Русский язык, 1-4 классы, 2021-2022 учебный год

1.Пояснительная записка
Настоящая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе
следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования(утвержден Приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009г. № 373,(в
ред. Приказом Минобрнауки России от 26.11.2010г. №1241, от 22 сентября 2011 №2357,
от 18 декабря 2012г. № 1060, от 29 декабря 2014г. №1643).
- Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 ―О внесении изменений в
федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009г. № 373
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15).
- с учѐтом рабочей программы воспитания.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых
установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и
мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников
основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации
личности. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы
лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность
выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Целями изучения предмета
«Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными
положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического
восприятия и логического мышления учащихся; •формирование коммуникативной
компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и
диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя
общей культуры человека.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/ безударные; согласные
твѐрдые/мягкие,

парные/непарные

твѐрдые

и

мягкие;

согласные

звонкие/глухие,

парные/непарные звонкие и глухие;
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для
упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по
предложенному в учебнике алгоритму,
- оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора
слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объѐме представленного в
учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова
ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю,
родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс.
Выпускник получит возможность научиться:
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с
предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора
слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной
задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
- определять грамматические признаки имѐн существительных — род, число, падеж,
склонение;
- определять грамматические признаки имѐн прилагательных — род, число, падеж;
- определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем
времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имѐн существительных, имѐн прилагательных,
глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения
морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги
вместе с существительными и личными местоимениями, к которым ониотносятся,
союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании
и предложении;
-классифицировать

предложения

по

цели

высказывания,

находить

повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
-

различать

второстепенные

члены

предложения

—

определения,

дополнения,

обстоятельства;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность
разбора;
различать простые и сложные предложения.
«Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
- применять правила правописания (в объѐме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объѐмом 80—90 слов;
- писать под диктовку тексты объѐмом 75—80 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические
и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определѐнной орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы
избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы
действий, помогающих предотвратить еѐ в последующих письменных работах.
«Развитие речи»
Выпускник научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного
общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного
возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение и аргументировать его;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для
конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;

- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определѐнную тему с использованием разных типов
речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
-

анализировать

последовательность

собственных

действий

при

работе

над

изложениями и сочинениями и со - относить их с разработанным алгоритмом;
оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с
исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для
самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3. Содержание учебного предмета.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте,
определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение
диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими
высказываниями

в

соответствии

с

учебной

задачей

(описание,

повествование,

рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе
обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учѐтом гигиенических
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в

соответствии

с

изученными

правилами.

Письменное

изложение

содержания

прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших
собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений,
литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента
видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его
значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твѐрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение
места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение
позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель
твѐрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как
показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребѐнка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения
на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо
букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
Овладение

разборчивым,

аккуратным

письмом.

Письмо

под

диктовку слов

и

предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приѐмов
и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их
порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении
вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в
слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твѐрдых согласных
звуков, определение парных и непарных по твѐрдости — мягкости согласных звуков.
Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—
глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный —
согласный; гласный ударный — безударный; согласный твѐрдый — мягкий, парный —
непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги.
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Какие бывают слоги? Определение ударного слога. Согласный звук й и буква и краткое.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твѐрдости и мягкости
согласных звуков. Использование на письме разделительныхъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол,
конь; в словах с йотированными гласными е, ѐ, ю, я; в словах с непроизносимыми
согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса, абзаца.
Знание

алфавита:

правильное

название

букв,

знание

их

последовательности.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Мягкий знак.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и
многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за
использованием в речи синонимов и антонимов.
Омонимы.Фразиологизмы.
Лексическое значение имени существительного ,глагола, имени прилагательного.
Проект «Слово в языке и речи».
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные)
слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными
корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о
значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов
и приставок. Разбор слова по составу.
Основа слова. Правописание частей слова.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена
собственные и нарицательные. Различение имѐн существительных, отвечающих на
вопросы «кто?» и «что?». Различение имѐн существительных мужского, женского и
среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по
падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение
падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имѐн
существительных

к

1,

2,

3-му

склонению.

Морфологический

разбор

имѐн

существительных. Имена существительные, имеющие форму только одного числа.
Несклоняемые имена существительные.
Проект : «Зимняя страничка».
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по
родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.Морфологический
разбор имѐн прилагательных. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и
употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределѐнная форма глагола. Различение

глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по
временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение).
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор
глаголов. Изменение глаголов по числам.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов:
образование падежных форм имѐн существительных и местоимений. Отличие предлогов
от приставок.
Имя числительное.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, еѐ значение
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их
сходства

и

различий).

Различение

предложений

по

цели

высказывания:

повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске
(интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение
главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи
смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без
союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с
однородными членами.
Различение простых и сложных предложений. Знаки препинания в конце предложений.
Распространѐнные и нераспространѐнные предложения.
Предложения с обращением. Словосочетание.
Орфография

и

пунктуация.

Формирование

орфографической

зоркости,

использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в
слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
- сочетания чк—чн, чт, щн;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных (ночь, нож, рожь,
мышь);
- безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме существительных на мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные окончания имѐн прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа
(пишешь, учишь);
- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный
знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Слова с удвоенными согласными.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения,
его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств
ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими
русским языком.Что можно узнать о человеке по его речи?
Виды речи.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определѐнную
тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка

предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по
предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учѐтом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах
синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений):
изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочиненияповествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Тематическое планирование 1 класс ( 132 ч)
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.

15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Тема урока
Подготовительный период (15 ч.)
Пропись — первая учебная тетрадь.
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки
Письмо овалов и полуовалов. Подготовка руки к письму. Правила
посадки при письме.
Рисование бордюров. Подготовка руки к письму.
Письмо длинных прямых наклонных линий. Освоение правил
правильной посадки при письме.
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки
Письмо овалов и полуовалов
Рисование бордюров
Письмо длинных прямых и наклонных линий
Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево).
Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо)
Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху ( влево).
Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо)
Письмо больших и малых овалов, их чередование. Письмо коротких
наклонных линий
Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование.
Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево
и вправо
Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу вправо.
Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и
закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлѐй
вверху и внизу
Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. Письмо
полуовалов, их чередование. Письмо овалов
Основной период (81ч)
Строчная и заглавная буквы А,а.
Строчная и заглавная буквы О,о.
Строчная буква и.
Заглавная буква И
Строчная буква ы
Строчная и заглавная буквы У,у
Строчная и заглавная буквы Н,н
Строчная и заглавная буквы С,с
Заглавная буквы С
Строчная и заглавная буквы К,к
Строчная и заглавная буквы Т,т
Строчная и заглавная буквы Т,т
Строчная и заглавная буквы Л,л
Повторение и закрепление пройденного
Строчная буквы р. Заглавная буква Р
Строчная и заглавная буквы В,в
Строчная и заглавная буквы Е,е

Кол-во
уроков
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.

Строчная и заглавная буквы П,п
Строчная и заглавная буквы М,м
Строчная и заглавная буквы М,м
Строчная буква з
Заглавная буква З
Строчная и заглавная буквы З, з
Строчная б
Заглавная буква Б
Строчная и заглавная буквы Б, б
Строчная буква д
Заглавная буква Д
Срочная и заглавная буквы Д, д
Строчная буква я
Заглавная буква Я
Строчная и заглавная буквы Я,я
Строчная и заглавная буквы Я,я
Строчная и заглавная буквы Г,г
Строчная и заглавная буквы Г, г
Строчная буква ч
Строчная буква ч
Заглавная буква Ч
Буква ь
Буква ъ
Строчная бука ш
Строчная и заглавная буквы Ш,ш
Письмо слогов и слов с изучением буквами
Строчная и заглавная буквы Ж.ж
Строчная и заглавная буквы Ж,ж
Строчная буква ѐ
Строчная буква ѐ
Заглавная буква Ё
Строчная и заглавная буквы Й,й
Строчная буква х
Строчная и заглавная буквы Х,х
Строчная и заглавная буквы Х,х
Письмо изученных букв,слогов. Письмо элементов изученных букв
Строчная буква ю
Заглавная буква Ю
Строчная и заглавная буква Ю, ю
Строчная буква ц
Заглавная буква Ц
Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными
буквами
Строчная буква э
Заглавная буква Э
Строчная буква щ
Письмо слов с сочетаниями ща,щу.
Заглавная буква Щ
Строчная и заглавная буквы Ф,ф
Строчные буквы ь, ъ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

82.

83.
84.

85.
86.
87.
88.

89.
90.
91.

92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.

Контрольное списывание.
Русский язык (50часов)
Наша речь (2 ч)
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь, еѐ значение в
жизни людей
Язык и речь. Устная и письменная речь. Русский язык – родной язык
русского народа
Текст, предложение, диалог (3 ч)
Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь
предложений в тексте.
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль
(общее представление)
Диалог (общее представление).
Слова, слова, слова… (4ч)
Слово ка единица языка и речи. Слово как единство звучания и
значения. Роль слов в речи. Составление текста по рисунку и
опорным словам
Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и
явлений. Вопросы на которые отвечают эти слова
Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие
на вопросы кто? что? Вежливые слова
Однозначные и многозначные слова. Слова близкие и
противоположные по значению.
Слово и слог. Ударение. (6ч)
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на
слоги
Слово и слог. Выделение слогов в слове. Анализ слоговых моделей
слов
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую
Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в
переносе слов
Ударение (общее представление). Способы выделения ударения.
Графические обозначения ударения
Ударение. Зависимость значения слов от ударения. Развитие речи.
Звуки и буквы (35ч)
Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове
Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов. Развитие речи.
Русский алфавит или Азбука. Значение алфавита
Русский алфавит или азбука. Использование алфавита при работе со
словарями
Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки
Гласные звуки. Буквы е, ѐ, ю, я и их функции в слове
Слова с буквой э. Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из
других языков
Ударные и безударные гласные звуки
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных
слогах
Правописание гласных в ударных и безударных слогах
Употребление гласных в ударных и безударных слогах
Проверочная работа по теме: «Ударные и безударные гласные

1

1
1

1
1

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.

звуки»
Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки
Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными
Слова с буквами Й иИ
Твѐрдые и мягкие согласные звуки
Парные и непарные по твѐрдости-мягкие согласные звуки
Правописание парных и непарных по твѐрдости-мягкие согласных
звуков
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука
Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине
слова буквой мягкий знак
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Развитие
речи.
Глухие и звонкие согласные звуки
Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости
согласных звуков буквами
Обозначение буквой парного по глухости-звонкости согласного
звука на конце слова
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным
звуком на конце слова
Проверочная работа по теме «Согласные звонкие и глухие»
Шипящие согласные звуки
Буквосочетания чк,чт,чн
Проверочная работа по теме «Шипящие согласные звуки»
Буквосочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правило правописания
буквосочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Проверочный диктант за год
Заглавная буква в словах (общее представление)
Заглавная буква в словах
Повторение и обобщение изученного материала

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование 2 класс (168 ч)
№

1.
2.
3.
4.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17
18.
19.
20.
21.

22.
23
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Тема урока
Наша речь.(4 ч)
Наша речь. Язык и речь, их значение в жизни людей.
Виды речевой деятельности. Речь устная. Письменная, внутренняя
(речь про себя).
Диалог и монолог.
Обобщение по разделу "Наша речь".
Текст ( 5 ч)
Признаки текста: целостность, связанность, законченность.
Тема, главная мысль текста. Заглавие.
Части текста. Построение текста: вступление, основная часть,
заключение.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Составление рассказа по рисунку и опорным словам.
Предложение (13 ч)
Назначение и признаки предложения. Предложения, различные по
цели высказывания.
Логическое ударение.
Главные члены предложения (основа).
Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Алгоритм
выделения в предложении подлежащего и сказуемого.
Входной контрольный диктант по теме: « Речь. Предложение.»
Анализ диктанта и работа над ошибками. Члены предложения.
Закрепление.
Закрепление по теме "Члены предложения".
Распространенные и нераспространенные предложения.
Связь слов в предложении
Обобщение по теме "Связь слов в предложении".
Р.Р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.
С. Остроухова «Золотая осень».
Слова, слова, слова ( 21 ч)
Слово и его значение. Понимание слова как единства звучания и
значения.
Контрольное списывание по теме "Наша речь".
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Р.Р. Наблюдение над переносным значением слов как средством
создания словесно-художественных образов.
Синонимы. Работа со словарѐм синонимов.
Антонимы. Работа со словарѐм антонимов.
Расширение представлений о предметах и явлениях через лексику
слов. Работа со словарями.
Р.Р. Подготовка к обучающему изложению текста по данным к нему

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.

55.
56.

57.

58.
59.
60.
61.
62.
63.

вопросам.
Написание обучающего изложения текста по данным к нему
вопросам.
Родственные (однокоренные) слова.
Корень слов (первое представление).
Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов,
родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение корня в однокоренных словах.
Контрольный диктант за 1четверть по теме "Главные члены
предложения".
Анализ диктанта и работа над ошибками.
Слог как минимальная произносительная единица.
Слогообразующая роль гласных звуков.
Словесное и логическое ударение в предложении.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Слогообразующая функция ударения.
Обобщение по разделу "Слова, слова, слова"
Звуки и буквы ( 32 ч)
Перенос слов по слогам.
Обобщение по теме "Перенос слов по слогам"
Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на
письме.
Русский алфавит или Азбука. Значение алфавита. Знание алфавита.
Употребление прописной(заглавной) буквы.

1
1

Р.Р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.
Роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки.
Р.Р.Работа с текстом. Запись ответов на вопросы по тексту.
Произношение ударного гласного звука в корне слова и его
обозначение на письме.
Произношение безударного гласного звука в корне слова и его
обозначение на письме.
Особенности проверяемых и проверочных слов.
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный
гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор
однокоренных слов с ударным гласным).
Контрольное списывание по теме "Безударные гласные в корне
слов".
Работа над ошибками. Способы проверки написания буквы,
обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение
формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный
гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор
однокоренных слов с ударным гласным)…
Представление об орфограмме.
Проверяемые и непроверяемые орфограммы.
Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые
орфограммы.
Контрольный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова».
Анализ диктанта и работа над ошибками.
Р.Р.Подготовка к обучающему сочинению по картине С. А. Тутунова
«Зима пришла. Детство.»

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1

1
1

1

1
1
1
1
1
1

64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
82.
83.
84.

85.

86.
87.
88.
89.

90.
91.
92.

93.

Р.Р.Обучающее сочинение по картине С. А. Тутунова «Зима пришла.
Детство.»
Признаки согласного звука. Его роль в слове.
Согласный звук «й» и буква «и краткое»
Слова с удвоенными согласными.
Контрольный словарный диктант по теме "Слова с удвоенными
согласными". Проект. «И в шутку, и всерьѐз»
Твѐрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ѐ,
ю.
Для чего служит мягкий знак (ь)?
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед
другими согласными.

1

Проект «Пишем письмо».
Обобщение по разделу "Звуки и буквы".
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками( 26 ч)
Буквосочетание чк, чн, чт, щн, нщ.
Правописание сочетаний чк, чт, щн, нш.

1
1

Проект «Рифма».
Правописание буквосочетаний жи-ши, чу-щу, ча-ща.
Правописание буквосочетаний жи-ши, чу-щу, ча-ща. Повторение и
закрепление.
Звонкие и глухие согласные (парные и непарные) и их обозначение
буквами.
Контрольный диктант за 2 четверть по теме «Правописание
буквосочетаний с шипящими звуками»
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Отличие звонких согласных
от глухих.
Произношение парного по звонкости –глухости согласного звука на
конце слова и в корне перед согласными и его обозначение буквой
на письме.
Употребление парного по звонкости – глухости согласного звука на
конце слова и в корне перед согласными и его обозначение буквой
на письме..
Повторение и закрепление изученного материала.
Особенности проверяемых и проверочных слов для правила
обозначения буквой.
Правописание буквы, обозначающей по глухости-звонкости
согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне.
Способы проверки написания буквы, обозначающей по глухостизвонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в
корне.
Закрепление и повторение. Проверочные и проверяемые слова.
Правописание проверочных и проверяемых слов.
Закрепление и обобщение знаний при
написании буквы,
обозначающей по глухости-звонкости согласный звук, на конце
слова или перед согласным в корне…
Контрольный словарный диктант по теме "Безударные гласные в
корне не проверяемые ударением". Повторение и закрепление по
теме: "Правописание гласных и согласных в корне слова".

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1

1

1
1
1
1

1
1
1

1

94.

Способы проверки гласных и согласных в корне слова.

1

95.
96.
97.
98.
99.

Правило написания разделительного ь в словах.
Правописание слов с разделительным ь.
Обобщение по теме "Правописание слов с разделительным ь".
Р.Р. Сочинение по серии рисунков.
Контрольный диктант по теме: Правописание слов с мягким
знаком».
Анализ диктанта .Работа над ошибками. Что такое части речи?
Обобщение по разделу "Правописание буквосочетаний с шипящими
звуками"
Части речи ( 67 ч)
Соотнесение слов- названий, вопросов, на которые они отвечают, с
частями речи.
Повторение по теме " Соотнесение слов- названий, вопросов, на
которые они отвечают, с частями речи".
Имя существительное, как часть речи.
Значение и употребление в речи имени существительного..
Расширение представлений о предметах и явлениях через
ознакомление с существительными, их обозначающими.
Одушевлѐнные имена существительные
Неодушевлѐнные имена существительные.
Собственные имена существительные.
Нарицательные имена существительные
Заглавная буква в именах собственных.
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная
буква в именах, отчествах, фамилиях людей.
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная
буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и
газет.
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная
буква в географических названиях и кличках животных.
Правописание заглавной буквы в именах собственных.
Контрольное списывание по теме "Собственные и нарицательные
имена существительные".
Работа над ошибками. Единственное и множественное число имен
существительных.
Правописание существительных в единственном и множественном
числе.
Изменение существительных по числам.
Закрепление по теме: " Изменение существительных по числам".
Р.Р.Подготовка
и
написание
обучающего
изложения
повествовательного текста по данным вопросам.
Работа
над
ошибками.
Формирование
первоначальных
представлений о разборе имени существительного как части речи.
Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее
представление).
Синтаксическая функция глагола
Синтаксическая роль глагола в предложении.
Р.Р. Составление рассказа по репродукции картины художника.
Изменение глагола по числам

1
1
1
1
1

100.
101.

102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.

114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

128.
129.
130.

Единственное и множественное число глаголов.
Роль окончаний при изменении глаголов по числам.
Употребление частицы НЕ с глаголом

1
1
1

131.

Правописание частицы НЕ с глаголом.

1

132.

Обобщение и закрепление знаний по теме "Глагол".

1

133.

1

136.

Контрольный диктант за 3 четверть (с грамматическим заданием) по
теме "Части речи".
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Обобщение по теме: Глагол.
Понятие о тексте - повествовании. Роль глаголов в тексте –
повествовании.
Обобщение знаний о глаголе.

137.

Что такое имя прилагательное.

1

138.
139.
140.
141.
142.

Связь имени прилагательного с именем существительным.
Правописание имени прилагательного с именем существительным
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении..
Изменение имѐн прилагательных по числам.
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа
имени существительного.
Обобщение знаний об имени прилагательном.
Контрольный диктант по теме «Части речи».

1
1
1
1
1

Анализ диктанта и работа над ошибками. Понятие о текстеописании. Роль имени прилагательного в тексте-описании.
Р.Р. Составление текста-описания на основе личных наблюдений
(описание домашнего животного либо комнатного растения).
Местоимение (личное) как часть речи: его значение.
Употребление в речи местоимений.
Составление по рисункам текста-диалога.
Роль предлогов в речи. Функция предлогов.
Правописание предлогов с именами существительными
Р.Р. Редактирование текста; восстановление деформирование
повествовательного текста.
Обобщение по разделу "Части речи"
Контрольный (итоговый) диктант за год. Повторение изученного.
Анализ диктанта и работа над ошибками. Повторение. Слово.
Повторение. Текст.
Подготовка и написание обучающего сочинения по картине И.И.
Шишкина "Сосновый лес".
Повторение. Предложение.
Повторение. Предложение и текст.
Повторение. Слово и его значение.
Повторение. Части речи.
Повторение. Звуки и буквы.
Повторение. Правила правописания слов с безударной гласной в
корне слов.
Повторение. Правила правописания слов на изученные орфограммы.
Повторение и закрепление изученного материала. Игра "Поле

1

134.
135.

143.
144.
145.
146.
147.
148.
149.
150.
151.
152.
153.
154.
155.
156.
157.
158.
159.
160.
161.
162.
163.
164.
165.

1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

166.
167.
168.

Чудес".
Повторение и закрепление изученного материала. Игра "Своя игра".
Интеллектуальная игра "По дорожке русского языка"
Обобщение знаний по курсу русский язык за 2 класс.

1
1
1

Тематическое планирование 3 класс ( 168 ч)
№

1.
2.
3.
4
5
6
7
8
9
10

Тема урока
Язык и речь ( 2 ч)
Знакомство с учебником. Речь-отражение культуры человека. Виды
речи и их назначение.
Для чего нужен язык? Назначение языка и его выбор.
Текст. Предложение. Словосочетание. ( 16ч)
Текст как единица языка и речи.

20
21
22

Типы текстов.
Что такое предложение. Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по интонации.
Знаки препинания в конце предложений.
Обращение. Предложения с обращениями (общее представление).
Р.Р. Подготовка и написание обучающего изложения по вопросам.
Работа над ошибками изложения. Главные и второстепенные члены
предложения.
Простое предложения.
Сложное предложение.
Входной контрольный диктант. Предложение
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Простое и сложное
предложения(общее представление).
Запятая между частями сложного предложения.
Словосочетание (общее представление). Словарный диктант.
Предложение и словосочетание.
Слово в языке и речи ( 23 ч).
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные
слова.
Синонимы и антонимы.
Омонимы. Значение, использование омонимов в речи.
Слово и словосочетание.

23

Фразеологизмы.

11
12
13
14
15
16
17
18
19

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Р.Р. Подготовка и написание обучающего изложения «Подарки для
ѐлочки».
Анализ изложения. Работа над ошибками.
Части речи.
Контрольное списывание по теме «Слово в языке и речи».
Работа над ошибками. Имя существительное.
Местоимение.
Имя прилагательное.
Глагол.
Имя числительное (общее представление).
Однокоренные слова. Словарный диктант.
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи».
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Корень слова.
Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78

Согласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с парным согласным на конце.
Разделительный мягкий знак.
Р.Р. Подготовка и написание обучающего изложения по вопросам.
Работа над ошибками изложения. Упражнение в написании слов с
парным согласным на конце.
Состав слова ( 21 ч)
Корень слова. Однокоренные слова.
Однокоренные слова.
Сложные слова.
Формы слова. Что такое окончание.
Что такое окончание.
Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове.
Приставка как значимая часть слова.
Как найти в слове приставку.
Значения приставок. Словарный диктант.
Суффикс как значимая часть слова.
Алгоритм выделения в слове суффикса.
Значение суффикса в слове.
Р.Р. Обучающее сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом
просторе».
Анализ сочинения. Работа над ошибками. Основа слова.
Основа слова.
Обобщение знаний о составе слова.
Разбор слов по составу.
Контрольный диктант по теме «Состав слова».
Р.Р. Подготовка и написание обучающего изложения «Прощальная
песенка».
Работа над ошибками диктанта и изложения.
Проект «Семья слов»
Правописание частей слова ( 25 ч)
В каких значимых частях слова есть орфограммы.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Проверка слов с парными согласными в корне. Словарный диктант.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Упражнение в проверке слов с непроизносимым согласным в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Р.Р. Подготовка и написание обучающего изложения «Удивительная
птица».
Анализ изложения. Работа над ошибками. Упражнение в
правописании удвоенных согласных.
Правописание суффиксов -ек,-ик,-ок в словах.
Правописание приставок в словах.
Правописание приставок Словарный диктант.
Правописание предлогов.
Упражнение в правописании приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным твѐрдым знаком.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

79
80
81
82
83
84
85
86
87

88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова».
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Упражнение в
правописании слов с разделительным твѐрдым знаком.
Разделительные твѐрдый знаки.
Разделительные мягкий знак.
Р.Р. Подготовка и написание обучающего сочинения по картине
В.М.Васнецова «Снегурочка».
Анализ сочинения. Работа над ошибками. Упражнение в написании
слов с орфограммой в корне.
Контрольный диктант по теме «Правописание приставок и
предлогов».

1

Анализ диктанта. Работа над ошибками .Части речи.
Части речи.
Части речи
Имя существительное ( 33 ч).
Имя существительное и его роль в речи.
Одушевлѐнные имена существительные
Неодушевлѐнные имена существительные
Собственные и нарицательные имена существительные. Словарный
диктант.
Проект « Тайна имени»
Заглавная буква в именах собственных.
Число имѐн существительных.
Изменение имѐн существительных по числам.
Презентация проекта «Зимняя страничка».
Род имѐн существительных.
Упражнение в определении рода имѐн существительных.
Мягкий знак на конце имѐн существительных после шипящих.
Р.Р. Подготовка и написание обучающего изложения «Спасение
синички».
Анализ изложения. Работа над ошибками.
Мягкий знак на конце имѐн существительных.
Повторение по теме «Имя существительное».
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
Анализ диктанта. Работа над ошибками.
Склонение имѐн
существительных.
Склонение имѐн существительных.
Падеж имѐн существительных .Словарный диктант.
Именительный падеж.
Родительный падеж.
Дательный падеж.
Р.Р. Подготовка и написание обучающего сочинения по картине
И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
Анализ сочинения. Работа над ошибками.
Винительный падеж.
Различие Винительного и Родительного падежей.
Творительный падеж.
Предложный падеж.
Упражнение в определении падежей имѐн существительных.
Все падежи

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137

138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний
имѐн существительных».
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Имя прилагательное.
Имя прилагательное ( 17ч).
Значение и употребление имѐн прилагательных в речи.
Роль имѐн прилагательных в тексте.
Р.Р. Подготовка и написание обучающего сочинения по картине
М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».
Анализ сочинения. Работа над ошибками.
Род имѐн прилагательных.
Изменение имѐн прилагательных по родам.
Число имен прилагательных
Изменение имен прилагательных по падежам
Контрольное списывание по теме «Имя прилагательное».
Анализ списывания. Работа над ошибками. Упражнение в
определении рода имѐн прилагательных.
Число имѐн прилагательных.
Изменение имѐн прилагательных по падежам.
Упражнение в определении падежей имѐн прилагательных.
Р.Р. Подготовка и написание обучающего сочинения по картине А.
А. Серова «Девочка с персиками».
Анализ сочинения.
Работа над ошибками. Упражнение в
определении падежей имѐн прилагательных.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
Анализ диктанта Работа над ошибками. Местоимения.
Местоимение ( 4 ч).
Личные местоимения. Словарный диктант.
Изменение личных местоимений по родам.
Упражнение в изменении местоимений по родам.
Презентация проекта «Имена прилагательные в загадках».
Глагол ( 17 ч).
Что обозначает глагол.
Значение и употребление глаголов в речи.
Роль глаголов в тексте.
Неопределѐнная форма глагола.
Упражнение в изменении формы глагола.
Р.Р. Подготовка и написание обучающего изложения по готовому
плану «Пернатые гости».
Анализ изложения. Работа над ошибками. Число глаголов.
Времена глаголов.
Упражнение в определении времени глаголов.
2 лицо глаголов.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам. Закрепление. Словарный диктант.
Род глаголов в прошедшем времени.
Правописание частицы не с глаголами.
Упражнение в написании частицы не с глаголами.
Контрольный диктант по теме «Глагол».
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Обобщение изученного по
теме «Глагол».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

159
160
161
162
163
164
165
166
167
168

Повторение ( 10 ч).
Повторение. Текст. Предложение. Словосочетание.
Словосочетание.
Повторение. Состав слова.
Повторение Орфограммы в корне слова.
Повторение. Правописание предлогов приставок.
Итоговый контрольный диктант
Анализ диктанта. Работа над ошибками.
Повторение. Правописание приставок.
Части речи.
Занимательный русский язык.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование 4 класс ( 168 ч)
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Повторение (11 ч)
1
2

Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык.
Язык и речь. Формулы вежливости.

1
1

3
4
5
6

Текст и его план.
Р.Р. Подготовка и написание обучающего изложения.
Анализ изложения и работа над ошибками. Типы текстов
Предложение как единица речи.

1
1
1
1

7

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1

8
9

Диалог. Обращение.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены
предложения.
Входной контрольный диктант по теме : « Повторение»
Анализ диктанта и работа над ошибками. Словосочетание.
Предложение (10 ч.)

1
1

1
1

17

Понятие об однородных членах предложения .
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в
предложениях с однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Р.Р. Подготовка и написание сочинения по картине И.И.Левитана
«Золотая осень»
Анализ сочинения и работа над ошибками. Простые и сложные
предложения.
Связь между простыми предложениями в составе сложного.

18
19

Сложное предложение и предложение с однородными членами
Правописание предложений с однородными членами.

1
1

20
21

Диктант по теме «Предложение».
Анализ диктанта и работа над ошибками.
Повторение по теме: « Предложение»
Слово в языке и речи ( 18 ч)

1
1

22
23

1
1

24

Слово и его лексическое значение.
Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.
Заимствованные слова. Устаревшие слова.
Синонимы, антонимы, омонимы.

25
26
27
28

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.
Состав слова. Значимые части слова.
Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
Правописание гласных и согласных в корнях слов.

1
1
1
1

29

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных
согласных в корнях.

1

10
11

12
13
14
15
16

1
1

1
1
1

1

1
1

34

Правописание приставок и суффиксов.
Разделительные твердый и мягкий знаки. Правописание
разделительного твердого и мягкого знаков.
Р.Р. Подготовка и написание обучающего изложения.
Анализ изложения и работа над ошибками. Части речи.
Морфологические признаки частей речи .
Склонение имен существительных и имен прилагательных.

35

Контрольный диктант за 1 четверть по теме: « Части речи»

1

36

Анализ диктанта и работа над ошибками.
Имя числительное. Глагол.
Наречие как часть речи. Правописание наречий. Значение и
употребление в речи.
Р.Р.Подготовка и написание сочинения – отзыва по картине В.М.
Васнецова « Иван Царевич на Сером коне».
Анализ сочинения и работа над ошибками.

1

30
31
32
33

37
38
39

1
1
1

1
1
1

Имя существительное (40 ч.)
40

Распознавание падежей имен существительных. Словарный диктант.

1

41

Упражнение в распознавании именительного, родительного,
винительного падежей неодушевленных имен существительных
Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных
в родительном и винительном падежах, в дательном падеже
Упражнение в распознавании имен существительных в
творительном и предложном падежах
Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания.
Несклоняемые имена существительные
Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е
склонение имен существительных.
Упражнение в распознавании имен существительных 1-го
склонения.
Р.Р.Подготовка и написание сочинения по картине А.А. Пластова
«Первый снег»
Анализ сочинения и работа над ошибками. 2-е склонение имен
существительных.
Упражнения в распознавании падежа имѐн существительных 2-го
склонения.
3-е склонение имен существительных.

1

Упражнения в распознавании падежа имѐн существительных 3-го
склонения.
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени
существительного.
Р.Р.Подготовка и написание обучающего изложения.
Анализ изложения и работа над ошибками. Падежные окончания
имѐн существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа.
Именительный и винительный падежи .

1

Правописание окончаний имѐн существительных в родительном
падеже.
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлѐнных

1

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1

имѐн существительных.
Правописание окончаний имен существительных в дательном
падеже.
Правописание безударных окончаний имен существительных в
родительном и дательном падежах.

1

60

Упражнение в правописании безударных окончаний имен
существительных в родительном и дательном падежах.

1

61

1

72

Правописание окончаний имен существительных в творительном
падеже.
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в
творительном падеже.
Правописание окончаний имен существительных в предложном
падеже.
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в
предложном падеже.
Правописание безударных окончаний имѐн существительных во всех
падежах.
Правописании безударных падежных окончаний имен
существительных .
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен
существительных.
Диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний
имен существительных в единственном числе»
Анализ диктанта и работа над ошибками. Безударные падежные
окончания.
Р.Р. Подготовка и написание сочинения по картине В.А. Тропинина
«Кружевница»
Анализ сочинения и работа над ошибками.. Повторение по теме: «
Правописание падежных окончаний»
Склонение имѐн существительных во множественном числе

73

Контрольный диктант за первое полугодие.

74

Анализ контрольного диктанта. Именительный падеж имѐн
существительных множественного числа.
Родительный падеж имѐн существительных множественного числа.
Словарный диктант.
Правописание окончаний имѐн существительных множественного
числа в родительном падеже.
Дательный, творительный, предложный падежи имѐн
существительных множественного числа.
Правописание падежных окончаний имен существительных в
единственном и множественном числе.
Наши проекты
Имя прилагательное (32ч.)

58
59

62
63
64
65
66
67
68
69
70
71

75
76
77
78
79
80
81
82

Имя прилагательное как часть речи.
Род и число имѐн прилагательных.
Проверочная работа.
Р.Р.Подготовка и написание обучающего изложения.

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1

1

1

83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94

95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108

Анализ изложения и работа над ошибками. Склонение имѐн
прилагательных.
Склонение имѐн прилагательных .

1

Р.Р.Подготовка и написание обучающего сочинения на тему «Чем
мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»
Склонение имѐн прилагательных мужского и среднего рода в
единственном числе.
Правописание окончаний имѐн прилагательных мужского и среднего
рода в именительном падеже.
Правописание окончаний имѐн прилагательных мужского и среднего
рода в родительном падеже.
Правописание окончаний имѐн прилагательных мужского и среднего
рода в дательном падеже.
Именительный, винительный, родительный падежи .

1

Правописание окончаний имѐн прилагательных мужского и среднего
рода в творительном и предложном падежах.
Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных
мужского и среднего рода.
Р.Р. Подготовка и написание выборочного изложения описательного
текста. Наши проекты
Анализ изложения и работа над ошибками. . Правописание
падежных окончаний имѐн прилагательных мужского и среднего
рода .
Склонение имѐн прилагательных женского рода.

1

Именительный и винительный падежи имѐн прилагательных
женского рода.
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен
прилагательных женского рода.
Винительный и творительный падежи имен прилагательных
женского рода.
Упражнение в правописании падежных окончаний имен
прилагательных.
Р.Р. Подготовка и написание обучающего изложения описательного
текста.
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имѐн
прилагательных.
Склонение имѐн прилагательных во множественном числе.

1

Р.Р.Подготовка и написание сочинения-отзыва по картине Н.К.
Рериха «Заморские гости»
Именительный и винительный падежи имен прилагательных
множественного числа.
Родительный и предложный падежи имен прилагательных
множественного числа.
Дательный и творительный падежи имен прилагательных
множественного числа.
Обобщение по теме «Имя прилагательное»

1

Р.Р.Подготовка и написание сочинения-отзыва по картине И.Э.
Грабаря «Февральская лазурь»

1

1

1
1
1
1
1

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

109

Обобщение по теме «Имя прилагательное». Тест.

1

110

Диктант по теме «Имя прилагательное»

1

111

Анализ диктанта и работа над ошибками.. Повторение.

1

Местоимение (7 ч.)
112

Местоимение как часть речи.

1

113

1

114

Личные местоимения.
Словарный диктант.
Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

115

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

1

116

Изменение личных местоимений по падежам.

1

117

1

118

Р.Р. Подготовка и написание изложения повествовательного текста с
элементами описания .
Анализ изложения и работа над ошибками.. Обобщение по теме
«Местоимение».
Глагол (34 ч.)

119
120
121

Роль глаголов в языке.
Изменение глаголов по временам.
Неопределѐнная форма глагола.

1
1
1

122
123
124
125
126
127

Правописание глаголов в неопределѐнной форме.
Контрольный диктант за 3 четверть.
Анализ контрольного диктанта. Повторение.
Изменение глаголов по временам.
Спряжение глаголов.
Р.Р.Подготовка и написание изложения повествовательного текста
по цитатному плану.
Анализ изложения и работа над ошибками.. Спряжение глаголов.
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном
числе.
Р.Р.Подготовка и написание сочинения по картине И.И.Левитана
«Весна. Большая вода»
I и II спряжение глаголов настоящего времени.
I и II спряжение глаголов будущего времени.
Наши проекты.
Безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем
времени.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем
и будущем времени.
Употребление безударных личных окончаний глаголов в настоящем
и будущем времени в тексте.
Упражнение в правописании безударных личных окончаний
глаголов в настоящем и будущем времени.
Возвратные глаголы.
Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.
Упражнение в правописании -тся и -ться в возвратных глаголах.
Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок.

1
1
1
1
1
1

128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167

Правописание глаголов в прошедшем времени.
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего
времени.
Р.Р. Подготовка и написание обучающего изложения
повествовательного текста по вопросам.
Диктант по теме «Глагол».
Анализ диктанта и работа над ошибками. Повторение.
Обобщение по теме «Глагол».
Распознавание орфограммы в глаголах и разных частях речи.
Р.Р.Подготовка и написание изложения повествовательного текста.
Анализ изложения и работа над ошибками. Повторение.
Проверка знаний по теме «Глагол». Тест
Повторение (15 ч)

1
1
1

Язык. Речь. Текст.
Предложение и словосочетание.
Признаки распространенных и нераспространѐнных предложений.
Лексическое значение слова.
Р.Р.Подготовка и написание сочинения на тему «Мои впечатления
от картины И.И.Шишкина «Рожь»
Состав слова.
Правописание слов с орфограммами в корне.
Состав слова. Словарный диктант
Итоговый контрольный диктант.
Анализ диктанта и работа над ошибками. Части речи.
Части речи.
Признаки частей речи. Виды орфограмм в разных частях речи.
Р.Р. Подготовка и написание изложения повествовательного текста
по цитатному плану.
Анализ изложения и работа над ошибками. Звуки и буквы
Игра «По галактике Частей Речи»

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебники
Обучение грамоте - Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник: 1 класс. Часть 1,2.
Русский язык Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 – 4 классы. Часть 1,2.
Прописи (Обучение грамоте) Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись. Части 1, 2, 3, 4.
Методические пособия
Обучение грамоте - Горецкий В.Г. и др. Обучение грамоте. Русский язык
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 1 класс.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс.
Канакина В.П., Фомичева Г.А. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс.
Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс.
Печатные пособия
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных
букв)
Касса букв и сочетаний (по возможности всех типов)
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащего в стандарте
начального образования по русскому языку
Словари всех типов по русскому языку


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».