РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Читательская грамотность» для обучающихся 5 класса с. Струговка 2023 2 УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» (ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ "РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА") Рабочая программа по учебному предмету "Читательская грамотность" на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного предмета «Читательская грамотность» (предметная область "Русский язык и литература") адресована учащимся 5 класса общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом. Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня, как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией является чтение, как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности. Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Именно поэтому читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Таким образом, можно сделать вывод, что 3 читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и является необходимым звеном в программе формирования читательской грамотности. В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности. Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией должны закрепляться, развиваться и совершенствоваться в течение всех лет обучения. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа по формированию читательской грамотности ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении; формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы; формирование читательской грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве. Задачи: - развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности; - вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом; - развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности; 4 - освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным - – – – – видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации; учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе – углубления базовых знаний по теории текста; использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте; использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся; использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования; использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет «Читательская грамотность» (предметная область «Русский язык и литература») в учебном плане входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений, и является обязательным для изучения. По учебному плану МОБУ Струговская ООШ на изучение курса «Читательская грамотность» в 5 классе отводится 1 час в неделю. Изучение предмета рассчитано на 34 часа в год. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» 5 КЛАСС Содержание обучения курса ориентировано на развитие читательской грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Содержание учебного курса 1.Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительновыразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. 5 Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. 2.Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). 3.Раздел «Работа с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Изучение курса «Читательская грамотность» направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностные результаты Личностные результаты освоения Рабочей программы по курсу «Читательская грамотность» для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, 6 самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Учащиеся научатся: - осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности; - использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов. Метапредметные результаты Учащиеся овладеют - элементарными навыками работы с книгой; - умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический); - элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных). Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений: - определять главную тему, общую цель или назначение текста; - предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт; - находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах); - находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.; - выделять термины, обозначающие основные понятия текста. Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений: - понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов; - выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста; - объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; - сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах); - интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и 7 логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста; - задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; - прогнозировать содержание текста; - находить скрытую информацию в тексте; - использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова. Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений: - составлять план к тексту и структурировать текст, используя план; - делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом; - приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте; - преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.). Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений: - откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире; - оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте; использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов; - оценивать не только содержание текста, но и его форму. Предметные результаты Учащиеся получат возможность: использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования; владеть умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться электронными библиотеками и другими справочными материалами, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень. участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся); обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях. 8 Учебно-методическое обеспечение образовательной программы Методические материалы: 1.Тихомирова И.И. Добру откроем сердце: школа развивающего чтения. – М.: РБША, 2015. -344с. 2. Тихомирова И.И. Родом из военного детства: школа развивающего чтения. – М.: РБША, 2015. -336с. 3. Русский родной язык 5 класс. - М.: Просвещение: Учебная литература, 2020. - 176 с. 3. Назарова Т.С. Концептуальные основания формирования функциональной грамотности в образовании / Т. С. Назарова // Педагогика: научно-теоретический журн. - 2017. - N 10. С. 14-24. 6. Стефанова Л.М. Приемы формирования функциональной грамотности учащихся / Л. М. 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, п/п 1. 2. Наименование темы Умеем ли мы читать? (Виды чтения) 1 час Основное содержание Вводное занятие. Беседа о восприятии информации, о видах чтения, чтение для достижения своей цели. Как выбрать книгу? (Виды Ориентация в книге на основе знания её чтения: структуры. Обучение просмотровое, использовать чтение для ознакомительное) поиска и извлечения Библиотечный урок нужной информации. 1 час Выбор книги на основе ее просмотра, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности. 5 класс Основные виды деятельности обучающихся ЭОР/ЦОР Анализ затруднений при 1.Федеральный портал чтении и прогнозирование, «Российское образование» как чтение текста сделать http://www.edu.ru более результативным. 2. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru Извлечение нужной информации из текста, ;http://schoolcollection.edu.ru работа в группах. 3. Банк заданий для Прогнозирование формирования и оценки содержания книг по функциональной грамотности заглавию, по авторам, обучающихся основной школы догадке, жизненному опыту. (5-9 классы). ФГБНУ Институт Определение вида чтения стратегии развития для выбора книги. образования российской Практическое освоение академии способов просмотрового и образования: http://skiv.instra ознакомительного чтения. 10 3. 4. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал») 1 час Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Комплексный подход к содержанию текста, тема которого частично знакома учащимся. Что и о чём? (Углубление Понимания термина понятия о тексте) 1 час текст. Признаки теста. 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия) 1 час Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа) 1 час Роль заглавия и эпиграфа. Прогнозирование содержания текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий РКМЧП (приём «З-Х-У»,). Заполнение учащимися таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал». Найти признаки текста. Подготовка к конкурсу чтецов по выбранной теме: Прогнозирование содержания текста по заглавию, сопоставление прогноза с содержанием текста. Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста по заглавию и эпиграфу. Выбирают одно из предложенных заглавий и обосновывают свою точку зрения. В работе с текстами используют предтекстовые вопросы и задания. o.ru/bank-zadaniy/. 4.Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 класса. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru /support/demonstratsionnyemate rialya/. 5.Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примерызадачpisa. 4.Сборники эталонных заданий серии «Функциональная 11 7. 8. 9. Внимание к слову. 1 час Слово и его лексическое значение. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении. Индивидуальная помощь в подготовке выразительного чтения. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем). Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: самостоятельная Тематический работа с книгой, конкурс чтецов. работа с 1 час научнопопулярной литературой, отбор Наши друзья и помощники Роль словарнои сравнение (Словари и справочники). справочной литературы материала по и современных нескольким Библиотечный урок. информационных источникам. источников в 1 час формировании стратегий смыслового чтения. Презентация словарей и справочников. Определение назначения словаря. Лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения. грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»: https://mysh op.ru/shop/product/4539226.htm l. 5.Электронный банк заданий по функциональной Участие в классном конкурсе грамотности: https://fg.resh.ed u.ru/. чтецов. 6.Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной Знакомство с словарями. грамотности: https://fioco.ru/v Работа в группах для ebinar-shkoly-ocenka-pisa. определение назначения Справочная словаря. Подготовка 7.Урок современных группового проекта литература информационных презентации словаря (отсроченное задание к источников в стратегий ролевой игре «Заседание формировании чтения. Учёного совета смыслового http://www.slovari.ru лексикографов»): обсуждение плана ,http://ru.wikipcdia.org, представления словаря, http://feb-web.rii/feb/slt/abc 8.Служба русского языка, выбор словаря для словари, справочная представления и подготовка литература: материалов. 12 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста) 1 час Практическое освоение терминов учебного/учебнопознава тельного текстов. Признаки как свойства предметов. Определение термина через общее понятие и частное. 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте) 1 час 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации) 1 час Виды информации в учебном тексте. Умение осуществлять поиск и находить требуемую информацию, применяя технологии поискового чтения. Умение ориентироваться в тексте. Система условных графических символов для выделения информации. 13. Практикум-диагностика (работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль) 1 час Выполнение проверяющей информацией заданным пар нахождения информации Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности, обучающихся со словесной работы (знаковой) , основой: работать умение систематизация с по и учебного поиска аметра материала. нужной м Решение задач, выявляющих http://www.slovari.ru и формирующих практические умения 9.Электронная Библиотека совершать интеллектуальные http://lib.ru действия. Определение понятия по признакам («Отгадай загадки»). Классификация понятий по определённым признакам («Третий лишний»). Находить требуемую информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения. Чтение текста, маркирование информации. (Выделение в тексте ключевых слов, терминов, незнакомых слов; нахождение в тексте определения понятий). Выполнение совместная результатов, рефлексия. работы, проверка анализ 13 14. 15. 16. Как читать несплошной текст? 1 час Несплошные тексты и их виды. Значимость умения работать с несплошной текстовой информацией. Шифровка и дешифровка Умение читать несплошной текст и текста. Поиск и нахождение информации в воспринимать несплошных текстах. 1 час содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Как построен текст? Типы речи и их (Строение текстов разных сочетание в текстах. типов речи) 1 час Логика развёртывания информации. Поиск и нахождение информации в несплошных текстах. Поиск и нахождение информации в несплошных текстах. (Определение вида текста; выделение ключевых слов (знаки, символы и т.д.); определение основного содержания; Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными. Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи 14 17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов» 1 час Проводится как отчёт комиссий лексикографов (учащихся) о возможностях разных словарей. Защита групповых проектов, представляющих определённые виды словарей. Обсуждение и оценивание проектов. в тексте в Установление логических связей в (Смысловые связи тексте. тексте) 1 час Причинноследственные связи, аналогии и сравнения. Погружение в текст. Логико-смысловой анализ текста 1 час художественного или публицистического стиля речи Погружение в текст Тезисы и аргументы/примеры 1 час в тексте учебнонаучного стиля речи. Развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинноследственные связи, устанавливать аналогии и сравнения. Анализ текста (главная мысль текста, понимание, как автор логически выстраивает текст). 18. «Сцепления» 19. 20. 21. Воображение прогнозирование. 1 час и Изучение приёмов прогнозирования Выявление и маркирование информации, отражающей строение текста. Подбор собственных аргументов к тезису. Реализовывать на Прогнозирование в тексте с уроках пропущенными буквами на мотивирующий конце слов, установление потенциал юмора, слова на основе связей, разряжать смысловых ассоциаций; напряжённую прогнозирование необычной обстановку в классе (смешной, неожиданной, парадоксальной) концовки по 15 образцу предложенных. 22. Воображение прогнозирование. и 1 час 23. Диалог с текстом. 1 час 24. Диалог («Толстые и вопросы) 1 час Прогнозирование содержания текста. Технология «чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия. Составление вопросов к тексту с текстом Умение задавать тонкие» вопросы. Шесть типов вопросов. Чтение текста и придумывание (прогнозирование) продолжений, продолжений с вариантом. сравнение авторским Обнаружение в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на них и вопросы, заданные автором; проверка предположений и т.д. Составление вопросов к тексту 16 25. Диалог с (Выделение мысли) 1 час Составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой 26. Участие в командной игре. 27. 28. 29. текстом Понимание логики главной развития мысли автора, выделение главной мысли. Составление различных видов вопросов по содержанию текста. Игра-состязание Проводится командная игра для закрепления «Аукцион вопросов умений задавать и ответов» 1 час вопросы к тексту . Учимся читать «между Выделение главной и строк» (Скрытая второстепенной, явной информация в тексте) 1 и скрытой информации час Что помогает понять Виды и формы плана текст? (План текста) 1 час Что помогает понять текст? (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты) 1 час Перекодирование информации. Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся Анализ текста и выявление скрытой информации в тексте. Структурируют информацию во время и после чтения, и фиксируют ее в форме плана. Отбирают материал по определённой теме, делают выписки; пометки предлагают варианты использования собранного материала. 17 30. Шифровка и дешифровка текста (обработка и перекодирование информации). 1 час 31. Когда текст прочитан. 1 час 32. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного текста 1 час 33. Практикум по комплексному применению умений работать с информацией 1 час Обучение умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в разных формах графического оформления текста. Подготовка устного сжатого пересказа текста повествовательного характера с элементами рассуждения Развитие умения соотносить прочитанную информацию со своим жизненным опытом и выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима Подведение итогов. Самооценка учащихся и оценивание их деятельности учителем. Преобразование информации из сплошного текста в таблицу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Общаться с Обработка и предъявление обучающимися (в информации: план текста и диалоге), признавать пересказ. их достоинства, понимать и принимать их. Выявление личностной позиции учащихся после чтения проблемного публицистического текста. Работа с текстом. Учебный диалог 18 34. Чему я научился? Повторение изученного. Сопоставление различных точек зрения на информацию. 1 час Итого: 34 часа Участие в учебном диалоге.