РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Читательская грамотность»
для обучающихся 5 класса
с. Струговка 2023
2
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
(ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ "РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА")
Рабочая программа по учебному предмету "Читательская грамотность" на
уровне основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также
Программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Читательская грамотность» (предметная
область "Русский язык и литература") адресована учащимся 5 класса
общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам
всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения
является стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному
результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования на уровне сформированности
метапредметного результата как запроса личности и государства.
В современном информационном обществе важно научить школьников
адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её
при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать
функциональную грамотность, понимаемую сегодня, как способность человека
максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней
функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в
расширяющемся информационном пространстве.
Инструментальной основой
работы с информацией является чтение, как универсальный способ действий
учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и
умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным
предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать
информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного
процесса в целом. Именно поэтому читательская грамотность становится ключом к
другим видам функциональной грамотности. Любая задача по другим школьным
предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего
применения обычных правил. Таким образом, можно сделать вывод, что
3
читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной
грамотности.
Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с
текстом относится к универсальным, основополагающим и является необходимым
звеном в программе формирования читательской грамотности.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы
может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию
потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом
мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание,
память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические
чувства,
волевые
качества,
навыки
самоконтроля,
интеллектуальной
самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией должны
закрепляться, развиваться и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по формированию читательской грамотности ориентирована на
развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их
индивидуальных
(возрастных,
физиологических,
психологических,
интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и
возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания
благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и
физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на
раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в
дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и
интеллектуальной потребности в чтении;
формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей
достижению результативности обучения по всем предметам образовательной
программы школы;
формирование читательской грамотности учащихся как элемента общей
культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи:
- развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства,
формировать духовно-нравственные основы личности;
- вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
- развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки
самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
4
- освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным
-
–
–
–
–
видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования
видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного,
изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей
информации;
учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания,
интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе – углубления
базовых знаний по теории текста;
использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных
стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её
дальнейшего использования;
использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и
осмысления текстов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет
«Читательская грамотность» (предметная область
«Русский язык и литература») в учебном плане входит в часть, формируемую
участниками образовательных отношений, и является обязательным для изучения.
По учебному плану МОБУ Струговская ООШ на изучение курса
«Читательская грамотность» в 5 классе отводится 1 час в неделю. Изучение
предмета рассчитано на 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
5 КЛАСС
Содержание обучения курса ориентировано на развитие читательской
грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты,
использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о
ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Содержание учебного курса
1.Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи.
Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительновыразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная
мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста
информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные
события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте.
Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.
5
Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание
информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов,
описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации:
словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения:
ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с
целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование
формальных элементов текста
(подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
2.Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации»
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста.
Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы,
подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного
текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в
текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
3.Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и
роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его
аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте,
недостающая или избыточная информация. Участие в учебном диалоге при
обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора
текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на
информацию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Изучение курса «Читательская грамотность» направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения Рабочей программы по курсу
«Читательская грамотность» для основного общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
6
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Учащиеся научатся:
- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для
достижения положительного результата учебной
деятельности,
удовлетворения
личностных познавательных интересов, развития и
обогащения эмоциональной сферы личности; - использовать полученный опыт
восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции,
оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные результаты
Учащиеся овладеют
- элементарными навыками работы с книгой;
- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид
чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
- элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую
очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание
прочитанного, на основе умений:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт;
- находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных
текстах); - находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и
второстепенную,
фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и
т.п.; - выделять термины, обозначающие основные понятия
текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию
информации, на основе умений:
- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах
текстов; - выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий
содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и
письменной форме главное в содержании текста; - объяснять порядок частей,
содержащихся в тексте;
- сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в
несплошных текстах);
- интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в
тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и
7
логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении
автора / главной мысли текста;
- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
- прогнозировать содержание текста;
- находить скрытую информацию в тексте;
- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование
информации, на основе умений:
- составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
- делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;
- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
- преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления
информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на
основе умений: - откликаться на содержание текста: связывать информацию,
обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
- оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте; использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения,
обоснования утверждений / тезисов;
- оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность:
использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с
текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении
интеллектуальных
(познавательных)
действий,
для
решения
учебнопознавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и
проектирования;
владеть
умениями использовать словари и справочники, в том числе в
электронной форме; пользоваться
электронными библиотеками и другими
справочными материалами, в том числе из числа верифицированных электронных
ресурсов, включённых в федеральный перечень.
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать
аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития
обучающихся);
обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на
основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
8
Учебно-методическое обеспечение образовательной программы
Методические материалы: 1.Тихомирова И.И. Добру откроем сердце: школа
развивающего чтения. – М.: РБША, 2015. -344с.
2. Тихомирова И.И. Родом из военного детства: школа развивающего чтения. – М.: РБША,
2015. -336с. 3. Русский родной язык 5 класс. - М.: Просвещение: Учебная литература,
2020. - 176 с.
3. Назарова Т.С. Концептуальные основания формирования функциональной грамотности
в образовании / Т. С. Назарова // Педагогика: научно-теоретический журн. - 2017. - N 10. С. 14-24. 6. Стефанова Л.М. Приемы формирования функциональной грамотности
учащихся / Л. М.
9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
п/п
1.
2.
Наименование темы
Умеем ли мы читать?
(Виды чтения)
1 час
Основное содержание
Вводное
занятие.
Беседа о восприятии
информации, о видах
чтения,
чтение для
достижения своей цели.
Как выбрать книгу? (Виды Ориентация в книге на
основе
знания
её
чтения:
структуры.
Обучение
просмотровое,
использовать чтение для
ознакомительное)
поиска и извлечения
Библиотечный урок
нужной
информации.
1 час
Выбор книги на основе
ее
просмотра,
выборочного
знакомства с
информацией,
прогнозирования.
Деятельность учителя
с учётом
рабочей программы
воспитания
Развивать
у
обучающихся
познавательную
активность,
самостоятельность,
инициативу,
творческие
способности.
5 класс
Основные виды деятельности
обучающихся
ЭОР/ЦОР
Анализ затруднений при 1.Федеральный портал
чтении и прогнозирование, «Российское образование»
как чтение текста сделать http://www.edu.ru
более результативным.
2.
Интерактивные ЦОР
http://fcior.edu.ru
Извлечение
нужной
информации
из
текста, ;http://schoolcollection.edu.ru
работа в группах.
3.
Банк заданий для
Прогнозирование
формирования и оценки
содержания
книг
по
функциональной грамотности
заглавию,
по
авторам,
обучающихся основной школы
догадке, жизненному опыту. (5-9 классы). ФГБНУ Институт
Определение вида чтения стратегии развития
для
выбора
книги. образования российской
Практическое
освоение академии
способов просмотрового и образования: http://skiv.instra
ознакомительного чтения.
10
3.
4.
Учимся
ставить
цель чтения («Знаю
– хочу узнать – узнал»)
1 час
Теоретическое
обоснование приёма
«Знаю – хочу узнать –
узнал». Комплексный
подход к содержанию
текста, тема которого
частично знакома
учащимся.
Что и о чём? (Углубление Понимания термина
понятия о тексте) 1 час
текст. Признаки теста.
5.
С чего начинается текст?
(Роль заглавия)
1 час
Роль заглавия в текстах
и его связь с темой и
главной мыслью.
6.
Зачем нужен эпиграф?
(Роль заглавия
и
эпиграфа)
1 час
Роль
заглавия
и
эпиграфа.
Прогнозирование
содержания текста по
заглавию и эпиграфу.
Оформление эпиграфа
на письме.
Освоение стратегий
смыслового чтения с
применением технологий
РКМЧП (приём «З-Х-У»,).
Заполнение учащимися
таблицы «Знаю – хочу
узнать – узнал».
Найти признаки текста.
Подготовка к конкурсу
чтецов по выбранной теме:
Прогнозирование
содержания
текста
по
заглавию,
сопоставление
прогноза с содержанием
текста.
Выявление понимания роли
эпиграфа в книге, тексте.
Прогнозируют
содержание
читаемого текста по заглавию
и эпиграфу. Выбирают одно
из предложенных заглавий и
обосновывают свою точку
зрения. В работе с текстами
используют
предтекстовые
вопросы и задания.
o.ru/bank-zadaniy/.
4.Демонстрационные
материалы для
оценки
функциональной
грамотности учащихся 5
класса. ФГБНУ «Институт
стратегии развития
образования российской
академии образования»
(Демонстрационные
материалы http://skiv.instrao.ru
/support/demonstratsionnyemate
rialya/.
5.Открытые задания
PISA:
https://fioco.ru/примерызадачpisa.
4.Сборники эталонных
заданий серии
«Функциональная
11
7.
8.
9.
Внимание к слову.
1 час
Слово и его лексическое
значение. Роль
выразительных
возможностей слов в
контекстном
употреблении.
Индивидуальная
помощь в подготовке
выразительного чтения.
Тематический конкурс
чтецов
«Осенние
страницы» (возможны
другие варианты тем).
Реализовывать
воспитательные
возможности в
различных видах
деятельности
обучающихся со
словесной
(знаковой)
основой:
самостоятельная
Тематический
работа с книгой,
конкурс чтецов.
работа с
1 час
научнопопулярной
литературой,
отбор
Наши друзья и помощники Роль
словарнои сравнение
(Словари и справочники). справочной литературы материала по
и современных
нескольким
Библиотечный урок.
информационных
источникам.
источников
в
1 час
формировании стратегий
смыслового
чтения.
Презентация
словарей
и
справочников.
Определение назначения
словаря.
Лексический
анализ
выбранных для конкурса
чтецов произведений с целью
поиска всех непонятных слов
и выражений и выяснения их
значения.
грамотность. Учимся для
жизни» издательства
«Просвещение»: https://mysh
op.ru/shop/product/4539226.htm
l.
5.Электронный банк заданий
по функциональной
Участие в классном конкурсе грамотности: https://fg.resh.ed
u.ru/.
чтецов.
6.Электронный банк
тренировочных заданий по
оценке функциональной
Знакомство с словарями. грамотности: https://fioco.ru/v
Работа
в
группах
для ebinar-shkoly-ocenka-pisa.
определение
назначения
Справочная
словаря.
Подготовка 7.Урок
современных
группового
проекта литература
информационных
презентации
словаря
(отсроченное
задание
к источников в
стратегий
ролевой игре «Заседание формировании
чтения.
Учёного
совета смыслового
http://www.slovari.ru
лексикографов»):
обсуждение
плана ,http://ru.wikipcdia.org,
представления
словаря, http://feb-web.rii/feb/slt/abc
8.Служба русского языка,
выбор
словаря
для
словари,
справочная
представления и подготовка
литература:
материалов.
12
10.
Учимся читать учебный
текст (Элементы учебного
текста) 1 час
Практическое освоение
терминов
учебного/учебнопознава
тельного
текстов.
Признаки как свойства
предметов.
Определение термина
через общее понятие и
частное.
11.
Главное и неглавное в
тексте (Виды информации
в учебном тексте)
1 час
12.
Учимся читать учебный
текст (Маркировка
информации)
1 час
Виды информации в
учебном тексте. Умение
осуществлять поиск и
находить
требуемую
информацию, применяя
технологии поискового
чтения.
Умение
ориентироваться в
тексте.
Система
условных графических
символов
для
выделения информации.
13.
Практикум-диагностика
(работа по применению
умений
работать
с информацией и
выделять главную мысль)
1 час
Выполнение
проверяющей
информацией
заданным пар
нахождения
информации
Реализовывать
воспитательные
возможности в
различных видах
деятельности,
обучающихся со
словесной
работы (знаковой)
,
основой:
работать
умение систематизация
с по и учебного
поиска
аметра материала.
нужной
м
Решение задач, выявляющих
http://www.slovari.ru
и
формирующих
практические
умения 9.Электронная Библиотека
совершать интеллектуальные
http://lib.ru
действия.
Определение
понятия
по
признакам
(«Отгадай
загадки»).
Классификация понятий по
определённым
признакам
(«Третий лишний»).
Находить
требуемую
информацию,
применяя
технологии поискового
(сканирующего) чтения.
Чтение текста, маркирование
информации. (Выделение в
тексте
ключевых слов,
терминов, незнакомых слов;
нахождение
в
тексте
определения понятий).
Выполнение
совместная
результатов,
рефлексия.
работы,
проверка
анализ
13
14.
15.
16.
Как читать несплошной
текст? 1 час
Несплошные тексты и
их виды. Значимость
умения
работать
с
несплошной текстовой
информацией.
Шифровка и дешифровка Умение
читать
несплошной текст и
текста.
Поиск и
нахождение информации в воспринимать
несплошных текстах. 1 час содержание, извлекать
информацию,
интерпретировать её.
Как построен текст?
Типы речи и их
(Строение текстов разных сочетание в текстах.
типов речи) 1 час
Логика развёртывания
информации.
Поиск
и
нахождение
информации в несплошных
текстах.
Поиск
и
нахождение
информации в несплошных
текстах. (Определение вида
текста; выделение ключевых
слов (знаки, символы и т.д.);
определение
основного
содержания; Упражнение на
формирование
умения
дополнять
таблицу
недостающими данными.
Составление
таблицы/опорной
схемы/опорного конспекта по
теории типов речи
14
17.
Ролевая игра «Заседание
Учёного
совета
лексикографов»
1 час
Проводится как отчёт
комиссий лексикографов
(учащихся) о
возможностях
разных словарей.
Защита групповых проектов,
представляющих
определённые виды словарей.
Обсуждение и оценивание
проектов.
в тексте в Установление
логических связей в
(Смысловые связи
тексте.
тексте) 1 час
Причинноследственные
связи,
аналогии
и
сравнения.
Погружение в текст.
Логико-смысловой
анализ
текста
1 час
художественного или
публицистического
стиля речи
Погружение в текст
Тезисы
и
аргументы/примеры
1 час
в тексте учебнонаучного стиля речи.
Развитие интеллектуальных
умений
выявлять
и
определять
причинноследственные связи,
устанавливать аналогии и
сравнения.
Анализ
текста
(главная
мысль текста, понимание, как
автор логически выстраивает
текст).
18. «Сцепления»
19.
20.
21.
Воображение
прогнозирование. 1
час
и Изучение приёмов
прогнозирования
Выявление и маркирование
информации,
отражающей
строение текста. Подбор
собственных аргументов к
тезису.
Реализовывать на Прогнозирование в тексте с
уроках
пропущенными буквами на
мотивирующий
конце слов, установление
потенциал юмора,
слова на основе связей,
разряжать
смысловых
ассоциаций;
напряжённую
прогнозирование необычной
обстановку в классе (смешной,
неожиданной,
парадоксальной) концовки по
15
образцу предложенных.
22.
Воображение
прогнозирование.
и
1 час
23.
Диалог с текстом.
1 час
24.
Диалог
(«Толстые и
вопросы) 1
час
Прогнозирование
содержания текста.
Технология «чтение с
остановками» и
прогнозирование
дальнейшего
развития действия.
Составление вопросов к
тексту
с текстом Умение
задавать
тонкие» вопросы. Шесть типов
вопросов.
Чтение
текста и
придумывание
(прогнозирование)
продолжений,
продолжений с
вариантом.
сравнение
авторским
Обнаружение
в
тексте
скрытых
вопросов,
прогнозирование ответов на
них и вопросы, заданные
автором;
проверка
предположений и т.д.
Составление вопросов к
тексту
16
25. Диалог
с
(Выделение
мысли) 1 час
Составление
вопросов
в
группах,
взаимообмен
вопросами между группами и
ответы на те из них, которые
не были учтены группой
26.
Участие в командной игре.
27.
28.
29.
текстом Понимание
логики
главной развития мысли автора,
выделение
главной
мысли.
Составление
различных
видов
вопросов
по
содержанию текста.
Игра-состязание
Проводится командная
игра для закрепления
«Аукцион вопросов
умений
задавать
и ответов» 1 час
вопросы к тексту .
Учимся читать «между Выделение главной и
строк» (Скрытая
второстепенной, явной
информация в тексте) 1
и скрытой информации
час
Что помогает понять
Виды и формы плана
текст? (План текста) 1
час
Что
помогает
понять текст?
(Перекодирование
информации: пометки,
выписки, цитаты)
1 час
Перекодирование
информации.
Привлекать
внимание
обучающихся
к
обсуждаемой
на уроке
информации,
активизации
познавательной
деятельности
обучающихся
Анализ текста и выявление
скрытой
информации
в
тексте.
Структурируют информацию
во время и после чтения, и
фиксируют ее в форме плана.
Отбирают
материал
по
определённой теме, делают
выписки;
пометки
предлагают
варианты
использования
собранного
материала.
17
30.
Шифровка и дешифровка
текста (обработка и
перекодирование
информации). 1 час
31.
Когда текст прочитан.
1 час
32.
Участие
в
учебном диалоге
при обсуждении
прочитанного текста
1 час
33.
Практикум
по
комплексному
применению умений
работать с информацией
1 час
Обучение умениям
обрабатывать
информацию
и
фиксировать результат
обработки в разных
формах графического
оформления текста.
Подготовка
устного
сжатого пересказа
текста
повествовательного
характера с элементами
рассуждения
Развитие умения
соотносить
прочитанную
информацию со своим
жизненным опытом и
выявлять, насколько она
полезна,
интересна,
практически значима
Подведение
итогов.
Самооценка учащихся и
оценивание
их
деятельности учителем.
Преобразование информации
из сплошного текста в
таблицу. Заполнение
предложенных схем с опорой
на прочитанный текст.
Общаться с
Обработка и предъявление
обучающимися (в
информации: план текста и
диалоге), признавать пересказ.
их достоинства,
понимать и
принимать их.
Выявление
личностной
позиции учащихся после
чтения
проблемного
публицистического текста.
Работа с текстом. Учебный
диалог
18
34.
Чему я научился?
Повторение изученного.
Сопоставление различных
точек зрения
на
информацию.
1 час
Итого: 34 часа
Участие в учебном диалоге.