностные

установки,

поведенческие модели, привычки;
- материально-технические,

кадровые,

финансовые

ресурсы

образовательной

организации.
Организация работы по реализации программы должна строиться на основе ряда
общепедагогических и частных принципов:
- научная обоснованность, системность, последовательность;
- возрастная и социокультурная адекватность;
- практическая целесообразность;
- системно-деятельностная организации обучения и воспитания;
- междисциплинарность экологического знания, базирующаяся на комплексном подходе
к познанию и развитию человека, общества, природы;
- интеграция содержания различных видов экологически ориентированной
деятельности младших школьников;
- соблюдение

требований

информационной

безопасности

младших

школьников;
- краеведческая направленность.
Основные направления программы
Основные направления содержания программы определяются в соответствии с
направлениями экологического образования, отражающего содержание науки экологии.
Основные направления образовательной деятельности в рамках программы:
- вовлечение учащихся в социально значимую практическую деятельность по изучению
и сохранению ближайшего природного окружения;
- воспитание ценностного отношения, формирование и развитие научных и образных
4

представлений о человеке и окружающей его среде, их экологических взаимодействиях;
- освоение нравственных ограничений и предписаний по отношению к природной среде
и человеку;
- становление начального опыта защиты природной среды;
- развитие у младших школьников эколого-эстетического восприятия окружающего
мира.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АЗБУКА ЭКОЛОГИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 2 года, 68 часов. На изучение учебного курса «Азбука
экологии» отводится: со 2 по 3 классы – по 34 часа в год (1 час в неделю). Программа может
быть реализована в рамках учебной, внеурочной деятельности экологической и естественнонаучной направленностей; в условиях дополнительного образования детей.
Основные формы организации образовательной деятельности: тематические
занятия, направленные на формирование экологической культуры и бережного отношения
к природе; исследовательская работа; беседы (проблемные, эвристические); экскурсии,
практические

занятия

в

ближайшем

природном

и

социоприродном

окружении

(пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и пр.); виртуальные
путешествия; мини-проекты; конкурсы экологической направленности; образовательные
ситуационные игры; издание брошюр, буклетов; листовок и др.
Основные виды деятельности обучающихся: учебная, учебно- исследовательская,
проектная,

образно-познавательная,

креативная,

игровая

(ролевые,

дидактические,

ситуационные, деловые игры), эколого-этическая, рефлексивно-оценочная, регулятивная,
общественно полезная (природоохранная) деятельность, коммуникация со сверстниками и
взрослыми (проблемно-ценностное и досуговое общение), моделирование, анализ ситуаций,
наблюдение, участие в акциях и др.
Курс «Азбука экологии» дополняет и углубляет знания обучающихся, полученные в
ходе изучения учебного предмета «Окружающий мир», ориентирован на развитие
универсальных учебных действий, формируемых средствами всех учебных предметов.
Основные формы организации образовательной деятельности: тематические занятия,
направленные на формирование экологической культуры и бережного отношения к
природе; исследовательская работа; беседы (проблемные, эвристические); экскурсии,
практические занятия в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный
участок,микрорайон школы,ближайший парк, водоём и пр.); виртуальные путешествия;
мини-проекты; конкурсы экологической направленности; образовательные ситуационные
игры; издание брошюр, буклетов; листовок и др.
Основные виды деятельности обучающихся: учебная, учебно-исследовательская,
5

проектная,

образно-познавательная,

креативная,

игровая(ролевые,

дидактические,

ситуационные, деловые игры), эколого-этическая, рефлексивно-оценочная, регулятивная,
общественнополезная (природо-охранная) деятельность, коммуникация со сверстниками и
взрослыми (проблемно-ценностное и досуговое общение), моделирование, анализ ситуаций,
наблюдение, участие в акциях и др.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
- Безопасность природы и человека как ключевая универсальная

социальная

ценность, без которой значимость других ценностей оказывается под вопросом.
- Природа как одна из основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Экологическая культура как компонент культуры общества, как самоценность и
как способ защиты идеалов, ценностей человека и человечества.
- Патриотизм как нравственная норма, проявление чувства любви к Родине,
понимание сопричастности к настоящему и будущему своей страны и родного края.
- Ценность

научного

знания;

осуществление

самостоятельному познанию окружающего

стремления

мира; формирование

человека

к

познавательных

интересов.
- Гражданственность как интегративная, комплексная характеристика личности
человека, как характеристика гражданско-патриотической позиции человека, его
ценностной ориентации, подразумевающая ответственность за судьбу своей Родины,
сопричастность с её судьбой.
-

Осознание себя частью природного мира; развитие интереса к природе, природным

явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; формирование
бережного гуманного отношения ко всему живому и нетерпимого
действиям, приносящим вред природе, к жестокому

отношения

к

обращению с животными;

приобретение элементарного опыта природоохранной деятельности.
- Нравственный выбор и ответственность человека по отношению к природе;
проявление любви, сострадания и милосердия ко всему живому.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Анализ путей и прогнозируемых итогов формирования компонентов экологической
культуры личности (экологическое сознание, естественно-научное знание, экологическая
компетентность, эмоционально-чувственный и нравственный компоненты, эстетическое
отношение к окружающему миру, опыт экологической деятельности) на уровне начального
общего образования позволяет определить планируемые результаты освоения учебного
курса.
6

Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы
методами естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости
сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации и дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности,
что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня
личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных
для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели
учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование
результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка
выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения:
поиска

и

отбора

источников

информации

в

соответствии

с

учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме –
в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе
группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
- сформированность представлений об экологии как об одном из важнейших
направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком,
как о важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- углублённые представления о взаимосвязи мира живой и н еживой
природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под
воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых
для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование
7

элементарных исследовательских умений;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в
повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения
в природной и социоприродной среде;
- осознание взаимосвязи между собственными действиями и состоянием
окружающей среды.
Среди результатов экологического образования также можно выделить
формирование готовности защищать и оберегать природу, восприятие окружающего
мира

обучающимися

как

объекта

их

постоянной

заботы.

Формирование

экологической культуры тесно связано с развитием у детей способности к
самоограничению своих потребностей на основе становления экологического
мировоззрения, усвоения принципов экологической этики.
На этапе начального общего образования на первое место выдвигается опыт
применения формируемых при изучении учебных предметов универсальных учебных
действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения в
учебной

деятельности

и

повседневной

жизни.

Формируется

личный

опыт

самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания данного
возраста «хочу – нельзя» и его эмоционального переживания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Основным источником формирования содержания учебного курса выступает
экологическая культура как синтез научного знания, экологических норм.
Содержание учебного курса обеспечивает становление экологического сознания
обучающегося,
взаимосвязей

совокупности
в

природе

и

чувств,
в

взглядов

и

представлений

о

проблемах

системе взаимоотношений «человек(общество) –

природа», о путях их оптимального решения в соответствии с социальными и
природными

возможностями.

Данное

направление

содержания

Программы

базируется на естественно-научном и обществоведческом знании, формирующем у
младших школьников взвешенное, грамотное понимание окружающего мира и
разумное отношение к явлениям и процессам, происходящим в нём.
Содержание программы также направлено на формировании экологической
компетентности, которая проявляется в демонстрируемых обучающимся умении и
способности пользоваться экологической информацией, решать творческие задачи,
выполнять

проектные

работы,

анализировать

информацию,

включаться

в
8

экологическую

деятельность,

эффективно

взаимодействовать

с

различными

социальными группами. Экологическая компетентность предполагает грамотное и
гуманное отношение к природе, мобилизацию усилий для разрешения экологических
проблем, соотнесение своих целей и способов жизнедеятельности с потребностями
общества и природных сообществ.
Содержание Программы ориентировано на эмоционально-чувственный мир
личности младшего школьника, формирование чувства меры, эстетического отношения к
природному миру. Содержание Программы обеспечивает возможность накопления
обучающимися опыта экологической деятельности, включающей все виды и формы
деятельности людей, в том числе и духовные, эмоционально-интеллектуальные,
нацеленные на достижение гармонии взаимодействия с природой и способствующие
формированию экологического сознания.
Основу содержания Программы составляют базовые экологические понятия:
наука экология (первоначальные представления); место обитания живых существ;
условия существования живых существ; черты приспособленности живых существ к
условиям жизни; взаимосвязи в природе; взаимоотношения живых существ между
собой и с объектами неживой природы; цикличность природных процессов;
биоразнообразие.
Данные понятия являются основой для изучения различных экосистем (в том
числе экосистем региона), биосферы, эволюции жизни, циклических природных
процессов, преобразующей деятельности человека, современных экологических проблем
локального и глобального уровня, путей их преодоления, места каждого человека в их
решении.
Содержание программы обеспечивает подготовку обучающихся к участию в
международных исследованиях качества естественно-научного образования (например,
TIMSS), предполагающих глубокие знания по ряду вопросов: история Земли, природные
ресурсы, влияние условий окружающей среды на живые организмы, позитивное и
негативное влияние людей на мир природы, виды взаимоотношений живых организмов в
природных сообществах и др.
При составлении Программы использован концентрический принцип построения
содержания. Со 2 по 3 класс происходит расширение и углубление представлений
обучающихся по темам программы. Младшие школьники учатся применять освоенные
знания

для

решения

эколого ориентированных учебно-познавательных и учебно-

практических задач, повседневных проблем, реализуют накопленный опыт при участии в
акциях, конкурсах экологической направленности , издании листовок и т.д.
9

2 класс
Что такое экология? Экологические знания как основа деятельности людей по
охране природы. Экологические знания как основа изучения природных сообществ.
Экология леса, луга, почвы, водоёмов. Биоценоз, экосистема.
Растения и животные ближайшего окружения. Что растёт и кто живёт на
пришкольном участке, в парке, у реки. Растения и животные родного края. Наиболее
характерные отличительные признаки схожих видов.
Места обитания и среды обитания растений и животных. Место Земли во
Вселенной и Солнечной системе. Строение Земли. История развития Жизни на Земле.
Ископаемые останки.
Места обитания. Составление описания места обитания. Общие черты растений
и животных, живущих в одной из сред обитания: наземно-воздушной, водной,
почвенной.
Условия существования живых организмов. Компоненты неживой и живой
природы. Необходимые условия существования живых организмов, роль воздуха, воды,
света, тепла в жизни растений, животных, человека. Черты приспособленности растений,
животных. Поведение животных, обеспечивающее выживание в разных условиях
(миграция, зимняя спячка, гибернация и др.). Сезонные изменения в природе. Цикличность
природных процессов. Причины цикличности. Жизненный цикл животных (детство,
юность, зрелость и старость). Продолжительность различных жизненных стадий и
продолжительность жизни организмов.
Разнообразие живой природы. Многообразие растений: группы растений.
Многообразие животных: группы животных. Грибы, их строение и питание. Разнообразие
грибов.
Многообразие растений и животных в природных сообществах.
Биоразнообразие как основа устойчивости природных сообществ.
Экологические связи в природе. Производство растениями питательных веществ
под действием солнечного света. Выявление экологических связей в природе. Понятия
«цепь питания», «пищевая сеть». Значение знаний о пищевой сети и экологической
пирамиде для охраны природы. Непищевые связи в природе. Определение последствий
нарушения связей в природе. Оценка поведения людей в природном окружении с точки
зрения экологической целесообразности. Составление экологических правил.
Способы охраны природы. Причины возникновения экологических проблем.
Природоохранная деятельность людей. Охраняемые природные территории: заповедники,
национальные парки.
10

Человек и природа. Современный рельеф Земли. Горные породы. Положительное и
отрицательное влияние человека на природу. Роль человека в сохранении экосистем.
3 класс
Что такое экология?
Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы. Биоценоз,
экосистема, биосфера. Биосфера как самая крупная экосистема Земли. Экосистемы
родного края.
Растения и животные ближайшего окружения. Флора и фауна Земли. Влияние
растений и животных на компоненты живой и неживой природы, хозяйственную
деятельность человека (разрушение горных пород растениями, защита растениями
почвы от эрозии, вредители сельскохозяйственных растений и др.).
Места обитания и среды обитания растений и животных. История развития
жизни на Земле. Периодизация развития жизни. Продолжительность формирования
биосферы. Специфика наземно-воздушной, водной, почвенной

сред обитания.

Соотнесение растений и животных с определёнными местами и средами обитания,
экосистемами.

Взаимосвязи

между

строением

растений,

животных,

грибов

и

особенностями среды, в которой они обитают. Определение особенностей строения
организмов, обеспечивающих адаптацию к среде. Биотические и абиотические факторы
среды обитания.
Условия существования живых организмов. Компоненты неживой и живой
природы. Необходимые условия существования живых организмов, роль воздуха, воды,
света, тепла в жизни растений, животных, человека. Черты приспособленности растений,
животных. Сезонные изменения в природе. Цикличность

природных

процессов.

Круговорот веществ в природе. Круговороты как механизм жизнеобеспечения планеты
Земля.
Разнообразие живой природы. Многообразие растений: группы растений.
Многообразие животных: группы животных. Разнообразие внешнего строения
растений, животных внутри групп. Разнообразие черт приспособленности растений и
животных к жизни в различных средах обитания, условиям жизни. Защитные
приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с
окружающей их средой. Биоразнообразие как основа устойчивости природных
сообществ.
Экологические связи в природе. Пища для растений и животных как источник
энергии для жизнедеятельности, роста и развития. Особенности питания животных,
11

группы животных по типу питания. Роль живых организмов в пищевой

цепи.

Моделирование простых пищевых цепей для знакомых экосистем. Экологическая
пирамида. Конкуренция в экосистемах.
Способы охраны природы. Причины возникновения экологических проблем.
Способы решения экологических проблем (на примере проблем загрязнения

воды,

воздуха, накопления мусора). Повседневная эколого-ориентированная деятельность.
Человек и природа. Эволюция человека, его место среди других живых
организмов. Адаптация человека к среде обитания. Преобразование человеком
природной среды: естественные и искусственные биоценозы. Город –место обитания
человека. Человек и экологические проблемы. Потребности человека. Что нужно
человеку для жизни. Воздействие человека на окружающий мир. Природа как
природный ресурс. Классификация природных ресурсов. Полезные ископаемые. Человек
как основной преобразующий фактор природы, нарушение связей в природе в
результате

человеческой деятельности.

Естественный

круговорот веществ и

искусственные материалы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИ
2 класс
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1: История Земли
1.1

От газового облака до
твердого небесного тела

2

1.2

История развития жизни на Земле

2

1.3

Жил-был динозавр

1

1.4

Рельеф Земли и его изменения

1

1.5

Ископаемые остатки. Прошлое
Земли у нас под ногами

2

Раздел 2: Водоёмы и их обитатели
2.1

Вода мира

1

2.2

Живые существа водоёмов

2

2.3

Природные связи водоёмов

2
12

2.4

Смена условий существования
водоемов

1

2.5

Экосистема водоёма

1

2.6

Почему птицы осенью улетают в
теплые страны

1

Раздел 3: Лес и его обитатели
3.1

Дерево рождается, живёт и умирает

2

3.2

В некотором царстве. Грибы

1

3.3

Для чего дереву листья

2

3.4

Пищевые связи в лесу

2

13

3.5

Сеть пищевых отношений

1

3.6

Экосистема леса

1

3.7

Роль человека в сохранении леса

1

3.8

Для чего нужна почва

2

3.9

Что находится под слоем почвы

1

3.10

Разнообразие экосистем

1

Раздел 4: Великий круговорот жизни.
4.1

Стадии развития растений

1

4.2

Животные весной

2

4.3

Великий круговорот жизни

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34 ч.

3 класс
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

количество часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1: Биосфера
1.1

Бактерии. Вирусы.

1

1.2

История развития жизни на земле

2

1.3

Этапы развития жизни на земле

1

1.4

Экологические факторы

1

14

1.5

Место обитания

1

1.6

Оптимальные условия жизни

1

1.7

Приспособления организмов к
жизни

1

1.8

Границы распространения жизни.
Биосфера

2

1.9

Непищевые и пищевые отношения
в природе

2

1.10

Экологическая пирамида

1

1.11

Круговорот веществ в природе

1

1.12

Биоразнообразие на Земле

1

1.13

Игра-конкурс “Эрудиты”

2

Раздел 2: Люди - дети природы
2.1

История развития человека

1

2.2

Место обитания и его размеры

1

2.3

Естественная и искусственная
среда обитания

2

2.4

Взаимоотношения человека с
живыми организмами

1

2.5

Место обитания, преобразование
человеком

1

2.6

Основной преобразующий фактор
природы

1

2.7

Природные ресурсы

3

2.8

Потребности человека

6

2.9

Экологические проекты

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34 ч.

15

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

количество
часов

1

От газового облака до
твердого небесного тела

1

2

От газового облака до
твердого небесного тела

1

3

История развития
жизни на Земле

1

4

История развития
жизни на Земле

1

5

Жил-был динозавр

1

6

Рельеф Земли и его
изменения

1

7

Ископаемые остатки.
Прошлое Земли у нас
под ногами

1

8

Ископаемые остатки.
Прошлое Земли у нас
под ногами

1

9

Вода мира

1

10

Живые существа
водоёмов

1

11

Живые существа
водоёмов

1

12

Природные
связи водоёмов

1

13

Природные
связи водоёмов

1

14

Смена условий
существования водоемов

1

15

Экосистема водоёма

1

16

Почему птицы осенью
улетают в теплые страны

1

17

Дерево рождается,
живёт и умирает

1

18

Дерево рождается,
живёт и умирает

1

Дата

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

16

19

В некотором царстве.
Грибы

1

20

Для чего дереву листья

1

21

Для чего дереву листья

1

22

Пищевые связи в лесу

1

23

Пищевые связи в лесу

1

24

Сеть пищевых отношений

1

25

Экосистема леса

1

26

Роль человека в
сохранении леса

1

27

Для чего нужна почва

1

28

Для чего нужна почва

1

29

Что находится под слоем
почвы

1

30

Разнообразие экосистем

1

31

Стадии развития растений

1

32

Животные весной

1

33

Животные весной

1

Великий круговорот
жизни
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34

1
34 ч.

17

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

количество
часов

1

В некотором царстве.
Бактерии. Вирусы.

1

2

История развития
жизни на Земле

1

3

Самые древние растения
и животные на планете

1

4

Этапы развития жизни на
земле

1

5

Экологические факторы

1

6

Место обитания

1

7

Оптимальные условия
жизни

1

8

Приспособления
организмов к
жизни в разных
условиях

1

9

Границы
распространения жизни.
Биосфера

1

10

Сколько экосистем в
биосфере?

1

11

Биосфера глобальная
экосистема планеты

1

12

Непищевые отношения в
природе

1

13

Пищевые отношения в
природе: от пищевой
цепи
- до сети пищевых
отношений

1

14

Экологическая пирамида

1

15

Круговорот веществ в
природе

1

16

Биоразнообразие на
Земле

1

17

Игра-конкурс “Эрудиты”

1

Дата

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

18

18

История развития
человечества

1

19

Место обитания и его
размеры

1

20

Естественная и
искусственная среда
обитания

1

21

Оптимальные условия
существования людей

1

22

Взаимоотношения
человека с живыми
организмами и
неживой природой.

1

23

Место обитания,
преобразования
человеком

1

24

Основной
преобразующий фактор
природы

1

25

Природные ресурсы

1

26

Использование
природных ресурсов

1

27

Как я могу сохранить
природные ресурсы?

1

28

Потребности человека

1

29

Обоснованные
и
необоснованны
е потребности

1

30

Потребности человека и
нарушение связей в
природе. Законы
Коммонера. Закон
первый.

1

31

Потребности человека и
нарушение связей в
природе. Законы
Коммонера. Закон
второй.

1

32

Потребности человека и
нарушение связей в
природе. Законы
Коммонера. Закон
третий.

1

19

33

Потребности человека и
нарушение связей в
природе. Законы
Коммонера. Закон
четвертый..

1

34

Экологические проекты

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34 ч.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Системная работа по реализации Программы может быть организована по
следующим направлениям:
–

создание образовательной среды, ориентированной на формирование у

обучающихся экологической культуры;
–

повышение профессиональной компетентности педагогов, специалистов по

вопросам экологического образования младших школьников;
–

организация учебной и (или) внеурочной деятельности обучающихся(или

реализация дополнительных образовательных курсов);
–

организация взаимодействия с родителями (законными представителями)

обучающихся, социальными партнёрами.
Создание образовательной среды, ориентированной на формирование у обучающихся
экологической культуры, в образовательной организации предполагает обеспечение
материально-технических условий для приобретения необходимых знаний и опыта.
Для организации образовательной деятельности в форме тематических занятий,
экскурсий, практикумов, праздников, конкурсов, деловых игр необходимо следующее
материально-техническое обеспечение: учебный кабинет; лабораторное оборудование для
проведения экологических исследований; технические средства обучения (ноутбук,
интерактивная доска, принтер, цифровые фото- и видеокамеры); наглядные пособия;
учебная

и

справочная

литература;

раздаточные

материалы;

экранно-звуковые

пособия(аудио-и видеозаписи, видеофильмы; интернет-ресурсы).

Учебно-методическое

обеспечение

учебного

процесса

предусматривает

использование учебных пособий:
-

Шпотова Т.В. Естествознание.Азбука экологии.2 класс. Учебник Для

общеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета». АО «Издательство
20

«Просвещение», 2025
-

Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии.3 класс. Учебник Для

Общеобразовательных Организаций.Серия «Чистая планета». АО «Издательство
«Просвещение», 2025
-

Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Книга для

учащихся начальных классов.
-

Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики

.Книга для учащихся начальных классов.
-

Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных

классов.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».