Русский язык, 5 -9 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря
2014 г. № 1644);
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
-с учетом рабочей программы воспитания.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе рабочей программы по
русскому языку, 5-9 классы, составители Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова
Л.А., Просвещение, 2014 г..
Данная программа обеспечивается линией учебнометодических комплектов по русскому языку для 5—9 классов под редакцией
Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А., Просвещение, 2015г.
Русский язык — язык русского народа. Он служит ему средством: общения во всех
сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественнословесном творчестве); хранения и передачи информации; связи поколений русских
людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык — один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря,
словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми
возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.
На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое
значение.
Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В
Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности
русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо
обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку,
повысить эффективность каждого урока.
Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым
чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего
свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как
явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения
морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности
в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и
универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной
деятельности, самообразования;

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях еѐ
функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального
словарного запаса, расширение объѐма используемых в речи грамматических средств,
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений
стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой
культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения,
нормами
речевого
этикета,
воспитание
стремления
к
речевому
самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к
сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить
содержательные компромиссы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Выпускник научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;
 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов

(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части
речи и междометия;
 проводить морфологический анализ слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
 анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
 находить грамматическую основу предложения;
 распознавать главные и второстепенные члены предложения;
 опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной
структуры;
 проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
 соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
 опираться
на
фонетический,
морфемный,
словообразовательный
и
морфологический анализ в практике правописания;
 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении;
 использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать
основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
 опознавать различные выразительные средства языка;
 писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады,
интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности;
 участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию
и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные
гнезда;
 использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;
 самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач.

Содержание учебного предмета
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 1. Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь
диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов
устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение
различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов
говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в
типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание
основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух.
Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развѐрнутом
виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями
просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приѐмами работы с учебной
книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами
аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста
(подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических
высказываний разной коммуникативной направленности с учѐтом целей и ситуации
общения. Отбор и систематизация материала на определѐнную тему; поиск, анализ и
преобразование информации, извлечѐнной из различных источников.
Раздел 3. Текст
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность,
связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционностилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к
функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление
плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых
особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной
мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение
норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и
др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили:
научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического
(выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность,
заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
Установление принадлежности текста к определѐнной функциональной
разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и
типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование,
описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладом.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ
Раздел 5. Общие сведения о языке
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык
Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном
мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного
русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные
разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные
изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли
русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием,
профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за
использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков.
Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог.
Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения
и ударения.
Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и
глухих, твѐрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции
особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения
орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой
практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

I Раздел 7. Графика
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на
письме твѐрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J’].
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.
Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках,
энциклопедиях, в CMC-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица
языка.
Словообразующие
и
формообразующие
морфемы.
Окончание
как
формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов.
Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии.
Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и
словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из
одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара,
словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в
процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных
цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике
правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей
при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение
слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное
значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского
языка.
Лексика русского языка с точки зрения еѐ происхождения: исконно русские и
заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения еѐ активного и пассивного запаса.
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы еѐ употребления.
Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы.
Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки,
афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством
родного языка.
Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения еѐ
активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной
окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией
общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,
фразеологического словаря и др.) и использование еѐ в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском
языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение,
морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени
прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия,
деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому
употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим
признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных
частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы
синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в
словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их
выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные,
распространѐнные и нераспространѐнные, предложения осложненной и неосложнѐнной
структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнѐнной структуры. Однородные члены предложения,
обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических
отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные

(сложносочинѐнные, сложноподчинѐнные) и бессоюзные. Сложные предложения с
различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных
видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их
в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и
выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной
буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнѐнном предложении.
Знаки препинания в простом осложнѐнном предложении.
Знаки
препинания
в
сложном
предложении:
сложносочинѐнном,
сложноподчинѐнном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами
связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных
орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический,
морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного
написания слова. Опора на грамматикоинтонационный анализ при объяснении
расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 13. Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное
использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной
жизни.

Тематическое планирование уроков
5 класс
№
п/
п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

30
31
32
33

Тема урока
Инструктаж по ОТ. Язык человек. Язык и речь. Язык - важнейшее
средство человеческого общения.
Повторение изученного в начальных классах
Общение устное и письменное. Язык и его единицы.
Развитие речи. Стили речи
Звуки и буквы. Произношение и правописание.
Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне
слова.
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
Правописание непроверяемых безударных гласных
в корне слова
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Правописание проверяемых согласных в корне слова. Закрепление
Правописание непроизносимых и непроверяемых согласных в корне
слова.
Буквы И, У, А после шипящих
Разделительные Ъ и Ь.
Раздельное написание предлогов с другими словами
Контрольная работа№1 по теме «Повторение изученного в
начальных классах»
РР. Текст. Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
РР Обучающее изложение. Упр. 70 «Хитрый заяц»
Части речи.
Глагол. Ь на конце глаголов 2лица ед.ч.
Глагол. Раздельное написание НЕ с глаголами.
Правописание -тся и -ться в глаголах
РР Тема текста
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Имя существительное..
Имя существительное. Падежные окончания существительных. Ь на конце
существительных после шипящих.
Имя прилагательное. Правописание гласных в падежных окончаниях
прилагательных.
Местоимение
РР Основная мысль текста
РР Обучающее сочинение по картине Пластова «Летом»
Повторение и обобщение изученного в начальной школе
Повторение и обобщение изученного в начальной школе по теме:
«Синтаксис и пунктуация».
Синтаксис и пунктуация.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Способы грамматической связи в словосочетании
Способы выражения грамматической связи в словосочетании
Разбор словосочетания

Колво
часов
1
28
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73

Предложение. Простое предложение. Виды предложений по цели
высказывания. Виды предложений по интонации
Контрольная работа №2 по теме «Синтаксис и пунктуация.
Повторение изученного в начальных классах»
РР Обучающее сжатое изложение. Упр. 144 (Старый пень)
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее
РР Обучающее сочинение-повествование. «Памятный день» упр. 157

1

Сказуемое
Тире между подлежащим и сказуемым
Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные
члены предложения. Дополнение.
Определение
Обстоятельство
Предложения с однородными членами.
Предложения с однородными членами. Знаки препинания в
предложениях с однородными членами
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Предложения с обращениями. Знаки препинания при обращениях.
РР Письмо
Синтаксический разбор простого предложения
Пунктуационный разбор простого предложения
Простые и сложные предложения
Простые и сложные предложения
Синтаксический разбор сложного предложения
РР Речевой этикет. Прямая речь. Роль предложений с прямой речью в
художественном тексте.
Пунктуация при прямой речи
РР Правила этикета. Диалог. Пунктуация при диалоге

1
1
1

РР Контрольное сочинение-описание по картине Решетникова «Опять
двойка»
Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис.
Пунктуация. Культура речи»
Контрольная работа№3 по теме «Синтаксис. Пунктуация».
Анализ контрольной работы
Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук как единица речи.
Гласные звуки.
Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные звуки.
Согласные твердые и мягкие
РР Типы речи. Повествование и его структура. Подробное изложение
«Шкатулка» (упр. 283) Подготовка.
Подробное изложение «Шкатулка» (упр.283)Написание.
Согласные звонкие и глухие
Графика. Алфавит
РР Описание предмета(п.59)
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
Двойная роль букв е, ѐ, ю, я
Двойная роль букв е, ѐ, ю, я. Закрепление
Орфоэпия. Ударение
Фонетический разбор слова
Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика.

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116

Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»
Контрольная работа №4 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»
Анализ контрольной работы
РР Устное сочинение по картине (упр. 329)
Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение
Однозначные и многозначные слова.
РР Устное сочинение-рассуждение (упр. 345)
Прямое и переносное значение слов.
РР Творческая работа. Рассуждение.
Омонимы
Употребление омонимов в речи
Синонимы
Употребление синонимов в речи
Антонимы
Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика.
Культура речи»
Контрольная работа№5 по теме «Лексика. Культура речи»
Анализ контрольной работы по теме «Лексика. Культура речи»
РР Подробное изложение «Первый снег» (упр. 375). Подготовка.
РР Написание подробного изложения «Первый снег» (упр. 375)
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – наименьшая значимая
часть слова. Изменение и образование слов.
Окончание и основа самостоятельных частей речи.
Корень слова.
Исторические изменения в составе слова.
РР Рассуждение. Обучающее сочинение- рассуждение
Суффикс
Приставка
РР Выборочное изложение «Последний лист» упр. 419, 420.
Анализ ошибок, допущенных в изложении
Чередование гласных и согласных звуков.
Полногласные и неполногласные сочетания. Беглые гласные.
Полногласные и неполногласные сочетания. Беглые гласные. Варианты
морфем.
Морфемный разбор слова
Правописание гласных и согласных в приставках
Буквы з и с на конце приставок.
Чередование букв о — а в корне –лаг-/ -ложЧередование букв о — а в корне –раст - /-росБуквы ѐ—о после шипящих в корне
Буквы и — ы после ц
Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика.
Орфография. Культура речи»
Контрольная работа №6 по теме «Морфемика»
Анализ контрольной работы.
РР Обучающее сочинение- описание картины с элементами рассуждения.
(Кончаловский «Сирень») упр.457
Имя существительное как часть речи
РР Обучающее сочинение-рассуждение. Доказательство в рассуждении.
П.89

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

117
118
119
120
121
122
123
124
125
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
163

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные собственные и нарицательные.
Род имен существительных
Имена существительные, которые имеют форму только множественного
числа
РР Сжатое изложение «Перо и чернильница», упр. 513.
Имена существительные, которые имеют форму только единственного
числа
Три склонения имен существительных
Падеж имен существительных
Правописание падежных окончаний существительных
Падеж и склонение имен существительных. Особенности склонения
существительных на –ИЕ, -ИЙ, -ИЯ
РР Обучающее подробное изложение (упр.547 «Берѐзки»)
Множественное число имѐн существительных.
Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных
Морфологический разбор имени существительного
Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном
Контрольная работа №7 по теме «Имя существительное»
Анализ ошибок, допущенных в тестировании
РР Сочинение-описание по картине Нисского «Февраль. Подмосковье»
Имя прилагательное как часть речи
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Закрепление.
Описание животного. Подготовка к написанию изложения.
РР Подробное изложение «Кошка Ю-ю»
Прилагательные полные и краткие
Морфологический разбор имени прилагательного
Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном
Тестирование по теме «Имя прилагательное»
Глагол как часть ре
Не с глаголами
Р/Р Рассказ, особенности, структура, стили. Упр. 619 (по картинкам)
Неопределенная форма глагола
Правописание –тся и –ться в глаголах
Виды глагола
Буквы е — и в корнях с чередованием
РР Невыдуманный рассказ. П.113
Время глагола. Прошедшее время
Настоящее время
Будущее время
Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний
глаголов
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
Морфологический разбор глагола
РР Сжатое изложение с изменением лица
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
РР Употребление «живописного настоящего» в речи. Устное сочинениерассказ упр. 697

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Повторение и обобщение изученного материала о глаголе
Контрольная работа №9 по теме «Глагол»
Анализ ошибок контрольной работы.
Синтаксис. Пунктуация. Орфограммы в корне слова.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Орфограммы в корне слова

1
1
1

168

Фонетика. Морфемика. Орфография. Орфограммы в окончаниях
существительных, прилагательных, глаголов

1

169
170

Диагностическая работа. Итоговый контроль.
Анализ диагностической работы. Подведение итогов года.

1
1

164.
165
166
167

1

Тематическое планирование
6 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1415
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Тема урока

Колво
часов
Вводный урок. Инструктаж по ОТ и ТБ. Русский язык – один из развитых 1
языков мира.
Развитие речи. Язык, речь, общение. Ситуация общения.
1
Фонетика. Орфоэпия. Фонетический разбор слова.
Морфемы в слове. Морфемный разбор слова.
Орфограммы в приставках и в корнях слов.
Части речи. Морфологический разбор слова.
Морфологический разбор слова. Орфограммы в окончаниях слов.
Проверочная работа по теме «Части речи»
Словосочетание.
Простое предложение. Знаки препинания.
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический
разбор предложений.
Прямая речь. Диалог.
Проверочная работа по темам «Словосочетание», «Предложение»
Входной контроль (контрольный тест).
Работа над ошибками
РР Текст, его особенности.
РР Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.
РР Начальные и конечные предложения текста.
РР Ключевые слова.
РР Основные признаки текста.
Текст и стили речи.
Официально-деловой стиль речи.
Слово и его лексическое значение.
Слово и его лексическое значение..Закрепление
Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое значение»
РР Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание
картины (А. П. Герасимов «После дождя»)
Общеупотребительные слова.
Профессионализмы.
Диалектизмы.
РР Сжатое изложение. Подготовка
РР Сжатое изложение. Написание
Исконно русские слова.
Исконно русские . и заимствованные слова.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34
35
36
37
38
39
40
41
4243
44
45
46
47
48
49
50-

Новые слова (неологизмы)
Устаревшие слова.
РР Словари.
РР Семинар «Как это по-русски?»
Доклады по теме семинара «Как это по-русски?»
Обобщающий урок по теме «Лексика»
Повторение по теме «Лексика»
Контрольная работа по теме «Лексика»
Фразеологизмы.
Фразеологизмы. Употребление в речи.
РР Источники фразеологизмов.
Обобщающий урок по теме «Фразеология. Культура речи».
Контрольная работа по теме «Фразеология. Культура речи»
Морфемика.
Морфемика. и словообразование.
РР Описание помещения.
Основные способы образования слов в русском языке.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

71
72

Основные способы образования слов в русском языке. Закрепление
Практикум по словообразованию
РР Этимология слов.
Этимология слов. Закрепление
Контрольный тест по теме «Морфемика и словообразование»
РР Систематизация материалов к сочинению.
Сложный план.
Буквы а и о в корнях -кос- -- кас-.
Буквы а и о в корнях -гор- -- гар-.
Буквы а и о в корнях -зор- -- зар-.
Буквы ы и и после приставок.
Гласные в приставках пре- .
Гласные в приставках при-.
Гласные в приставках пре- и при-.
Соединительные гласные о и е в сложных словах.
Сложносокращѐнные слова.
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Р. Р. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро».Подготовка
Р. Р. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро».Написание.
Обобщающий урок по теме «Словообразование. Орфография. Культура
речи».
Повторение по теме «Словообразование. Орфография.»
Повторение по теме « Орфография Культура речи».

73
74
75
76
77
78
79
80

Контрольная работа по теме «Словообразование»
Работа над ошибками.
Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное.
Имя существительное как часть речи.
Имя существительное как часть речи. Закрепление
Разносклоняемые имена существительные.
Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя.
РР Русские имена

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128

Несклоняемые имена существительные.
Закрепление. Несклоняемые имена существительные.
Род несклоняемых имѐн существительных.
Имена существительные общего рода.
Морфологический разбор имени существительного.
Р/Р Сочинение-описание впечатлений.
Проверочная работа по теме
Не с именами существительными.
Не с именами существительными. Закрепление.
Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик). Закрепление.
Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Закрепление
Проверочная работа по теме «Правописание имен существительных»
Обобщающий урок по теме «Имя существительное»
Повторение по теме «Имя существительное»
Подготовка к контрольной работе по теме «Имя существительное»
Контрольная работа по теме «Имя существительное»
Повторение изученного в 5 классе. по теме «Имя прилагательное»
Имя прилагательное как часть речи.
РР Описание природы.
Работа с текстами по теме «Описание природы».
Степени сравнения имѐн прилагательных.
Сравнительная степень сравнения имѐн прилагательных.
Превосходная степень сравнения имѐн прилагательных.
Разряды имѐн прилагательных по значению. Качественные
прилагательные.
РР Сочинение-описание местности
Относительные прилагательные.
РР Выборочное изложение
Притяжательные прилагательные.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»
Не с прилагательными.
Не с прилагательными. Закрепление
Буквы о и е после шипящих в суффиксах прилагательных.
Проверочная работа по теме «Правописание прилагательных»
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Словарный диктант.
Р/Р Описание игрушки
Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Закрепление
Проверочная работа по темам «Правописание суффиксов
прилагательных», «Написание сложных прилагательных»
Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное».
Контрольный тест. Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
РР Публичное выступление на тему «Народные промыслы».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

129
130
131
132
133
134135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177

Имя числительное как часть речи.
Простые и составные числительные.
Мягкий знак на конце и в середине числительных.
Порядковые числительные.
Разряды количественных числительных.
Числительные, обозначающие целые числа.
Числительные, обозначающие целые числа. Закрепление
Дробные числительные.
Собирательные числительные.
Р/Р Употребление числительных в речи
Проверочная работа по теме «Имя числительное»
Морфологический разбор имени числительного.
Обобщающий урок по теме «Имя числительное».
Контрольная работа по теме «Имя числительное»
РР Публичное выступление на тему «Береги природу!»
Местоимение
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения.
Употребление в речи личных местоимений.
Возвратное местоимение себя.
РР Рассказ по рисункам
Вопросительные местоимения.
Относительные местоимения
Неопределенные местоимения.
Отрицательные местоимения.
Отрицательные местоимения. Закрепление.
Употребление в речи отрицательных местоимений.
Притяжательные местоимения.
Р/Р Рассуждение.
Сочинение-рассуждение.
Указательные местоимения.
Р/Р Текст и план текста
Определительные местоимения.
Местоимения и другие части речи.
Морфологический разбор местоимения.
Р.Р. Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители»
Обобщающий урок по теме «Местоимение».
Повторение по теме «Местоимение».
Контрольная работа по теме «Местоимение»
Работа над ошибками
Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи.
Глагол как часть речи.
Р/Р Сочинение по рисункам и данному началу
Повторение: способы образования глаголов
Проверочная работа по теме «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»
Разноспрягаемые глаголы.
Глаголы переходные и непереходные
Глаголы переходные и непереходные. Различие.
Глаголы переходные и непереходные. Закрепление.
Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204

РР Изложение.
Условное наклонение.
Условное наклонение. Закрепление
Повелительное наклонение.
Образование повелительного наклонения.
Повелительное наклонение. Закрепление
РР Сочинение по рисункам.
Употребление наклонений.
Контрольный словарный диктант.
Проверочная работа по теме «Переходные и непереходные глаголы»,
«Наклонение глаголов»
Безличные глаголы.
Безличные глаголы. Закрепление
Морфологический разбор глагола.
РР Рассказ на основе услышанного.
Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Проверочная работа по теме
Обобщающий урок по теме «Глагол»
Повторение по теме «Глагол»
Контрольная работа по теме «Глагол»
Разделы науки о языке. Орфография.
Пунктуация.
Лексика и фразеология.
Словообразование.
Морфология. Синтаксис
Итоговый контроль
Контрольное тестирование
Подведение итогов года

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование
7 класс
№ п/п Тема урока

Кол-во
часов

1

Русский язык как развивающееся явление.

1

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

4

Лексика и фразеология.

1

5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

1

6

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный
разбор.

1

7

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

1

8

Проверочная работа по теме «Морфологические разборы».

1

9

Р.Р. Текст. Диалог.

1

10

Контрольная работа №1по теме «Повторение изученного в 5-6

1

классах»
11

Работа над ошибками. Р.Р.Стили литературного языка. Публицистический 1
стиль
Причастие

12

Повторение изученного о глаголе в 5 - 6 классе

1

13

Причастие. Понятие о причастии.

1

14

Р.Р.Публицистический стиль.

1

15

Склонение причастий.

1

16

Понятие о причастном обороте. Знаки препинания при причастном
обороте.

1

17

Знаки препинания при причастном обороте.

1

18

Р.Р. Описании внешности человека.

1

19

Действительные и страдательные причастия.

1

20

Краткие и полные страдательные причастия.

1

21

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах
действительных причастий настоящего времени

1

22

Действительные причастия прошедшего времени

1

23-

Р.Р.Изложение с элементами сочинения.

1

24

Р.Р.Выборочное изложение на основе упр.116

1

25

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах
страдательных причастий настоящего времени

1

26

Страдательные причастия прошедшего времени

1

27

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

1

28

Контрольная работа №2 по теме «Причастие»

1

29

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и
отглагольных прилагательных.

1

30

Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего
времени и кратких прилагательных

1

31

Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего
времени и кратких прилагательных .Закрепление.

1

32

Морфологический разбор причастия.

1

33

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1

34

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Закрепление

1

35

Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени.

1

36

Р.Р.Сочинение- описание внешности на основе упр.167.Подготовка

1

37

Написание сочинения - описание внешности на основе упр.167.

1

38

Повторение изученного о причастии.

1

39

Обобщающий урок по теме «Причастие»

1

40

Подготовка к проверочной работе по теме «Причастие»

1

41

Проверочная работа по теме «Причастие»

1

Деепричастие
42

Работа над ошибками. Деепричастие как часть речи.

1

43

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1

44

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

1

45

Деепричастия несовершенного вида.

1

46

Деепричастия совершенного вида.

1

47

Морфологический разбор деепричастия.

1

48

Обобщение и систематизация сведений о деепричастии.

1

49

Контрольная работа №3 по теме «Деепричастие»

1

50

Р.Р.Рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь». Подготовка.

1

51

Р.Р.Написание сочинения по картине С.Григорьева «Вратарь»

1

Наречие
52

Работа над ошибками Наречие как часть речи.

1

53

Смысловые группы наречий.

1

54

Р.Р.Сочинение по картине И.Попова «Первый снег». Подготовка

1

55

Р.Р. Написание сочинения по картине И.Попова «Первый снег»

1

56

Степени сравнения наречий.

1

57

Морфологический разбор наречий.

1

58

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е.

1

59

Контрольная работа №4 по теме «Наречие»

1

60

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е.Закрепление

1

61

Р.Р.Изложение с элементами сочинения.

1

62

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.

1

63

Н и НН в наречиях на -О и -Е.

1

64

Р.Р.Описание действий.

1

65

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

66

Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ-; ДО-; С-.

1

67

Р.Р.Сочинение по картине упр.273.Подготовка

1

68

Написание сочинения по картине упр.273

1

69

Дефис между частями слова в наречиях.

1

70

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от
существительных и количественных числительных.

1

71

Ь после шипящих на конце наречий.

1

72

Повторение темы «Наречие».

1

73

Тестирование по теме «Наречие»

1

74

Проект. Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.

1

Категория состояния
75

Категория состояния.

1

76

Морфологический разбор категории состояния.

1

77-

Р.Р.Изложение (описание действия). Подготовка

1

78

Р.Р.Написание изложения (описание действия).

1

79

Повторение темы «Категория состояния»

1

80

Служебные части речи.

1

81

Предлог как часть речи.

1

82

Употребление предлогов.

1

83

Производные и непроизводные предлоги.

1

84

Простые и составные предлоги.

1

85

Морфологический разбор предлога.

1

86

Р.Р.Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».
упр.348.Подготовка.

1

87

Р.Р.Написание сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная
школа». упр.348

1

88

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1

89

Повторение темы «Предлог»

1

90

Контрольная работа №5 по теме Предлог»

1

Союз
91

Работа над ошибками. Союз как часть речи.

1

92

Простые и составные союзы.

1

93

Сочинительные и подчинительные союзы.

1

94

Запятая в сложном предложении.

1

95

Сочинительные союзы.

1

96

Подчинительные союзы.

1

97

Морфологический разбор союза.

1

98

Р.Р.Сочинение - рассуждение «Книга- наш друг и советчик»

1

99

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

1

100

Повторение темы «Союз».

1

101

Контрольная работа№7 по теме «Союз»

1

102

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

1

Частица
103

Частица как часть речи.

1

104

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

105

Смыслоразличительные частицы.

1

106

Р.Р.Изложение с элементами сочинения на лингвистическую тему.
Подготовка

1

107

Р.Р.Изложение с элементами сочинения на лингвистическую тему.
Написание

1

108

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

109

Морфологический разбор частиц.

1

110

Отрицательные частицы не- ни.

1

111

Отрицательные частицы не- ни. Закрепление

1

112

Различение частицы и приставки не.

1

113

Р.Р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. (На основе упр. 446).
Подготовка

1

114

Р.Р. Написание сочинения - рассказа по данному сюжету. (На основе упр.
446)

1

115

Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни.

1

116

Повторение темы «Частица»

1

117

Повторение правописания служебных частей речи.

1

118

Тестирование по теме «Служебные части речи»

1

Междометие

119

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Междометие
как часть речи.

1

120

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

1

121

Урок-игра по теме «Междометие»

1

122

Р.Р.Изложение на лингвистическую тему.

1

123

Повторение.
Разделы науки о русском языке.

1

124

Р.Р.Текст. Стили речи. Учебно-научная речь.

1

125

Фонетика. Графика. Фонетический разбор слова.

1

126

Лексика и фразеология.

1

127

Морфемика. Словообразование.

1

128

Морфология.

1

129

Орфография

1

130

Синтаксис.

1

131

Пунктуация.

1

132

Итоговый тест

1

133

Подведение итогов года

1

134136

Резервные уроки

3

Тематическое планирование
8 класс
№
п/п
1
2
3
4
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Тема урока
Русский язык в современном мире.
Повторение изученного в 5 – 7 классах. Культура речи.
Пунктуация. Орфография.
Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения
Знаки препинания в сложном предложении.
Буквы -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
Урок-зачет по орфографии
Р.Р. Изложение
Р.Р. Текст. Подготовка к контрольной работе
Входная контрольная работа с грамматическим заданием.
Синтаксис
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Основные
единицы синтаксиса.
Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.

Р.Р. Сжатое изложение. К. Паустовский «Страна за Онегой»
Словосочетание как единица синтаксиса
Виды словосочетаний
Синтаксические связи слов в словосочетаниях
Синтаксический разбор словосочетаний
Грамматическая (предикативная) основа предложения
Порядок слов в предложении. Интонация.
Р.Р. Описание памятника культуры.
Подлежащее. Способы выражения подлежащего.
Р.Р. Подготовка к написанию домашнего сочинения по картине
И. Шевандроновой «На террасе».упр.91
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое
Р.Р. Работа над сочинением «Чудный собор»
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Двусоставные предложения. Главные члены предложения»
Составное глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Роль второстепенных членов в предложении.
Дополнение.
Определение.
Р.Р. Изложение А.Н.Толстой «Петр Первый»
Приложение. Знаки препинания при нѐм.
Обстоятельство.
Основные виды обстоятельств
Синтаксический разбор двусоставного предложения
Р.Р. Характеристика человека
Повторение по разделу «Второстепенные члены предложения»
Главный член односоставного предложения.
Назывные предложения
Определенно-личные предложения.
Неопределенно-личные предложения.
Р.Р. Инструкция
Безличные предложения
Р.Р. Сочинение – рассуждение «Слово делом крепи»
Р.Р. Изложение «Мещерский край»
Неполные предложения.
Синтаксический разбор односоставного предложения.
Систематизация и обобщение знаний по теме «Односоставные
предложения».
Р.Р. Сочинение по личным наблюдениям
Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»
Понятие об осложненном предложении
Понятие об однородных членах предложения.
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией,
пунктуация при них.
Р.Р. Изложение, основанное на сравнительной характеристике.
Однородные и неоднородные определения
Однородные члены, связанные сочинительными союзами.
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

58.
59.
60.
61
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.

89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.

при них.
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Синтаксический разбор предложения с однородными членами.
Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Р.Р. Сочинение – описание картины по упр. 281. Подготовка.
Р.Р. Написание сочинения – описания картины по упр. 281
Повторение по теме «Однородные члены предложения»
Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»
Анализ контрольной работы
Понятие об обособлении.
Обособленные определения.
Обособленные определения.
Выделительные знаки препинания при них.
Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему
Обособленные приложения.
Выделительные знаки препинания при них
Обособленные обстоятельства.
Выделительные знаки препинания при них
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки
препинания при них
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами
Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами
Повторение по теме «Обособленные члены предложения».
Р.Р. Изложение с элементами сочинения
Тестирование по теме « Обособленные члены предложения»
Назначение обращения
Распространенные обращения.
Выделительные знаки препинания при обращении
Употребление обращений
Р.Р. Сочинение – поздравление
Вводные конструкции.
Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных
сочетаниях слов и вводных предложениях.
Р.Р. Составление текста с вводными словами и вводными предложениями
(упр.375)
Вставные слова, словосочетания и предложения
Р.Р. Моделирование публичного выступления с использованием вставных
конструкций (упр.386)
Междометия в предложении.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами,
словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с
членами предложения.
Повторение по разделу «Вводные слова и вставные конструкции».
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.
Прямая и косвенная речь.
Прямая речь
Диалог.
Р.Р. Рассказ. Сжатое изложение по упр.418
Цитата.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.

Повторение по разделу «Чужая речь»
Повторение
Синтаксис и морфология
Синтаксис и пунктуация
Р.Р. Изложение «Ростов Великий»
Синтаксис и культура речи.
Синтаксис и орфография.

1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование
9 класс
№
п/п

Тема урока

Колво ч.

1

Инструктаж. Вводный урок. Международное значение русского языка

1

2.
3.
4.
5.
6.

Повторение пройденного в V - VIII классах.
Устная и письменная речь. Монолог и диалог
Простое предложение и грамматическая основа.
Предложения с обособленными членами
Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
Контрольная работа №1 по теме «Повторение изученного в 5-8
классах
Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные предложения.

1
1
1
1
1

7.

1

22.
23.

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями
сложного предложения.
Развитие речи. Работа с текстом. Интонация сложного предложения..
Развитие речи. Подготовка к ИС. Описание уголка природы.
Смысловые отношения в сложносочиненном предложении..
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.
Сложносочиненное предложение с разделительными союзами
Сложносочиненное предложение с противительными союзами.
Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного
предложения.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного
предложения.
Обобщение. Работа с текстом. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении.
Понятие о сложноподчиненном предложении.
Виды сложноподчиненных предложений.
Союзы и союзные слова.
Контрольная работа № 2 по теме «Сложноподчиненные
предложения»
Указательные слова в сложноподчиненном предложении.
Сложноподчиненном предложения с придаточными определительными.

24

Сложноподчинѐнные предложения с придаточными изъяснительными

1

25

РР. Сочинение-рассуждение (Человек с большой буквы). Подготовка.

1

26.

РР. Сочинение-рассуждение (Человек с большой буквы). Написание

1

8.
9
10
11
12
13
14
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

Сложноподчинѐнные предложения с придаточными обстоятельственными
времени и места.
Сложноподчинѐнные предложения с придаточными цели. причины.
Сложноподчинѐнные предложения с придаточными условия, следствия.

1

1
1

34.

Сложноподчинѐнные предложения с придаточными образа действия.
Практикум. Сложноподчинѐнные предложения с придаточными
обстоятельства.
Сложноподчинѐнные предложения меры, степени и сравнения
Контрольная работа №3 по теме «Сложноподчинѐнные предложения с
несколькими придаточными»
Синтаксический разбор сложноподчинѐнного предложения.

35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

Пунктуационный разбор сложноподчинѐнного предложения.
РР Написание сжатого изложения (подготовка ОГЭ)
РР. Сжатое изложение по текстам ОГЭ. Работа в группах.
,
Сложноподчинѐнное предложение. Обобщение
Итоговый тест.
Обобщающий урок по теме "Сложноподчинѐнное предложение."
Зачетная работа по теме "Сложноподчинѐнное предложение."

1
1
1
1
1
1
1

42.
43.

Работа над ошибками. Подготовка к ОГЭ. Пунктуационный разбор
РР. Сжатое изложение по текстам ОГЭ. Работа в парах.

1
1

44
45.

Пунктуационный разбор предложений. Практикум.
Бессоюзные сложные предложения. Понятие о бессоюзном сложном
предложении.
Особенности интонации в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления.
Сопоставление простых предложений с однородными членами и
бессоюзного сложного предложения.
Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения
дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения,
дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Практикум
Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления,
времени, условия и следствия.
Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления,
времени, условия и следствия. Работа с текстом.
РР Сочинение-рассуждение (Отвага, душевная щедрость).
РР. Работа с текстом, сочинение 9.3 (работа в группах)
Обобщение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический разбор и пунктуационный разбор бессоюзного сложного
предложения.
РР. Сжатое изложение (тексты о войне)
РР. Сочинение-рассуждение (9.3), индивидуальный текст
Контрольная работа №4 по теме "Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении."
Обобщение. Обоснование постановки знаков препинания в бессоюзном
сложном предложении.
РР Сжатое изложение из Открытого банка заданий
РР. Работа с текстом. Бессоюзное сложное предложение в тексте,

1
1

27.
28
29.
30.
31.
32.
33.

46.
47.

48
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58
59
60
61

1
1

1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

62.
63.

постановка знаков препинания
Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1
1
1

71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.

Практикум. Обоснование постановки знаков препинания в сложных
предложениях с разными видами связи
Постановка знаков препинания в сложных предложениях
(пунктуационный разбор)
РР. Работа с текстом. (сжатие текста по теме "роль семьи, "образование")
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
и пунктуация в них.
Контрольная работа № 5 по теме: « Сложные предложения с
различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них»
Работа над ошибками. Пунктуационный разбор предложений.
Практикум. Сложные предложения с различными видами союзной и
бессоюзной связи и пунктуация в них.
РР. Подробный пересказ текста, пунктуационный разбор предложений.
Пунктуационный разбор сложного предложения. Закрепление.
РР. Виды сжатия. Изложение
РР. Сжатое изложение по теме "Дружба"
РР. Публичная речь.
Синтаксический разбор предложений
Пунктуационный разбор предложений. Практикум.
Подготовка к ОГЭ. Пунктуационный разбор
Авторские знаки препинания.

80.
81.

Авторские знаки препинания. Примеры из текстов
РР Сочинение-рассуждение (дружба, любовь, материнская любовь).

1
1

82

Тематический контрольный тест.
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни общества.
Язык как исторически развивающееся явление.
Развитие языка, изменения в составе языка

1
7
1
1
1

Русский литературный язык.
Контрольная работа №6 по теме: «Повторение изученного в 5-9
классах»
Обобщение изученного материала по теме: «Общие сведения о языке».
Повторение. Фонетика. Графика.
Повторение. Лексика. Фразеология
Морфемика. Словообразование.
Морфология. Синтаксис и пунктуация.
Орфография
РР Контрольное изложение, сочинение
Итоги года
Резервные часы

1
1

64
65.
66.
67.
68.
69.
70.

83.
84.
85.
86
87
88
89
90
91
93
94
95
96.
97102

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№п/п Наименование
Программы
1.
(ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников
Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы:
пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А.
Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2011
Учебники
2.
(ФГОС) Русский язык. 5-9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений.
В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.;
науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.
Методические пособия
3.
(ФГОС) Н. В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку»
(к учебникам М. Т. Баранова и др.) 5-9 класс. Москва «ВАКО», 2014
Рабочая тетрадь
4.
(ФГОС) Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь: 5-9 класс.
Пособие для учебных общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение,
2015г.
Интернет- ресурсы
5.
Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.slovary.ru
6.
Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный
ресурс]
– Режим доступа: http://www.gramota.ru
7.
Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php
8.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
9.
Электронные тетради по русскому языку. Уроки Русского.ru видеоуроки
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki
https://videouroki.net/catalog/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».