1
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии:
- С приказом Министерства образования и науки Р.Ф от 19 декабря 2014 г.
№ 1599 « Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(
интеллектуальными нарушениями)».
программы
Примерной
образования
адаптированной
обучающихся
основной
с
общеобразовательной
умственной
отсталостью
(
интеллектуальными нарушениями). Одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию ( протокол от 22 декабря 2015
г. 4/15).
На
основе
Программы
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида: 5 – 8 классы под редакцией И. М.
Бгажноковой Музыка». - М.: Просвещение, 2006.
С учетом программы воспитания;
Музыка» ― учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний,
умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной
культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
― накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и
получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями,
слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
― приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки,
посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
― развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений,
выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта
самостоятельной музыкально деятельности.
― формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
2
организации обыденной жизни и праздника.
― развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается
композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью
используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе
индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи
обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения,
доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Планируемые результаты: Музыка (V класс)
Минимальный уровень:
определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений,
предусмотренных Программой;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба,
баян, гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных
песен с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение
согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
определение
разнообразных
по
содержанию
и
характеру
музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических
оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра,
мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто,
скачкообразно);
3
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной
речи.
Содержание программы:
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание
программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала,
доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и
исполнения, вокальных упражнений.
Восприятие музыки
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная
тематика
произведений:
о
природе,
труде,
профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
― овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные образы, воплощенные в музыкальных
произведениях;
развитие
элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых
произведений;
― развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на
произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
― развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального
произведения;
― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные
произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия);
― развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению;
развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном
произведении;
4
― развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
― ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
― знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано,
барабан, скрипка и др.)
Хоровое пение.
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события
и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы,
соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому
голосу
Примерная
тематика
произведений:
о
природе,
труде,
профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни и пр.
Навык пения:
― обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение
корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы,
устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование
умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного
выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой,
спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами;
развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
― пение коротких попевок на одном дыхании;
― формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания;
развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные
звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни;
развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог;
развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
― развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
5
― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
― развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и
выравнивание звучания на всем диапазоне;
― развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических
упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем
беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки
высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте);
развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх);
развитие умения определять сильную долю на слух;
― развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
― формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и
окончание пения);
― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с
педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон;
развитие
устойчивости
унисона;
обучение
пению
выученных
песен
ритмично,
выразительно с сохранением строя и ансамбля;
― развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах
mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко);
― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 –
си1, до1 – до2.
― получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты
Содержание:
― ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая
― piano);
― развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
― элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ,
6
добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Репертуар
для
исполнения:
фольклорные
произведения,
произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
Содержание:
― обучение
игре
на
ударно-шумовых
инструментах
(маракасы,
бубен,
треугольник; металлофон; ложки и др.);
― обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;
― обучение игре на фортепиано.
Тематическое планирование 5 класс
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
Особенности национального фольклора
1
Особенности
национального
фольклора.
Интонационное 1
своеобразие русской народной музыки.
«Моя Россия» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. «Большой
хоровод» — муз. Б. Савельева, сл. Лены Жегалкиной и А.
Хаита. «Камаринская», «Коробейники», «Светит месяц», «Во
кузнице».
2
Музыкальный разговор. Интонационное своеобразие русской 1
народной музыки. «Матушка...»,
3
«Ах, вы, сени», - русские народные песни. «Из чего наш мир 1
состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танина.
4
Жанры и характерные особенности русской народной музыки.
5
Детские песни, обрядовые песни, песни-плачи, эпические 1
1
песни, частушки.
6
«Во
поле
береза.»,
«Дубинушка»,
«Солдатушки,
бравы 1
ребятушки». Частушки, «Матушка» р.н.п. «Летние частушки»
— муз. Е. Тиличеевой, сл. 3. Петровой.
7
Маршевость, танцевальность, песенность в русской народной 1
музыке. «Барыня», «Калинка», «Пойду ль я, выйду ль я» —
7
русская народная песня.
8
Итоговый урок по теме четверти. Обобщение знаний учащихся. 1
«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето»
— муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
«Оркестр русских народных музыкальных инструментов».
9
Домра,
балалайка.
Ознакомление
с
музыкальными 1
инструментами
10
Гармонь,
баян.
Ознакомление
с
музыкальными 1
инструментами. Загадки. «Во поле береза.», «Барыня».
11
Свирель,
трещотки.
Ознакомление
с
музыкальными 1
инструментами. Загадки. «А я по лугу», «Ох, Самара-городок».
12
Деревянные
ложки.
Ознакомление
с
музыкальными 1
инструментами. Ритмическое эхо. Игра в шумовом оркестре.
«Сама садик я садила»
13
Инструментальный состав оркестра
14
Закрепление представлений о составе и звучании оркестра 1
1
народных инструментов.
15
. Игра «Угадай-ка!» «Вдоль по улице метелица метет», 1
«Лучинушка»
16
Итоговый урок по теме четверти. Обобщение знаний учащихся. 1
«Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, сл. Лены Жегалкиной
и А. Хаита.
«Музыка, различная по характеру»
17
Средства музыкальной выразительности. Музыка, какая она 1
бывает?! Л.Бетховен «К Элизе». «Нам бы вырасти скорее» —
муз. Г. Фрида, сл. Е. Аксельрод.
18
Средства музыкальной выразительности.
19
. Мелодия. Л. Бетховен «Сурок». «Из чего же» — муз. Ю. 1
1
Чичкова, сл. Я. Халецкого
20
Средства музыкальной выразительности. Лад. Ладовая окраска 1
музыки. Мажор, минор.
21
Л. Бетховен «Сурок». Э. Григ «Утро». «Катюша» — муз. М. 1
Блантера, сл. М. Исаковского
8
22
Средства музыкальной выразительности. Темп. Темп - скорость 1
движения в музыке, основные виды темпов
23
И. Штраус «Полька», Р. Шуман «Грезы».
24
Средства музыкальной выразительности. Сила звука. Сила 1
1
звука в музыке.
25
Динамические оттенки. Е. Гаврилин «Тарантелла», Э. Григ 1
«Танец Анитры».
26
Обобщающий урок. Обобщение знаний учащихся.
27
Средства музыкальной выразительности. Ритм. Ритм. Виды 1
1
ритма. Ритмический рисунок
28
. Ритмическое эхо. Р. Вагнер «Увертюра» к 3 акту оперы 1
«Лоэнгрин». В. Шаинский «Вместе весело шагать».
29
Средства музыкальной выразительности. Тембр. Тембровая 1
окраска музыки.
30
. И Дунаевский «Увертюра» из кинофильма «Дети капитана 1
Гранта», М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» вступление
к опере «Хованщина».
31
Средства
музыкальной
выразительности.
Музыкальный 2
цветик-семицветик.
32
Мелодия, лад, темп, сила звука, ритм, тембр - основные
средства музыкальной выразительности. А. Петров «Вальс» из
кинофильма «Берегись автомобиля».
33
«Лицо» музыкального произведения. Умение высказываться о 1
музыке с помощью средств музыкальной выразительности. С.
Никитин «Под музыку Вивальди», М. Минков «Дорога добра»,
А. Рыбников «Песенка для тебя». Я.Френкель вступление к
кинофильму «Новые приключения неуловимых».
34
Урок-концерт. Исполнение учащимися песен, выученных в 1
течение года.
Всего:
34ч
9
Тематическое планирование 6 класс
№
Тема урока
Кол-во
урока
часов
«Музыка и литература».
1
Искусство в нашей жизни. Значение музыки в семье искусств,
1
ее влияние на другие искусства
2
. Г.Свиридов «Время, вперѐд». Листья жѐлтые» муз. Р.Паулса,
1
сл.Я.Петерса, русский текст И.Шаферана.
3
Что я знаю о песне. Отличительные черты песни как
1
музыкального жанра
4
. Взаимосвязь музыки и речи, вокальная музыка и ее жанры.
1
«Дорога добра» муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина, «Сторона моя»
муз.И.Космачѐва.
сл.Л.Дербенѐва,
«Осень»
муз.
И
сл.
Ю.Шевчука.
5
Опера. Понятие оперы, хора, оркестра.
1
6
Либретто. Дж. Бизе Вступление к опере «Кармен», «Хабанера»
1
из оперы «Кармен».
Балет. Понятие балета. Солист, кардебалет, балерина, балерон.
Либретто. А.Хачатурян «Танец с саблями».
7
Превращение песни в симфоническую мелодию
8
.
Роль
литературы
в
появлении
новых
1
музыкальных
1
произведений и жанров. П.И.Чайковский Концерт № 1 для фно с оркестром
9
Музыка - главный герой сказок. Роль звучания музыки в
сказках.
Сказочный
аукцион.
1
«Волшебник-недоучка»
муз.А.Зацепина, сл.Л.Дербенѐва.
10
Почему сказки о музыке есть у всех народов. Сказки народов
1
мира, в которых звучит музыка. «Музыкант-чародей» бел. нар.
сказка, груз. нар. сказка «Чонгурист», «Волшебный смычок»
норвеж.нар.песня.
11
Музыка - главный герой басен.
1
12
Роль музыки в басне. И.А.Крылов «Квартет», А.П. Бородин
1
«Квартет№2».
10
13
Чудо музыки в повестях К.Паустовского.
1
14
Роль музыки в прозе. К. Паустовский «Старый повар», Э. Григ
1
«Утро».
15
Музыка в кинофильмах. Роль музыки в кинофильме
1
16
. Э Морриконе, музыка из кинофильма «Профессионал».
1
Музыка в жизни героев А.Гайдара.
«Музыка лѐгкая и серьѐзная».
17
«Музыка лѐгкая и серьѐзная». Разграничение музыки на
1
«легкую» и «серьезную» по содержанию и восприятию.
18
Оркестр Поля Мориа, Д.Ласта, Ф.Папетти.
1
19
Лѐгкое и серьѐзное в танцевальной музыке. Жанровое
1
многообразие танцевальной музыки (танцы бывают и легкие, и
серьезные).
20
Воплощение в танцевальных интонациях различных оттенков
1
человеческих чувств, роль ритма в танцевальной музыке.
И.Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь».
21
Лѐгкое и серьѐзное в песне. Жанровое многообразие песенной
1
музыки. «Песня остаѐтся с человеком» муз.А.Островского, сл.
С.Острового
22
«Женька» муз.Е.Жарковского, сл.К.Ваншенкина, «Надежда»
1
муз.А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова
23
Ансамбль - значит вместе. Особенности и черты ансамблевого
исполнения.
«Крыша
сл.М.Пляцковского,
дома
моего»
«Мальчики»
1
муз.Ю.Антонова.
муз.Е.Жарковского,
сл.Н.Владимова.
24
Современные
музыкальные
инструменты.
Синтезатор,
1
электрогитара. Состав рок-, поп-группы.
25
Бардовская песня. Определение «бард», «бардовская песня»;
1
26
Истоки авторской песни, ее тематика, исполнители. «До
1
свидания, мальчики» муз.и сл. Б.Окуджавы.
27
Современные исполнители эстрадной песни.
1
28
. Эстрадная песня как разновидность массовой музыкальной
1
культуры.
«Огромное
небо»
11
муз.О.Фельцмана,
сл.Р.
Рождественского. 4 четверть. Тема «Программная музыка».
29
Особенности
творчества
композиторов:
М.И.
Глинки,
1
М. И. Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя»,
1
П.И.Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова.
30
П.И.Чайковский Концерт № 1 для ф-но с оркестром.
Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко».
31
Жанры музыкальных произведений Опера, балет, романс, ,
1
П.И. Чайковский балет «Щелкунчик», Л.Бетховен «Лунная
соната», А.П.Бородин «Богатырская» симфония.
32
Жанры соната, серенада, симфония. Ф.Шуберт «Серенада»,
«Горные вершины» муз.А.Рубинштейна, сл.М.Лермонтова
33
Обобщение темы «Программная музыка».
1
34
Музыкальная викторина
1
Всего:
34ч
Тематическое планирование
7 класс:
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
«Музыкальный образ».
1
Песенно-хоровой
образ
России.
Понятие
«музыкальный
1
образ», активизация чувства сопреживания, любви к музыке
своей
страны.
«С
чего
начинается
В.Баснера,сл.М.Матусовского,
«Уголок
Родина»
России»
муз.
муз.
В.
Шаинского, сл.Е.Шевелѐвой, «Старый клѐн муз.А.Пахмутовой,
сл.М.Матусовского.
2
Образы воспоминаний о подвигах советских людей в годы
1
Великой Отечественной войны. Включение в музыкальный
образ одной или нескольких мелодий. «Нам нужна одна
победа» муз.и сл. Б.Окуджавы, А.Новиков «Дороги».
3
Образы войны и мира. Значение ритма для создания
12
1
музыкального образа, связь ритма с другими элементами
музыкальной
речи.
Эпический
стиль
как
особенность
творчества и музыкального стиля С.С.Прокофьева. Вальс и
ария Кутузова из оперы «Война и мир» - С.С.Прокофьев.
«Офицеры» муз и сл. О.Газманова.
4
Драматический
образ.
Формирование
эмоционально-
1
осознанного восприятия
музыкального образа. Ф.Шуберт «Лесной царь», Л.Бетховен
Увертюра «Эгмонт».
5
Обобщение темы «Музыкальный образ».
1
6
Лирический образ. Характерные черты музыкального образа, в
1
связи с принадлежностью его к лирике, размышления о музыке.
Л.Бетховен «К Элизе», Г.Свиридов «Романс» из музыкальных
иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». «Ваши глаза»
муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина.
7
Образ борьбы и победы. Рождение из нескольких музыкальных
образов
-
одного,
воспитание
1
патриотизма,
нравственности.Д.Шостакович Симфония №7, «День Победы»
муз.Д.Тухманова, сл. В.Харитонова, Н.А.Римский-Корсаков
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
8
Картины народной жизни.
1
9
Связь ритма с другими элементами музыкальной речи. Монти
1
«Чардаш», И.Бах «Сарабанда»
10
Романтический образ. Романтизм в музыке. Творчество Ф.
1
Шопена, Ф.Шопен Вальсы, Л.Бетховен Соната№8, соната№14,
«Разговор со счастьем» муз.А.Зацепина, сл. Л.Дербенѐва «Я
тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось» муз.А.
Рыбникова. сл.А.Вознесенского.
«Народная музыка в творчестве композиторов».
11
Песенно-плясовые образы народной музыки в творчестве
Ф.Листа,
И.Брамса,
А.Дворжака.
Ф.Лист
1
«Венгерская
рапсодия», А.Дворжак «Славянский танец» ми-минор, И.Брамс
«Венгерский танец №5».
12
Народные
интонации
в
сказках-операх
13
Н.А.
Римского-
1
Корсакова «Садко», «Снегурочка», «Сказание о невидимом
граде
Китеже».
Н.А.Римский-Корсаков
Песня
Садко
«Заиграйте, мои гусли», «Сказание о невидимом граде Китеже
и
деве
Февронии»,
Песня
Леля
«Туча
со
громом
сговаривалась».
13
Юмор в музыке И. Стравинского. Балет «Петрушка». Юмор в
1
музыке М.П.Мусоргского, «Картинки с выставки». Юмор в
музыке М.П.Мусоргского
14
Героический
эпос
в
творчестве
русских
композиторов
1
А.П.Бородин опера «Князь Игорь». С.С.Прокофьев кантата
«Александр Невский». Д.Д.Шостакович Симфония №7..
«Взаимосвязь видов искусства»
15
Связь литературы и музыки в фортепьянном цикле
.
1
П.И.Чайковского «Времена года». Музыка и литература - два
родственных вида искусства. Музыка А.Хачатуряна к драме
М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Музыка и литература - два
родственных вида искусства.
16
Музыкальные
иллюстрации
Г.Свиридова
к
повестям
1
Музыка к кинофильмам. Ф.Лей «Мелодия» из кинофильма
1
А.С.Пушкина
17
«История любви» Музыка Э. Морриконе, Музыка Леграна из
килблг766нофильма «Миссия в Кабуле», «Моя Москва» муз.
И.Дунаевского.сл.М.Лисянского, С.Аграмяна.
Всего :
17
Тематическое планирование 8 класс
№
Тема урока
урока
Кол-во
часов
1 раздел « Взаимосвязь разных видов искусств»
1
Взаимосвязь видов искусств, выражение чувств в образах.
14
1ч
2
Основные жанры в музыке- песня.
1ч
3
Основные жанры в музыке- танец.
1ч
4
Средства выразительности музыки- тембр, характер.
1ч
5
Средства выразительности- динамика, ритм.
1ч
6
Разбор музыкального произведения.
1ч
7
Музыкальная грамота.
1ч
8
Выражение мыслей и чувств человека в музыке.
1ч
9
Обобщающий урок по теме: взаимосвязь разных видов
1ч
искусств.
2раздел « Музык- это жизнь»
10
Героика в музыке М. Бородина опера « князь Игорь».
1ч
11
Героика в музыке Л.В. Бетховина.
1ч
12
Лирика в музыке Ф.Лист.
1ч
13
Лирика в музыке В.А. Моцарта.
1ч
14
Юмор в музыке Д. Верди.
1ч
15
Юмор в музыке.
1ч
16
Обобщающий урок по теме: Музыка- это жизнь.
1ч
3 Раздел « Народная музыка»
1ч
17
Истоки музыки- народная песня.
1ч
18
Народная песня.
1ч
19
Оркестр народных инструментов.
1ч
20
4 Раздел « Музыка и жизнь»
1ч
Духовность в музыке. Молитва.
21
Духовность в музыке И.С. Бах.
1ч
22
Эпос в музыке. С, Прокофьев « Александр Невский».
1ч
23
Эпос в музыке.
1ч
5 Раздел « Театр оперы и балета»
24
Балет- красота и сказочность русского балета. Либретто.
1ч
25
Знаменитые мастера балета.
1ч
15
26
Опера. Мастера оперного жанра.
1ч
27
Народная опера.
1ч
28
М. Глинка. Опера « Иван Сусанин».
1ч
29
Симфония.
1ч
30
Мастера симфонического жанра.
1ч
31
Примеры симфонии в современном исполнении.
1ч
32
Симфонический оркестр.
1ч
33
Музыка не имеет границ.
1ч
34
Обобщающий урок
1ч
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебная программа
1.
Авторская
программа
«Музыка и пение» И.В. Евтушенко
«Программы
специальных
(коррекционных) образовательных
учреждений 8 вида 5-9 классы.
Москва: Владос, 2012 год, под
редакцией В.В. Воронковой.
2.
Программа
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений
VIII вида: 5 – 8
классы под
редакцией И. М. Бгажноковой «
Музыка». - М.: Просвещение, 2006.
3.
Программа курса музыки для
общеобразовательных учреждений
Г.П Сергеева и Е.Д Критская для
16
учащихся 1-7 классов.- Москва:
Просвещение,2010
Учебники, учебные пособия
1.
Учебник
обучающихся
редакцией
«
5
Музыка»
класса
для
под
Критская Е.Д; Сергеева
Г.П; Шмагина Т.С
2.
Учебник
«
обучающихся
редакцией
6
Музыка»
для
класса
под
Критская Е.Д; Сергеева
Г.П; Шмагина Т.С
3.
Учебник
обучающихся
редакцией
«
7
Музыка»
для
класса
под
Критская Е.Д; Сергеева
Г.П; Шмагина Т.С
Демонстрационные и печатные пособия
Изображения великих композиторов мира.
Интернет- ресурсы
Collection.cross-edu.ru/catalog/rubr
www//music.edu/ru
www//viki.rdf.ru
Дополнительная литература
« книга о музыке и великих музыкантах»,
В.
Васина-Гроссман,
Москва,
Современник,1999.
Краткий
музыкальный
словарь
для
учащихся, Ю. Булучевский. Ленинград,
Музыка,1989г.
Оборудование и материалы
Телевизор
Проектор
Экран
Музыкальный центр
17