Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Основы хореографического искусства

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются
средствами пластических движений, ритмически четкой и непрерывной
смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно
связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое
воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.
Программа ориентирована на воспитание у детей хореографической
культуры и привития начальных навыков в искусстве танца. Занятия танцами
делают организм выносливым, сильным и здоровым. Способствуют
вырабатыванию хорошей осанки, делают движения пластичными и гибкими.
Способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма и грации. Танцы
также воспитывают волевые качества личности: терпение, настойчивость,
стремление достигать поставленной цели, уверенность в своих силах. Кроме
того, воспитывается уважение к педагогу и другим танцорам, а также чувство
товарищества, доброжелательности, ответственности и вежливости, особенно
в детско-подростковом возрасте.
Актуальность программы
В настоящее время особое внимание уделяется искусству как
приобщение детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим
ценностям, получение общего эстетического, морального и физического
развития. Мы живем во время бурного развития современной и массовой
гиподинамии,

когда

ребенок

становиться

заложником,

быстро

развивающихся технических систем (компьютеры, сотовые телефоны,
телевидения и др.). Это приводит к недостатку двигательной активности
ребенка и ухудшает состояние здоровья подрастающего поколения. Именно
хореография, как вид искусства, может снимать перегрузки, улучшать
физическое и душевное состояние детей. Разнообразие танцевальных стилей
позволяет удовлетворить интересы общества в независимости от половых и

возрастных качеств. Классический танец всегда был и будет основой любой
танцевальной

культуры,

однако

наиболее

популярными

становятся

современные направления, особенно среди детей и подростков. Они любят
современные эстрадные танцы, ритмы и с удовольствием посещают занятия в
течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и
усердие в приобретении танцевальных знаний и умений, даже если они не
собираются связывать с танцами свою дальнейшую профессиональную
деятельность.

Таким

образом,

используя

специфические

средства

современной эстрадной хореографии, преподаватели имеют возможность
заинтересовывать детей и проводить большую воспитательную работу. А
главное,

что

обучение

строится

на

добровольном

желании

детей,

соответствующем их интересам в области танцев, физическим потребностям
к большей активности и проявлению творческой инициативы.
Направленность программы: художественная
Язык реализации программы: государственный язык РФ - русский.
Уровень освоения: стартовый.
Танцевальный

кружок

направлен

развивать

творческие

способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности
ребёнка,

пробуждает

инициативу

и

самостоятельность

принимаемых

решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Данная программа отвечает потребностям общества в формировании
компетентной, творческой личности.
Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие
эмоциональной сферы и культуры учащихся, адаптацию в социуме.
Программа

разработана

с

учётом

специфики

образовательного

учреждения на основе нормативных документов:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 года
№

196

“Об

утверждении

образовательной деятельности

порядка

организации

и

осуществления

по дополнительным общеобразовательным

программам ;
-Концепцией развития дополнительного образования детей от 04
сентября 2012 года № 1726-р;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№

09-3242

«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ;
Адресат программы: Программа рассчитана на детей 8-14 лет МОБУ
Струговская ООШ Октябрьского муниципального округа.
Состав группы: на занятия принимаются все желающие дети. Набор в
группы носит свободный характер, состав групп может меняться. По данной
программе могут заниматься дети с разным уровнем хореографической
подготовки с любым уровнем исходных природных данных.
Количество детей в группе: 15 человек.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся один раз в неделю полным составом группы.
Деление на подгруппы и индивидуальные занятия не предусматривается.
Состав группы – постоянный, но допускается зачисление новых учащихся на
основании собеседования.
Виды

занятий

–

практические

занятия,

мастер-классы,

самостоятельной работы.
Продолжительность занятия 45минут с перерывом 10 минут.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 недели, 68 часов).
Формы обучения – очная групповая
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2часа; в год – 68 часов.

выполнение

1.2. Цель и задачи программы:
Цель: Развитие творческих способностей учащихся МОБУ Струговская
ООШ через обучение хореографическому искусству.
Задачи:
Воспитательные:
 формировать положительное отношение к танцевальному искусству;
 формировать музыкально-пластическое, художественно-эстетическое,
нравственно-этическое

и

физическое

воспитание,

посредством

хореографии.
Развивающие:


развиватьу детей самостоятельность, навыки мотивации к творческой
деятельности;

 развивать возможности демонстрировать результаты своей работы;


укрепить здоровье и развить физическую выносливость.

Обучающие:


обучить определенным теоретическим знаниям и хореографической
терминологии;

 сформировать

практические

умения

и

навыки

в

области

хореографического искусства;
 обучить

основам

способствовать

музыкально-ритмической

развитию

пространственных

деятельности,
и

временных

ориентировок;


обучить

технике

исполнения

движений,

для

дальнейшего

самовыражения и умения перевоплощаться в музыкальный образ;


обучить способности воображать и мыслить образами, а так же

выражать их в движении;
 научить самостоятельно пользоваться полученными практическими
навыками и теоретическими знаниями при составлении учащимися
комбинаций для танца.
1.3. Содержание программы
Учебный план программы
№

Количество часов

Формы
аттестации/

Название раздела

всего

теория

практика

контроля

2

0

Тестирование

темы

1

Раздел

1. 2

Знакомство

с

Входной

хореографическим

контроль

искусством
Вводное занятие
1.1 Танцевальное

1

искусство, как вид
детского
творчества.
Техника
безопасности

на

занятиях

по

хореографии

1

0

Викторина

1.2 Хореографический

1

1

0

язык

Анализ
выполнения
упражнений

2

Раздел 2.

6

2

4

Элементы

Наблюдение
Беседа

музыкальной
грамоты
3

Раздел 3.
Знакомство

11

3

8

творческого

с

задания

элементами

4

Анализ

русского-народного

Педагогическое

танца

наблюдение

Раздел 4.
Знакомство

6

2

4

Контроль

за

выполнением

с

упражнений,

элементами

развивающих

фигурного вальса

координацию
движения
Свободный
опрос

5

Раздел 5.
Знакомство

6

2

4

Танцевальные
комбинации

с

элементами
эстрадного танца
6

Раздел 6.

36

0

36

демонстрация,

Учебно-

наблюдение,

тренировочная

зачёт

работа
6.1 Постановочная

15

0

15

работа

6.2 Репитициолнная

Обсуждение
Наблюдение

21

0

21

работа

Обсуждение
Наблюдение
Выступление

7

Итоговое занятие

1

0

1

Отчётный
концерт

68

11

57

Содержание учебного плана
Раздел 1. Знакомство с хореографическим искусством.
Тема 1.1. Танцевальное искусство, как вид детского творчества Техника
безопасности на занятиях по хореографии.
Теория: Знакомство с танцевальным искусством, как одним из видов
детского творчества. Правила проведения на тренировках, дисциплина и
организованность. Режим занятий, форма одежды на занятиях. Задачи и план
работы на год. Беседа о технике безопасности на занятиях.
Тема 1.2. Хореографический язык.
Теория: Что такое хореографический язык: «приветствие», «прощание»,
«поклон». Изучение техники выполнения поклона на середине.
Раздел 2. Элементы музыкальной грамоты.

Теория: Элементы музыкальной грамоты. Мелодия (веселая, грустная). Темп
(быстро, медленно, умеренно). Направление движения (ЛТ - линия танца).
Практика: Прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под
музыку, Тактирование, выделение сильной доли. Движения в характере и
темпе музыки. Пространственные музыкальные упражнения: построение в
шеренги, колонны.
Раздел 3. Знакомство с элементами русского-народного танца.
Теория: Истоки русского народного танца, его роль в развитии хореографии.
Жанры русского народного танца. Отличительные особенности одного жанра
от другого.
Практика: основные положения рук

в русском народном танце.

Раскрывание и закрывание рук. Поклоны. Позиции ног в танце. Основные
шаги и ходы в русском народном танце. Хоровод. Притопы. Изучение
основных элементов. Изучение танцевальных движений.
Раздел 4. Знакомство с элементами фигурного вальса.
Теория:

История

возникновения

и

развития

вальса.

Виды

вальса

Музыкальный размер ¾. Прослушивание различных видов вальса.
Практика: Позиции ног и рук, Поклон и реверанс. Маленький квадрат вальса
с правой ноги, Поворот партнерши под рукой. Вращения в паре на носках
вокруг своей оси. Вальсовая дорожка (променад). Движение партнерши
вокруг партнера, стоящего на одном колене.
Раздел 5. Знакомство с элементами эстрадного танца.
Теория: Особенности исполнения эстрадного танца. Знакомство с детским
эстрадным танцем. Выразительность и артистичность исполнения. Характер
и настроение в эстрадном танце.
Практика: Изучение отдельных элементов и движений эстрадного танца,

упражнения для постановки корпуса, позиций и положений рук и ног.
Использование различных средств танцевальной выразительности: Жесты,
мимика, телесная выразительность. Разучивание танцевальных

связок и

комбинаций.
Раздел 6. Учебно-тренировочная работа.
Практика: Разучивание движений к каждому виду танца.
отдельными

движениями.

Объединение

движений

в

Работа над
комбинации.

Объединение блоков в законченную форму – танец. Рисунки танца. Работа
над образом, раскрывающимся в танце. Репетиционная работа в костюмах.

Раздел 7. Итоговое занятие.
Практика: Отчётный концерт.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
У обучающихся будет:
 развит интерес к танцевальному искусству, хореографии;
 развита инициативность и самостоятельность, уверенность в себе;
 развито эстетическое восприятие мира танцевального искусства;
 развито умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата;
 развита познавательная активность, творческие способности;
 сформированы способности к эмоциональному восприятию материала;
Метапредметные результаты:
У обучающихся будет развита::
 моторика для активации внутреннего интеллектуального и творческого
потенциала;
 физически правильная осанка и мышечный тонус фигуры;

Познавательные:
 развиты навыки осознанного и произвольного построения сообщения в
устной форме, в том числе творческого характера.
Коммуникативные:
 развиты способности работать в группе, учитывать мнения партнеров,
отличные от собственных;
 развиты способности формулировать собственное мнение и позицию;
 развиты способности адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
 правила передвижения по танц-классу, по сцене,
 комбинированный метод исполнения комбинаций в рисунке танца.
Обучающиеся будут уметь:
 правильно использовать позиции ног и рук;
 исполнять танцевальные

«па» под

музыкальное сопровождение

учитывая смысл, сюжет и роль героя.
Обучающиеся будут владеть:
 техникой правильно держать осанку;
 техникой правильно выполнять позиции рук и ног;
 техникой правильно держать положения корпуса и головы при
выполнении танцевальных движений;
 техникой

исполнять

упражнения,

танцевальные

хореографические композиции, этюды;
 техникой выполнять передвижения в пространстве зала;
 выразительностью исполнения танцевальных движений.

движения,

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
Важнейшим

условием

реализации

программы

является:

создание

развивающей, здоровье сберегающей образовательной среды как комплекса
комфортных,

психолого-педагогических

и

социальных

условий,

необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.
Материально-техническое обеспечение:
Реализация

программы

предполагает

наличие

учебного

кабинета:

танцевальный класс.
Оборудование танцевального класса: просторный зал, освещение, напольное
покрытие, зеркала, спортивный инвентарь, атрибутика, музыкальный центр.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Наличие аудио материалов с фонограммами, DVD материалы с записями
постановок известных хореографов, коллективов, ансамблей страны.
Методические пособия, такие как: учебно-терминологический словарь,
энциклопедия, журналы.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Входной контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения
программы: позиции рук, ног, правильная постановка корпуса).
Текущий контроль (техника исполнения танцевальных движений учитывая
основу хореографии в позициях и положении рук ног, отслеживание
активности

учащихся

в

выступлениях

на

школьных

мероприятиях).
Промежуточный контроль: Знание партера и его исполнение.

и

районных

Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков на
последнем занятии) – финальное выступление на итоговом отчётном
концерте.
Формы и содержание итоговой аттестации:
1. опрос;
2. выступление
3. контрольное открытое занятие на середине.
Оценочные материалы
Работа учащихся оценивается по результатам участия в конкурсах и
концертах.

ФИО учащихся

Эмоционально

сосредоточенное восприятия

чувственный

состояние

не

(почти
(богатство

(во

время проявляется;

испытанных

занятия

эмоционально-

выступления

внимания

чувственных

нестабильность

восприятии

переживаний);

внимания)

художественного

и отсутствие
при

произведения)
На

На

На

На

На

На

начало конец

начало

конец

начало

конец

года

года

года

года

года

года

Уровень

музыкально-ритмического

развития

ребенка

определяется

посредством наблюдения педагога за детьми в процессе движения под
музыку в условиях исполнения знакомых танцев и упражнений, разучивания
новых движений.
В конце года анализируется уровень музыкально-ритмического развития
ребёнка с целью:
Выявления уровня развития музыкальных и двигательных способностей.
Проектирования индивидуальной работы.
Оценки эффекта педагогического воздействия.
Планирование и корректировка учебного плана на следующий год обучения.
Имитационные

ФИО

Пластичность

движения

Координация

Чувство

Танцевальные

движений

ритма

движения

воспитанника

2.3. Методические материалы
Метод демонстрационный.
Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным
показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение
предстает в законченном варианте.
Метод наглядности.
Показ

способов

действий,

показ

образца

(показ

педагога

каждого

танцевального элемента). Эти приемы основаны в значительной мере на

подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений. Этот метод
включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время
исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности,
которые сочетаются со слуховыми впечатлениями.
Методы и приемы обучения
Методы и приемы обучения, используемые в хореографической работе:
Наглядный метод включает в себя разнообразные приемы:
 демонстрационный образцовый показ педагога;
 эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;
 подражание образам окружающей действительности;
 прием тактильно- мышечной наглядности;
 наглядно-слуховой прием;
 демонстрация эмоционально- мимических навыков;
 использование наглядных пособий.
Словесный метод
состоит из многочисленных приемов:
рассказ, объяснение, инструкция, лекция, беседа, анализ и обсуждение,
словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца, прием
раскладки

хореографического

па,

прием

закрепления

целостного

танцевального движения- комбинации.
Практический метод:
обогащен комплексом различных приемов, взаимосвязанных наглядностью и
словом.
 игровой прием;
 соревновательность и перепляс;
 использование ассоциаций- образов, ассоциаций- метафор;
 комплексный прием обучения;

 выработка динамического стереотипа (повторяемости и повторяемости
однотипных движений);
 фиксация отдельных этапов хореографических движений;
 сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;
 прием пространственной ориентации;
 развитие основных пластических линий;
 музыкальное сопровождение танца как методический прием;
 хореографическая импровизация;
 прием художественного перевоплощения.
Методы работы, как хореографа- постановщика:
Объяснительно – иллюстративный
(показ элементов, объяснение, использование фольклора).
Репродуктивный
(разучивание, закрепление материала).
Исследовательский
(поиск истоков, исполнение, оценка, самооценка).
Метод побуждения к сопереживанию
(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
Метод поисковых ситуаций
(побуждение детей к творческой и практической деятельности).
Критерии определения результативности программы:
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ
и

основными

средствами

выразительности

изменять

соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.

движения

в

Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение
передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и
содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление,
настороженность, восторг, тревогу, печаль и т.д.)
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений
рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнить
несложные акробатические упражнения («рыбка», «шпагат», «лодочка»,
«мостик» и т.д.).
Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений,
правильное сочетание движений рук и ног в танце.
Творческие способности – умение импровизировать под знакомую и
незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также
придумывать собственные оригинальные «па».
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения
(выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).
Память – способность запоминать музыку и движения.
Формы организации образовательного процесса:
индивидуально-групповая и групповая.
Тип

занятия:

комбинированное,

теоретическое,

практическое,

репитиционное, тренировочное.
Формы проведения занятий:
мастер-класс,

наблюдение,

фестиваль, беседа, игра, конкурс, лекция,

открытое

занятие,

посиделки,

праздник,

практическое занятие.
Формой подведения итогов реализации программы :
являются результаты мероприятий: конкурсы; праздничные выступления;
участие в смотрах, конкурсах.

2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

34

Количество учебных дней

34

Продолжитель

02.09.2024-

1 полугодие

ность учебных
периодов

28.12.2024
2 полугодие

09.01.202528.05.2025

Возраст детей, лет

8-15

Продолжительность занятия, час

2

Режим занятия

1раз/неделю

Годовая учебная нагрузка, час

68

2.5. Календарный план воспитательной работы кружка

№ Название

1

Дата/время Место

Уровень

мероприятия

проведения

участия

Тематические беседы о Сентябрь

МОБУ

учащиеся

хореографии роли

Струговская

родители

физических
упражнений в жизни
ребенка.

ООШ
Актовый зал

коллектива

и

2

Концерт, посвященный Октябрь

МОБУ

Учащиеся

Дню учителя

Струговская

родители

ООШ

коллектива
школьный

3

Беседа

«Посеешь Октябрь

привычку,

пожнешь

характер»,

МОБУ

Учащиеся

Струговская

коллектива

ООШ

школьный

Актовый зал
4

Концерт, посвященный Ноябрь

СДК

Дню матери.

Струговка

с. учащиеся
Коллектива/
школьный

5

Концерт

«Новогодняя Декабрь

фиерия»

МОБУ
Струговская
ООШ
Актовый зал

6

Беседа

«Творческое Январь

самовыражение»

МОБУ
Струговская
ООШ
Актовый зал

7

Концерт «Мы славим Февраль

МОБУ

вас, Отечества сыны».

Струговская
ООШ
Актовый зал

Учащиеся
Коллектива/
школьный

Учащиеся
Коллектива/
школьный

Учащиеся
Коллектива/
школьный

и

8

Концерт, посвященный Март

СДК

международному дню

Струговка

с. школьный

8 марта
9

Вахта памяти

Апрель

СДК

с. Учащиеся

Струговка

Коллектива/
школьный

10 Парад Победы

Май

Площадь

Учащиеся

С.Струговка

Коллектива/
школьный

11 Ура, каникулы!

Май

СДК

Учащиеся

с.Струговка

Коллектива/
родители
школьный

Учебно- методическое и информационное обеспечение
Беспятова

Н.К.

Методическое

пособие

Программа

педагога

дополнительного образования: от разработки до реализации. М.,2017.
Сластенина В.А., Колесникова И. А. Педагогическая поддержка ребенка в
образовании: уч. пос. для студ. высш. уч. зав./под ред. М: Изд.
«Академия»,2018.

центр

Прибылов Г.Н. Методические рекомендации и программы по классическому
танцу. М., 2019.
Пузыни Т.Г. Педагогические условия формирования авторства подростков в
художественной деятельности. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. п. н. М., 2020.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочкарева Н.И. Ритмика и хореография: уч. пособие.Кемерово,2021.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: уч. пособие. С. – Петербург, 2021.
3. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5
классы: методическое пособие для учителей. М.: «ВАКО», 2021.
4. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего возраста:уч. пособие. М.: Владос, 2020.
5. Каплунова И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей
/ И. Каплунова, И. Новоскольцева.Пособие для воспитателей и
музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. СПб.:
«Композитор», 2021.
Ссылки на электронные ресурсы:
1. Зенн Л. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и
ритмических движений на уроках ритмики [Электронный ресурс] //
URL: http://www.kindergenii.ru (дата обращения: 21.05.2022).
2. Ваганова А. Основы классического танца [Электронный ресурс] // URL:
https://www.studmed.ru/view/vaganova-aya-osnovy-klassicheskogo-tanca
(дата обращения: 10.05.2022).
3. Электронная библиотека по народно-сценическому, характерному
танцу [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/topic-188119039
(дата обращения: 06.05.2022).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».