1 Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии: - С приказом Министерства образования и науки Р.Ф от 19 декабря 2014 г. № 1599 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)». программы Примерной образования адаптированной обучающихся основной с общеобразовательной умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями). Одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию ( протокол от 22 декабря 2015 г. 4/15). На основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5 – 8 классы под редакцией И. М. Бгажноковой Музыка». - М.: Просвещение, 2006. С учетом программы воспитания; Музыка» ― учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Задачи учебного предмета «Музыка»: ― накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями). ― приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др. ― развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности. ― формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в 2 организации обыденной жизни и праздника. ― развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. Планируемые результаты: Музыка (V класс) Минимальный уровень: определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.); представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); 3 пение хором с выполнением требований художественного исполнения; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи. Содержание программы: В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Восприятие музыки Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр. Слушание музыки: ― овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; ― развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру; ― развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения; ― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия); ― развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; 4 ― развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); ― ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); ― знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.) Хоровое пение. Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр. Навык пения: ― обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; ― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); ― пение коротких попевок на одном дыхании; ― формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения; ― развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); 5 ― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; ― развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; ― развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; ― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; ― развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; ― формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); ― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля; ― развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; ― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко); ― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2. ― получение эстетического наслаждения от собственного пения. Элементы музыкальной грамоты Содержание: ― ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие); ― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая ― piano); ― развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие): ― элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, 6 добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор). Игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс Содержание: ― обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.); ― обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах; ― обучение игре на фортепиано. Тематическое планирование 5 класс № урока Тема урока Кол-во часов Особенности национального фольклора 1 Особенности национального фольклора. Интонационное 1 своеобразие русской народной музыки. «Моя Россия» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. «Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, сл. Лены Жегалкиной и А. Хаита. «Камаринская», «Коробейники», «Светит месяц», «Во кузнице». 2 Музыкальный разговор. Интонационное своеобразие русской 1 народной музыки. «Матушка...», 3 «Ах, вы, сени», - русские народные песни. «Из чего наш мир 1 состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танина. 4 Жанры и характерные особенности русской народной музыки. 5 Детские песни, обрядовые песни, песни-плачи, эпические 1 1 песни, частушки. 6 «Во поле береза.», «Дубинушка», «Солдатушки, бравы 1 ребятушки». Частушки, «Матушка» р.н.п. «Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, сл. 3. Петровой. 7 Маршевость, танцевальность, песенность в русской народной 1 музыке. «Барыня», «Калинка», «Пойду ль я, выйду ль я» — 7 русская народная песня. 8 Итоговый урок по теме четверти. Обобщение знаний учащихся. 1 «Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. «Оркестр русских народных музыкальных инструментов». 9 Домра, балалайка. Ознакомление с музыкальными 1 инструментами 10 Гармонь, баян. Ознакомление с музыкальными 1 инструментами. Загадки. «Во поле береза.», «Барыня». 11 Свирель, трещотки. Ознакомление с музыкальными 1 инструментами. Загадки. «А я по лугу», «Ох, Самара-городок». 12 Деревянные ложки. Ознакомление с музыкальными 1 инструментами. Ритмическое эхо. Игра в шумовом оркестре. «Сама садик я садила» 13 Инструментальный состав оркестра 14 Закрепление представлений о составе и звучании оркестра 1 1 народных инструментов. 15 . Игра «Угадай-ка!» «Вдоль по улице метелица метет», 1 «Лучинушка» 16 Итоговый урок по теме четверти. Обобщение знаний учащихся. 1 «Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, сл. Лены Жегалкиной и А. Хаита. «Музыка, различная по характеру» 17 Средства музыкальной выразительности. Музыка, какая она 1 бывает?! Л.Бетховен «К Элизе». «Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, сл. Е. Аксельрод. 18 Средства музыкальной выразительности. 19 . Мелодия. Л. Бетховен «Сурок». «Из чего же» — муз. Ю. 1 1 Чичкова, сл. Я. Халецкого 20 Средства музыкальной выразительности. Лад. Ладовая окраска 1 музыки. Мажор, минор. 21 Л. Бетховен «Сурок». Э. Григ «Утро». «Катюша» — муз. М. 1 Блантера, сл. М. Исаковского 8 22 Средства музыкальной выразительности. Темп. Темп - скорость 1 движения в музыке, основные виды темпов 23 И. Штраус «Полька», Р. Шуман «Грезы». 24 Средства музыкальной выразительности. Сила звука. Сила 1 1 звука в музыке. 25 Динамические оттенки. Е. Гаврилин «Тарантелла», Э. Григ 1 «Танец Анитры». 26 Обобщающий урок. Обобщение знаний учащихся. 27 Средства музыкальной выразительности. Ритм. Ритм. Виды 1 1 ритма. Ритмический рисунок 28 . Ритмическое эхо. Р. Вагнер «Увертюра» к 3 акту оперы 1 «Лоэнгрин». В. Шаинский «Вместе весело шагать». 29 Средства музыкальной выразительности. Тембр. Тембровая 1 окраска музыки. 30 . И Дунаевский «Увертюра» из кинофильма «Дети капитана 1 Гранта», М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина». 31 Средства музыкальной выразительности. Музыкальный 2 цветик-семицветик. 32 Мелодия, лад, темп, сила звука, ритм, тембр - основные средства музыкальной выразительности. А. Петров «Вальс» из кинофильма «Берегись автомобиля». 33 «Лицо» музыкального произведения. Умение высказываться о 1 музыке с помощью средств музыкальной выразительности. С. Никитин «Под музыку Вивальди», М. Минков «Дорога добра», А. Рыбников «Песенка для тебя». Я.Френкель вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых». 34 Урок-концерт. Исполнение учащимися песен, выученных в 1 течение года. Всего: 34ч 9 Тематическое планирование 6 класс № Тема урока Кол-во урока часов «Музыка и литература». 1 Искусство в нашей жизни. Значение музыки в семье искусств, 1 ее влияние на другие искусства 2 . Г.Свиридов «Время, вперѐд». Листья жѐлтые» муз. Р.Паулса, 1 сл.Я.Петерса, русский текст И.Шаферана. 3 Что я знаю о песне. Отличительные черты песни как 1 музыкального жанра 4 . Взаимосвязь музыки и речи, вокальная музыка и ее жанры. 1 «Дорога добра» муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина, «Сторона моя» муз.И.Космачѐва. сл.Л.Дербенѐва, «Осень» муз. И сл. Ю.Шевчука. 5 Опера. Понятие оперы, хора, оркестра. 1 6 Либретто. Дж. Бизе Вступление к опере «Кармен», «Хабанера» 1 из оперы «Кармен». Балет. Понятие балета. Солист, кардебалет, балерина, балерон. Либретто. А.Хачатурян «Танец с саблями». 7 Превращение песни в симфоническую мелодию 8 . Роль литературы в появлении новых 1 музыкальных 1 произведений и жанров. П.И.Чайковский Концерт № 1 для фно с оркестром 9 Музыка - главный герой сказок. Роль звучания музыки в сказках. Сказочный аукцион. 1 «Волшебник-недоучка» муз.А.Зацепина, сл.Л.Дербенѐва. 10 Почему сказки о музыке есть у всех народов. Сказки народов 1 мира, в которых звучит музыка. «Музыкант-чародей» бел. нар. сказка, груз. нар. сказка «Чонгурист», «Волшебный смычок» норвеж.нар.песня. 11 Музыка - главный герой басен. 1 12 Роль музыки в басне. И.А.Крылов «Квартет», А.П. Бородин 1 «Квартет№2». 10 13 Чудо музыки в повестях К.Паустовского. 1 14 Роль музыки в прозе. К. Паустовский «Старый повар», Э. Григ 1 «Утро». 15 Музыка в кинофильмах. Роль музыки в кинофильме 1 16 . Э Морриконе, музыка из кинофильма «Профессионал». 1 Музыка в жизни героев А.Гайдара. «Музыка лѐгкая и серьѐзная». 17 «Музыка лѐгкая и серьѐзная». Разграничение музыки на 1 «легкую» и «серьезную» по содержанию и восприятию. 18 Оркестр Поля Мориа, Д.Ласта, Ф.Папетти. 1 19 Лѐгкое и серьѐзное в танцевальной музыке. Жанровое 1 многообразие танцевальной музыки (танцы бывают и легкие, и серьезные). 20 Воплощение в танцевальных интонациях различных оттенков 1 человеческих чувств, роль ритма в танцевальной музыке. И.Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». 21 Лѐгкое и серьѐзное в песне. Жанровое многообразие песенной 1 музыки. «Песня остаѐтся с человеком» муз.А.Островского, сл. С.Острового 22 «Женька» муз.Е.Жарковского, сл.К.Ваншенкина, «Надежда» 1 муз.А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова 23 Ансамбль - значит вместе. Особенности и черты ансамблевого исполнения. «Крыша сл.М.Пляцковского, дома моего» «Мальчики» 1 муз.Ю.Антонова. муз.Е.Жарковского, сл.Н.Владимова. 24 Современные музыкальные инструменты. Синтезатор, 1 электрогитара. Состав рок-, поп-группы. 25 Бардовская песня. Определение «бард», «бардовская песня»; 1 26 Истоки авторской песни, ее тематика, исполнители. «До 1 свидания, мальчики» муз.и сл. Б.Окуджавы. 27 Современные исполнители эстрадной песни. 1 28 . Эстрадная песня как разновидность массовой музыкальной 1 культуры. «Огромное небо» 11 муз.О.Фельцмана, сл.Р. Рождественского. 4 четверть. Тема «Программная музыка». 29 Особенности творчества композиторов: М.И. Глинки, 1 М. И. Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя», 1 П.И.Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова. 30 П.И.Чайковский Концерт № 1 для ф-но с оркестром. Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко». 31 Жанры музыкальных произведений Опера, балет, романс, , 1 П.И. Чайковский балет «Щелкунчик», Л.Бетховен «Лунная соната», А.П.Бородин «Богатырская» симфония. 32 Жанры соната, серенада, симфония. Ф.Шуберт «Серенада», «Горные вершины» муз.А.Рубинштейна, сл.М.Лермонтова 33 Обобщение темы «Программная музыка». 1 34 Музыкальная викторина 1 Всего: 34ч Тематическое планирование 7 класс: № урока Тема урока Кол-во часов «Музыкальный образ». 1 Песенно-хоровой образ России. Понятие «музыкальный 1 образ», активизация чувства сопреживания, любви к музыке своей страны. «С чего начинается В.Баснера,сл.М.Матусовского, «Уголок Родина» России» муз. муз. В. Шаинского, сл.Е.Шевелѐвой, «Старый клѐн муз.А.Пахмутовой, сл.М.Матусовского. 2 Образы воспоминаний о подвигах советских людей в годы 1 Великой Отечественной войны. Включение в музыкальный образ одной или нескольких мелодий. «Нам нужна одна победа» муз.и сл. Б.Окуджавы, А.Новиков «Дороги». 3 Образы войны и мира. Значение ритма для создания 12 1 музыкального образа, связь ритма с другими элементами музыкальной речи. Эпический стиль как особенность творчества и музыкального стиля С.С.Прокофьева. Вальс и ария Кутузова из оперы «Война и мир» - С.С.Прокофьев. «Офицеры» муз и сл. О.Газманова. 4 Драматический образ. Формирование эмоционально- 1 осознанного восприятия музыкального образа. Ф.Шуберт «Лесной царь», Л.Бетховен Увертюра «Эгмонт». 5 Обобщение темы «Музыкальный образ». 1 6 Лирический образ. Характерные черты музыкального образа, в 1 связи с принадлежностью его к лирике, размышления о музыке. Л.Бетховен «К Элизе», Г.Свиридов «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». «Ваши глаза» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина. 7 Образ борьбы и победы. Рождение из нескольких музыкальных образов - одного, воспитание 1 патриотизма, нравственности.Д.Шостакович Симфония №7, «День Победы» муз.Д.Тухманова, сл. В.Харитонова, Н.А.Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». 8 Картины народной жизни. 1 9 Связь ритма с другими элементами музыкальной речи. Монти 1 «Чардаш», И.Бах «Сарабанда» 10 Романтический образ. Романтизм в музыке. Творчество Ф. 1 Шопена, Ф.Шопен Вальсы, Л.Бетховен Соната№8, соната№14, «Разговор со счастьем» муз.А.Зацепина, сл. Л.Дербенѐва «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось» муз.А. Рыбникова. сл.А.Вознесенского. «Народная музыка в творчестве композиторов». 11 Песенно-плясовые образы народной музыки в творчестве Ф.Листа, И.Брамса, А.Дворжака. Ф.Лист 1 «Венгерская рапсодия», А.Дворжак «Славянский танец» ми-минор, И.Брамс «Венгерский танец №5». 12 Народные интонации в сказках-операх 13 Н.А. Римского- 1 Корсакова «Садко», «Снегурочка», «Сказание о невидимом граде Китеже». Н.А.Римский-Корсаков Песня Садко «Заиграйте, мои гусли», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», Песня Леля «Туча со громом сговаривалась». 13 Юмор в музыке И. Стравинского. Балет «Петрушка». Юмор в 1 музыке М.П.Мусоргского, «Картинки с выставки». Юмор в музыке М.П.Мусоргского 14 Героический эпос в творчестве русских композиторов 1 А.П.Бородин опера «Князь Игорь». С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский». Д.Д.Шостакович Симфония №7.. «Взаимосвязь видов искусства» 15 Связь литературы и музыки в фортепьянном цикле . 1 П.И.Чайковского «Времена года». Музыка и литература - два родственных вида искусства. Музыка А.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Музыка и литература - два родственных вида искусства. 16 Музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повестям 1 Музыка к кинофильмам. Ф.Лей «Мелодия» из кинофильма 1 А.С.Пушкина 17 «История любви» Музыка Э. Морриконе, Музыка Леграна из килблг766нофильма «Миссия в Кабуле», «Моя Москва» муз. И.Дунаевского.сл.М.Лисянского, С.Аграмяна. Всего : 17 Тематическое планирование 8 класс № Тема урока урока Кол-во часов 1 раздел « Взаимосвязь разных видов искусств» 1 Взаимосвязь видов искусств, выражение чувств в образах. 14 1ч 2 Основные жанры в музыке- песня. 1ч 3 Основные жанры в музыке- танец. 1ч 4 Средства выразительности музыки- тембр, характер. 1ч 5 Средства выразительности- динамика, ритм. 1ч 6 Разбор музыкального произведения. 1ч 7 Музыкальная грамота. 1ч 8 Выражение мыслей и чувств человека в музыке. 1ч 9 Обобщающий урок по теме: взаимосвязь разных видов 1ч искусств. 2раздел « Музык- это жизнь» 10 Героика в музыке М. Бородина опера « князь Игорь». 1ч 11 Героика в музыке Л.В. Бетховина. 1ч 12 Лирика в музыке Ф.Лист. 1ч 13 Лирика в музыке В.А. Моцарта. 1ч 14 Юмор в музыке Д. Верди. 1ч 15 Юмор в музыке. 1ч 16 Обобщающий урок по теме: Музыка- это жизнь. 1ч 3 Раздел « Народная музыка» 1ч 17 Истоки музыки- народная песня. 1ч 18 Народная песня. 1ч 19 Оркестр народных инструментов. 1ч 20 4 Раздел « Музыка и жизнь» 1ч Духовность в музыке. Молитва. 21 Духовность в музыке И.С. Бах. 1ч 22 Эпос в музыке. С, Прокофьев « Александр Невский». 1ч 23 Эпос в музыке. 1ч 5 Раздел « Театр оперы и балета» 24 Балет- красота и сказочность русского балета. Либретто. 1ч 25 Знаменитые мастера балета. 1ч 15 26 Опера. Мастера оперного жанра. 1ч 27 Народная опера. 1ч 28 М. Глинка. Опера « Иван Сусанин». 1ч 29 Симфония. 1ч 30 Мастера симфонического жанра. 1ч 31 Примеры симфонии в современном исполнении. 1ч 32 Симфонический оркестр. 1ч 33 Музыка не имеет границ. 1ч 34 Обобщающий урок 1ч Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Учебная программа 1. Авторская программа «Музыка и пение» И.В. Евтушенко «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 классы. Москва: Владос, 2012 год, под редакцией В.В. Воронковой. 2. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5 – 8 классы под редакцией И. М. Бгажноковой « Музыка». - М.: Просвещение, 2006. 3. Программа курса музыки для общеобразовательных учреждений Г.П Сергеева и Е.Д Критская для 16 учащихся 1-7 классов.- Москва: Просвещение,2010 Учебники, учебные пособия 1. Учебник обучающихся редакцией « 5 Музыка» класса для под Критская Е.Д; Сергеева Г.П; Шмагина Т.С 2. Учебник « обучающихся редакцией 6 Музыка» для класса под Критская Е.Д; Сергеева Г.П; Шмагина Т.С 3. Учебник обучающихся редакцией « 7 Музыка» для класса под Критская Е.Д; Сергеева Г.П; Шмагина Т.С Демонстрационные и печатные пособия Изображения великих композиторов мира. Интернет- ресурсы Collection.cross-edu.ru/catalog/rubr www//music.edu/ru www//viki.rdf.ru Дополнительная литература « книга о музыке и великих музыкантах», В. Васина-Гроссман, Москва, Современник,1999. Краткий музыкальный словарь для учащихся, Ю. Булучевский. Ленинград, Музыка,1989г. Оборудование и материалы Телевизор Проектор Экран Музыкальный центр 17