Изобразительное искусство, ОВЗ, 5-6 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство»
составлена на основе:
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об
утверждении федерального
государственного
образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4\15)
 Авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М.Неменского.
 С учетом рабочей программы воспитания.
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в
жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве,
общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании,
лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции,
цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в
рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими
навыками в повседневной жизни.
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

Основные задачи изучения предмета:
Воспитание интереса к изобразительному искусству.
Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса.
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства
искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать
их содержание и формулировать своего мнения о них.
Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
Обучение изобразительным техникам и приѐмам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и
работа в нетрадиционных техниках.
Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации,
лепке).
Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и
др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по
образцу, по памяти, представлению и воображению.
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

•

Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной
деятельности
(«коллективное
рисование»,
«коллективная
аппликация»).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Минимальный уровень:
• знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их
свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
• знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и
др.;
• знание
некоторых
выразительных
средств
изобразительного
искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
• пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
• знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
• знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
• организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
• следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация
своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего
и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка
хода практической работы;
• владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и
аппликации (вырезание и наклеивание);
• рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов
несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных
произведений в соответствии с темой;
• применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
• ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
• адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета,
получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
• узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных
предметов и действий.
Достаточный уровень:
• знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и
др.);
• знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель,
Городец, Хохлома и др.);
• знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании,
лепке и аппликации;
• знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и
др.;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах
учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к
природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период
обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и
изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета
предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию
произведений искусства».
Программой предусматриваются следующие виды работы:
― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по
памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему;
декоративное рисование.
― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры
или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на
изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на
изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу,
представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной
аппликации;
― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины
художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративноприкладного искусства.
Введение
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила
поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего
места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной
деятельности; правила их хранения.

Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и
пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать
изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания
и обводящих движений руки; знание основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат,
прямоугольник, шар, куб); знание и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра;
ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и
кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка
произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и
ускорение), направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении
аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
― размазывание по картону;
― скатывание, раскатывание, сплющивание;
― примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия
объекта при подготовке детей к рисованию:
― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости
листа;
― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком
геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в
соответствующих пространственных положениях;
― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на
плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
― приемы работы ножницами;
― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга
в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …,
слева от …, посередине;
― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с
помощью пластилина.
― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с
помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее
расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам
прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование
дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование
по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);

― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы
нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных
форм (по образцу);
― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы
штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование
пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой
бумагой, трубочкой и т.п.;
приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование
сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
― правила обведения шаблонов;
― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных
форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию
Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь»,
«часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент»,
«скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические
фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на
плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для
передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных
деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей,
вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по
контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов,
рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе,
замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный,
геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге,
треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование
элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в
лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
рисунке с помощью красок
Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.

Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и
холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на
палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый
и т.д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в
эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при
создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание
кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная
живопись (лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с
натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников,
скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусства, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина.
Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики.
Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю.
Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В.
Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст,
статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор,
гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека,
животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения
скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства».
Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта,
орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах).
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом
местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая,
гжельская, жостовская роспись и т.д.).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс (34 ч)
№
урока

1
2
3
4
5
6
7
8
1.
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема

1. Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве.
Декор русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.
Народный праздничный костюм
Народный праздничный костюм
2. Связь времен в народном искусстве
Народные праздничные обряды, праздники
Древние образы в современных народных игрушках.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Золотая хохлома. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни
3. Декор, человек, общество, время
Зачем людям украшения.
Декор и положение человека в обществе.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества искусства
Одежда говорит о человеке.
Одежда говорит о человеке. Практическая работа
Проектная работа «Бал в интерьере дворца»
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
О чем рассказывают гербы и эмблемы. Выставка и анализ работ
Символы и эмблемы в современном обществе
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
4. Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер ДПИ (витраж)
Ты сам - мастер ДПИ (витраж). Выставка и анализ работ
Ты сам - мастер ДПИ (тряпичная кукла)
Ты сам - мастер ДПИ (тряпичная кукла). Выставка и анализ работ
Ты сам - мастер ДПИ (мозаичное панно)
Ты сам - мастер ДПИ (мозаичное панно). Выставка и анализ работ
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (обобщение и
систематизация знаний)

Кол-во
часов

8ч
1
1
1
1
1
1
1
1
8ч
1
1
1
1
1
1
1
1
10 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8ч
1
1
1
1
1
1
1
1

5 класс (68 ч)
№
урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тема

1. Древние корни народного искусства
ТБ и организация рабочего места. «Пробуем карандаш в работе»
«Настроение». Рисунок восковыми мелками
Древние образы в народном искусстве. Рисунок цв. карандашами
Декор русской избы. Аппликация
Внутренний мир русской избы. Раскраска
Внутренний мир русской избы. «Дополни картину…»
Природа родного края. Рисунок в технике «по-сырому»
Конструкция и декор предметов народного быта. Аппликация
Картина из природного материала. Аппликация
Рисунок в технике монотипия «Кувшин»
Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки. Раскраска
Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки. Дорисуй по образцу.
Рисунок по клеточкам «Орнамент»
Народный праздничный костюм. Раскраска
Народный праздничный костюм. Рисование по образцу
2. Связь времен в народном искусстве
Любимая игрушка. Рисование в технике «тычкования»
Древние образы в современных народных игрушках. Лепка (пластилин)
Народная игрушка. Лепка фигурки из соленого теста
Народная игрушка. Раскрашивание фигурки
Искусство Гжели. Раскраска
Искусство Гжели. Дорисуй картину
Золотая хохлома. Раскраска
Золотая хохлома. Собери картину
Искусство Жостова. Плоская пластилиновая картина.
Искусство Городца. Раскраска
Кукла из ниток
Соломенная игрушка
«Зимние узоры». Роспись по стеклу. Гуашь (акрил)
«Зима». Рисунок солью
Новогодняя картина. Аппликация с использованием различ. материалов
«Зимние цветы» Снежинки из бумаги.
3. Декор и человек
Зачем людям украшения. Продолжи по образцу
Зачем людям украшения. Аппликация
Зачем людям украшения. Рисунок в графическом редакторе.
Графические примитивы.
Зимний пейзаж. Рисунок акварелью
«Зимние краски». Рисунок в Paint. Палитра цветов
Одежда говорит о человеке. Раскраска
Одежда говорит о человеке. «Одень куклу». Аппликация (ткань)
КТД «Бал в интерьере дворца». Обстановка
КТД «Бал в интерьере дворца». Костюмы
О чем рассказывают гербы и эмблемы. Аппликация
О чем рассказывают гербы и эмблемы. Выставка и анализ работ
Символы и эмблемы в современном обществе. Значение цвета и

Кол-во
часов

15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13
14
15
16
17
18
19
20
21

1
2
3
4
5
6
78
9
10
11
12
13
14
15
16

элементов
Эмблема моей семьи (класса). Подготовка (окрашивание элементов)
Эмблема моей семьи (класса). Аппликация.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Работа в
смешанной технике. Планирование, подготовка деталей
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Работа в
смешанной технике. Выполнение работы. Анализ
Открытка к 23 февраля. Аппликация
Рисунок в графическом редакторе. Редактирование рисунка. Раскраска
«Защитники Отечества»
Птицы нашего края. Рисунок по образцу. Гуашь
Птицы в лесу. Смешанная техника (оригами+рисунок+аппликация).
Планирование, подготовка деталей
Птицы в лесу. Панно в смешанной технике (оригами, рисунок,
аппликация). Выполнение работы. Анализ
4. Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство. Виртуальный музей ДПИ
«Космические дали» Рисунок в технике граттаж. Подготовительная
работа
«Космические дали» Рисунок в технике «граттаж». Процарапывание по
шаблонам
Ты сам - мастер ДПИ (витраж - аппликация) Планирование, подготовка
Ты сам - мастер ДПИ (витраж - аппликация). Выполнение работы.
Ты сам - мастер ДПИ (витраж - аппликация). Выставка работ. Анализ
Ты сам - мастер ДПИ (одеваем куклу) Планирование, подготовка
Ты сам - мастер ДПИ (одеваем куклу). Выполнение работы.
Ты сам - мастер ДПИ (одеваем куклу). Выставка и анализ работ
Ты сам - мастер ДПИ (мозаичное панно). Планирование, подготовка
Ты сам - мастер ДПИ (мозаичное панно). Выполнение работы.
Ты сам - мастер ДПИ (мозаичное панно). Выставка и анализ работ.
«Весенние цветы». Рисование «по мокрому»
«Сказочный город». Рисунок в технике граттаж. Подготовительная
работа. Процарапывание контуров.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (обобщение и
систематизация знаний)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6 класс (16 ч)
№
урока

1
2
3
4
5
1
2
4
5

Тема

1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Рисунок – основа изобразительного искусства.
Линия и ее выразительные возможности.
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
2. Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.

Кол-во
часов

5
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1

1
2
3
1
2
3
4

3. Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека – главная тема искусства.
Конструкция головы человека и ее пропорции.
Великие портретисты.
4. Человек и пространство в изобразительном искусстве
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства. Правила линейной и воздушной
перспективы.
Пейзаж-настроение. Природа и художник.
Пейзаж в графики. Городской пейзаж.

3
1
1
1
4
1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ




Состав УМК



«Изобразительно
е искусство.
5—8 классы»
(некоторые
темы курса 8
класса вошли в
курс 7 класса)



Интернетресурсы

Нагляднодемонстрационн
ый материал:
Оборудование
Расходные
материалы

Учебники:

• Изобразительное искусство. 5 класс. Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека / Н.А. Горяева, О.В. Островская;
• Изобразительное искусство. 6 класс. Искусство в жизни человека./
Л.А. Неменская;
• Изобразительное искусство. 7 класс. Дизайн и архитектура в жизни
человека./ А.С. Питерских, Г.Е. Гуров;
• Изобразительное искусство. 8 класс. Изобразительное искусство в
театре, кино на телевидении/ А.С. Питерских.
Поурочные разработки:

• Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в
театре, кино, на телевидении. Поурочные разработки. 5 класс
Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в
театре, кино, на телевидении. Поурочные разработки. 6 класс
• Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в
театре, кино, на телевидении. Поурочные разработки. 7 класс
• Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в
театре, кино, на телевидении. Поурочные разработки. 8 класс
• Сайт интернет-поддержки издательства «Просвещение»
https://www.prosv.ru/umk/history-bgazhnokova.html
• Сайт ЦНХО «Управление непрерывного художественного
образования» http://cnho.ru/
• Учительский портал https://uchitelya.com/izo/
• Портал «Виртуальный Русский музей» https://rusmuseumvrm.ru/,
• графические он-лайн сервисы;
репродукции
картин;
изделия
из
глины;
альбомы
с
демонстрационными материалами, составленными в соответствии с
содержанием учебной программы; видеофильмы, презентации,
аудиозаписи.
Компьютер учители, проектор, экран, музыкальные колонки,
компьютер ученика / планшет (1 компьютер-1 ученик), , компьютер,
графические программы (Paint, Gimp и др.).
клей, бумага (цветная, папиросная, цветной картон и др.), карандаши
(простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры,
маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных
размеров для рисования; пластичные материалы и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».